Вечная война между добром и злом - вечная война с самим собой.
Есть мнение, что это лучшая роль Андрея Миронова. Можно мыслить трагически, и принять картину как одно из последних прощаний перед смертью, которая лишила страну любимого артиста. Но, скорее, тонкость и чувственность натуры, талант и многолетний опыт внесли в его послужной список еще одну блестящую роль, а в наши сердца нового лирического героя.
Сюжет крайне прост. У девочки-сиротки Марты похищают такого же, соответственно, сиротку-брата Мая, который буквально чует золото. Какой грабитель не хочет поживиться такой легкой добычей?! Мальчика похищают. Сестренка пускается на поиски. В начале своего путешествия она встречает поэта, философа и знахаря Орландо, который по доброте душевной грозится ее накормить и помочь в поисках родной крови.
Возникло чувство, что режиссер фильма Александр Митта не стал особо мудрствовать и накидывать ажур на все метафоры, который обычно используют режиссеры, преследующие двух шустрых зайцев. Либо зритель сможет насладиться скрытыми мотивами и назначением смысла, при этом, не упустив от внимания искусство подачи так называемой «режиссерской истины», либо не поняв ничего, увидит прекрасную, но сложную картинку. И если подобный зритель проникся симпатией к сему предмету, то он может позволить себе подумать, что понял само назначение фильма, что в корне неверно.
Повторюсь, фильм крайне прост. Очевидное зло злом и является, эта же песня и с добром. Но есть один интересный момент. Не раз Орландо становится жертвой своих желаний, жертвой искушения, но суть вещей это не меняет. Позволяя себе ошибки, и прощая себя за них, прося прощения у Марты, он остается положительным персонажем фильма, даже героем, который погибает ради цели, которая стала принадлежать в равной доле и ему, а не одной только Марте. В это же время отрицательный персонаж помимо жадности, грязных помыслов и прочих стандартных качеств отрицательного героя, проявляет любовь к мальчику Маю, которого он, собственно, и вырастил. Даже сыном его называет, но при этом, желая сыну блага, отправляет в темницу его сестру. И все же это был не яркий момент в фильме, по сравнению с борьбой Орландо со своими пороками. Отрицательный герой при всем своем теплом чувстве, таковым и остается. И все точки над своей i.
На самом деле это, наверное, единственный герой, о котором имеет смысл говорить. Яркая роль, персонаж, актер. Фильм сам выносит его на главный план. Ведь девочка есть девочка. Да, самоотверженности ей не занимать, доброе и милосердное сердце, даже слишком доброе и милосердное, в отчаянии, сломя голову, бросается во все пучины и леса, к дракону в лапы, только бы Мая спасти. Слишком светлое создание. В сравнении с остальными персонажами фильма неестественно чистая душа. Зло есть зло, здесь и говорить нечего. В ту степь редко кто заглядывает. Выходят две крайности. А вот Орландо – человек. Самый обычный, каких миллион. Да, гений! Да, он хороший! Да, он на стороне добра, но между тем не чурается своих желаний, даже если те не всегда идут во благо общего дела. Именно эта его человечность делает его центровым персонажем. Ведь человеку свойственна слабость, желание получить хоть что-то, начиная с элементарного удовольствия и заканчивая широким размахом, которое выражается в жизненном счастье. Также человеку свойственен страх. Когда Марта и Орландо вышли на болта, и два брата указали им направление на Драконью гору, Орландо естественным образом струсил. Никто не хочет потеряться в неизвестности и уж тем более умереть. Но настойчивость Марты пробудила в нем тот самый огонек справедливости и душевную доброту, и он не устоял, отправившись со своей подругой, как он считал, в логово страха и смерти.
Одна из самых ярчайших метафор – приключения на самом драконе. Я искренне считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы позволять себе идти на поводу у желания. Но очень тонка грань, за которой до горизонта простирается губительная жадность. Она уничтожила жителей деревни. Получая все с избытком, они захотели власти и решились на страшное: отобрать у дракона его огонь. Я сразу же провела параллель с человечеством и нашей прекрасной планетой, которая стонет, испытывает страшные муки под гнетом людских амбиций и алчности. Получая все, они завышают планку и требуют еще больше, пытаясь разрушить границы невозможного. Иногда мне кажется, что подобные поступки только напрямую говорят о внутренней пустоте. Видя совершенство, скупой на ум и фантазию варварским путем разрушает прекрасное. Обделенный любовь наполняет сердечную пустоту едой, алкоголем, наркотиками. Человек, у которого нет ничего за душой и в кармане пытается вознестись над всеми, с чистой совестью шагая по головам и истребляя любое препятствие, будь то просто камень, который он раздробит, стены горда, который он стирает с лица земли, море, которое он иссушает, планета, которую он травит одним только своим существованием. В нас нет бережливости. Мы не храним то, что уже у нас в руках. Держа в руках булку хлеба и флягу с водой, появляется необоснованное желание собрать все колосья и осушить каждый колодец…
Добро редко побеждает зло. Истина уже давно у каждого своя, и судьбы вершит тот, в чьих руках власть. Но истинной преданности человеку, любви кровной и просто человеческой привязанности, дружбе цены нет и не будет никогда. Несправедливости много, от нас отворачиваются самые дорогие нам люди, но цитируя Александра Васильева, лидера группы Сплин, «прохожий на остановке возьмет и укроет тебя под плащом».
Фильм – свет, который помог вспомнить, что нельзя терять надежду и веру в людей.
Пройдёт время, и Алёша Ярославцев, глядя на казнь своего похитителя, поймёт ницшеанское 'невиновно всё ничтожное в своем ничтожестве' и вспомнит отцовское 'плохие люди созданы на благо тех, кто хочет быть хорошим'. И дело даже не в том, что еретически философствующий, как Орландо - давний знакомый Алёши, усач так уж сложен для понимания, нет. Просто чтобы его понять, нужно почувствовать то, о чем он говорил. И вот Алёшу, стоящего в десяти шагах от эшафота, обдаст ветром, который вместе с запахами Мая будет нести с собой исходящую от приговоренного алчность денег и власти, не выбитую из него даже приближением старухи с косой, ну, или с чернильными струпьями - тоже давней знакомой Алёши. Тогда-то Алёша и осознает, что духовное ничтожество - приговор природный, принуждающий, принижающий, пригвождающий волю к материи. В юноше не будет злости на обидчика - лишь покорное понимание и сдержанная радость от того, что благодаря отцовскому наставлению на пьедестале смерти стоит не он. И когда тело осклабившегося преступника, обнятое веревкой за шею, безвольно затрясётся в проеме эшафота, Алёша отвернётся и пойдет домой.
По дороге он не своей памятью вспомнит, как когда-то, в давние века, между гор и озёр, в морозе гофмановской ночи рождественские огни бенгалились, и лились из них аквамариновые искры, и сказочно-плутовская мелодия сменялась тревожно-торжественными нотами, а вместе с ней и румяное личико сестры - рыхлыми лапищами страшилища. Там был мальчик. Мальчика уносили вглубь средневековых пустошей, мальчика температурила золотая лихорадка, мальчик плакал и стонал. Со временем пустошь проела пустоши внутри, лихорадка подружилась с организмом, плачестоны утекли, а мальчик стал пленником богатства, позабывшим и сестру, и совесть. Алёша не мог понять, откуда в его голове эти воспоминания. Может, это чья-то душа брезжит, может, кто-то с того света жаждет перерождения?
Пройдёт время, и Александр Митта, приёмный отец Алёши Ярославцева, глядя на журналиста газеты 'Известия', скажет: 'Сказка странствий' была для меня решением проблемы метафоры в кино', и ни тени лицемерия не будет читаться на его лице. Ведь аллюр аллегорий алхимически превращает сказочные эпизоды в исполненные не всегда прочитываемым подтекстом интермедии. Едкая иносказательность была самоцелью режиссёрской работы, а все метафоры безжалостно жалили социальный эпидермис, распарывали бюрократическое брюхо аккурат посерединке, тыкали разъевшуюся харю коммунистов в жижу государственной проблематики. Как водится, сказка сказкой была только на первый взгляд, а рейтинг '0+' ей присудил кто? - неглубокомысленные, однако, цензоры, схававшие визионерскую наживу, но не въехавшие в метафорический жесткач содержания. Для сравнения - даже у конструктора 'Лего' рейтинг '3+'.
Так и получилось, что сказка обернулась самой настоящей явью. Райская Потребляндия, построенная на спине у дракона, олицетворяла Советский Союз, сидящий на нефтяной игле. Разбушевавшийся дракоша в сказке 82-го - пророчество, привет из прошлого 91-му. Чума, черноволосая ледигага на коне, вторгающаяся в киношную страну, метафоризировала советские танки, введённые на территорию Чехословакии в рамках операции 'Дунай', год 68-й. В СССР этого не поняли, зато поняли в Чехословакии, и донесли в СССР. 'Сказку странствий' положили на полку, а если бы прочитали в ней ещё один иносказательный код - куда более язвительный, чем нефть и танки, - то сожгли бы к чертовой бабушке яге. Слишком уж заретушированными стилизацией под западноевропейский фольклор оказались эпизоды, изобличавшие судебный разгул нквдшников. Сцена замуровывания Орландо, отсылающая к румынской мифологии, к легенде о Мастере Маноле, недвусмысленно намекала на то, как обращались в Советском Союзе с людьми, дерзко сочетавшими в себе непозволительное донкихотство и еретическое давинчивство, - и 'заложить кого-то' у Митте обретало буквалистское воплощение. Помимо абстрактного проговаривания серьёзных тем, 'Сказка странствий', конечно же, эксплуатировала классическую структуру бинарных оппозиций - добро-зло, живой-мёртвый, вода-огонь, - выстраивая вокруг неё шеренгу повествовательных штрихов. Но сказка близилась к финалу и структура разрушалась: добро сливалось со злом, мёртвое мерцало в живом. Пройдёт время, и финальное восхождение Орландо-Мая по обломкам богатства к чистой стене будет считаться примером для жаждущих свободы воли, а пока... пока ничтожное правит, и оно, как водится, в том невиновно.
Не 'сказочная' сказка. Сам фильм - потрясающий, очень интересный сюжет, необычайные приключения, все перипетии яркие, живые.. Очень характерные герои, не слащаво эпичные, а хорошие, вылепленные с точностью до мелочей. Но в целом от фильма остаётся осадок безнадёжности, меланхолии... Такое чувство, что пока на западе снимают добрые сказки со счастливым концом, нашим детям с малых лет дают понять что жизнь не сахар. В то же время, обращаясь к творчеству того же Андерсена, братьев Гримм, чьи мотивы явно прослеживаются и в фильме Митты, те же меланхоличные тенденции мы видим и столетия назад. Как бы там ни было, это добрый и поучительный фильм, обязательный к просмотру если не с детских, то с юношеских лет.
Если вы не смотрели 'Сказку странствий' в детстве, отрочестве, юности (как я), то соберитесь всей семьёй от мала до велика у экрана, пригласите соседей и друзей, отключите мобильники, забудьте обо всём и посмотрите эту великую картину! А когда ваши глаза высохнут от слёз, подумайте в тишине о том, как живёте, о нашем мире, и станьте лучше, хотя бы на чуть-чуть.
Потрясающе мудрый фильм, и, как всё великое, как никогда актуальный (увы, за 30 лет с момента его выхода люди в массе своей стали только дальше от Добра). Разве не узнаётся в деревушке разжиревших экс-рыцарей современный Запад (в особенности Западная Европа- сцена празднования один в один повторяет германско-бюргерский Октоберфест, что подчёркивается и музыкой), вытягивающий соки из всего остального мира (Дракона) и не впускающий (не выпускающий) никого, чтобы чужие сюда не лезли. В фильме показано, чем это кончается. А именно тем, что сейчас и происходит!
Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить моих коллег на Кинопоиске: столько добрых, порой трогательных рецензий я ещё не встречал ни на одной странице (сам пишу, вытирая глаза). Ну, так и повод-то для писания какой! Современного человека в сто раз легче развеселить, чем растрогать. И огромное спасибо создателям этой печально-философской сказки за то, что, преодолев нашу толстокожесть, они добрались до пока ещё живых человеческих сердец.
На сегодняшний день 'Сказка странствий'- лучший фильм, который я посмотрел за свои 50 лет. Поставил ему 9, поскольку, как считаю, фильм на 10 человечество ещё не сняло (и, скорее всего, уже не снимет...).
Очень хочется поделиться с вами своими впечатлениями от чуда под названием «Сказка странствий». Если вы хотите посмотреть отличное кино, с настоящей философией, по истине чистый и про всепобеждающую любовь, то этот фильм для вас.
«Сказка странствий» это отдельный большой мир, это фильм-философия, фильм-добро, фильм-любовь. Любовь, которая преодолевает расстояние, побеждает зло, пересекает любые границы и побеждает саму смерть. Этот фильм о всех нас, ведь мы странники в этом загадочном мире, мы вечно куда-то идем, спешим что-то ищем. Мы бродяги, бредущие по бесконечным дорогам, мы дарим часть себя всем тем кто встречается на пути и берем часть их переживаний, часть их души себе.
Замечательный актерский состав и чудесный сказочный мир. На протяжении фильма не просто сопереживаешь героям, а живешь их жизнью, каждый просмотр открывает что-то новое, позволяя самостоятельно докопаться до скрытого смысла или же открыть что-то понятное только самому.
«Сказка странствий» о спасении, о верности и вере. Вере в то, что не смотря на все трудности надо идти до конца. Эта сказка о любви, которая воскрешает и дарит крылья. Не даром в фильме звучит прекрасная музыка Альберта Шнитке. У меня по коже до сих пор бежит приятный холодок, когда слышу «Полет», я словно там вместе с героями лечу над древними городами, над непроходимыми лесами и мрачными горами, которые ни что иное как тело сказочного дракона. Это сказка, но наверное, самая реалистичная сказка, которую я видела. Этот фильм учит добру и терпению. Фильм - целый мир, мир, который каждый может создать при просмотре этой замечательной картины.
На фоне нашумевших и захвативших аудиторию ярких и отсроумных захаровских киносказок «Сказка странствий» Александра Митта прошла в 80-ые незамеченной. А она нисколько не уступает им в художественном отношении, а трагизмом и глубиной местами даже превосходит. Причина, наверное, в том, что «Сказка странствий» ориентирована прежде всего на детскую аудиторию, но вспомните: разве не замирало ваше сердце, когда душа Орландо просыпалась в бездыханном теле Мая: неужели мы вправду это смотрим? как они позволили ЭТО показывать?
«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими»
Сюжет «Сказки странствий» отдалённо напоминает «Снежную королеву» Андерсена: девочка-сирота ищет по всему свету украденного разбойниками младшего брата, душа которого за время их разлуки оледеневает. Неслучайно даже имена героев созвучны именам персонажей «Снежной королевы»: Марта-Герда, Май-Кай. Трудную дорогу, полную приключений, испытаний и искушений с Мартой (Татьяна Аксюта) разделяет встретившийся ей в самом начале пути бродяга Орландо (Андрей Миронов): лекарь, философ и поэт в одном лице.
«- Куда ты идёшь?
- Не знаю.
- Тогда нам по пути.»
Андрей Миронов больше известен комедийными ролями, но его талант был столь велик, что выходил за рамки своего амплуа. И лучшие роли Миронова – романтико-трагические: Маркиз в «Достоянии республики», Джонни Фёст в 'Человеке с бульвара Капуцинов и, конечно, Орландо в «Сказке странствий».
Прошло почти 30 лет с момента выхода «Сказки странствий», но она почти не устарела, а это признак шедевра – да, спецэффекты не голливудские, да, образы разжиревших рыцарей и бездушных судей немного наивны и прямолинейны, но об этом не помнишь, когда переживаешь в который раз за доброго и чуть-чуть беспутного Орландо и его самоотверженную, хотя и немного упёртую спутницу, которых преследуют всевозможные злоключения.
«Человек должен быть сыт, особенно философ. Голодные философы все злые.»
И, конечно, говоря о достоинствах «Сказки странствий», нельзя пройти стороной мимо саундтрека фильма – одно из лучших в мировом кино. Музыка для фильма написана Альфредом Шнитке, она наполнена драматизмом и отражает все нюансы происходящего на экране. Если у вас нет желания смотреть сказку, то это стоит сделать хотя бы ради саундтрека.
Рекомендации к просмотру: обязательно смотреть, особенно если вас заела суета и душа требует катарсиса – «Сказка странствий» вам его обеспечит. Посмотреть этот фильм - всё равно что выкупаться в реке в жаркий день после трудного похода.
Мы погибнем без этих крыльев, которые нравились мне
Восхитительная кинематографическая притча Александра Митты, прошедшая цензуру и при этом сохранившая свою органичность и философское наполнение, по выразительности своей иносказательности ничуть не уступающая фильмам гениального Марка Захарова.
В ней достаточно просто (пусть и не для детского сознания) через совсем прозрачные аллегории выражено вся мотивация человеческой жизни и все проявление человеческой натуры – как в светлых (любовь, верность, семейные ценности, самопожертвование и желание помочь ближнему несмотря на цену, которую придется заплатить, и самое выразительное – способность мечтать и хранить верность своей мечте), так и в самых низменных ее проявлениях (алчность, предательство, глупость и упоение собственной безнаказанностью).
Без особого труда в этом поистине пророческом фильме мы, к великому сожалению, без труда находим все события современности. Охоту на беззащитного человека власть имущими ради развлечения (дело депутата Лозинского), пародия на справедливость в судебных инстанциях («Мы те, кому дана власть над такими как ты. И поэтому очень дорого стоит твой расквашенный нос. Уж конечно побольше, чем твоя жизнь»), сытый разгул общества потребителей (бурящие дракона «прометеи»), сформированного из погрязшего в мелких бытовых радостях на пути к своей мечте былых героев (растолстевший и обленившийся Дон Кихот). Нам противны подобные персонажи в фильме, но мы прекрасно сознаем, что они – всего лишь иносказательное и слабо завуалированное отображение нас самих. И от этого становится действительно страшно и грустно.
Но осознавая это, мы внутренне готовы меняться – а значит, и избавляться от собственных пороков. Не напрасно один из главных героев картины – Орландо – в замечательном исполнении Андрея Миронова представлен странствующим лекарем и философом, едва ли не каждая фраза которого отдает мудрой сакральностью (например, памятника автору при жизни стоит одна только фраза - «Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими»).
Пронзительная и будоражащая самое черствое и бесчувственное сердце музыка Шнитке как тест на право считаться человеком, обладающим душой, а не просто биологической прямоходящей оболочкой - одно из самых главных составляющих непередаваемой атмосферы картины. Сильнее по воздействию на зрителя производят разве что музыкальные произведения Эдуарда Артемьева. И если Вы еще не пошевелили и пальцем, чтобы у Вашего ребенка появились понятия добра и зла – пусть он посмотрит этот поистине волшебный фильм. Вместе с вами - потому что к таким фильмам стоит возвращаться в любом возрасте. И не исключено, что тогда у него тоже появятся крылья, чтобы достичь своей светлой и чистой мечты. Без веры в которую каждому из нас, бросающимся в бездну жизни, суждено только разбиться.
Фильм был снят в СССР в 1983 году. Для того периода это очень такая, лично для меня, неожиданная работа. Андрею Миронову, когда он не кривляется, а со всей душой играет странствующего философа, прям низкий поклон, если бы это было возможно. В такие моменты понимаешь, что замены-то у нас достойной ему нет. Лев Дуров и Вениамин Смехов очень хорошо вписались в те роли, что они играли. Честно, вообще впервые вижу Дурова в отрицательной роли. А Смехов в роли обросшего брюшком Дон Кихота бесподобен. Такая маленькая, но очень запоминающаяся роль.
Много чего понравилось: и идея с застрявшем в болоте драконом, и суд, и чума... Но вот центральный сюжет, точнее даже героиня, Марта, нет. Я слишком, наверно, погрязший в этом грязном меркантильном мире человек и очень не люблю идеальных людей. Марта в своей идеальности и правильности не видит, что разрушает чужие жизни, губит. Она слишком правильная. А человек привык, что у него есть ошибки.
Вообще, если бы мы умели бы сейчас снимать так же как Голливуд в плане спецэффектов, то вот этот фильм просто шикарная база для хорошего ремейка. Потому что это сказка для взрослых. В таком же стиле любил писать Ганс Христиан Андерсен. Чтобы было познавательно.
За все своё детство я посмотрела огромное количество сказок, фильмов для детей, но ни один из них не врезался в мою память так, как гениальное творение Александра Митты «Сказка странствий». Фильм-притча, сказка-аллегория, философская картина, наполненная глубоким смыслом, её просмотр оставил во мне неизгладимое впечатление, которое потом пронеслось через всю жизнь, и знаю, что я в этом не одинока.
Маленькие сироты, Марта (Татьяна Аксюта) и её младший брат Май, чудесные дети с весенними именами. Они вынуждены жить впроголодь и в нищете. Май обладает необычным даром, он чувствует золото и может находить клады, только дается ему это ценой нестерпимой боли, и любящая сестра не готова платить эту цену.
«Ну и пусть мне будет плохо, зато ты будешь сыта и богата»
Марта ни за что на свете не подвергнет брата страданиям, всеми силами она поддерживает его и не теряет веру в лучшее.
Алчный разбойник Горгон (Лев Дуров) услышал их разговор и обманным путем похищает Мая.
Десять лет Марта странствует по миру, чтобы найти брата. Она пройдёт сквозь огонь и воду, встретит на своём пути необычного человека философа, лекаря и учёного – Орландо (Андрей Миронов), который станет самым лучшим другом на всю её жизнь.
Он очень умный, добрый, отзывчивый человек. В его сердце живёт милосердие к людям, а голова полна светлых идей и правдивых истин:
«Жизнь – это большая река, мудрец никогда не станет бороться с волнами, он плывёт по течению, потому что знает – течение само вынесет куда надо.»
«Человек должен быть сыт. В особенности философ. Голодные философы все злые.»
«Сказка странствий» немного печальная история о борьбе добра и зла, но при кажущейся жесткости это очень добрый фильм, и, наверное, один из самых добрых на свете. Как говорил Орландо:
«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими.»
Если вы ещё не посмотрели эту картину, то не узнали истинного гения Миронова, всю глубину его потрясающей личности и актерского мастерства. Миронов с горечью говорил друзьям, что ему очень больно от того, что он запомнится зрителям только как актер легкомысленных ролей в фильмах типа 'Бриллиантовая рука'.
«Устами младенца глаголит истина» - один ребёнок, после просмотра фильма, так ёмко и так точно охарактеризовал Орландо - «добрый дядя с грустными глазами».
'У Андрея Александровича перед съемками умер отец, и он очень переживал. Возможно, эта трагедия и придала образу Орландо особую глубину и драматичность. Когда умирает близкий человек, тема жизни и смерти уже не абстрактное философствование, а личная боль.'
Ни с чем несравнимое впечатление производит сцена на башне и сам полёт героев на «рукотворном нетопыре, поднимающем человека» - один из многочисленных изобретений Орландо. Это самый завораживающий, кульминационный момент всей картины, по коже бегут мурашки – так гениальна и глубока звучащая мелодия Шнитке, а внизу простираются волшебные пейзажи: реки, озера, леса, поля и луга, создаётся ощущение безграничного счастья и полной свободы.
Обширна география съёмок картины: Чехословакия, Румыния и Южный берег Крыма. Целый год проходили съёмки фильма, было отснято много материала, которого бы хватило на две серии, но цензура обрезала до одной. Надеюсь, что возможно найти тот материал, это было бы самым большим подарком для поклонников картины.
Нам несказанно повезло, что фильм, подвергшийся жестокой критике со стороны «верхов», всё-таки дошёл до зрителя, а не запылился на полке 'Мосфильма', но даже во времена моего детства его очень мало показывали по телевидению, я уже молчу про сегодняшнее время.
Друзья, смотрите настоящее кино, помните о близких и живите душой.
'Я исследовал органы человека, и когда я заглянул внутрь его, мне открылось, что каждый человек, это целый мир! Внутри него текут реки, ручьи, полные животворной влаги... А то, что мы называем сердце, легкие - это материки, это же острова, омываемые океаном.. И обитают в этом мире (как я полагаю) тысячи крошечных существ, живущих в согласии друг с другом...'
Это слова гениального ученого, бродячего философа и поэта Орландо, к сильным мира сего на суде, которые он произнес в свою защиту на обвинение в «колдовстве и сговоре с врагами княжества».
Увы, но человечество за тысячелетия, столетия своего существования узнало об устройстве мира много больше: оно научилось покорять космос, изобрело электричество, растратило практически все земные ресурсы, но так и не научилось жить в мире с самим собой…
В этом фильме-сказке все по-настоящему… ненависть и страдание, любовь и вера… сказка, как целая жизнь каждого отдельно взятого человека.
Так сложно и так просто... Нужно только не растерять себя, удержаться от искушения пойти по пусть и легкому, но никуда не ведущему пути, в котором твоя жизнь ценится не больше расквашенного носа богатого чинуши и придумать, вспомнить, создать 'Рукотворный нетопырь поднимающий человека', Синюю птицу, которая спасет, даже из пепла восстанет и унесет в бескрайнее небо от болезни, горя, несправедливости.
Сказка, которая однажды и навсегда покорила мое сердце, которая каждый раз помогает понять, способна ли я еще верить в людей и в себя и чувствовать по-настоящему...
'Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? - чтобы мы смотрели на них и старались быть совсем другими.'
Сказка, которая учит добру, без занудства, без фальши, учит легко и гениально так, как легка и гениальна музыка Шнитке и игра Андрея Миронова.
'- Упрямая… Ты что, бросишься спасать человека, если не умеешь плавать?..
- Брошусь... Я палку протяну, ветку нагну, веревку брошу... всегда можно чем-нибудь помочь, всегда!'
Это притча о душе человека, которая странствует по жизни, поддаваясь и борясь с пороками, бедами и находя в себе силы несмотря ни на что помогать тем, кто слабее идти дальше.
Очень сложно говорить об этом фильме простыми словами. Фильм прекрасен. Более гармоничного, честного и красивого фильма мне еще никогда не приходилось видеть. Каждый поворот сюжета, каждая сказанная героями фраза выходят за привычные рамки только детского кино.
И все же, если у вас есть дети, посмотрите с ними этот замечательный фильм, уверена, они поймут. В ней нет фальшивого идиотического веселья современных мультфильмов, нет ложных, замыленных истин, нет взрослого неуместного юмора... в ней есть доброта, есть надежда, есть искренность, есть человеколюбие и сострадание, одним словом, есть душа.