К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Всем, кто все еще ждет шедевров нашего 'фэнтези', - не ждите, а лучше посмотрите этот фильм если еще не видели. Сам впервые смотрел в кино в детстве - на последних кадрах пол-зала сидело с мокрыми глазами - ну правда и люди тогда еще не разучились сопереживать.

Натура великолепна - не зря к братьям-чехам ездили. Наши отлично вписались в средние века, но мне лично больше всего понравился Дуров: как всегда темперамент зашкаливает, но настолько цельная натура - хоть и отрицательный, а поневоле проникаешься какой-то симпатией. Как говорится, такую энергию да на благое бы дело.

Музыка оставила несколько двойственное впечатление- вроде бы в точку, но как-то уж очень смахивает на Вивальди.

06 марта 2007 | 20:46
  • тип рецензии:

Фильм очень хороший и об очень важном, о самом главном. Фильм философский. Но все-таки это фильм-сказка. И не только потому, что дух одного из главных героев, Орландо, переселяется в тело Мая, душа которого погибла. Увы, душа действительно может погибнуть навсегда. И это было бы призывом к бдительности, тождественным христианству...

Все здесь о нас и о нашем времени. Все верно: и о судьях, и о рыцарях-обжорах, которые вместо того, чтобы действительно сражаться с драконом, устраивают пир во время чумы. И 'зеленая' тема затронута в верном направлении.

Но прометеевский дух Орландо - это то, в чем режиссер ошибся. Марта не раз убеждала Орланда своими поступками, что добро важнее таланта. Спасение человечества уже совершено. Христианину это понятно. И понятно Кем. Режиссер проходит мимо этого. Это не к тому, что человеческий талант не может служить людям. Святитель Лука Войно-Ясенецкий был и хирургом и священником. Но все-таки в фильме, особенно в концовке проступает мысль, что талант тоже может спасти мир, как бы наравне с добром. Однако нет гарантии, что талант этот опять не будет служить злым людям. В жизни, увы, по определенным причинам случается именно так. Поэтому это именно фильм-сказка. Именно так и надо его трактовать, чтобы не ошибиться в акцентах.

Создатель кибернетики Норберт Виннер как бы извинялся за свое изобретение перед человечеством, понимая какие может нести оно угрозы людям. Об этом Дмитрий Перетолчин и Ольга Четверикова на ю-тьюбе. Ученый, поэт, философ часто не знает как отзовутся его слова, его дела. Тютчев хорошо это понимал.

Показательно, что режиссер Александр Митте снялся в фильме 'Экипаж' (2016), но его имени нет в титрах к фильму. И это не ремейк его фильма 1979 года. Это совсем другой фильм. Это фильм-катастрофа... В качестве слогана к фильму выбрана фраза: 'Когда земля горит, спасенье только в небе'. Спасенье всегда приходит с Неба. Но в нем всегда участвуют двое: Бог и человек. Поскольку в фильме-сказке использован средневековый сюжет, может быть, уместно будет закончить максимой Фомы Аквинского, которой, хотелось бы надеяться, пользовалась мудрая Марфа: молись так, как если бы все засисело от Бога, и поступай так, как если бы все зависело от тебя. К сожалению, современному светскому человеку, трудно дается такое простое и ясное для верующих людей понятие, которое на языке философии - служанки богословия - называется синэргия. Синергия Бога и человека в деле спасения души человеческой, ценнее которой нет ничего в мире.

28 января 2020 | 01:04
  • тип рецензии:

При всём желании хвалить работу режиссёра и актёров это не получится. Пауза в освоении этой кинопритчи растянулась на десяток лет с хвостиком. В детстве прошло на одном дыхании, я ощущала себя Мартой и очень переживала, когда досматривала, а гибель Орландо… Ну, тут слёзы были, конечно.

Вот с ностальгии и началось повторное знакомство. Почти с дюжиной перерывов произошло. Сказка-притча в мерзком фантике подделки под тёмную фантазию до самого конца смотрелась просто из упрямства.

А дело в том, что Марта (Татьяна Аксюта) представлена воплощённой совестью, только выглядит истеричной девочкой, разыскивающей похищенного брата (это намёк на поиск смысла жизни был или как?). Находит его уже в возрасте «за двадцать».

Орландо до встречи с совестью потрошил трупы и выдумывал изобретения, желая прославиться, но маскировал тщеславие самоубалтыванием — поверил себе, что не корысти ради, а токмо во исполнение мечты о счастье человечества.

Май (Пирятинская — ребёнок, Валерий Сторожик — взрослый братик) без Марты-совести испоганился. Его похититель к концу жизни чуть было не понял, что не в деньгах счастье. А в их количестве, да?

Смысл: без Марты люди — так себе, а с Мартой всем становится тяжелее жить, но душевно чище. Кому как выбрать и можно ли выбирать или Марта сама приходит и пробуждает бессовестных?

Ребёнок, Май — младший братик Марты, чует золото, от него у мальчика боли и обмороки. Но он нужен стяжателям, как индикатор и указатель на клады и нычки, даже на единственную монетку… Его крадут, чтобы обменять его страдания на своё богатство.

Кризис советской морали в 1983 году был виден не только киномудрецам, но и просто всем.

Мусолить кризис советской совести — это не искусство и не диагностика киносредствами ради исцеления, а колупание в болячке.

Если феноменальные сценаристы Дунский и Фрид пылали идеей, а их пыл зажёг и Митту, то итогом их горения должен был быть шедевр, а не угар и дым.

А получились метания между Эйзенштейном и Станиславским, полуфиглярская игра Миронова, эпизод на хребте дракона со Смеховым, натужное злодейство Дурова и в итоге… Мусор вместо шедевра.

Просто испорченная идея в итоге, один из последних киногвоздей, забитых в гроб советской морали.

Однако после мучений с просмотром идея таки прочитывается. Распродажа советских всенародных недр в виде потрохов дракона и неотвратимость наказания за сытую беспечность сейчас страшнее, чем кривляния Чумы, побеждённой Орландо ценой жизни.

Спасённые детишки (мы с вами) — это куклы, которые Митте, похоже, просто под руку попались.

Все свои баллы фильм получает за потенциал, но сегодня кажется не шедевром, а черновиком крутой кинопритчи, если такое вообще бывает.

5 из 10

30 августа 2021 | 14:32
  • тип рецензии:

Я поняла, что должна чувствовать. Но я этого не почувствовала.

Мне надо было посмотреть этот фильм в детстве, а не восторгаться во взрослом возрасте цветами фильма, явно, что не снятыми на вечно выцветавшую плёнку Свема. Мне надо было бы смотреть заворожённо на сказочные приключения, а не отмечать про себя, что Миронов, если озвучивал фильм в студии, то вечно переигрывал, пытаясь придать тону 'задорность'.

А по сути меня просто раздражала главная героиня. Она - центр сказки и это крайне мерзкий и бесючий центр. Она вечно знает, что лучше. И всем делает гораздо хуже. Она не даёт брату пользоваться способностью, вроде бы из заботы о нём, но при этом держит несчастного братца в нищете, где его вроде бы оберегаемую жизнь может унести любое заболевание или холод. Своему помощнику Орландо, который взялся ей бескорыстно помогать, она указывает будто слуге, совершенно не думая о его потребностях и желаниях. А как только ей требуется 'позаботиться' о ком-то ещё, она радостно разламывает изобретение Орландо. Если ей так хотелось облагодетельствовать детей, почему она не отдала им свою одежду? Почему все 'благодеяния' Марты всегда за чужой счёт? Найдя Мая, она снова ему навязывает ему только своё видение жизни. Она же права. Всегда права.

И в какой-то момент смотреть на приключения такой 'героини' становится непереносимо. Не помогают ни хорошие актёры, ни яркие декорации. Я не могу смотреть на странствия злодейки, которая идёт по миру, как ангел разрушения, пока не уничтожит всё на своём пути, даже свою якобы лелеемую цель. Да ещё и с постоянны поддакиванием создателей фильма - 'Да, да, права именно она'.

Нет, любить (талант любви якобы есть у Марты) - это думать о других, а не о том, как по-твоему они должны быть счастливы. Если бы меня попросили сформулировать основную мысль фильма: 'Мама знает как лучше, она прожила свою жизнь, проживёт и твою. Даже если она тебе не мама, она тебя уматерит и всё равно доведёт тебя до гробовой плиты, обвиняя в этом всех посторонних'.

Проблема советских фильмов - привнесение морали. Кособокой жёсткой морали, которой плевать на весь мир, которая, как древняя богиня, требует жертв. И это красивое советское фэнтези стало таким же - жёстким, больным. С миром, где нет любви и где полуинцестульная концовка утверждает, что, мол, плевать на всех, важным было не спасение, важным было доказать, что эта чёртова девочка ВСЕГДА ПРАВА.

17 мая 2016 | 20:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: