«Сказка странствий», сказка/детское dark fantasy/роуд-муви, 1983, СССР/Чехословакия/Румыния, реж. А. Митта («Экипаж»)
Если не знаете, что уже бы посмотреть с детьми в рождественские каникулы, посмотрите это совершенно и несоветское, и неголливудское произведение в стилистике «страшной сказки» и фильма-путешествия. По современным меркам, ничего тут страшного, конечно, нет. Но с детства запомнилась одна из самых пугающих сцен тогдашнего детского кино - эпидемия в охваченном чумой средневековом городе, где жители в накидках гуськом покидают заражённые районы, а персонификация чумы в образе нищенки (Татьяна Васильева) заражает их при тактильном контакте. Кто же знал, что через 37 лет сказки про эпидемию будут вовсе даже и не сказки, а заражаться будешь и без всякого соприкосновения очень даже воздушно-капельно.
Сейчас в фильме видны и другие знаки и символы, не читавшиеся тогда совершенно: бухающие за одним столом судья, прокурор и адвокат в одной харчевне с бандитами (привет, Кущевка); суд на основании доноса в пять минут с вынесением «справедливого» смертного приговора (привет, гуманная судебная система); «эффективный» адвокат, выигравший процесс и снизивший наказание обвиняемого с 8-ми смертных приговоров до 5-ти (привет, адвокат Пашаев); умница-учёный (Андрей Миронов), изобретающий в темном Средневековье вещи для счастья человечества (привет, «Трудно быть богом»).
Много чего ещё тут есть, но тогда не обойдёмся без спойлеров.
Кино заслуживает внимания, но, увы, неидеальное, впечатление немного попортят и нелогичность повествования, и несколько истеричная, хотя и забавная игра главной актрисы (Татьяна Аксюта), и недостаток общих планов в картинке. Да и монтаж тут подчас странный. Например, некоторые сцены фигурируют только в комментариях героев, навроде: «Ой, Орландо, смотри, я вижу моего брата, они идут по дороге». Или отсутствие логики в монтажных склейках сцена 1 «ночь, герои сидят в кибитке, снаружи воют волки», сцена 2 «утро, герои выходят из укрытия и видят результаты волчьей охоты», без промежуточной сцены схватки с волками или хоть какой-то реакции на происходящее.
Однако, эти шероховатости не отменяют положительного впечатления от фильма, его позитивного гуманистического посыла, в том числе, со свойственной советским фильмам моралью о порочности излишеств и богатства и с нехарактерной советскому кино идеей о бессмертии души
«Сказка странствий» - одно из самых ярких детских воспоминаний. Детское восприятие удивительным образом способно на выделение выборочных деталей: как при просмотре любой сказки в детстве мы ждем чудес, обращая внимание лишь на то, каким образом добро восторжествует над злом и в каждой сказке мы это непременно получаем в финале. Это в детстве, а сейчас… Сейчас восприятие улавливает совсем другие, недетские и несказочные моменты: «повзрослевший» мозг ищет аллюзии, отсылающие к жизни в действительности, он не верит в чудеса, а жаль…
Название отсылает зрителя к сказочному сюжету, он действительно таков, но только лишь на первый взгляд. Бедная девочка по имени Марта ищет украденного разбойниками брата, который обладает способностью притягивать золото. На пути ей встречается одинокий блуждающий лекарь, философ, Орландо. Вдвоем им предстоит пройти нелегкий путь в достижении цели. Явная отсылка к сюжету 'Снежной королевы' Г.-Х. Андерсена, даже имена главных героев созвучны (Марта и Май = Герда и Кай). Но это поверхностное сходство. А в глубине...
Посредством изображения Средневекового мира (с его бессменными атрибутами - Прекрасными дамами, рыцарями и драконами, с которыми они вступают в схватку), режиссер показал иносказательный смысл, актуальный для сегодняшних дней. В своем путешествии в поисках Мая Марта и Орландо проходят через испытания, в которых главный смысл - выстоять, не подвернуться порабощению тех пороков, которые обнажает создатель картин, облачив в человеческие обличья. Это глупость, жестокость и тщеславие в образах разбойников, которые слепы и не остановятся ни перед чем в поисках легкой наживы; это обжорство и потребительская праздность в образах растолстевших и разленившихся рыцарей, живущих на драконе и изо дня в день занимающихся бурением дракона в поисках огня и устроением праздников; это самодурство судей (инквизиции), возомнивших себя вершителями судеб, готовых с закрытыми глазами выносить вердикт, параллельно поедая свиную ногу и запивая вином. Недаром был выбран в качестве изображения именно средневековый мир. Эта картина отсылает к роману средневекового автора Ф. Рабле о великанах Гаргантюа и Пантагрюэль', пожиравших все на своем пути и проводивших жизнь в бесконечных празднованиях, автор придерживался той же цели - обличить беснующееся общество. В фильме рыцари, живущие на драконе также проводят свою жизнь - забросив героические подвиги, занимаются бесконечным поглощением пищи (кабаки, где вино льется рекой и столы ломятся от яств) и празднованием, это 'пир во время чумы', когда закрыты глаза на все, что происходит в бренном мире, вне дракона. Зритель с отвращением наблюдает за ними и негодует оттого, что этому есть место в современном мире. Все то, человеческое, вечное, что есть в Марте и Орландо всеми силами пытается противостоять окружающему миру. Марта - собирательный образ женского начала, Материнского (забота о детях, оставшихся без родителей, которые умерли от чумы). Орландо - воплощение божественного начала, покровителя. И совершенно как Христос, Орландо учит - 'Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтобы мы смотрели на них и старались быть совсем другими'.
Идея фильма состоит в том, чтобы достучаться до души каждого зрителя: стремление Марты и Орландо ни в коем случае не поддаваться на уговоры рыцарей остаться, не касаться Чумы, нигде не задерживаться и как можно скорее добиться желаемого - найти брата, никого не может оставить равнодушным. Создатели фильма призывают общество меняться, избавляться от пороков, съедающих душу изнутри. Недаром Орландо предстает лекарем, философом, изобретателем - это все те сферы деятельности, способные побудить к действию, способные перевернуть мир и преобразовать его. Но беда заключается в том, что общество не всегда готово принимать и понимать эти преобразования - именно поэтому мы видим Орландо отчаявшимся, рассеянным - записи теряются, ткань с нетопыря рвется на одежду для сирот, речи его никем не слышатся. И прозрение приходит слишком поздно...
Как любая сказка, в которой добро торжествует над злом, 'Сказка странствий' имеет такой же финал. Под незабываемую и проникновенную музыку А. Шнитке мы видим возрождение божественной души Орландо, проснувшейся в умершей, порабощенной пороками и злом, душе Мая. Значит, все было не зря, значит потерянная жизнь Орландо приобрела смысл в своем продолжении, значит, вечные ценности - добро и справедливость, любовь и всепрощение, бескорыстность и честность будут жить и стремиться поселиться в каждом из нас...
На фоне нашумевших и захвативших аудиторию ярких и отсроумных захаровских киносказок «Сказка странствий» Александра Митта прошла в 80-ые незамеченной. А она нисколько не уступает им в художественном отношении, а трагизмом и глубиной местами даже превосходит. Причина, наверное, в том, что «Сказка странствий» ориентирована прежде всего на детскую аудиторию, но вспомните: разве не замирало ваше сердце, когда душа Орландо просыпалась в бездыханном теле Мая: неужели мы вправду это смотрим? как они позволили ЭТО показывать?
«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими»
Сюжет «Сказки странствий» отдалённо напоминает «Снежную королеву» Андерсена: девочка-сирота ищет по всему свету украденного разбойниками младшего брата, душа которого за время их разлуки оледеневает. Неслучайно даже имена героев созвучны именам персонажей «Снежной королевы»: Марта-Герда, Май-Кай. Трудную дорогу, полную приключений, испытаний и искушений с Мартой (Татьяна Аксюта) разделяет встретившийся ей в самом начале пути бродяга Орландо (Андрей Миронов): лекарь, философ и поэт в одном лице.
«- Куда ты идёшь?
- Не знаю.
- Тогда нам по пути.»
Андрей Миронов больше известен комедийными ролями, но его талант был столь велик, что выходил за рамки своего амплуа. И лучшие роли Миронова – романтико-трагические: Маркиз в «Достоянии республики», Джонни Фёст в 'Человеке с бульвара Капуцинов и, конечно, Орландо в «Сказке странствий».
Прошло почти 30 лет с момента выхода «Сказки странствий», но она почти не устарела, а это признак шедевра – да, спецэффекты не голливудские, да, образы разжиревших рыцарей и бездушных судей немного наивны и прямолинейны, но об этом не помнишь, когда переживаешь в который раз за доброго и чуть-чуть беспутного Орландо и его самоотверженную, хотя и немного упёртую спутницу, которых преследуют всевозможные злоключения.
«Человек должен быть сыт, особенно философ. Голодные философы все злые.»
И, конечно, говоря о достоинствах «Сказки странствий», нельзя пройти стороной мимо саундтрека фильма – одно из лучших в мировом кино. Музыка для фильма написана Альфредом Шнитке, она наполнена драматизмом и отражает все нюансы происходящего на экране. Если у вас нет желания смотреть сказку, то это стоит сделать хотя бы ради саундтрека.
Рекомендации к просмотру: обязательно смотреть, особенно если вас заела суета и душа требует катарсиса – «Сказка странствий» вам его обеспечит. Посмотреть этот фильм - всё равно что выкупаться в реке в жаркий день после трудного похода.
Смотрел первый раз лет в 12, не понравилось совершенно, но в душу запало крепко...Сейчас мне 40 с хвостом, пересмотрел и ощущения, что мою устоявшуюся натуру вывернули наизнанку и хорошенько выбили. И я не могу называть этот фильма сказкой, это притча, малопонятная детям, ибо оперирует многими понятиями детям недоступными - осознанная жертвенность, отчаянное противостояние светлого в душе всему окружающему мраку, не отторжение мерзости мира, а противление ему верностью и любовью...Всему происходящему веришь, ведь прошло больше 30 лет после съёмок, а ничего не изменилось...я по-прежнему вижу всё показанное вокруг себя - равнодушных судей, лениво решающих чужую судьбу в угоду себе и власти, мерзавцев, становящихся хозяевами жизни, постаревших бандитов, ударившихся в сентиментальность, но от этого не переставшими быть отбросами, пусть и вознесшимся на вершину власти, скучающих обывателей, даже Маев на побегушках я встречаю, только Орландо или Марты я не видел...Верю, что они есть и где-то идут по своей дороге и делают мир лучше.
Помнится, было мне семь лет, когда я впервые для себя увидел эту сказку, после которой меня не покидало ощущение прыжка с высокой башни, на самодельных крыльях, подобное высокой стихии воздуха.
Притча о поисках сестры своего родного брата, украденного разбойниками, «Сказка странствий» далеко не наивная сказочка на ночь, ведь её содержание рассказывает об человеческих сторонах, как и плохих, мерзких и отвратных, так и об добрых, отзывчивых, находчивых, милосердных. Вроде бы произведение преподносится детской аудитории, да только её направление к взрослому, говорит об обратном. Начиная со сцены в городе, где тёмный Дед Мороз проникает через дымоход в жилище нищих сирот, и, продолжая сценами, тонких смысл которых сможет прекрасно уловить лишь любознательный зритель.
Не обойду вниманием техническую сторону, именно эффекты и саму грандиозность постановки! Забудьте Питера Джексона со Смаугом, здесь у нас дракон с размером целый остров, сделанный по старинке, кустарным способом, но выглядящий внушительно. Красивый полёт, город поражённый чумой, даже намёки на политическую ситуацию, — для своего времени в СССР вышло творение, сочетаемое в себе страшное и прекрасное, — довольно смелый шаг со стороны проката и создателей.
И тот самый диалог ученого, пришедшего к выводу о схожести людского организма с планетой Земля, говорит со зрителем простым языком о высоких материях, оставляя его на грани сказки и мрачного реализма. Андрей Миронов и антагонист в исполнении Льва Дурова отыгрывают блистательно, особенно это касается гениального Орландо, да Винчи этого мира, сыгранного Мироновым, для него она стала чуть ли предсказанием.
К тому же, за тридцать три года, сказка не утратила свежести, ведь как произведение искусства, отсылающее к трудам Андерсона, попадает в сердце, оно выглядит более тёмной и строгой версией «Снежной Королевы», — имена брата и сестры Май и Марта = Кай и Герда.
Возвышенная музыка Альфреда Шнитке, передающая силу внутренней любви, способна разрушать замки и топить ледяные глыбы! Как и само сообщение, отправленное режиссером, оставляет в душе, надежду на доброе, вечное. Живая сказка, подобная чудесному лекарству, она способна залечить своей неподкупной, гениальной простотой некую вашу внутренние раны.
«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими.».
Посмотрела и плачу. Очень добрый, очень трогательный фильм. Совсем не детский. Помню свои детские воспоминания о нем - что-то очень таинственное и страшное. Под влиянием этого впечатления даже боялась пересматривать, хотя очень давно хотела.
Очень рада, что наконец сделала это. Этот фильм - о Человеке в самом широком понимании этого слова. Обо всем, что есть в нас, в людях - Любовь и Ненависть, Добро и Зло и много-много всего другого, которое перемешано в своеобразный коктейль под названием Жизнь.
Это фильм о нашей жизни, о выборах, которые мы делаем каждый день и каждый час, о нашей внутренней борьбе. О том, что дети - это Ангелы, которые попадают в наш мир и становятся теми, кем становятся. От чего это зависит - кем мы стали и кем еще можем стать?
Мне кажется, что ответ создателей фильма - Стремление, Намерение, Внутренняя сила. Орландо говорит Марте, что ее Сила, сила ее стремления, способна на все - она даже больше, чем талант, она спасает Марту и ведет ее к цели.
Неожиданно превосходный фильм. После него с удивлением понимаешь, что многие стандарты современного кинофентези возникли отнюдь не в Голливуде. По большому счету сценарий 'Сказки странствий' можно хоть сейчас переснять с современными технологиями и пускать в прокат без изменений. А все нелепые или глуповатые моменты будут приняты скорее с энтузиазмом, учитывая авангардный уклон нынешней фантастики.
Перед нами не просто проходной квестовый сюжет, а настоящий сеттинг в стиле темного фентези. Удивительно, насколько в СССР умели снимать мрачную фантастику. Девочка и бродячий философ ищут пропавшего брата, проходя через села и веси, олицетворяющие человеческие пороки. Причем сделано это все очень театрально и эстетично, нет никакой пошлости. Характеры героев очень яркие и динамичные, перед зрителем открывается полная картина нравственного поиска нескольких совершенно разных людей. Даже отрицательный персонаж действует в соответствии с определенными ценностями, пусть и спорными.
Относительно главных героев. Совершенно несочетаемая пара, столь модная в наше время. Орландо - рационалист с благородным сердцем, которому не чужды человеческие слабости. Трагикомичный и глубокий персонаж, Миронов справился на 9 из 10. Немного напрягает лишь излишняя экспрессия его героя. С Мартой похуже. В своем идеализме она явно перегибает палку. Ее фанатичная любовь больше похожа на эгоистическое стремление удовлетворить собственные чувства. А ни больше ни меньше истеричное поведение заставляет с жалостью смотреть, как она легко манипулирует простаком Орландо. Врядли конечно авторы вкладывали такой смысл в ее роль, но выглядит все именно так (возможно, впрочем, имеет место быть психоаналитический подтекст, столь распространенный в кинематографе второй половины XX века). Остальные актеры, включая статистов, сработали на ура.
Внешне фильм тоже способен удивить. Столь выдержанная стилистика и сейчас удается далеко не всегда. В этом смысле 'Сказка странствий' дает фору даже новомодному 'Хоббиту', не говоря уж о российском 'фентези'. А вот музыка подкачала, лучше бы она была не балаганной, а мелодичной и мрачной. Но несмотря на это
Вечная война между добром и злом - вечная война с самим собой.
Есть мнение, что это лучшая роль Андрея Миронова. Можно мыслить трагически, и принять картину как одно из последних прощаний перед смертью, которая лишила страну любимого артиста. Но, скорее, тонкость и чувственность натуры, талант и многолетний опыт внесли в его послужной список еще одну блестящую роль, а в наши сердца нового лирического героя.
Сюжет крайне прост. У девочки-сиротки Марты похищают такого же, соответственно, сиротку-брата Мая, который буквально чует золото. Какой грабитель не хочет поживиться такой легкой добычей?! Мальчика похищают. Сестренка пускается на поиски. В начале своего путешествия она встречает поэта, философа и знахаря Орландо, который по доброте душевной грозится ее накормить и помочь в поисках родной крови.
Возникло чувство, что режиссер фильма Александр Митта не стал особо мудрствовать и накидывать ажур на все метафоры, который обычно используют режиссеры, преследующие двух шустрых зайцев. Либо зритель сможет насладиться скрытыми мотивами и назначением смысла, при этом, не упустив от внимания искусство подачи так называемой «режиссерской истины», либо не поняв ничего, увидит прекрасную, но сложную картинку. И если подобный зритель проникся симпатией к сему предмету, то он может позволить себе подумать, что понял само назначение фильма, что в корне неверно.
Повторюсь, фильм крайне прост. Очевидное зло злом и является, эта же песня и с добром. Но есть один интересный момент. Не раз Орландо становится жертвой своих желаний, жертвой искушения, но суть вещей это не меняет. Позволяя себе ошибки, и прощая себя за них, прося прощения у Марты, он остается положительным персонажем фильма, даже героем, который погибает ради цели, которая стала принадлежать в равной доле и ему, а не одной только Марте. В это же время отрицательный персонаж помимо жадности, грязных помыслов и прочих стандартных качеств отрицательного героя, проявляет любовь к мальчику Маю, которого он, собственно, и вырастил. Даже сыном его называет, но при этом, желая сыну блага, отправляет в темницу его сестру. И все же это был не яркий момент в фильме, по сравнению с борьбой Орландо со своими пороками. Отрицательный герой при всем своем теплом чувстве, таковым и остается. И все точки над своей i.
На самом деле это, наверное, единственный герой, о котором имеет смысл говорить. Яркая роль, персонаж, актер. Фильм сам выносит его на главный план. Ведь девочка есть девочка. Да, самоотверженности ей не занимать, доброе и милосердное сердце, даже слишком доброе и милосердное, в отчаянии, сломя голову, бросается во все пучины и леса, к дракону в лапы, только бы Мая спасти. Слишком светлое создание. В сравнении с остальными персонажами фильма неестественно чистая душа. Зло есть зло, здесь и говорить нечего. В ту степь редко кто заглядывает. Выходят две крайности. А вот Орландо – человек. Самый обычный, каких миллион. Да, гений! Да, он хороший! Да, он на стороне добра, но между тем не чурается своих желаний, даже если те не всегда идут во благо общего дела. Именно эта его человечность делает его центровым персонажем. Ведь человеку свойственна слабость, желание получить хоть что-то, начиная с элементарного удовольствия и заканчивая широким размахом, которое выражается в жизненном счастье. Также человеку свойственен страх. Когда Марта и Орландо вышли на болта, и два брата указали им направление на Драконью гору, Орландо естественным образом струсил. Никто не хочет потеряться в неизвестности и уж тем более умереть. Но настойчивость Марты пробудила в нем тот самый огонек справедливости и душевную доброту, и он не устоял, отправившись со своей подругой, как он считал, в логово страха и смерти.
Одна из самых ярчайших метафор – приключения на самом драконе. Я искренне считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы позволять себе идти на поводу у желания. Но очень тонка грань, за которой до горизонта простирается губительная жадность. Она уничтожила жителей деревни. Получая все с избытком, они захотели власти и решились на страшное: отобрать у дракона его огонь. Я сразу же провела параллель с человечеством и нашей прекрасной планетой, которая стонет, испытывает страшные муки под гнетом людских амбиций и алчности. Получая все, они завышают планку и требуют еще больше, пытаясь разрушить границы невозможного. Иногда мне кажется, что подобные поступки только напрямую говорят о внутренней пустоте. Видя совершенство, скупой на ум и фантазию варварским путем разрушает прекрасное. Обделенный любовь наполняет сердечную пустоту едой, алкоголем, наркотиками. Человек, у которого нет ничего за душой и в кармане пытается вознестись над всеми, с чистой совестью шагая по головам и истребляя любое препятствие, будь то просто камень, который он раздробит, стены горда, который он стирает с лица земли, море, которое он иссушает, планета, которую он травит одним только своим существованием. В нас нет бережливости. Мы не храним то, что уже у нас в руках. Держа в руках булку хлеба и флягу с водой, появляется необоснованное желание собрать все колосья и осушить каждый колодец…
Добро редко побеждает зло. Истина уже давно у каждого своя, и судьбы вершит тот, в чьих руках власть. Но истинной преданности человеку, любви кровной и просто человеческой привязанности, дружбе цены нет и не будет никогда. Несправедливости много, от нас отворачиваются самые дорогие нам люди, но цитируя Александра Васильева, лидера группы Сплин, «прохожий на остановке возьмет и укроет тебя под плащом».
Фильм – свет, который помог вспомнить, что нельзя терять надежду и веру в людей.
У маленького мальчика был необычный дар – у него болела голова, когда находился рядом с золотом. Об этом прознали двое злодеев и украли мальчика с целью обогатиться. Осталась сестра Марта, которая тут же приняла решение отыскать брата во что бы то не стало. Во время своего поиска она встретила философа по имени Орландо. Так и началась эта невообразимо грустная «сказка странствий».
«Сказка странствий» - это очень необычный и сильный фильм Александра Митты, создателя «Экипажа» и «Границы: таежный роман». Сказка ли это? Конечно да. Только очень грустная сказка, сказка-аллегория, философская притча если хотите. Не сказал бы, что эту сказку нужно смотреть детям – она для взрослых, которые могут осознать всю глубину повествования предлагаемого нам. Стилистика немного напоминает работы Джанни Родари, якобы детские, но рассчитанные на взрослых, так как только взрослый человек способен за детскими сюжетными очертаниями рассмотреть нечто серьезное и порой даже страшное.
Необычное смешение стилей, необычный сюжет, необычные герои вот что преследует нас во время просмотра этой сказки. Вот мы видим разжиревших охотников на драконов, которые шли убивать грозное чудовище, но в итоге поселились на нем. А вот нищенка, протягивающая к вам руку с просьбой о милостыне, но на деле пытающая заразить вас неизлечимой болезнью.
Тут есть на счет чего поразмыслить, каждый увидит в этом фильме, что-то свое. Что-то, что только он почувствовал и понял. Почему почувствовал? Потому что после просмотра этого кино остаются не слова, не философские суждения, но только эмоции. Усиливает способность чувствовать великолепная музыка Альфреда Шнитке.
Хотите не только хорошо провести свое время, но и полностью погрузиться в себя, погрустить, порадоваться, посочувствовать – посмотрите «Сказку странствий». Я уверен, что этот фильм придется по вкусу всем умеющим мыслить людям.
Интересный и поучительный фильм. Непохожий на советские фильмы того времени. Поучительный для детей (хотя детям до 14 лет он вряд ли будет понятен) и нестареющий для взрослых. Актуальный на все времена. Необычный, добрый философ -естествоиспытатель и беззаветно любящая сестра. Те хорошие качества, которых в нынешнее время так не хватает и те плохие, которые сейчас просто гипертрофированы. Великолепные актёры. Очень хотелось бы чтоб этот фильм приглянулся и нынешнему подрастающему поколению.
Поистине гениальное произведение, переворачивает душу, заставляет задуматься об очень многом. Сколько раз пересматривала эту картину - столько раз искренне восхищалась сюжетом, музыкой, игрой актёров, самой идеей фильма.
Это не сказка, и тем более не детская сказка, а вполне взрослая притча-аллегория и только в сознательном возрасте можно понять её смысл и по достоинству оценить гениальность постановки, бесподобную актёрскую игру и удивительно органично вписанную в сюжет проникновенную музыку Альфреда Шнитке.
Чудный фильм о целителе и изобретателе Орландо (Андрей Миронов) и девочке Марте (Т. Аксюта), 10 лет ищущей повсюду своего брата, наделённого даром искать золото, о добре и зле, о путешествиях по воде, воздуху и земле.
'Орландо, я тебя очень люблю. Я даже не знаю, чтобы я без тебя делала. Наверное, умерла бы от горя и одиночества. И я бы не перенесла ни этих бед, ни этой дороги'.
'Я тебя тоже полюбил. Ну, конечно, если б тебя не было, не умер бы. А жилось бы намного скучнее.'
'Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтобы мы смотрели на них и старались быть совсем другими.'
Я ставлю этот фильм в один ряд (но конечно же первым), с такими шедеврами (а по сути повествующие о людских пороках, об отношениях людей с людьми мыслящими не так, как они сами, относящимися к жизни по настоящему и видящему в ней великую и главную истину), как 'Чучело' (с великим артистом Юрием Никулиным в главной роли), 'Звёздный мальчик', 'Убить дракона' (по произведению великолепного Евгения Шварца), 'Человек с бульвара Капуцинов' (вторая лучшая роль непревзойдённого Андрея Миронова).
Здесь последняя роль Андрея Миронова, и какая роль! В детстве этот фильм меня околдовал, сейчас тоже пребываю под огромным впечатлением!!!
Божественная музыка Альфреда Шнитке, просто рвёт душу на части. Великий композитор (впрочем как и многие его коллеги, писавшие незабываемую музыку для советского кино, ставшую классикой).
Об актёрах нужно говорить отдельно.
Главный (на мой взгляд) персонаж фильма, это гениальный изобретатель Орландо (мой любимый персонаж). Талант Андрея Миронова не имеет границ. Это Великий артист, артист от Бога, который дарил и продолжает дарить (хоть его уже нет с нами) зрителям любовь с экранов, излучает свет идущий изнутри. Жаль, что так рано ушёл из жизни. Сколько ещё не сыграл. Но, всё же оставил после себя великолепных персонажей фильмов, которых мы любили, любим и будем любить всегда.
Второй главный персонаж фильма, это Марта, так самозабвенно и безмерно любящая своего брата. Татьяна Аксюта неподражаема в этой роли. Я не поклонник её творчества (мне больше по душе актрисы другого плана, Наталья Гундарева, Ирина Муравьёва, Нина Русланова, Инна Чурикова и моя любимая актриса Алиса Фрейндлих), но надо отдать должное этой актрисе, справилась она превосходно. Так вжилась в роль, что смотришь фильм и ощущение, что присутствуешь при реальных событиях. Невероятно.
Исполнивший роль главного злодея Горгона бесподобный Лев Дуров. Как же я ненавидела его на протяжении всего фильма. Актёр безграничного таланта, во всех ролях просто неподражаем. А здесь выступил в роли злодея, очень необычно было видеть его отрицательным персонажем. Жаль, что его теперь тоже нет больше с нами.
Фильм выше всяческих похвал. Нужно, чтобы он был фильмом №1 во всех домашних видеотеках. И тогда люди станут более человечными, мир станет намного добрее, прекраснее и ярче. Обязателен к просмотру всем поколениям (от 14 до 100 лет).