К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Как гласит заезженная 'народная мудрость', мужчины любят одних, а женятся на других. В основе сюжета фильма 'Школьный вальс' как раз такая типичная ситуация. Он, она и соперница. Он и она строят свои отношения на 'умной почве', скрепляющей их далеко не платоническую связь. Но никакой пошлости в кадре: ни поцелуев и, уж тем более, постельных сцен. Нет и особого эмоционального накала: слезы Дины, увы, беспомощны. Она обречена на одиночество: не затрагивает сердце Гоши, вызывает неприязнь у зрителя (кому понравится разлучница?).

Зося, претендующая, вероятно, на звание положительного персонажа, представляет собой образ девушки, которая плывет по течению: не пытается бороться за любимого, не устраивает сцен, когда надо бы не просто кричать, а бить в колокола. 'Как, ты ничего не знаешь?', - удивленно спрашивает она. То есть она надеялась таки, что какой-нибудь добрый самаритянин просветит горе-папашку. Но сама она, конечно, особа гордая, упорно хранит молчание: а зачем ребенку отец, не правда ли. Неоднократно говорится о 'кошачьем имени', что видится не просто случайностью или неудачным сравнением. Такую параллель проводит и мать Зоси, и друзья, и, наконец, Гоша. То есть дело не в отношении извне, а в каком-то сущностном качестве. Ребенок - котенок, которого можно 'очень любить', он ждет дома и никогда не предаст. Насколько Зосей осознается ответственность момента - большой вопрос.

Почти никак не показываются душевные страдания Зоси (немного рыданий - и это все?). Ни трудная жизнь в общежитии, будучи беременной, ни роды, наконец. Весьма слабая сцена в больнице: где муки, где сомнения? И это ведь это происходит с героиней не в 37 лет, а в 17! Всё в первый раз: другая острота ощущений - весь мир перевернуться бы должен. Но на экране - 'самурай в юбке'. Додумывайте, зрители, сами, что там с ней было. Немного 'житейского опыта', и Зося видится замечательной и прекрасной, а Дина, конечно, - расчетливой стервой.

Как бы там ни было, это история вчерашних школьников, которые так накуролесили, что им этого хватит разгребать на всю оставшуюся жизнь. И все высокопарные слова учителей, под носом у которых дети вовсю танцевали 'не школьный вальс', увы, весьма карикатурны по отношению к реальности.

26 августа 2015 | 09:38
  • тип рецензии:

Объективно говоря, фильм наверное хороший: характеры убедительны, игра актеров очень хороша, музыкальное сопровождение – душевное и к месту, сценарий, все - замечательно…

Но мне лично фильм не нравится: давящая атмосфера, отсутствие воздуха, безвыходность, безнадежность, одним словом – тоска смертная. Беда в том, что я не вижу благоприятного исхода ни при каком повороте событий: все герои загоняют себя в такую безнадегу, что жить не хочется. Не буду рассматривать отношения родителей Зоси, отношения Дины и Гоши, хотя и о них можно много чего сказать. Рассмотрю варианты развития событий в отношениях Гоши и Зоси.

Вариант 1 реализованный: Гоша, страшась рождения ребенка, бросает Зосю (кстати, что это за имя у нее такое? Интересно, зачем героиню обозвали именно Зосей). Но Гоша не в состоянии быть счастливым без Зоси. Как и Зося без Гоши. Убедительно. И без вариантов, на мой взгляд.

Вариант 2: Гоша остается с Зосей, она рожает ребенка. Этим отношениям все равно не долго жить, потому что я не могу себе представить, что Гоша воспримет этого младенца как единственное, чего ему недоставало в жизни в 17 лет. Результат – Гоша все равно сбежит, причем ждать придется недолго.

Вариант 3: Зося делает аборт и остается с Гошей. Тут уж Зося не позволит себе быть счастливой: мучимая угрызениями совести вкупе со страхом никогда больше не родить (вернее, эти доводы надо переставить местами), она либо просто разрушит отношения с Гошей, либо быстренько забеременеет опять. И повторится Вариант 2, а именно: Гоша сбежит от младенца.

Вариант 4: Зося ухитряется не забеременеть. Ее роман с Гошей счастливо развивается, и они даже заключают брак. Пара на седьмом небе от счастья. Но буквально через пару месяцев Зося все равно беременеет, потому что в СССР о планировании семьи вообще слыхом не слыхивали (если не считать абортов): молоденькие жены очень быстро беременели и рожали. Потом они продолжали беременеть, но уже прибегали к абортам: почему-то второй, третий и последующий аборт в СССР уже не воспринимался как трагедия, и излишних душевных мучений не доставлял. Соответственно, такое развитие событий снова возвращает нас к варианту 2.

При этом, я не осуждаю Гошу. Ну скажите честно: зачем семнадцатилетнему парню младенец? У него нет никакой потребности в младенце. Ему надо учиться, работать, познавать мир, людей. Желание иметь детей и нести за них ответственность, возможно, придет к нему через энное количество лет. (И может и не придет никогда, кстати.) Но мир, в котором живут Гоша и Зося не предоставляет им вариантов. Вариант один – практически при любом раскладе – младенец. Единственный выход - строгое воздержание.

Вариант 5: строгое воздержание. Гоша и Зося поступают в институт, учатся, знакомятся с миром. Одновременно они продолжают встречаться друг с другом, не позволяя делу заходить слишком далеко. Сколько так можно протянуть? Обычно советские студенты, чьи отношения начались до института, в лучшем случае были способны дотерперь до третьего курса. Дальше – брак и… младенец. Возможно, через три года этот младенец уже не сыграл бы столь разрушительную роль, и брак Гоши с Зосей устоял бы, превратившись в лучшем случае, скажем, в аналог брака Зосиных родителей. Но этот вариант не кажется мне более оптимистичным чем все предыдущие.

Зачем же Зося принимает решение рожать? Это признак ее высокоморальности? Да нет, она просто боится последствий аборта. Ей срочно нужен ребенок? Материнские чувства одолели? Ничего подобного: Зося обычная девушка. Ей надо учиться, как и Гоше. Зося страдает по Гоше, а вовсе не мечтает о младенце. Зося хочется танцевать и флиртовать на вечеринках, а не люльку качать. (И на мой взгляд, было бы странно, если бы было наоборот.) Да, Зося не отказывается от своего ребенка после его рождения. Но и сей факт не является каким-то особо веским аргументом в пользу Зосиной порядочности в противовес «подлости» Гоши: по чисто физиологическим причинам женщины гораздо реже отказываются от своих детей чем мужчины.

Возможно, что последний шестой вариант – является самым оптимистичным:

Варинт 6: исходящий из событий фильма, додуманный. Случилось то, что случилось. Зося колупается со своим младенцем, Гоша уезжает в экспедицию. Или не уезжает, а продолжает учиться в институте. Потихоньку они налаживают отношения, спихивают младенца на бабушек-дедушек. Правда, с этим у родственников с обеих сторон - напряженка. Однако, папа Зоси внушает некоторую надежду, да и мамаша, возможно, в конце концов будет вынуждена оставить свои любовные похождения и заняться, наконец, ребенком – своей прямой обязанностью! (в прямом соответствии с советскими семейными ценностями.) После того как пройден самый тяжелый младенческий период, Зося поступает в институт и, наконец, начинает жить почти нормальной студенческой жизнью, наслаждаясь (наконец-то) отношениями с Гошей.

Вывод: дети в 17 лет в 99% случаев – не дают шансов отношениям в паре. Это, конечно, не вина детей. Но и не вина их бедных родителей, зажатых в реалиях Советского Союза второй половины 70-х. Грустная история. Грустная и правдивая.

11 июня 2012 | 02:28
  • тип рецензии:

Все жалеют Зосю за то, что на ее долю выпали испытания, хвалят ее за то, что она сильная... Но никто не смотрит в корень проблемы.

С самого начала - кому как не девушке заботиться о безопасности секса, но нет. Ну да ладно, СЛУЧИЛОСЬ, с кем не бывает. И что же делает героиня? Она одна решает за всех: за себя, за отца ребенка, за родителей (которым как не крути придется обеспечивать дочь и внука). Материнский инстинкт!!! скажите вы. Глупость скажу я. Так начинаются тысячи историй Российских женщин, с десятком таких историй знаком лично и мажорных нот в этих историях ничтожно мало.

Фильм о безответственности и ее последствиях.

А вообще хорошая картина, рекомендуется к просмотру.

7 из 10

20 марта 2014 | 02:12
  • тип рецензии:

Казалось бы типичная ситуация - мальчик и девочка в выпускном классе любили друг-друга, девочка забеременела, мальчик вскорости женился на другой, такой же влюбленной в него девочке. А героиня аборт делать не стала, устроилась работать на стройку и родила мальчика. Казалось бы какие страсти, какой накал чувств! Однако все персонажи фильма весь фильм молчат.

Молчит папа героини (Юрий Соломин), который любит свою дочь и переживает за нее, изредка взрывается репликами мама героини, изменяющая мужу, немногословен возлюбленный героини, ценящий прежде всего независимость. А сама девочка (Елена Цыплакова) весь фильм мрачно смотрит на окружающих и, видимо, ждет от мира только плохого. Этот заговор молчания нарушает лишь соперница (Евгения Симонова). Ее любовь отчаянна и эмоциональна, но и она в конце-концов не выдерживает. Замолкает. Пока смотришь фильм, мучительно думаешь, почему бы героям просто не поговорить друг с другом.

Крикнуть, закатить истерику, дать пощечину. Нет, весь накал страсти в глазах Цыплаковой должен по сути заменить зрителю все развитие сюжета. Но почему то не заменяет. Хочется простого человеческого диалога, переживаний и эмоций. А фильм просто рассказал - да, вот бывает и так. Подумайте девочки и мальчики, прежде чем целоватьсся в десятом классе.

01 сентября 2008 | 02:10
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: