В годы перестройки в моду вошли нравоучительные фильмы о бунтарях-подростках. Вступая в конфликт с поколением родителей они лишь могли ретранслировать свой нигилизм на свое окружение. Это приводило к ярким конфликтам, каждый из которых становился сюжетной завязки для очередной экранизации. Не все ленты отличались глубиной и смелостью «Курьера» и «Плюмбума». Были и картины куда более простые. Среди них и «Шантажист».
Сам по себе сюжет совсем не увлекает. Странная троица подростков запуталась в личных отношениях. Анна номинально встречается с Геной, но при этом не теряет отношений с застенчивым Мишей. А перефразируя стихи одной народной песни «наш Михаил на все горазд...». Конечно в эти отношения заложен взрыв, который и происходит. Достаточно лишь Гене совершить криминальную ошибку, поделиться этим со своим другом... Так происходит неизбежное. Якобы верный друг не просто убеждает многих в том насколько его товарищ плохо поступил, но и сам переступает очень опасную черту. Достаточно лишь внимательно изучить название ленты, чтобы понять суть той самой подлости.
Так мы приходим к вычурному, но весьма реалистичному финалу. Такова неизбежная темная половина первой любви. Впрочем, на мой вкус авторы переусердствовали в своем стремлении показать как плохо может все закончиться, не раскрыв при этом всей глубины отношений ребят в треугольнике. Так, практически без должного внимания осталась Анна.
Но все это вписывалось в жанровую канву тех лет. Достаточно было просто нарисовать подростковый конфликт, выделить родителей, разжечь пожар и «зацепить» педагога. Ровно так, почти по шаблону и сделали в этой ленте. Молодой и выразительный Сергей Гармаш был замечателен в роли учителя, обаятельный Михаил Ширвиндт в роли циничного отца, Валентина Титова — в роли потерявшейся в жизненном потоке матери. Их небольшие партии были безусловны.
Впрочем, право солировать отдали молодым. Молодой Ефремов оказывается был похож на Евгения Миронова. Роль интроверта Миши для него идеальна. И представил он ее весьма и весьма зажигательно. А в паре с ним работала дочь другого известного актера, Арчила Гомиашвили, Нина. Казалось для нее эта роль — начало большого пути. Ее естественность на экране скрашивала сюжетную поверхностность ленты. Талант был безусловный, но в актерской стезе далее у нее не сложилось.
Как итог: этот посредственный во всех отношениях фильм я склонен рассматривать лишь как полигон для проверки молодых актеров. Михаил Ефремов, Нина Гомиашвили, Андрей Тихомирнов показали, что 'созрели' для большого экрана. На фоне опытных артистов эти трое вовсе не выглядели «студентами», а были той самой «новой волной», которая и выражает собственное поколение.
4 из 10