где лапоть как символ фольклора и в общем давнины, а колбаса - осново-шатающая представительница дефицита, как символ бытовой слагающей повествования.
Пописывая свои не глубокие повести-моралите, почти притчи, Булычёв использовал нарративы смыслов доступных ему в понимании, окружающие его. Тем и интересны и сам лит. источник и его экранная интерпретация - за подделкой под лубок легко найти смыслы и идеи властвовавшие умами из культур. сферы. Это и увлечение ретро, вплоть до фольклора, и НЛО-зация сознания, конфликт между потреблением и идейностью.
Мне же хотелось обратить внимание на неявные, но гораздо более серьёзные искривления в обществе продемонстрированные в фильме. Это трепетное отношение к 'дворянским корням' - когда в эпизоде пионеры (юные ленинцы!) завороженно внимают повествованию старой княгини о 'великолепном' прошлом. О прошлом, в котором их дедов в большинстве случаев не пустили бы 'на посмотреть' на такую жизнь - не вышли рылом. А нам это преподносится как история - общая! Вот откуда растут ноги у нынешней реставрации господ и слуг, вот где это начиналось. И не Булычёвым единым - и Ю. Семёнов, и Крапивин и Казанцев сладостно рисуют в своих произведениях 'аристократическую' осанку и другие ласкающие их разум признаки элитарности, приписывая, естественно и себя к носителям этой элитарности, забывая, что у персон и в общем - класса с которым они себя проассоциировали, право на гордость и самоуважение передавалось по наследству - как обладателям родовых 'шишечек' на голове, а не давалось народом, как признание за особый, творческий, не доступный массам труд, в той же реальности они могли бы мыть горшки и даже не знать о понятии гордость.
Сказочное преодоление всех конфликтов и ЛЮБОВЬ как основная действующая сила в этом превращении. Как и в сякой детской сказке конфликты решаются сказочно - раз и решились, без участия персонажей, а ЛЮБОВЬ вообще перекрывает все возможности для несправедливого решения. Вот так, без усилий и труда, благодаря чувству-эмоции - захотели - полетели. Мало удивительно что стартовав и возжелав полёта общество с таким понятийным багажом смачно грохнулось об землю, переломав немало жизней и судеб.
И третье - роль женщины, как объекта - Женщина не должна думать! - утверждает 'властительница дум' и королева стиля - помолодевшая княжна. Данная скрепа очень далека от идеалов общества исторгшего данную картину - женщины друга, творца, созидателя.
Упрощенная форма повествования не позволяет особенно задерживаться на худ. частью фильма, хотя само производство вполне сносное - сюжет динамичный, не провисает, диалоги местами остроумные и только общее впечатление от фильма не делает их народными. Актёры тоже живо отыгрывают свои эпизоды, и т. к. хронометраж мал, а действующих лиц и событий много, то в динамике не так уж и много фальши.
5 из 10