К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Чудесный фильм!

Смотрела, раскрыв рот от восторга.

Казалось бы, все так просто. Кино о маленьком мальчике. Фильм о детских обидах, ссадинах, восторгах и ошибках.. Но как же здорово все сделано! Как чутко и тонко показывают каждую мысль, каждую эмоцию крошечной личности!

В этом фильме мне понравилось все! Обозначу некоторые пункты:

Серёжа. 6-летний Боря Бархатов настолько хорош в этой роли, что и ролью это действо уже не считаешь. Будто маленький мальчик был маленьким мальчиком. Плакал, когда было обидно или больно, смеялся, когда было весело, пугался, когда было страшно. Без подсказок режиссера и без оглядки на камеру.

Кстати о камере. Человек с чудесной фамилией Ниточкин и с именем Анатолий легко и непринужденно показывает нам кино, бОльшая часть кадров которого являются полноценными фотографиями. А когда он показывает мир глазами Сережи - восторгу нет предела! Это не просто картинка с высоты роста 5-летнего ребенка. Это - вся гамма эмоций, переживаемая главным героем! И страх с любопытством, и волнение с тревогой..

Коростылев. Сергей Бондарчук замечателен в этой роли. Большой, сильный, умный человек. И он единственный, кто серьезно относится к Серёже. Не как к ребенку, а как к личности, человеку с принципами. И с этим человеком нужно разговаривать, открывать новое и выполнять данные обещания.

Все эти сильные стороны не сделали бы хорошего фильма без правильной постановки. И тут уж совсем удивительное дело! Фильм-то дебютный! Георгий Данелия и Игорь Таланкин до этого снимали только короткометражки. Это их первый полный метр и понимаешь, что поговорка про первый блин совсем не уместна в этом случае.

Итог. Прекрасный фильм! Облако впечатлений, которые можешь пережить только в счастливом детстве.

10 из 10

22 апреля 2013 | 13:05
  • тип рецензии:

Удивительно добрый фильм! Трогательный до слёз. Фильм не столько для детей, сколько для взрослых. Потому что он очень мудрый!

Я рос без отца, и поэтому так завидую маленькому Серёже! У него появился прекрасный даже не столько отец, сколько старший друг и товарищ. Когда в доме появляется настоящий Мужчина с большой буквы, мальчику легче расти и развиваться, он даже становится увереннее в себе. Сломали велосипед? Не беда! Починим! И вот Серёжа снова разъезжает на своём двухколёсном! Пороть ремнём? Это глупо! Когда можно договориться по-мужски. В Холмогоры? Да конечно возьмут Серёжу туда, не смотря на протесты матери, иначе бы Коростелёв не был бы Коростелёвым! Такие детей не бросают, даже на время! Даже на короткое!

Но как удивительно играет Боря Бархатов! Да какая это игра? Это просто образец на десятилетия вперёд! Чувствовать, переживать, плакать, радоваться так, будто ты живёшь жизнь, а не снимаешься в кино. И это дебют Георгия Данелии, яркий и гениальный дебют, определивший его успех.

Да и просто, иногда так приятно оторваться от современной повседневности и погрузиться в атмосферу добрых 60-х, тем более, когда это счастливое (или даже не очень) детство отдельно взятого мальчика Серёжи.

10 января 2017 | 01:39
  • тип рецензии:

Это была его первая полнометражная работа. Но как точен был Данелия. В его картине было все - и юмор, и безупречность актуальной темы, и неподдельные страдания, и жестокость, и психологический подтекст, и, что немаловажно, надежда на лучшее. Самое значимое, что Данелия сумел построить повествование не о ребенке, а от его лица. Он сумел показать мир глазами малыша, вероятно на войне лишившегося отца.

— Иди-ка сюда, детка! Вот тебе конфетка!
— Спасибо!
[Сережа доверчиво разворачивает конфету и понимает, что кроме фантика ничего нет. Понимает это и дядя Петя, что подтверждает его задорный смех]

Дядя Петя, ты дурак?


Разумеется, после этой выходки устами жестокой матери пояснит зрителю, что так вести себя со взрослыми не следует. Но на самом деле все точки уже расставлены. Смелость в выражении своего мнения очаровывает и у зрителя не остается никаких сомнений относительно Сережи. Это настоящий герой.

Но одного героя в ленте Данелия мало. В лице отчима Сережи и председателя колхоза Коростелева нам предложен образ уравновешенного и спокойного, мудрого человека. Коростелев всегда принимает ответственность на себя, поэтому и не повышает голоса. Поэтому он так внимателен к каждому окружающему его человеку. Но без вдохновенной игры Сергея Бондарчука столь яркого образа не получилось бы...

Мне очень понравилось как показан конфликт, возникший между матерью Сережи и Коростелевым. Женщину ее сын будто стесняет. На протяжении всей ленты она к нему чрезмерно резка. Не случайно и принимается решение о том, что в Холомогоры Сережа не поедет. Получается, что при всей легкости ленты Данелия поднимает достаточно непростую тему - о том, как непросто жить детям, лишенным материнской любви.

Финал ленты получился необыкновенным. Тут и искренние переживания, и смешение реальности с фантазией... и жестокость, и жизнеутверждающий оптимизм.

Конечно перед нами совсем иной, неизвестный многим Данелия. Тот кто снимал 'Кин-Дза-Дза' и 'Осенний марафон' вероятно стал уже совсем иным человеком, с качественно иным инструментарием и выбором тем. Но в 'Сереже' есть обезоруживающие искренность и смелость, которые не могут оставить равнодушными зрителя даже в наши дни

8 из 10

04 июня 2024 | 11:23
  • тип рецензии:

«Знаете что? А у меня есть сердце. Мне мама сказала, оно стучит. Послушайте…»

С этих слов начинается необыкновенно трогательный фильм «Сережа» - дебютная полнометражная картина режиссера Георгия Данелия по одноименной повести Веры Пановой. Один из моих любимых фильмов о детстве, точнее, о детях. Очень добрая и светлая картина о том, как маленький ребенок видит большой мир взрослых. «Сережа» - один из тех фильмов, от которых просто становится тепло на душе. Все работы удивительно талантливого режиссера Данелии снискали большую народную любовь («Мимино», «Не горюй», «Слезы капали» и многие другие). И «Сережа», по праву, входит в число любимых зрителями советских фильмов. Я уверена, чтобы снять на столько по-детски простой, искренний, непосредственный фильм о ребенке, взрослому человеку нужно самому быть в душе ребенком – чистым, неиспорченным и восторженно смотрящим на мир. «мы все родом из детства», - написал Антуан де Сент-Экзюпери. Все, что связано с ним занимает особое место в сердце каждого человека. Воспоминания из детства навсегда остаются в душе.

Самая главная находка этого фильма – исполнивший главную роль маленький актер Боря Бархатов, т.е. Борис Павлович. Дело в том, что мальчику не понравилось, когда его звали Борька. И он всем сделал выговор: «Я к вам обращаюсь с уважением, и вы меня тоже должны уважать». С тех пор все на съемочной площадке уважительно называли его по имени-отчеству. Удивительно, как сыграл свою роль 5-летний Боря. Его светлая головка, большие, открытые, не по-детски мудрые глаза, хрупкая фигурка в коротких штанишках – все в нем трогает и умиляет. Говорят, что невозможно переиграть детей. И это правда. Но и взрослый актерский состав фильма – блестящий. Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева в роли родителей Сережи являются еще одним украшением фильма. Дуэт двух главных героев картины Сережи и Коростелева (С. Бондарчук) невозможно не отметить. Большой, сильный, умный, справедливый и ласковый человек, настоящий мужчина, который сдерживает все свои обещания, даже данные 5-летнему ребенку. Он единственный из взрослых, кто относится серьезно к маленьким, но очень важным для Сережи проблемам. Он воспринимает его как личность, разговаривает, как с взрослым и старается объяснить ребенку как устроена жизнь. «Понимаешь, брат, есть такое слово «надо», - говорит он Сереже в серьезном мужском разговоре, объясняя, почему они не берут с собой в Холмогоры.

Пообещав, он не забывает купить Сереже долгожданный «велисапет», который в тот же день разобьют взрослые мальчишки. Захлебываясь от слез, Сережа приносит свой «велисапет», точнее, то, что от него осталось, Коростелеву. На что он, по-доброму улыбаясь, говорит: «Лихо вы его». Ну, не горюй. Починим». Именно Коростелев, приемный отец Сережи, становится его лучшим другом.

В фильме много забавных, смешных и в то же время трогательных до слез моментов. Один из таких эпизодов – проводы Женьки на учебу в город. Вереница малышей идет по середине большой дороги за грузовиком, который увозит их друга. В сценарии это был проходной момент, но в фильме он получился одним из самых запоминающихся.

Сам Данелия говорил, что успех картины во многом связан с их «непрофессионализмом, творческой наивностью, чистотой. А от неумения родилось что-то такое, за что «Сережу» так полюбили зрители».

Увидеть удивительный мир глазами маленького ребенка помог зрителю и оператор картины Анатолий Ниточкин. С первых кадров зритель видит окружающий мир, большой и невероятно интересный, с высоты роста 5-летнего мальчика.

Такие картины, как «Сережа», нужны нам, зрителям, большинство из которых уже взрослые серьезные люди, чтобы не забыть, что мы тоже были маленькими, и быть внимательней к своим детям.

«Детство – корень души человеческой», - написал Баграт Шинкуба. Это выражение очень емко и точно определяет его важность в жизни каждого человека. И только мы, взрослые, в ответе, будет оно счастливым или нет у наших детей.

11 марта 2018 | 18:39
  • тип рецензии:

Удивительно добрая история о детстве маленького Сережи. Мир глазами ребенка. Житейские ситуации, в которых каждый узнает частичку своего детства. Очень трогательный фильм, который смотрится на одном дыхании. А эпизод с дядей Петей, который дал ребенку пустой фантик наверняка помнят многие.

Отношения между детьми, катание по очереди на велосипеде, подражание взрослым, шалости - детство 60-х.

Но не все так гладко: отца (Коростелев стал мальчику настоящим отцом), отправляют на работу в отдаленный район, при том, что недавно появился на свет новый член семьи. И молодая семья вынуждена уехать, но пока оставив Сережу, в силу ряда причин. Переживания маленького мальчика, семья которого столкнулась с трудностями, его непонимание взрослых проблем - все берет за душу.

Высший бал 10 из 10 - фильм всех возрастов!

08 января 2010 | 21:17
  • тип рецензии:

По-моему, одно из главных предназначений настоящего кино - воспитывать! И 'Сережа' - один из ярчайших тому примеров.

Фильм о втором послевоенном десятилетии - золотых годах советской эпохи.

Фильм о малыше, который учится жизни, впитывает все, что есть вокруг. И замечательно, что есть семья, что есть отец и мать, что есть страна, которая готова помогать на ноги стать и человеком воспитать.

Воодушевляет, задуматься о детях заставляет, о том, как строить жизнь!..

10 из 10

01 января 2012 | 14:03
  • тип рецензии:

«А у меня есть сердце. Мне мама сказала, оно стучит. Послушайте. Хотите?»

Это необыкновенный фильм. С самой первой фразы проникаешься невероятным умилением к Сейоже и его друзьям) Светлая головка, честные и открытые глаза, но в то же время очень серьёзные и глубокие… в ребёнке рождается и формируется личность, он постоянно сталкивается с внешним миром и через него делает выводы во внутреннем. Безусловно, автор очень чутко открыл детскую душу, а режиссёр отлично сумел это вывести на экран.

Маленькому Серёже предстоит сделать столько открытий, столько всего неизведанного, непонятного в этом большом мире…столько всего хочется познать, увидеть, столько успеть и удивительно с какой смелостью он идёт на отчаянные шаги, как сдержанно переносит обиды, как трепетно относится ко всему, что так дорого…

И, наконец, долгожданное счастье. Хормагоры!)

Дети это чудо…посмотрите, какие они чистые, светлые, открытые. От них зависит будущее человечества, и основная задача взрослых есть воспитание достойного поколения. Детям очень нужно ваше внимание, забота и ласка. Они очень ранимы…не обижайте детей, не отворачивайтесь от них, не меняйте их на работу, собственные развлечения и интересы. Поделитесь теплом, мудростью и сказкой. И дети никогда этого не забудут.

Смотреть всем всем всем, без исключения)

27 апреля 2011 | 20:24
  • тип рецензии:

Как только я прочитала повесть Веры Пановой, то сразу же решила посмотреть и фильм, снятый по этой повести. Скажу сразу, книга меня впечатлила, тронула до глубины души, и было интересно, сможет ли экранизация добиться от меня тех же эмоций.

И знаете, у фильма Данелии и Таланкина это получилось, даже с большим успехом, чем у повести. Жизнь глазами маленького мальчика, вроде, ну что там может особо заинтересовать взрослого человека? А вот и нет. Фильм этот о воспитании, о том, как мы порой беспечно обесцениваем детские эмоции и чувства, не придаем им должного значения. А это ведь хоть и маленькие, но люди, и на мир они тоже смотрят серьезно, просто со своей колокольни, со своими страхами и восторгами, которые многим взрослым понять трудно. А вот маленькому мальчику, герою фильма, повезло, в его жизни появляется такой взрослый, который мир его понимает и принимает, да и сильно подстраивать и ломать не хочет. Это Коростелев, отчим Сережи.

В фильме очень точно переданы доверие и понимание, которое возникло между маленьким Сережей и взрослым Коростелевым. Мне кажется, это отличный пример того, какими должны быть отношения родителей и детей. И, конечно, до слез доводит последняя сцена, когда взрослый не дает миру своего сына пошатнуться, несмотря ни на что.

Кстати, не все, что было в книге, вошло в фильм, нет истории взаимоотношений Сережи с бабушкой и прабабушкой, а также не было прабабушкиных похорон, но картина от этого не сильно пострадала, а может, и была бы хуже, больно уж там мрачные переживания у Сережи. А так фильм можно посмотреть и с детьми, хотя все же, он больше именно для взрослых.

Конечно, не малую долю в успех фильма внесла и актерская игра.

Да, от Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука другого и не ожидалось, но для меня главным героем этой картины все же стал самый младший из актеров, Боря Бархатов. Какой же талантище, так сыграть чувства и переживания в таком возрасте, многие взрослые коллеги могли бы позавидовать.

Сергей Бондарчук прекрасно подошел на роль Коростелева, хотя при чтении повести я его другим себе представляла, но и кино-Коростелев мне тоже понравился.

Хороша и Ирина Скобцева, она мне показалась несколько мягче книжной мамы, но это даже к лучшему, потому что при чтении я мысленно эту маму все время упрекала - ну как можно оставаться такой сухой и безучастной к чувствам собственного ребенка.

Очень рада, что посмотрела эту экранизацию, от меня ей 10 баллов, и это абсолютно заслуженно.

10 из 10

29 января 2018 | 19:24
  • тип рецензии:

В этот фильм я влюбилась с первого взгляда. Глаза мальчика Сережи - открытые, доверчивые - это просто воплощение всего доброго и светлого, что может быть в ребенке.

Фильм очаровывает своей легкостью, искренностью, непосредственностью. Смотришь и думаешь: 'Какое доброе было время!' Время, в котором мальчика общежитие влечет не девочками и пьянками, а шашками и радио, в котором для ощущения свободы ему нужна не крутая тачка, а лишь своя кровать и тумбочка...

В наши дни, я верю, тоже есть такие простые и настоящие ребята, но скорее, это исключение, чем правило. А тогда было наоборот.

Дружба, порядочность, любовь - столько всего в этом фильме. Он многогранен, затрагивает самые разные стороны человеческих чувств и отношений.

И в противовес многим и многим фильмам, ему не нужны никакие спецэффекты, операторские приемы и куча прочей мишуры. Он самый обычный: создается впечатление того, что я не фильм посмотрела, а подглядела за жизнью настоящих людей - до того все честно и правдоподобно.

Именно в этом прелесть этогй картины, которую хочется смотреть снова и снова.

10 из 10

16 января 2013 | 14:55
  • тип рецензии:

Шедеврально! Дебютная дипломная работа гениального Г. Данелии, который позже снимет еще много интересных фильмов, удалась.

Истории из жизни маленького пятилетнего мальчика, некоторые смешные, некоторые очень милые, некоторые заставляют прослезиться от обиды, - все они показывают становление характера Сереженьки.

Боря Бархатов неподражаем в этом фильме. Он как будто сам переживает все эти ситуации. Особенно запомнились его глаза, полные отчаяния, житейской мудрости и одновременно детской беспомощности в сцене с дядей Петей. Это ж надо так сыграть в 5 лет! Современная Пуговка (Катя Старшова) ему в подметки не годится. Последовательно, эпизод за эпизодом Сережа проходит свой путь к счастливой жизни, он создает ее своими руками (тут показательна сцена с татуировкой). Но когда, казалось бы, вот оно - счастье - 'Хормогоы', его останавливают. Жизнь ребенка все-таки в родительских руках, и здесь уже все зависит от родителей, от их отношения к ребенку. Именно в этот момент выясняется, что мама, как бы она ни любила сына, не понимает его, не хочет понять. Зато появляется УМНИЦА Коростелев (гениальный Бондарчук), который видит, что 'брат' заслуживает право выбора ровно столько же, сколько этого заслуживают взрослые. Обожаю Коростелева, обожаю Сереженьку... Пересматриваю четвертый раз и плАчу, плАчу, плАчу... Умели же раньше снимать!.. Фильм о взрослом ребенке, решающем серьезные проблемы.

15 из 10

27 ноября 2010 | 15:43
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: