Ещё одно первое знакомство, на этот раз, с легендарным французом Жаком Одиаром. Причем, на фильм я настраивался ещё в год выхода, но вот руки дошли только сейчас. Как в случае с «Закатать в асфальт» — здесь классическая тюремно-криминальная история восхождения к вершине обычного паренька, который попадает под влияние местного криминального босса-корсиканца. Первое убийство, ломка, наблюдение, учёба, выстраивание иерархии и путь наверх. В подобных фильмах как раз важна подача и режиссёрская рука, а с этим у Одиара проблем нет.
Лента обстоятельна, нетороплива, но при хронометраже в 2,5 часа здесь отвлекаться не на что — нет ни одной лишней сцены или эпизода и всё работает на результат, главное смотреть внимательно и запоминать, что и делает герой Тахара Рахима. Сцена первого убийства сильно бьёт по зрительской зоне комфорта жестокостью, кровавостью и бытовой обыденностью. Дальше подобных эпизодов уже не будет, но ощущения она оставляет надолго. Плюс мощно работают и последующие сцены с жертвы, от которых становится не по себе. Круто поставлена и сцена покушения на одного из авторитетов вне стен тюрьмы — напряжение такое, что костяшки белеют
Рахим с надрывом проживает своего персонажа — вот забитый парнишка, который при этом обладает стержнем и пытается отбиваться и придумывать отходные пути, и постепенно мы видим его превращение в расчётливого и хитроумного волка — шикарная роль! Отлично смотрелся корсиканский босс в исполнении харизматичного и матёрого Нильса Ареструпа — отлично сработали артисты на контрасте. Особенно интересно выглядела совместная финальная сцена.
Да, кино, как и «Закатать в асфальт», невесёлое и не развлекательное. Оно жёсткое, хлёсткое и крепко бьёт под дых. Но сделано оно крепкой режиссёрской рукой и послевкусие оставляет стойкое. Крепчайшая работа, заслуженно награждённая Гран-при жюри в Каннах. Очень круто!
В 2010 г. Оскар за лучший фильм на иностранном языке завоевала аргентинская лента 'Тайна в его глазах', у которого есть голливудский ремейк 2015 г. с Джулией Робертс в главной роли.
Однако широкий прокат и мировое признание получила также криминальная драма 'Пророк' 2009 г. Именно эта лента завоевала Гран-при жюри Каннского кинофестиваля.
Этот фильм нередко упоминают голливудские актеры (например, Шейлин Вудли и Сэм Клафлин), высказывая восхищение актерскому таланту Тахара Рахима.
'Пророк' - это история превращения юного мелкого преступника, попавшего в тюрьму, в грозного преступника.
Может показаться, что это довольно банальная история с легко предугадываемым сюжетом. Однако это вовсе не так.
Тахар Рахим, исполняющий главную роль, останется для вас загадкой до самого конца. Его персонаж - одновременно очень слаб и силен, прост и сложен, наивен и хитер...
'Пророк' - отличный образец фильма, действие которого разворачивается в тюрьме. Однако он понравится не только любителям тюремных и криминальных историй, но практически любому зрителю. Ведь в этом фильме есть все - любовь, преданность, дружба, предательство, целеполагание и даже мистика.
Этот фильм даже называют французским 'Крестным отцом'. Кстати, в конце фильма даже есть прямая отсылка к легендарному фильм Френсиса Форда Копполы.
Ленту снял Жак Одиар, который прославился своим умением создавать невероятные 'взрывные' эпизоды в казалось бы спокойных и предугадываемых историях.
Неоправданно затянутый хронометраж на 2,5 часа. Тут нет ничего такого, чему необходимо было дополнительное время на раскрытие.
Типажи невпечатляющие, особенно главный герой, который для меня так и остался мутным невнятным проходимцем, которого сильные мира сего в любой момент размазали бы по стенке. В сущности, он мало приподнялся над своим стартовым уровнем, и мне не понятно, за что я должен к нему относиться лучше после просмотра этой истории, скорей, – хуже. То есть, и человека с большой буквы из него не получилось, и сорви-головы тоже. Лучше всех получился корсиканец-Цезарь, но его в угоду мелочным амбициям ГГ «жестоко унизили» в конце (мне совершенно ясно, что в реальной жизни главному герою за это очень скоро пришлось бы ответить «по всей строгости революционного военного времени», но ради красивой картинки точку поставили на этом).
Много лишних подробностей, которые никак не повлияли на основной сюжет. К примеру, сделан особый акцент на безграмотности ГГ, которую он со временем преодолел. Однако, насколько это преодоление сыграло роль в его судьбе, никак не раскрыто. Второй яркий пример, смертельная болезнь напарника-араба. С эмоциональной точки зрения данному персонажу уделено не так много внимания, чтобы хоть сколько-нибудь рефлексировать над его возможной судьбой, но, несмотря на это, зрителю многократно сообщили об этой «важной детали».
Можно придираться к бесконечным деталям, в которых здесь скрывается известно что. Начну и закончу с первой и главной: важное задание итальянцы поручают неизвестному им человеку, и если он его провалит, у них будут серьёзные проблемы. Вместе с тем, система взаимодействия итальянцев с тюремной охраной показана таким образом, что им проще было бы договориться с ней и выполнить работу наверняка.
Неясной остаётся мотивация многих ключевых фигур, отчего здесь происходят те или иные события, поэтому картина целиком воспринимается как череда бесконечных допущений: предположим, что это так. И это один из существенных минусов данной картины.
Вывод. Откровенно слабый и необоснованно перехваленный фильм на тюремную тему. Смотреть не посоветую.
«Пророк» криминальная фантазия Жака Одиара на тему «один в поле воин» всё же выглядит весьма реалистичной, затрагивает несколько важных аспектов изменения человеческого «Я» в тюремных стенах. Верно даёт предоставление быта и нравов заключенных. Её главный герой, малограмотный араб Малик Эль Джебена, постепенно должен доказывать, что он имеет право на место под Солнцем, и имеет на это все обоснования, и лишь только благодаря своей решимости ему удастся стать сильной личностью. Также в стенах тюрьмы он приобретёт образование и нужный опыт.
Картина, заслуженно получившая гран-при Канского фестиваля, имеет право называться самой человечной картиной о силе человеческого духа, тем более благодаря операторской работе Стефана Фонтена ('Три дня на побег») и завораживающей музыке Александра Депла она приобретает настоящую ценность, говоря о важном, о людях, и это Жак Одиар делает превосходно!
Тот самый случай, когда фильм приятно смотреть, чем о нём много говорить.
Легко и совершенно непринужденно Жак Одиар создал эталонную криминальную сагу, вполне сопоставимую с лучшими образцами жанра. Европейский ответ картинам Скорсезе и Копполы вышел совсем лишенным самолюбования, а оттого и более ценный. 'Пророк' получился неимоверно искренним, честным.
Приятно радует проработка главного героя. Вместо матерого уголовника мы видим забитого парнишку находящегося в самых первых списках тюремных недолгожителей. Нет ни одного разумного основания для того, чтобы поставить на нашего персонажа. Тем интереснее будет его восхождение. Но есть и еще один нюанс - этичность. Практически все представители семейства Корлеоне, не говоря уже о представителях клана Сопрано были представлены злодеями 'поневоле'. На их преступной деятельности обычно внимание не заостряется, да и все эпизоды нередко имеют моментальное оправдание. А тут перед нами разворачивается не просто 'достоевщина', но еще и призраки невинно убиенных в гости наведываются.
Сюжет проработан и непредсказуем. Одиар нарушает все возможные штампы позволяя героям страдать или быть счастливыми тогда, когда в обычном кинематографе нужно испытывать совершенно противоположные чувства. К тому же, ненавязчиво перед нами развернется еще одна инсценировка 'Эдипового' противостояния с отцом. Уж слишком взаимоотношения двух главных персонажей подпадают во фрейдовские координаты. Мнимый отец вовсе не оказывается добрым, а мнимый сын стремится его свергнуть.
'Пророк' открывает перед миром новую европейскую звезду - Тахара Рахима. Актера выражающего новое, современное дыхание Европы, умеющего быть одновременно чутким, ранимым и жестким. Последующая карьера этого молодого человека заставляет воздать должное Одиару заботливо высмотревшего такой талант.
Впрочем, Нильс Ареструп и потерявшийся позже во второстепенных ролях малоизвестных фильмов Адель Беншериф - не менее круты. Втроем они создают причудливую комбинацию участливо отсылающих все современные гангстерские фильмы в то самое место, откуда не возвращаются. 'Пророк' - это фильм, который трогает за живое и засасывает вглубь. Это тот редкий фильм, хронометраж которого совсем не замечается и даже удивительно, что неполные три часа пролетают как мгновенье.
Кто мыслит шаблонами не поймет, и я этот фильм не понял или понял не так!
Сути нет в этом фильме скорее страшная реальность жизни! Хочешь жить убей кого то или им воспользуйся чтоб дальше двигаться по жизни. Реальность фильма такова что из малого волчонка вышел матерый волк. Такой 'Современный маугли' прибился к волкам закрепив свой статус кровью, озверел, набрался сноровки, никогда не останавливался шел и будет идти по чьим то головам!
Кто он то ли араб то ли цыган то ли корсиканец скорее среднее звено без эмоций без веры в бога. Вытаптывает место под солнцем ни чего не стыдясь! Бери от жизни все по возможности?
Еще одно хотел сказать в фильме как то однобоко показали работу тюремных надзирателей такие безвольные, коррумпированные, стражи молчуны без эмоций.
Роболюди на побегушках у заключенных! Даже как то обидно стало за их них 'дубаков' разнообразили что ли показали бы пару моментов что это не роболюди, а вполне адекватные со своими проблемами 'стражи'!!!
Фильм безусловно нужный. Фильм, к сожалению который увидишь не так часто. Фильм - зеркало реальности. Но.. Давайте все по порядку.
Сценарий.
Он написан грамотно. В нем практический отсутствуют любовь, сострадание, слюни, сопли все такое, что бы могло его испортить. Конечно же Малику должно быть 19 лет. Конечно же он должен был вырасти в детдоме. И как можно пропускать в такого рода картинах фразы старые как сама жизнь типа,- 'Если не ты, то тебя'. В общем если Вы хотите получить реальную, жесткую, холодную картину, то начните с такого плана сценария.
Постановка.
Ну что можно сказать)... Конечно же тут не обошлось без реальных заключенных вместе с ихними привычками, правилами, понятиями и всем таким. Операторская работа на высоте, грим тоже на уровне. Сцены с лезвием во рту и борьба с Реебом заставляют биться Ваше сердце чаще и оседают в памяти на некоторое время после просмотра фильма.
Игра актеров.
В этой картине уникальным образом подобраны как начинающие, талантливые актеры ( Тахар Рахим, Адель Беншериф) которые с 'искрой в глазах' играют свои роли в надежде быть замеченными Голливудом, так и опытные ( Нильс Ареструп), которые подчеркивают картину своей превосходной игрой. Про Тахар Рахима я бы сказал просто... Дебют! Он напомнил мне Шайа Лабафа в 'Константин'. Присмотритесь к тому как четко Тахар передает эмоции на лице. Это еще не те звезды, которые получив славу и деньги играют в последствии как дохлые куклы. На такую игру зрителю смотреть приятно. Именно благодаря отсутствию 'Голливуда', пафоса и понтов люди могут объективно оценить тот мир, который создатели пытались донести до нас.
Музыка.
Александр Депла! Еще один профессионал своего дела. Еще один плюс картине за выбор композитора. Ведь именно музыкальное сопровождение в картине должно держать нас на определенном эмоциональном уровне на протяжении всего фильма, не давая зрителю расслабиться и вспомнить что это игра актеров... Мало того. Музыка звучит в правильное время и в правильном месте, в то время как весь остальной хронометраж ведет зрителя в тишине, которая не дает ему отвлекаться и позволяет услышать и прочувствовать реальную атмосферу тюремного общества, опять же, подчеркивая правдоподобность.
Итог.
Это фильм, который Вы либо выключите досмотрев до сцены в камере с Маликом и Реебом, либо будете еще некоторое время 'отходить' от фильма. Это два с половиной часа, благодаря которым зритель может стать лицом к лицу со своими страхами, переосмыслить представления о тюрьме и вообще лишний раз задуматься...
В общем если Вы поклонник картин максимально приближенных к реальности, не боитесь жесткости и ценитель киноискусства, то я Вам советую!
криминальная драма, которая смотреться на одном дыхании
Жанр в котором все против героя с первых минут фильма. Походу фильма видно то что это не первая ходка Малика, но закоренелым преступником его явно не назовешь, а скорее дерзким сиротой который не готов опускать руки. Все его действия непоколебимы, а порой даже хладнокровны, вот так и надо выживать в тюрьме когда не остается ни накого рассчитывать. Но впоследствии произойдет то к чему он никак не был готов не морально, не психически, что изменит его внутренний мир и даст название фильму.
Хотелось бы еще сказать об атмосфере фильма это рутина, тюремная рутина которая как нельзя лучше дает представление о том как все устроено внутри этой тюрьмы, порой у меня было ощущение что я смотрю один из этих фильмов про заключенных, которые показывают на national geographic или discovery.
Отдельное спасибо работавшим на дублированным переводом, благодаря им фильм получился насыщенным и атмосферным
Или Умри Никем Или Живи Королем. Третьего Не Дано.
Такой основной лейтмотив.
Такие фильмы становятся легендами.
Это история успеха. История успеха обычного парня, попавшего в тюрьму.
Причем показана от начала и до конца.
Его зовут Малик Ель Джебена. Он араб. Ему 19 лет. Ни семьи, ни друзей. В французской тюрьме, где властвует корсиканская мафия. Сам по себе.
Его только что перевели на тюрьму 'для взрослых' и он еще не влился среду. Здесь действуют свои законы, где никто никому не будет помогать просто так. Серые будни французской тюрьмы показаны очень реалистично, и в то же время неожиданно удивляют - настолько они схожи с нашей. И тут понимаешь, что нет особых различий между людьми: ни социальных, ни национальных, ни экономических. Люди везде одинаковые. И законы жизни везде одинаковы - будь то Париж, Лондон или Москва.
Что же делать? Ведь никто его не учил, как себя здесь вести. Всему придется учится 'походу' делая ошибки и набивая шишки. Путем преодоления себя и каждодневным саморазвитием, он поднимается все выше и выше в тюремной иерархии. Причем не гнушается любыми способами. Играет по всем фронтам. Везде имеет свой интерес.
Ежедневная работа над собой: обучение языкам, психологии, нравов, наблюдение за обстановкой, социализация, навыки общения с разными людьми. Это школа, благодаря которой узнаешь реальную жизнь и на чем она основана.
Умение рассчитывать время. Вырабатывается интуиция.
Он видит сны - и они сбываются. Он пророк - но не тот пророк, который из святых или божественных. Он обычный парень, который достиг всего своими усилиями, подключив ум и волю. Позже у него появляются не только партнеры по бизнесу, но и близкие друзья - это Рияд. Именно он поверит в него и станет его близким другом и партнером по бизнесу.
Малик достиг всего этого не потому что ему сопутствовала какая-то удача, а чисто тот факт, что не было пути назад: хочешь жить - убей сам. Прямолинейная, можно сказать, животная логика здесь берет свое. Здесь нет умствования и философии. Жизнь показана такой как она есть: серой, жесткой, тяжелой. А методы, которыми молодой зек свергает над собой власть - прямолинейны и просты, хотя не всегда честны. Но кого это волнует?
Без лишней скромности скажу - это отличное 'пособие' о том, как добиваться своего. Как строить бизнес, в том числе. Ведь методы Малика - очень примитивны, но при этом очень действенны! И даже если это грязные методы. Хотя он даже не подозревает, что вообще действует какими-то методами. Он просто действует, полагаясь на здравый смысл и логику, подключая при этом интуицию. А удача его настигает и так.
И можно долго философствовать о правильности или неправильности образа его жизни и о его деятельности. Но мы точно не вправе осуждать его за то, что он выбрал жить, а не умереть.
Настоятельно рекомендуется к просмотру не только любителям криминального жанра, но и людям с пониженной самооценкой, считающих, что все вокруг плохо и добиться успеха в чем-либо, в бизнесе в частности, невозможно. История успеха Малика Эль Джебены - не самый лучший пример, но все же очень показательный.
Были две неудачные попытки ознакомиться с фильмом 'Пророк/Un prophete' на ТВ. Крутили по 'Первому' каналу, включил - попал на сцену с гомосексуальным содержанием - мгновенно выключил. Второй раз начинал смотреть с середины - не разобрался, подумал, много болтовни про мусульманофранцузов, переключил. Только полный третий просмотр ленты, дал понять - это один из лучших криминальных киношедевров!
Судьба на шесть лет забрасывает во взрослую тюрьму 19-летнего Малика Эль Джебену (Тахар Рахим). За колючей проволокой беззащитный, никому ненужный неграмотный араб, у него нет друзей, близких родственников, а так же денег на содержание - придется выживать любыми способами. Малик мечтает быстрей 'отмотать' свой срок, чтобы выйти на волю, всего лишь нужно никого не трогать, и держаться в стороне от всех неприятностей. Но однажды происходит необычное событие, моментально меняющее его жизнь - Шестерки. Зоновский авторитет корсиканцев Сезар Лучиани (Нильс Ареструп) ставит ультиматум парню: 'Надо расправится со стукачом в соседней камере, отказ делает из тебя покойника'! Дороги назад нет - ночью, с помощью бритвы, новоиспеченный киллер кроваво убивает жертву...
Тахар Рахим - французское дарование, может быть мало кому известный, зато о таких пишут неограненый бриллиант, отличается прекрасно поставленной актерской игрой, 100% влился в кожу своего героя неудачника, с которым по ходу сюжета всё эмоционально переживаешь. Режиссер, сценарист - Жак Одиар, браво, история шикарно снята и преподнесена зрителю, оставляет неизгладимое впечатление в мозгу, глаза не нарадуются. Рекомендую всем, аплодисменты стоя!