К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Июнь 1941-го. В Брестской крепости танцуют, гуляют и смотрят кино; следующей ночью в известные 03:58 на головы начинают сыпаться бомбы и уже не утихают, пока последнего жителя не выгоняют с белым флагом из дома или не выносят ногами вперед. Оказавшись в глубоком тылу, окруженные немцами, на фоне посланий о помощи оборону держат три группы людей, соединенные только стремлением выжить и – мальчиком (Алексей Комашов), который носит воду, ищет «свою Аню» и между делом познает все ужасы случайно начавшейся войны.

Самый правильный подход к изображению войны был продемонстрирован Климовым: война – это не красиво, а страшно; нет в человеческих поступках ощутимого героизма, есть только боль, которая уродует, производя ни с чем не сравнимый урон, который отпечатывается в прямом смысле на лицах людей: в «Иди и смотри», где военные события и человеческое лицо в качестве декораций меняются местами, мальчик стареет все больше по мере приближения к финалу. «Брестская крепость», тоже имея в главных героях молодого бойца, начинает почти тем же, но уже к середине фильма уходит другим курсом, превращаясь в выхолощенную историю нескольких дней, которая начинает распадаться от закадрового голоса и хаотичных переплетений сюжета, перескакивая с одной огневой позиции на другую и вымарывая пленку эффектными взрывами. Взрослый герой в финале добавит пафоса, а перечисления заслуг командиров, словно вырванные из учебника по истории, превратят фильм в поучительный манифест, который призван схватить зрителя за живое. Создатели, ко всеобщему удовольствию, стремились придерживаться реальной истории, сведя количество минут эмоциональных всплесков к минимуму. Здесь все, кажется, к месту – динамичные погромы, количество пуль и человеческие жертвы вперемешку с красивыми моментами и героическими смертями, словно взятыми из учебника, на этот раз по кинематографии, рассчитаны в эталонном соотношении. Впрочем, чем больше фильм демонстрирует «геройства», тем сильнее осознаешь, что когда-то всего нескольких морщин было достаточно.

29 ноября 2010 | 20:54
  • тип рецензии:

Честно говоря, я не большой фанат военных фильмов, поскольку там много насилия и мне крайне тяжело смотреть подобные кино. Я эмпатичный человек и очень близко к сердцу подобное воспринимаю, но недавно я была в Бресте и посчитала просто необходимым посмотреть эту киноленту.

В центре сюжета героический подвиг защитников Брестской крепости, крепость оборонялась месяц, в то время, когда немцы хотели взять ее к обеду 22 июня. Вот про эти события и пойдет речь в фильме.

Начнем с того, что в фильме все герои носят реальные имена, у них всех есть прообразы. Вообще, почти все показанное в фильме - правда, хоть довольно в сжатом виде, иначе бы фильм шел не 2 часа, а не меньше суток. Поэтому низкий поклон режиссеру Александру Котту, который таким образом привлек внимание к героям обороны крепости, ведь многие до сих пор не знают их имен!

Сразу скажу. что фильм не для детей, тут очень много кровавых сцен, так что лучше не смотреть этот фильм с детьми. Но всех взрослых эта кинолента повергнет в шок, уму не постижимо, что такие ужасы действительно творились в реальной жизни и 'Брестская крепость' - хорошее напоминание о том насколько кровожадным и беспощадным был фашизм, ведь в крепости жили военнослужащие целыми семьями!

Из актеров приятно удивил Павел Деревянко, который играл полкового комиссара Фомина. Мне этот актер был знаком только по низкопробным комедиям, так что я была рада, что он справился с такой серьезной и трагичной ролью. Правда один камень в огород я все-таки кину, но не актеру, а режиссеру! Он немного исказил исторические события, связанные с этим героем. Не буду спойлерить, но советую сначала посмотреть фильм, а потом почитать об этом человек, чтобы вы сами поняли, где режиссер немного исказил историю жизни этого человека.

Снят фильм качественно, несмотря на то, что прошло 12 лет с его премьеры, эффекты все еще выглядят реалистично, не создается впечатление фальши и пластмассовости: взрывы выглядят натурально, ровно как и ранения защитников крепости-героя.

В целом, мне фильм понравился, это, наверное, один из лучших военных фильмов отечественного производства, единственный минус это немного искаженная история Ефима Фомина. Но фильм не является чистой документалистикой, так что, думаю, можно ему это простить.

9 из 10

13 июля 2022 | 17:55
  • тип рецензии:

Куча вопросов создателям фильма.

Разложу всё по пунктам:

1) Совершенно непонятно почему немцы показаны как какие-то фашистские твари? Почему не соблюден образ цивилизованных европейцев, спасавших страну от пожирающего младенцев Сталина?

2) Почему Советские люди ведут себя как...люди? Почему не выходят с табличками 'Продамся за водку'? Откуда этот идиотский, давно отмерший, патриотизм? Какого черта развели 'Совок'?

3) Что с актерами? Почему они играют нормальных людей? Где их собственное видение мира? Почему майор Гаврилов не негр и не гомосексуалист? Где творческий подход? Опять же непонятно...

4) Чему учат наших детей? Ему конфетку, а он стрелять. Кадр этот считаю преступным. Правильный, интеллигентный мальчик должен сказать дяде немцу спасибо и отдать свою подружку. А лучше продать за еще одну конфетку, я так думаю.

Вопросов много. А кроме шуток, фильм просто отличный. Вышел из кино, как будто по голове веслом получил. Большое спасибо создателям за то что не вылили на нашу родину очередной ушат помоев.

Всем кто считает что их обливают советской пропагандой, советую смотреть 'Рядового Райна', что бы быть облитыми пропагандой американской, цивилизованной.

15 ноября 2010 | 14:03
  • тип рецензии:

Шёл на этот фильм с тревогой в душе, потому что после 'Утомлённых солнцем - 2', никаким гадостям и чудовищной лжи о Великой Отечественной Войне я бы уже не удивился. Но была и надежда, т. к. в создании фильма принимали участие белорусы, а они к ВОВ относятся гораздо трепетнее и уважительнее, чем мы, русские, - неблагодарные, непомнящие и нечтущие своей истории и своих героев.

Прежде всего фильм порадовал исторической достоверностью, а это, на мой взгляд, - самое важное, когда речь идёт о фильмах про войну.

Разбросанных человеческих внутренностей и изнасилований крупным планом в фильме нет. За это отдельное спасибо. Фильм трогает зрителя за душу и без таких подробностей. Я думаю, человек, у которого есть хотя бы несколько извилин, и так поймёт, что всё это на войне было. Показывать это совсем не обязательно.

Игра актёров понравилась. Играли бы побольше Мерзликин и Деревянко в таких хороших фильмах, а не в дурацких Бумерах и Гитлерах капутах, глядишь, и большими актёрами стали бы. Но, увы, спрос порождает предложение: наша молодёжь хочет смотреть всякую муть, а такие фильмы как 'Брестская крепость' не востребованы.

Техническая сторона картины на достойном уровне, правда, без особого размаха. Заметно, что бюджет картины не очень велик. Хороший фильм можно снять и без огромных бабок. Главное, чтобы в фильме душа была. В этом фильме она есть.

Хоть фильм по техническому исполнению и уровню актёров чуть-чуть не дотягивает до лучших советских шедевров о ВОВ, ставлю 10 за то, что в наше продажное, пошлое, эгоистичное время, когда за зелёную бумажку продаются убеждения, любовь, друзья и даже РОДИНА, сняли исторически правдивое и идеологически правильное кино.

10 из 10

P.S. Спасибо создателям и актёрам.

P.P.S. Никита Михалков, смотри и учись, как надо фильмы про Великую Отечественную Войну снимать.

09 ноября 2010 | 11:53
  • тип рецензии:

… Моя мама – довольно эмоциональный человек. Поэтому выбить из нее слезу – не Бог весть какое достижение. Тем не менее, ее несколькоминутных рыданий – по поводу художественного произведения, а не судьбы непутевого сына))) - я не видел, пожалуй, никогда. До окончания просмотра «Брестской крепости».

Предполагаю, что точно так же, в разных концах страны, плакали после этого фильма и еще многие матери-жены-сестры, а может, и отцы-мужья-братья… Не случайны же все эти восторженные отзывы зрителей и рецензии критиков, высказывания в блогах из серии «Михалкову после такого фильма стоило бы пойти и застрелиться» и прочая и прочая… «Крепость» действительно всколыхнула страну.

Идти против общего тренда – как минимум некомфортно. Но я попытаюсь. Вовсе не потому, что считаю «Брестскую крепость» плохим кино. Это абсолютно достойный фильм, выгодно отличающийся от среднестатистической современной российской кинопродукции. Просто масштаб восторгов кажется мне не слишком адекватным. Особенно в сравнении с масштабом проклятий, которыми совсем недавно был осыпан уже упомянутый Михалков – речь, разумеется, о «Предстоянии». А ведь различий между смешанным с грязью «Предстоянием» и купающейся во всеобщем обожании «Крепости» не так много. Стилистически фильмы очень близки. И Никита Михалков, и Александр Котт создают не особо выстроенную сценарно мозаику первых дней войны - самых страшных, когда еще никто толком не понимает, что происходит, куда бежать, и контраст между такой уютной мирной жизнью и так внезапно наступившим адом – особенно остр… Авторы обоих фильмов явно черпают вдохновение не столько в советском кино, сколько в голливудских образцах жанра – Михалков и не стесняется говорить, что идея именно такого продолжения «Утомленных солнцем» была навеяна «Спасением рядового Райана». Отсюда и обилие батальных сцен, сделанных в стилистике американского кино, этакий доморощенный вариант «Апокалипсиса» Копполы – с замедленными съемками боя, флешбеками из мирной жизни, словом всем тем, что лет 30 назад было откровением. Проблем собственно две: то, что прошло уже 30 лет, и все эти приемы уже использовались неоднократно, и то, что Котт - далеко не Коппола. Михалкова обвиняли в излишнем натурализме и увлечении внешними эффектами – но и у Котта этого самого натурализма и голливудчины в избытке! Оторванные конечности разбросаны по экрану, как огурцы у доброй хозяйки на грядке, пули свистят, взрывы грохочут… Ясное дело – это война. Но – я настаиваю! – не вся война. На оторванные конечности я насмотрелся – и в кино, да и в жизни. Вы мне покажите лучше души тех людей, которым эти конечности оторвало.

А вот тут уже сложнее. Живых людей в фильме Котта – немного: сплошь либо рыцари из бронзы, либо законченные подонки. Никаких полутонов. Схемы на ходулях. С актерами вообще швах. Ничего не имею лично против господина Деревянко, но, учитывая его темное прошлое в виде участия в разного рода дебильных комедий и сериалов, назначать его на роль харизматичного лидера сопротивления Брестской крепости как минимум странно - память-то у зрителей не отшибло... «Не верю», - хотелось повторить вслед за Константином Сергеевичем… Да и Андрей Мерзликин, как ни старается, даже в военной форме никем, кроме героя легендарного «Бумера», обернуться не может по определению…

Вообще, с фильмами о войне существует большая этико-эстетическая заморочка. Сама тема будто бы служит вольной или невольной индульгенцией авторам картины и всем их возможным творческим просчетам. Потому что всегда есть риск задуматься – а кому ты, собственно, тут выставляешь оценки: героям кино или тем, настоящим героям, о которых это кино снято? Ты что, против тех, кто на самом деле умирал, но не сдавался? Ты считаешь их подвиг фальшивым?..

…А все ведь просто. Героям - слава. Без вопросов и оговорок. И достойное этой славы отображение в искусстве. Без лишнего пафоса и крика. Войну не стоит превращать в аттракцион, даже визуально безукоризненный. Настоящие герои ведь умирали страшно и просто. Как Боря Бороздин из «Летят журавли» (уж простите мне эту ностальгическую ноту). Как девчонки из «Тихих зорь». И это уже больше, чем просто кино.

7 из 10

25 ноября 2010 | 20:18
  • тип рецензии:

Уже, без преувеличения, с первых минут просмотра ощущаешь необходимое патриотическое настроение. Нотки гордости за славянских людей, преодолевших самую страшную войну в истории, пронизывают это фильм. При просто огромном количестве выходящих ежегодно проектов на тему Великой Отечественной, фильм Александра Котта, при всех прочих вдохновительных достоинствах, выразительно отличается качеством постановки.

Трагическая во многих смыслах осада Брестской крепости предопределила первый этап войны СССР с нацистской Германией. Самый тяжелый удар от хоть и ожидаемого, но предательского нападения еще вчерашнего союзника, приняли на себя пограничные территории, за одну ночь оказавшиеся в глубоком тылу. Вся безвыходность и трагичность событий, с достоверностью описанных в фильме, заключается в том, что помощи нашим ждать было неоткуда. Первые несколько вступительных сцен фильма, под соответствующую музыку знакомят нас с бытом советских пограничников в июне 1941 года. Любовь, дружба, опасение, желание молодого парня проявить себя, офицера обеспечить безопасность семье. Ощущается, что перед нами не художественный вымысел, а все-таки история, основанная на реально существующих событиях, живших в то время людях.

Визуально фильм исполнен на очень высоком для современного отечественного кино уровне. Нельзя не обратить внимание на масштабные декорации укреплений Брестской крепости: ворота, казармы, пулеметные точки, офицерские кабинеты. В определенном смысле, насколько это возможно для военной драмы, достигается эффект присутствия и созерцания осады. Сцены вооруженных столкновений выглядят очень ярко, с голливудским размахом – некоторые проверенные идеи и концепции западного кино легко угадываются. Отдельно стоит упомянуть визуальные эффекты, с неожиданной достоверностью передавшие особо зрелищные ракурсы. Повторюсь, что качество постановки приятно удивляет от сцены к сцене. Пожалуй, перед нами один из самых красивых и, с вниманием поставленных, фильмов о Великой Отечественной Войне.

В рамках этой истории, как не трудно догадаться, основное внимание уделяется не столько стенам и укреплениям, сколько людям, попавших в осадный котел. Повествование ведется от лица молодого парнишки из музыкального взвода, а калейдоскоп событий, следующих за первым нападением, затрагивает судьбу нескольких десятков основных персонажей. Пусть мои слова не покажутся банальными, но актерская игра дарит приятные эмоции, будь то продавщица местного магазинчика, или закаленный предыдущей войной майор. Среди популярных и знакомых широкому кругу зрителей актеров молодого поколения отметились Павел Деревянко и Андрей Мерзликин.

8 из 10

11 апреля 2014 | 21:01
  • тип рецензии:

Как мне представляется, порой современные подростки и молодые люди уделяют недостаточно внимания изучению истории. Мои родители многое знают об истории нашей страны, поэтому очень часто рассказывают мне что-то о событиях прошлого и возят в памятные места. Так, в 2021 году, летом, я побывала в Брестской крепости.

Мы обошли весь мемориальный комплекс, увидели крепость своими глазами. Когда мы миновали главный вход, на меня волной нахлынули невероятные эмоции: трудно представить, что восемьдесят три года назад здесь шли ожесточенные бои. Атмосфера этого места менялась с каждым шагом: где-то, где люди отреставрировали стены, было, на первый взгляд спокойно. Обычный кирпич, казалось бы. Но там где все еще, спустя года, на вечную память были оставлены следы от снарядов и пуль, мое сердце замирало. После этой поездки многое для меня изменилось. Я все больше и больше стала обращать внимание на то, что знания моих знакомых о событиях Великой Отечественной войны, недостаточны, поняла, что некоторые основные и важные события им неизвестны.

Данная картина вышла очень эмоциональной и трагичной. То, как создатели фильма передали обстановку и атмосферу, царившую в то время заслуживает похвалы, ибо общая картина наполнена событиями и действиями, которые приковывают к себе внимание и производит сильное впечатление: крайне реалистично показаны шквал огня, обрушившегося на крепость, жажда крови немецкого солдата, смелость и любовь к Родине наших бойцов. Фильм был снят непосредственно в самой Брестской крепости, действующие лица имеют прототипов, настоящих бойцов, державших оборону в июне-июле 1941 года. Больше о реальной истории обороны крепости можно узнать из книги “Брестская крепость” С. С. Смирнова (М., 1965), однако, в то же время, этот фильм можно назвать хорошей иллюстрацией к тому, что там происходило. Актеры отлично передали все эмоции и чувства, которые могли испытывать те, кто находился на только появившейся на тот момент линии фронта. Главный герой - Сашка Акимов - совсем еще юный, но уже очень смелый мальчик, который смотрел страху в глаза и героически преодолевал трудности, усердно помогая старшим. Его сыграл Алексей Копашов. На роль Сашки планировалось взять юношу, который уже имел дело с настоящей дисциплиной. Поэтому на кастинг приглашались курсанты Московского кадетского корпуса, где и обучался Алексей, удачно прошедший пробы на главную роль.

Оговорюсь: фильм “Брестская крепость” содержит некоторые исторические неточности, так как всё же является художественным, а не документальным произведением. Например, танки и многое из представленного в фильме оружия не могли использоваться участниками сражения в крепости, так как они не представляют собой точных копий использовавшейся солдатами техники, а некоторые из них, были изобретены позднее. Кинематограф ограничен в ресурсах, что понятно и объяснимо, но, в любом случае, среднестатистический зритель не обратит внимания на такие погрешности, хоть и с исторической точки зрения это вызывает сомнения. Также в фильме показаны немецкие диверсанты, высадившиеся из поезда в Бресте, однако так и остается неясным, как они смогли попасть в поезд, минуя всевозможные проверки. Немецкие солдаты из подразделения восьмисотого полка особого назначения “Бранденбург” передвигались мелкими, а не большими группами, как в фильме, и были задействованы в подрыве мостов и уничтожении позиций, имеющих значение в масштабах целой армии.

С учетом всех плюсов и минусов данной картины, хочу отметить, что просмотр этого фильма - отличная возможность кратко ознакомиться с событиями происходившими в Брестской крепости во время начала войны.

09 мая 2024 | 23:26
  • тип рецензии:

Пожалуй, нет в России ни одной семьи, которой тем или иным образом не коснулась бы Великая Отечественная война. Мой дед тоже воевал. И в отличие от миллионов своих сверстников он вернулся домой. А они остались там. Остались навсегда. Вечно живые. Вечно молодые. Он считал это несправедливостью. Мой дедушка не любил рассказывать о войне и смотреть фильмы о войне (он говорил, что в них показывают сказки). Я думаю, у него было на это право, потому что он сам был непосредственным участником тех событий. Правда, что касается книг о той страшной войне, то читал он много, но отнюдь не все написанное ему нравилось. Из писателей очень уважал Константина Симонова. Фильм «Бессмертный гарнизон» о защитниках Брестской крепости, поставленный по его сценарию, всегда смотрел молча.

На мой взгляд, оборона Брестской крепости – одна из ярких и тяжелых страниц истории не только нашей страны, но и всей Второй мировой войны. Нам, потомкам, рожденным уже в мирное время трудно понять и объективно оценить случившееся в июне 1941 года. А людей, которые могли бы из первых уст рассказать нам правду о тех роковых днях, с каждым годом становится все меньше… Поэтому хочется, в первую очередь, выразить благодарность создателям нового фильма «Брестская крепость» за попытку запечатлеть в нашей памяти картину начала войны. Картину страшную и кровавую. Тем более, что режиссер фильма Александр Котт – совсем еще молодой человек, не видевший ужасов тех далеких лет.

Так уж получилось, что я, как и мой дед, довольно критически отношусь к кино о войне. Иногда, начиная просмотр очередного «боевика» или «комедии» на эту тему, нервы не выдерживают, и я выключаю телевизор, так и не досмотрев фильм до конца. Понятно, что далеко не все современные военные исторические картины отличаются высокой художественностью и правдивостью. Но это еще можно простить. Бывает просто и смотреть-то нечего – полностью отсутствует какой-нибудь внятный сюжет, либо он настолько надуман, что теряется всякий смысл наблюдать за ним в течение двух часов. Короче, драматургия хромает.

Были большие сомнения насчет фильма «Брестская крепость» – смотреть или не смотреть… И я не пожалела о том, что посмотрела. Он оказался одним из тех фильмов, которые проникают глубоко в душу и задевают за живое. Нам, в отличие от французов, которые без боя сдали фашистам Париж летом 1940 года, есть о чем рассказать и что показать. Отдельное спасибо актерскому ансамблю, который, по-моему, отлично справился с поставленными перед ним задачами. Можно было бы много написать о каждом актере и сыгранной им роли, но, боюсь, не хватит места. Да и этого все равно будет мало. Одно скажу: в глазах до сих пор стоят бойцы Красной армии и их командиры, защищавшие крепость от фашистских захватчиков…

Никому из нас сегодня не нужно долго объяснять, что случилось в Брестской крепости ранним утром 22 июня 1941 года. Само словосочетание «Брестская крепость» вызывает в нашей памяти вполне конкретные ассоциации. Это уже, наверное, на уровне генетической памяти. И немалая заслуга в том принадлежит отечественному кинематографу. Поэтому, безусловно, такие фильмы нужны. Ведь время течет неумолимо, и на смену участникам и свидетелям той страшной войны приходят новые поколения, которые должны знать и помнить о ней. Сейчас, по прошествии 70 лет с момента начала Великой Отечественной войны, когда многие исторические факты, неизвестные ранее, рассекретили и предали гласности, это особенно актуально.

Даже страшно себе представить, что случилось бы с нашей страной, с нашими дедушками и бабушками, с нашими родителями, если бы мы не победили в войне с фашизмом. Не говорю уже о том, что сам факт нашего существования оказался бы под большим сомнением. Но самого ужасного, слава Богу, не произошло. В том числе благодаря беспримерному мужеству и самопожертвованию защитников героической Брестской крепости. Ведь гитлеровцы рассчитывали на молниеносную войну и быструю победу, как в Европе, только они сильно просчитались. Брестская крепость, один из первых рубежей обороны, продержалась целый месяц, хотя взять ее планировалось всего за несколько дней, ведь у немцев уже был положительный опыт по штурму этой самой крепости в сентябре 1939 года (только тогда она располагалась на территории Польши и защищали ее польские войска – факт, кстати, малоизвестный). За то время, пока гарнизон крепости держал оборону, фашисты продвинулись вглубь нашей страны местами уже до 600 км. Но о подвиге советских солдат – защитников крепости, впервые стало известно только в феврале 1942 года из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск Именно битва за крепость стала началом конца планов немецкого командования на молниеносную войну. В первые же дни войны «Блицкриг» провалился.

Одна из надписей в крепости, оставленная 20 июля 1941 года, гласит: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа…

10 из 10

22 июня 2011 | 14:10
  • тип рецензии:

«Я крепость. Я крепость. Держу оборону. Жду подмоги» - эти слова должны были звучать несколько часов, а потом от Брестской крепости остались бы развалины – план Гитлера.

Эти слова звучали каждую минуту целый месяц, и маленькие люди не хотели сдавать даже под страхом мучительной и страшной смерти. – реальность.

Каждый человек там был Крепостью, своей личной, непоколебимой, стойкой, мужественной; понимающей, что победить невозможно, но сделавшей всё для этого. Это была великая победа. Тогда, 22 июня 1941 года на нашу страну напала Германия, в этот же день был дан первый приказ об отступлении. В первые двадцать четыре часа мы уже победили, победили в себе страх и сомнения, и эта победа стала нашим знаменем, вдохновила и направила, всегда напоминала о том, что нет ничего невозможного. Эти люди падали без рук на черную землю и грызли её зубами не от боли, а потому что больше нечем было помочь своему народу. Только мыслью, верой, душой. И эти упавшие души, с раскинутыми руками на теплой земле, сливались в одно целое и поднимались к Богу одним прекрасным сиянием, но и там, на небе, они не оставляли своих постов, не бросали оружия, не переставали благословлять на подвиги.

Там жили: в этих узких коридорах подвала, в развалинах, в ямах, в крови – всюду стучала, билась, рвалась наружу Любовь. Святая любовь к Родине.

Они принимали пулю в сердце и штык в живот с улыбкой на губах, зная, что погибли не напрасно. Они, потеряв надежду на подмогу, царапали по стене камнем: «Я умираю, но не сдаюсь». Они шли на танки с голыми руками и решались на прорыв, когда их оставалась не боль сотни человек. Они знали, что никто не останется в живых, но все твердо и уверенно шли на смерть за Родину, за её Будущее…

…Но, прости нас Господи, этим будущим стали мы. Все их подвиги были, чтобы мы сейчас наплевали на Историю и читали вымышленные фантастические романы о межгалактических войнах, чтобы мы смотрели американские комедии, зажевывая их попкорном. Ах, да, чтобы мы еще сидели на бессмысленных сайтах, покупали модные джинсы и годами не заходили к родителям, чтобы просто поцеловать их, а по воскресеньям уезжали на весь день гулять по торговому центру – надо же отдохнуть! Отчего? От совести!

Для этого они 30 дней подряд умирали, но держались. Для этого? О, если бы они знали, чем мы заплатим за их жертвы? …Они бы… поступили точно также, как и тогда в Июне 1941-ого, потому что дело было не в том как им ответят потомки, а в том, чтобы эти потомки вообще появились на свет – и желательно не рабами!

«Я конечно представлял, что такое война, но я не представлял…. Что это на самом деле»

И никто не представлял, не думал, не ждал. Люди танцевали и радовались. Они покупали детям минералку, а себе пиво, признавались в любви, фотографировались. Они все думали, что такая тишина - вечна, ну что может произойти, когда вокруг столько прекрасного: романтические фильмы, концерты, букеты, поцелуи и летние вечера…

Но… в одно мгновение всё рухнуло. В одну бездну посыпались: дома, окровавленные тела, крики, оружие, стёкла, удочки, моря и стоны. Всё смешалось в жутком черном потоке боли и ярости. И не было этому ни конца ни края. Говорят, в один день можно вынести всё. И они вынесли …30 дней ада, жуткого, огненного, нескончаемого, неизменного и уже почти привычного.

И в том хаосе крови и обломков, маленький мальчик ищет ту, которая для него – ясное солнышко, лето и небо.

«Это Аня, просто Аня. Если не считать, что для меня это не просто Аня».

Потому что он может не бояться умереть, когда её ищет. И не бояться убить, чтоб сохранить её жизнь. Ничего не бояться и всё превозмочь, потому что в этом черном потоке ужаса где-то есть Она, ждет и плачет. Есть, как лучик света, но он не знает, где она, жива ли, но ищет. Безостановочно, отчаянно, верно. А когда находит, теряет раз и навсегда, потому что война не знает жалости. Она убивает, рушит жизни, кромсает всех и вся в одной мясорубке, пережевывая косточки наших любимых, родных, нас самих. И хотелось завыть, зарыдать, умереть вместо неё, но пришлось жить, и помнить всегда о ней, о её ясных глазах, о её улыбке. Представлять, как падало воздушное тонкое как стеклышко тело на черную землю, разбитое людской ненавистью, а не пулей. Он, наверное, видел во сне, как ее белоснежные волосы вспорхнули на мгновение и вдруг обагрились алым закатом, навеки оставшись багряными.

А любовь взрослых – это трусость и обман. И пусть насилуют того, кому ты только что признался в любви и верности. Ну и что? Главное, чтобы твою жизнь не тронули. Были там и такие. Но тоже исправились. Смерть исправила.

Но любовь. Любовь там царит кругом, в каждом мгновение, движении, взгляде. Жуткая, жесткая, невыразимая, мучительная Любовь к Родной Земле. Она не дает покоя, не позволяет опустить руки. Она переворачивает, выжигает, вынимает из тебя горящее сердце и хранит его, несет как знамя над головой. Ты и любовь становитесь одним целым, неотделимая жгучая сила разрывает тебя изнутри. И ты не можешь уйти, покориться, смириться с тем, что невозможное должно оставаться невозможным. И тогда, падают рамки, оковы, стены и крепости. Всё рушится внешне, но изнутри остается непоколебимым. Навеки. И бросят бомбу от отчаянья и бессилия, чтобы уничтожить последнюю хрупкую надежду на спасению у тех, кто остался. И не поймут даже, что этим взрывом спасают. Души спасают тех, кого сожгли, разорвали, уничтожили.

И всё становится возможным и нет предела.

Для тех кто Любит.

Для тех кто Верит.

18 января 2011 | 00:27
  • тип рецензии:

История крепости была явлена людям с перерывом — до появления в советских книжных магазинах нашумевшей книги Смирнова считалось, что эпизод первых месяцев войны не достоин описания, ибо…

Ибо что? Битва не выиграна, а остатки гарнизона попали в плен? Бередящий факт: если одни в Бресте смогли, то почему другие драпали аж до Москвы и Кавказа, пока не упёрлись? Это очень неудобные вопросы...

По мнению специалистов, «Смирнов своей книгой первым поставил под сомнение утвердившуюся презумпцию виновности военнопленных, первым отважился двинуться через это минное поле». Его настойчивость помогла родиться в СССР мощному поисковому движению, усилила процесс возвращения обществу имён героев и заполнения пустот в нашей истории. А сегодняшние поисковики действуют, продолжая дело, у истоков которого стоял этот писатель и общественный деятель.

Всё начиналось с очерка «Брестская крепость», напечатанного в 1957 году Военным издательством, и книги «В поисках героев Брестской крепости», выпущенной тогда же издательством ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». А через 53 года появился фильм Александра Котта.

В сюжете последние часы предвоенного мира и первые недели войны. Часто всё видим глазами мальчишки из музыкального взвода. В фильме есть детальная реконструкция изученных реальных эпизодов и правда о судьбе участников, есть уместная доля домыслов и вариантов, основанных на воспоминаниях очевидцев.

Всё вместе даёт основание считать этот замечательный фильм и реконструкцией, и художественным произведением по мотивам реальных событий, и нет тут противоречий — проверенные факты так сочетаются с обобщениями и вымыслом, что фильм можно считать честным кинопамятником героям.

Вот боевиком считать его не хочется. Военная драма? Да. Трагедия? Есть такое чувство. Фильм можно было бы считать венно-исторической трагедией. Есть же в фильме и суровая серьёзность, есть обострённое изображение действительности и даже сгусток внутренних противоречий есть.

И ещё ясно ощущается, что фильм вскрывает глубокие конфликты реального мира в такой насыщенной и напряжённой форме, что она воспринимается как художественный символ. Но это же описание именно трагедии — классика со времён древнегреческих представлений.

После фильма нельзя не ощутить эффекта появления или обострения культурной идентичности и исторической преемственности — это тоже один из признаков трагедии.

Так пусть и будет. Фильм очень хорош. Военные эпизоды сделаны отлично, но это не боевик. Это военно-историческая трагедия. Если на сеансе текут слёзы у суровых мужиков, это не случайно.

9 из 10

15 июня 2021 | 15:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: