К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Совместный проект России и Белоруссии, этот фильм был запущен в 2007 году; сообщалось, что он не укладывается в бюджет $ 9000000, премьера состоялась на Московском кинофестивале, и наконец в начале ноября, получив поддержку Фонда кино, он выходит в прокат на скромных четырехстах копиях (у «Края» их было почти в два раза больше).

Действие фильма начинается 21 июня 1941 года — обитатели Брестской крепости живут своими обычными делами: офицеры танцуют, фотографируются с семьей, покупают пиво, собираются в кино. Добродушный сотрудник НКВД Вайнштейн ласково журит паникера, принимающего всерьез тревожные свидетельства польских перебежчиков. Командированный комиссар не может уехать из Бреста, поскольку билетов нет и начальнику станции запретили трогать бронь.

Рассказ идет от лица воспитанника Акимова, мальчика-трубача, который сохранит для потомков имена героев и знамя гарнизона.

Фильм мне не понравился. Не покидает ощущение, что авторы «Брестской крепости» как-то даже благодарны Великой Отечественной за то, что она была такой мучительной и кровопролитной, иначе откуда бы взялись бюджет и масштаб? Поэтому, наскоро представив своих абсолютно безупречных героев, режиссер переходит к их вдохновенному уничтожению.

Александр Котт нагромождает окровавленные тела, выстраивает кадры (в сцене первого налета немецкой авиации экран вмещает бегущую по мосткам девочку, падающего в реку мальчика и водяной столб от взорвавшейся в воде бомбы). Работает с милитаристским контекстом (то пограничник с собакой мелькнет, то цитата из военной хроники, то журавль пролетит в небе перед расстрелом комиссара). Не обошлось и без милых бестактностей, в очередной раз подтверждающих, что трагедию, которая случилась семьдесят лет назад, трудно считать своей: открывающий титр «Брестская крепость» нацарапан на стене, как будто умирающие солдаты решили напоследок проанонсировать выход совместного продукта «Беларусьфильма» и ЦПШ.

Фильм выглядит как набор эпизодов, в каждом из которых режиссер решал собственные формальные задачи (в принципе, в этом нет ничего плохого и ничего нового: «Спасти рядового Райана» было во многом переосмыслением жанра с учетом новых технологических возможностей; военные эпизоды «Искупления» Джо Райта запомнились четырехминутным лихорадочным блужданием героя по пляжу в Дюнкерке). Вот это стало можно: выкладывать тела штабелями, отрывать в кадре головы и руки, поднимать столбы окровавленной пыли.

Нельзя, очевидно, другого: никаких содержательных дополнений к усвоенной еще в советские годы информации, ни малейшей попытки объяснить (или хотя бы намекнуть), почему, собственно, эти люди оказались в глубоком немецком тылу уже в первые — даже не дни — часы войны. Сказать о том как было на самом деле, что немцы уничтожили все радиостанции, и передать сообщение по рации невозможно, что противник потеснил Советские войска, что фронт за часы отдалился от крепости на десятки, а через месяц пока крепость оборонялась на сотни километров, и помощи не от кого ожидать. Разве что от авиации, у которой на тот момент был дефицит техники (1 - 10 в пользу Геринга), т. к. большая часть самолетов (в которых на тот момент войны даже рации не было) и аэродромов была уничтожена в первые часы войны.

Но содержание, кажется, меньше всего интересует создателей: нет его — и не надо. Судя по всему - главное чтобы все взрывалось и было эффектнее.

На сколько я знаю 'Фонд Кино' вкладывал инвестиции в «патриотические блокбастеры». Однако, единственный урок, который может вынести из «Брестской крепости» аудитория: - в случае чего, государство бросит вас в тяжелую минуту без объяснения причин, через двадцать лет наградит чем-нибудь посмертно, а еще через семьдесят выделит средства на то, чтобы про вас сняли некий фильм, который все равно никто не захочет смотреть

И самое обидное, то что добило меня в самом конце фильма - не пойму за что А. Котт, 'репрессировал Гаврилова'. Наверное очередная антипропоганда Советского режима. На самом деле после освобождения из немецкого плена П. М. Гаврилова исключили из ВКП(б), ввиду утраты партбилета. Однако, восстановленный в прежнем воинском звании, осенью 1945 года он был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири, где получил несколько благодарностей по службе (считается, что он предотвратил эпидемию тифа среди японских военнопленных, а также пресекал злоупотребления со стороны японских офицеров).

После увольнения в отставку в связи с сокращением вооруженных сил уехал в Татарию, а затем в Краснодар, где нашёл жену и сына (которых кстати по воле режиссера и сценаристов убили немецко-фашистские захватчики), с которыми не виделся с первого дня войны.

После выхода на радио в 1955 году цикла передач под названием «В поисках героев Брестской крепости», их автором — Сергеем Смирновым — в 1956 году была написана, и в 1957 году издана книга «Брестская крепость», в которой был показан подвиг гарнизона крепости в 1941 году. Благодаря этому П. М. Гаврилов восстановил членство в партии и был представлен к награде.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Пётру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10807).

Впоследствии Гаврилов совершил ряд поездок по СССР, активно занимался общественной работой. С 1968 года до конца жизни жил в Краснодаре в доме 103 на Светлой улице (в 1980 году она была переименована в улицу Гаврилова).

Пётр Михайлович Гаврилов скончался в Краснодаре 26 января 1979 года. Он был похоронен с воинскими почестями на гарнизонном мемориальном кладбище Бреста.

Судя по всему режиссер и сценаристы явно не читали Смирнова или хотя бы Википедию.

Спецэффекты в фильме на высоте, благодаря им фильм получился масштабным и зрелищным, это и спасло его от низкой оценки.

5 из 10

25 марта 2015 | 11:40
  • тип рецензии:

Смотрела этот фильм на премьерном показе, но решилась писать рецензию только сейчас, когда впечатление уже немного смазалось, а эмоции притупились.

Меня с детства учили, что война - самое страшное и бесчеловечное, что случалось в нашей истории. Особенно много говорили о Великой отечественной войне, о моих родственниках, которые храбро сражались, ставя патриотизм и будущее своей страны выше личных приоритетов.

'Брестская крепость' - единственный современный фильм о войне, заставляющий зрителя дрожать от сопереживаний и захлебываться слезами от боли.

Это единственный военный фильм 'нулевых', который создан не для того, чтобы продемонстрировать все современные возможности кинематографа, а чтобы каждый помнил и знал, что такое война. Как неожиданно она врывается в жизни людей и как беспощадно их уносит.

И пусть многие со мной не согласятся, но такие фильмы можно и нужно показывать детям. Несмотря на то, что современные школьники уже не в состоянии прочувствовать советские фильмы, стоит постараться показать им хотя бы этот фильм, который, пусть местами и пропитан излишним драматизмом (чтобы написать это, пришлось специально прокручивать в голове кадры в поисках таких ляпов), однако способен пробудить в новом поколении осознание того, на что пошли их прадеды для лучшего будущего своей страны и своих семей.

Только б не было войны.

10 из 10

08 марта 2015 | 01:19
  • тип рецензии:

Еще задолго до выхода в прокат, фильм был весьма разрекламирован как минимум в Беларуси. Активная поддержка создателям фильма со стороны руководства страны не прошла даром. По-настоящему добротную, вечную военную картину ждала вся страна. Оказывалась всяческая помощь для создания настоящего шедевра, который бы достойно отразил тот Великий подвиг, который совершили герои Брестской крепости. Не обошло вниманием 'Брестскую крепость' и российское руководство, которое не без помощи СМИ дало понять, что фильм был просмотрен главными лицами государства целенаправленно и рекомендуем к просмотру. Сама же лента была анонсирована как первый совместный проект Союзного государства. Звучит действительно громко, даже несмотря на то, что сотрудничество белорусских и российских кинематографистов постоянное, давно состоялось и имеет немало успешных проектов.

Первыми зрителями стали ветераны Великой Отечественной войны, которым фильм был показан в 4 часа утра 22 июня 2010 года у самой Брестской крепости и спустя 65 лет после Великой победы, что, безусловно, символично. По сути, многолетняя подготовка к просмотру фильма была выверенной и умной стратегией. Но настало время, и ношу ответственности за все подготовительные для широкого просмотра зрителей труды взял на себя фильм, распахнувшийся для зрителей во многих кинотеатрах стран СНГ и зарубежных стран...

Первые симптомы удовлетворения начинаются с просмотра трейлера, трейлера эффектного, яркого, интригующего и действительно классного. Предвестие стало еще более многообещающим. Но главной оценкой проделанной работы должен был стать сам фильм. И если в первые минут 25 у меня возникали сомнения по поводу высокой оценки фильма в силу легкой разрозненности событий, вызванные многочисленными главными героями, когда фильм более напоминал коллекцию нескольких новелл, связанных одной локацией, то после этих минут примерно 25, 'Брестская крепость' приобрела цельный вид, вся мельчайшая сумбурность и метания режиссера с одного героя на героя другого улетучились и перед нами предстал цельный проект, мощный фильм, настоящая глыба, которая с каждой минутой давила на зрителя все сильнее и сильнее, вынуждая вжаться в кресло и чуть ли не до слез сопереживать обреченным героям.

В процессе творения совместно белорусско-российского фильма если белорусская сторона отвечала за техническую составляющую, за место съемок, массовку, организацию всего процесса, то сторона российская взяла ответ за львиное финансирование фильма, главный актерский состав, пиар-компанию и визуальность. Ну а в целом фильм создавали, как говорится всем миром и как в очередной убеждаемся, когда мы едины, мы непобедимы!

Высших звезд калибра Безрукова, Козловского или Миронова, снимавшихся на 'Беларусьфильме' ранее, здесь нет. Актрис статуса схожего нет также. Зато есть целая россыпь второ-и третьестепенных актеров из весьма солидных и популярных проектов, которые и в 'Брестской крепости' задействованы так же в эпизодах. Это и

Нодари Джанелидзе (писарь из первого сезона 'Солдат'), Михаил Павлик (санитар из 'Интернов'), Алексей Дмитриев, которому для съемок в таком фильме можно было и сменить прическу на более военную (из 'Реальной сказки' Безрукова), Анна Цуканова (юная звезда 'Ералаша' и супруга режиссера 'Брестской крепости'), Анатолий Кот (главная белорусская кинозвезда, актер, без которого не обходится практически не один военный белорусский фильм, звезда сериала 'Солдаты'), Максим Костромыкин ('Невеста любой ценой' с Павлом Волей), Геннадий Гарбук (звезда 'Белых рос' с Караченцовым), Михаил Евланов (звезда 'Своих' с Хабенским). С одной стороны имен и лиц знакомых много, но узнаваемость их с массах оставляет желать лучшего, но отметил бы это как положительный момент, ибо ничто не мешает отвлекаться на конкретного главного ярко выраженного героя, что происходит практически во всех фильмах. Все словно ровны и не вызывают более повышенного внимания нежели многие другие актеры. Это позволяет наблюдать за картиной более внимательно.

Но все-таки не обошлось и без лиц весьма уважаемых и известных, пускай и не относящихся к российскому киноэшелону 'А'. Александр Коршунов (звезда 'Черных волков' с Безруковым'), Андрей Мерзликин (в представлении не нуждается) и подпортивший неслабо свою репутацию благодаря киновыкидышу именуемому 'Гитлер капут!' талантливый Павел Деревянко. Слово 'безукоризненно', оценивающее игру каждого из этого трио будет недостаточно точно отражать первоклассную работу этих актеров. После просмотра 'Брестской крепости' Деревянко и Коршунов для меня остались навсегда Фоминым и Гавриловым. Такое ощущение актеры не просто вжились в роль, а сами пережили все эти кошмарные события. Андрей Мерзликин изображал персонажа, которых он играет в большинстве своих фильмов, посему он снова великолепен. Нельзя не оценить великолепную игру юного Алексея Копашова, в действиях которого нет ни переигрывания, ни обратного. Игра юного актера ну просто восхитительна!

Визуальная картинка не просто радует, она восхищает. Яркая, сочная, но в то же время не отталкивающая от того, что показаны события давно минувших дней. Декорации, подручный материал, предметы обихода - все подобрано до мелочей без ляпов и ошибок. Мелочам уделено самое пристальное внимание. Компьютерных спецэффектов довольно много, но каковы же они реалистичны и что самое примечательное, показ их заканчивается в каждом многочисленном конкретном эпизоде именно тогда, когда нужно чтобы не заметить компьютерного подвоха. Браво! Киностудию 'Беларусьфильм' в Беларуси ласково величают 'Партизанфильмом' в силу многочисленного выпуска военных кинолент, а значит у 'Брестской крепости не могло возникнуть никаких проблем с техническим оснащением военных событий и баталий.

'Брестская крепость' это не просто документальный показ событий в художественной огранке. Это многочисленные панорамные виды, приближения, переходы с мелочей на героев фильма. Единственный фильм, где в КАЖДОМ, каждом эпизоде есть какой-то запоминающийся символизм. Есть те моменты, благодаря которым КАЖДЫЙ эпизод становится незабываемым. Безмолвное 'папа!', убийство гармониста, смерть двух влюбленных лицом к лицу, питье воды рядом с мертвецом, убийство супруги и самоубийство...

Здесь нет показа излюбленных Михалковым политических вопросов, нет бравурной американской геройщины, нет корейского кровопролития. Все показано на грани того, чтобы не столкнуть интересами зрителей разных возрастов и убеждений, но без кровавых трупов, оторванных конечностей, разумеется, не обошлось. Даже белорусская речь законспирирована так, чтобы можно было понять ее и русскому человеку. Финальная сцена с постаревшим Сашкой и его внуком, возлагающих венки у Брестской крепости, также очень символична и является прямым посылом создателей фильма адресовать этот фильм следующим поколениям как память героев, отдавших жизнь за нашу свободу.

'Брестская крепость' самое лучшее масштабное и правдивое военное творение наших киниматографистов за последние годы.

Вечная слава героям!..

10 из 10

11 февраля 2015 | 10:56
  • тип рецензии:

Замечательный фильм, патриотической направленности 'Брестская крепость', я начинал смотреть с опаской. Ожидая увидеть красных комиссаров, которые расстреливают солдат по поводу и без, тупых бойцов, годящихся только на роль пушечного мяса и, конечно же, как это повелось с недавних пор, добродушных и добросердечных нацистов.

Также настораживали рецензии 'профессиональных' критиков, пестрящие разгромными и обличительными фразами. Да, этому фильму можно поставить в минус и отсутствие масштабности, и рваное повествование. Но масштабность хорошо маскируется добротной постановкой, а повествование связуется персонажами.

Создатели не пошли путём картины 'Сталинград' (2013) и не скатились в мешанину романтических отношений, имеющих к войне малое отношение. И не использовали средства 'Утомлённых солнцем 2', где акцент делался не на героизме советских солдат, а на обливание их грязью. А пафоса здесь настолько мало, что это совершенно не бросается в глаза и верится, что это простые люди, преодолевая страх идут в рукопашную атаку на врага.

Здесь есть исторические неточности, но ставить это в минус глупо. Хочется достоверности - лучше посмотреть документальный фильм.

Об актёрах. Очень приятно было увидеть на экране Павла Деревянко. К сожалению актёр растрачивает свой талант находясь по уши в комедиях. Роль Ефима фомина лучшая за долгое время со времён сериала Девять жизней Нестора Махно. Особенно понравился Александр Коршунов - твёрдый и жёсткий офицер.

Не обошлось и без недостатков. А именно группы диверсантов. Задел был хорош и давал развитие реальной истории, когда в крепости за два дня до нападение была нарушена работа водопровода. Но всё это не получило достойного развития. И только началась сюжетная линия, как её тут же завернули.

В итоге, получился лучший фильм о войне за очень долгое время. Фильм, который не поливает историю грязью, который показывает солдат солдатами, их боль, отчаяние и сомнения.

8 из 10

30 ноября 2014 | 01:02
  • тип рецензии:

О скольком хочется сказать... О доблести, героизме, патриотизме, отечественном кино, справедливости... Столько мыслей...

Как жаль, что скорость набора текста не позволяет запечатлеть эпистолярно все роящиеся в голове мысли, сменяющие, накладывающиеся и перебивающие друг друга, особенно в минуту сильного эмоционального состояния души, охватывающего тебя с появлением на экране финальных титров. Как трудно изливать поток взъерошенного сознания под впечатлением от увиденных проявлений святой любви к отчизне и непоколебимости духа сыновей и дочерей некогда бывшей общей державы. Как обидно за них, отдавших жизнь во спасение своего народа, в большинстве своем забытых современниками.

Смотря тот или иной забугорный военный блокбастер, посвященный Второй Мировой, невольно проникаешься участием к судьбам солдат, красочно, по-голливудски погибающих на экране. Происходит это машинально, подсознательно, ведь любой здравомыслящий человек не способен не реагировать на кадры войны, кадры смерти и уничтожения молодых, смелых, сильных людей, отдающих жизнь по приказу или же по велению чести и совести. И смерти эти видятся страшно несправедливыми, несвоевременными, глупыми, страшными. Что же говорить о киноленте, демонстрирующую страшные сцены войны на нашей земле, смерти братских нам народов, надругательство над отчизной. Эмоциональный фон, сопутствующий просмотру подобного кино усиливается на порядок. В такие минуты испытываешь чувство сродни ненависти к тем, кто с ироничной улыбкой на сытом самодовольном лице говорит о патриотизме, как о чем-то напускном, гипертрофированном и ненужном. Ведь патриотизм (не путать с фанатизмом) - это не что иное как дань уважения памяти миллионам погибших людей, живой стеной вставших на защиту своей земли. И когда мы говорим о своей земле, это не шесть соток под картошку, это воздух которым мы дышим, наполненный запахами родного края, присущими только ему одному, это не приказы руководства страны, это желание защитить свой очаг, родителей и детей от любой угрозы, пришедшей извне, это любовь к свободе и родной земле, за эти вещи люди стояли насмерть, а те, кто не способен это понять, на мой взгляд, недостойны по ней ходить.

Стоит отметить и техническую сторону киноленты, так как она заслуживает пристального внимания. Ведь умеют же! Ну почему подобное кино становится неким событием, прорывом чуть ли не раз в несколько лет? Неужели неспособны наши кинотворцы создавать нечто подобное чаще, неужели такие проекты обязательно должны быть исключением из общей массы второсортного и проходного кино не только в масштабах мирового кинематографа, но даже в более локальной отечественной нише?

В картине сошлось все необходимое, для того чтобы пленить внимание современного зрителя, в частности, современный подход к съемкам, с использованием новых кинематографических технологий вкупе с честной и самозабвенной актерской игрой, заставляющей верить в смех, боль, любовь, в сказанные слова и совершенные действия. Что мешает современным киношникам создавать честное, интересное, современное и проникновенное кино, для меня остается загадкой. Неужели настолько измельчали? Остается надеяться, что частные случаи преобразуются в тенденцию.

09 сентября 2014 | 22:34
  • тип рецензии:

Вы знаете, я хочу начать с вещи, которая многим может не понравиться или, как минимум, вызвать противоречивые эмоции. Я категорически отрицательно отношусь к победной патетике. Не верю я лозунгам 'Низкий поклон ветеранам', 'Спасибо деду за победу' и т.д. Не потому, что это типа - ложь, а потому, что страна другая. Причём, диаметрально, полярно, абсолютно. И в традициях кинематографа - в том числе. Не верю я российскому кино. Однако этот фильм меня откровенно заинтересовал. Ибо снят он отнюдь не по нынешним меркам. В российском кино актёр никогда не скажет: 'Я комиссар... еврей и коммунист.', в российском кино лейтенант НКВД никогда не предстанет живым человеком, добрым, сообразительным, готовым помочь и подбодрить, если он, конечно, не предатель какой-нибудь или не сочувствующий 'жертвам большевизма', в российском же кино весьма вряд ли не будет никакой темы по поводу 'победы вопреки' и прочего белогвардейского идиотизма, ну и так далее. Это не есть основная причина, но одна из тех, по которым 9 мая потеряло истинный смысл.

Но не в этом фильме.

Конечно, можно, так или иначе, отметить какие-то киноляпы. Например, Пётр Гаврилов вовсе не был репрессирован по возвращении из плена, хотя, из-за утраты партбилета, был исключён из ВКП(б), напротив, будучи начальником советского лагеря для японских военнопленных, он получил несколько благодарностей от командования, в частности, за предотвращение эпидемии тифа среди японцев, но не только за это; также имеет место быть один 'рояль в кустах': помните момент, когда Саша Акунин подползает к воде, чтобы напиться и ополоснуться, после чего несёт воду солдатам? До этого момента (как и было в действительности) эту реку ежеминутно обстреливали пулемёты и снайперы, берега были устланы трупами советских граждан и красноармейцев, мучимых до того жаждой. Однако Саша пьёт и полощется абсолютно без каких-либо проблем. Однако, к счастью, этот косяк блестяще завуалирован моментом столкновения 'нос к носу' с мёртвым солдатом, всплывшим из-под воды. Кроме этого, есть маленькое недовольство по поводу музыки: уж больно она нейтральна. С другой стороны, в 'Спасти рядового Райана' (а 'Брестскую крепость' однозначно можно считать достойным ответом данному фильму) звуковых дорожек ещё меньше, что не убавляет ему зрелищности и достоверности, а потому и на этот косяк не обращаешь внимания сразу.

А вот плюсы описывать бесполезно, ибо весь фильм - один большой плюс. Однако, устроим маленький разбор полётов.

Многие отчего-то решили, что, мол, в таких ситуациях не бывает так много героев, что поступки жителей Бреста уж слишком храбрые и отчаянные. На самом деле, это не так.

Во-первых, Брест - город пограничный, а потому там и армейские части куда сильнее, так что не прекращающиеся бои там были абсолютнейшей нормой. Если этот аргумент вас не устраивает, вспомните знаменитую Сталинградскую битву, где против нацистских оккупантов сражались не только части Красной Армии, но и тысячи гражданских. Да и, вспоминая французское, испанское Сопротивление, трудно назвать поведение жителей Бреста неправдоподобным.

Во-вторых, есть замечательная фраза одного из основателей советской идеологии Фридриха Энгельса 'Свобода - осознанная необходимость!'. И ведь жители Бреста - гражданские и военные - осознали эту необходимость. Необходимость спасти и защитить свою свободу, свои семьи, свою Родину и всё человечество от империалистической агрессии Гитлера и его (включая и наших так называемых) союзников. Этот фильм рассказывает, прежде всего, о леонидовом сражении, когда каждый защитник Фермопил, Бреста, дома Павлова - чего угодно - сражается до последнего вздоха за Родину и Свободу - те две вечных ценности любого сознательного гражданина.

Кроме того, многие за что-то невзлюбили выражение лица комиссара Фомина после боя за колонну пленных граждан, когда тот крикнул: 'Ложись!', до того отдав приказ держать нацистов на прицеле на уровне груди. Простите, а что вы хотели увидеть на лице человека, который в такой серьёзной мясорубке побывал первый раз, вернее, когда от него, фактически, зависела судьба спасённых им людей?

Это всё, хотя у меня есть смутное чувство, что я всё равно не всё сказал.

Подводя итоги, скажу вот, что: фильм этот - настоящий ШЕДЕВР, сделанный в лучших традициях советского кинематографа! Я даже не знаю, кого именно стоит за это благодарить: протрезвевших российских или, что более вероятно, не забывших своей истории белорусов. Так или иначе, очень рекомендую всем к просмотру.

А фильм этот, однозначно, заслуживает исключительно:

10 из 10

P.S. В финале искренне плакал. 'Они где-то там живы. Я верю...и ты верь!' Такого правдоподобного чувства одиночества я не чувствовал даже в конце 'Спасти рядового Райана' в, казалось, полностью аналогичной сцене (кто видел, тот поймёт).

31 мая 2014 | 19:46
  • тип рецензии:

Сегодня знаменательная для нашей страны дата – День Победы. День Победы в Великой Отечественной Войне. И начало этой войны для нашего народа было положено в Брестской крепости. 22 июня 1941 года немецко-фашисткие захватчики вторглись на территорию нашего могучего, но не подготовленного государства. Хотя были данные о планах Германии напасть на СССР именно в этот день, но никто не принял это к сведению, или не захотел принять. Это конечно важная тема для разговора о войне, но оставим эту проблему для историков. Факт остается фактом: люди в Брестской крепости были застигнуты врасплох, но сумели взять волю в кулак и оказать героическое сопротивление. Фильм «Брестская крепость» именно об этом.

Можно долго спорить об историческом соответствии в этом фильме, придираться к незначительным неточностям, но стоит понять главное: этот фильм демонстрирует все человеческие черты характера, проявляющиеся во время катастрофы – от неадекватной паники до адекватного героизма. «Брестская крепость» – яркий пример проявления лучших качеств человека: героизм, патриотизм, самопожертвование.

Не могу сказать, что все актеры сыграли точно по Станиславскому. Даже дети-актеры кое-где сыграли на голову выше некоторых своих великовозрастных коллег по цеху. В некоторых эпизодах чувствовалась рука современного режиссера. Может мне это кажется, но такие панические настроения в наших советских фильмах про войну воспринимались более остро. А здесь просто видишь массовку, изображающую панику, причем не всегда умело. И если фильм снят с помощью государства, то, я считаю, качество работы всех задействованных лиц, должно проверяться и приниматься на порядок тщательнее, чем какой-нибудь проходной фильм про любовь-морковь. По моему скромному мнению, лучше было бы все деньги, потраченные на производство фильмов и сериалов про Великую Отечественную, раз в год направлять на производство одного качественного фильма про Великий подвиг нашего народа. И всегда приурочивать премьеру к Дню Победы. Но это лишь пожелание.

Сегодня, 9 мая, особенно приятно печатать эти строки. Я горжусь тем, что живу в одной стране с такими людьми, как защитники Брестской крепости. И пусть уже нет той страны, и свидетелей тех лет почти не осталось, но подвиг их будет жить вечно. Пока мы это помним. А мы не имеем права забывать!

9 из 10

P.S. Всех с Днем Великой Победы! Ура!!!

09 мая 2014 | 11:51
  • тип рецензии:

Уже, без преувеличения, с первых минут просмотра ощущаешь необходимое патриотическое настроение. Нотки гордости за славянских людей, преодолевших самую страшную войну в истории, пронизывают это фильм. При просто огромном количестве выходящих ежегодно проектов на тему Великой Отечественной, фильм Александра Котта, при всех прочих вдохновительных достоинствах, выразительно отличается качеством постановки.

Трагическая во многих смыслах осада Брестской крепости предопределила первый этап войны СССР с нацистской Германией. Самый тяжелый удар от хоть и ожидаемого, но предательского нападения еще вчерашнего союзника, приняли на себя пограничные территории, за одну ночь оказавшиеся в глубоком тылу. Вся безвыходность и трагичность событий, с достоверностью описанных в фильме, заключается в том, что помощи нашим ждать было неоткуда. Первые несколько вступительных сцен фильма, под соответствующую музыку знакомят нас с бытом советских пограничников в июне 1941 года. Любовь, дружба, опасение, желание молодого парня проявить себя, офицера обеспечить безопасность семье. Ощущается, что перед нами не художественный вымысел, а все-таки история, основанная на реально существующих событиях, живших в то время людях.

Визуально фильм исполнен на очень высоком для современного отечественного кино уровне. Нельзя не обратить внимание на масштабные декорации укреплений Брестской крепости: ворота, казармы, пулеметные точки, офицерские кабинеты. В определенном смысле, насколько это возможно для военной драмы, достигается эффект присутствия и созерцания осады. Сцены вооруженных столкновений выглядят очень ярко, с голливудским размахом – некоторые проверенные идеи и концепции западного кино легко угадываются. Отдельно стоит упомянуть визуальные эффекты, с неожиданной достоверностью передавшие особо зрелищные ракурсы. Повторюсь, что качество постановки приятно удивляет от сцены к сцене. Пожалуй, перед нами один из самых красивых и, с вниманием поставленных, фильмов о Великой Отечественной Войне.

В рамках этой истории, как не трудно догадаться, основное внимание уделяется не столько стенам и укреплениям, сколько людям, попавших в осадный котел. Повествование ведется от лица молодого парнишки из музыкального взвода, а калейдоскоп событий, следующих за первым нападением, затрагивает судьбу нескольких десятков основных персонажей. Пусть мои слова не покажутся банальными, но актерская игра дарит приятные эмоции, будь то продавщица местного магазинчика, или закаленный предыдущей войной майор. Среди популярных и знакомых широкому кругу зрителей актеров молодого поколения отметились Павел Деревянко и Андрей Мерзликин.

8 из 10

11 апреля 2014 | 21:01
  • тип рецензии:

Невозможно передать реальные ощущения и видение самих воевавших в ту ужасную, кровопролитную пору, и всех тех, кто отдал свою жизнь, ради спасения Родины. В каждой рецензии к картинам о Второй Мировой я буду высказывать слова благодарности тем героям, благодаря которым я сейчас могу просто жить...

- Спасибо всем, кто во время жестокой войны, дал нам жизнь! -

Никто до конца не сможет понять каковы были ощущения в те злосчастные годы, пока они не испытают такого же. Врагу не пожелать этого! Отвагой, бесстрашием, упорством и многими другими мужественными качествами людей, защищавших свою Родину, можно только восхищаться, гордиться. Эти люди - национальные герои. Забыть подвиги каждого воевавшего - преступление.

Пусть в данной картине есть некоторые недоработки, но это всё мелочи. В целом фильм заставил меня переживать, хоть как-то пытаться понять ощущения тех времен. Без придирчивости отнесусь к игре актеров. Андрей Мерзликин был как всегда на высоком уровне. Один из многих отечественных талантливых актеров, который мне импонирует. Отмечу, что в этом творчестве отлично передана атмосфера времени военного периода. Одежда, архитектура, здания и такие мелочи как листок бумаги с карандашом.

К сожалению, я не бывал в Брестской крепости, что очень обидно. Однако после просмотра фильма, я получил много эмоций сострадания и восхищения, и теперь, в моем списке мест, которые я хочу посетить, появилась Брестская крепость.

... Никогда не забывайте подвиги людей, благодаря которым мы сегодня живы!...

8 из 10

30 марта 2014 | 00:32
  • тип рецензии:

На мой взгляд - один из наиболее достойных фильмов о войне, снятых в наше время. Видно, что создатели не ставили перед собой цель, как сейчас модно, 'раскрыть людям глаза', а ставили цель снять настоящее, сильное, мощное кино о страшных событиях 1941 года.

Фильм действительно реальный, и война в нем показана реальная. Да, на это тяжело смотреть неподготовленному зрителю - но те, кто хотели посмотреть фильм, я надеюсь, знали, на что шли. Как следствие - реальные люди с реальными эмоциями. Которые боятся за свою жизнь, за жизнь своих семей - и именно это заставляет их бросаться в атаку даже тогда, когда, казалось бы, надежды уже нет. Да, командиры порой допускают ошибки. Но обстановка была явно не располагающая к долгим тактическим раздумьям, да и вообще - если бы ошибки не допускались, война наверняка закончилась бы быстрее, и людей бы погибло меньше.

Отдельное спасибо актерам, которые постарались и сыграли все, как надо. Великолепны и Коршунов, и Мерзликин, и Деревянко - все выложились на максимум и показали, на что они действительно способны.

В общем, фильм понравился. Настолько, что я бы даже рискнул поставить его в один ряд с 'Живыми и мертвыми' Столпера и с 'Они сражались за Родину' Бондарчука. Все-таки у нас снимают хорошее кино.

10 из 10

13 февраля 2014 | 01:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: