В раннем подростковом возрасте я этот фильм люто ненавидела. Ибо сама тогда панковала, увлекалась рок-музыкой, и мне тогда казалось, что 'Авария дочь мента' снята с целью тупо дискредитировать всех тех, кто слушает рок и металл и одевается соответственно (просто многие мои знакомые 'неформалы' как раз не были опустившимися алкашами и шалавами, хорошо учились и много читали). Со временем я поняла, что истолковывала для себя фильм неправильно. И что пресловутой цели его создатели вовсе не преследовали.
Ведь главная героиня Валерия 'Авария' могла быть и дискотечной девицей, обсыпанной блёстками и разукрашенной ядовито-розовой помадой, и участницей движения скинхедов, и просто местной 'лохушкой' не от мира сего. Суть от этого не меняется. Фильм о конфликте поколений, о том, как росток любви дочери к отцу пробивается через тонны подросткового хлама, который у неё на данный момент в голове. Большинство подростков проходят через этот хлам, а тогда ещё и время было такое, мутное довольно. Что в СМИ, что в школах, что в вузах - говорили одно, думали второе, делали третье и призывали народные массы к четвёртому.
Конечно же, Авария далеко не ангел. Она просто дитя своего времени (вспомните сцены в школе). В чём-то я её даже понимаю, моё отрочество было чем-то похоже на её, правда, совсем уж до жести не доходило, меня сия чаша минула.
Отец юной оторвы тоже заслуживает определённых симпатий. Работа нервная, дочь огорчает его своим поведением, поэтому он срывается и часто повышает голос - да так и святого довести можно до белого каления. Но он хоть пытается понять, поставить себя на чужое место. В отличие от той же матери Аварии, которая только визжать да топать ногами умеет. С таким человеком вряд ли возможно вести конструктивный серьёзный диалог.
Конфликт отцов и детей в нелёгкое, противоречивое время. Конфликт общественного разума и ещё кое-как пытающихся держаться на плаву 'официальных' идей.
В самый суматошный и по-своему опасный возраст шестнадцати-семнадцати лет у любого человека есть по сути три пути: примкнуть к ищущим славы и самоутверждения за счет товарищей своих одноклассников, стать жертвой их или пополнить ряды панкующих, бунтующих и пьющих в подтверждение своего бунта. Фильм Михаила Туманишвили, будучего на момент съемки картины уже весьма немолодым, о третьей категории. О тех, кто проносит по улицам полных консерваторов свои идеи. О тех, кто надрывает глотку на панк-концертах и красит глаза черным, а волосы красным. О тех, кто были в 1989 и о тех кто есть и сейчас.
Главная героиня Валерка или «Авария», как прозвали ее неформальные друзья, наряжена в кожаную куртку и носит на своем хрупком теле килограммы металлолома (как выражается более старшее поколение), а также регулярно попадает к стражам порядка после очередного кутежа. Однако в отделении милиции ее всегда «ждут» и можно было бы подумать, что «ждущие» это милиционеры, которые к ней привыкли за время частого лицезрения Валерии после погромов, устроенных ее компанией. Но все гораздо сложнее и одновременно проще для героини. После очередного привода ее всегда заберет отец, тем самым обойдясь без протокола и пятна на имени своей дочери, но дезориентировав ее товарищей по отношению к девушке актом кровного семейного милосердия.
Даже имея недюжинную симпатию к «малолетней металлистке» Аварии, нельзя не признать, что ее бунт существует ради самого бунта. Благие цели изменить мир и сделать его во стократ лучше, искреннее непонимание происходящего, веские причины противиться существующему строю – все это имеет место быть в разных степенях, но ничто не является основополагающей силой волны сопротивления. Девушка хамит родителям по любому самому маленькому поводу, а дедушку ветерана и вовсе «опускает» и страшно расстраивает своим непониманием его вклада в историю страны. Хотя, скажем больше, не просто непониманием, а ярым отрицанием и высмеиванием.
Затронув тему родственников, важно обратить внимание – все они представляют разные модели поведения по отношении к подростку. Мать ярая представительница авторитарного стиля так скажем «правления», единственный резко негативный персонаж картины (если не считать самих насильников, естественно). Женщине, успешной на работе и уважаемой коллективом очень сложно переносить неповиновение дочери и все указывает на то, что эта сложность является не переживаниями за своего ребенка, а переживаниями за своего эго. Дед является человеком отстраненным и типичным ветераном – бравирует орденами, рассказывает о былых временах и не упускает шанс использовать даже ненужную государственную поддержку.
Старший лейтенант милиции, отец Валерии, должен бы казалось быть еще похуже матери, подтверждая тем самым стереотипы о «ментах», которые сохранились (и даже в несколько раз умножились) и до нашего времени. Но нет, только в нем видна искренняя любовь к бунтующей Аварии и это чувство отцовской заботы он проявляет и до беды, не обращая внимания на то, что его карьера и доброе милицейское имя страдает из-за проделок дочери в первую очередь и он должен быть по логике вещей главным разглагольствующим на тему «ой нарядилась как пугало, можешь домой не возвращаться».
Однако главная героиня оказалась из тех крепко влюбленных в бунт, которых не останавливает даже то, что окружающие постепенно начинают из него выходить – одноклассники доселе поддерживающие хамские забавы Валерии по отношению к учительнице истории, прослышав первый звоночек (угрозу «исторички» завалить их на экзамене), тут же ринулись угрожать строптивой соученице. Крепко стоя на фундаменте сопротивления, Авария не была готова его покинуть несмотря на неприятности, пощечины матери и прочие неурядицы, пока не произошло потрясение настолько сильное, что даже она не смогла его игнорировать. Отец само собой, тоже не прошел мимо беды дочери и та самая беда затронула его настолько сильно, что все рациональные мысли и чувства уступили иррациональной мести и не без участия «виновницы торжества» люди, оскорбившие главную героиню, заплатили сполна.
«Авария – дочь мента» - это предельно реалистичная драма про молодежь советских времен, показывающая в какой-то степени даже трогательные взаимоотношения отца и дочери, находящихся в противоположных лагерях, а также убеждающая, что и «менты» тоже бывают людьми.
Отличный фильм. Сейчас много российских фильмов о молодежи, но все они касаются каких-то надуманных ситуаций либо чистого криминала. Это же фильм о конфликте поколений, поиске молодых себя в жизни, критики отживших свое ценностей. Конечно, много чернухи, но здесь она в основном к месту.
Конфликт поколений, показанный в этой киноленте отражает не только непонимание дочерью своих родителей и деда, но и социальное начало (или конец как кому будет угодно) горбачевской Перестройки. Уже волновалась Прибалтика, неспокойно было в Закавказье и до развала СССР оставалось 2 года. Михаил Туманишвили на тот момент больше известный своими патриотическими фильмами о буднях советской армии, как художник чутко отреагировал на происходящие процессы в обществе. Его героиня Валерия «Авария» это не просто трудный подросток, это по сути порождение загнивающего строя, человек без уважения к старшим, не понимающий ни для чего она живет, ни чего она хочет – герой нашего (того) времени и поколения. Ее разрушительная энергетика, отсутствие элементарной осторожности и непонимания окружающего мира в результате приводит к беде. Так и все государство, население и дряхлеющая власть, в своем непонимании и не осознании грядущих опасностей неслось на встречу своей гибели и необратимых перемен. Режиссер незримо, через проблемы молодежи, показывал крах духовности и идеологии предрекающие стране большие беды. Валерия попала в страшную беду, а страдал и переживал за нее отец. Он «маленький» человек, винтик механизма государственной машины готов жизнь отдать за свое неразумное дитя. Взгляды в конце фильма отца и дочери были наполнены любовью и нежностью, и как жаль, что осознание ошибок приходит тогда когда изменить ничего нельзя.
Отличная психологическая актерская игра Оксаны Арбузовой («Авария») и Владимира Ильина («Отец Аварии») наполнившие фильм душой, когда сопереживание герою Ильина основывается то на нелюбви к его «дочери», а когда случается беда с взбалмошной «Аварией» понимаешь, что перед тобой ребенок – школьница, несмотря на весь свой «прикид» нуждающаяся в заботе родителей. Сыграли, на мой взгляд, они прекрасно.
Да, в фильме имеется «чернуха», на тот момент она была практически в любом фильме, в данном же она к месту, и не портит общего впечатления.
Хороший фильм заката советской власти, когда режиссер мог снять фильм о том, что у него наболело. И самое главное сюжет фильма очень актуален как тогда, так и сейчас.
Впервые я посмотрела `Аварию...` в подростковом возрасте, лет в 13-14. Как раз в тот момент у меня шел тот самый пубертатный период, когда хочется стать самостоятельной личностью и полностью абстрагироваться от взрослых.
Вот я! Я - взрослая и могу принимать взрослые решения!
Как показал нам этот фильм - это не всегда правильно.
Тот самый возраст - возраст многих ошибок. Ошибок, о которых мы сожалеем позже. И это кино нам наглядно это показывает.
Одна из самых страшных сцен - когда герой Ильина искал Валерию и наткнулся на расследование дела о подростках, умерших в подвале...
Реалии того времени очень глубоко и правдоподобно показаны, за что глубокое уважение и низкий поклон создателям этого шедевра.
Этот фильм пересматривала много раз за свои неполные 30 лет, и готова смотреть и смотреть снова - хорошая школа жизни.
Да уж...страшные были времена!!! Какой бы тяжёлой ни была эта картина, но посмотреть её всё же стоит. Это часть нашей истории!!! Здесь как раз показана перестройка во всей её красе. Изголодавшаяся по свободе от советской власти молодёжь начала пускаться во все тяжкие, только по одной причине - не быть похожими на серые советские массы. Тем более у нас в стране убрали так называемый 'железный занавес', и пошла мода на всё зарубежное. Начали везти всякую дребедень из-за границы челночники, начиная от захудалых шпилек для волос, заканчивая мебелью. А какое музыкальное движение было популярно за рубежом??? Конечно же хард-рок, и фильм, собственно говоря, рассказывает об этом течении в Советском Союзе.
Главная героиня ни кто иная, как порядочная советская 'металлистка', она, по идее, отрицательный персонаж картины, но в процессе фильма режиссёр нам хочет показать её с лучшей стороны, иногда получается, и что-то подобное жалости к этой фигуре просыпается у зрителя, но в целом, она глупа... и из-за её непомерной глупости и нежелания упасть в грязь лицом перед друзьями-'металлистами' она и попадает во всевозможные передряги. Кстати, я был очень удивлён, когда смотрел недавно передачу про Ивана Охлобыстина, и, оказывается, Оксана Арбузова его жена, и что она очень культурная и порядочная женщина в жизни, потому что у меня всегда была ассоциация, что эту девушку играет непосредственно девушка-'металлистка'.
Так же, без стеснения я могу сказать, что это (конечно же на мой взгляд) лучшая роль Владимира Ильина. Вот кого весь фильм жалко, так это его, он старается помочь дочери, в отличии от матери девушки, так как мать совершенно не пытается войти в положение дочери и понять, что дочь, всё же, переживает переходный возраст.
В общем, подводя итог, я могу сказать, что этот фильм - один из лучших фильмов перестройки. Советую!!!
'Знаете, я в милиции работаю — нормальных не вижу'
Драма 1989 года, актуальная и в наше время. Ведь проблема отношений родителей и детей, что называется 'вечная'.
Сюжет прост: дочь идёт наперекор родителям, чтобы выразить своё 'Я', родители, в свою очередь, сами еще не повзрослели, чтобы как взрослые люди найти компромисс, не видят проблем и трудностей дочери, зациклены на хорошей учебе и мирном окружении дочурки. Что в конце концов приводит к трагедии.
Актриса Оксана Арбузова замечательно исполнила свою роль, даже потом её долгое время воспринимали как буйную металлистку. Не без внимания оставляю актёрскую игру Владимира Ильина, Анастасии Вознесенской и прочих замечательных участников картины.
Надо отметить, что фильм полезно смотреть как взрослым людям, так и нынешней молодёжи, не только для общего ознакомления, но и для урока.
Могу сказать прямо и открыто: этот фильм о каждом из нас. Он очень правдив, реалистичен и печален. Думаю, многие женщины и девушки увидели в главной героине отчасти себя: бунтарка, идущая против системы. Всем когда-то хотелось хоть разок не подчиниться принятым устоям общества. Уже потом, с возрастом эти устои меняются. Но! У каждого они меняются по-своему.
Возможно Валерия 'Авария' изменилась бы в лучшую сторону. Вопрос: когда? Был такой момент в её жизни, который перевернул всё с ног на голову. Привычный обиход уже не казался таким родным и любимым как раньше, а улица и вовсе стала чужой. Этот момент: изнасилование. Оно показало как дочь примирилась с отцом, чтобы наказать преступников. И это примирение, пожалуй, самая важная часть жизни Алексея Николаева и его дочери Валерии. Настоящая 'Авария' - это то время, в котором жила главная героиня. И те мысли, которые роились у неё в голове. Мы сами выбираем свою судьбу, и строим жизнь так, как считаем нужным её построить. И фильм 'Авария - дочь мента' отражает это как нельзя кстати. Кинокартина потрясающая. Рекомендую к просмотру.
Этот фильм - гимн тому времени, когда поколебались прежние устои, когда с Запада хлынуло много соблазнов прежде всего для молодёжи. Когда всё перевернулось с ног на голову и понятная прежде картина, где достаточно чётко определялось чёрное и белое, вдруг так перемешалась, что люди оказались беспомощны и дезориентированы. И поток грязи стал литься на советскую историю, столь же во многом несправедливый, как когда-то в начале 20 века лился он на историю царской России.
Главных героев здесь два, недаром картина называется не просто 'Авария', а 'Авария - дочь мента'. Отношения дочери и отца являются канвой сюжета. Изначально главная героиня Валерия вызывает достаточно неприятные чувства, отец же делает неуклюжие попытки как-то наладить разговор с дочерью. Но постепенно Валерка начинает открываться зрителю с более ранимой и чистой стороны. И ты понимаешь, что это не просто окрысившийся и злобный подросток, а подрастающая девчонка, оказавшаяся беспомощной перед свалившимся на неё потоком информации, превышающим возможности её неустоявшейся психики справиться с тем, с чем многие взрослые этого времени справиться сами не в состоянии. Её родители, её дедушка, учительница, все они пытаются найти какое-то понимание и опору в столь резко поменявшемся перестроечном государстве.
Отец - это очень сильная фигура в фильме, гениально сыгранная Ильиным, за что ему искренняя благодарность. Постепенно ты начинаешь понимать, как велика любовь отца к дочери. Он тоже переживает тяжело перемены. Его понимание справедливости, добра и зла на его глазах уходят в прошлое, не находят подтверждения в сложившейся исторически обстановке. Он остаётся верен им. Теперь он не милиционер, а 'мент'. Однако мы видим как на самом деле велика его порядочность, его душевные качества и не только по отношению к дочери. Кто видел или посмотрит фильм, сами это заметят.
Роли матери и дедушки сыграны тоже великолепно.
Но не могу не упомянуть, что 'чистоплотный' интеллигентик, у которого заночевала главная героиня, не производит такого уж светлого впечатления. У меня лично он вызвал чувство даже омерзения. И осталось непонятным, неужели действительно - это был положительный персонаж фильма? Если действительно так, то почему в нём так явно сквозит нечто эгоистичное, назидательское и склизское. И видит он в Валерке не человека, пусть только ещё формирующегося, а какой-то экспонат для изучения. И 'ставит' её на место с недостойным взрослого человека пренебрежением. На его фоне эмоциональный, взвинченный 'мент' кажется особенно живым и настоящим.
Отец Аварии - единственный, кто, несмотря на всю потерянность, тем не менее является достаточно цельной личностью. И который по-настоящему вызывает уважение и сочувствие. И что ещё он мог сделать, когда понимал слишком хорошо, что наказания по закону в нынешнее смутное время ему не найти?!
Тот редкий случай, когда уместно многое, что я так не люблю в фильмах. Но здесь это срез того времени. Несомненно была тогда и другая молодёжь. Но в этом фильме обнажена изнанка общества. И отец, отвечая 'интеллигенту', сказал про бунтующих молодых людей, что других он не видит, потому что у него такая профессия.
Хороший фильм! Фильм о отношениях между разными поколениями, о трудном возрасте и поисках себя в мире! Стоит смотреть, т. к. каждый сталкивается с этим, может быть в разных обликах и проявлениях, но все проходят через подростковый возраст! Большинство хотят как можно быстрее стать взрослыми, и показать миру чего они достойны, но у всех получается это по-разному! А отец главной героини - молодец, пытается, все таки пытается её, хоть как то, но понять!