- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
СССР; начало 20-х годов XX века
Николай /Николай Баталов/ - организатор трудовой коммуны для беспризорников, уверенный в том, что труд и неравнодушие способны перевоспитать даже самых озлобленных детей
Мустафа /Йыван Кырла/ - один из самых влиятельных беспризорников, а в последующем один из самых трудолюбивых воспитанников коммуны
Колька /Михаил Джагофаров/ - вынужден был уйти на улицу после смерти матери, не сумев жить с запившим и бьющим его отцом, честный и самый порядочный мальчик
Жиган /Михаил Жаров/ - главарь банды беспризорников, обеспечивает их алкоголем и девочками, крайне недоволен тем, что большинство его молодчиков решили уйти из преступного мира
Первый звуковой фильм отечественного кинематографа, который был принят «на ура» как критиками, так и простыми зрителями аж в 107 странах мира. Собственно, благодаря этой картине советское кино вообще узнали в других странах и стали относиться к нему серьёзно и с большим интересом. Для записи звука использовалась наша отечественная уникальная разработка, созданная Павлом Тагером. В общем, это действительно значимая для истории нашего кино картина, которая повлияла и на развитие всей этой отрасли и на общество тоже.
Что касается лично меня, то мне лента совершенно не понравилась. Здесь я наблюдала технические новшества в плане съемок, но художественной составляющей для себя не обнаружила. Лозунговый сценарий, чем так грешил советский кинематограф первой половины XX века, и этот период истории нашего кино я не люблю. Топорные позы, зазубренные выкрикиваемые слова, недвижимая, словно маска, мимика. Возможно, всему виной, что многие актёры были реальными воспитанниками детских воспитательных учреждений, а не профессиональными актёрами. Возможно, я смотрела слишком предвзято. Но что совершенно точно, так это то, что картина эта для меня была не только неинтересной, но и в некоторых моментах даже брезгливо-раздражительной.
|
прямая ссылка
16 июля 2023 | 09:12
Иконопись открытых лиц. Открытых нашему взгляду до предельно возможной боли сочувствия, сострадания, несогласия с несправедливостью мироздания… до предельно же возможной радости материнской любви, отцовской гордости, уверенности в человеческом благородстве и силе свободного духа…
Бьющий с экрана экстаз размаха труда сотворения нового мира и раскрытия всей сияющей высоты, спасенного из плена темного прошлого, юного человека будущего…
Фильм-фреска, фильм-плакат, фильм, бьющий наотмашь остротой деталей вечных сюжетов и, одновременно, открывающий новые горизонты возможного в никогда прежде не виданном размахе задач, которые поставила себя, загоревшаяся безумной мечтой о достижимости всеобщего земного счастья, моя страна…
Невозможная в своей всепобеждающей вере в возможности человека улыбка товарища Сергеева (Николая Баталова). Невозможная… но вот она — есть. Вот этот смех, эта открытость, эта уверенность в своих и наших силах, для которых нет никаких преград.
Вера в человека. Вера в Человека. Вера до самопожертвования. Которым — вот чудо евангелия 20 века — и рождается тот человек, который достоин и этой веры, и этой жертвы.
***
Да, человек слаб. Да, человек смертен. Да, случайность правит нашей обыденностью… вплоть до болезни, вплоть до помутнения рассудка, вплоть до смерти.
Вот начинается самый счастливый день в семье — день рождения выросшего сына. Влюбленные лучащиеся глаза матери не могут насмотреться на своё чудо. Отец возносится над нелегкой обыденностью счастьем гордости. Сын купается в гармонии мира… Одно нелепое столкновение, несколько сантиметров неудачного падения и ничего этого нет. И ничего не поправишь. Это невозможно принять. В это невозможно поверить. Это не может быть. Навсегда ненужный стакан воды в окаменевших руках сына. Остановившийся взгляд отца. Деловитые, убийственно медленные движения медицинской бригады — «Мы мертвых не лечим»… …Мир рухнул. Мира больше нет. Лохмотья души отца не могут принять, что мир вокруг продолжает быть. Глаза отказываются видеть, что все не рухнуло вместе с его жизнью. Мир предал его — он отомстит ему медленной смертью своего Я в фантазмах алкогольного пойла. Мир предал — но и сын его предал — как он может выглядеть таким же каким был. Как он может спать, как он может слушать своё радио — когда мир рухнул! А потом сын пропал. И наступила трезвость. Трезвость горя еще большей потери. Потери от действий своих рук…
Это короткий эпизод фильма — вводная часть истории, которая приближает историю сирот к тем семьям, которые спят в своем самодовольстве комфорта, построенном на песке эгоистичного самообмана в прочности «мы же правильные, не то что они»… Эпизод — чтобы разбудить. Эпизод-плакат — не допускающий даже тени мысли о пошлости и банальности — потому что не бывает такого уровня искренность пошлой и банальной…
А «гулящая» девочка с сифилом… А упившийся Васька-Буза, убивающий свою собаку и пошедший крушить всё вокруг, ведь «уже всё равно»… А Фомка-Жиган, властелин изнанки мира, ради доказательства своей власти строящий бордель в лесу…
А Мустафа-Ферт — бьющая через край уверенность в своей фартовости, означающая хождение по самому краю. Максимализм самоуверенности до самоотречения. Радость жизни несущейся вперед убежденности в своей счастливой судьбе, которую ты сам же еще и еще подталкиваешь…
Все эти истории и лица бьют в зрителя самой сильной правдой — правдой искренней веры художника — умеющего свою искренность не предать компромиссами и косорукостью…
***
Фильм-призыв. Фильм-проповедь. Фильм — гимн христианству, запретившему так себя называть. Превознесение новых святых, новых монахов — творящих посюсторонний рай, борющихся с посюстсторонними чертями, спасающих вокруг себя малых сих…
Фильм 1931 года — мастерская игра светом и тенью, игра эмоций и ожиданий, игра страха и надежды, игра жизнью и смертью? — Нет! Это были не игры.
Фильм — как и эпоха, его родившая — они оттуда, где играться в игры перестало быть интересным, где игры в царя горы и игры в бисер выпали из списка сколь-нибудь стоящих занятий человека — а вместо них разворачивалась самая серьезная что ни на есть Работа — работа оплачиваемая всей жизнью — работа над реальностью, чтобы её взнуздать и поставить на службу — чтобы она сейчас и навсегда перестала быть игрой случая, а стала гарантией непрерывно возрастающего счастья бытия человеком…
…Получилось ли это у наших дедов-прадедов? — Нет. Но ведь еще не вечер. Парижская коммуна продержалась 72 дня. Советская власть — 73 года…
…Никакой порыв человеческого духа не бывает напрасным, пока живы те, кто помнит о нем и продолжает хоть в каком-то виде его.
P.S.
Прототипом коммуны из «Путевки в жизнь» была Болшевская трудовая коммуна. Коммуна и перенесенный ранее из Петрограда Орудийный завод фактически положили начала городу, который мы сейчас все знаем как Королёв — крупнейший в России наукоград, космическая столица России…
|
прямая ссылка
05 марта 2019 | 07:39
К большому сожалению, сегодняшнему зрителю и молодому поколению, вряд-ли будет интересен фильм. Не потому-что он не интересный. Люди, даже не дадут шанс этому фильму. Увидев вскользь на каком нибудь канале, возникнет реакция, переключить сею же секунду, а тем более, молодежь все меньше смотрит телевизор. Так как, мы привыкли к другому контенту, в огромных количествах и черно белый фильм по умолчанию воспринимается не интересным, скучным. По правде сказать, я бы и сам вряд-ли посмотрел, если не увлекался кино. Считаю, что нужно делать ремейки таких фильмов, чтобы заново смогли увидеть, большую проблему прошлого, и понять, почувствовать боль беспризорников. Благо сейчас, есть программа для школьного образования (не известно как она проходит и проходит ли вообще), '100 ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ' суть которой, показать 100 значимых фильмов, и Путёвка на жизнь в их числе.
Беспризорники стараются выжить на улице. Не всегда законными способами, но увы других они не знают. У людей заложился стереотип, что беспризорники это клопы, которых нужно расстрелять. В это начинают верить беспризорники, что подкрепляет их уверенность в том, что так и должно быть, мы такие! Но как говориться труд сделает из обезьяны человека. В то время, труд ценился больше всего. Рабочие, были героями. В этом фильме, очень хорошо продемонстрирована ценность труда.
Часто думаю о различиях в воспитании между западным и нашим. Я, понимаю множество различий между нашим менталитетом и уровнем жизни, поэтому собираю по крупицам различия. В этом фильме, увидел для себя различия в преодоление душевной боли. Если мы, часто срываем её на детях, то на западе стараются быть сильнее, и не свалить всё на ребенка.
Огромная послевоенная проблема, о которой, не задумываешься пока не просмотришь фильма Николая Экка! Рад, что довелось увидеть этот фильм. Спасибо тем, кто сохранял архивы, эти люди, делали бесценное дело!
|
прямая ссылка
26 октября 2018 | 21:39
Для всех, кто родился до войны в Советском Союзе, 'Путевка в жизнь' - легендарный фильм. У моих родных, кто его смотрел до войны, сохранилось особое отношение к нему. В детстве я не могла понять причину этого. В 60-70--80-х этот фильм показали по телевизору всего раза два: он фактически лежал на полке, хотя его довольно часто упоминали критики. Сейчас мы знаем, что в 37-м этот фильм подвергся определенной цензуре, что сказалось на его прокате.
Пересмотрела фильм сейчас и вспомнилось то сильное впечатление, которое он оставил еще в детстве. Например, сцена регистрации беспризорников, где слово 'гулящая', как занятие определенного рода деятельностью, о которой советские дети ничего не знали, не вызывала никаких ассоциаций, а сцены кражи чемодана, среза задней части пальто у говорящей по телефону дамы, с оголением интимных подробностей туалета тогдашних красавиц - воспринимались как документальное кино. Впрочем, как и сейчас - таких настоящих лохмотьев в других фильмах я практически не видела.
Фильм интересен и с точки зрения глубокой трансформации личности беспризорников, которые из выброшенных из жизни детей превращаются в полноценных членов общества. Видимо, именно это приводило в восторг советских граждан, а сейчас потрясает современников.
Немного истории. События фильма рассказывают про 1923-24 годы, и сообщается, что во время облавы поймали тысячу беспризорников, положив конец этому явлению. Насколько помню, беспризорничали миллионы - после Первой мировой войны и нескольких революций, начиная с 1905 года. Смогли ли к 23-му году решить эту проблему совсем - сомневаюсь, хотя кардинально преломить ситуацию точно удалось: за счет многочисленных детских домов, трудовых колоний, коммун и других подобных учреждений для подростков.
Однако снятый в 31-м году фильм, показавший грязных одичавших детей, о которых стало заботиться государство, воспринимается в полной мере как фильм про 31-й год: известный принцип, когда не можешь говорить про настоящее, рассказываешь о нем, перенеся действие в прошлое или будущее. Возможно, фильм и был задуман потому, что на заводы и фабрики уже пришли многочисленные выпускники исправительных заведений - бывшие беспризорники, что дало возможность в 31-м так уверенно рассказать о победе социалистического строя. В 80-х мне довелось встретить несколько человек, достигших определенных карьерных высот (директор института, начальник главка, директор колхоза, директор школы и т.д.), которые вышли из этих самых беспризорников. И это сильно впечатляло.
Почему фильм был столь актуален в начале 30-х у нас в стране и за рубежом? Потому что к 31-му году уже прокатились по стране волны раскулачиваний, коллективизации и НЭПа, оставившие после себя тяжелый след в виде большого количества осиротевших детей, и приведшие, как известно, к голоду 32-33-х годов в Поволжье, где умерло около 3 миллионов человек. Вымирали целые деревни, был отмечен всплеск каннибализма, специальные команды ездили по селам и собирали буквально с трупов родителей оставшихся в живых детей - в крайней степени истощения и одичания. Посмотрите хроники этих событий - вы не найдете отличий детей Поволжья от детей из Освенцима!
Получается, что система детских домов у нас потому и развивалась так бурно, что в стране постоянно что-то происходило - война, революция, коллективизация, что давало огромное количество сирот, с которыми надо было что-то делать.. После 32-33-х годов был 37-й год и новая волна сирот, потом - Великая Отечественная война...
Я не понимала в детстве того особого трепета, с которым старшие говорили об этом фильме. Но теперь думаю, что они в этих беспризорниках видели себя - голодных, раздетых и мечтающих о светлом завтра. Моя тетя, приехавшая в 17 лет на заработки в Москву (1938 год), сказала, что только здесь она наелась хлеба. Тетя каждый месяц отправляла из Москвы домой посылки с сухарями, перебиваясь в столице с хлеба на воду, работая при этом на заводе. В коллективизацию у семьи забрали лошадь и корову (28 - 29-й годы), в 30-м умер отец, оставив 5 детей на жену, да еще у них украли сундук с отрезами и одеждой и носить стало нечего. Она рассказывала, как они, дети, пекли лук, и часто это была единственная еда за день, которую им кто-то дал по доброте душевной. А ведь они все работали в колхозе и на своем огороде! (Кстати, посылки с сухарями и с другой едой мы посылали в деревню до середины 90-х).
Для меня, представительницы совсем другого поколения, этот фильм в какой-то степени воспринимался как сказка с нереальными персонажами. Пока не наступили 90-е и в стране не появились новые беспризорники (кстати, они существуют и до сих пор, несмотря на развитую систему опеки) - уже по другим причинам и при живых родителях. Когда в стране началась неразбериха, этот фильм сразу перешел в разряд актуальных.
Но чтобы не страдать комплексом неполноценности или, наоборот, не думать, что мы такие уникальные, потому что только у нас для подростков были исправительные колонии, тюрьмы и прочие несправедливости, посмотрите фильмы Трюффо '400 ударов' (снят чуть позже нашего фильма), Виго 'Ноль за поведение' и др.
И тогда окажется, что вся предвоенная Европа относилась к воспитанию детей достаточно жестко, иногда - жестоко, а все идеи на эту тему витали в воздухе не только над нашей страной. Одна женщина по имени Марксина (от Маркс), работавшая в одном солидном министерстве на очень серьезной должности, сказала как-то мне: 'А кем бы мы все были, если бы не Революция? Получили бы мы такое образование, которое у нас сейчас?' Ведь родилась она в деревне седьмым ребенком и перспектив закончить даже школу при царе у нее не было совсем. Это к вопросу о пропаганде.
Кстати, были времена в истории Европы, когда банды детей захватывали целые города и по несколько лет терроризировали их. Может быть, поэтому к детям там часто особое отношение, и не всегда гуманное?
В любом случае, считаю, что этот фильм должен посмотреть каждый россиянин.
|
прямая ссылка
03 сентября 2015 | 15:41
Санюта
Кино, которое берёт за душу...
Совершенно случайно наткнулась на этот фильм. Очень заинтересовал тем, что это первый советский звуковой фильм. 1931 год. Сколько лет уже прошло, а это кино до сих пор смотрят и, несмотря на его давность, оно не теряет актуальности. Всё-таки изобретение кинематографа - одно из великих, ибо благодаря кино мы можем запечатлеть какое-либо время и через много-много лет другие поколения могут увидеть это.
Это кино о том, что люди могут меняться. Да, не все, но большинство могут. Что труд, действительно, облагораживает человека. Дети в этой картине беспризорники, воры и хулиганы. Главный герой меняет их благодаря своему дружескому подходу, старается, чтобы у детей просыпалась совесть за сделанные плохие дела, чтобы они начинали понимать, что делать можно, а что нельзя. И, несмотря ни на что, он верит в них. Верит, что они могут исправиться и стать честными и добропорядочными людьми.
В этом фильме нет ни спецэффектов ни цветов, ни высокого качества картинки, к которым мы все привыкли. Иногда приходится вслушиваться в то, что говорят, потому что не всё понятно. Но есть в этом кино что-то такое, что берёт за душу, за живое, что не даёт заскучать, перемотать или выключить фильм на середине. В нём есть что-то чистое и светлое. Видно, что в этот фильм вложили душу. Фильм, который вечен. Думаю, его должен посмотреть каждый.
10 из 10
Приятного просмотра!
|
прямая ссылка
09 ноября 2014 | 00:53
Странное стечение обстоятельств привели меня к этому фильму, сразу скажу, что предпочитаю фильмы 70-х/90-х годов и желательно в цвете, то что смотрел в ч/б и запомнилось можно перечислить по пальцам.
Теперь к делу - труд сделает из обезьяны человека, а идеи Феликса Дзержинского из беспризорника - гражданина. Стоит отметить, что заворожило начало - Михаил Жаров читает текст, так сейчас этого ни кто не делает, пробирает до глубины души, озвучка такая, что приходится вслушиваться в каждое слово, но это абсолютно не мешает просмотру.
Очень обрадовала игра 'Мустафы', остальные актеры не отыгрывают на современные 10 с плюсом. Тема любви мужчины и женщины в фильме до конца не раскрыта, но показано то, какой женщина быть не должна, да и мужчина тоже.
Лента радует порой неожиданными крылатыми фразами и музыкальным сопровождением. После просмотра также можно просмотреть истории о том, кто же был такой 'железный Феликс' и почему ему посвятили такой хороший и идейный фильм.
Кому фильм смотреть не рекомендуется - привыкшим к спецэффектам, ругающим советскую власть вдоль и поперек (эпизод с церковью может дорого стоит для вашей психики).
Без ограничений по возрасту, хотя сейчас пройдясь по ключевым моментам ему бы поставили рейтинг +16. Теплого 'лампового' просмотра. Смешения Шекспира и жаргона, радости и грусти, надежды и ожидания будет обеспечено в этой ленте 1931 года. Прикоснитесь к прекрасному - оно не увядает.
|
прямая ссылка
10 августа 2014 | 01:24
Дед еще давно мне рассказывал, как, будучи подростком, ходил 'за четырнадцать километров...' смотреть 'Путевку в жизнь'. Редкая картина в те далекие годы, несомненно понравившаяся дедушке, не могла пролететь мимо моего мировоззрения...
Фильм актуален и сейчас (и не только у нас на Родине). Проблемы, поставленные в сюжетной линии, вернее, большее число таковых (беспризорничество, хулиганство) в реальном времени не подлежат полному искоренению. А 'макаринская' система воспитания останется неким хорошим пособием для будущих педагогов.
Кроме того, 'Путевка в жизнь' - первый звуковой фильм отечественного производства. Поэтому творца картины Николая Экка не могли не отметить наблюдательные кинокритики того периода (приз за режиссуру на Венецианском кинофестивале 1932 года + мировая признательность).
|
прямая ссылка
29 января 2012 | 01:16
'Путевка в жизнь '- это классика советского кинематографа.
Во-первых, это первый отечественный звуковой фильм.
Во-вторых, это первая работа в кино актрисы Рины Зеленой.
В-третьих, это фильм одним из первых получивший мировое признание и закупленный для показа 26-ю странами.
В-четвертых, фильм получил приз зрительских симпатий в Венеции в 1932 году,
а так же был номинирован в категории 'Самый убедительный режиссер'.
Ну а главное достоинство фильма, это сама история, рассказанная в нем, история, которая волновала да и продолжает волновать весь мир история о детях, пытающихся выжить во времена циничных и жестоких игр взрослых.
Если вы, интересуетесь историей кинематографа, вы обязательно должны посмотреть этот фильм.
9 из 10
|
прямая ссылка
15 августа 2007 | 19:35
|
|