'...самая страшная война — не внешняя, не под знамёнами, а в душе у каждого, внутри' Вевер.
Давно не испытывала потрясения во время просмотра фильма.
Сначала посмотрела 'Двадцать дней без войны', фильм хороший, но не захватил мое восприятие полностью. Посмотрела его, т. к. читала книги Гурченко про работу с Никулиным. Сама она пишет про войну, про непроходящий холод, про окоченелых людей на улице, про то как стояли в очереди за водой у проруби, а немец отбирал воду и выливал. Все эти картинки сильнее отразились в картине 'Проверка на дорога', в моем восприятии.
Феноменальная игра актеров (актеры, говорят, о том как их ломал Герман, заставлял работать в данном контексте). Ролан Быков, сыграл жизнеутверждающую роль. Сильнейшая личность командира, который во время лишений и жизненных трагедий травит анекдоты. И одновременно чувствуется груз ответственности за людей, которые его окружают.
Владимир Заманский, роль 'блудного сына'. Видно как он кается и какой ад у него в душе.
Фильм просто и правдиво говорит о подвиге наших дедов, о сострадании в нечеловеческих условиях, о несправедливости к попавшим в плен. После таких фильмов, хочется почтить память героев, мысленно их поблагодарить. Обязательно покажу фильм детям!
'Так может быть у них такой возможности не было!' (c) Локотков
Война успешно порождает множество вещей, но более всех иных массово она после себя оставляет следующее: боль и легенды. Легенды разные: о человеческой вере и непоколебимом духе, о самоотверженности и самопожертвовании, о силе и мужестве, о многом ином, что так или иначе пересекается с ранее упомянутыми чертами людского характера. И при съёмках фильма на военную тематику очень важно уметь правильно подать эту легенду, акцентировать внимание зрителя на том, о чем хочется поговорить, вместе с тем не забыв обременить визуальный ряд и демонстрацией столь же распространённой в военное время, той самой боли. Горечь и страх могут быть не только внутри созданной истории, точнее они могут там и не быть, однако окружать рассказываемую историю они должны, дабы не терялась чувственная нить времени. Когда персонажи и сценарий отвечают за событийную черту фильма, атмосфера и мастерская реализация антуража - за проникновенность. На таких принципах строились главные фильмы о войне в стране народа, вкусившего более всего иного мира порождения этой самой войны: в СССР.
И так вышло, что с течением времени, как утихала боль, которая закономерно с течением времени даже после таких своих масштабов нисходит, как сама страна пережила собственное разделение, как кинематограф начал вместе с талантливыми и идейными творцами впускать в своё нутро неумелых бизнесменов с камерами, фильмы о войне.. изменились. Стали пошлее, нереальней, менее проникновенными - не знаю, как правильно сказать. Сегодня примеры вроде 'Брестской крепости' - исключение. И потому обязательно следует иногда возвращаться в тот кинематограф, вновь входить в ту плеяду фильмов, которые пугали, завораживали, нравоучительно говорили о боли и страданиях, показывали пример героизма и отваги. Способов для подобного 'путешествия' существует масса: 'В бой идут одни старики' Быкова, 'Они сражались за Родину' Бондарчука, 'Иди и смотри' Климова - зависит о желаемого масштаба и тематики размышлений.
Но вместе с тем куда менее распространенным и также действенным для подобного “возвращения” является первый полнометражный фильм Алексея Германа 'Проверка на дорогах'.
Что интересно, Герман в данной работе только начинает развитие собственного, неповторимого стиля, вместе с тем продолжая развивать умение общаться со зрителем на неоднозначные темы, которое он продемонстрировал ещё в своей прошлой работе 'Седьмой спутник', что была создана в соавторстве с Григорием Ароновым. Размышляя о природе предательства, Герман даёт два примера, два характера с различной судьбой и мотивами. Он не симпатизирует кому-то определённому, на что ярко намекает финал. Зритель сам решает, кому сопереживать, а кому нет. Герман вовсе не на данных героях ставит свой фильм - он лишь затрагивает одну определённую легенду с одним определённым лицом в центре внимания, Лазарев (Владимир Заманский), вместе с тем стремясь показать общий портрет войны, на что явственно намекают начало и финал картины. Это позволяет вплести в событийное веретено множество отзвуков, неких сторонних происшествий, вместе с тем не потеряв определённой линии рассуждения - очень умело воссозданная схема, которая в кинематографе является, к слову, не самой простой, особенно для первой полнометражной работы. Хотя незаурядность Германа после данной картины однозначно дала о себе знать: его умение напомнить, оживить кадр, не используя вместе с тем актёров - это отдельная тема для разговора. За ней требуется следить по мере роста Алексея Юрьевича как режиссера, однако отличительная черта уже крайне яркая и проникновенная.
Столь грамотно поставленная декорация, её подробное насыщение, распределение предметов и особенностей интерьера, которые настолько акупунктурно введены в кадр '3 на 4', что не только не перезагружают его, а воссоздают то ненастное время и, главное, окружают им зрителя - это непередаваемое ощущение, которое и принято называть пространным обозначением 'магия кинематографа'.
Это фильм исключительной красоты. Она встречается только в советских фильмах и только на определённую тематику. На какую? Думаю догадаться не трудно. Он сентенциозный и красивый, пугающий и философский, в рамках обыкновенного, среднего хронометража он размышляет о вере человека в своё отечество, о гордости человека, о чести и бесчестии. Это локальная картина о глобальной войне, которая полностью отражает специфику и ужас тех великих сражений и людей, которые их вели и/или от них страдали. И вместе с тем это - картина далеко не о войне и людях, а о чувствах. Чувствах не межличностных, а индивидуальных. И благодаря той простоте и глубине, с которой Герман ведёт диалог со зрителем, 'Проверка на дорогах' остаётся в памяти не размотанным комом тем и образов, к которому если и не захочется полноценно вернуться вновь, то прильнуть в воспоминаниях, пытаясь определить те паттерны, благодаря которым он работает - возжелается.
Пятнадцать лет пролежавшая 'на полке' 'Проверка на дорогах' Алексея Германа - картина о доверии и вере. 'Верьте мне, люди' - не только экранизация одной из повестей Юрия Германа, но и лейтмотив всей его прозы. Прозы, от которой режиссер сознательно отходит, сохраняя только авторские интонацию и мысль. '...лучшее из повести сохранено; финал, диалоги допроса, интонация авторская, а все остальное ушло', - писал режиссер. Неуверенно, словно случайно, объектив выхватывает лица, не имеющие отношения к дальнейшему повествованию. Да и сама первая сцена, на первый взгляд, словно случайно попала в картину, сюжет которой будет завязан на еде. Испорченная немцами картошка, гибель партизан за банки с тушенкой, немецкий эшелон с продовольствием - все это занимает одно из центральных мест в сюжете. На этом фоне стираются временные рамки и происходит 'движение к правде': конфликт нравственных позиций, искупление и прощение.
Декабрь 1942 года, оккупированная фашистами Псковская область. Иван Егорович Локотков - командир партизанского отряда в тылу врага. В отряд попадает Александр Лазарев - бывший военнопленный, сотрудничавший с немцами, надеющийся на возможность хоть бы кровью искупить свою вину перед родиной. Лазарев - бывший таксист, живший до войны 'легко и без забот'. 'Мне ведь политика ни к чему. Про фашистов только и знал, что песенку'. Лазарев 'думал, что сильный, а вышло наоборот'. Так и возникает основной конфликт - столкновение двух нравственных позиций, взглядов на ищущего прощения оступившегося человека. Комиссар отряда уверен, что даже единожды оступившемуся нет и не может быть не только прощения, но и доверия. У майора погиб сын, направив на танки свой горящий самолет. Командир же отряда готов поверить Лазареву. Речь идет о втором шансе, но кажется, что Локотков готов поверить и человеку, оступившемуся не раз. Он сильнее и мудрее остальных, способен бесстрастно судить людей, отделяя добро от зла. Как сказал о своем герое Алексей Герман: 'Не стоит село без праведника'.
Фамилия Лазарева отсылает нас к евангельскому рассказу о воскрешении Лазаря. Да, Лазарев стремился выжить любой ценой: 'Жить хотел и сломался'. Грех предательства приводит его к гибели духовной. И физическая смерть для него далеко не так страшна, как нравственная. Он открывает в себе то, что никак бы не смог открыть, будучи простым таксистом в мирное время. Лазарев надеется на возможность искупления, а, потеряв эту надежду, пытается покончить жизнь самоубийством. И, несмотря на зрительские симпатии и сочувствие герою, он пока ни чем не отличается от того же Рыбака из повести Василя Быкова 'Сотников', поэтому, как и в случае с Рыбаком, веревка обрывается. Лазарев еще не заслужил облегчения, но, в отличие от Рыбака, он получает шанс искупить свою вину и нравственно воскреснуть. Владимир Заманский, исполнивший роль Лазарева, считал, что ему удалось достоверно изобразить глубокое покаяние и 'высказать свою сокровенную мысль'
Ролан Быков, исполнивший роль командира партизанского отряда Ивана Локоткова, умел потрясающе убедительно изображать на экране все оттенки доброты и мудрости, словно подтверждая мысль Сократа о том, что мудрость и доброта связаны неразрывно. Мирные фамилия, характер и внешность. Очень живой и приземленный образ: Локотков страдает от радикулита и греет ноги в тазике, рассказывает анекдоты про Гитлера, речь его проста, к бойцам своим относится по-отечески. Комиссар же Петушков, роль которого исполнил Анатолий Солоницын, его полная противоположность. Деловой и решительный, бескомпромиссный и прямолинейный. Солоницыну уже доводилось играть комиссара Евстрюкова в картине Панфилова 'В огне брода нет', но Евстрюков правду искал, а Петушков не видит в этом необходимости - правда у него одна, общая.
Алексей Герман не первым задумывается о тех, кто в годы ВОВ оказался в плену, неволе, служил немцам. К этому времени уже были сняты и 'Человек №217' Михаила Ромма, и 'Альпийская баллада' по сценарию Василя Быкова, и 'Судьба человека' Сергея Бондарчука. Но в этих картинах все-таки 'живет героическое начало'. У Германа его нет. Героизм в 'Проверке на дорогах' напрочь лишён пафоса. Подвиг у Германа - просто работа, обыденность и суровая необходимость. За 'искажение образа героического времени' фильм и будет положен 'на полку', режиссера обвинят в в дегероизации партизанского движения, а главный конфликт 'Проверки на дорогах' будет назван фальшивым.
В богатом советском кинематографе военное кино занимает особую нишу, ведь Великая отечественная война имеет статус одного из самых страшных, но в то же время ярких и главных событий в истории Советского Союза. Еще неостывшие воспоминания с полей брани давали постановщикам огромный простор для высказываний на всевозможные темы, ведь война во всех своих ужасах кроет самые разные проявления человеческой натуры - будь то героизм или предательство, сломленного или, напротив, стойкого человека, психоз или сохранение рассудка вопреки творящемуся вокруг кошмару. Но каждой из таких лент приходилось пробиваться сквозь простую, но твердую, словно бетонная стена, идеологическую аксиому - 'наши - хорошие, немцы - плохие'. Одной из таких лент и стала дебютная работа Алексея Германа-младшего 'Проверка на дорогах' - её тернистый путь с монтажного стола до первого киноэкрана занял долгих пятнадцать лет.
Фильм повествует о младшем сержанте Александре Лазареве, преметнувшемся в фашистский стан, но со временем, терзаемый не то муками совести, не то чувством невыполненного долга добровольно сдавшемся советским партизанам во главе бывшего участкового Ивана Локоткова. Но первая встреча с главными героями ленты произойдёт лишь спустя серию, казалось бы, никак не связанных с центральным нарративом эпизодов. Вот немецкий грузовик на глазах у изможденных мужиков заливает запасы сельской картошки отравляющими химикатами, вот партизанский разведчик трижды возвращается взглядом через бинокль к фашисту, поедающему тушенку, вот страшная в своей абсурдности смерть партизана, погнавшемуся за своей коровой в пылу атаки на немецкий конвой. Действительно, все эти зарисовки мало вяжутся с историей Лазарева, но напоминают, что в войне участвовали простые люди - не закаленные боями, не перенесшие тяготы военной подготовки и не зомбированные долгом солдата идти под пули за Родину, но как никто другой подверженные страху, холоду и голоду, который является одним из главных факторов, определяющих многие детали повествования. Вне всякого сомнения предательство Лазарева наравне с его немецким шинелью внушает зрителю настороженное презрение к перебежчику, а то и ненависть, так люто раздирающая майора Петушкова, спасённого партизанами и занявшего место в командовании отрядом подле Локоткова. Майор - третий главный герой фильма, третий архетип военного персонажа, противопоставленный сломленному Лазареву и хладнокровному Локоткову. Его фанатичная ненависть к врагу затмила разум бескомпромиссным делением на чёрное и белое, прикрываемая рассказом о героической смерти сына, что предпочёл самопожертвование плену. Конфликт Петушкова и Лазарева, такой очевидный на первый взгляд, переворачивается с ног на голову по ходу фильма и меняет точку зрения на персонажей. Разве может перебежчик заслуживать второго шанса? И неужели офицер Красной Армии не прав в своём желании покарать предателя? Наверняка именно эти провокационные темы и послужили причиной долгого цензурного плена для ленты.
Но, несмотря на затронутые запретные темы, главный посыл фильма всё же в другом. В финале лента неожиданно переносится в только что завоёванный Берлин, где уже капитан Локотков в попытках завести сломанный грузовик встречает офицера, спасённого бывшим партизаном несколько лет назад. И снова неочевидный эпизод, имеющий мало общего с сюжетом. Но поданная фактически в лоб метафора о толкающем советскую машину Локоткове даёт понять замысел режиссёра. Именно Локотков с его рассудительностью в моменты принятия ответственного решения, с его верой не людям, но в человека - делают его не только главным героем картины, но и собирательным образом настоящих героев той войны. Сколько он спас от голодной смерти, удовлетворив мольбы бывшего предателя об искуплении кровью и отправив его на задание по угону продовольственного состава? Сколько жизней он сохранил, не взорвав мост с немецким эшелоном прямиком над баржей с сотнями советских заключенных? Прямого ответа на эти вопросы нет, но есть простой вывод - даже когда ужасы войны застилают глаза кровавой пеленой, нужно оставаться человеком.
У каждого своя война или экзистенциальный опыт советского военного кинематографа
Чтобы с достаточной широтой и глубиной описать генезис военного кинематографа одного только советского периода не хватит и целой жизни. Всевозможных фильмов на данную тематику вышло уже бесчисленное количество, однако идея до сих пор не исчерпала себя, и картины о ВОВ продолжают выходить с завидной регулярностью, хотя, увы, постепенно теряют в качестве. Дело, конечно, не только в том, что вторая мировая является ключевым историческим событием последних столетий, но и в том, что она есть самобытная субстанция, форма бытия, обволакивающего человека подобно удушающему туману, сдирающего с последнего все шкуры для того, чтобы обнажить саму его глубинную сущностью, истину, прикрытую маской лживой обыденности.
В 1971 году, достигнув знакового 33-летнего возраста режиссер Алексей Герман решил раскрыть новую грань войны и переориентировать вектор развития советского военного кино в экзистенциальное русло. Однако фильм с сатирическим названием «Операция «С новым годом!» не вписывался в контекст коллективисткой идеологии и, по мнению тогдашних представителей минкульта, нивелировал героизм советских партизан. Картина оказалась под запретом и пролежала в тайниках более пятнадцати лет. Однако, подобно главному герою ленты с говорящей фамилией Лазарев, в 1985 году ей выпал шанс воскреснуть из пепла, правда уже под другим названием «Проверка на дорогах».
История основана на, по признанию самого автора не лучшей, повести Юрия Германа, отца режиссера. В центре повествования судьба коллаборациониста Александра Лазарева, который, не в силах больше бороться с муками совести, решает сдаться в плен партизанам. Естественно, в среде отряда его ждет не самый теплый прием. Руководитель партизан майор Петушков ищет удобного случая избавиться от предателя, на которого попусту переводится драгоценное продовольствие. Однако за пленного вступается многоопытный и престарелый командир Иван Локотков, который пытается разглядеть за невольно (sic!) надетой нацисткой формой истинную сущность Лазарева. Однако Петушков, озлобленный на всех отступников, убивших его семью и помятуя о сыне, который предпочел плену героическую смерть, видит ситуацию по своему, и утвержает, что «бывших изменников» быть не может. Лазарев, не в силах более нести бремя предательства, предпринимает попытку самоубийства. В буквальном смысле слова, с того света его вытаскивает Локотков, и жертвуя как своей репутацией, так и положением, дарует ему второй шанс, поручая герою проникнуть в лагерь фашистов и захватить поезд с продовольствием. «И погибнуть, Лазарев, нельзя, и без вести пропасть тоже нельзя.»
Заметим, что до 1971 года тема «изменников Родины» считалась запретной. Однако Герман смело ставит ее в центр повествования, разворачивая воистину космогоническое полотно о 'войне и мире' в душе человека. Можно сказать, что линейная система координат классического военного кино СССР, характеризующаяся диалектикой героизма и трусости, силой воли и немощью духа, справедливостью и бесчеловечностью, в ленте Германа впервые оказывается снята и интегрирована в более высокий порядок.
Война – это экзистенциальный лабиринт, из которого можно выйти только через смерть, однако даже эта спасительная лазейка оказывается перекрыта, когда человек становится изменником родины, а его смерть автоматически становится так же бессмысленна, пошла и абсурдна, как и жизнь. Происходит самое страшное – само бытие рассыпается в прах, теряется жизненная установка, и неожиданно гибель под градом пуль предстает высочайшей наградой. Сложно понять всю глубину и безысходность положения Лазарева, неожиданно для самого себя узнавшего, что его сущностное бытие – это бытие предателем. Герой постепенно опускается на самое дно отчаяния, однако неожиданно приходит спасение…в лице Ивана Егоровича Локоткова.
Локотков является представителем и выразителем как народной мудрости, так и глубинной нравственности русского человека, уходящей корнями в туман тысячелетнего христианства. Он живет не по законам войны, не по уставу и даже не по настояниям рассудка, а по высшим принципам человечности. Он умеет разглядеть скрытый смысл, сущность каждого индивидуума, скрытую под оболочкой видимых объективных отношений. Именно поэтому он постоянно вынужден преодолевать сферу закона и сухого подчинения, персонифицированную в образе майора Петушкова. В то время как последний, руководствуясь государственной идеологией, готов пожертвовать жизнью тысячи предателей-военопленных ради выполнения задания, Локотков не может погубить и одну, ибо он ясно понимает, что каждый человек – это отдельный мир, огромная вселенная. Является ли его поведение антигероическим, а христианское сострадание и воздержанность от осуждения ближнего противоречащими действительным реалиям того времени? Это мы уже вряд ли узнаем. Однако невозможно спорить с Германом, когда он косвенным образом дает понять, что именно простой народ, хранящий верность своим законам, зачастую вопреки доминирующей идеологии, внес решающий вклад в дело победы, что именно Локотков, вникающий в судьбу каждого, а отнюдь не расстрельные команды спецотряда НКВД спасали души ближних, выводя их из рокового лабиринта войны, как духовной, так и материальной. Иван Егорович не пастырь, ибо это слово уже слишком пошло и заезжено, и, конечно, далеко не святой, а самый обычный человек, который может встретиться Вам на извилистых дорогах тяжелой судьбы и просто-напросто спасти само ваше бытие.
Стоит сказать несколько слов и о технической стороне картины. Стиль фильма тяготеет к сухой документальности и почти грубому реализму. Герман выхолащивает из войны весь пафос, величественность и эпичность, тяготея к ее «камерной» версии, индивидуальной репрезентации. Режиссер показывает смерть в самых обыденных и негероических ситуациях – вот крестьянка снимает замерзшее белье и умирает от осколка гранаты, вот партизан гонится за своей коровой и падает замертво от огнестрельного ранения в сердце, а вот солдат после боя обыскивает фашиста и получает выстрел в спину от 'воскресшего' врага. В соответствии с общей направленностью и перестрелки далеки от тех, к которым многие привыкли из голливудских фильмов. Время превращается в вечность, а смерть таится в ближайшим мгновении, когда герой лежит, уткнувшись лицом в холодный снег и считает патроны, выпущенные врагом. Тогда-то зритель понимает простую истину - убить даже одного неповоротливого фашиста с автоматом занятие на весь день, и далеко не факт, что умрет именно враг. Особо стоит отметить леденящую кровь пейзажную съемку зимней натуры российской глубинки. Подчас, запорошенная снегами и заволоченная густыми туманами, она напоминает некую сумеречную зону и приобретает устрашающий мистический оттенок. Сцена с выходом из непроглядной пелены черных фигур с автоматами снята попросту филигранно. При этом подобные нотки сюрреализма удается гениально совместить с чуть ли не хроникальными кадрами обыденной жизни беженцев и партизан.
В целом, это безусловно очень значимая картины для военного кинематографа, знаменующая собой новый этап в его развитии. Герман, опережая время, пускается в исследования областей еще нехоженых и неосвоенных. Следует полагать, что полностью их никогда и не освоят, ведь человек, как и сама война (продукт его духовной жизнедеятельности) – это бесконечная бездна, в которой великие страдания вечно воюют с великими надеждами.
В Советском Союзе допустимость художественных фильмов была низка. Чтобы картина благополучно вышла на экран, авторам зачастую приходилось вносить бесчисленное количество поправок. В первую очередь цензура носила идеологический характер, поэтому основным объектом цензуры была так называемая «антисоветская пропаганда». Картина «Проверка на дорогах» была идеологически опасна своим «неконтролируемым подтекстом», «дегероизацией народного сопротивления». Почему? Потому что не подорвать поезд над головами русских пленных, понять и поверить отчаявшемуся — это слабость, недопустимая для командира партизанского отряда. Да и вообще, как говорилось: «У нас нет пленных, есть только предатели». Может, эта фраза и не принадлежала Сталину, но негативное отношение власти к людям, попавшим в плен, — это факт.
На каждой войне есть герои, но есть и предатели. Полицаи, «власовцы», хиви — люди, сотрудничавшие с немецко-фашистскими оккупантами. Правда ли, что все они поголовно — негодяи? Чаще всего это были военнопленные, переходившие на службу к нацистам в надежде выжить. В большинстве своем они не были 'идейными': были случаи, русские бригады СС в полном составе переходили на сторону советских партизан. Но долгое время эта страница истории не афишировалась, всеобщий героизм советских граждан на оккупированных территориях не ставился под сомнение. Поэтому очень смелое решение — снять в 1971 году картину об искуплении Лазарева, перешедшего в плену на службу к немцам.
Фильм сильный. До дрожи, до боли, до слез. Заминированный партизанами железнодорожный мост. По мосту несется немецкий военный эшелон, под мостом — баржа с военнопленными, тысяча русских пленных. Сначала оператор захватывает трех солдат, следующий кадр — тысячи взглядов, запуганных и потерянных, словно не люди это — а загнанные звери. Следующий кадр — взгляды партизан, сосредоточенные и полные ненависти. И над ними мотив русской народной песни, словно объединяющей героев и 'предателей', и страшный своей нелепостью спор, наши ли это люди на барже.
У каждого героя здесь своя правда, каждый — личность. Майор Петушков считает, что даже единожды оступившемуся нет и не может быть доверия. У майора погиб сын, направив свой горящий самолет на танки. Иван Локотков готов понять и простить, наверное, даже человека, оступившегося не раз. Режиссер так сказал об этом герое: «Не стоит село без праведника». Он мудрее, сильнее остальных, способен бесстрастно судить людей, отделять добро от зла. Но Лазареву нет дела до того, что думают о нем Петушков и Локотков: он судит себя своим собственным судом, болит у него совесть. Внутренний суд — самый страшный и строгий.
Несвойственная для типичной советской героики кинокартина снятая по прозе Юрия Германа «Проверка на дорогах» Алексея Германа 1971 года, интересное, что выпуска 1986 года (ей пришлось проваляться на полке, кто из верхов усмотрел в ней вред), повествуя о партизанах, и с той темой, которую, кстати, Герман показал здесь. Тема того, как человек, перешедший не по своей воле, на сторону врага, решил искупить свою вину, снова взяться за оружие и направить его на врагов родной земли.
Отдельно хочется отписаться об актёрской игре и о самом персонаже, таксисте до войны, о Владимире Заманском(а ведь в его роли мог быть и Владимир Высоцский), - простодушен, скупой на словах, младший сержант с чувством вины, с истинным желанием раскаяться за свою службу в рядах полицаев. Истинный солдат своей родины, коему выпали трудности о которых он даже и не думал.
Что самое лучшее имеется в этом всём, так это то, что Герман сумел всё это задокументировать в его же знакомой манере и вместе с этим отлично сработал со всем актёрским ансамблем (Ролан Быков, Солоницын) и предоставил нам строгое, чистое кино о людях воевавших за наше будущее, покончивших с фашистской мразью.
В 1971 году режиссёр Владимир Роговой снял один из лучших фильмов о войне 'Офицеры'., который знают практически все. А в этот же самый год режиссёр Алексей Герман, снял своё кино не менее значительное и интересное. Нет правда в нём этой песни, берущей за душу, что в 'Офицерах', но я вынес её в заглавие отзыва, как дань памяти погибшим русским воинам.
Тяжела ты шапка Мономаха. Нелёгкое бремя выбора, особенно когда у тебя нет ни времени на размышления, ни ассортимента вариантов. Либо ты, либо тебя. Кто может заранее знать, какой сделает выбор ? Даже если ты в душе горячо и преданно любишь Родину, неизвестно как поведёшь себя, оказавшись в плену. Вот и Александр Лазарев (Владимир Заманский) не думал, что сломается. Он просто хотел жить, по его же собственным словам. Но одно дело перейти в стан врага и навсегда забыть дорогу домой, и совсем другое умирать в душевных муках о сделанном предательстве. И когда обоз советских солдат под предводительством лейтенанта Локоткова (Ролан Быков) повстречался бывшему советскому сержанту Лазареву, а в нынешнем настоящему предателю и изменнику, герой Владимира Заманского не раздумывал...
Кино не просто модель какого-то заезженного сюжета. Это глубокая проникновенная драма о людях и судьбах. О великом народе, который и карает и прощает. На одной чаши весов герой Анатолия Солоницына, а на другой герой Быкова. А в центре предатель. Как быть ? Пустить в расход, тем более дело это нехитрое, минутное. Или разобраться ? Дать человеку шанс кровью искупить вину. Вот об этом кино Алексея Германа. Картина многострадальная, как и те события, описанные в ней. И снято по военной прозе Юрия Германа и Эдуарда Володарского. Как же мне понравился в ней лейтенант Локотков, исполненный Роланом Быковым! Он ведь по сути, как Айболит, лечит, наставляет и предоставляет шанс найти себя. Ну, скажите разве это плохо ? Разве это не милосердно ? Вот наверно поэтому и картина пылилась долгие 15 лет в архивах, потому как наказывать и карать все проще и легче. Как не вспомнить фразу из фильма, когда Лазарев встречается с Локотковым:
-Ну, человек божий, обшит кожей.
Уже в ней закладывается фундамент того, что мы собственно и увидим. Не карающий меч, хотя давление последнего будет ощущаться кожей. Наш заслуженный актёрский цех здорово потрудился. Тут все эмоции налицо. И помимо эмоций, вполне добротные декорации. Понравилась мне игра молодого Николая Бурляева, который сыграл труса и настоящего предателя. Аж поджилки у бедного тряслись, когда он был заточён под арест. Отмечу и симпатичную прибалтийскую актрису Анду Зайце, исполнившую роль переводчицы и по совместительству возлюбленной Виктора (Олега Борисова). Да, Герман постарался затронуть все аспекты человеческой жизни. И любовь бесхитростную показал, и дружбу, и сплочение людей пред лицом беды. Ну, а финал, когда капитан Локотков, а впрочем не буду...Фильм серьёзный и тяжёлый. Такой с кавалерийского наскока не возьмёшь. Хотите не просто приобщиться к истории нашего народа, но очиститься душой, тогда вперёд, за просмотр картины Алексея Германа 'Проверка на дорогах'.
«- Погибнуть тебе нельзя. Пропасть без вести тебе тоже нельзя. Тебе нужно эшелон с продовольствием пригнать. И чтоб это другие подтвердить смогли…» ( с )
Пожалуй один из самых тяжёлых и правдивых фильмов о Великой Отечественной войне. Рядом с ним меркнет реалистичный «Иди и Смотри». Даже безупречные «Двадцать Дней Без Войны» того же Германа в сравнении с запрещёнными в своё время «Проверками…» отходят на второй план… Фильм совершенно заслуженно входит в различные списки «лучших», в том числе находится среди рекомендованных ВГИКом. Попавший после премьеры на «полку», ставший знаменитым в кинематографических кругах ещё до своего представления широкому зрителю, а после выхода на экраны моментально ставший классикой отечественного кино, этот чёрно – белый шедевр Алексея Германа показывает настоящую, не киношную войну. Не удивительно, что тогда его запретили – фильм снят без чёткого деления на «хороших» и «плохих», демонстрирует страшные первые годы войны через призму растерянных, испуганных русских людей с покалеченными судьбами. Сценарий насыщен оттенками серого – все герои неоднозначны: вроде неприятные люди совершают самоотверженные поступки, а те кого жалеешь в виду определённых причин – в итоге оказываются настоящими мерзавцами. Показан быт людей живущих на оккупированных врагом территориях, суровая и тяжёлая лесная жизнь партизан, геройство и самоотверженность самых разных людей, которое увы некому оценить, ибо местные бояться вылазок своих, так как сразу после партизанских набегов к ним приходят немецкие каратели. Среди последних есть и предатели – русские которые перешли на сторону врага за то, что бы продлить своё существование. Сытые, откормленные, прекрасно вооружённые и экипированные немцы, и наши голодные, страдающие от холода и перебивающиеся без толкового снаряжения партизаны. Отряд набранный из бывших офицеров и рядовых, чьи части погибли или попали в плен, а так же из тех, кто в определённый момент струсил и перешёл к врагу, но после решил вернутся к своим, что бы сражаться за свою Родину…Сильное, правдивое и непревзойдённое по реалистичности полотно о Великой Отечественной войне. Совершенно лишённое пафоса и затёртых штампов и клише военного кино. Совсем не «патриотическое», в прямом понимании этого определения, но вызывающее боль вперемешку с гордостью за свою отчизну, и всех тех безвестных героях, которые как Локотков сражались, трудились и переносили немыслимые тяготы на своих плечах во имя этой Великой Победы. Ведь для того, что бы победить мало умереть, надо жить и выживать вопреки всему, надо самому убивать врага и идти вперёд. А это гораздо труднее мгновенной смерти: не погибать ради победы, а ради победы жить…
Сценарий картины написан одним из лучших отечественных сценаристов – Эдуардом Володарским, по военной прозе отца режиссёра – советского писателя – фронтовика Юрия Германа. На основе творчества своего отца Алексей Юрьевич в последствии снимет прославившего его «Лапшина…» ( кстати, так же запрещённого и вышедшего на экраны в первый год Перестройки ). Поскольку «Лапшин…» был первым выпущен в свет, он стал первым фильмом, который явил зрителям творчество Германа и его неповторимый стиль и манеру съёмки, максимально приближённую к реальности. Хотя стиль и манера были найдены автором ещё в «Двадцати Днях…», впрочем там они были не столь ярко выражены. А вот в его первом самостоятельном фильме ( до этого он совместно с Григорием Ароновым экранизировал «Седьмого Спутника» ) подобных режиссёрских находок и экспериментов было больше. В частности операторская работа потрясает своей органичностью, трудно представить где именно находится сам оператор со своей громоздской аппаратурой! Если учесть тот факт, что картина вообще снималась на паршивую советскую киноплёнку «Свема», то оператору – просто цены нет! Странно, что в послужном списке у Якова Склянского всего одна достойная работа и сплошные короткометражки, под конец карьеры вообще оказавшийся американский треш. Осветители, художники, мастера по гриму и постановщики декораций, совместными усилиями создали атмосферу первых месяцев Великой Отечественной войны настолько скрупулёзно, что даже сегодня, располагая значительно более богатыми средствами, современные режиссёры практически не могут этого повторить. Некоторые маститые творцы ищут свой стиль, кто то может снять хорошее кино о войне, кто то нет – но снять как Герман не под силу некому из них. Осознавая это, тем более сложно поверить в то, что снимал «Проверки на Дорогах» совсем не мэтр, а вчерашний дебютант – молодой, только начинающий свой непростой путь в кино режиссёр…
Сюжет повествует о том, как в начале зимы 41 – ого, из окружения выходил отряд партизан. К ним примкнул сдавшийся сержант Лазарев – одетый в немецкую форму, запутавшийся и давший в важный момент слабину человек, до войны работавший простым таксистом. Майор Петушков сперва хотел его расстрелять, но на счастье командовал отрядом не он, а бывший участковый – капитан Локотков. Который смог отстоять Лазарева, и после проверки оного – принял в свой отряд, взяв на опасную и чрезвычайно важную операцию – угон продовольственного эшелона с территории противника. Благо Лазарев как раз служил немцам в тех местах, он может помочь группе диверсантов проникнуть на хорошо охраняемый вокзал… В сюжете нашлось место и для конфликта, и для нравственных терзаний сломленной личности, и много для чего ещё. Чувствуется, что Герман адаптировал текст Володарского под себя. Диалоги героев произносятся словно в жизни ( люди перебивают друг – друга, пока говорят одни на заднем плане разговаривают о чём то своём другие ), много в скользь брошенных фраз и нечего не значащих речей эпизодических персонажей, обрывки песен, насвистывания и какие то бормотания проходящих перед камерой второстепенных героев. Всё это будет утрированно и возведено в абсолют в другом шедевре мастера - фантасмагорическом ужастике о финале Сталинской эпохи «Хрусталёв, Машину!». Правда там перегибы с фоновым «наполнением» пошли в ущерб для сюжетного восприятия рассказываемой истории. В «Проверках…» имеется баланс между стилем и содержанием, поэтому сюжет прост и даже линеен…
Запоминается спор Петушкова ( Анатолий Солоницын ) и Локоткова ( Ролан Быков ) по поводу расстрела Лазарева ( Владимир Заманский ). Прав майор – он предатель, служил немцам, в то время как тысячи других, среди которых был и его сын – лётчик, на его месте предпочли пленению геройскую гибель. Но прав и капитан – Лазарев не совершал на службе фрицев не каких преступлений против советского народа, и сам сдался, пришёл к ним в отряд; стало быть осознаёт свою вину перед Родиной и готов кровью смыть свою ошибку. Поэтому ему следует дать второй шанс, а уже потом судить, если тот не сдержит данного слова…Невероятно мощный актёрский ансамбль, много выпуклых и запоминающихся персонажей, крайне драматичная история и заставляющий пустить скупую, мужскую слезу финал. Однозначно:
Великий фильм гения Алексея Германа, один из лучших советских военных фильмов. Постановка безупречна, гиперреализм, документальность цепляет, зритель как будто погружается в реальный мир. Такое я помню только у двух еще наших режиссеров - Арановича и Светозарова. Актеры как и водится у Германа играют без какой-либо фальши, никакой халтуры в их игре. Художественный уровень высок, детали тщательно проработаны, ни одного киноляпа за столькие годы просмотра не заметил.
Кино рекомендую всем поклонникам Германа и всем ценителям серьезных, умных фильмов.