Военная драма Алексея Германа, лишенная соответствующей фальши
Фильм начинается с воспоминаний пожилой женщины о тяжелых военных временах, которые она застала еще ребенком. Одно из таких событий нам показали. В нем уставшие донельзя мужики выкопали картошку, которую немцы заливали керосином, тем самым создавая неурожай. По словам рассказчицы, враги поступали таким образом для того, чтобы выгнать людей из деревень. Мотив воспоминаний будет более подробно раскрыт в более позднем фильме Алексея Юрьевича 'Мой друг Иван Лапшин' (1985).
Хотя этот фильм и принято считать первой работой Германа, но дела обстоят не совсем так. До этого фильма он вместе с Григорием Арановым снял незаслуженно забытый шедевр 'Седьмой спутник' (1967), рассказывающий о судьбе благородного царского генерала во время гражданской войны в России. Кстати, эти фильмы похожи проблематикой. Если Адамов (Андрей Попов), герой 'Седьмого спутника', переходил на сторону большевиков во время революции, то Лазарев (Владимир Заманский), герой 'Проверки на дорогах', во время ВОВ переходил на сторону Красной Армии.
К великому сожалению, советский зритель с момента выпуска фильма не видел его целых 15 лет по той причине, что цензоров не устроила поднятая Германом тема. В отличие от многих своих современников Алексей Юрьевич не снимал ура-патриотические фильмы, сделанные по заказу.
Фильм был снят по мотивам книги Юрий Германа, отца режиссера, под названием 'Операция 'С Новым годом!''. Изначально предполагалось таким же образом назвать и фильм, но судьба распорядилась по-другому. Под проверкой на дорогах подразумеваются определенные задания на проверку преданности Лазарева, данные командиром отряда Локотковым (Ролан Быков).
Герман ни в коем случае не относится предвзято к своему герою. В течение всего фильма он пытается разобраться в его поступках и в его мотивах, не делая скоропалительных и необдуманных выводов, как, например, тот же майор Петушков (Анатолий Солоницын), который в каком-то смысле был похож на советскую власть, отправившую этот шедевр на полку. По сути, наш герой был вынужден служить немцам, чтобы спасти свою жизнь, так как его отряд попал в безысходное положение. Некоторых людей из него забили до смерти немцы.
Должен отметить то, что у меня нет желания ни обелить, ни очернить главного героя. С одной стороны, любая служба врагу в то время наносила катастрофический ущерб нашему народу. А с другой стороны, герой Заманского в отличие от большинства власовцев, к которому, например, можно отнести вызывающего полное омерзение героя Николая Бурляева, совершил по-настоящему героические поступки в качестве раскаяния, которые заслуживают похвалы и памяти...
Мне очень сильно понравилась игра всех актеров фильма. В особенности мне бы хотелось выделить актерскую игру Солоницына. Анатолий Алексеевич гениально сыграл человека, потерявшего на войне сына и чуть ли не сходившего с ума. Он действительно был предан своему народу, но иногда его мысли и поступки были совершенно неприемлемыми. Чего только стоят его подозрения в адрес Лазарева из-за его конфликтом с Соломиным (Олег Борисов) или, например, его слова из флешбэка Локоткова про взрыв моста и советских военнопленных! В принципе можно сказать о том, что Петушков является почти полной противоположностью Локоткова. Если герой Солоницына олицетворяет ненависть и отсутствие здравого смысла, то герой Быкова олицетворяет умеренное милосердие и здравый рассудок.
Это фильм мне еще понравился своим реализмом. Война в нем показана без прикрас, ура-патриотизма, спецэффектов и так далее. Например, та же сцена с неожиданным налетом карателей вызывает самый настоящий страх...
В этом фильм есть огромное количество и других достоинств, благодаря которым его считают шедевром, а в чем же заключается его смысл? Как по мне, суть фильма заключается в том, что достойным людям всегда можно дать шанс для исправления, если жизнь 'дала осечку', как выражался сам главный герой. Конечно, слепо верить им нельзя, но и нельзя их отправлять в расход, как это хотел сделать майор Петушков. Как говорится, доверяй, но проверяй.
А конец фильма одновременно и очень печален, и невероятно жизнерадостен.
Всем однозначно советую посмотреть это фильм, как и другие фильмы Германа (кроме 'Трудно быть богом' и 'Хрусталев, машину!', так как это уж очень сложный артхаус, разительно отличающийся от раннего творчества Алексея Юрьевича), о трате времени на который Вы точно не пожалеете...
Пару лет назад в честь дня Великой Победы я посмотрел кино о войне. Это была картина Алексея Германа 'Двадцать дней без войны'. С тех пор не специально завелась традиция смотреть советские фильмы с тематикой ВОВ. И на этот раз я себе не отказал в просмотре по налаженной уже системе. Как и в позапрошлом году, я выбрал для этого киноленту деятеля Алексея Юрьевича. Это его самостоятельный режиссёрский дебют. Снятый по повести его отца с переработанным сценарием Эдуарда Володарского.
После 'Седьмого попутчика' (поставленного в соавторстве с Георгием Ароновым) недолго длилось признание Алексея Германа властями. Из-за 'Проверки на дорогах' на Алексея Юрьевича реагировали уже почти как на открытого врага. Фильм сделался антисоветским и отправился на полку. 'Дегероизация народного сопротивления'. Какие-то партизаны вместо фронтовиков, какие-то герои почти что власовцы!.. Так, или примерно так в то время считалось, а всякое 'шаг вправо, шаг влево' - порицалось.
Но фильм дождался своего часа, а Герман - признания! Сам Алексей Юрьевич называл свою картину вестерном. ('Истерн', как его потом поправили). И поскольку сегодня советское [ненужное] коллективное сознательное приказало долго жить, то и судить фильм лучше всего теперешними мерилами!!!
Ведает 'Проверка на дорогах' про русского коллаборациониста, который решает сдаться нашим же партизанам. Не знаю и не видел, чтоб кто-то так говорил, но после того, как заплутавшему человеку был дан второй шанс, он буквально должен был стать что тот Штирлиц!.. (ну, это моя личная ему характеристика)...
Итак, замученный совестью бывший сержант Советской Армии Александр Лазарев дезертирует из оккупации и примыкает к партизанскому отряду старлея Локоткова. Само собой, встаёт сложный и моральный, и деловой вопрос: 'А не засланный ли это казачок и можно ли доверять раз предавшему?' - для этого перебежчику устраивают боевую проверку. Дальше - масса спойлеров. Скажу лишь, что это не единственное задание для того, кто захотел искупить вину.
Так вот... я о чём!.. 'Проверку на дорогах' можно судить не только мерками современности, но и сравнить с голливудским кино! И это сравнение будет в нашу пользу!!!
Те, кто читал повесть Германа-старшего, говорит, что развитие взаимоотношений Лазарева и Локоткова там описаны на нескольких страницах. Владимиру Заманскому и Ролану Быкову соответственно предстояло это сыграть быстрее! Так, взглядами, передающими боль и тяжесть военных дней, артисты советского кинематографа представили жизнь на экране!!! Результат? А вот лучше один раз увидеть!..
В картине очень много экшена при этом ещё! В достатке стрельбы, взрывов... Да я так скажу (и буду уже закругляться): я уже думал, что у меня настал зрительский кризис, но 'Проверка на дорогах' смогла убедить в том, что хорошие фильмы просто долго обходили меня стороной.
Первый безоговорочный шедевр Алексея Германа, в котором еще не так ощущается знакомый стиль режиссера: на переднем плане не бегают непонятные статисты, нос зрителя не упирается в расфокусированные предметы, а суматоха в кадре не так лихорадочна, как в последующих работах. Само повествование менее рваное, что придает фильму суровой собранности, характерной послевоенному кинематографу СССР.
Тем не менее картина Германа разительно отличается от всего, что выпускали после Победы. Полтора часа библейского конфликта, разворачивающегося на фоне практически ветхозаветных событий, где кроме боли, холода и лишений есть только крепость человеческого характера, идет в разрез с установленными сценарными границами того времени, не позволяющими (пусть и раскаявшимся) предателям становиться центральными персонажами историй. Хотя бы только поэтому картина может считаться революционной для жанра, о чем говорит и отсроченная на много лет премьера. Зритель, буквально за 15 лет до этого, воочию наблюдавший войну не на экране, а во дворе своего дома, не был готов к подобной драматургии, не смог бы пропитаться горьким сочувствием к Лазареву, а история того требует, по кусочку разбирая душу бывшего таксиста для демонстрации нам неизбежных последствий малодушия.
«Проверка на дорогах» действительно уникальное кино во многих смыслах, мастерской формы и сильного содержания, с четким нравственным ориентиром и понятными истинами. Даже спустя шестьдесят лет оно смотрится лучше большинства современных картин про войну.
Сюжет рассказывает о тяжелейших событиях 1942 года, когда Красная армия отступала и на оставленных землях с фашистскими оккупантами сражались партизаны.
Многочисленные поражения на первых этапах войны ломали некоторых солдат советских войск и они дезертировали или переходили к врагу.
Так предатель советской Родины Лазарев решил уйти от фашистов и примкнуть к партизанам. Но можно ли ему верить?..
В Советском фильме 1972 года с по-настоящему великими актерами (Ролан Быков, Владимир Заманский, Олег Борисов и другие) оказался скрыт большой христианский гуманистический смысл.
Фамилия Лазарев у главного героя неслучайна. Как библейский Лазарь он был мертв, будучи предателем, и (духовно) воскрес, когда снова встал на защиту родного Отечества, примкнув к советским партизанам.
Ужасы немецких фашистов побуждали партизан справедливо не верить герою и просто расстрелять пособника врага. Но их останавливал Красный командир Локотков (в исполнении гениального Ролана Быкова). Локотков протянул Лазареву локоть поддержки, поверив в искренность его намерений. А сюжет приобрел христианский мотив (локального) всепрощения на фоне ужасов насилия и смертей. Так Локотков стал главным героем фильма и войны.
Удивительно, насколько глубоко религиозный фильм был снят в атеистическом, но по-настоящему гуманистическом Советском обществе!
В общем, Проверка на дорогах - нестареющий шедевр, который нужно смотреть!
Судьбе во время вынужденного карантина угодно было подсунуть два фильма подряд: «Проверку на дорогах» (1971) и бондарчуковский «Сталинград» (2013).
Возник некий эффект. В итоге сравнение привело к однозначной победе «Проверок», но открылись ракурсы, которых не было при первых просмотрах.
Шедевр Германа до сих пор воспринимается, как искусство высшей пробы. Фильм уже знаком хорошо, видел его много раз, но каждая встреча становится актом прикосновения к потрясающему достижению.
Эффект правдивости. Для кинореализма наверняка важно: забываешь, что видишь актёров. Почти каждый из исполнителей главных ролей известен по другим фильмам, кого и в каких только ролях не доводилось видеть, но…
Просто по-детски веришь в реальность персонажа, даже не пытаясь искать типичное в типичном или ещё поверять возникшую гармонию какой-нибудь алгеброй. Просто веришь и принимаешь режиссёрский взгляд, как свой.
Эффект абсурдности войны. Ни капельки не гламурная картина о жизни и смерти. Пронзительно чётко дано, что война абсолютно античеловечна и антилогична. Иногда во время просмотра ощущаешь себя так, будто приоткрыл окно в ад: герои и даже некоторые антигерои охотно бы ушли из ада в рай, да грехи не пускают.
Кто-то изживает «карму» страданием, кто-то бушует и ищет правду, кто-то идёт на пулемётную вышку, как на Голгофу, не успевая додумать мысль об искуплении. Просто некогда. До смерти секунды. Проверка на дорогах позади, но проверка происходит непрерывно, пока ещё жив.
И это правило для всех — и для тех, кто оступился, и для тех, кто не предавал, не поддавался слабости и страху…
Есть признаки шедевра и в том, что образы Локоткова и Лазарева остаются с тобой навсегда. Когда хочется упростить, считаешь примером для себя человека. Когда есть ум и силы призадуматься, включаешь в свою жизнь идеалы и принципы.
Источником их стал фильм «Проверка на дорогах», а главные люди этого фильма дополняют тебе основы твоей жизни идеями и принципами, отчасти представленными по ходу действия, пока не закончится последний эпизод.
Даже если знаешь наизусть последовательность кадров и речи героев, то прикасаешься уже не к видам и портретам, а к принципам. И это никогда не надоест, если кино настоящее.
Так вот всё от шедевра к шедевру и от впитывания смыслов из настоящего прекрасного кино о важном и страшном становится частью тебя.
Разумеется, фильм достоин самой высшей оценки, годится для любого возраста старше детсадовского. И несомненно, что такое кино достойно повторных прикосновений.
По стечению обстоятельств довелось когда-то подряд посмотреть этот фильм, а потом ещё и про 20 дней без войны с Никулиным и Гурченко. Тогда сильно изменились представления о войне и тыле. Прошло почти 30 лет и опять, как по заказу, произошла встреча с фильмами, только в обратном порядке — первыми теперь были «Двадцать дней без войны». Проверено временем дважды: один из лучших фильмов века.
Прививка от Германа до сих пор работает. Не смотрятся ни «Солдаты свободы», как бы их ни рефрэшили, даже «Освобождение», а современная киноклюква на темы Отечественной войны даже как кино не воспринимается.
Становится досадно, что «Проверку» пятнадцать лет держали в запасниках. Кстати, очень понятно, почему: планка киноправды у Германа на таком высоком уровне, что «соответствующие партийной генеральной линии» антишедевры придворной кинематографии просто имели бы скандально пустые залы, если бы публика имело что-то для сравнения.
До сих пор восхищают и мастерство режиссёра, да и всех, кто делал фильм, и актёрские работы. Для меня на полке шедевров все три германовских достижения рядом с самым лучшим, что сделало человечество в кино: к уже упомянутым ещё надо добавить и ленту «Мой друг Иван Лапшин», а насчёт «Торпедоносцев» немного другое восприятие, они кажутся отдельными, что ли. Не знаю пока... Его Аранович хорошо снял, но Герман, хоть и писал сценарий, а мог бы снять ещё лучше, как кажется.
Драма человека, совершившего солдатский подвиг ценой жизни, потому что стыдно было, лучше, чем Германом, на мой вкус никем не описана. Бывает, начинаются споры в своём кругу про СССР...
Ну, всяко бывает, однако не знаю ни одного человека, который считал бы, что советская цензура правильно делала, припрятывая на полки шедевры. Вот этот фильм — шедевр, на 15 лет украденный нелюдью у людей. А оценки фильму максимальные.
У Германа все по-настоящему: если по сюжету идет ливень, то персонажи в кадре промокшие насквозь; если мороз — актеры мерзнут всерьез, да и сам зритель начинает зябнуть под впечатлением от реалистичности. Если солдаты по сюжету голодные и давно толком не ели — так они и в кадре худые и сморщенные. Если на экране сцена 'дуэли' на зимней дороге, то зритель наравне с ее участниками чувствует как глаза застилает снежной пылью, начинает бешено колотиться сердце, а нервы натягиваются. Одним словом, Герман — настоящий гений изобразительного искусства в области кино.
Особенно хочется выделить работу Ролана Быкова. Его герой Лоскутков — обаятельнейший образ военного человека. В завершающей сцене режиссер показывает свою позицию: именно за счет таких людей была выиграна война. На плечах простых русских мужиков, рассудительных и справедливых, страна смогла вынести все тяготы и дать отпор врагу. При этом такие как Лоскутков не обласканы наградами, всю войну прошли в одном звании. Они не готовы идти по головам, в каждом солдате видят человека, а не просто пушечное мясо. Благодаря им на фронте сохранялись остатки человечности.
'Проверка на дорогах' — тяжелая психологическая драма, показанная максимально убедительно. Здесь и противостояние двух командиров, и ненависть к предателю, душевные муки самого предателя и желание начать с чистого листа. Животное желание жизни у одних, и сознательная жертвенность своей жизнью — у других.
Выразительное кино от первого до последнего кадра.
В фильме довольно откровенно для патриотического военного сценария показано, что все партизаны и полицаи относятся к одним и тем же лагерно-чекистским структурам и совместно занимаются преступлениями на оккупированной территории под кураторством эмвэдэшных служб - 'фронтовых штабов'. Простые хуторские жители презирают и боятся ряженных карателей, которые грабят и насилуют, а также затягивают молодых парней в бандитские акции-провокации в личных интересах старост-начальников, которые все являются операми-сыскарями. В этой картине восхищают актерские работы по созданию исторически точных характеристик действий всех героев, которые получали награды и сроки в зависимости от выполнения или невыполнения заданий корпорационного командования. И поэтому внутри отрядов была жесткая конкуренция за угождение юнкерским офицерам, поощряемая такими хитрыми опытными начальниками как персонаж Ролана Быкова.
Взрывы мостов, и ликвидация барж с крепостными ранеными солдатами, случайно выжившими на закрытых оружейных полигонах, и которых командование не хотело возвращать домой как ненужных свидетелей, и сопровождение железнодорожных грузоперевозок в анклавы курляндских помещиков, - вот то, чем занимались и на чем зарабатывали 'лесные братья' и на что намекается в отдельных эпизодах. Считаю. что этот фильм наряду с другими нашими тематическими кинопроизведениями является настоящим историческим кинодокументом, который должны изучать современные русские студенты и школьники, интересующиеся настоящими фактами об истории страны.
Ушедший от немцев солдат Лазарев пробрался к партизанам, но свое прошлое загладить не так легко... Не все ему верят.
Алексей Герман всегда был режиссёром бескомпромиссным и поэтому их всех его фильмов до перестройки по существу вышли лишь '20 дней без войны' и то с трудом. Седьмой спутник шел вторым экраном и известен лишь поклонникам Германа и киноманам, а Мой друг Иван Лапшин попал уже в перестройку. Но самым, как оказалось, многострадальным фильмом стала Операция с Новым годом (Проверка на дорогах). Та и вовсе легла на 'полку' и только чудом сохранилась. Почему?
Как рассказывал сам режиссёр, больше всего начальство возмутили небанальные оборванные партизаны. 'Клевета на доблестных защитников Родины!' Хотя это была всего лишь правда. Да и какими могли быть партизаны в глубоком тылу противника. Отдельной претензией стала героиня Майи Булгаковой, которая бросает тяжёлые упрёки тем же партизанам, вплоть до обещания сдать их фашистам... Впрочем, в итоге не выполняет его.
Мало того, что партизаны оборванные, так они ещё и не героические - один рванул за коровой, пренебрегая воинским долгом, второй даже с оружием не может охранить предателей... А командир отряда травит анекдоты, да отпаривает ноги в тазу... Явно не тот образ героя-партизана, который мог рисоваться в правильном кино.
Странно, что цензоры (специально или случайно...) пропустили 'вопиющие' христианские аллюзии типа оставленной у дерева иконы, вряд ли случайной фамилии Лазарев и совсем уж не случайной сцены, которая прямо указывает на Иуду, удавившегося по слабости и неверию...
Что уж говорить про конфликт комиссара (вот уж 'повезло' Солоницыну играть не самых адекватных героев в военном кино) и командира отряда (Ролан Быков), завязавших во время 'битвы насмерть' спор о ценности жизни пленных. Мягко говоря, неудобно отвечать было на вопросы об оправданности многочисленных жертв, которых не жалели подобные Петушковы... С другой стороны, насколько же трудно в условиях, когда жизни - грош цена, не разбрасываться людьми, не ждать и не создавать ситуации преднамеренного геройства.
И уж самый болезненный (и до сих пор) вопрос: А можно ли верить тому, кто предал? При этом Герман опускает в тексте, но держит под спудом вопрос, а не провокатор ли Лазарев?..
Но всё-таки наиболее важен нравственный выбор между безвестной смертью и сытой сиюминутной жизнью (звериным желанием выжить). Слабость и сила - нравственная и звериная. Наконец, совесть, которая не позволяет жить предателем. Финал... Наверное, про то, что победа общая и неизвестная, а часто неофициальная и малая. В ней неизвестные солдаты и негероические герои. А в людей надо просто верить.
Режиссёрский дебют Алексея Германа раскрыл потенциальные актёрские возможности Владимира Заманского. Сдержанность протагониста, который не распыляется и не метает бисер, переживая свой конфликт исключительно внутри, позволяет мне сказать, что Заманский очень серьёзно подошёл к вопросу об актёрской игре, отдавшись своей роли полностью. Недаром Владимир удивлялся вопросам несознательных граждан:
— Владимир, как Вы могли играть этого полицая?!
Без сомнения, режиссёру и актёру не чуждо христианское: если человек оступился на жизненном пути, то это вовсе не означает, что он не сможет заслужить прощения.
Фильм имеет сторонние мотивы, которые акцентируют внимание не только на глубинной трагедии человека, но и на мирском — кесарю кесарево. Конфликт майора Петушкова (Анатолий Солоницын) и Ивана Локоткова (Ролан Быков) очень остро затрагивает проблему человечности и идейности перед лицом боевых действий. Если командир партизанского отряда сочувствует предателю, понимая, что его вина может быть омыта кровью врага, то Петушков не хочет лишних забот, открыто заявляя о том, что Лазарева нужно пустить в расход.
Если меня попросят назвать самый выдающийся фильм про войну, то я, пожалуй, назову вовсе не 'Иди и смотри', что, конечно, никоим образом не умаляет значимости киноленты по мотивам «Хатынской повести», но если у Климова во главе угла стояло детское восприятие тех ужасов, которые настигли Советский Союз, то в «Проверке на дорогах» очень сильно осознание великовозрастным человеком своей собственной судьбы.
Я скажу следующее — смотрите «Проверку на дорогах». Это уникальная работа.