Пожалуй, это лучший советский фильм о специфике морской службы. Навскидку, вот так вот сразу и не назовёшь другие достойные работы на эту тему, близкие, как говорится уму и сердцу. Где то флот показан больше, где то только вскользь, фоном, вторым планом. Что приходит на память? «Ответный ход» как продолжение «В зоне особого внимания», «Случай в квадрате 36-80», «Полоса препятствий», «Перехват». Всё это достаточно остросюжетные, приключенческие ленты, бодрящие и зовущие юношество к подражанию. И, конечно же, не безынтересные для взрослого зрителя. Морская романтика, сильные духом люди, запоминающиеся образы.
Ряд фильмов пятидесятых-шестидесятых годов опускаю. Сознательно. Жизнь поменялась, страна не стояла на месте. Иные приоритеты, иные лица в воплощении. Например «Увольнение на берег» со Львом Прыгуновым. Лента и сейчас воспринимается как образчик этического совершенства. Доступна. Проста Не беру во внимание и тематику Великой отечественной войны. Героизм подвига «Командир счастливой Щуки», «Юнга Северного флота», «Секретный фарватер» и т.д.
Конечно, если хорошенько покопаться в архивах памяти можно отыскать и ещё «добрую дюжину» -
По морям, по волнам –
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям.
Эх! Нынче здесь, а завтра там.
«Правда лейтенанта Климова» приоткрывает завесу буден моряков несущих службу на «снежном панцире» страны. Где то не далеко от Мурманска-Североморска, акватория Баренцева моря. Подводный флот страны. Дизельные торпедные лодки. Именно сюда, переводом, с понижением в звании прибывает персонаж Андрея Ростоцкого. Он штурман от Бога. Третий в семейной династии моряков. После офицерского суда чести ему предстоит вновь доказывать свою состоятельность на «БЫТЬ или НЕ БЫТЬ».
Автор уверенно рисует быт и будни защитников Отечества: комната в общежитии, соседство с семьёй мичмана, тренажёрные тренировки личного состава, учебные выходы в море, плаванье с выполнением поставленных командованием задач. Органичное сочетание человечности увязанной со служебным долгом. Слова, реплики, диалоги натуральны. Проявление чувств, эмоций красочно, не избито. Второстепенные персонажи дополняют главных. Солируют две скрипки – Юрий Каморный и Андрей Ростоцкий. Кто из них здесь более значим сказать сложно. Оба ведут свои партии идеально приближенно к совершенству – нерв, характер, харизма на высоте. Для первого, 1981 год, год выхода фильма на экраны страны стал последним в жизни. Ему было 37 лет и трагична смерть от пули милицейского нагана. Когда знаешь, что человеку предстоит, что ему выпало в жизни, а между тем «сегодня, сейчас» он перед твоим взором, в морском кителе командует экипажем с беззаботностью увлечённого своим делом человека, воспринимаешь себя едва ли не за пророка, ясновидца. Срок его определён. Изменить ничего нельзя. До смертной черты, считанные месяцы.
Не менее драматична «развязка» Андрея Ростоцкого. Водопад «Девичьи слёзы». Ему 45 лет. Подъём на ножах в горную кручу. Падение с высоты. Мгновенная смерть…
…А здесь два глянцевых портрета советской эпохи раскручивают перед зрителем перипетии солёных буден. И они завораживают. Два лица как два лика. Молоды, прекрасны. Убедительны.
8 из 10