- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Фильм загадочный, отчасти невразумительный, но снят довольно красиво. Посмотреть его стоит хотя бы ради того, чтобы узнать, где Рената Литвинова черпает вдохновение. Если это неправда, то очень-очень похоже. Здесь главная героиня почти богиня, а два ее ухажера - как два жреца.
Надо отдать должное выбору режиссера, актриса Нина Русланова в фильме просто прекрасна. Ее героиня, Любовь, как бы штукатур. И пусть штукатурить актриса (или Любовь?) совсем не умеет, ее красота заполняет собой пространство. Как поет эта женщина, как идет, как смотрит, а как она говорит! На раскисшей грунтовой дороге, среди увядших полей Любовь появляется, словно фея из сказки. Волшебное видение в длинном вечернем платье с синими блестками и с воздушным шаром в руках. Что забыла такая красавица в этой богом забытой дыре, одному же богу известно. Один из мужчин, романтический Михаил, сейчас же в нее влюбляется. Второй, прагматичный Федор, дичайше ее ревнует.
Михаил – гламурный шофер, который как бы приехал работать на строительстве тракторного завода. В своих длинных кудрях и черном морском бушлате он похож на пятого члена Beatles. Он герой, инвалид, учит Любу игре на губной гармонике. А еще у нашего Михаила есть прекрасное хобби – он создает керамику, одаривая любимую горшками ручной работы.
Федор - мачо с неясно, какой профессией. Он как бы ходит по стройке и как бы с кем-то общается. Единственное, что ясно, что он был нечуток с Любой, но отчего-то не хочет ее терять. В попытках удержать ускользающую возлюбленную, Федор всячески угрожает и Любе, и Михаилу. Алексей Жарков в роли Федора энергичен, бодр, выразителен. Его угрозы пугают, почти как в жизни.
Эти трое как будто строят один завод. Стройка, девочки из общежития, и подружки и быт, даже встреча с Людмилой Гурченко – все показано как-то так. Чередою красивых и длинных планов. Вот Михаил, очень не спеша, походит к осознанию возникшего у него чувства – лицо Михаила в загадочном полумраке, его глаза как бы озаряются. Вот он же, так же неспешно, вынимает у Любы соринку из глаза. Вот какой-то забор, сельский домик. По деревенской улице не спеша проходит корова. Возможно, реальная жизнь в глубинке столь же нетороплива, но в фильме такая медлительность и неспешность выглядит странновато, как авторский эгоизм. Как будто бы режиссеру жаль вырезать хорошо удавшийся кадр, а сценаристам не о чем рассказать. Красиво, но очень невнятно и, временами, скучно.
Сцена с Людмилой Гурченко, то есть, с Незнакомкой, неплоха сама по себе, но затем, когда Люба читает выброшенное ею письмо, становится неестественной. В этом и есть основной недостаток фильма. Весь искусственный, декадентский, с надуманными характерами и сюжетом он становится одноразовым развлечением для тех, кому просто скучно. Не то, чтобы строители вообще, и штукатуры в частности, в жизни так безобразны. Среди тех, кто занят на стройке или в других профессиях, что далеки от звездности, есть масса красивых мужчин и женщин. Но это живые люди, с естественным поведением. Для того чтобы показать человека реалистично, его, в первую очередь, следует изучить. Персонажи, как люди, должны непременно быть интересны автору. А госпоже Муратовой, к сожалению, интересны лишь собственный взгляд на жизнь, и мечты, и грезы. Поэтому фильм хоть красив, но мертв, как искусственные цветы, что продают на Пасху.
|
прямая ссылка
22 октября 2015 | 18:54
- А я решил жениться... Жена — это порядок в доме, уют. Ты меня понял?
- Да, понял.
- Ты вообще знаком мне. У тебя лицо такое запоминающееся. Не то, что у этого. Есть у нас один такой. Я ему говорю — я тебе две ноги перебью, переломаю. А он говорит — две не перебьешь. Одной у меня уже нет.
Кира Муратова несколько десятков десятилетий назад выдала нечто созвучное Вендерсу, Одзу и Антониони. Просто и осторожно она сделала ставку на визуальные решения и минимум действия, подарила мрачное кино, но при всем этом сумела воодушевить, пробуждая у зрителя оптимизм и веру в самое лучшее. Как у нее так тогда получилось обойти все запреты?
Лента будто ни о чем. В пути трое. Два мужчины — водителя и милая девушка. Так формируется понятный всем треугольник. А вокруг разруха и пустота, бараки и странные свадьбы. Нарратив сужается до последовательности эпизодов. Неказисты и серы, но как точны и проникновенны:
- он играет на губной гармошке. Она скромно сидит рядом. Он немного смущенно убирает глаза от ее нескромно напомаженных губ. Несколько мгновений губная гармошка окажется в ее руках. Чем не изысканный поцелуй?
- Двум мужчинам нужно выяснить отношения. Один будет провоцировать, а второй тактично обходить конфликт. У одного под мышкой букет цветов, другой в комичной шляпе. На них с плаката смотрит молодая известная женщина. Плакат на старом деревянном доме;
- ночь. Комары и мошки облепили лампу. Несколько планов — общий, крупный. Очевидно, что нам показывают внутренне состояние героини;
- красивая незнакомая женщина обращается на ночном шоссе за помощью. Она с надеждой и даже некоторой дозой влюбленности глядит на главного героя, чинящего ей автомобиль;
- Выбор сделан. Треугольник распался. Один должен уйти. Что не смущает его разбить зеркало. Быть может в таком ходе и пророчество автора о дальнейшей судьбе этих влюбленных?
- Алексей Жарков может неожиданно выдать истерику в стиле «Я всегда прав»... А может мило зарядить чечетку. «Чечетка вальсовая, чечетка с паузой, морской ключ»...
Что все это, если не созерцательная прогулка в никуда? Кира Муратова размышляет на тему одиночества. Что это такое? Можно ли с ним жить и как от него избавиться? Она очень откровенна, но не спешит быть понятной зрителю, будто напевает что-то на своем, неизвестном никому, языке. А наш зритель, ровно как милый неизвестный попутчик из этого фильма — не понимая всей фактологии просто должен мило улыбаться и признать, что все понимает.
Магия кино, где у Муратовой получается сказать нечто проникновенное и величественное ничего толком и не говоря. На мой вкус — большое недоразумение, что у ленты не было большой фестивальной судьбы.
7 из 10
|
прямая ссылка
11 мая 2024 | 13:24
Frau_von_Till
«Важнее всего на свете, чтобы счастье было настоящим»
После монохромных «Коротких встреч» и «Долгих проводов» Кира Муратова, разжалованная по указу ЦК компартии Украины из режиссеров в библиотекари, долго не могла вернуться к своей деятельности. И лишь переезд из веселой и солнечной, но ставшей вдруг удушливо тесной Одессы в холодный и строгий, но вместе с тем освежающе свободный Ленинград дал толчок к новой ступени ее творчества – фильму «Познавая белый свет», первой цветной и, пожалуй, единственной светлой и обнадеживающей картине в творчестве режиссера. Благодаря ей, совершенно не конъюнктурная Муратова на время влилась в плеяду певцов трудовых свершений, воспевающих рождение из хаоса чего-то правильного и рукотворного, вроде тракторного завода или дома, куда заселятся строители светлого коммунистического будущего. Впрочем, и здесь Кира Георгиевна осталась верна себе, ставя духовное выше материального. Недаром, фильм начинается с монолога главной героини о том, что «счастье на заводах не делают, даже на самых лучших конвейерах. И если уж случилось вам счастье полюбить, так ничего, кроме этого, и не надо».
Всё происходящее на экране выглядит так, как если бы Феллини взялся снимать «Девчат»: любовная история с фирменными муратовскими словесными и визуальными повторами, рваным монтажом, затянутыми паузами и театральным заламыванием рук, разворачивающаяся на фоне великой комсомольской стройки. Девушки, съехавшиеся со всего Союза по наущению умудренных жизнью мамаш в поисках перспективных женихов, со смесью зависти и восхищения наблюдают за разворачивающейся на их глазах любовной драмой руководителя драмкружка и его музы маляра Гали, сыгранной утонченной, словно блоковская Незнакомка Натальей Лебле. Немые сцены ссор и примирений влюбленных и прочитанный Галей на стройке монолог княжны Мэри придают еще больше театральности и условности этим отношениям, превращая их в мираж, манящий и неуместный в декорациях утопающих в глинисто-цементной жиже грузовиков со стройматериалами.
Но эти страсти являются лишь фоном, на котором разворачивается основной сюжет – история любви штукатура Любы и шофера Николая, бывшая пресной и серой, словно сырая шпаклевка, которую Люба размазывала по стенам будущего тракторного цеха, пока на горизонте не появился загадочный рыцарь в потрепанном морском бушлате. Тоже шофер, но совсем не такой, как хамоватый Николай. Благодаря этому незнакомцу ее жизнь вдруг резко изменилась. И если с одним она увязала в грязи, то с другим – воспарила к небесам, словно героиня шагаловской «Прогулки».
С Николаем она срывалась на крик, превращаясь в простую грубую бабу, активистку бригады штукатуров, выступающую на комсомольских свадьбах с речами о том, во что давно не верит. С ним она смотрела на счастливых молодоженов глазами побитой собаки, гоня от себя прочь надежды на счастье. С Михаилом же нашла радость в робких прикосновениях пальцев и в совместном молчании, с ним она поразилась внезапно открывшейся красоте окружающего мира, заключающейся в детском смехе, в кружении мотыльков у фонаря и в игре на губной гармошке. Для него ее голос звучал, словно ручей, а глаза были глубокими, словно озера. И ей, всегда тянущейся ввысь, но прибиваемой к земле приземленным ухажером, больше не надо скрываться в мире своих фантазий.
И даже разбитое отвергнутым поклонником зеркало, небогатое имущество переезжающих в новый дом новоселов, не в состоянии испортить настроение тем, «с кем случилось счастье полюбить» - ведь они всегда будут видеть свое отражение в глазах любимого и любящего человека. Оттого в финале фильма так звонко и чисто звучит романс на музыку В. Сильверстова «Бегут наши дни», заглушенный в начальных сценах неумолкающим Николаем:
О, как прекрасно весны цветенье!
Тихо струится сияние дня.
Вновь раскрывается мир для меня
Далеко-далеко нас уносит весна,
Когда вдруг, в тишине,
Зазвучит из окна...
|
прямая ссылка
20 февраля 2015 | 00:04
Дать зрителю увидеть то, что увидеть невозможно - зарождение любви. У Киры Георгиевны это получилось замечательно. Все в ее стиле: мало слов, мало действий и нет ничего лишнего. Только Он и Она, а остальное суета: жених, который явно не по душе, условия, которые любую романтику способны уничтожить, ревность, злость, непонимание... Все это не мешает главным героям полюбить и полюбить искренне. Жажда счастья. Вот что движет ими.
Кино понравилось очень. Такого не делают сейчас и вряд ли уже смогут; времена не те, нравы другие, люди лживее. Кира Муратова сделала фотографию того времени, длиной 79 мин, где смогла передать все: и дух тех времен и любовь и человеческие отношения. Смотрится на одном дыхании, поражают диалоги, скорее даже монологи. Последняя сцена - берет за душу. Достойное кино. Посмотрите. Подумайте. Сравните с 'сейчас'.
|
прямая ссылка
23 сентября 2011 | 10:42
Был дождливый промозглый осенний день, но люди всё равно толпились у парижской Синематеки в надежде купить билетик.
Шла ретроспектива Киры Муратовой. Был аншлаг и многие уходили разочарованными, не сумев достать места.
Мне повезло, и я попала на незнакомую мне картину 'Познавая белый свет'.
Уже с первых минут фильма я почувствовала, как будто кто-то взял меня за плечи и приподнял в воздух. Так я и провисела над залом на протяжении часа и пятнадцати минут, пока не стали выгонять метлой.
Вот именно так, пожалуй, я определяю для себя произведение искусства, и чем оно отличается от неискусства. Искусство приподнимает вас над землёй.
Честно скажу, что боюсь писать о Кире Муратовой, в частности об этом фильме (отсюда такое долгое вступление), боюсь не оказаться на высоте, не передать всей тонкости.. но всё же попробую.
Когда-то давно мне в голову пришёл дурацкий стишок, самосочинился и преследовал потом долгое время:
НИКТО НЕ ЛЮБИТ НИКОГО,
НО НИКОГО НИКТО НЕ ЛЮБИТ ТОЖЕ,
И В ЭТОМ ТАК ОНИ ПОХОЖИ,
КАК ДВА КОНЯ В ОРАНЖЕВЫХ ПАЛЬТО.
Какого же было моё удивление, когда и главная героиня постоянно повторяла себе... 'Никто никого не любит, никто никого не любит...'
Наверное, и к ней приходил гадкий стишок.
В результате, я идентифицировала героиню как родственную душу, впрочем, наверное, как все женщины, не верящие в любовь с той же силой, с какой они желают в ней счастья.
Так о чём же фильм? Конечно, о Любви. Это имя героини, это Любовь с заглавной буквы.
'Любовь - гора, возникшая на ровном месте, а когда она исчезает, остаётся огромная зияющая яма. Почему, почему, бесценный друг мой, почему..?'
Любовь и двое, влюблённых в неё мужчин. Главное - не ошибиться. Ведь счастье должно быть настоящим.
Вот основная мысль этого фильма, повторяющаяся здесь, как мантра, как заклинание.
О, обещание счастья! Мы летим на него, как бабочки ночью на зажжённые фонари, 'познавая белый свет'.
Как же прекрасна сцена, где Люба стоит ночью у домика в свете фар грузовика, на котором приехал за ней влюблённый мужчина. Как при помощи света фар он разговаривает с ней, приветствует её, ласкает её. Как она идёт затем на это сияние. Фары слепят её своим белым светом, но она продолжает идти, как зачарованная, к его источнику.
Ведь белый свет - это метафора любви и обещания счастья.
Итак, зритель, обманутый названием, пришедший смотреть фильм про путешествия, в конечном счёте, оказывается вовлечённым в совсем другую историю. Если только, не считать любовь путешествием.
Гениальная операторская работа (обратите внимание на зеркала) великолепные актёры, тонкое полотно сценария, невероятно красивая своей рубленной сильной красотой Нина Русланова. Поэтичное, эмоциональное, искреннее кино, о том, чего хочет женщина.
'Дома могут бать большие и могут быть маленькие, но это не самое главное. Главное, чтобы счастье было настоящим. Его на заводах не делают, даже на самых лучших конвейерах. Если уж случилось тебе счастье полюбить, то ничего, кроме этого, и не надо. Потому что люди лучшего не придумали. Я вам желаю счастья и настоящей любви.'
|
прямая ссылка
03 апреля 2023 | 01:31
POMALLIKA
Рецензия на фильм «Познавая белый свет» 1978г.
У каждого человека своё представление о прекрасном, разные взгляды и предпочтения. И это нормально, когда человек шедевром считает малоизвестный ужастик тридцатилетней давности или блокбастер наполненный спецэффектами. Плохо когда свои убеждения навязывают и превращают в аксиому. Почившая Кира Муратова делала своеобразное кино, не для широкой аудитории (это не плохо и не хорошо, просто факт), не каждый зритель, даже стремящийся к расширению своего кругозора, сможет воспринять её картины. Проблема возникает в людях представляющих узкую прослойку “кино-элиты”, имеющих возможность транслировать и соответственно навязывать своё “правильное” видение мира. В этом мире Кира Муратова гениальный режиссёр снимавшая шедевры, “кино-элите” нужно лишь красиво объяснить народу, почему!
Кинокритик Сергей Кудрявцев, охарактеризовал творческую манеру Муратовой, красиво построенным и одновременно точным определением «укрощение фактуры». Действительно в умении ловить момент, снимать красивые многообещающие сцены Муратовой не откажешь, например: эпизод, когда героиню Руслановой распростёршюу руки одновременно держат оба её мужчины. Эпизод из категории – ожидание с затаённым дыханием. Сейчас что-то будет. Нет, дорогой зритель, ошибаешься, фактура уже укрощена, идём дальше, а то, что дыхание зря задерживал, это твои проблемы, Кудрявцев понял смысл, он вам потом объяснит задумку.
И вся картина построена в подобном ключе. Когда перед зрителем не история, рассказанная неким режиссёрским методом, а набор отличных или не очень сцен. И сцены эти не вяжутся друг с другом, отказываясь превращаться в полноценный фильм. Спонтанными кажутся эти эпизоды, захотела Муратова что-то снять, а чего дальше делать не знает. Причина, если смотреть прозаично, очень плохой монтаж и потрясающий оператор. Без потери смысла, сцены можно тасовать как в мозаике, переставляя в любом порядке, даже не глядя. Что поменяется если начать фильм с красивой сцены «бутылка кефира на верёвке» или «свадьбы», ничего не поменяется. Интересно что бы делала Муратова, заболей оператор Юрий Клименко. Вызвала бы другого сильного оператора гарантируя полную творческую свободу: так снимай стену, да чтобы со смыслом! Тренеров одного выдающегося спортсмена называли, махатель полотенца и засекатель времени, непонятно чем они занимались, уровная их подопечного хватало, для регулярных побед. Вот и Муратову можно назвать наниматель Юрия Клименко.
Весь фильм меня не покидало ощущение чего-то знакомого, а потом ба, ну точно же. Это конкурсы в КВН, особенно прошлых лет, когда минут по пятнадцать играли, полноценный сюжет разыгрывали с завязкой и финалом, разбавляя его скетчами, песнями, шутками. Но я что-то не слышу от Кудрявцева о гениальности сборной Санкт-Петербурга, не вижу в гостях у Жендарёва с Берманом – «Детей Лейтенанта Шмидта». Потому что, нет ничего гениального, есть лишь интересная задумка и качественная постановка, да могут забыть слова, ошибиться с шуткой или не попасть в настроение зала – на то она и работа с живой публикой. А что Муратова, она кино снимает, так почему с точки зрения производства кинофильма – такой дилетантский подход, рваный монтаж, оборванные линии, отсутствие внятного сюжета, и глупейшие ляпы – примером которого является эпизод, когда за полторы минуты умудряются одну героиню показать в разном углу комнаты в разной одежде. У нас КВН, какие там конкурсы ещё есть, СТЭМ со звездой – Гурченко позовём. Зачем она здесь, что даёт одна короткая сцена (даже не самая лучшая), Кудрявцева надо позвать, он разберётся. Кстати СТЭМ – расшифровывается как студенческий театр эстрадных миниатюр. Мне кажется для Муратовой это идеальная форма реализации своих мыслей – коротко и быстро. Если миниатюра выходит хорошая – она запоминается, и можно отталкиваясь от неё делать далеко идущие выводы, если миниатюра не удаётся – забудут и критиковать не станут.
Можно сказать, да ты выпендриваешься, не понял авторского подхода и замолчи, раз не твоё кино. Да, не моё кино, тем не менее, непростой, трудный для принятия фильм «Мои ночи прекраснее ваших дней» Жулавски мной принят. И вот здесь мы подошли к ответу на вопрос, что не так с картиной «Познавая белый свет» - её пытался снять не режиссёр. Анджей Жулавски режиссёр, со странным взглядом, спорный, но всё-таки режиссёр, знающий основы создания фильма. Кира Муратова постановщик любопытных короткометражек и подготовитель эстрадных миниатюр. Если пытаешься донести свои идеи по средствам киноязыка, надо знать грамматику, алфавит и желательно орфографию. Не можешь с этим справиться, ставь спектакли в драмтеатре, веди литературные кружки.
Мне возразят, так это артхаус, чей язык словно латынь, единицы поймут, а другим и не надо. А я отвечу, нет, это не артхаус. Артхаус это итальянцы 70-х, это шокирование и нестандартность. «Познавая белый свет» не вызвал у меня шока или отвращения, это вполне стандартная картина, наблюдая которую очень хочешь чтобы она тебе понравилась, но её физически тяжело смотреть из-за технических деталей. Даже актёры в своей странной манере не вызывали отторжения, они были на месте, Русланова, Жарков, Попов (видимо Янковский отказался), им хочется поверить. Но не получается, и здесь вина главного человека на площадке, когда капитан не знает куда плыть, матросы грустят.
В футболе бывают очень техничные при этом бестолковые игроки. Они способны обыгрывать по пять человек, бить по воротам пяткой в падении через себя, но не замечают партнеров и запарывают голевые моменты предпочитая эффектность эффективности. Как итог поражение. И в чём смысл филигранных обводок и финтов, если нет результата. А в том, что эти моменты нарежут для хайлайтов и будут крутить как бы в отдельности от самого матча и его результата.
Банально, но действительно так, кадры из фильма можно распечатать и поклеить на стены вместо обоев, но как обои не являются картиной, так и «Познавая белый свет» не фильм. Операторская работа сдерживает меня от негативной оценки. И когда на телеканале «Культура» сделают десятиминутную ретроспективу творчества Муратовой (составить её можно будет только из кадров «ПБС»), сопровождая видеоряд рассуждениями про эстетическую сущность кинематографа, получится красиво, в этот момент я лишь посочувствую тем, кто решит сложить воедино интригующие кадры и посмотрит полноценный фильм.
5 из 10
|
прямая ссылка
14 июня 2018 | 03:16
Это фильм о любви, но любовь здесь показана не в традиции романтической, с плавным, полноценным развитием истории, а в традиции предельно реалистической - любовь в этом фильме такая, какой мы ее видим и знаем не из культуры, а из опыта. Случайная встреча, рваный ритм чувства, провалы во времени (пришел, ушел, пропал, появился снова), недосказанность и нерешительность, начинающиеся и оборванные монологи и диалоги, которые иногда кажутся необязательными (но это только видимость, на самом деле важно буквально всё) - всё это так и есть, всё по-настоящему. И даже «третий», даже антагонист здесь не нависает мрачной тенью, чтобы в конце совершить что-либо жуткое, а только лишь назойливо жужжит, удивляя мелочностью пакости в концовке, когда на протяжении всего фильма ожидаешь чего-то большого и страшного.
Интересно также, как реализм в отражении любви сочетается с реализмом в отражении окружающего - брежневский конец семидесятых, строительство городов и заводов. Соцреализм? Его тут нет - фильм балансирует на грани, иногда (митинг на заводе, выступление девушек-близнецов) едва не срываясь даже в соцарт, абсурд, когда реальность становится карикатурой и карикатура реальностью.
|
прямая ссылка
30 марта 2016 | 20:23
Целых семь лет, прошедших после цензурного запрета «Долгих проводов», Кира Муратова не могла осуществить свои режиссерские замыслы, и вот в 1978 году она снимает «Познавая белый свет» - ленту не столь радикальную, как предшествовавшая ей, но умело балансирующую между модернизмом и реализмом, с явным перевесом в пользу первого. Внешне в этом фильме вроде бы нет ничего новаторского: производственная тематика, более того – стройка города, на фоне которой возникает любовный треугольник. Однако, Муратова изящно выстраивает через мизансцены, экспрессивные реплики исполнителей, импрессионистическую бессюжетность, фирменное для нее обилие колоритных деталей, в которых нарратив тонет, как невеста в океане цветов (не зря одна из наиболее ярких сцен – комсомольская свадьба, на которой радость буквально захлестывает персонажей и зрителя), невероятно трепетную историю любви, которая противится бескрылой бытовой повседневности, узаконенной социалистической апологией труда.
Взяв в качестве материала производственную проблематику, постановщица взрывает ее изнутри (подтверждая свою репутацию самого несоветского режиссера в СССР) ведь распределение сторон в любовном треугольнике таково, что Люба тяготится хамоватым поклонником в исполнении Жаркова и тянется к интеллигентному персонажу Сергея Попова. Чувствующий себя на стройке (чем не метафора воздвижения Вавилонской башни социализма?) как дома, герой Жаркова воплощает собой идеальный тип социалистического гражданина из народа: простого, маскулинного, не стесняющегося в выражениях – настоящую опору любого авторитаризма.
Длинноволосый же Сергей Попов, который не случайно к финалу стрижется (то бишь встраивается в рамку обывательской жизни) вынужден оставаться в тени экспрессии и хамства героя Жаркова, но все равно нутряная женственность Нины Руслановой тянется именно к Попову. Можно сказать, что Муратова в «Познавая белый свет» снимает притчу о женском выборе, о выборе молодого бытия как такового, которое тянет к загадочной противоположности. Это, как и «Долгие проводы», фильм о молодости, о том, что ей не интересно трафаретное бытие социализма, все эти стройки, энтузиазм, благостный пафос партийных и райкомовских речей, ей нужен взлет, забытье в любви, бегство в приватное, если уж протест и любая критика системы купируется аппаратом цензоров и держиморд.
«Познавая белый свет» - муратовский фильм по самой своей сущности, понять его можно лишь изнутри социального контекста зрелого «застоя», он полон веры в радость личного бытия в условиях, когда социальное, публичное стало тотальным и неизменным, как скала. Для Муратовой интеллигентное, хрупкое, маргинализированное ригидностью общественных структур и транслируемых ими напористых моделей поведения остается наиболее ценным в человеке. Духовное считается в мире (не только социалистическом, но и, как показали реалии 90-х, и буржуазном) проявлением слабости и часто становится жертвой более сильной материи.
Однако, именно трепетность чувств, овеянных духовностью и романтикой, для раннего творчества Муратовой наиболее ценна, и как бы не была эта воздушность, эфирность, неосязаемость подлинной человечности порой погружена в варварскую фактуру, травмирующую интеллигентов своим хамским напором бесцеремонности, именно это человеческое в человеке и заслуживает наибольшего внимания со стороны режиссера, даже если он и пережил период разочарования в человечестве.
|
прямая ссылка
16 июня 2020 | 19:06
«Познавая белый свет» – это серьёзное высказывание о простых, но, тем не менее, важных вещах в жизни каждого человека: любовь, счастье и красота бытия. Прекрасно передаёт главную мысль фильма песня, мелодию к которой написал композитор Валентин Сильвестров.
Чувственный и нежный голос отрывает фильм со словами:
«Какое это большое счастье.
Мы строим такой большой завод.
Мы строим такой большой город.
Дома могут быть большими, и могут быть маленькими.
И это не самое важное.
А важнее всего на свете, чтобы счастье было настоящим.
Его на заводах не делают.
Даже на самых лучших конвейерах.
И если уж случилось вам счастье полюбить, так ничего кроме этого и не надо.
Цветокоррекция в фильме играет немаловажную роль, поскольку именно она создаёт особый диалог со зрителем. Идёт чередование тёплых песочных цветов и более бледных оттенков, что создаёт особую лёгкость восприятия.
'Мы часто не способны почувствовать и отрефлексировать всё до такой степени, чтобы увидеть прекрасное в пейзажах, где повсюду слякоть и грязь, и кажется, что невозможно романтизировать реальность, но с приходом весны на душе становится так легко, что снова хочется чувствовать тепло в душе.
Это история о любви, переходящая в меланхоличное рассуждение о том, как чудесно полюбить, но, к сожалению, любовь – это лишь мгновение.
Чего только стоят кадры с целующимися молодожёнами. Всё это будто ласковый сон, который накрывает белоснежная фата'
|
прямая ссылка
30 августа 2023 | 11:57
Фильмы Киры Муратовой всегда необычные, странные, непредсказуемые. Она любит открыть баночки с заспиртованными уродцами и наблюдать за ними, давая им некую свободу действий. Но притягивает ореол чего-то скорпионского: самоедство, эротика, флёр загадочности персонажей.
Такая открытость, на мой взгляд, делает закрытыми картины Киры Муратовой. В работе «Познавая белый свет» так всё и происходило. Все персонажи кажутся какими-то дурачками, но это на первый взгляд, потому что они очень глубоки и вдумчивы - и в этом я вижу сложный характер режиссёра. Фильм лишён штампов и клише, но отсутствие таковых то ж своеобразное клише. И из этого трудно выйти. А девушка на грузовике - вообще беспроигрышный вариант.
Таков стиль. Путаность и тонны больного воображения - что и придаёт завершённость миру. Каждый чем-то страдает, имеет какой-то изъян, но всё это объединяет любовь.
Фильмы Киры Георгиевны смотрю с каким-то желаемым омерзением. Я полагаю, что мастер любит своих героев, пускай так сомнительно и уродливо, но не в этой картине, она в меньшей степени обладает этими чертами.
|
прямая ссылка
20 декабря 2017 | 05:13
|
|