Я, конечно, не претендую на безошибочность суждений, но всё же мне кажется, что в музыкальной сказке должны быть яркие и запоминающиеся песни. Я не буду строить рецензию через постоянное сравнение с предыдущей работой Юзовского ('Там, на неведомых дорожках'), но там с этой (да и не только с этой) точки зрения дела обстояли получше. Здесь же песни вылетают из головы примерно через 10 минут после того, как прозвучали.
И, давайте буду откровенным до конца, в фильме, снятом в 1985-м году, уже вызывают вопросы моменты, в которых невооружённым глазом видна грубая монтажная склейка двух дублей одной и той же сцены (особенно когда кто-то кого-то швыряет или бьёт). Изображение в такой момент неприятно вздрагивает и персонажи вполне заметно меняют позу, при этом не двигаясь. Есть ощущение, что стоит отснятый материал просматривать всё же до того, как монтировать его.
Отмечу также довольно странный выбор на роль Кащея. Табаков в этой роли не смотрится от слова совсем. Да, он, конечно, объясняет свой внешний вид тем, что отъелся за 300 лет, и наверняка Юзовский позиционировал это как шутку, игру на контрасте, но выглядит это всё так себе. Что мешало позвать того же Филиппенко (в конце концов, Пельтцер же к своей роли Бабы-Яги вернулась) - неизвестно.
Странно наблюдать и за поведением царя, которым командует какая-то там ключница. Если бы этот фильм был снят в Голливуде и году в 2020-м, я бы бился об заклад, что снимала фильм ярая феминистка, поскольку настолько слабохарактерного правителя нужно прям постараться сделать.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что фильм плохой. Но нет, в моменте он смотрится сносно, есть довольно занятные сцены, порой даже ощущение сказки ненадолго приходит. Пара песен неплохих всё же заглянула на огонёк. Однако главное ощущение после просмотра - это всё же недоумение относительно тех или иных режиссёрских ходов.
В общем, не рекомендую. Лучше пересмотрите ещё раз 'Там, на неведомых дорожках'.
Актёрский состав и манера повествования этого фильма близка другой советской киносказке из 1980-х – «Там, на неведомых дорожках…» (1982). Неудивительно, ведь режиссёр у лент один и тот же – Михаил Юзовский. Но то, что сработало в вышеупомянутом фильме, второй раз уже радует не так сильно. Мало-помалу сказочный жанр начинал давать сбой, что в середине десятилетия уже хорошо чувствовалось.
Наверное, первое, что приходит на ум при воспоминании «После дождичка…», это Кощей в исполнении Олега Табакова. Думаю, все согласятся, что это ещё более неожиданный выбор, чем Александр Филиппенко, и выбор не самый удачный. Пытаясь соответствовать своему персонажу если не внешне, то хотя бы характером, Табаков создаёт неприятный образ, но как главный злодей этот Кощей довольно жалок. Больше всего он напоминает не сказочного прототипа, а какого-то гангстера, владеющего магией. Лучше бы вместо Кощея сценаристы добавили кого-то другого. В качестве своеобразной отсылки на «Неведомые дорожки» у нас тут Баба Яга, которую тоже играет Татьяна Пельтцер. И повторно её героиня выглядит очень нестандартно. Это кто угодно, но не Баба Яга.
Анализируя этот и другие отечественные киносказки 1980-х, невольно замечаешь, что тенденция к переосмыслению фольклора и мифов била через край всё сильнее. Поэтому каждый, кто обвиняет в нестандартности сказочные фильмы третьего тысячелетия, пусть для начала посмотрит хотя бы «После дождичка в четверг». Самым заметным отличием от хорошо знакомых всем российских сказок являются Иваны, которых тут – внезапно – три. И невесту один из них находит для себя тоже очень нестандартную. История с побегом из неволи является самым распространённым мотивом во всём советском кинематографе, так что тут удивляться нечему.
Часть событий фильма происходит на мусульманском востоке, и многие персонажи, которых мы там видим, воспринимаются излишне театрализованными. По факту это и есть главный недостаток фильма – тут очень много показушности. Когда положительные персонажи обращаются к зрителям или просто произносят пламенные речи, всё это наигранно, недостоверно. Время от времени происходящее воспринимается вообще как спектакль, и это при том, что снимали всё на натуре. И ещё тут есть один второстепенный персонаж-карлик, который появляется в некоторых важных сценах, но развития не получает от слова совсем. Кем таким является этот карлик (Леший, Домовой или ещё кто-то), на чьей он стороне – так и остаётся загадкой.
Увы, в отличие от «Неведовых дорожек» этот фильм не оправдывает ожиданий. Его нельзя назвать плохим, но и хорошим он не является.
Или одна из любимых сказок, захвативших мое воображение в детстве. Фильм снят в конце 80-х, на что прошу обратить внимание. Почему? Да потому что многие фильмы этого периода (в СССР) были наполнены и даже перенапонены музыкой, лирикой и романтизмом. Должно быть, так диктовало время.
И 'После дождичка в четверг' - фильм донельзя романтический и донельзя музыкальный, снабженный при этом и комичными сценами.
Любовь, погони, приключения, путешествия, злодеи и юмор - все очень гармонично уместилось в небольшом, но весьма стандартном для фильмов того времени хронометраже.
Можно очень долго говорить о работе всех, без исключения, актеров, но, очевидно, что лидирующую партию здесь ведет Олег Табаков с совершенно нестандартным образом Кощея.
Кощея, как страшным, так и комичным, советский зритель привык видеть в исполнении легенды кино Георгия Милляра.
Кощей в исполнении Табакова не то чтобы комичен, он скорее оптимист и жизнелюб(и костюм у него весь из золота), что не типично и приятно удивительно.
Не стану приводить все любимые цитаты, которыми он блещет, скажу только, что их много и они весьма меткие и колкие.
Хотя... 'А из тебя, Иоанчик, хорошенький выйдет одуванчик' не могу не упомянуть.
А для большего понимания могу сказать, что для меня, как и для многих из нас это фильм из детства. Так что он бесспорно шедевр - поскольку детская память сама верная.
- Ну хорошо, я – не хороший! А кто хороший? Герои что ли ваши? Так они тоже те еще молодцы – шапку-невидимку пускают в ход и прочее…
- Что посеешь, то и пожмешь.
- Так-так-так, то есть если я хорошему человеку подлость сделаю, а он мне в ответ тоже подлость, то он так хорошим человеком и останется?
- Хороший человек подлости не сделает.
В некотором царстве, в тридесятом государстве, случилось чудо – рак на горе свистнул, в четверг пошел грибной дождик, а на свет божий появилось три младенца и всех их назвали Иванами. Первым оказался сын короля Авдея, которого прозвали просто и со вкусом – Иван-царевич. Вторым оказался сын ключницы Варвары и которого так же назвали Иваном – Варвариным сыном. Третьим же оказался младенец, которого нашли в капусте, не иначе аист принес, и которого также решили назвать Иваном. А учитывая то, что все они появились на свет в один день, то добрый царь Авдей посчитал, что и расти мальчуганы будут вместе, станут лучшими друзьями и будут всячески оберегать и поддерживать друг друга. Здравая идея. Но вот только не все с ней оказались согласны. И Варвара приказала выкрасть царского сына и подкидыша, а своего сына переложить в королевскую люльку, дабы он, через двадцать лет, унаследовал трон. Какая злая женщина! И опережая ваш вопрос – план сработал. Младенцев увезли на каторгу и через двадцать лет они стали крепкими и красивыми юношами, которых не сломили все лишения и невзгоды свалившиеся на их плечи. В то же самое время Варварин сын стал чванливым и самоуверенным подростком, который придерживается правила – я, мне моё. Мда, хорошего короля из юноши не выйдет. И это понимает даже царь Авдей, который сомневается, что молодой человек является его единокровным сыном, а потому издает указ, что полцарства получит тот человек, кому посчастливится вызволить принцессу Милалику из Кощеева плена. Тем самым царь Авдей убивает сразу двух зайцев – если юноша, расхаживающий по дворцу с самодовольным видом и впрямь является его сыном – то он победит Кощея Бессмертно не особо запыхавшись. В конечном счете, кто как не Иван-царевич должен победить зло и спасти девицу красную? А если местный Иван все же не справится, то должен появится тот кто одолеет Кощея, возможно настоящий наследник престола? Да, это логика человека живущего в сказочной стране, но тем она и очаровывает. Меж тем, Иваны, что долгое время трудились на каменоломне, дождались подходящего момента и «свистнули» ковер-самолет у Варвары, после чего сбежали, дабы также попытаться спасти принцессу Милалику, да и на мир посмотреть. А что же было дальше? А дальше начинается самое интересное.
И этим самым интересным является главный виновник торжества – Кощей Бессмертный. Ведь как обычно бывает с ним? Мрачный, худой и крайне недружелюбный тип, чьи мотивы не всегда ясны, но то что они черные как ночь не вызывает никаких сомнений. В этом же фильме перед нами предстает совершенно другой Кощей – яркий, позитивный и хитрый товарищ, который поступает так как поступает ради того чтобы весело провести время. Не захватить власть над миром, так как этот самый мир ему даром не нужен. А просто развлечься и попутно убедить прекрасную Милалику выйти за него замуж, потому что он – ничем не лучше новоявленных героев, которые для достижения своих целей прибегают к любым средствам. Тем самым у Олега Табакова получился образ ловкого манипулятора, что скрывается за маской этакого простачка-дурачка. И образ этот – очарователен.
Но и остальные актеры смогли воплотить яркие и запоминающиеся образы. Что Татьяна Пельтцер – Баба-Яга, живущая на болоте и собирающая дань, за проезд по кощеевой земле. И поначалу она кажется невозмутимой и даже непробиваемой - суровая старушка не идущая ни на какие компромиссы. Но стоит копнуть чуть глубже, как становится понятно, что Татьяна Пельтцер вовсе никакая не Баба-Яга, а просто одинокая старушка, которая не утратила тяги к приключениям и в груди у нее бьется доброе сердце.
Что шах Бабадур, в исполнение Семена Фарады. Человек, который вырос в суровых условиях, но не разучившийся верить в чудеса, а потому он лелеет надежду, что пойманная его слугами девушка-птица однажды запоет и тогда мир заиграет яркими красками. Но не понимает Бабадур, что чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. Равноценный обмен.
Ну и конечно же два Ивана, характеры которых выгодно дополняют друг друга. У нас есть Иван-царевич, который предпочитает принимать взвешенные и здравые решения и он держит клятву, кому бы он ее не дал. И есть Иван-найденыш, который наоборот – отвязный малый, предпочитающий действовать по ситуации и способный с улыбкой врать Кощею в глаза, да так виртуозно, что последний даже не замечает подвоха. И Иванам удастся разглядеть самые светлые стороны в людях, которых они встретят на своем пути и решить проблемы умом да смекалкой, а не грубой силой. Исключение составляют «гвардейцы» Кощея, но там уж без грубой силы было не обойтись.
Что же касается остальных аспектов картины, то локации получились запоминающимися, костюмы яркими, а песни… божечки мои, эти песни! Словами не передать их просто надо слушать.
Я скорей всего не буду оригинален, если скажу, что перед нами восхитительный фильм, который снимался людьми и ради людей. Перед нами фильм-сказка, который очаровывает с первых минут знакомства и когда на экране показываются финальные титры хочется вновь вернутся в мир с весельчаком Кощеем, хитрой Бабы-Яги с золотым сердцем, шаха Бабадура, который в душе является большим ребенком и двух Иванов, которые всех спасут и никого не бросят в беде. Но увы, фильм закончен и единственное что мы можем, так это пересмотреть его со своими детьми/племянниками, дабы освежить воспоминания.
Когда-то в далёком прошлом я уже видел этот замечательный и красочный сказочный фильм. Но с тех пор в памяти осталось только то, что Кащей был совсем не худым, а даже больше. А теперь после просмотра я узнал, что это небезызвестный мэтр – Олег Табаков в роли тучного злодея бессмертного.
История, обросшая сюжетом, здесь вовсе не такая, как про Василису Прекрасную. Тут вмешалась Ключница, сделавшая другого Царевича, вместо того, кто им должен быть. Но те хлопцы бравы и перед нами ещё наверняка это должно было открыться вся эта интрига.
Кощей же тот ещё баламут и плут. Даёт ложные надежды прихожанам своего дворца, и обещания выдать Царевну не выполняет. Но не надо, чтобы в сказке долго правило зло. Добро уже спешит на всех парах на выручку.
И всё таким волшебным образом оживает в этом замечательном и дивном фильме! Будет здесь и Семён Фарада, и ковёр-самолёт. И даже Птица. Всё это выполнено на фоне чудных пейзажей и потрясающих декораций.
Другие, правда, артисты мне были знакомы больше понаслышке. А название фильма я слышал заблаговременно. Да это больше как крылатая фраза в народе.
Этот фильм подходит для любых возрастов для любого поколения. И заслуживает он наивысшей оценки!!!
Мне кажется, это последняя хорошая (или, как сейчас говорят, винрарная) отечественная киносказка. Можно вспомнить еще «Не покидай», но этот фильм уже пронизан перестроечным духом, совсем не детский и вообще не безупречен.
А «После дождичка» - удивительно лёгкий, по-хорошему наивный фильм. В нём нигде и ни на чём не спотыкаешься. Что интересно, там нет по-настоящему отрицательных персонажей, даже злодеи (Кощей, Варвара) очень обаятельны. Порой кажется, что они даже немного обаятельнее положительных. Единственный, кто мне не очень нравился всегда – это Иван-царевич (тот, который настоящий). Как-то он скучноват, и взгляд у него не очень добрый.
А моя любимая цитата: «Когда говорят неправду, я это слышу».
« — А сказки кто рассказывает? — Со сказками плохо. Был у меня кот учёный, так с цепи сорвался, подлец.»
« - О, гляди, вот они твои порядочные люди. Я тебя привел, а они яйцо грохнули. Тааак... кто тут без меня чем грохнул?'
Такие по-детски наивные и откровенно-добрые фильмы я негласно отношу в список благоговейных и искренних сказок. Именно такие картины с уверенностью во все сто, даже двести, процентов можно отнести к этому жанру. Сказки на все времена. Я позволю себе вспомнить старую песню из другой не менее старой сказки 'Приходите в гости к нам':
'А в конце концов, всему свету на диво, после приключений, сражений и драк, станешь ты веселым как Буратино, и очень умным как Иван-дурак.'
Позволю заметить, что эта композиция - которую назвать мерзким иностранным словом 'саундтрек' просто язык не повернется - подошла бы вплотную и к этому фильму. Именно на таких красивых историях и растет ни одно поколение детей. И действительно - вот вам Кащей, а вот - Баба-Яга. Принца хотите? Так на - целых три! Очень доброе и приятное повествования. Сказка о избалованном юноше, который мечтал занять трон, несчастном отце, злобе и коварстве ключницы и двух молодых людях, ставших крепче чем единокровными братьями. А Милолика? Ну скажите, могло ли это кроткое невинное создание не покорить с первого только взгляда? Марина Зудина в этой роли была умопомрачительна. А трио, так сказать, 'Иван' с Владиславом Толдыковым, Алексеем Войтюк и Геннадием Фроловым вызывало самые разные эмоции. Но я знаю точно: они были. И была такая буря красок, что передать сейчас её словами просто невозможно. О бессмертной для меня Татьяне Пельтцер я высказывался всегда. Не раз и не два. Она для меня идеал. И строгая и одновременно проникновенная и ироничная. Такой сторож любого царя защитит с одной только метлой! Признайтесь, к такой Бабе-Яге каждый с удовольствием бы наведался на чашечку чая. Несмотря на мои чисто человеческие, личностные, антипатии к Олегу Табакову, эту роль он исполнил шедеврально. Увидев в первые такое Его Бессмертие, я ещё долго прибывал где-то между Пятым Небом и Нирваной.
« - Болван, Болвааан. Ну бессмертный я, бессмертный. Зря только кафтан порвал. Теперь и тебе достанется.'
Нет, все-таки есть в мире такие вещи, которые уже никто никогда повторить не сможет. Да и не стоит пытаться. Сценарий получился незабываемым. Сам сюжет представляет собой бульон из иронии, открытого юмора, добрых мыслей и щепотки Волшебства. И, конечно же, не забудем упомянуть о прекрасно исполненном Шахе Бабадуре, в образ которого гениально вжился Семен Фарада. И по сей день в ушах звенят те самые мягкие строки бархатного голоса:
« - Море волнуется раз!.. Слушай, отстань ты уже от меня..'
Самое главное, эта сказка многому учит. А учит она действительно самому главному. Никогда нельзя переставать верить. Во что? Да во все. И в первую очередь в самих себя. Для тех, кто верит, сказка никогда не заканчивается. Нужно только ждать, и чудеса сами постучатся в твою дверь..
— Смилуйся, государыня рыбка. Что мне делать со своею старухой? — А что делать?... Утопить и все! (с)
Детство-очень важный для любого человека период. Это то, что сначала никто не ценит, потом все пытаются вернуть и всё равно ничего ни у кого не получается. Любая сказка-это попытка вернуться в детство. Вернуть то время, когда у нас почти не было проблем, когда мы верили в чудо, когда всё было намного проще.
Создателям 'После дождичка в четверг',безусловно, удалось вернуть всех, смотрящих эту сказку, в их детство.
Актерская игра более чем выразительна, особенно радует Олег Табаков, который просто создан для этой роли. Очень нравится также музыка и, не опошленные ещё западными тенденциями,декорации.
Эта сказка о доброте, о чудесах, о всём хорошем и немного плохом, что есть в людях. Да, все кто говорят, что такого кино больше не снимают, несомненно, правы. В нашей стране разучились верить в чудо, поэтому и снимать про чудеса больше никто не может. А если и пытаются, то спецэффекты всё убивают.
И всё же я очень рада, что в 1985 году была снята такая замечательная сказка. Посмотрите её,возможно, пересмотрите, и вы обязательно поймете, что в жизни всегда найдется место сказке и чудесам.
Как все-таки хорошо и приятно быть мамой! Когда бы еще отложила такие важные взрослые дела и пересмотрела наши старые добрые сказки, как не с детками, усевшись дружно на диване? Недавно нашла этот фильм и всей семьей смотрели с большим удовольствием. Это моя самая любимая сказка из детства.
В очередной раз прочувствовала эффект «перечитывания книги», когда вновь перечитывая книгу или просматривая фильм, оцениваешь некоторые моменты по-другому, замечаешь то, на что в первый раз не обратил внимания.
Поражаюсь, как гармонично и логично сплетены в прекрасную историю несколько сказок, стран и даже, казалось бы, нестыкуемых персонажей. По-моему, эта почти правдивая история до сих пор остается современной.
Актерский состав — просто кладезь талантов! Что ни персонаж, то чудо. Мой любимый актер с самого раннего детства Олег Табаков, по-моему, исполнил одну из самых лучших его ролей. «Думали, худой да бледный? Зачем? Я в подвалах не сижу, на цепях не вишу». Таким Кощея Бессмертного, пожалуй, никто себе представить не смог бы.
Все три Ивана — яркие персонажи. Казалось бы, имя накладывает определенные черты на человека, а тут три совершенно разные личности — высокомерный эгоист, добродушный и дружелюбный, и, наконец, рассудительный и сдержанный.
Баба Яга в исполнении Татьяны Пельтцер, просто сказочно хороша. Вот, уж поистине задумаешься, а так ли плох тот человек, о котором принято думать плохо.
А очаровательный и несколько сентиментальный Бабадур в исполнении Семена Фарады? Даже несмотря на его любимые игры в роде «Мала-Куча» и огромного количества людей вокруг, видно, что это очень ранимая и бесконечно одинокая душа.
Музыкальное сопровождение фильма тоже заслуживает особой оценки. Геннадий Гладков как всегда покоряет сердца детей и взрослых своими мелодиями.
Фильм смешной, и для детей, и для взрослых и, к счастью, без современной пошлости, грубости и хамства. Хорошо бы, чтоб наши дети получали побольше таких позитивных образов в жизни, ведь впечатления из детства откладываются на всю жизнь.
В общем, всем кто его не видел, очень рекомендую, а кто видел, тому желаю найти немного времени, чтобы еще раз посмотреть и насладиться действительно высоким кино!
По мотивам либретто А. Н. Островского, а поставил Михаил Юзовский. Фильм для детей, которых сейчас так мало. Да и дети смотрят сейчас другие сказки. И не сказки сейчас, а фэнтези. Жаль, что сегодня почти не снимают детских фильмов.
А вот наша сказка. Все волшебные атрибуты здесь: Жар-птица, ковры-самолеты, чудесные перевоплощения, неизменный царь-батюшка, три Ивана, Бабка-Яга и конечно как же без Кащея Бессмертного.
Как и все сказки Евгения Шварца фильм пронизан живым юмором. А какие актеры: Олег Табаков, Олег Анофриев, Татьяна Пельтцер, Семен Фарада, Валентина Талызина…
Раньше у нас актеры могли и в сказке сняться и в мелодраме сыграть и в комедии.
Ну, каков Кащей! Удивительно смешно играет Олег Табаков. Сильно располневший, щечки румянцем сияют, роскошная бликующая золотыми коронками улыбка. в золоченых одеждах. И прическа у него золотая! Прошли те времена, когда Кащеюшка висел на цепях. Нет он остался тираном, но тиран самодовольный, порой даже добродушный.
Теперь у него и характер работы переменился. Жертвы стали сговорчивее, не надо особо ожесточаться. Сама жертва придет и положит свою буйную головушку на плаху. Ну а остальное – дело палача. Тут уж не взыщи.
Не забыт и кот Матроскин, Табакова! Если человек талантлив, то талантлив во всем!
Замечательный Олег Анофриев, чей голос почти во всех советских мультиках, Царь-батюшка. Простоватый и безвольный, попавший под пяту своенравной ключницы и полагающийся на волю случая.
Татьна Пельтцер. Ее Баба-Яга одиноко тоскующая по родной душе довольно формально исполняет свои злодейские обязанности.
Смотрите наши сказки. Они добрее! Жаль, что сегодня почти не снимают детских фильмов. Это были настоящие шедевры.