К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм «Великий диктатор», вышедший в 1940 году, остается одним из самых значимых произведений в истории кинематографа. Великий Чарли Чаплин, исполнивший главную роль и также выступивший в качестве режиссера и сценариста, сотворил не только мастерскую комедию, но и потрясающую политическую сатиру, пронизанную глубокими социальными и моральными рефлексиями.

Чаплин, как никто другой, сумел проникнуть в сущность режима Гитлера и прекрасно понять угрозу, которую нес в себе нацизм. В своем фильме он представил не только сатирическую копию диктатора, но и затронул вопросы свободы, демократии, равенства и человеческого достоинства. Своим необычайным видением и проницательностью Чаплин предостерегал мир от трагедий, которые могли произойти (и произошли, Вторая Мировая война уже началась в 1939 году), если не будем бдительны и готовы противостоять злу.

Чаплин идеально вписался в роль обоих персонажей – еврейского парикмахера и фюрера Адольфа Хинкеля. Своей великолепной игрой актер позволил зрителям понять разницу между добром и злом, между истинной человечностью и безразличием. Его неподражаемое мимическое искусство и телесная экспрессия создали образы, которые до сих пор вызывают смех и западают в душу.

Визуальное исполнение фильма вызывает восхищение: образы и композиции кадров, использование света и теней, все это служит как подчеркнутой иронии, так и глубокому философскому замыслу. Чаплин смело играет на эмоциях зрителя, показывая болезненную реальность, но не теряя надежды и веры в человечество.

«Великий диктатор» – теперь это не только фильм о прошлом, это и предостережение о возможном грядущем, о том, что может случиться, если мы не научимся уважать и ценить друг друга. Чаплин поднимает вещи, которые остаются актуальными и сегодня – проблемы неравенства, политических злоупотреблений и лишения свободы.

Фильм хорош. Явно не шедевр, как по мне, но пять номинаций на премию «Оскар» говорят о его явном значимости для кинематографа и для всех поколений. Он развлекает своей комедийной сутью, побуждает задуматься и найти в себе силы бороться за правду и свободу.

7 из 10

23 августа 2023 | 17:41
  • тип рецензии:

'Великий диктатор ' - фильм великого американского актера Чарли Чаплина, вышедший в прокат 15 октября 1940 года. Чаплин написал сценарий к фильму, был режиссером на площадке, а также сыграл в картине две главные роли. Съемки начались через неделю после объявления Второй мировой войны, и то, что произведение увидело свет, можно назвать невероятной удачей. Из-за спорной тематики и позиции США по отношению к нацистской Германии (страны к тому времени ещё поддерживали нейтралитет), а также из-за негласного голливудского правила по поводу изображения на экране евреев, фильм вовсе могли не выпустить в прокат. Помогло то, что съёмки проходили на собственной студии Чаплина - это дало автору финансовую и творческую независимость.

Фильм - политическая сатира, высмеивающая нацистский режим в целом и личность Гитлера в частности. Чарли Чаплин играет сразу две роли, диктатора выдуманной страны Аденоида Хинкеля и еврея-цирюльника, который потерял память из-за травмы и не имеет понятия о сложившемся в его стране режиме. В картине невинный ситуативный юмор и абсурд сочетается с жёстким, гротескным высмеиванием нацистов. Среди персонажей можно увидеть карикатуры на Геббельса, Геринга и Муссолини. Чарли Чаплин мастерски объединяет в своей картине юмористическое и серьёзное начала.

Фильм можно условно разделить на две части. Первая включает в себя набор идущих друг коротких скетчей о персонаже цирюльнике. Этот образ Чаплина, Бродяга Чарли, фигурирует в нескольких фильмах автора. Из-за своей наивности и доброго сердца он зачастую становится участником абсурдных и смешных ситуаций на протяжении всего фильма. Также к первой части относятся зарисовки о Хинкеле и жизни правящей партии. В них часто используется чёрный юмор, черты персонажей, у которых есть реальные прототипы, гиперболизированны. Но забавные эпизоды сменяются демонстрацией жизни в еврейском гетто, вместе с которым в фильме появляется сюжетная составляющая. Эти кадры даже в комедийном фильме создают неуютную атмосферу, а в другом контексте воспринимались бы как серьёзные драматические сцены, способные вызвать слезы. Растрогать способна и финальная сцена, где через экран прямо в глаза зрителю смотрит уже не персонаж, а сам Чарли Чаплин, пытаясь достучаться до каждого.

'Великий диктатор' - первый полностью звуковой фильм Чаплина, и последний, где встречается образ Бродяги Чарли. Картина получила 6 номинаций на Оскар, в том числе как лучший фильм и лучшая мужская роль.

В современной киноиндустрии нечасто можно встретить фильмы с хорошей пародией. 'Великий диктатор' - классика кино, и хороший представитель комедийного жанра. Многие приемы и решения сцен, использованные в этом фильме, можно видеть на экранах до сих пор, и менее смешными даже спустя 83 года они не стали.

Самое важное, что нужно понимать об этой картине - несмотря на лёгкий жанр, фильм ни в коем случае нельзя называть несерьёзным. Проблемы, которые он поднимает(человеческая жестокость, некомпетентные люди у власти, бездумное подчинение приказам вышестоящих, влияние войны на жизни людей), остаются актуальными до сих пор. Фильм всё ещё выглядит хорошо, не кажется 'старым'. Благодаря разнообразию юмора, каждый зритель найдёт шутку, которая 'зайдет', и секунду, которая тронет.

МАРИЯ МУКОСЕЕВА

20 мая 2023 | 10:44
  • тип рецензии:

В начале своего киномарафона по классике я зарёкся не смотреть военные фильмы, но допустил, что некоторые исключения всё же будут. И первое из них - это Великий диктатор.

Первый полностью звуковой фильм Чарли Чаплина и последняя его роль Бродяги. Я пропускал большую часть фильмов Чаплина в своих обзорах из-за их огромного количества, но мимо этого пройти не смог. Возможно, это лучшая его работа.

Важно понимать, что эта сатира была сделана не после окончания Второй Мировой войны, когда всем было ясно, что случилось и кто был неправ, а в самом её начале, когда большая часть мира либо поддерживала Гитлера, либо держала нейтралитет, как Америка. Съёмки фильма начались через неделю после начала Войны, а к их окончанию половина Европы уже была захвачена.

Это и заставило Чаплина вставить в последнюю сцену монолог, который делает этот фильм великим и который, к сожалению, сейчас не менее актуален, чем тогда. Всю картину у меня говорящий Чаплин вызывал диссонанс, но на последней сцене я понял, что иначе бы это не сработало - там звучит голос настоящего творца и Автора с большой буквы.

За это Чаплина, поняв, что говорил он не от лица персонажа, а от себя, даже изгнали из США, а, чтобы фильм вышел в прокат, он потратил все свои деньги и разорился. 'Гитлер должен быть высмеян' - говорил он сам. Для этого нужна большая смелость, что заставляет меня восхищаться Чаплиным ещё больше.

Скорее всего, это единственная пародия на Гитлера в кино, которую доподлинно видел сам Гитлер. Любопытно, что в определённый момент истории сошлись два очень похожих и в то же время крайне разных человека, являющиеся в самой истории большими личностями. Я был ошеломлён, когда узнал, что сходство между Чаплином и Гитлером не только во внешности - они ещё родились относительно недалеко друг от друга (один в Великобритании - другой в Австрии) в один год и в один месяц с разницей в 4 дня!

Удивительна бывает порой жизнь: в Европе 20 века почти одновременно родились 2 человека, которые носили маленькие усики, но один занимался великим злом, а другой великим искусством. И в этом фильме один изобразил другого, а другой это посмотрел. Ну просто гений и злодейство.

Конечно, Великий диктатор - кино не идеальное. Оно показалось мне слегка затянутым (хронометраж переваливает за 2 часа, когда все предыдущие работы Чаплина едва дотягивали до полутора), а юмор местами примитивным. Но здесь, конечно, надо делать большую скидку на время. И справедливости ради скажу, что добрую половину фильма я всё же смеялся от души и порой даже в голос. Не думал, что фильм-ровесник моего деда сможет меня рассмешить. Сомневаюсь, что я буду его пересматривать целиком, но отдельные сцены оттуда вполне.

Могу даже посоветовать это тем, кто не чурается старых фильмов - поверьте, над какими-то вещами здесь посмеётся каждый. Уверен, сам Адольф при просмотре не смог сдержать хоть пару смешков.

И этому фильму Чаплина, в отличие от большинства прочих, я всё-таки поставлю оценку. Не потому что мне есть, что здесь всерьёз оценивать, а скорее потому что я не могу отделаться простой галочкой 'просмотрено' на КиноПоиске - хочется отметить это звёздочкой. И поставлю я, пожалуй...

9 из 10

13 июля 2022 | 10:58
  • тип рецензии:

Чаплин был прав!

Великий диктатор

Здесь обязательно нужно сказать про звук. Чаплин, нравится ли вам или не нравится, согласны ли вы со мной или не согласны – актер (комик и трагик) именно немого кинематографа. Это надо понимать. Даже с учетом того, что Чаплин снял несколько звуковых картин.

Напоминаю, звук похоронил множество величайших актеров немого кино (например, Гарольда Ллойда). Чаплин очень долго сопротивлялся. Он сам неоднократно говорил – бродяга умрет, если заговорит. “Великий диктатор” – это первый звуковой фильм Чарльза Спенсера Чаплина. Плюс, это первый фильм в карьере Чаплина, хронометраж которого перевалил за два часа.

Чаплину было нереально тяжело. Посмотрите это кино очень внимательно. Хотя бы самое начало, когда парикмахер сражается на войне. Местами (буквально на пару секунд) – звук пропадает, становится как-то пусто в кадре, не знаю. Хотя Чаплин закидывает нас очень смешными гэгами (многие из них станут культовыми, частенько будут использоваться в современных комедиях).

Я уже молчу про саму тему – антивоенное кино, пародия на Гитлера и его режим. Родной брат Чарльза – Сид, он же орал с пеной у рта. Да-да, какого черта, куда ты полез, никто не захочет смотреть такое кино. Я захочу! – огрызался Чарльз на самого родного человека в своей жизни, с которым когда-то бегал по помойкам, когда их мать (в очередной раз) забирали в дурдом.

“Великий диктатор” – это боль и кровь Чарли Чаплина. Поэтому, финальная речь парикмахера прошибает до слез. Она до сих пор прошибает. Умываюсь сейчас слезами. Чаплин собственноручно уничтожил бродягу, но при этом он дал надежду.

Киноманы, которые ругают “Великого диктатора”, якобы Спенсер валяет дурака, а люди же на самом деле умирали. О чем вы? По такой логике, тогда и “Мистер Питкин в тылу врагу” – отвратительное кино. “Большая прогулка” с Луи де Фюнесом – мерзость. “Жизнь прекрасна” Бениньи – гадость. Ведь люди же погибли.

Или это сейчас такая мода, критиковать классику, ломая стену между кинематографом и реалом, развожу руками. “Великий диктатор” – гениальное кино, которое согревало множество душ по всему миру. Здесь есть запредельные (волшебные) зарисовки. С воздушным шаром, с микрофоном, с приездом Наполони (пародия на Муссолини).

Благодаря таким фильмам – хочется жить. Верить в свет, в любовь, в добро. Чаплин просто не мог молчать, он заговорил…

Не молчите. Обязательно к просмотру!

9 из 10

06 мая 2022 | 16:14
  • тип рецензии:

На дворе 1940-ой год, Вторая мировая в самом разгаре, вот-вот мир втянется в Великую Отечественную войну, а между тем в США Чарли Чаплин выпускает превосходную сатиру на политические взгляды фашисткой Германии. Это классическое кино, которое поначалу путает подбором двух персонажей, высмеивает клише тоталитарного режима и сводит повествование к драматической речи, которая и по сей день актуальна.

В духе Чаплина, с присущим ему тоном комедии фильм берёт начало с Первой мировой войны, демонстрируя главного героя (одного из двух). Персонаж вызывает смех, боевые действия и тактика солдат во всю приукрашиваются деятельностью Чаплина, что приводит к самым комичным ситуациям. Вся история включает в себя приключения этого военного, который опять же знакомится с интересными людьми, тем самым даря зрителю увлекательные кадры.

Экспозиция задала взгляд на главного героя, а между тем проходит время. К власти в Германии приходит Аденоид Хинкель – вот тут и выстреливает сатира Чаплина. Актёр воплотил на экране двух разных людей, которые оказываются по разные стороны баррикад. Зритель начинает следить за историей бывшего солдата, ставшего цирюльником, который оказывается евреем. Одновременно высмеивается правление и взгляды Хинкеля. Чаплин не просто высмеивает лидера, а пародирует до мелочей, играя комедийно на статусе диктатора.

Судьба двух персонажей не пересекается, но субъективно эти люди взаимозависимы. Романтическая линия цирюльника и агрессивные методы диктатора. В таком ключе фильм переходит на драматическую часть. Поражает, как авторы подразумевая все последствия становления Хинкеля, способны выдавать комичные ситуации. Случаи с планами по захвату мира, со встречей с союзником, со скрытыми планами на арийскую кровь.

Фильм не поясняет присутствие одной и той же личности, отчего рождаются безумные теории, отсылающие к возможным последствиям Первой мировой войны. Но когда героев связывают между собой второстепенные личности, то тут вся ирония режиссёра просматривается. Картина отлично пересекает жанры комедии и трагедии (как символ масок в античном театре). Радикальные меры диктатора сопровождаются его танцами с шариком-глобусом, романтика цирюльника вплотную сталкивается с партизанским движением. Смешно и интригующе.

Такими темпами «Великий диктатор» выдаёт приятную кульминацию. Ты видишь уже, как пойдёт ситуация дальше, но за этим увлекательно наблюдать. Финал ленты пробирает до мурашек. Очень волнительно и грустно выступает Чаплин с обращением ко всему миру. Ты не ожидаешь такой развязки, так лента играла на балансировке жестоких последствий и высмеивании исторических фактов. Пародия Чаплина позволила посмеяться там, где в обычных фильмах гнетёт мрак и тоска. Альтернативное будущее, которое доказывает, что люди должны быть счастливы и благоразумны.

Возможно, Чаплин бросал эту картину как знак объединения, как посыл всем людям, что нужно быть добрее. Ребята, давайте жить дружно! Интересная картина, которая удивляет, шокирует и затрагивает самое сердце.

03 июня 2021 | 12:40
  • тип рецензии:

Всем нам в детстве говорили не обижать слабых и помогать окружающим. Но верите ли вы сами в эти принципы? Я все чаще замечаю, что это не так.

Эти идеалы есть у каждого состоявшегося героя. Потому истории по типу Ганца, с озлобленным и обиженным на мир протагонистом, ощущаются очень свежо и необычно. И если продолжить говорить про Ганца то, по мере продвижения сюжета можно увидеть, как Кей меняется и приобретает эти ценности. Это не кажется наигранным, а читатель начинает разделять их вместе с героем.

Нечто подобное можно встретил в фильме Великий диктатор. С такой разницей, что все мысли вываливают за 3:30, а не 383 главы, а весь гуманистический посыл был в одном монологе.

Причём свои мысли цирюльник в исполнении Чарли Чаплина излагает словами. Это уместно смотрится в литературе, но не в кино. Кино – визуальный вид искусства, и мысли должны выражаться визуально. Поэтому этот монолог должен ощущаться очень неуместным, особенно учитывая, скудность фильма на диалоги. Так как же эта речь смотрится так органично и это даже не замечается? В своей книге “Школа литературного мастерства” Юрген Вольф рассказывал про проблему экспозиции и как от неё избавится: “Давайте информацию в эмоциональных сценах. Эмоциональные моменты повествования скроют тот факт, что вы сообщаете какую-то информацию. […] Мы по-прежнему получаем много информации, но эмоциональный взлет сцены скрывает это.” Так это и работает. Речь в конце фильма вызывает фонтан эмоций, создавая кульминацию, скрывает такой непрофессиональный момент повествования.

Речь работает сама по себе, и, в принципе, можно не смотреть весь остальной фильм, но мне бы хотелось сказать несколько слов о том, как всё, что было до монолога, придаёт смысла словам в кульминации и в чём её интересная особенность.

Этот монолог представляет собой шутку: потешный цирюльник выходит и говорит серьёзную речь, а также это не те слова, которые ожидаешь от диктатора. Однако самое любопытное в нём это, после посыла конечно, то, что это сюжетный поворот. Канал MovieScience говорил про такой тип поворотов, это – Анагноризис. “…И разница с обычными твистами здесь в том, что не зритель узнаёт что-то удивляющее его, куда более важное открытие для себя совершает персонаж. Он открывает нечто с ног до головы переворачивающее его парадигму и понимание вещей, в которых ранее он был уверен.”

Пройдя войну, цирюльник становится врагом для собственного государства, за которое воевал. Он становится свидетелем гонений евреев, считай геноцида, его самого чуть не повесили на фонарном столбе за сопротивление при аресте, не говоря про его попадание в концентрационный лагерь. Произошло, примерно то же, что и с протагонистом Заводного апельсина, переизбыток насилия дает полное отвращение к нему. Как сказал один ветеран-психолог, занимающийся ютуб-деятельностью: “Нет большего пацифиста, чем человек, прошедший войну”.

Монолог цирюльника очень ёмок и затрагивает множество идей, и я не хочу разбирать его. Над ним надо думать самостоятельно. Как по мне, сильнейшая вещь, убивающая личное восприятие искусства – это чужие мысли. Но вот как я отреагировал на этот монолог.

Впервые услышав эту речь, я за секунду связал это с нашей культурой, историей и искусством, все факты начали вспоминаться и связываться вместе. Например, я начал полностью понимать такие песни как: Anthrax – Antisocial, Suicidal Tendencies – Institutionalized, Metallica – Disposable Heroes (да и в принципе всего альбома Master Of Puppets) и многих других, что затрагивают политику и человеческое общество. Такая реакция у меня обусловлена тем, что мне дали первопричину того, о чем поется в этих песнях. Это на водит меня на одну мысль.

Даже при том, что нам внушают эти ценности с раннего детства, они не действуют. Почему я сразу не понимал весь смысл песен, что я слушаю? Почему монолог высказывает чуть ли не новые для меня идеи? От этого мне и думается, что я очерствел, стал терять человечность. Человечность, которую мне вернул Чарли Чаплин.

И после такого сильно эмоционального потрясения, заставляющего меня плакать на каждом просмотре отрывка с речью, мне грустно, что некоторые люди видят лишь политоту, в его словах. Увидев уничижительные комментарии под постом с видео-отрывком из фильма, я захотел обматерить их с ног до головы за оскорбление фильма, но весь мой гнев мгновенно стал горечью, потому что их защищает тот, кого они критикуют.

27 января 2021 | 12:49
  • тип рецензии:

К 1940 году Чарльз Спенсер Чаплин был уже невероятно популярен на весь мир, сказочно богат, независим от любых киностудий, и имел за спиной несколько снятых шедевров немого кино, таких как «Огни большого города» и «Новые времена». Многие считают «Великого диктатора» апофеозом творчества Чаплина и самым сильным его фильмом, но мне сложно с этим согласиться.

Если рассматривать эту работу как вызов, как сатирическое высказывание и как брошенную перчатку, то это одна из самых смелых и сильных картин в истории кино. Снять такое при живом Гитлере, при набирающем обороты нацизме, при нейтральных отношениях Германии и США, это верх смелости и это действительно поступок великого человека. Чаплин, как сейчас модно говорить, нещадно прожарил Гитлера, Муссолини и весь режим в целом. Причём в фильме нет какой-то невероятной выдумки и фантазии, Чаплин скорее просто гиперболизировал и пародировал: нацисты выставлены жестокими, озлобленными и властолюбивыми идиотами, и ведь это совсем недалеко от правды.

Но все-таки не стоит забывать, что это полнометражный фильм, а не политическая заметка, и в художественном компоненте «Диктатор» вышел куда слабее предшественников: он далеко не такой смешной, элементы немого кино уже не смотрятся на звуковой плёнке, да и сюжет как-будто бы не очень аккуратно нанизан на основную идею схожести Гитлера и еврейского цирюльника, и тем самым отходит на второй план. Да и насколько в целом правильно делать комедию про подобные события и снимать шутливые зарисовки издевательств немцев над евреями в гетто и концлагере? Хотя сам Маэстро позже признавался, что никогда бы не выпустил этот фильм, если бы знал какие ужасы принесёт Вторая Мировая война. По сути, он стал заложником своей же проникновенности и таланта и невольно заранее высмеял главную трагедию XX века.

В любом случае, при всех плюсах и минусах, «Великий диктатор» - это огромный пласт в истории кино: это возможно самая известная политическая и военная сатира, это гениальная сцена с земным шаром, это первый полностью звуковой фильм Чаплина и последнее появление на экране «маленького бродяги». Ведь стоило ему молчать больше 20 лет, чтобы в концовке выдать такую жизнеутверждающую и проникновенную речь.

8 из 10

11 января 2021 | 22:34
  • тип рецензии:

В противоположность ожиданиям «Великий диктатор» не произвел на меня такого впечатления на большом экране, как «Огни большого города» - что-то показалось устаревшим, что-то прямолинейным, что-то утрированным. Однако, для своего времени при живом Гитлере снять такую картину было бесстрашным шагом, потому «Великий диктатор» - прежде всего политическое высказывание и лишь потом – трагикомедия и произведение искусства. Чаплину, как и в «Месье Верду», здесь важно было высказаться о наболевшем, сказать ценные для его зрителя вещи, и лишь потом – развеселить и растрогать.

В сравнении с безусловной художественной отточенностью и безупречностью «Огней большого города» в «Великом диктаторе» есть недочеты и даже просчеты, как стилевого, так и концептуального плана. Прежде всего это попытка Чаплина приспособить приемы немого кино к звуковому (в «Новых временах» это еще работало, ибо герои молчали, за них говорили механизмы), некая ходульность образа Хинкеля, попытка одновременно осмеять его и выставить чудовищем. Просчет Чаплина состоит в том, что юмор всегда очеловечивает и осмеянный вызывает симпатию, если только мы не имеем дело с жестким гротеском и сарказмом (как в фильмах Феррери, например).

По этой причине Хинкель очеловечен добрым юмором Чаплина, его зловещие поступки и слова (даже в гениальной сцене с воздушным шаром-глобусом) не выглядят такими уж ужасными, ибо герой просто нелеп и жалок. Потому, чтобы не говорил Кракауэр, карикатура Чаплина немало не повредила имиджу Гитлера, хотя помпезных тиранов все равно нужно высмеивать, даже если это получается неудачно. Зато сатира на Муссолини и сцены с участием двух дикторов удались режиссеру на славу, это настоящий триумф бурлеска! По причине серьезности мессиджа Чаплин почти полностью отказался от романтической, любовной линии, потому фильм лишен сентиментальности.

В «Великом диктаторе» нет сцен, которые могли бы растрогать, все здесь подчинено задачам политической сатиры – жанра, в котором Чаплин никогда раньше не работал, Жгучая злободневность фильма, его полемическая заостренность против нацизма и тоталитаризма, легкая считываемость за жалкими персонажами реальных прототипов (особенно удался Чаплину буффонный Геринг и зловещий Геббельс – по его мнению, подлинный архитектор гитлеровских злодейств), определенная бледность, вторичность линии цирюльника (единственно подвижной и живой части этой гигантской политической притчи) – все это делает «Великого диктатора» несколько сконструированной картиной, лишенной естественной органики «Огней большого города».

Противопоставление диктатора и «маленького человека» - это прямой спор с ницшеанской этикой гитлеризма, культом сверхчеловека, однако и Хинкель, и еврей-цирюльник одинаково очеловечиваются юмором, хотя Чаплин преследовал иные цели – высмеять первого и по-доброму посмеяться над вторым. В «Великом диктаторе» слишком много комического и вместе с тем серьезного (финальный монолог цирюльника, в который Чаплин вложил свои взгляды, постепенно начинает напоминать речь Хинкеля – трудно сказать против ли воли режиссера или благодаря ей, но защита демократии тоже может привести, по мысли Чаплина, к диктатуре, что и доказал маккартизм), но при это напрочь отсутствует романтика, без которой раньше Чаплин не обходился, добиваясь сплава сентиментального, драматичного и комичного.

В любом случае, углубление в недостатки этой замечательной и нужной картины, обличающей тоталитаризм и защищающей гуманизм, не должно помешать ее восприятию. Таких картин, в которых мировоззрение режиссера предстает в таком откровенном неприятии зла и защите человечности мало. Особенно в нашу эру презрения к «маленьким людям» и возрождения ницшеанства. Чарли, прости нас за то, что мы так ничему и не научились!

26 ноября 2019 | 23:14
  • тип рецензии:

Картина, совершенно не похожая на ранние работы Чаплина, поставила окончательную точку в отношении Бродяги - персонажа, ставшего настоящей легендой в эпоху развития кино и на перспективу. И, признаться, послевкусие после просмотра остаётся слишком уж тяжелым для анализа.

Изначально сатирически-политическая зарисовка, не свойственная для всего творчества Чарльза, предполагала собой исключительно высмеивание диктатуры, делая из главных антагонистов настоящих клоунов (завуалируя все это дело весьма «толсто»).

Постепенно, с развитием сюжета, где персонаж Чаплина исполняет две совершенно полярные роли, весь юмор начинает приобретать весьма «острый» оттенок, в последствии вызвавший негодования среди многих зрителей и критиков: расстрелы, концлагеря, сумасшедшие правители со своими «хотелками» из предмета для насмешек превращаются в довольно мрачную и жестокую реальность. Конечно, не смотря на свой бесспорный талант в актерской игре и режиссуре, создатель картины не мог смотреть так далеко вперёд, но вопреки многим факторам, «Великий диктатор» стал фильмом-знамением, хотел того автор или нет. Такова роль и проклятие настоящего творца - никогда не угадать, поцелует тебя толпа в следующий раз или воткнет нож в спину.

Но без сомнения, продираясь через эти «политические дебри», Мастер приходит к потрясающему финалу, который может и выглядит как оправдание, но в искренности последних слов Бродяжки никак не отказать. Эта точка получилась очень выразительная, эмоциональная и, вполне возможно, обрисовывающая под жирной чертой все то, к чему стремился Чаплин все двадцатые годы. Утопично? Да. Но все же.

8 из 10

19 ноября 2018 | 13:09
  • тип рецензии:

Бродяга Чарли просуществовал в кино 27 лет. За это время этого персонажа полюбили почти все люди в мире. Этот герой должен был жить вечно, но, к сожалению, всё хорошее когда-нибудь кончается. Таким образом, последним фильмом Чарльза Чаплина, в котором он использовал свой бессмертный образ бродяги Чарли, является картина «Великий диктатор».

Пользуясь тем, что персонаж бродяги и Адольф Гитлер похожи (особенно по усам), Чаплин не мог не снять сатирический фильм про основоположника национал-социализма. Надо сказать, что данная картина является, возможно, самой смелой в творчестве Чаплина, ведь она высмеивает не только фюрера, но и других его соратников: Геббельса, Геринга. Также представлен в смешном виде и Бенито Муссолини.

Особенно хочется выделить две сцены фильма, которые, по моему мнению, являются гениальными. Первая сцена – танец Хинкеля с надувным глобусом. Под прекрасную увертюру к опере «Лоэнгрин» диктатор то плавно перекладывает модель Земли из руки в руку, то тихо пинает его. Но в конце танца Хинкель слишком сильно обнимает шар, который в итоге лопается. В одной сцене Чаплин смог показать, что было, если бы Гитлер получил власть над миром. Заполучив господство над земным шаром, этот человек уничтожил бы его, полагая, что все его действия верны. Вторая сцена – речь цирюльника. И, говоря откровенно, это лучшая речь, которую мог сочинить человек. Чаплин в образе цирюльника говорит самые правильные слова. Слова о братстве людей и борьбе за справедливый мир.

«Великий диктатор» – один из самых лучших фильмов Чарльза Чаплина, а финальная речь является лучшей речью в истории кинематографа. И хотелось бы, чтобы всё, что сказал в ней гений киноискусства, сбылось, ведь всё это в наших силах.

10 из 10

17 февраля 2018 | 22:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: