«О Человек! Ты клетка или сеть! Душа, как птица, хочет улететь, но трудно птице улететь на ветки, - лишь улетит она – и снова в клетке…»
Пленница зимних апатий и меланхолий,
(бледная немочь, нежизнеспособный вид),
я бы хотела быть Лолой, бегущей Лолой,
знающей точно, куда и зачем бежит.
Чтобы не вяло, задумчиво «будь что будет»,
а «что бы ни было, будет, как я хочу».
Ставь на мне опыты, доктор, коли уколы,
дай мне последним подарком на Рождество
красную гриву и быстрые ноги Лолы.
И ничего,
кроме этого,
ничего.
Ева Тенецкая
Ярко-красная, словно раскалённая, в тон волосам Лолы* телефонная трубка – точка отсчёта истории. Стоит поднять её – и всё начнётся, закрутится в бесконечную спираль, запляшет в безумном танце, задёргается в хроническом временном цейтноте. Беги, Лола, беги! Мчись, уносись - быстро, стремительно, без оглядки, на всех парусах, во весь дух, - потому что тебя ждут на другом конце провода.
Знакомьтесь: Андрей Павлович Бузыкин, 46 лет, женат, кроме супруги укомплектован замужней дочкой и пассией с матримониальными планами, работает переводчиком (талантлив!) и… всегда бежит. Бежит по ступенькам метрополитена, по институтской лестнице, в компании, но чаще – один, по сонным и проснувшимся улицам родного города, по неразведённым мостам. Бежит, как шекспировская любовь («Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею…»), и, казалось бы, к ней, но на самом деле – от неё, а потому с двойной петлёй, накинутой двумя разными парами рук, на шее. Бежит под неумолчное стрекотание звукового сигнала наручных часов, а без них – опаздывает глобальнее, но бежит ещё быстрее. Это только в квартире главного героя «маленький раскардаш» из-за ремонта, а в личной жизни – огромный. Вокруг него то и дело мелькают лица. Женские: жены-страдалицы (обычно Наталье Гундаревой доставались темпераментные роли, хотя и здесь её Н. Е. рвёт рукава у подаренной любовницей куртки чудо как выразительно!); незадачливой сокурсницы Варвары (за украденную у Бузыкина мечту в образе Скофилда Волчек не терпится немедленно отправить… хотя бы в Интурист гидом); героини служебного романа машинистки Аллы (ах, Марина Неёлова – нимфа с неизменным детским голоском Алисы и балетной грацией (как она бёдрышком?): «и шьёт, и готовит, и печатает, и стирает, и спасает, и мучает, и лю-юбит; где ты ещё себе такую найдёшь?»). Мужские: датского коллеги-профессора (истинное богатство русского сленга открыл для себя во время съёмок Норберт Кухинке: «алкач» и ходок, «трезвевател», «всего и делов-то», «хорошо сидим», не говоря уже о литературной классике, об «облизьяне зелёной»); жовиального соседа, грибника со стажем и приверженца славянских традиций Харитонова (Евгений Леонов с нетленной песней о Марусеньке – да можно ли без него у Данелии?); дяди Коли – голоса совести коммунальной квартиры и целого поколения (Николай Крючков). И масса других, расплывчатых или не запоминающихся на бегу.
Беги, Лола! От скорости твоего перемещения зависит жизнь другого человека. Ты обещала ему быть сильной. Ты будешь сильной?
Куда бежит персонаж Олега Басилашвили, не столь важно. Зачем и от чего он бежит – это уже существенно. Он бежит от обыденности, от возраста, от себя самого? В том-то и дело, что нет. Он бежит просто по инерции, по кругу, как лошадь на карусели, или в цирке, или та, чьи копыта с намёком цокают в фильме по мостовой. Оно-то, конечно, «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь», но, в поддержку другой маленькой неунывающей лошадки, которой «живётся не сладко», каждому из нас милее её революционные виды на будущее. А из Бузыкина мятежник никудышний. Он слаб. И жалко его, и жалко тех, кто страдает от его слабости. Он не думает о том, что доставляет боль своим близким, а если думает, то предпочитает бежать – в том числе и от этих мыслей. Он смирился с заведённым порядком и даже находит отговорки для сохранения status quo: «Алла, ты же знаешь: я свою жизнь изменить уже не могу». Удобнее успокоить себя помощью бесталанной коллеге или для блезиру отвергнуть зачётку двоечника, чем решительно что-то менять или меняться самому. Книжные и кинематографические вкрапления по ходу сюжета картины и нагнетают, и комментируют ситуацию Бузыкина, на которого «всё навалилось»: диктуемое им Аллочке стихотворение в начале фильма («Зачем воде качать пустой паром, и падать для чего звезде падучей? Ни для кого? На всякий случай?»); отрывок из «Горестной жизни плута» в исполнении Галины Волчек (так изначально назывался сценарий Александра Володина, позже переродившийся в «Осенний марафон») и переводимые Хансеном «Униженные и оскорблённые»; реплика из телевизора, явно пародирующая «Семнадцать мгновений весны» («Отто знал, что в его распоряжении сорок минут…»). А ведь Андрей Павлович мечтает остановиться, ему давно не в радость и вечный зов, и вечный бег.
«Мне это было совсем не близко. Я подумал: вот у меня партнёрша, замечательная актриса Неёлова. Мог ли быть у меня с нею роман? Скорее всего – нет. Гундарева... Нет. А что же тогда такое для меня Бузыкин? И я понял: для Бузыкина самое дорогое – письменный стол, книжки. И чтобы никого не было! И сидит он, как Маршак, и получает удовольствие: это – моё... И ничего не надо никому доказывать! И можно делать книгу! И хорошо бы эти женщины вышли за каких-нибудь героев-космонавтов, устроили свои судьбы и оставили его в покое...» (Олег Басилашвили)
Однако его флотилия из тех, чьи корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, «Разбитая луна» же – в состоянии тотальной разбитости. Это внутри, а снаружи – серые унылые тона, меланхоличные типажи в общественном транспорте (о, эта способность Данелии подмечать, а затем фиксировать тихие прелести отечественной действительности!). Созвучные им аккорды основной мелодии Андрея Петрова не добавляют картине оптимизма, но в глазах тех, кто принимает Бузыкина со/за всеми его недостатками, «Осенний марафон» обретает краски и смысл. И до чего же отчаянно хочется увидеть финиш не жизненного пути, а марафонского забега главного героя! Чтобы на лицах крупным планом - его самого и его женщин - отражалась вместо вселенской тоски уверенность в том, что, наконец-то, раз и навсегда уйдут из их обихода внеплановые семинары и заседания кафедры, а также коронная фраза: «Тут уже стучат, я тебе перезвоню!» Бег бегу рознь, да по плечу ли Бузыкину возможности тыкверовской Лолы? И голос не тот, и целеустремлённости вряд ли хватит для второго дубля. Пять минут передышки – и снова в бой, в забой, в забег, без конца и с позабытым началом, вне времён года и против собственного желания…
Беги, Лола, беги, потому что ты именно бежишь, а не убегаешь, не улепётываешь, не драпаешь. Потому что твоя жизнь полетела кувырком не по твоей вине. Потому что ты воспользуешься предоставленными тебе шансами переиграть её последний эпизод.
* Лола — главная героиня картины Тома Тыквера «Беги, Лола, беги»
Сдаётся мне, что это кино - лучшая история про великое испытание - безволие. Ведь нет ничего хуже, чем неспособность и трусливость принимать самостоятельно важные решения, от которых, быть может, зависит судьба ещё нескольких людей...
Вообще, очень удивительно, как в далёком Советском Союзе, в 1979 году Георгий Данелия смог реализовать этот проект в жизнь... В то время, в стране фактически 'не было секса', что уж говорить о разрушающем все представлении о честности и добропорядочности фильме. Ибо моральный облик главного героя Андрея Бузыкина, который терзается внутренними противоречиями и разладом с самим собой ну никак не соответствует советской действительности.
Лирическая трагикомедия 'Осенний марафон' - полна пронзительной грусти, меланхолии и глубокого сочувствия к своему герою. Киноленту можно порицать или же напротив, восищаться ею, но нельзя не признать одного, что история рассказанная режиссёром Георгием Данелия и сценаристом Александром Володиным очень живая и которая заставляет задуматься о прозе жизни. Совсем неудивительно, что этот фильм получил множество международных наград и премий, зрительские симпатии и любовь. Ведь 'Осенний марафон' - это то, что может случиться с каждым из нас.
Огромный вклад в успех картины внёс её главный представитель, актёр Олег Басилашвили. Именно его глазами мы идём вслед за Бузыкиным. Понимая его или же обвиняя в нерешительности. Он настолько добр, интеллигентен, деликатен, робок и торжественно труслив, что не способен сделать шаг..., тем самым, возможно обидев и потревожив человека. Он страдает от того, что никак не может оборвать отношения с нелюбимой женой и начать новые, с любящей его девушкой. Он не может сказать 'нет' наглой коллеге и настойчивому алкашу, которые вдоволь пользуются им. И со временем, его бег уже не такой быстрый и интенсивный... Безусловный образ Басилашвили. Которому веришь, как самой себе. И хотя, его ругаешь, за добросердечность, но и безумно сочувствуешь.
Главные женские роли были отданы Наталье Гундаревой и Марине Неёловой. Их героини никогда не видели друг друга, тем не менее, незримо соревнуются между собой, за внимание мужчины, которого любят и к которому привыкли. Они разрывают и тянут Бузыкина каждая в свою сторону, не замечая того, что этому человеку уже неимоверно тяжело нести свою ношу. Он, одолеваемый сомнениями не может решить и вырваться из ловушки, которую сам себе расставил...
Данелия создал кино-шедевр, который многому может научить и из которого многое можно извлечь. Жизнь - это марафонный забег, в котором нельзя убежать от самого себя, от одиночества в кругу семьи или друзей, от бессмыслия и малосодержательного существования... Но так происходит не со всеми и не всегда. Это главное.
Боже, неужели ты снова забираешь у меня силы писать беспристрастно? Неужели опять я выскажу всеобщее мнение? Неужели вновь использую для отзыва добрый десяток цитат из сего фильма?
Да. Пожалуй, так. Ну, а что делать, если ноне выбранный шедевр есть всеми любимый «Осенний марафон»? Пусть я буду банален и примитивен в своих «критических» бреднях, пусть стану одним из миллионов поклонников, но признаюсь в любви к буднично-восхитительной истории господина Бузыкина – каждого пятого господина бывшего Союза, вершащего судьбы оных лишь в книгах и собственных мечтах.
Да, вот уж чего не отнять у Георгия Николаевича Данелия так это наблюдательности. Согласитесь, «Осенний марафон» повествует о самом азбучном и житейском проявлении, встречающемся нам ежедневно, но ведь как повествует! Это сродни советской открытке, на которой изображен городской пейзаж – мы видим его каждый день, пробегая мимо на работу, но на картонке он почему-то кажется неизвестным, неземным, волшебным, придуманным. То и с историей переводчика Бузыкина. А ведь как все жизненно!
Мужские герои. Да это же зеркало русской ментальности! До зрительского самобичевания подлинный Андрей, чья нерешительность и никчемность актуальна всегда и везде, в исполнении овладевающего Олега Валерьяновича Басилашвили. До идолопоклоннической любви харизматичный Василий Игнатьевич, подобие которого обычно живет в квартире слева и каждое утро зовет «хорошо посидеть», в воплощении дивного Евгения Павловича Леонова. Ну, а женские образы? Боже, они чудесны! До сочувствия наивная «разрушительница» Алла, чей образ мог сложиться только в Советском Союзе, в игре потрясающей Марины Мстиславовны Неёловой, непонятно почему напоминающей мне то ли Одри Хепберн, то ли Софи Лорен. До жалости жизненно-сильная хранительница Нина, образ которой могли разрушить только в современной России, в исполнении неповторимой Натальи Георгиевны Гундаревой… Да что разглагольствовать? Они иконы. Иконы жизненности, образности, насущности, талантливости.
Ну, а сюжет, мораль, метафора? Все доподлинно. «Осенний марафон» - бесконечный путь, чей бешеный ритм не позволяет взглянуть назад и вспомнить о забытом, вернуться и понять, что ты здесь уже был. Это движение по кругу, в которое попадает каждый, где, как бы не было неприятно и глупо, грабли всегда лежат на одном и том же месте, каковое мы никак не можем запомнить.
Да, чего скрывать, Георгий Николаевич рассказал своему среднестатистическому зрителю о самом земном, проявлении. Но сделал он это со свойственным лишь ему вкраплением собственного мастерства, добавлением замечательного юмора и глубокомысленной философии Володина, примесью уникального таланта Петрова и плеяды «доско-почетных» актеров, получив на выходе незабвенный «коктейль», романтично названный «Осенним марафоном» - буднично-цветной историей «впукло-выпуклой» массовой маленькой личности, ставшей родной, полюбившейся сердцу классикой.
Ну, а теперь спросите, спросите же меня – как? И я скажу – шедеврально!
Закрывать глаза на самого себя - вот к чему мы склонны. Мы стареем, не замечаем, поддаемся, плывем по течению... Между тем, жизнь - штука точная, она тикает, как хронометр, и порою даже сигналит, как будильник. А мы ее не слышим... Нам боязно, нам лень, да и просто - тяжеловато бывает выбраться из-под липкого вороха собственных неправд... Мы - талантливые люди, мы - отзывчивые люди, но мы - никчемные люди... Нас, таких, много. А когда наконец мы решаемся стряхнуть с себя гниль, - оказывается, что уже поздно. Акценты уже расставлены. На наши вопросы уже ответили другие - более решительные, более наглые, более... бездушные. А мы вот остались со своим умом, талантом и глубоко спрятанной совестью наедине. И у нас достаточно ума, чтобы это осознать. Только вот исправлять уже поздно.
У Басилашвили прекрасно получилось создать такой образ. А вместе с ним целая плеяда именитых актеров развернула перед нами полотно бесцельно потерянного времени, глупых надежд, нерешительности и волевого невежества. Если разобраться, то ни один герой фильма ни разу не совершил настоящего поступка. Очередная пьеса без героя? Да нет, главный герой в ней есть. Парадоксальный герой - талантливый и ничтожный.
Как же все таки хорошо, что стильная жёлтая куртка досталась соседу, а переводить излюбленного писателя будет бездарная героиня Галины Волчек. Я рад. Мне ничуть не жаль Бузыкина. Ему больше к лицу неприметное серое пальто.
Ты мне звонил? — Да. Что-нибудь решил? — Да. Что? — Да.
Основной посыл этого фильма - показать зрителю, что будет с человеком, с его жизнью, если он будет находиться в плену чужих желаний. Разве такой человек может быть счастливым? Если он все делает против своей воли, если даже улыбку приходиться натягивать. Страшно не то, что он обманывает и предает всех вокруг. Куда страшнее, что он обманывает и предает себя. Никто кроме нас самих не знает, как нам будет лучше. Слушать только себя и жить опираясь на внутренний, а не на внешний мир. И говорить Нет всем нарушителям твоего равновесия. Наш герой живёт по другому принципу и в его жизни, кроме бестолковой беготни ничего нет. Делает несчастным не только себя, но и своих близких. Но надо помнить тогда, что просто плыть по течению жизни - это выбор.
Точно такой же, как и взять ответственность за свою жизнь и прожить её так, как хочешь ты, а не как правильно и положено. Но решительных действий от таких людей ждать не стоит. Их либо нет, либо это жалкие попытки. Об этом нам и говорит концовка фильма. И чтобы не уплыть с ними в неизвестном направлении, нужно отпускать таких людей из своей жизни. «Если человек колеблется - отойдите. Пусть придёт в равновесие. Иначе вам придётся колебаться вместе. Войдёте в резонанс и заколебётесь оба». Олег Басилашвили очень точно передает настроение главного героя. Все актеры молодцы! Хороший фильм, со смыслом.
Классное кино. Редчайший случай, когда я могу утверждать это, не оглядываясь на весьма сомнительное с точки зрения нравственности, морали и пр. содержание.
Думается, причиной тому послужил высочайший профессионализм режиссера-постановщика и актеров, задействованных в картине. Сыграно, что и говорить, замечательно.
Больше всего подкупает абсолютная жизненность происходящего на экране, то, что принято называть реалистичностью. Ну и, безусловно, драма главного героя, интрига, если позволите. Сможет или нет, скажет или промолчит, уйдет или останется. Даже когда смотришь этот фильм не в первый раз, до последнего надеешься, что выбор всё-таки будет сделан. Потому что герой О. Басилашвили – это не просто безвольная тряпка или, скажем, подлец, бессовестно обманывающий сразу двух женщин. Тут, и это-то меня и зацепило, всё куда как тоньше и интереснее. Речь идет о чрезвычайно мягком человеке. Человеке, совершенно неспособном кому-либо в чем-либо отказать. С одной стороны, это, вне всякого сомнения, недостаток и существенный – спорить с этим бессмысленно. Но при этом нельзя и не учитывать природу этой мягкости, нерешительности т.п. Мне кажется, что в основе всего лежит доброта. И именно поэтому данный человек вопреки всем своим совершенно неприемлемым с моей точки зрения поступкам мне симпатичен. Сам удивляюсь, право слово, но… вот так.
Оценивая решения, действия главного героя, я не могу не принимать во внимание и те стечения обстоятельств – смешные до нелепости и столь же трагичные – в которых они принимались или осуществлялись. В первую очередь я имею в виду ситуации с правдой, в которую уже никто (справедливо, не спорю, но, тем не менее) не верит! И, разумеется, женщины. О, было бы в высшей мере несправедливо обвинять во всем одного лишь мужчину, отдавая им на откуп роли невинных жертв. Нет уж! В случившемся их вины не меньше, а то и много больше. В особенности героиня М. Нееловой. Долгое время я просто не мог спокойно смотреть этот фильм – настолько она меня бесила. Стопроцентный, концентрированный ее эгоизм и совершеннейшая недалекость в плане последствий своих необдуманных поступков, крайняя степень непоследовательности, наконец, – тому причины. Ей богу, крайне сложно спокойно воспринимать эту, очевидно, выдающуюся актрису после ролей в «Осеннем марафоне», «Ты у меня одна» и пр. Эмоции просто перехлестывают через край, и справиться с ними не всегда получается.
А фильм хорош – «это есть факт, мсье Дюк!» Блистательный Е. Леонов, неповторимый Н. Кухинке, просто неподражаемый Б. Брондуков, замечательная мелодия А. Петрова – это словно россыпь драгоценных камней на великолепном ювелирном изделии – ценном и, главное, любимом многими «экспонате» в музее советского кино.
По-разному можно относиться к Людмиле Улицкой и ее творчеству. Но одного у писательницы не отнять - мазать жизненные коллизии своих героев глухой черной краской она умеет виртуозно. Роман 'Искренне ваш Шурик' о талантливом, добрейшем, но абсолютно бесхарактерном человеке. Стремясь угодить огромному количеству одинаково близких женщин, герой за несколько лет проживает, по сути несколько жизней, что ничуть не делает счастливее. Улицкую легко можно заподозрить в плагиате, потому как трагичная картина Георгия Данелии, о том же самом. 'Осеннему марафону' уже 35 лет, но как выяснилось типаж Андрея Бузыкина вполне актуален и в настоящее время. Не стоит сразу махать руками, глядя на жалкие потуги ленинградского переводчика, мол 'уж я бы такого не допустил'. Отношения с близкими людьми - точно хрупкое стекло. Наделать ошибок и навеки лишиться взаимопонимания в таких делах легче легкого, а вот добиться подлинной гармонии - великое искусство.
'Всё, погиб! Пускаю пузыри!
Как же предельно честный и по-русски открытый Бузыкин дошел до жизни такой? Неужели одна из главных людских добродетелей может обернуться сущим проклятием? Наконец, есть ли выход, когда все лишь кивают, но никто помочь не стремиться? От темы бега не уйти - она клинком пронизывает весь фильм. Андрей в буквальном смысле передвигается бегом, ибо лишь так он может поспеть во все адреса. Аналогии с бегом марафонца просто напрашиваются. Даже очень выносливому стайеру не по силам держать единый темп. Дистанция слишком внушительная и волей-неволей приходится разбивать ее на этапы. Также живет и Бузыкин.
Этап 1 - от жены к любовнице
'Эн Е привет!'
В едкой реплике Аллы, кажется сконцентрирована вся женская ненависть к более удачливой по ее мнению сопернице. Нет врага страшнее, чем отвергнутая женщина. Неизвестно, зачем вообще Бузыкину понадобился роман на стороне, как-то с собственной порядочностью это плохо вяжется. Женщины любят решительных мужчин, но вот парадокс: и Нина и Алла независимо друг от друга считают, что определившись, с кем ему быть, Андрей переменится. Наивная позиция, ибо корни аморфности Бузыкина лежат гораздо глубже. Персонаж Улицкой лишился стержня в результате сугубо женского воспитания. Быть может у героя Олега Басилашвили схожая история? Другой характер себе не купишь. Судя по всему, на определенном этапе некто внушил Бузыкину идею гиперответственности за всех и вся. Не похоже, что дочь очень гордится воспитанием отца. Свою жизнь она строит скорее в пику родителям. Неспроста она не спрашивает у них разрешения на долгосрочную командировку. Что до двух возлюбленных Андрея, то в чем-то они кардинально разнятся. Но здесь речь идет о разнице в статусах. Одна, несмотря на обиды, боится его лишиться, другая, до ужаса прямолинейными методами, жаждет его получить. Мягко либо жестко, но на деле ни та, ни другая не пытаются прочувствовать любимого, избавить его от мучений. Да, порой жестко рубанув, можно разрешить противоречия. Но такого как Андрей, это может лишь доконать.
Этап 2 - от института до квартиры Варвары
'Ленинград — город маленький, Андрей Палыч'
Андрея на работе ценят, но с его образом жизни он неизбежно начинает срывать сроки сдачи своих переводов. Представьте ситуацию: у вас есть близкий родственник, вы его любите, но он регулярно вас подводит, раз за разом подставляя. Будете терпеть такого? Конечно, предел терпения есть у каждого. Коллега Бузыкина, Варвара является олицетворением потребительского подхода к людям. Ее не назовешь злодейкой, жизнь сама подсказывает пути решения вопросов. Удивительное дело: неотесанная Варвара даже берется 'разруливать' личные проблемы Андрея! Оказывается и его можно зацепить за живое. Бузыкин способен и кричать и бунтовать, но выходит только хуже. За многие годы человека привыкают как-то воспринимать и столь резкая метаморфоза не найдет у окружающих понимания. Трагичности в фильме даже больше чем кажется. Страшно видеть, как Андрей на глазах седеет. Бог дает человеку доброту не для того, чтобы она доводила его до умопомрачения. Где же выход? Ленинград - город вовсе не 'маленький', можно было бы найти иное место работы, ведь Бузыкин остается крепким профессионалом. Неспроста ведь люди стремятся уехать подальше от изъевших хлопот.
Этап 3 - от кухни до двора
'Хорошо сидим'
Эта фраза просто гимн целому укладу жизни. Как у Островского 'лишь бы все шито-крыто было'. Беспардонный сосед-сантехник по всем параметрам антипод Бузыкина. Даже мешковатая внешность Евгения Леонова тут в кассу. Харитонов далеко не монстр интеллекта и на манипулятора тянет не особо. Но бесхребетность Андрея настолько кричащая, что и великого ума не надо дабы ее использовать. Во время вынужденного похода по грибам Бузыкин сумрачно размышляет. Совсем не глупый, он хорошо понимает цену своей жизни. Почему он не может также, как сосед? Он взбрыкивает, но это лишь единичный акт, приносящий только новые неприятности. А выход-то на поверхности: можно было просто не пускать выпивоху на порог, тем более если работа горит. Топорный метод, но для такого, как Харитонов сгодится. Леонова привыкли воспринимать этаким добрячком, но бывают случаи, когда простота действительно хуже воровства. Опять-таки, Василий Игнатьич совсем не злодей. Окружающие Бузыкина как-то сами по себе открывают негативные стороны личности. Даже милейший Хансен с его-то европейской деликатностью легко подчиняет себе эго Андрея. В Дании своей ведь наверняка бегал один, а на чужбине не хочет. Малодушие лишает Бузыкина даже элементарного досыпа.
Удивителен в 'Осеннем марафоне' Олег Басилашвили, до сих пор не вериться, что это тот же актер, несколькими годами ранее сыгравший холеного подлеца Самохвалова. Стоило лишь сгорбиться, примерить безвкусное одеяние и вчерашний красавец оборачивается жалким отщепенцем. Наблюдая за талантом Басилашвили, можно лишь догадываться - какими могли бы предстать наши близкие, сложись жизнь для них как-то иначе.
Мог ли у этой истории быть иной конец? Думается, все же нет. Потому что к 40 годам уже поздновато меняться и человек лишь пожинает плоды многолетней работы, а точнее отсутствия работы над собой.
— Андрей, а ви — ходок.
— Ходок, я ходок!
Вот она цена безразмерной доброты - человек уже готов считать себя кем угодно. Невероятно грустная история, из которой необходимо сделать выводы каждому, и уровень собственного благонравия не имеет значения. Андрей Бузыкин - гротескный образ человека для кого угодно, только не для самого себя. Он не может по-настоящему любить других, потому что он не любит себя. И не уважает, что еще хуже. В своей безумной беготне горемычному переводчику следовало почаще останавливаться и глядеться в зеркало. Однажды, за кучей женских и мужских образов он должен был увидеть себя. Не увидел. А нам всем нужно увидеть. Давайте будем искренними сперва перед собой, а лишь затем перед другими.
Эталон советского кинематографа – тут вам и сценарий Володина, и музыка Петрова, и режиссура Данелия, и глаза Неёловой. 'Печальная комедия' – написано в титрах. И печальный город на фоне. Так приятно видеть незнакомый для меня Ленинград. Коридор в университете все такой же. А у входа никаких телефонных будок.
Неелова – как злой ребенок. Басилашвили ест из кастрюли, как кролик. И еще Леонов, Гундарева – есть ли сейчас им замена?..
«Хорошо сидим». Сосед дядя Коля. Ленинградские мосты. «И чего их разводят?» Синонимы слова «убегать». Повседневность на фоне переводов классиков. Не дай Бог никому такой любви. Но, к сожалению, она такая, кажется, и есть.
В который раз пересмотрела 'Осенний марафон' - один из моих любимых фильмов. Захотелось написать о своих ощущениях в связи с просмотром.
Безысходность, бесконечное повторение, закольцованность событий, бег на месте... Беги, кролик, беги! Вот что приходит на ум, и думаю, авторы именно эти ощущения и хотели вызвать. В 70-х годах вышло несколько фильмов, подобных 'Осеннему марафону' именно по атмосфере безысходности. Почему героини не бросают Бузыкина? Так сильно любят? Возможно, но не это, наверное, важно. Важно то, что они, как и он, вовлечены в этот осенний, бесконечный марафон, и они, как и он, бегают по кругу и подспудно осознают тщетность и безысходность своих усилий. Да и кто в этом фильме не бегает по кругу? Разве что иностранный профессор. Кстати, возможно, он и является здесь фигурой, оттеняющей закольцованность остальных. Для профессора из Дании сбор грибов и вытрезвитель - лишь эпизоды, интересные наблюдения, что заметно по тому, как бережно он собирает в копилку памяти новые слова даже из вытрезвителя. А вот для соседа Бузыкина это рутина, такой же бесконечный осенний марафон.
'Отпуск в сентябре', 'Полеты во сне и наяву', 'Осенний марафон'... Разные и все-таки похожие герои. Вспоминается еще почему-то фильм по Чехову 'Плохой хороший человек'. Там, правда, есть хотя бы внешнее противостояние слабости и силы, а в этих фильмах - нет. Есть только непреходящее присутствие тоски, саднящей раны, которую невозможно вылечить, но и умереть от которой нельзя. И сложно даже назвать эту рану каким-то одним словом. Проще всего заявить: слабость. И осудить Бузыкина. А если попытаться понять? Но для этого надо прочувствовать. Не быть сторонним зрителем, а примерить ситуацию на себя. И если вам никогда не приходилось уступать из жалости, помогать из вежливости, убегать от правды, обманывать, чтобы не причинить боли, застывать в нерешительности, не зная, как же поступить, если вы всегда и всюду были тверды, непреклонны и уверены в себе, то вы достойны восхищения.
Как достойны восхищения те, кто создал этот замечательный фильм.
Фильм-метафора. Главный герой, Бузыкин, 'бегает' между женой и любовницей. Ему приходится постоянно лгать жене. А она 'читает' каждую его ложь, но ради детей не показывает этого. Необходимость постоянно прятаться мучает и любовницу. Бег и ложь сливаются в единое и в фильме 'проступает' ирония: Бузыкин бежит от автобусной остановки к Институту, Бузыкин и Билл бегут на утренней пробежке, Бузыкин бежит домой под утро (от любовницы). И переносных много значений: Бузыкин 'бежит' от того чтобы сказать своему сотруднику, что он подлец, Бузыкин 'бежит' от того чтобы сказать своей сотруднице, что она его использует, Бузыкин 'бежит' от того чтобы признаться жене, что у него есть любовница. Жена, тем времен, уже впрямую говорит, что знает обо всём - но он 'бежит'. Бег это подкрепление страха, его укоренение и Бузыкин бежит, не может остановиться и укрепляет страх. А страх заставляет его бежать. Везде этот осенний марафон и везде эта горькая ирония.
В какой-то момент я подумал - замучали эти бабы Бузыкина, чего-то недодали, если выбрать не может. Любовница - невольная манипуляторша и ясно, что с этим инфантильным существом счастья он не найдёт. Хорошо ли будет с женой тоже не понятно, они выдохлись и устали друг от друга - но за брак он держится. Он может быть и выбрал бы, но 'бег' уже привычка. У него есть еще шанс, за минуту до конца фильма вырваться из порочного круга. Но ложь и страх заставляют Бузыкина бежать непрерывно, не находя места и покоя, отказываться, уходить, отворачиваться, поддаваться, прогибаться - только бы 'бежать'. Ему уже не верят когда он говорит правду, но прекрасно догадываются, когда он эту правду не говорит. Им пользуются. Это состояние постоянного неспокойствия полностью оплачивает его ложь и Бузыкина становится просто по-человечески жалко.
Много тонкого юмора. Великое искусство не обязательно должно быть сложным. Огромное удовольствие от естественности изложения и художественности смысла.
ЗЫ: кое-что из фраз пошло в народ - 'Ленинград — город маленький', 'Хорошо сидим!'