К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Второй фильм режиссера Марка Осепьяна, получившего к тому времени известность по фильму «Три дня Виктора Чернышева», был запущен в производство в 1970, а в августе 1972 после многих переделок был завершён. Бесконечные споры с администрацией студии и сценарно-редакционной коллегией Госкино СССР завершились тем, что в марте 1973 режиссер получил официальное письмо от Председателя Госкино СССР Ермаша Ф. Т. о прекращении каких-либо действий по отношению к фильму. Картине была установлена четвертая группа по оплате (197 копий), что явилось официальным основанием ее «замораживания». Показы 1974 года, тем не менее, собрали 1.0 млн. зрителей. В 1987 году фильм был восстановлен и выпущен на экран' ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИНО.

У фильма очень и очень непростая судьба. Но почему? И снимал её успешный режиссёр, и актёрский состав весьма внушительный. Тогда откуда такое отношение тогдашних госчиновников?.. Ответить можно по-разному. Конечно, секундный эпизод с обнажённой грудью Валинтины Тализиной - это не причина. (Могли просто вырезать и забыть.) Дело здесь гораздо глубже. На протяжении всего фильма неоднократно проскальзывали реплики, содержание которых можно трактовать двояко: это и слова о прогульщице ('У нас - все добренькие!'), и разговор о судьбе парализованного матроса ('Судиться надо с государством!'), и 'левый' рейс катера, и т.д.

Но и это, наверное, не главное. Разговоры - лишь фон, на котором Марк Осепьян показывает историю 'перекати-поля' - Сергея Прасолова. Человека, для которого собственное 'Я' превыше всего остального. В сугубо личных интересах, он будет и говорить и действовать так, чтобы поиметь максимальную выгоду от окружающих. Отсюда и его якобы 'обличительная' речь на собрании. ( Лучший способ защиты - это нападение.) Получается, что такой вот антигерой - подлец и подонок - Сергей Прасолов - это и есть 'главный строитель коммунизма', потому что он больше всех заботится об интересах государства! Но парадокс в том, что такой 'строитель' никому не нужен.

Замечательный актёрский состав лишь придал этой истории и глубины и выразительности. 'Проходных' персонажей здесь нет. Все они одинаково значимы. И Иван Бурлаков - неподражаемый Пётр Вельяминов, снявшийся в этом же году в 'Командире счастливой «Щуки», и Еленка - Валентина Тализина - девушка с очень непростой судьбой, и Николай Николаевич - Афанасий Кочетков - друг детства Ивана, и 'сказочный' Евгений Лебедев в роли Игната Григорьевича, и, конечно, Сергей Павлович Прасолов в исполнении Юрия Орлова, к сожалению, снимавшегося в кино так недолго.

И в заключении. Фильм снят по повести Бориса Васильева 'Иванов катер' - очень интерсном произведении, в котором тема, поднятая в фильме, даётся и с 'прологом' и с 'послесловием'. Поэтому заинтересовавшемуся зрителю я бы посоветовал прочитать повесть, тогда многие моменты фильма прояснятся за счёт глубины авторского текста: 'Он был немолод. От хромоты в левой ноге чуть сутулился и при ходьбе привычно выносил вперед правое плечо. Морщины избороздили до черноты загорелое лицо, и особенно много их набежало возле глаз, словно человек этот всю жизнь смотрел против ветра.' Б. Васильев ИВАНОВ КАТЕР

17 декабря 2013 | 15:54
  • тип рецензии:

Фильм представляет нам два взгляда на общественные взаимоотношения - ну, как это видится из 'окопа' представителей культурной среды. Оба жизненны и достоверно воплощены на экране. Один, представленный Просоловым, о построении своих координат, не обращая внимание на окружающих. Второй, Бурлакова, построен на понимании взаимодействий с окружающими. И авторы однозначно становятся на точку зрения последнего, всеми приёмами показывая ущербность позиции персонажа Юрия Орлова. Но единственное, что могут 'предъявить' ему творцы это само-обеляющий выпад на суде, всё остальное существует только в словах и ощущениях окружающих. Но Просолов, по сути, совершив, вполне бурлаковский поступок - повёз пассажиров в город, посадил, не по своей вине, катер на мель подвергся общественной обструкции, а герой Вельяминова при выполнении опасного манёвра, искалечив члена экипажа, считается героем! И речь Просолова принята зрителем была бы по иному проговори он подводку к обличению Бурлакова - что я сделал отличного от того что делает Иван? А ещё стоит упомянуть об общественных ресурсах - топливе, которое расходуется на различные 'личные' нужды и даже тоннами ликвидируется по ненадобности. Девятнадцатью годами ранее поехали бы ёлки валить и Сергей, с его личной системой координат и Иван сотоварищи, как расхитители. Или вот - попробуй сейчас сходить на катере не по работе или скосить чужое - расправа будет быстрой и однозначной, без сантиментов. Но время выхода фильма другое - в искусстве материализм ушёл на третий план уступив неясным ощущениям, чувствам и понятиям. А без объективной картины социума, контроля со стороны коллектива понятия быстро превращаются в 'понятия' и следует быстрая деградация общества до 'семей', 'группировок' и 'блатных'. Так, что персонаж Орлова враг лишь себе - никто не любит не гибких в общении людей, а капитан Бурлаков это коррозия разъедающая социум. Но деятели искусства находясь внутри этого общества и имея такие же пятна разложения лишь лакируют их оправдывая себя, выставляя на показ как достоинства. Это всё происходит от недостатка понятийного научного аппарата и культивируемых чувственных ощущений у деятелей культуры.

Чего же не понимали авторы? Возьмём мат. сторону вопроса - по невозможность такой траты общественных ресурсов 19 лет назад, в связи с чётким контролем и пропагандой ответственности основанной на понимании того что народное выше личного, уже понятно. А как бы решались вопросы с инвалидом, сеном, проездом в город? Как и теперь - деньгами, только помощь шла непосредственно от предприятия, из дополнительных фондов появляющихся от повышения производительности труда, ну от уменьшения простоя с обучением радистов, хотя бы. И всё так и было ещё четырнадцать лет назад до создания фильма.

А как же решить, казалось бы, неразрешимый конфликт между главными героями, между которыми, как между крайностями, мечется невозможно женственно-чувственная Еленка - героиня Талызиной? Только в коллективе можно примирить эти два видения взаимоотношений и применить их для пользы делу. Месткомы, парткомы, собрания коллектива, товарищеские суды всё это работая должным образом способствовало выработки конкретных законов по взаимоотношениям в группе людей - писаных законов, изменяемых в соответствии с ситуацией(есть пароход в город/нет его, есть или нет тёлочка и т.п.). Такое решение предлагалось государством, освещалось в творческих работах, опять же, ещё за 14 лет до выхода данной картины. Но государство ушло из этой сферы отдав его на 'откуп' 'тонкочувствующим' но смутно понимающим.

6 из 10

02 октября 2021 | 10:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: