Насколько жесток человек? Как далеко он может зайти в своей злобе, безвыходности и бесчеловечности? 'СФ' однозначно отвечает на этот вопрос - предела нет. В юности мне на глаза попался фильм - там мужчине забивали гвозди в руку на допросе. Эти кадры до сих пор сидят в моей голове, хотя название фильма я не вспомнила и больше уже ни разу не смотрела. Потом было множество ужастиков и фильмов про насилие и издевательства. Каждый раз что-то шокировало, но потом стиралось из памяти.
С каждым фильмом у режиссеров все больше срывает крышу - чем еще удивить любителей подобного 'треша', где кровь, кишки и секс? И вот здесь появляется пресловутый вопрос - насколько безгранична жестокость? Дети издеваются над животными и детьми младше - из-за любопытства и безнаказанности. И с каждым разом пытки все изощреннее. И они порождают новых чудовищ.
Этот фильм из разряда 'куда уж хуже'. Нас когда-то шокировали новости об изнасиловании 13-летних детей. Шокируют сегодня? Нет, мы говорим - эти малолетки сами выглядят неподобающе. Потом шокирующим стал возраст 8-9 лет. Сегодня и эти новости вызывают лишь мимолетный гнев. А потом, услышав новость о двухлетней девочке, задалась только одним вопросом - как? Это же физически невозможно. А тут новорожденная. Куда уж хуже и дальше...
Мораль стирается, все доброе и хорошее уходит в небытие. Люди жаждут то, что будет щекотать им нервы и чем дальше, тем хуже. Это как наркоман - каждый раз нужна доза побольше.
Концовка предсказуема - после всего, что было, жизнь - не выход. Но последние кадры и фраза 'начни с маленького' - это, конечно, вбило еще один гвоздь в доску 'куда уж хуже'.
Одно могу сказать, после этого фильма ЛЮБОЙ 'ужастик, хоррор, треш', все эти 'Пила' и 'Хостел' уже не будут вызывать 'бурю эмоций'. В человеке убивают все живое, не остается добра и надежды. Возраст жертв педофилов молодеет, мужики возбуждаются от жестокости и боли партнера. По мне так - Содом и Гомора возрождаются. Радует только одно - не надолго. Проще очистить землю от человека, чем человека от всей этой гадости.
Оценки не будет - через час после просмотра гнев ушел, осадка не осталось - просто потраченное время и убеждение - предела жестокости нет, она безгранична...
Первый фильм, о котором всё-таки не поленился оставить отзыв
Очень много эмоций было, пока смотрел, думаю, как и у всех. Пытался понять всё правильно, не отвлекаясь на посторонние мысли и концентрируя внимания на ощущениях главного героя. Сложный фильм, но если думать о положении Милоша, а не о морали, что большинству тех, кто оставляет отрицательные отзывы, похоже, так и не удалось (их можно понять, психика тяжело поддаётся контролю), то его действия логичны и объяснимы. Он не был готов ни к чему, в отличие от тех, кого Вукмир снимал в своих фильмах до него. Он не был психически испорчен, как остальные актёры, операторы, продюсеры и те, кто был замешан во всём этом. Фильм с максимально трагическим сюжетом, отражает, как ни печально, самую актуальную проблему современного общества - власть денег. Если бы Вукмир не втянул ради 'настоящего кино' (которое он так и не продал) во всё семью Милоша, то можно было бы избежать трагического финала, более того, Милош бы смог полностью реабилитироваться от любой психической травмы и, получив обещанные деньги, решить сразу все проблемы: засадить Вукмира, обеспечить на всю жизнь семью (ради чего он, собственно, и пошёл на всё это, и на что надеялся до последнего вплоть до последнего своего 'рабочего дня'), а главное - сделать для себя чёткие выводы, получить самый горький жизненный опыт, навсегда бросить карьеру порноактёра и стать совершенно другим человеком. Но, к сожалению, Вукмир был слишком одержим и сломал жизнь не только Милошу, но и себе самому (не говоря о многочисленных жертвах). Последней сценой режиссёр хочет показать, насколько циничны и жестоки бывают люди и что ничто не остановит зло, которым управляют деньги. Фильм действительно сложен к пониманию и пропитан отчаянием, безнадёжностью и постепенно накапливающимися переживаниями, но если человек, посмотревший его, поймёт суть, то, я считаю, он многое для себя уяснит и извлечёт пользу. Если же его не пытаться понять, то можно зря убить время и испортить себе настроение, нервы, а то и психику. Поэтому нужно не только переживать, но и думать во время просмотра.
Снятый пять лет назад «Сербский фильм» и сейчас в Сети вызывает бурное обсуждение. Что же это:артхаусное искусство или чернуха больного воображения режиссера энд сценариста Срджана Спасоевича?
Перед просмотром я читала отзывы на «Кинопоиске» и других киношных ресурсах и у меня даже появился страх перед просмотром картины. Думаю, что за такие ужасы он там снял, что все без исключения:и положительные рецензенты, и те, кто хает режиссера, говорят о невероятном насилии, творящемся на экране?
Я нигде не смогла найти интервью Спасоевича о фильме, хотелось бы почитать, что именно он желал сказать своей работой. За неимением информации зрители строят свои догадки:кто-то нашел политический подтекст, кто-то увидел изнанку порноиндустрии, кто-то не нашел ничего, кроме грязной порнухи и невыносимого ужаса.
Теперь о моих впечатлениях о «Сербском фильме».Фильм разбит на две части, режиссер очень точно провел грань «до» и «после» начала трагедии, которая разыграется с героем. Не вижу надобности пересказывать сюжет, потому что он в полной мере описан в аннотации на сайте. В этих двух предложениях и раскрыта первая часть фильма, а после слов «…кровавый ужастик» начинается вторая половина картины и он(ужастик) начинает происходить на экране.
Надо сказать, я ждала большего от этой работы, раз уж Спасоевич взялся за такую трагическую тему. Сценарий оказался слабым, автор настолько увлекся насилием и порно, что работа над образами своих героев и диалогами осталась за бортом:игра актеров и их реплики получились искусственными и плоскими, диалоги очень убоги, да, а о персонажах мы вообще ничего не знаем, словно незнакомых людей привели с улицы и дали им читать свою роль. Это не дает проникнуться к ним пониманием, сочувствием и сопереживать этим людям. Первая часть, в которой необходимо было ознакомить зрителя с героями, зацепить нас их историей, не получилось, было скучно и время тянулось.
В последние пятьдесят минут все оживляются, перестают чё-то там пустое говорить и начинается типа месиво и кровавый секс. О боже, все так всполошились, будто до этого не видели кровавых сцен насилия(посмотрите корейские фильмы хотя бы) или не представляли какое дерьмо творится в мире, стоит только выйти за дверь своей квартиры. Что, никто не знает, что сейчас, именно в эту минуту насилуют, убивают и мучают женщин, мужчин и детей? Или для вас стало открытием, что дяди в дорогих костюмах спонсируют детское порно и прочие снафф радости? Это было, есть и будет. Есть тот, кто насилует;тот, кого насилуют;кто это снимает;и, наконец, есть те, кто, сидя перед экраном, с наслаждением на все это дело дрочат. Спасоевич взял на себя смелость показать без прикрас то, что все мы и так знаем, и не надо делать вид, что для вас, негодующие и кричащие «о боже, как он мог!» это стало каким-то откровением. В жизни родные родители делают такое с детьми, мужья с женами, что никакому Спасоевичу в голову не придет. Уж не будем говорить о мире проституции, криминала, индустрии порно и т.д. Да, режиссер бьет наотмашь своего зрителя, заставляя испытать шок и отвращение ко всему, что он видит, но, как говорил Джон Доу в фильме «Семь»:»Людей уже не достаточно просто похлопать по плечу, их надо бить дубиной».»Сербскому фильму» удалось огреть дубиной общество зашоренных в своем мирке людей.
Итог. На мой взгляд «Сербский фильм» не несет в себе какой-либо художественной ценности, с точки зрения искусства он никакой, но авторам удалось заставить зрителя почесать репу, типа,«вот же ужасти творятся, фу-фу-фу»,в других вызвать восхищение своей жестокой честностью и бескомпромиссностью, в общем, эта лента не прошла незамеченной так или иначе. Это уже плюс.
Изменит ли он что-то в жизни общества? Нет, конечно. Мы поохаем, постонем и поплюемся на все эти мерзости на экране и на следующий день спокойно пройдем мимо шпаны, бьющей женщину или школьников, истязающих кота…
Фильм не для всех, стоит заметить данное сразу, потому такой значительный разброс во мнениях складывается, слишком рискованная работа сценаристов и режиссера, а чем выше риски, тем сильнее вероятность, что картина не устроит очень многих.
Стоит заметить, что понятие реально снимаемых снафф-фильмов с присутствием уже далеко не художественной составляющей тесно связано с неразберихами и войнами, подобные эпизоды как похищение людей и дальнейшие пытки над ними были неплохим заработком в самом конце двадцатого века (бомбардировка Югославии), если же зритель копнет еще глубже, то сможет заметить, что сам по себе антураж фильма больше соответствует именно тому году, а не 2010.
Фанаты известных своей жестокостью фильмов как 'Хостел', 'Пила' или даже 'Человеческая Многоножка' должны сразу понимать, что фильм будет ближе к нашумевшему 'Снафф 102' или даже некоторым частям 'Подопытная Свинка', только к данному прибавятся еще и личностные отношения, а не просто описываемое насилие на экране, потому браться за просмотр данного фильма тем, кто привык к американским страшилкам с девочками из колодцев или просто отрубленным конечностям я бы советовать не стала изначально, но если хотите встряску - дерзайте.
Очень сложно играть эмоции, когда в картине изначально не предоставлена возможность проявить все грани, однако, Срджан Тодорович справляется, причем делает то с невероятным успехом ровно настолько, что к середине просмотра начинаешь уже верить, что вся история складывается в действительности, подобной атмосфере способствует и работа операторов, подобраны чуть странные ракурсы, которые могут показаться нелепыми в большинстве фильмов, но здесь эффект скрытой камеры сработал на максимум своих способностей.
Особенный плюсом в моих глазах глазах оказалось аудиальная часть фильма, где нет никаких неожиданных минорных звуков и девочек, которые спускаются в подвал с маньяком под похоронный марш, вполне себе реалистичные кряхтения, крики, отдаленная мелодия, но без вычурных акцентов, что в хоррорах редкость.
Впечатлительные особы могут пораниться до глубины души сценами эротического содержания, которых достаточное количество, потому будьте сразу готовы к зоофилии, педофилии и изнасилованиям, а так же количеству неожиданно незаслуженной боли на экране.
Я не знаю фильмов, которые хоть на десятую были подобны этому проекту, меня подкупила самобытность, слишком многие работы сейчас теряют свою уникальность в киноиндустрии.
Буду краток. В сети Интернет все низовое, вирусное, сальное и оттого так притягательное, заполоняет собой пространство и рано или поздно люди смотрят активно обсуждаемые фильмы. Причем их популярность может быть отсрочена на годы. Ярчайший пример такого творчества - 'Зеленый слоник'. Воплощенный на любительскую пленку и полузабытый первоманс на одном дыхании.
'Сербский фильм' часто сравнивают с творением Басковой, но различий здесь больше, чем сходств. Здесь серьезный художественный подход и даже вполне себе обыденный сюжет, что не так типично для фильмов, снимаемых для узкой аудитории.
Сходство же в одном. Это своеобразный протест насилию.
Оно специально выпячивается и демонстрируется зрителю как желание 'выжечь нерв', многие могут почувствовать себя Алексом из 'Заводного апельсина'. Понять до конца природу этого насилия и посыл можно, лишь зная историю Сербии, немногие знают про ужасные снафф-видеофильмы, которые снимали в войну хорваты (а по иным данным и сербы тоже). Это было еще в доинтернетновскую эпоху, хотя сеть формально уже существовала. Фильмы делались в подвалах, а содержимое определялось лишь фантазией заказчика из числа современных персонажей де Сада. Трупы. главным образом молодых девушек, потом выбрасывали в море, война все спишет. Подобное было и в Чечне.
Этому феномену человеческой мерзости и посвящен фильм. Это трагедия нации, воплощенная в гротескной форме. И бегающий и насилующий все подряд персонаж - это аллегория солдата на войне, который своими действиями раскручивает маховик безумия, который рано или поздно перемолет и его самого.
Но не призываю искать глубокий смысл. В конце концов, всерьез фильм на это не претендует. Каждый увидит в нем что-то свое.
Порноактер в отставке Милош, финансовое положение семьи которого оставляет желать лучшего, соглашается тряхнуть стариной в новом фильме загадочного, известного лишь в узких кругах режиссёра Вукмира Вукмира, даже не предполагая, что этот фильм, вполне возможно, станет последним в его долгой влажной карьере, и его счастливый упругий конец получит совсем несчастливый конец.
'Сербский фильм' Срджана Спасоевича, строго говоря, совершенно не тянет на адекватный фильм-аллегорию, хотя до определенного момента именно им, метафильмом, он и пытается притвориться поначалу. Но, к сожалению, те аллегории на великую трагедию всего сербского народа в ХХ веке являются или излишне прямолинейными, или слишком завуалированными, и до весьма безнадежного финала зритель приходит не столько в состоянии прозрения от показанной истины, сколь пребывая в прострации, шоке, отвращении и презрении ко всему роду людскому. Собственно, все те многочисленные попытки привязать этот, без сомнения, эпатажный фильм к той или иной политической реальности согласно избранной и довольно таки тенденциозной авторской целесообразности кажутся просто банальным оправданием вящего неумения режиссёра сказать всю правду матку, не демонстрируя эту самую матку при любом удобном случае.
Конечно, Спасоевичу, дебютанту в большом кино, наглости не занимать, и 'Сербский фильм' лишь на ей родимой да комиксово-стильной провокативности в сущности и выезжает, будучи при этом картиной напрочь лишенной любых контрастов, которые бы подчеркнули, будь они в фильме, всю катастрофичность и апокалиптичность положения центрального протагониста, который своей длинной змеей погнался за длинным долларом, а в итоге получил сполна все прелести подпольной кровавой порнографии. То есть исключительно как gore, splatter и псевдоснафф 'Сербский фильм' идеально срабатывает, ибо в фильме не чувствуется совершенно андеграундного, преимущественно любительского уровня режиссуры. Даже в самых безобразных по своей природе сценах фильм отливает кровавым оловом неистового стиля, 'реальный' режиссёр Спасоевич, вслед за вымышленным Вукмиром, упивается бунтарством тотальной нецензурщины и бесцензурщины, в то время как камера живёт и умирает, приступает к прелюдии и кончает не сухо, а с очень большой кровью. Границы между кино и реальностью окончательно и бесповоротно размываются, как и грани дозволенного.
Проще объяснить фильм не как безумную историю 'большой сербской семьи', которую поставили на колени и заставили орально удовлетворять всех встречных и поперечных, хотя именно эти аналогии сам же режиссёр и бросает зрителю как кость голодным псам, выговаривая лежащие на поверхности даже такого фильма знакомые идеи(поскольку о чем бы и кто бы не снимал сейчас, а уж тем более раньше, в Сербии все так или иначе сведется к братоубийственной войне, переломившей бытие бывшей Югославии радикально и навсегда), но как своеобразный ' фильм в фильме', зловещий авторский мираж о потусторонье кинематографа как такового. О Вукмире зритель знает мало, и эта недосказанность в отношении центрального антагониста в противоположность чрезмерной откровенности брутального насилия, хотя и не без моментов гротеска, превращает режиссёра снафф-муви в воплощенное Зло, в эдакого кинематографического Воланда, за высокую цену регулярно устраивающему чудовищные балы на киноплёнке. Дело его всегда за малым: найти подходящую жертву и заставить играть по своим правилам. Это не так трудно, и на выходе 'Сербский фильм' превращается в универсальное предупреждение о том, что за все в этой жизни надо платить в троекратном размере, но предупреждение несколько вторичное и запоздалое, учитывая что почти тоже самое и в той же радикальной манере киноязыка проделал Элай Рот в своём 'Хостеле', а Срджан Спасоевич его дикую оргию разбавил для пущей мерзости-дерзости симулякрами педофилии, некрофилии и инцеста.
Да, я аморален. Я восхитился этим фильмом. Да, я сумасшедший, после осознания просмотренного я вслух поблагодарил Срджана Спасоевича за пробуждение во мне тех эмоций и настроения, которые я не знал в себе раньше. А ты, обывалый зритель, который боится посмотреть этот фильм и обходится рецензиями, или тот, кто уже посмотрел и извергает из себя желчь и ненависть после просмотра, сможешь ли ты увидеть прекрасное в уродстве?
Фильм - уникальность, фильм - взрыв, фильм - красное пятно на зеленом полотне кинематографии.
Эмоции - это жизнь! Вот какой девиз я дал этому фильму, и обязан объяснится.
В первую очередь, 'Сербский фильм' это призрак своей омерзительности. Нет человека, который зашел на 'КиноПоиск' и решил: Сегодня я хочу посмотреть 'Сербский Фильм'! Ты слышишь об этом фильме из рейтингов самых запрещенных и аморальных фильмов, из ненависти посмотревших, из форумов и топиков 'какой фильм я бы не советовал смотреть'. И тут только тебе нужно решить, принять их мнение, или крепко стукнуть по столу и посвятить следующие два часа своей независимой оценке. Если вы выбрали второе, вы пожалеете. Вы пожалете, что увидели это, и никогда не сможете забыть, либо вы пожалете что не можете стереть себе память и нажать на кнопку 'бесконечный повтор'.
Я ждал чего то невероятного, чего угодно. Каннибализма, оргий, маньяков, в общем чего то, что вызывает у всех такое отвращение к фильму. Но, к своему удивлению, ничего подобного на экране не было. Перед нами грустный, раскисший главный герой, Милош, бывшый порно актер, его обыденная жизнь, его сын и его невероятно красивая жена. Единственное, к чему можно придраться, это брат главного героя, который не понравился с первых минут, и то, как необычно Милош объясняет маленькому сыну содержимое эротических фильмов своей молодости. Знаю, по описанию похоже на семейный американский ситком, просмотр вызывает такие же эмоции. И вот, старая знакомая Милоша предлагает ему тряхнуть стариной и поднять легких деньжат - ради сына, конечно. Сниматься в эротических фильмах, не зная сюжета. После долгих раздумий, он все же соглашается.
И вот, начинается основная часть фильма. Мы знакомимся с щедрым режиссером Вукмиром, одновременно обычном и странным человеком. Все вполне спокойно. Перед нами съемки первого фильма. Всю суть здесь раскрывать незачем, скажу лишь, что маленькая девочка увидела Милоша голым. После этой сцены я взбесился. Прошла уже половина фильма, неужели в таком духе это и закончится? Это и есть вся мерзость, девочка видит половой орган? Хотелось выключить компьютер и выйти прогуляться, но негоже недосматривать чью то работу. И, не зря. То, что происходит дальше, невероятно. Все, что происходит дальше тяжело описать словами, да и незачем, это нужно увидеть. Все так, как и ожидалось в начале, даже лучше. Это то, что не снимет никто другой, и не будет просмотрено второй раз. Каждая сцена пропитывает разум, каждое действие - необъяснимо. Невозможно отвлечься, невозможно думать о чем то другом, лишь картина перед глазами, звук в наушниках и бесконечные мысли в голове, на которые нет ответа. Когда все закончится, пути обратно уже не будет.
Я прекрасно помню ту минуту. Диалоги закончились, на экране титры, а в комнате царила необычная тишина. Она длилась около пяти минут, пока я собирался с мыслями и связывал их воедино. И тогда я засмеялся. Громко, по настоящему, так, как не смеешься с глупых комедий и анекдотов.
В тот момент я все понял! К чему все эти споры, запреты и осуждения, ведь вся суть плавает на поверхности!
Все что было нужно, это расслабиться и сделать свой собственный вывод...
'Сербский фильм' - это тот фильм, эмоции от которого вы пронесете через многие года. Это тот фильм, который невозможно просто посмотреть и забыть. Это тот фильм, к которому мы не готовы.
А тот, кто после этой рецензии решится на просмотр, останусь я в твоей памяти как сумасшедший или как ценитель?
Сидя некоторое время перед монитором после просмотра этого фильма, я минут 15 разбирался в своих эмоциях от увиденного. За свою жизнь я посмотрел много фильмов разного калибра и степени жестокости, не буду перечислять какие, но, поверьте, на фронте кровавых фильмов я не новичок. 'Сербский фильм' - это один из тех фильмов, о просмотре которых не очень хочется разговаривать с людьми, т. к. большинству не хватит сил взглянуть под обёртку, да и обёртка им кажется ужасно не красивой, но хватит лирики, поговорим о качестве исполнения. Обычно при словах кровавый фильм вспоминаются дешёвые слешеры, которые клепают в диком количестве ежегодно, чтобы по быстрому срубить денег с молодёжи, желающей пошуршать поп-корном, ну или пообжиматься на последнем ряду. Забудьте. 'Сербский фильм' снят очень качественно, я бы даже сказал, что пугающе качественно, из-за чего зритель начинает чувствовать себя не очень комфортно. Сама история, описанная в фильме, и то, как главного героя ведут по ней, выглядит очень складно, что добавляет острых ощущений. Актёрская игра тоже не подкачала. Каждая сцена фильма исполнена с очень качественно и даже с любовью. Если говорить о фильмах, наиболее близких к 'Сербскому', то я, пожалуй, назову '8мм' и 'Семь', т. к. они тоже в своё время произвели на меня очень похожее впечатление. 'Сербский фильм' - это кино для очень узкого круга людей, т. к. красоту уродства способны оценить очень немногие, об этом, кстати, в первую очередь говорят оценки фильму, они крайне полярные, то есть либо фильм нравится, либо ты его ненавидишь, сказать, что фильм средненький - язык не повернётся. Чтобы заинтересовать Вас в просмотре этого триллера скажу классическую фразу: 'Никогда не смотрите этот фильм!'
От себя постараюсь просто внести ясность. Если вы нормальный человек, который разок-другой случайно посмотрел какой-нибудь псевдоснаф типа 'Пилы', которым нас иногда потчует Голливуд, то с большой вероятностью зрелище вам не понравится. Это уж, знаете, слишком.
Если вы любитель некоммерческой киночернухи (это когда все серии пресловутой 'Пилы ' скачал, всех Многоножек переглядел, Мучениц и проч.), то наверняка уже посмотрели, оценили, показали всем единомышленникам. Тут вам и брутальный секс, и ББПЕ.
Если вы маньяк-извращенец, то заскучаете от того, как все ненатурально и передернуто. Собственно говоря, эти перекруты кино и погубили. Похожее чувство возникает, когда у де Сада читаешь про гротескные сцены изнасилований (он там иногда пытается дойти до предела, но когда порнографические эпизоды начинались, было развратнее и горячее).
Не хочется делать категоричных заявлений, но по мне так псевдопорнуха вообще обречена. В интернете даже при стандартных настройках браузера можно нарыть такое, что никакой сербский хардкор в сравнение не пойдет. А уж если браузер 'подкрутить'...
Конкурировать с этой лавиной настоящей грязи из жизни настоящих опущенцев для подобных сербских фильмов просто нереально. Надеться, что эта чернуха вразумит легионы актеров кино для взрослых, режиссеров детского порно и исторченных шлюх так наивно, что только по незнанию силы людского стремления к саморазрушению можно на это надеяться.
Замыленный глаз онаниста едва ли найдет в 'Сербском фильме' что-то крайнее, в то время как эти ваши нормальные люди будут либо негодовать, либо упоенно описывать 'эпатаж', 'нестандартность', 'зрелищность'.
Веселят попытки проводить параллели с истерзанной войнами Сербией (особенно страдал душой за сербский народ во время сцены с привязанной к кровати шлюхой). Ну да, им, которые серьезные режиссеры и артисты, просто в порнухе сниматься не комильфо, так пусть бы философия какая или намек на глубокой смысл. Если уж делать это дело, то не порно ради и сомнительного эпатажа для, а из-за какого-нибудь Наследника Медвежонка. Чуют салаги, что просто так без идейных вывертов порнохаб не побороть.
5 из 10
плюс желание скинуть еще пару баллов за попытку выехать на какой-то зарытой в недрах фильма философии. Дохлый прием, на лоха.
...ведь это только в первые дни после просмотра ты ходишь со всеми этими кровавыми картинками в голове, ошибочно полагая, что посмотрел весёлый трэш. Нет и ещё раз нет. 'Сербский фильм' (даже выбор названия на это указывает) представляет собой ни что иное как грамотную и доведённую до ума копию самого скандального балабановского фильма. Дело не только в схожих чисто внешне тематических моментах - ну да, тут тоже фигурирует расчленёнка и очень нестандартный секс. Как будто бы дело лишь в этом!
Осознанно или не очень, но сербскому автору удалось сделать то, что не вышло у признанного на постсоветском пространстве мастера... А именно: завёрнутую в хостелоподобную обёртку политико-фрейдийскую драму. Всё, что здесь происходит, неправдоподобно в точности так же, как и образы из Груза-200, но с той лишь разницей, что Балабанов намеренно давит по ещё не сросшимся ранам, в то время как его сербский коллега уже умеет над ними посмеяться.
Балабанов показывает изнасилованную бутылкой водки девственницу в белых носочках, давит слезу. Зрителю смешно. Спасоевич показывает героиню 'шлюхи' из фильма в фильме. 'Она опозорила весь наш род. Мы рады, что ты избавил нас от этой сволочи,' - пафосно изрекает мерзкая старуха, якобы мать-той-шлюхи из фильма в фильме. У зрителя мороз по коже. Балабановская Родина-алкоголичка смешна, в то время как Родина Спасоевича поражает... Добавьте к этому официальную статистику во Восточной Европе - сколько женщин за последние десятилетия были вовлечены в подпольную секс-индустрию. Добавьте к этому менталитет маленькой европейской страны, которая, естественно, чувствует себя беззащитной. Во фрейдиском поле образов она будет соответствовать женщине-в-беде. Только её никто не спасёт. Рыцареподобный маскулинный герой в данном случае не отвечает за свои действия, он словно 'заколдован', он насилует свою беззащитную землю и он не в силах себе же противостоять. Как Вам такое видение судьбы своей страны? Думаю, что посильнее будет, чем у Балабанова.
В свете всего вышеописанного мне остаётся только удивляться способности сербов посмеяться над своим довольно-таки трагическим мироощущением. Но это, безусловно, говорит в их пользу.
P.S. Кстати говоря, 'Сербский фильм' даже в чисто формальном плане впечатляет. Все мрачные образы фильма весьма щепетильно сконструированы и имеют под собой систематическую основу. А Вы потом думаете - почему это даже спустя долгое время не перестаёт по ночам сниться?..