Играет типичная балканская музыка (что-то типа Бреговича). Плавно появляется название «Сербский фильм». Вдруг всё резко меняется: музыка становится жёсткой, мы видим мальчика, который смотрит порнофильм, причём с участием своего отца. И приходит понимание, что дальше лучше не будет.
На самом деле, говорить о фильме серьезно, лично у меня, не получится. Фильм вторичен с первого и до последнего кадра. Ничего, кроме смеха, вся эта ахинея не вызывает.
К различного рода извращениям, порнографии и насилию, по-моему, у каждого пользователя интернета и телезрителя давно сложился иммунитет. В криминальных программах иногда страшнее вещи показывают. И потому, когда взрослый режиссёр берётся снимать свой первый фильм, а у него получается что-то подобное, то кроме недоумения, такое творение ничего вызвать не может.
Всё это уже где-то было. Даже резкая смена музыки в начальных титрах фильма. Классический приём, который был, ну, например, у Ханеке в «Забавных играх», когда классическая музыка переменялась трэш-металлом.
Понятно, что эзопов язык многолик, и каждую сцену можно интерпретировать под многоуровневую аллегорию, но только не в случае с начинающим режиссёром.
У Михаэля Ханеке, или, например, у Ульриха Зайдля, все отвратительные сцены являются осмысленными и несут в себе философский подтекст, а «Сербский фильм» - это чистой воды эпатаж.
Пугает одно. Догадываюсь, какая судьба ожидает фильм в России. Сомнительно, что фильм выйдет в прокат, но зато станет хитом в социальных сетях, как это было с фильмом «Класс» Ильмара Раага. И у каждого 13-летнего юнца данный фильм будет находиться в разделе «Видео» с пометкой «Жесть» - вот это действительно страшно. Какой эффект окажет фильм на неокрепшие умы - непонятно, а нам с этими малолетними маньяками бок о бок жить.
Писать этот обзор для меня невероятно сложно, потому что все никак не могу прийти в себя окончательно после просмотра, прийти к каким-то выводам относительно данной картины, но поток мыслей все же обнажить стоит.
Во-первых, да простят меня гуманисты всех мастей, фильм удался, и еще как. Нет, я не поклонник ультражестоких сцен и не возбуждаюсь от них, но все же, если объективно посмотреть на ситуацию, отставив эмоции, признаем: не так страшен черт, как его малюют. В фильме есть всего парочка ОЧЕНЬ экстремальных сцен, которые заставят любого мало-мальски нормального человека крепко зажмуриться и прикрыть уши, но во всем остальном лента представляет из себя крепкий, но весьма шаблонный триллер-хоррор, чей сюжет строится по принципу многих и многих легионов своих предшественников. Попробую резюмировать свои впечатления:
Во-первых, надо отметить, что очередные негласные табу на то, что не следует показывать на экране, в очередной раз нарушили европейские хоррор-мэйкеры. Я думал, что отличатся французы, ан нет, вдруг, откуда ни возьмись, на небосклоне жанра появился никому не известный сербский режиссер, который, кажется, сломал последние заградительные барьеры из морали и этики. Вот это просто ужасает. И еслы вы думаете, что дело ограничивается простой мясорубкой а-ля американский слэшер, то сильно ошибаетесь. Создатели пошли намного дальше, они ПСИХОЛОГИЧЕСКИ выматывают и шокируют зрителя до такой степени, что, думаю, многие, как и я, после просмотра просто находились в состоянии прострации и были не в состоянии думать адекватно. Зато было чувство, такое гадкое, что прикоснулся к чему-то злому, гадкому, мерзкому и отвратительному до такой степени, что даже 'Мученицы' блекнут по сравнению с этим. Просто для меня квинтэссенцией жестокости во всех своих проявлениях была именно эта картина, но теперь, думаю, место её займет 'Сербский фильм'.
И в то же время фильм нельзя назвать какой-то халтурой, он захватывает внимание, в нем есть логично выстроенный и стройный сюжет, отличные актерские работы (кто забудет этого Люцифера от порнографии - режиссера Вукомира?), весьма неплохой саундтрек, удачно подчеркивающий действие, а также атмосфера тотального распада, морального, культурного, человека, да такого, что его, пожалуй, следует поставить уже где-то ступенек на 100 ниже любого животного.
Да, Сербия - страна с тяжелой судьбой, война, разделившая некогда единое государство, больно ударила по национальному самосознанию, думаю, что это сродне потере некоего ориентира. Именно на этом акцентировали внимание создатели, раздавая бесчисленные интервью, - дескать, посмотрите, во что превратилось наше государство. Только вот все эти объяснения кажутся мне высосанными из пальца, совсем как у Балабанова вышло с его 'Грузом 200'. Там тоже все любили находить аналогии, представляя главную героиню как матушку Россию в преддверии больших перемен. Что там, что здесь все подобные трактовки камуфлируют желание создателей обеих картин просто-напросто поиграть на нервах зрителей, поиздеваться над психикой и тихо похихикать в уголке, наблюдая за ужасом на наших лицах. А знаете почему? Да потому что в обоих случаях режиссеры явно упиваются сценами насилия, камера смакует их с такой любовью, что сомнений не остается - вот он, главный повод для съемок, а вовсе не желание поговорить о наболевшем или поразмышлять о судьбе-судьбинушке своей родной державы.
Думаю, что ленту можно посоветовать тем, кто слишком долго сидел на диете из голливудских страшилок с детским рейтингом и ищет чего-нибудь 'погорячее'. Только подумайте несколько раз, перед тем, как смотреть. Поверьте, даже такой закоренелый фанат жанра, как ваш покорный слуга всю последнюю треть фильма, где и показаны основные кошмарные сцены, провел её с отведенными в сторону глазами, а иногда и с закрытыми ушами...чтобы не слышать криков...особенно детских.
Итог: ужасное, кошмарное зрелище, не идущее со зрителем на компромисс, показывающее такое, о чем нормальный человек даже не в силах подумать. Смесь порно, пыток, крови и самой гнусной стороны человеческой сущности. После такого даже как-то стыдно причислять себя к 'хомо сапиенсам'...
«Нет слишком шокирующих фильмов, есть только слишком скучные» Срджан Спасоевич
Если я все правильно понял, то Срджан Спасоевич пытается сказать, что жизнь любого человека – можно сравнить с порнографией, и не просто с порнографией, а жестокой порнографией. В чем смысл, именно в том, что в порно нет никакого смысла, этим самым режиссер ставит первую тему своего фильма, показывая, что жизнь, как и порно, бессмысленна, но более жестокая. Поэтому режиссер сознательно превращает свой порно-фестиваль в снафф. Мы все помним попытки перенести на экран такую запрещенную тему как снафф. Например «8 мм» или «Дипломная работа», но эти фильмы доказали, что не нужно откровенности, чтобы нагнать на зрителя ужас от запрещенного видео. «Сербский фильм» - идет другим путем, он пытается быть отвратительным и запретным, что в принципе и получается. Фильм вызывает только противоречивые чувства: отвращение и полное непонимание происходящего.
Нет смысла перечислять, что показывает «Сербский фильм». Фильм сам себя покажет, покажет то, что по идее показывать нельзя. Фильм практически переступает черту, но все же режиссер не даёт полностью раскрыть свою волю, и сознательно создает фильм в фильме, чтобы поневоле не перейти эту черту и не нарушить законы собственного жанра.
Проблема данного фильма, в одном, что его захочет посмотреть даже тот, кто терпеть не может подобные фильмы. И в этом главная фишка. Увидеть то, что вызывает отвращение, то, что смотреть нельзя. Но, человек слаб, и именно эту слабость включает в себя «Сербский фильм», его должны увидеть, его должны возненавидеть, но просто так из памяти он не уйдет, он застрянет там надолго и заставит задуматься.
В итоге скажу так, фильм не буду советовать, он не для слабонервных, он не откроет ничего нового, а только нарушит работу нервной системы на пару дней. Но это выбор каждого, и кто-то возможно и оценит «Сербский фильм».
Фильм оказался не совсем таким, каким представлялся после многочисленных отзывов, которые у меня отбили всякое желание смотреть это кино. Да, он чересчур жестокий, но совсем не бессмысленный и не бессюжетный. Здесь есть вполне интересный сюжет, который интригует в первый час фильма (остальные 40 минут - это сцены насилия), а в финале даже будет неожиданный 'поворот'.
Также на интригу в начале фильма работает и гнетущая атмосфера (даже если в кадре ничего ужасного не происходит)созданная с помощью цветовой гаммы и особенно саундтрека. Все-таки при некоторых недостатках поставлено кино мастерски.
Отмечу и неплохую игру исполнителей главных ролей - порноактера, попавшего в ужасающую ситуацию, и сумасшедшего режиссера, возомнившего себя творцом. Типажи на эти роли подобраны вполне колоритные и харизматичные.
Сцены насилия в основном в рамках жанра, кроме двух по-настоящему омерзительных - сцена с охранником и финальная кровавая оргия. Из-за них несколько снизил оценку - все-же режиссер переусердствовал, по-моему, в показе извращений.
И самое главное, фильм страшен в первую очередь своей идеей, а не столько жестокими и откровенными моментами, которые шокируют зрителей.
Хочу сразу предостеречь людей не достигших совершеннолетия, впечатлительных и слабонервных. Рекомендую Вам воздержаться от просмотра данного фильма, дабы избежать эксцессов. Если же Вы человек, который собаку съел на просмотре фильмов ужасов, желаете окунуться в мир разврата и похоти, безумной жестокости, крови и насилия, то это фильм для Вас.
Первая работа сербского режиссера Срджана Спасоевича вышла экстравагантной, эксцентричной и откровенно говоря безумной, нашпигованная садизмом и чрезмерной жестокостью. Если его задача состояла в том, чтобы снять шокирующее кино, демонстрирующее извращенность человеческого сознания, а также гнилость души, какая только возможна, то он справился с ней на все сто процентов, правда немного переборщив…
«Сербский фильм» безусловно является сильной, мощной картиной с гнетущей атмосферой, незаурядным сюжетом и примесью мерзости. Практически на протяжении всего просмотра, фильм держит зрителя в напряжении и ожидании беды. Это ощущение усиливается за счет той реалистичности с которой был снят фильм и зловеще звучащей там музыки. Что касается первой половины фильма, то она смотрится легко, заинтересовывает и интригует зрителя, местами даже может возбуждать, со второй же половины начинается полнейший трэш...
Хотелось бы отметить исполнителя главной роли Срджана Тодоровича (Милош). У него получилось передать все чувства и эмоции своего героя настолько качественно и естественно, что даже мурашки по коже. Станиславский бы точно поверил. Впечатляет!
Сергей Трифунович тоже был хорош. Ему удалась на славу роль фанатика и безумного порно-режиссера, а по совместительству детского психолога, у которого было свое понимание искусства…
В итоге можно сказать что «Сербский фильм» задает высокую планку в своем жанре, но его чрезмерная жестокость, мягко говоря, отталкивает. Таких фильмов мало и слава богу!
Чтобы бы там не заявляли «излишне умные» про то, что нельзя писать отзыв с постоянным «яканьем», мне всегда будет фиолетово, потому что рецензия всегда представляет собой творческий продукт, который обязан своему появлению личному восприятию увиденного, так что без «Я» его нет смысла писать, а кто не согласен – не читайте. Писать о «Сербском фильме» без своего собственного мнения – всё равно что митинговать против войны, не зная против чего она ведётся. Потому на странице фильма отзывы изобилуют эмоциональными выражениями, но только так и должно быть.
В моём кругу о «Сербском фильме» отзываются исключительно отрицательно и так получается, что в его защиту выступаю только я, потому что у меня есть достойные аргументы за него, которые мне хотелось довести и до вашего сведения. Возможно, это изменит ваше мнение коренным образом.
Работа Срджана Спасоевича не оставит равнодушным, по-моему никого, и в первую очередь за счёт показанных в нём сцен насилия и эпатажа. Это буквально выбивает почву из под ног у впечатлительных ( и не очень) особ. Для них это ключевой и самый распространённый аргумент против фильма. В тоже время эти же люди дружно забывают, что в этом плане «Америку» Спасоевич не открывал. До него были такие «великие открыватели» как Паскаль Ложье, Ксавьер Генс, Элай Рот и другие. Почему же мы также забываем, что трансляцию операции на сердце реально увидеть в вечерних новостях ? Потому шока от «Сербского фильма» я не испытал, так как привык к подобному. И эпатаж превратился в обыденное зрелище.
«Сербский фильм» имеет сюжет с вкраплениями чёрного юмора, в то время как тех же «Гротесках» и «Мученицах» он существует только для того, чтобы к ним не клеили ярлык «Снафф-фильмы». И лично мне сюжет не показался примитивным, пусть чего-то особенного в нём нет. Да ещё и чёрный юмор сыграл не последнюю роль.
Итак, представьте, Милош – звезда порно на пенсии. Он уже совсем не тот, но всё ещё в прекрасной форме. Остепенился и ведёт тихую семейную жизнь. Внезапно ему поступает предложение от которого не отказываются – последнее дело, чтобы обеспечить достойную старость. Милош долго не соглашается, но всё же берётся за него.Если в данный момент не всплыл хоть один боевик, то мне с вами разговаривать не о чем. Короче, это в какой – то степени пародия. И как в каждой пародии есть схожесть с сюжетом, так и с поступками пародируемых героев. Потому определённые сцены вызывали улыбку, например, когда брат Милоша смотрит фильм с его участием и завидует его таланту или когда Милош представил нож к своему члену, «взяв в заложники». На самом деле посмотрите повнимательнее, и вы поймёте, что создатели «Сербского фильма» умеют посмеяться, в те моменты, когда это кажется невозможным. Такое нереально представить в «Мученицах» (Потому что это есть истинно больной фильм, в котором не может быть ничего кроме материальных воплощений больных фантазий Ложье.* Примечание автора). И в фантазии Спасоевичу не отказать, ведь в каком художественном фильме главный герой – профессиональный порноактёр ?!
Подводя итоги ещё могу сказать, что это не бессмысленный фильм. В нём так или иначе поднимаются вопросы нынешнего положения дел в части бывшей Югославии. Возможно не так раскрыто, но если немного интересоваться окружающим миром, то не так сложно узнать о налаженном наркотрафике, работорговле и нелегальной трансплантации органов на Балканах. Так что там легко могут снимать нечто подобное, что показано в ленте. Да и банальных выводов о лёгких деньгах никто не отменял.
Теперь идёт абзац, ради которого и началась работа над рецензией. «Сербский фильм» не бессмысленная резня снятая чтобы показать резню как таковую, а фильм, который кому-то не следует смотреть даже после совершеннолетия. Он даже интересен и необычен как симбиоз между пародией с чёрным юмором и триллером. Не жду одобрения, но хочу, чтобы вы увидели в нём не только «кровь-кишки», а ещё множество деталей. Если всё же не согласны со мной, то просмотрите подряд хотя бы «Хостел», «Гротеск», «Мучениц» и если посчитаете, что в этих фильмах больше смысла, то вопросов к вам не имею.
Тотальная аллегория на несусветное стремление заправил независимого государства засунуть в отверстие каждого беззащитного серба большой и толстый мужской половой орган.
Реакция сербской публики была такой же, как и в других странах. Она была разная, потому что фильм-то не для всех. Некоторым людям понравилось, а некоторые - возненавидели 'Сербский фильм'. Одни зрители поняли его, а другие - нет. Самая большая проблема, особенно в Сербии, - это то, что часть зрительской аудитории не знает, как смотреть кино. Они думают, всё, что они видят, является продвижением наших идей, того, что я бы сделал в своем доме. Они не понимают даже основных вещей: есть хороший парень и плохие ребята; плохиши мутят тёмные делишки, а хороший парень борется с ними. Они не понимают, потому что киноязык, который мы используем в фильме, на самом деле ближе к западному кинематографу, нежели к нашему, восточноевропейскому. (Режиссер Срджан Спасоевич)
Шесть лет прошло с момента премьеры знаменитого 'Сербского фильма'. После просмотра становится не по себе, потому что столь громкое название предусматривает за собой значение целой нации. То есть, якобы в Сербии могут действительно 'похвастаться' тем, что правительство и всякие главари только и знают, как обильно помыкать народом и эксплуатировать их по желанию. Полная разруха, никакого просвета и тотальная аллегория на несусветное стремление заправил независимого государства засунуть в отверстие каждого беззащитного серба большой и толстый мужской половой орган. Что ж, 'прекрасный' подтекст. Но вот ни разу мысль об этом не закралась в голову во время фильма. Если смотреть 'прямолинейными' глазами, то перед ними предстает во всей красе криминальный и подробный на шокирующие сцены триллер со строгим предупреждением 'категорически запрещено беременным женщинам и людям со слабой психикой'. Какой-никакой сюжет есть, и, согласно ему, бывшая порнозвезда оказывается послушной марионеткой в руках аморального и свихнувшегося режиссера с непомерными амбициями и широким карманом.
Касаемо 'Сербского фильма', взятая на вооружение порнография - не о поиске метафоры с целью представить наш образ жизни или мои ощущения. Это пришло само по себе, поскольку после всех тех войн в Сербии, мы начали испытывать наши жизни в качестве чистой эксплуатации. В контексте работы, которая требуется, чтобы кормить семью, ты закончишь тем, что будешь порочно эксплуатируемым со стороны начальника или правителей. Так что порнография использовалась в виде прообраза ежедневной жизни, это нормально. Если бы Милош занимался чем-нибудь другим, он все равно в конце концов имел бы похожие проблемы. Всё в наших жизнях и нашей культуре является порнографическим. (Режиссер Срджан Спасоевич)
Хочется верить, что Срджан Спасоевич сотоварищи не стремились воспеть оду упоенному лицезрению безграничного насилия на любой вкус. В рамках показанной истории наивно было бы полагать, что увидишь парочку 'пиф-паф' и дюжину кулачных боев, несколько сексуальных сцен и порцию удобоваримого надругательства над человеческим телом. Естественно, на культовые (?) сцены из 'Сербского фильма' смотреть и страшно, и мерзко. Но каков режиссер, таковы и правила в его произведении искусства. Этот таинственный Вукмир - реальное воплощение омерзительного лика самого жуткого монстра. Его сложно назвать дьяволом, ибо адский котёл на таком фоне видится чуть ли не ванной небесной. Ведь ужасны те ощущения, которые исходят от мысли о присутствии на нашей планете подобных вот экземпляров - с перевернутым сознанием, с геном жестокости и с нескончаемой вседозволенностью. С одной стороны, поразительно то, что с течением времени зарождение различных и новых форм перверсий шло бок о бок с увеличением количества людей на Земле. А в фильме часть 'букета' половых извращений присутствует в полной мере.
Абсолютно верно, что Вукмир - часть системы. В некоторой степени Вукмир - преувеличенный образ всех коррумпированных властей. Последняя сцена с появлением нового режиссёра - кульминация некоторых жёстких сцен в фильме, которые буквально являются набросками наших ощущений. Экстремальные сцены, как, например, с участием новорождённого, - полное дословное воплощение того, как мы чувствуем себя. Никогда не думал, мол, давайте сделаем шокирующий или спорный фильм, давайте побьем мировой рекорд. Такого и в мыслях не было. Мы лишь хотели отобразить самих себя в самом честном и прямом возможном пути. Ты изнасилован с рождения и этот процесс не прекратится даже после твоей смерти: вот главный посыл концовки. (Режиссер Срджан Спасоевич)
Опять-таки трудно определиться с тем, понравился ТАКОЙ фильм или нет. Безусловно, жесть, какая она есть. Хочется верить и надеяться, что подобное может быть исключительно в 'Сербском фильме'. Но это лишь иллюзия. Ведь в жизни хватает места непредсказуемости, и вот уже кто-то из знакомых или друзей или близких (не дай Бог) вдруг окажется очередной жертвой 'режиссеров'. Найдется ли среди адекватных людей один, кто станет положительно или равнодушно воспринимать изнанку реальности... Что ж, зато концовка получилась закономерной. Как жить семье после всего того, что произошло с ними? Какой ещё хэппи-энд нужно было выдумать, чтобы придать сюжету позитивный окрас? Эта концовка - не панацея, не отдушина и не домашний уют. Именно тот случай, когда последние две-три сцены вселяют в тебя столь глубокое отчаяние, что все предыдущие жестокие и безнравственные кадры забываются мигом. Замкнутый, чёрт его побери, круг. Колесо полного мрака, в который есть вход и из которого нет выхода. Будет крутиться столько, сколько будет жить человечество. А человеческое существо, как ни старайся, не изменится, и будет сеять зло.
Я не являюсь любителем фильмов ужасов и всякого мясного трэша с литрами крови и кучами внутренностей, но буйная антиреклама, неизменно сопровождавшая данный фильм с момента его выхода на экраны, заставила меня обратить внимание на данную поделку сербского кинематографа.
Собственно, приступая к просмотру «Сербского фильма», я прекрасно понимал, что то, что появится на экране, явно не будет заряжено позитивом, добротой и весельем, поэтому реакции зрителей по типу: «Я сел смотреть СФ, а там ЖЕСТОКОСТЬ и МЕРЗОСТЬ, меня чуть не стошнило!!!» мне совершенно непонятны. Никто не заставляет вас смотреть СФ, а неизменное ознакомление хотя бы с малой долей циркулировавших вокруг фильма слухов должно было ясно дать понять, что беременным/слабонервным женщинам и детям он противопоказан.
Какое же слово всегда приходит на ум при разговоре о «Сербском фильме»? Разумеется – шок. Шок и СФ, СФ и шок, они неразрывно связаны и основной задачей режиссера было, разумеется, шокировать зрителей. С ней он справился, выплеснув на экран коктейль из зашкаливающего и совершенно неприкрытого насилия, убийств, секса, педофилии, некрофилии, инцеста смешанных и взболтанных в разных пропорциях и отношениях в зависимости от сцены фильма. Да, это не фруктовый смуззи, а человек, получающий удовольствие от того, что происходит на экране, должен незамедлительно проконсультироваться с психиатром. Коктейль Срджана Спасоевича отвратителен, но он запоминается надолго, а умение вызывать эмоции, даже не самые приятные, дано не каждому и это, несомненно, выделяет СФ среди кучи блеклого и пустого киномусора, фильмов которые забываются через полторы минуты после выхода из кинозала. Я снова повторяю, что то, что происходит на экране – отвратительно, но разве можно было бы вызвать такое отвращение без хорошей актерской игры, режиссуры, музыки, атмосферы в целом? Разумеется, нет, всё вышеперечисленное в фильме есть и с этим надо считаться. Поражающая актерская самоотдача (нормально отыграть роль в таком фильме далеко не каждый «оскароносец» смог бы), умело подобранная музыка и камера, принимающая ракурсы, с которых всё выглядит наиболее омерзительно, ясно дают понять, что с чисто технической точки зрения СФ весьма силён.
Однако в погоне за натурализмом и неприкрытостью, насилием и жестокостью, режиссёр перегибает палку и, собственно, ими одними и ограничивается. Да, сюжет в фильме имеется, концовка выносит мозг, словно контрольный выстрел в голову, но вот какого-либо достойного смыслового посыла, скрытого за этой пеленой из крови и насилия я не увидел. Режиссёр, словно искусный художник, нарисовал серию из отвратительных картин и просто выставил их на всеобщее обозрение. СФ показывает, что в мире есть такие мерзкие явления, как это самое насилие, убийства, некрофилия, педофилия и т.д. и именно люди совершают всю эту грязь. От происходящего на экране становится не по себе людям даже с самой стойкой психикой. Но что дальше? Сказать, что эта галерея человеческого уродства способна всерьёз заставить о чём-то задуматься или что она несет в себе эстетическую ценность точно нельзя, это Тарантино умеет эстетизировать насилие в своих фильмах, но никак не Спасоевич.
Какого-либо осуждения я тоже не увидел, скорее наоборот, особенно с учетом концовки. И теперь мы подходим к главному вопросу, который вытекает из монолога одного из героев фильма, вынесенного в заглавие: это искусство? Ответом, пожалуй, будет да - извращенное, уродливое и отвратное искусство, дерзко и откровенно демонстрирующее не самые приятные стороны человеческой натуры, аспекты людской деятельности, о которых принято молчать и не вспоминать, форма искусства, которую надо искоренять заодно с показанной в нём грязью. В фильме был скрытый потенциал и из него в самом деле могло получиться что-то веское и серьезное, если бы режиссёр не решил утопить всё в море чернухи и этим ограничиться. Искренние садисты, любители мяса и прочие товарищи-мизантропы фильм примут с восторгом, впечатлительным людям СФ точно может нанести тяжелые психологические травмы, ну а для всех остальных, решившихся его посмотреть, СФ просто будет шокирующим и уникальным в своей мерзости напоминанием, подчеркивающим, насколько отталкивающим и безобразным может быть человек.
6.5 из 10
P.S. Ещё раз предупреждаю, что перед просмотром фильма надо удостовериться, что ваша психика устойчива, а нервы прочны, словно стальные канаты.
...ведь это только в первые дни после просмотра ты ходишь со всеми этими кровавыми картинками в голове, ошибочно полагая, что посмотрел весёлый трэш. Нет и ещё раз нет. 'Сербский фильм' (даже выбор названия на это указывает) представляет собой ни что иное как грамотную и доведённую до ума копию самого скандального балабановского фильма. Дело не только в схожих чисто внешне тематических моментах - ну да, тут тоже фигурирует расчленёнка и очень нестандартный секс. Как будто бы дело лишь в этом!
Осознанно или не очень, но сербскому автору удалось сделать то, что не вышло у признанного на постсоветском пространстве мастера... А именно: завёрнутую в хостелоподобную обёртку политико-фрейдийскую драму. Всё, что здесь происходит, неправдоподобно в точности так же, как и образы из Груза-200, но с той лишь разницей, что Балабанов намеренно давит по ещё не сросшимся ранам, в то время как его сербский коллега уже умеет над ними посмеяться.
Балабанов показывает изнасилованную бутылкой водки девственницу в белых носочках, давит слезу. Зрителю смешно. Спасоевич показывает героиню 'шлюхи' из фильма в фильме. 'Она опозорила весь наш род. Мы рады, что ты избавил нас от этой сволочи,' - пафосно изрекает мерзкая старуха, якобы мать-той-шлюхи из фильма в фильме. У зрителя мороз по коже. Балабановская Родина-алкоголичка смешна, в то время как Родина Спасоевича поражает... Добавьте к этому официальную статистику во Восточной Европе - сколько женщин за последние десятилетия были вовлечены в подпольную секс-индустрию. Добавьте к этому менталитет маленькой европейской страны, которая, естественно, чувствует себя беззащитной. Во фрейдиском поле образов она будет соответствовать женщине-в-беде. Только её никто не спасёт. Рыцареподобный маскулинный герой в данном случае не отвечает за свои действия, он словно 'заколдован', он насилует свою беззащитную землю и он не в силах себе же противостоять. Как Вам такое видение судьбы своей страны? Думаю, что посильнее будет, чем у Балабанова.
В свете всего вышеописанного мне остаётся только удивляться способности сербов посмеяться над своим довольно-таки трагическим мироощущением. Но это, безусловно, говорит в их пользу.
P.S. Кстати говоря, 'Сербский фильм' даже в чисто формальном плане впечатляет. Все мрачные образы фильма весьма щепетильно сконструированы и имеют под собой систематическую основу. А Вы потом думаете - почему это даже спустя долгое время не перестаёт по ночам сниться?..
Благодаря рецензиям ряда пользователей 'Кинопоиска' наткнулся сперва на австралийских 'Любимых' (после просмотра остались неоднозначные впечатления), а потом уже не помню как узнал про существование сербского фильма под названием 'Сербский фильм' (уж извиняюсь за каламбур, но не я названия для муви выбираю).
Ну не знаю... Srpski film вызвал очень противоречивые чувства. Сказать, что он мне понравился, значит защищать создателей этого порно-кровавого смрада. Но и заявить о том, что фильм откровенный голяк, тоже как-то язык не поворачивается.
Не соглашусь с персонажем ленты Вуркмиром: порнография вовсе не искусство. И этим не излечить больную Сербию от всех язв. Во всяком случае то, что он считал 'настоящим фильмом' явно не выправит позвоночник и не устранит грыжу. Сочетая элементы пикантного кинчика для взрослых с не менее пикантными вариациями, а-ля 'Хостел' Илая Рота, Вукмир и странный толстячок, мелькнувший в серединке и в конце фильма, рано или поздно столкнулись бы с законом бумеранга - что посеешь, то и пожнешь. Думаю, что валяться ныне голым с проломленным черепом не шибко интересно...
По большему принципу, если смотреть на фильм беглым взглядом, то ничего смыслового или явного в нем нет. Даже если начать копаться, то истину не увидите из-за слишком отвратительных и извращенных сцен насилия, от которых любой другой фильм просто загибается и нервно курит в сторонке. Первые 50 минут нас будут кормить довольно таки неплохим эротическиим триллером, а уж потом... Потом начнутся флэшбеки, беготня, мясо, мясо, мясо, издевательство над парой женщин и вполне предсказуемый финал, пару секунд из которого я бы выкинул.
Плюс ко всему этому музыка, которая прям таки и давит на психику, выворачивая все наизнанку. Все эти электронные трели будто бы зомбируют наше зрительское сознание.
С профессиональной точки зрения 'Сербский фильм' плетется в конце состава. Нишу локальных ужастиков он точно возглавит, по торрентам будет летать со скоростью света, и вряд ли будет вызывать однозначные отзывы - слишком уж разоткровеничались создатели ленты, чтобы их труды можно было бы точно оценить на два или на три.
Как-то надо завершаться, а то и так много что-то наговорил. Я не люблю мясные фильмы, и в принципе не оправдываю авторов за то, что они выливают океаны бутафорской крови на актеров.
Осмелюсь взять на себя роль Минздрава и предупрежу:
возрастное ограничение до 18 лет. Лицам с неокрепшей психикой не смотреть. А кто все таки дорвался до торрентов, просим отчистить желудки от еды.
Поверьте на слово, предупреждаю не просто так.
Все же перед просмотром решите - а оно вам надо, смотреть такое? Так как вполне можно обойтись и без просмотра таких фильмов.