К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Если вы фильм еще не видели, но на рецензию наткнулись, то прочтите пожалуйста хотя бы следующий абзац. Возможно, это избавит вас от многих неприятных последствий.

Итак, вам ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах, нельзя смотреть 'Сербский фильм', если вы:

а) считаете какой-нибудь скучный 'Хостел' диким трэшем, снятым извращенцами для извращенцев. Вам показалось, что там (ну или в любом похожем фильме) много крови и расчлененки? Так вот - это не цветочки даже, это семена. Если вам стало дурно даже от такого, или же вы не смогли досмотреть до конца 'Антихриста', испугавшись неведомо чего, то 'Сербский фильм' я вам от всей души не советую.

б) наоборот, какой-нибудь скучный 'Хостел' вам понравился (по той же причине - якобы настоящий 'blood and gore' и вообще крутой ужастик), и вы ищете нечто подобное. Так вот, опять же, от всей души рекомендую не повышать планку и остановиться.

Вдобавок к вышесказанному, я не могу не выразить недоумение по поводу слабонервных людей, которые прекрасно знают, что не выносят крайней жестокости в кинематографе, но все равно зачем-то смотрят (латентный мазохизм?), чтобы потом плеваться и писать везде, где только можно, отрицательные рецензии. Зачем? Зачем вы мучаете себя? Зачем вы, увидев где-то обрывки фраз про 'младенческую порнографию', бежите смотреть этот фильм, чтобы потом, сквозь рвотный рефлекс, присоединиться к негативным отзывам?(Кстати, спешу расстроить высокоморальных критиков - младенческого порно там нет. Есть только слабенький намек, который любой в своей голове додумывает, в зависимости от меры своей 'нормальности'). Вкусы у всех разные, я это прекрасно понимаю, и никого не пытаюсь оскорбить. Просто решите уже для себя, что вам нравится, а что нет, и не пытайте себя почем зря.

И последняя попытка отвратить от фильма нецелевую аудиторию - как вы относитесь к некрофилии? К педофилии? А если одновременно и то, и то? В общем, если вас уже замутило, то пожалейте себя.

А теперь о приятном: в каком случае 'Сербский фильм' может вам понравиться. Если 'Жюстина' маркиза Де Сада - одна из ваших любимых книг, если вам надоели убогие провокации всяких люциферов валентайнов и бесконечные штампованные 'ужасы', если вы истосковались по качественному псевдоснаффу, не лишенного смысла и сюжетной линии, если вы любите черный юмор и вам интересно наблюдать за девиантным поведением, за тем, как человек может глубоко опуститься (и как его можно насильно опустить), то ищите этот восточноевропейский шедевр и смотрите.

И напоследок, личные впечатления. Я в восторге. Это не просто 'новый жанр' (двусмысленное newborn porn!), как говорил Вукмир, это целое событие в мире псевдоснаффа. Новый уровень, когда изощренные издевательства сопровождаются замечательным саундтреком и отличной операторской работой, а конец настолько непредсказуем и ужасен, так виртуозно соединяет в себе драму и gore, что удовлетворит любого, даже самого придирчивого ценителя. Если конечно, не оставит моральную травму.

В любом случае, 'Сербский фильм' всем запомнится надолго. Так что подумайте еще раз.

Моя же субъективная оценка

10 из 10

16 июня 2011 | 09:57
  • тип рецензии:

Аморальность через край.

Чрезвычайно приятно видеть такое на экране не в формате B-movie, снятого на гроши и на одном энтузиазме и уверенности в оригинальности своего проекта, а в форме грамотно и, главное, красиво и недешево, крепко сбитого полноформатника.

И пускай все неподготовленное к подобным зрелищам интернет-сообщество обвиняет данный фильм в чрезмерной жестокости, в нарушении табу на все возможные извращения в видеоформате, абсолютной бессмысленности происходящего...ну что же, все зависит от того, кто как воспитан и на что привык закрывать глаза в реальной жизни...

Подготовленный и искушенный зритель же воспримет происходящее на экране с присущей ему способностью раскрывать метафорические формы в содержании, каковы бы они ни были, и во всем этом полуторачасовом безумии увидеть не только снаффовую порнографию, но и отражение(слабое отражение, о полных масштабах можно только догадываться)того 'андерграунда' маниакальных личностей и криминальных извергов, чьи деяния вторгаются в социально благополучный мир еще и не в таких формах.

Я искренне благодарен режиссеру за столь яркое и откровенное путешествие в мир насилия, которое рушит жизни и калечит людей, не только как отдельных личностей, но и целые семьи, сообщества.Никогда не стоит забывать, что на корню наш мир сгнил, и пока мы не провалились под землю, гниль где-то у нас под ногами, там где мы не видим...

К сожалению, Сербский фильм неверно воспринят как очередное блевотное трэш-творение, о чем мне искренне жаль...Мало кто смог отбросить рефлексы и заглянуть чуть-чуть дальше, в темные уголки человеческого сознания...

10 из 10

За резкое воплощение того, о чем давно пора говорить без цензуры.

24 сентября 2011 | 21:38
  • тип рецензии:

Корни подавления истины заложены в раннем учении самообуздания. Страх и удовлетворение, навсегда повенчаны в нежных мышцах грудного ребенка.

Д. Макавеев

Пролог.Валерий, почему вы так вызывающе выглядите, во время своих концертов?
А, что это у Вас вызывает?- поинтересовался Валерий.

Из популярного ток-шоу 90-х

Зачем снимать такое кино как 'сербский фильм'? Чтобы будоражить ум, чувства, осмысливать реальность, глубже проникать в материальную и духовную природу явлений, попытаться понять мир и самого себя.

Но это, пошло, мерзко, отвратительно, фильм на помойку, а извращенца-режиссера лечить, я в этом фильме ничего художественного не увидел! — примерно так, обычно восклицают «типа нормальные правильные люди». Если не увидели — читайте книги, повышайте понимание, а пошлость, мерзость — это узость взгляда с позиций обывательской массовости, которая есть несвобода мысли. Вот что нужно лечить, для таких придумали «фастфуд», и сочиняет прозу П. Коэлье. А для кино, как и для любого искусства, не может быть запретных тем или ограничений.

О вкусах. Кино может нравится или не нравиться, плюрализм вкусов, мыслей должен быть, иначе — оруэлловский 1984, но все же…

О зрителях. Современный зритель часто жалуется на засилье штампов, и отсутствие свежих идей в современном кино, но когда выходит свежее, оригинальное кино- то большинство тех же зрителей подвергает его «анафеме»; потому что ему, на самом деле, не нужна нестандартность, а скорее наоборот, что бы понравиться большинству современных зрителей, кино должно быть: обязательно НОВЫМ, (неважно если тупое), и главное что б от спецэффектов в глазах рябило, «псевдоинтеллектуальность» и «сопле-слезо-выжималка» то же приветствуется.

О крайних психо-физических ощущениях. Если просмотр «Сербского фильма», вызывает тошноту, истерику и т.д., то скорее всего, обладатель этих ощущений не совсем нормален. Он, или не адекватен психически, - психосексуальные нарушения (детская травма, эдипов комплекс и т.д.), либо «закомплексован» закостенелыми ханжескими устоями, которые по «узколобости» принял за единственно правильную мораль, из-за чего не может вольно и самостоятельно мыслить.

О восприятии. Для осмысления «Сербского фильма» не нужно быть маньяком-извращенцем, или интеллектуалом в башне из слоновой кости (ни какой «заумно-мудренной» философии он не содержит), достаточно свободно и внимательно смотреть на созданные в фильме образы.

О морали. «Искусство не морально или аморально, искусство либо прекрасно, либо ужасно — вот как оно должно быть оценено.» (О. Уайльд) То есть, «кинопоказ» различных форм сексуальных извращений, жестокости, насилия и т.д. не должен оцениваться с позиций моральности, а критерием оценки должна быть художественность изображения.

О насилии. Насилие в той или иной форме присутствует, практически во всех произведениях искусства. Насилие естественно явление в природе. Природа она тоже аморальна, ей плевать на человеческую нравственность. Как писал Заболоцкий:

Жук ел траву,/ Жука клевала птица,/Хорек пил мозг из птичьей головы.

Сцены сексуального насилия. Насилие — тиражирует чувство. Сцены сексуального насилия являются художественным средством выражения сути фильма, за счет эмоционального возбуждения подчеркивается проблематика фильма. Эксплуатация дешевого эпатажа — не про «Сербский фильм».

Отсняты они очень натуралистично и правдоподобно, хотя можно заметить небольшое утрирование: например в реальной жизни мужским половым органом выбить глаз практически невозможно, как бы сильно он не был «эрогирован» — глазное отверстие для этого довольно узко, а кость тверда.

Киноформа. Саундтрек — в порядке, судя по рецензиям, он самая общепризнанная часть фильма. Актерская игра — тоже, на самом высоком уровне, иначе особо впечатлительные небыли бы так впечатлены. В общем работа режиссера, оператора и вся техническая сторона фильма сработана на отлично.

Интерпретация. Условно фильм можно разделить на 3 пласта.

1. «Буквальный» — это само действие, происходящее на экране. Оно содержит немного детективной интриги и черного юмора, держит в напряжении и довольно интересно смотрится.

2. «Контекстный» - пытается раскрыть мало отображенную в кино тему «снаффа», его мотивы и механизмы, а так же приоткрыть темную сторону человеческого сознания, побуждающую к сексуальной извращенности и жестокости.

3. «Подтекстный или политический» — обращает внимание на ситуацию в современной Сербии и ее проблемы. Сцены насилия метафоричны: братоубийственным конфликтам, «искалеченному» детству, торговли людьми и т.д. Все это подчеркивает, что в современной Сербии человеческая жизнь практически ничего не стоит. Указывается и причина этого — деньги, инвестиции неких «темных спонсоров». За которыми легко угадывается США.

Например: в образе «полусумашедшего» режиссера фильма Вукмира можно увидеть США, которое написало «убийственный сценарий» для Сербского народа.

Из истории признания, вместо эпилога. В картины Мане и других импрессионистов публика плевала, «Тропик рака» Г. Миллера выдержал более 60 судебных исков; Набоков, Золя, Берроуз, Пастернак все они подвергались в различной степени общественному порицанию: от «порнографичности» до натурализма своих произведений. В кино «остракизму» подвергались: Макавеев, М. Феррери, Пауэлл, Бунюэль.

И таких примеров можно привести великое множество, от самой древности до наших дней. Жаль, но даже в 21 веке чтобы оценить по достоинсву произведение искусства, должно пройти время.

Итог: в не всяких сомнений

10 из 10

P.S. Посвящается, Степану, почти что однофамильцу великого Бунюэля, который ничего не хотел понимать.

13 апреля 2013 | 01:04
  • тип рецензии:

Фильм не для всех, стоит заметить данное сразу, потому такой значительный разброс во мнениях складывается, слишком рискованная работа сценаристов и режиссера, а чем выше риски, тем сильнее вероятность, что картина не устроит очень многих.

Стоит заметить, что понятие реально снимаемых снафф-фильмов с присутствием уже далеко не художественной составляющей тесно связано с неразберихами и войнами, подобные эпизоды как похищение людей и дальнейшие пытки над ними были неплохим заработком в самом конце двадцатого века (бомбардировка Югославии), если же зритель копнет еще глубже, то сможет заметить, что сам по себе антураж фильма больше соответствует именно тому году, а не 2010.

Фанаты известных своей жестокостью фильмов как 'Хостел', 'Пила' или даже 'Человеческая Многоножка' должны сразу понимать, что фильм будет ближе к нашумевшему 'Снафф 102' или даже некоторым частям 'Подопытная Свинка', только к данному прибавятся еще и личностные отношения, а не просто описываемое насилие на экране, потому браться за просмотр данного фильма тем, кто привык к американским страшилкам с девочками из колодцев или просто отрубленным конечностям я бы советовать не стала изначально, но если хотите встряску - дерзайте.

Очень сложно играть эмоции, когда в картине изначально не предоставлена возможность проявить все грани, однако, Срджан Тодорович справляется, причем делает то с невероятным успехом ровно настолько, что к середине просмотра начинаешь уже верить, что вся история складывается в действительности, подобной атмосфере способствует и работа операторов, подобраны чуть странные ракурсы, которые могут показаться нелепыми в большинстве фильмов, но здесь эффект скрытой камеры сработал на максимум своих способностей.

Особенный плюсом в моих глазах глазах оказалось аудиальная часть фильма, где нет никаких неожиданных минорных звуков и девочек, которые спускаются в подвал с маньяком под похоронный марш, вполне себе реалистичные кряхтения, крики, отдаленная мелодия, но без вычурных акцентов, что в хоррорах редкость.

Впечатлительные особы могут пораниться до глубины души сценами эротического содержания, которых достаточное количество, потому будьте сразу готовы к зоофилии, педофилии и изнасилованиям, а так же количеству неожиданно незаслуженной боли на экране.

Я не знаю фильмов, которые хоть на десятую были подобны этому проекту, меня подкупила самобытность, слишком многие работы сейчас теряют свою уникальность в киноиндустрии.

10 из 10

23 мая 2015 | 13:27
  • тип рецензии:

'Сербский фильм'- это уникальное кино. Уникальное во всех отношениях и смыслах. Вы больше нигде не увидите такого слияния глубокой чувственности с полнейшим безумием, и максимальным уровнем сумасшествия. В этом, на мой взгляд, и есть уникальность работы молодого сербского режиссера.

Посмотрев этот фильм, я был сильно удивлен. И удивила меня не жестокость показанная на экране, а ловко построенная игра режиссера на чувствах зрителя. Внутреннее напряжение ощущается с первых минут, и не отпускает до самых финальных титров. Герою не просто сопереживаешь, ты как будто оказываешься на его месте. Зритель воспринимает происходящее на уровне эмоций и внутренних переживаний. За умение создать такой своеобразный диалог со зрителем режиссера можно только похвалить. Также следует отметить атмосферу картины. По своим компонентам: цветовой гамме, звуку, манере съемки 'Сербский фильм' очень напоминает фильм 'Мученицы'. И это тоже можно смело отметить с положительной стороны.

Что касается количества мяса и литров крови на экране, то тут ничего нового, все в лучших европейских традициях. Да, сцены жестокости действительно способны повергнуть в шок, особенно неискушенного зрителя. Показывая во всех красках педофилию, садизм, мазохизм, гомосексуализм, некрофилию - режиссер наглядно показывает уровень человеческой жестокости, без всякой мишуры из морально- этических норм.

Я искренне понимаю людей ругающих это творение. Да, действительно происходящее на экране очень тяжело воспринимается. И банальное отвращение свойственно любому человеку, но давайте не будем забывать что весь материал, используемый в фильме, это прямое отражение наших с вами современных реалий. Хотите вы этого или нет, но это так. Насилие над детьми, убийства, издевательства, все это мы видим ежедневно по новостным выпускам, и это намного страшнее, потому что это реальность.

Что касается разврата, то его хватает на телевизионных каналах, которые своими реалити-шоу промоют мозги подростков покруче любого сербского триллера. А тупые американские, а сейчас уже и российские комедии, на которых растет современное поколение, не несут в себе абсолютно ничего, только мат, секс, и грязь- увы, всё.

Так что ругая 'Сербский фильм' не следует забывать, что он относится к артхаусному искусству, т.е. к искусству 'не для всех'. Поверьте, намного страшнее когда пропаганда секса и насилия заложена в массовой культуре.

7 из 10

P.S. Этот фильм разрешено смотреть только совершеннолетним, психически устойчивым людям.

15 сентября 2011 | 12:29
  • тип рецензии:

Это ужасное отражение действительности, а не кино. Это ужасно настолько, насколько вам ни привиделось, что с Вами случится вообще никогда и даже Вообще никогда. Здесь показывают все самые невозможные способы уничтожения человека, минет ослу - это самое прекрасное, что вы можете себе представить, хотя такого вы не увидите, зато вы увидите гораздо хуже.

Нас зовут люди и вообще так мы себя сами называем. У нас есть то, чего нет у других - выбор. В этом фильме уничтожают человека изнутри, про физическую сторону даже можно не упоминать. Режиссер хотел показать нашу животную сущность? А какое животное Выбирает уничтожать сущность другого животного? Оно просто убивает. Но у человека есть цивилизация, культура, искусство. Ведь это хотел показать режиссер? Что наше общество больное? У нас есть возможность думать, чувствовать, выбирать. Мы все знаем, что такое хорошо и плохо, но кто-то становится архитектором, а кто-то некрофилом. То, что вы увидите в этой картине сложно представить здоровому мозгу. А если вы можете сказать, что вы это все уже видели много раз, тогда туда вам и дорога. Если то, что вы увидели для вас очередной -не-шедевр кинематографа, то вам нужно подлечить свои чувства, как в 'эквилибриум'. Это кино, шокирующее Злом. Это не злое кино, это не ужастик. Это то, что вас никогда не должно коснуться даже в самом страшном сне, потому что от этого нельзя оправиться, это тот случай, когда скажешь спасибо, что есть выход, есть смерть.

Скажите, кто так живет? Я не про главного героя, хоть ему и обещали, что он не жертва. Какого типа Ничтожество осуществляет те планы? Человек, но до животного ему надо расти, потому что жрет он в ресторане, а так животные не делают.

Не знаю, какую политику сюда вплели, когда это кино про саморазрушение того же самого режиссера кино. Как можно смотреть на зло через призму политики или искусства? Нельзя на Зло смотреть вообще, а тем более с помощью оправдательных слов. Нет оправдания злу, а то что творится там, я хочу надеяться, что все съемки художественные!

Если Вам плохо, кажется, что не может быть еще хуже?! Вам дорога сюда! Сербский фильм - это экскурсия в АД. Это единственный фильм, когда если бы вы стошнили на меня, я бы вас не винила.

Добро и Зло, только человек способен понять разницу. Если не понимает, то становится Ничтожеством, от слова Ничто. Пугать таких не стоит, они сами видели, что их ждет.

Знаете, посмотрите Валли лучше или что угодно про хорошее, станьте лучше, но возможно только грани плохого позволяют оттачивать наше хорошее. Хотя я в этом сомневаюсь и думаю, что это неправда. Смотрите и внимайте Добру!

Выбор за вами, каждый день.

13 января 2011 | 05:06
  • тип рецензии:

Этот фильм был запрещен к показу более чем в пяти странах мира, «в связи с излишней жестокостью и натуральным изображением изнасилований, некрофилии и педофилии». Естественно невозможно было пройти мимо и не убедиться лично насколько ужасно это творение. Честно говоря, чего-то особенного от картины сербского режиссера Срджана Спасоевича я не ждала, да и оценки на КиноПоиске и IMDb ничего хорошего не предвещали. Однако после просмотра я в очередной раз убедилась в том, что никогда нельзя слепо верить рейтингам. Ну чтож, поговорим о Сербском Фильме.

Занавес поднимается, и вступительные титры сменяют кадры из дешевой порнухи. Угол камеры меняется, и мы видим маленького мальчика, сидящего перед экраном телевизора. А вскоре в комнату входит отец ребенка, он же знаменитый порно-актер в отставке Милош. Главный герой, в исполнении достойного актера кустурицовского Андерграунда Срджана Тодоровича, ведет размеренный и спокойный образ жизни. У него есть в наличии красавица жена, маленький сын с пробуждающимся либидо, давящийся от зависти старший брат и ежедневная рюмочка коньяка. Не хватает только денег. И в разгар финансового кризиса героя, в его жизнь возвращается бывшая коллега с очень заманчивым предложением, которая знакомит его с эксцентричным режиссером индипорно Вукмиром. Тот после разглагольствований о сербской политике и упадке порнобизнеса предлагает Милошу заключить контракт на один фильм с внушительным количеством нулей, которое даже сердце женушки бывшего порно-актера заставило биться быстрее. Конечно, стоило бы догадаться, что за гонорар, превышающий сумму, заработанную Сашей Грей на протяжении ее актерской карьеры, придется сниматься в чем-то “поинтереснее” клишированного порно. Но алчность затмила здравый смысл, и Милош после недолгих колебаний соглашается на сделку с дьяволом. За что и попадает в свой персональный ад. А дальше нас ждет пиршество гора и всевозможных извращений, флэшбэки в лучших традициях Hangover, трэшовая кульминация с эрегированным членом в глазном яблоке и представляющий собой апогей цинизма конец.

Сам Спасоевич свой Сербский Фильм позиционирует как аллегорию на нынешнее положение Сербии, делая основной акцент на взаимоотношениях с США. Этот же прием он использует и в качестве интенсификации общественного резонанса. Но, как мне кажется, основной целью режиссера было всевозможными методами воздействия повергнуть зрителя в шок. И судя по скандальной репутации фильма, ему это удалось, причем довольно дерзко и эффектно.

“Горовая” составляющая фильма вряд ли может кого-то удивить. Я, как любитель шраншизы Пила, ничего нового здесь не увидела. Стоит ли говорить о поклонниках Грайндхауса или вещей вроде Августовского Подполья. А вот в плане сексуальных извращений создатели действительно вышли за все дозволенные рамки настолько далеко, насколько это только было возможно, выделив Сербский Фильм из ряда других представителей жанра Песевдо-Снафф. Состояние шока после просмотра у меня было кратковременным, но достаточно сильным. И должно было пройти некоторое время прежде, чем неоднозначные впечатления утихли, и в голове сложилось определенное мнение о данной картине. Однако здесь уже все зависит от личного восприятия каждого зрителя.

А далее переходим к самому интересному и, на мой взгляд, удачному слою Сербского Фильма – триллеру. Небольшая затянутость в начале сменяется резко нарастающим напряжением, нагнетаемым тревожной музыкой, и отголоски его не спешат утихать даже после финальных титров. Не поскупились создатели и на черный юмор (неприкрытый стеб над боевиками 80-х), местами разряжающий давящую беспокойную атмосферу. Получается такое своеобразное “жонглирование” противоречивыми эмоциями зрителей.

Актеры сыграли добротно. Вокмир со своей командой, поданные автором как аллюзия на американское правительство, эксплуатирующее народ Сербии, конечно, уступают в колоритности Крамеру и антагонистам Дома 1000 Трупов, но все же смотрятся довольно интересно. Тодорович несомненно хорош!

К технической стороне фильма так же нет никаких претензий. Постановка, операторская работа и музыкальное сопровождение - на высоте. Отдельное браво за саундтрек. Только без шуток, это просто оргазм для ушей!

Сюжет местами предсказуем, некоторые сцены глупые и абсурдные. Но в целом это качественно снятый, я бы даже сказала стильный, триллер с интересной и незаезженной идеей. Триллер возможно “одноразовый”, так как при повторном просмотре впечатления становятся пресными, но все же заслуживающий внимая.

Напоследок скажу только одно. Моралисты могут сколько угодно твердить, что таких фильмов быть не должно и их создателей нужно ограждать от общества, а то и вовсе истреблять. Но как еще раскрыть образ отрицательного персонажа, если не через бесчеловечные и крайне жестокие поступки. По крайней мере, вещи омерзительные и аморальные именно таковыми в Сербском Фильме и представлены – без каких-либо приукрас (скорее даже в гротескной форме), а не поданы, под видом чего-то нормального и естественного, как, например, в фильме Кен Парк.

Приятного просмотра!

7 из 10

25 апреля 2013 | 03:07
  • тип рецензии:

Давно уже не трогают американские паранормальные кинематографические явления про пришельцев из потусторонних миров. Как поет Шнур, жизнь страшнее кинолент. Бесконечные франшизы про уродцев с колюще-режущим оружием тоже замордовали сами себя. Имеются исключения типа «перезагрузки» Техасской резни бензопилой.

Но есть реально страшное кино. Кино, где ужас нарастает постепенно, где никто не выскакивает из-за угла со страшными криками, но режиссеру, тем не менее удается раздавить мироощущение героев, а вместе с ними и наше. По крайней мере на время просмотра. Похожим по уровню погружения показались «Груз 200» Алексея Балабанова, «Хостел» Элая Рота, а также лучшие образцы корейского жанрового кинематографа (вот уж кто знает толк в психологической встряске).

Я не настолько продвинутый киноман, чтобы оценивать кино с постмодернистских позиций или проследить связь с бомбежками Сербии американцами, об этом смог бы рассказать режиссер, наверное. Скорее смотрю с позиции впечатления, которое оставляет фильм, а бьет по башке он не слабо. Можно говорить о переборе со сценами расчлененки и порнографии, но энтропию нарастающего безумия они передают отменно. Хотя сцена с младенцем была, мягко говоря, необязательна.

Понятно, конечно, резкое зрительское неприятие. Люди не хотят испытывать сильные отрицательные чувства, лучше верить, что современный цивилизованный человек никогда не будет выпускать свое звериное начало. Для поколения соцсетей это такой вариант приподнять розовые очки и осознать, что уютный мир в любой момент может превратиться в то, что не приснится в самом ужасном ночном кошмаре, и есть вещи страшнее смерти.

9 из 10

02 апреля 2011 | 16:55
  • тип рецензии:

Однажды случайно наткнулся на страницу отзывов об этом фильме. Увлекла неистовость рецензентов - одни проклинали фильм, называя его тошнотворной чернухой, другие называли пособием для маньяков, некоторые утверждали, что жанр фильма следует определить как порнографический триллер или извращенный аморальный сербский джалло, причем ударение ставилось именно на словах 'извращенный' и 'аморальный', нашлись и те, кто желал режиссеру мучительной смерти, вообще поливали его такими потоками грязи, какие только можно представить. Фильм называли утрированной донельзя 'Пилой', параноидальным продолжением фантазий не менее параноидального Пазолини с его 'Сало, или 120 днями Содома', кто-то припомнил 'Бойню блюющих куколок' (Slaughtered Vomit Dolls) Люцифера Валентайна и т.д. Кроме того, как и обычно, можно было наблюдать мнение 'психологов-самоучек', которые безапелляционно заявляли, что фильм может понравиться исключительно моральным уродам и психически больным, и, как это у них принято, вставляли 'смайлик со рвотой'.

Разумеется, после таких характеристик и столь широкого спектра сравнений, я решил посмотреть фильм, осмыслить его, и сделать собственные выводы.

Сразу надо сказать, что ни одна из характеристик фильма, которые пришлось прочитать, на мой взгляд, не соответствует действительности, как не имеет никакого отношения фильм к тому жанру, который ему приписан киносайтами - это не фильм ужасов и не триллер. Тем более, это не порнография, не чернуха и не пособие для желающих стать маньяком.

Я думаю, что жанр этого фильма правильнее всего было бы не определять вообще. Конечно, это безусловный артхаус, но именно потому, что понятие артхауса бесконечно широкое, сам по себе артхаус и не является, по своей сути, жанром. Можно сказать, что фильм Спасоевича находится точно посередине той границы, которая отделяет артхаус от мейнстрима, причем это положение вне каждого из них, позволяет вывести фильм за пределы и авторского кино. Пожалуй, правильнее всего было бы попытаться интерпретировать это произведение средствами литературы. Пусть это не прозвучит странно, но, на мой взгляд, этот фильм более является литературным произведением, нежели произведением кинематографическим. Имею в виду то, что фильм можно назвать, к примеру, экзистенциальной бездной только в том случае, если воспринимать его уже не как кино, а как текст. Правда, для 'Сербского фильма' внутренний текст совершенно не имеет значения, поскольку в фильме нет того, что можно было бы назвать диалогом. Так появляется понятие внешнего текста, т.е. того, чего в самом фильме нет и не предполагается, однако выводится само по себе в зависимости от того, кто именно смотрит фильм. Внешний текст - это не смысл. Я думаю, что Спасоевич, конечно, вкладывал в фильм собственные смыслы, но они остались внутри его сознания, и никем другим не воспринимаются, а впрочем, и не могут быть восприняты, как не могут быть, к примеру, прочувствованы человеком, восхищающимся зрелым Маяковским, прелести лирики Есенина, и наоборот (я не имею в виду школьников, некоторые из которых, якобы, любят 'стихи вообще'). Таким образом, можно прийти к выводу, что рассматриваемый фильм является своеобразным ключом в осознание того, что каждый из зрителей имел бы в виду для самого себя, если бы вдруг снял именно такой фильм.

Не остается ничего иного, как рассказать о том, что нес бы в себе фильм с режиссерской точки зрения, если бы однажды я проснулся и понял, что Срджан Спасоевич - это я сам.

Для меня этот фильм был бы графическим и эстетически-эмоционально-ситуативным выражением того, что я назвал бы абсолютом безысходности, в которой есть причинно-следственная связь, однако нет начала событий, и не предполагается никакого их конца. Тяжелые, кровавые и патологические сцены служили бы тем, что постоянно сбивало бы с ног покой зрительского восприятия внешне линейной истории. А сцены уютного семейного счастья были бы пронизаны тревогой, которая нагнеталась бы множеством настораживающих деталей, причем детали были бы выстроены по принципу ложных образов. Все то, что касалось бы тела и секса в моем фильме было бы лишено страсти, либо это была такая страсть, которая или оставляет равнодушным, или приводит к депрессии, или нагнетает тревожность общего хода действия (но не повествования, поскольку это был бы поток жизни-здесь-и-сейчас, а не рассказ о ней; я не расставил бы и указателей на то, что здесь полагается прекрасным, а что нет. По сути, мой фильм был бы вне этики. Именно вне, а не против. Вне этики и вне малейшей возможности полового возбуждения). Итогом и целью фильма стало бы погружение зрителя в бездну личностного одиночества, незащищенности и опустошенности, пронизанных страхом того, что и он уже вовлечен в похожий поток жизни, однако никогда не осознает этого, поскольку причинно-следственные связи, не имеющие начала, могут включать в себя любую мелочь. Так, забытая видеокассета может однажды стать непрозрачным намеком, а может покрыться пылью, и никогда уже не вернуться в жизнь людей.

Возвращаясь к началу рассуждений, могу, наконец, задать себе вопрос, который я так долго гнал от себя - понравился ли мне 'Сербский фильм'? Да. Я считаю его шедевром. Но это особый - персональный шедевр.

Именно теперь, после всего, что сказано выше, я понимаю это.

Я не рекомендую, во-первых, смотреть его детям, подросткам и, пожалуй, женщинам (это совсем не женский фильм), а во-вторых, людям, которые в данный момент не могут считать себя находящимися в полнейшем душевном согласии с самим собой, или не умеют абстрагироваться от окружающей реальности. Этот фильм нельзя примерять на свою жизнь даже теоретически.

22 декабря 2012 | 04:40
  • тип рецензии:

Если бы Маркиз Де Сад жил в наше время, то он бы снял именно такой фильм. Картина является наглядной иллюстрацией последствий пресыщения, как в мире кино, так и за его пределами. Что происходит с людьми, когда уже ничто не способно возбудить интерес, до чего способна дойти человеческая изобретательность, что можно купить? Эдакая солянка из скрытых людских желаний; а что будешь делать ты, если снять все психологические барьеры? Меня фильм натолкнул именно на этот вопрос и отвечать на него страшно. Автор очень хитро расставил акценты, играя на запретном, начиная от педофилии и инцеста, и заканчивая некрофилией. Можно говорить о том, что это мерзко, низко и грязно, закрывать глаза руками, но пальцы невольно будут раздвигаться, потому что не смотреть невозможно. Все же кое-что остается за кадром, - до конца еще далеко. Куда приведет тебя желание? Если ты готов 'следовать за колесиками', смотри, что будет: сейчас насилуешь ты, а потом насилуют тебя. Своего рода преступление и наказание в более доступной для понимания форме, все наглядно до безобразия. Фильм позволяет почувствовать себя в роли жертвы порнографического кошмара, что- то подобное удалось сделать Тарантино в его 'Хостеле', но там ты выходишь победителем. Здесь же все как в жизни, страшно и без счастливого финала, изменить ничего нельзя, жить невозможно и патроны закончились. В мире снимаются сотни порнофильмов со сценами насилия и убийств, где нет актеров, готов ли ты это потребить, что бы 'спустить в салфетку' такой ценой?

03 июля 2011 | 02:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: