Может это то, что ты не понимаешь? Это новый жанр, Милош! (с)
Если вы фильм еще не видели, но на рецензию наткнулись, то прочтите пожалуйста хотя бы следующий абзац. Возможно, это избавит вас от многих неприятных последствий.
Итак, вам ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах, нельзя смотреть 'Сербский фильм', если вы:
а) считаете какой-нибудь скучный 'Хостел' диким трэшем, снятым извращенцами для извращенцев. Вам показалось, что там (ну или в любом похожем фильме) много крови и расчлененки? Так вот - это не цветочки даже, это семена. Если вам стало дурно даже от такого, или же вы не смогли досмотреть до конца 'Антихриста', испугавшись неведомо чего, то 'Сербский фильм' я вам от всей души не советую.
б) наоборот, какой-нибудь скучный 'Хостел' вам понравился (по той же причине - якобы настоящий 'blood and gore' и вообще крутой ужастик), и вы ищете нечто подобное. Так вот, опять же, от всей души рекомендую не повышать планку и остановиться.
Вдобавок к вышесказанному, я не могу не выразить недоумение по поводу слабонервных людей, которые прекрасно знают, что не выносят крайней жестокости в кинематографе, но все равно зачем-то смотрят (латентный мазохизм?), чтобы потом плеваться и писать везде, где только можно, отрицательные рецензии. Зачем? Зачем вы мучаете себя? Зачем вы, увидев где-то обрывки фраз про 'младенческую порнографию', бежите смотреть этот фильм, чтобы потом, сквозь рвотный рефлекс, присоединиться к негативным отзывам?(Кстати, спешу расстроить высокоморальных критиков - младенческого порно там нет. Есть только слабенький намек, который любой в своей голове додумывает, в зависимости от меры своей 'нормальности'). Вкусы у всех разные, я это прекрасно понимаю, и никого не пытаюсь оскорбить. Просто решите уже для себя, что вам нравится, а что нет, и не пытайте себя почем зря.
И последняя попытка отвратить от фильма нецелевую аудиторию - как вы относитесь к некрофилии? К педофилии? А если одновременно и то, и то? В общем, если вас уже замутило, то пожалейте себя.
А теперь о приятном: в каком случае 'Сербский фильм' может вам понравиться. Если 'Жюстина' маркиза Де Сада - одна из ваших любимых книг, если вам надоели убогие провокации всяких люциферов валентайнов и бесконечные штампованные 'ужасы', если вы истосковались по качественному псевдоснаффу, не лишенного смысла и сюжетной линии, если вы любите черный юмор и вам интересно наблюдать за девиантным поведением, за тем, как человек может глубоко опуститься (и как его можно насильно опустить), то ищите этот восточноевропейский шедевр и смотрите.
И напоследок, личные впечатления. Я в восторге. Это не просто 'новый жанр' (двусмысленное newborn porn!), как говорил Вукмир, это целое событие в мире псевдоснаффа. Новый уровень, когда изощренные издевательства сопровождаются замечательным саундтреком и отличной операторской работой, а конец настолько непредсказуем и ужасен, так виртуозно соединяет в себе драму и gore, что удовлетворит любого, даже самого придирчивого ценителя. Если конечно, не оставит моральную травму.
В любом случае, 'Сербский фильм' всем запомнится надолго. Так что подумайте еще раз.
- Ему я в задницу воткнул
И там два раза повернул
Свое оружье…
«Хмыри»
«Самый аморальный фильм в истории! Такого вы еще не видели! Шедевр независимого кинохоррора!» - так меня и остальных ротозеев зазывали на всяких форумах, киносайтах и вконтактах. Естественно, народ жадный до порномясища рванул на трекеры. Теперь вот и я докатился. Интересно ведь, тем более, что педвикия обещала еще и «мощный политический подтекст». А в итоге получилось что то, вроде игры, где нужно угадать под каким из трех стаканчиков фитюлька. Как говориться, следите за движениями.
Мужичок кустуричного типа обнимает жинку, поднимает сынку и устраивает ностальгические семйные просмотры старого, но крепкого порева с собой в главной роли. Одна из его бывших полноприводных соратниц вдруг предлагает ему тряхнуть всем, чем можно, за немеренное бабло, которое обещает подогнать бородач с креативными позывными Вукмир Вукмир. Подвох лишь в том, что актеру придется импровизировать, не ведая дальнейшего сюжета (а кому он нужен в скин-муви, так ведь?) Само собой, вскоре дно киноотстойника прорывает, мистер Вука-Вука начинает со страшной матерной силой альпачинить, AVN-пенсионер оказывается подопытной мартышкой и минут сорок мы наблюдаем картину кровавым маслом и кишками, с широкими мазками снаффа и некрофилии, яркими штрихами иррумации и инцестуальной педикации и глубоким, чувственным оттенком 'ньюборн-порн'.
Теперь попробуем выяснить, под каким стаканчиком у господина Срхмпчлджана ааавтомобиль.
Стаканчик первый – Фильм, как инвектива.
Спасоевич на каждом шагу трындел, что его фильм про «нашесвами» общество, ну, и название кина кагбэ намекает, что в куче этого gorna он замуровал провокационную аллегорию нынешней родины своей. Лады, пост-югославские заправилы пердолят нацию и заставляют сербов пердолить друг друга, и в общих чертах примерно тоже происходит в каждом уважающем себя государстве. Ну, не может государство себя уважать, если не дрючит ежеминутно собственное население в какое-нибудь из социальных интимных мест, уж так издревле повелось и то не особый секрет. Только почему этот срыватель покровов с собственного подсознания так упивается визуализацией комплекта «пытки-порно-трупаки», вместо того, чтобы грамотно расставить политические и социальные акценты? От памфлета здесь только какие то вялые намеки для галочки, чтобы потом брызгать слюной отчаянного патриота в лицо репортерам. К середине фильма режиссер и сам о них забывает, увлекшись неконтролируемым сублимированием собственных инстинктов. «Српски филм» по смысловой наполненности - это максимум сплэттер с дутыми амбициями. Под первым стаканчиком пусто, хотя при желании и на пустом месте можно разглядеть, что угодно.
Стаканчик второй – Фильм, как шок.
После неслабой рекламы и впечатляющего списка ярлыков типа «самый…», я действительно боялся смотреть эту картину. Первую половину фильма, где гайки постепенно закручиваются под крайне некомфортную музыку и тревожный видеоряд, я даже порывался выключить – думал, что не выдержу того, что увижу дальше. Воображение рисовало что то неопределенно и бесконечно жуткое. В этом и суть. Фильм то я досмотрел, даже глаза зажмуривать особо не пришлось. А суть в том, что воображать себе будущие ужасы оказалось гораздо страшнее, чем видеть их на экране. Именно поэтому Сара Полли в «Тайной жизни слов» одним негромким монологом уделывает весь спасоевический нарочитый эпатаж, заставляя зрительское сердце разрываться ужасом, обидой и гневом. Или Ханеке в «Забавных играх», давая нам лишь аудио-ряд насилия и, тем самым, превращая фильм в истинную пытку. Смотреть детище Срджана омерзительно, но не страшно. Это не будет кровавее, чем то, что гоняют в сотнях трэшовых грайндхаусов, и не будет возмутительнее и страшнее, чем чтение статьи про вполне, например, реального Головкина-Фишера в самой обычной «Википедии». Кстати, в Древнем Риме половина этих «ужасов» была нормой, а уж по сравнению с забавами Калигулы фантазии серба и вовсе выглядят детскими шалостями. И, главное, с определенного момента в эту невнятную пыточную порносвистопляску полностью перестаешь верить, а значит уходит сопереживание, а значит действительно зацепить душу фильм не в состоянии. Так что под вторым стаканчиком лишь горстка зловонной пыли.
Стаканчик третий и последний – Фильм, как фильм.
В чем же жемчужность этого, откровенно говоря, насквозь коммерческого мнимого андерграунда? Чем он якобы лучше менее известных сербоэкспериментов вроде «Жизни и смерти порнобанды»? Основа любой повествовательной ленты – сюжет. А тут этот самый сюжет, заявленный в первой половине хронометража, во второй рассыпается фонтанами крови и дерьма на отдельные мало связанные эпизоды. Актеры особо не запоминаются, окромя все того же психозлобного Вукмира (к слову, нередко светящего харизмой и в Голливуде). А когда на мозг и сердце надавить не получается, остается давить на глаза и уши. И вот это фильм делает качественно, во многом не уступая по техданным тем же «Мученицам», с которыми его модно сравнивать среди пубертанцев-фанатов МРААжести. Оператор с художником конфетят визуал, аккуратно заворачивая в него ид-блевотину постановщика, а откровенно стильный скребущий по нервам саундтрек и вовсе делает три четверти всего местного саспенса, сколько бы его тут не было. Ну, и еще одним крохотным крестиком в поле ноликов можно поставить юмор (вроде захватывания главгероем собственного члена в заложники), который здесь возникает внезапно, неуместно и оттого очень черно. Пожалуй, это и все, чем может похвастать «Сербский фильм», если не брать в расчет банальную притягательность для публики экранного спаривания, как такового. Короче говоря, под третьим стаканчиком оказывается выловленный из унитаза айпод. Он, конечно, высокотехнологичный и красивый, но на кой хрен вам айпод, если он смердит и не работает?
Слишком эпатажный, чтобы заставить о чем то задуматься и слишком лощенный и нарочитый, чтобы шокировать, «шедевр» Спасоевича тянет максимум на очередное развлечение в духе сериала «Пила» для любителей пощекотать двумя пальцами недра своей глотки. Шуму наделано много, а на поверку – всего лишь расчетливая экспортная работа с наклейкой «славянская чернуха».
Часто под грязной одеждой скрывается мудрость. Но не всегда.
'Сербский фильм', ни на минуту не задумываясь, можно назвать одним из самых провокационных и скандальных проектов за последние несколько лет, который вызвал вокруг себя множество споров относительно аморальности огромного количества его сцен. Таким образом, ныне существует два совершенно разных лагеря зрителей: сторонники того, что это кино снял озабоченный извращенец, а люди, позволяющие себе смотреть такое, ничем не лучше его и опозиционное движение, узревшее в 'Сербском фильме' отображение жестокой действительности, а также скрытую аллюзию на сложившуюся политическую ситуацию в Сербии. Я же, в свою очередь, не нашёл в фильме подтверждения ни первому, ни второму бытующим мнениям.
История кино знает уже немало примеров, когда зрители были шокированы откровенностью той или иной(Среди самых известных 'Калигула', 'Сало, или 120 дней Содома' и т.д.) картины, но все они не больше, чем эпатаж, к помощи которого прибегает режиссёр, чтоб его имя было у всех 'на языках'. Вот и теперь некий Срджан Спасоевич решил выйти на арену под названием 'Без цензуры', пугая не равнодушных к чужому горю зрителей садо-мазо порнографией. В чём 'Сербскому фильму' не откажешь, так это в наличии особо неприятных для человеческой психики сцен. Но не стоит доверять негодованию некоторых личностей относительно фигурирования в кадре изощрённых способов убийств, потому-что ничего такого, чего бы не было показано ранее в других представителях жанра, в картине практически нет.
Всё тоже море бутафорской крови, искусственные обезглавленные трупы и имитирующий побои грим, используемые в каждом уважающем себя 'мясном' триллере. Кто не обделил своим вниманием популярную франшизу 'Пила', потрясение от увиденного точно не испытает. Единственная цель, которую Срджану Спасоевичу удалось достигнуть - это периодически вызывать у смотрящего рвотные рефлексы. Как эпатировать публику? Ну конечно же обязательно нужно сделать упор на педофилию, инцест, некрофилию, гомосексуализм и прочие приятные людскому взору вещи. Проблема в том, что использование в фильме таких извращений должно быть хоть как-то оправданно, иначе это будет уже обычное порно. Режиссёр действовал по принципу - насилие ради насилия, забыв о смысловом содержании киноленты.
Если, к примеру, в 'Мученицах' и нашлось место кровавым пыткам, то они не нарушали законы нравственности и были следствием определённой мысли, которую Паскаль Ложье провёл через весь фильм. Сдесь же смысл один - вставлять в каждом предложение слово f*ck и поминутно показывать трах-тибидох. И вот во всём этом величественном бессмыслии лёгкого, но в то же время омерзительного порно кому-то удалось разглядеть тонкий намёк на беспокойства в Сербии? Чушь в самом первозданном её виде. И в чём же он заключается? Выстрелы спермой и член в глаз - это и есть то самое символическое воссоздание политических дебрий, в которых оказалось государство? Нет, это всего-навсего трэш: бессодержательный и дубовый.
Даже если рассматривать фильм с точки зрения обычного триллера, и не искать в нём какой-нибудь скрытой подоплёки, то весомых недостатков у него всё равно пруд пруди. В первую очередь, это ужасно затянутое начало. Не в том смысле, что оно скучное, а в том, что около часа разговоров о стойкой эрекции главного героя и сцен его ублажнения вряд ли способны нагнетать напряжённую атмосферу. И хоть в дальнейшем события развиваются в самом неожиданном ключе, а финал так вообще получился эмоционально тяжёлым, место саспенсу в картине никто так и не подыскал. Всего лишь примитивная 'мясорубка', задача которой преобрести популярность, а затем кануть в лету.
Это НЕ кино. Это эпатаж. Слабый триллер. Слабая драма. Я не шокирован и даже не удивлён увиденным. Это просто мерзко и пошло. Что самое смешное, Срджан Спасоевич снял трэш чистой воды, но нашлись люди, которые приняли его за искусство, нашли в нём какую-то глубину. Отсюда вывод: фильм для интеллектуалов и одарённых личностей.
Расцеловать пару пи***шек, теми же губами, которыми целуешь своего сына...
Аморальность через край.
Чрезвычайно приятно видеть такое на экране не в формате B-movie, снятого на гроши и на одном энтузиазме и уверенности в оригинальности своего проекта, а в форме грамотно и, главное, красиво и недешево, крепко сбитого полноформатника.
И пускай все неподготовленное к подобным зрелищам интернет-сообщество обвиняет данный фильм в чрезмерной жестокости, в нарушении табу на все возможные извращения в видеоформате, абсолютной бессмысленности происходящего...ну что же, все зависит от того, кто как воспитан и на что привык закрывать глаза в реальной жизни...
Подготовленный и искушенный зритель же воспримет происходящее на экране с присущей ему способностью раскрывать метафорические формы в содержании, каковы бы они ни были, и во всем этом полуторачасовом безумии увидеть не только снаффовую порнографию, но и отражение(слабое отражение, о полных масштабах можно только догадываться)того 'андерграунда' маниакальных личностей и криминальных извергов, чьи деяния вторгаются в социально благополучный мир еще и не в таких формах.
Я искренне благодарен режиссеру за столь яркое и откровенное путешествие в мир насилия, которое рушит жизни и калечит людей, не только как отдельных личностей, но и целые семьи, сообщества.Никогда не стоит забывать, что на корню наш мир сгнил, и пока мы не провалились под землю, гниль где-то у нас под ногами, там где мы не видим...
К сожалению, Сербский фильм неверно воспринят как очередное блевотное трэш-творение, о чем мне искренне жаль...Мало кто смог отбросить рефлексы и заглянуть чуть-чуть дальше, в темные уголки человеческого сознания...
10 из 10
За резкое воплощение того, о чем давно пора говорить без цензуры.
Играет типичная балканская музыка (что-то типа Бреговича). Плавно появляется название «Сербский фильм». Вдруг всё резко меняется: музыка становится жёсткой, мы видим мальчика, который смотрит порнофильм, причём с участием своего отца. И приходит понимание, что дальше лучше не будет.
На самом деле, говорить о фильме серьезно, лично у меня, не получится. Фильм вторичен с первого и до последнего кадра. Ничего, кроме смеха, вся эта ахинея не вызывает.
К различного рода извращениям, порнографии и насилию, по-моему, у каждого пользователя интернета и телезрителя давно сложился иммунитет. В криминальных программах иногда страшнее вещи показывают. И потому, когда взрослый режиссёр берётся снимать свой первый фильм, а у него получается что-то подобное, то кроме недоумения, такое творение ничего вызвать не может.
Всё это уже где-то было. Даже резкая смена музыки в начальных титрах фильма. Классический приём, который был, ну, например, у Ханеке в «Забавных играх», когда классическая музыка переменялась трэш-металлом.
Понятно, что эзопов язык многолик, и каждую сцену можно интерпретировать под многоуровневую аллегорию, но только не в случае с начинающим режиссёром.
У Михаэля Ханеке, или, например, у Ульриха Зайдля, все отвратительные сцены являются осмысленными и несут в себе философский подтекст, а «Сербский фильм» - это чистой воды эпатаж.
Пугает одно. Догадываюсь, какая судьба ожидает фильм в России. Сомнительно, что фильм выйдет в прокат, но зато станет хитом в социальных сетях, как это было с фильмом «Класс» Ильмара Раага. И у каждого 13-летнего юнца данный фильм будет находиться в разделе «Видео» с пометкой «Жесть» - вот это действительно страшно. Какой эффект окажет фильм на неокрепшие умы - непонятно, а нам с этими малолетними маньяками бок о бок жить.
Корни подавления истины заложены в раннем учении самообуздания. Страх и удовлетворение, навсегда повенчаны в нежных мышцах грудного ребенка.
Д. Макавеев
Пролог. — Валерий, почему вы так вызывающе выглядите, во время своих концертов?
— А, что это у Вас вызывает?- поинтересовался Валерий.
Из популярного ток-шоу 90-х
Зачем снимать такое кино как 'сербский фильм'? Чтобы будоражить ум, чувства, осмысливать реальность, глубже проникать в материальную и духовную природу явлений, попытаться понять мир и самого себя.
— Но это, пошло, мерзко, отвратительно, фильм на помойку, а извращенца-режиссера лечить, я в этом фильме ничего художественного не увидел! — примерно так, обычно восклицают «типа нормальные правильные люди». Если не увидели — читайте книги, повышайте понимание, а пошлость, мерзость — это узость взгляда с позиций обывательской массовости, которая есть несвобода мысли. Вот что нужно лечить, для таких придумали «фастфуд», и сочиняет прозу П. Коэлье. А для кино, как и для любого искусства, не может быть запретных тем или ограничений.
О вкусах. Кино может нравится или не нравиться, плюрализм вкусов, мыслей должен быть, иначе — оруэлловский 1984, но все же…
О зрителях. Современный зритель часто жалуется на засилье штампов, и отсутствие свежих идей в современном кино, но когда выходит свежее, оригинальное кино- то большинство тех же зрителей подвергает его «анафеме»; потому что ему, на самом деле, не нужна нестандартность, а скорее наоборот, что бы понравиться большинству современных зрителей, кино должно быть: обязательно НОВЫМ, (неважно если тупое), и главное что б от спецэффектов в глазах рябило, «псевдоинтеллектуальность» и «сопле-слезо-выжималка» то же приветствуется.
О крайних психо-физических ощущениях. Если просмотр «Сербского фильма», вызывает тошноту, истерику и т.д., то скорее всего, обладатель этих ощущений не совсем нормален. Он, или не адекватен психически, - психосексуальные нарушения (детская травма, эдипов комплекс и т.д.), либо «закомплексован» закостенелыми ханжескими устоями, которые по «узколобости» принял за единственно правильную мораль, из-за чего не может вольно и самостоятельно мыслить.
О восприятии. Для осмысления «Сербского фильма» не нужно быть маньяком-извращенцем, или интеллектуалом в башне из слоновой кости (ни какой «заумно-мудренной» философии он не содержит), достаточно свободно и внимательно смотреть на созданные в фильме образы.
О морали. «Искусство не морально или аморально, искусство либо прекрасно, либо ужасно — вот как оно должно быть оценено.» (О. Уайльд) То есть, «кинопоказ» различных форм сексуальных извращений, жестокости, насилия и т.д. не должен оцениваться с позиций моральности, а критерием оценки должна быть художественность изображения.
О насилии. Насилие в той или иной форме присутствует, практически во всех произведениях искусства. Насилие естественно явление в природе. Природа она тоже аморальна, ей плевать на человеческую нравственность. Как писал Заболоцкий:
Жук ел траву,/ Жука клевала птица,/Хорек пил мозг из птичьей головы.
Сцены сексуального насилия. Насилие — тиражирует чувство. Сцены сексуального насилия являются художественным средством выражения сути фильма, за счет эмоционального возбуждения подчеркивается проблематика фильма. Эксплуатация дешевого эпатажа — не про «Сербский фильм».
Отсняты они очень натуралистично и правдоподобно, хотя можно заметить небольшое утрирование: например в реальной жизни мужским половым органом выбить глаз практически невозможно, как бы сильно он не был «эрогирован» — глазное отверстие для этого довольно узко, а кость тверда.
Киноформа. Саундтрек — в порядке, судя по рецензиям, он самая общепризнанная часть фильма. Актерская игра — тоже, на самом высоком уровне, иначе особо впечатлительные небыли бы так впечатлены. В общем работа режиссера, оператора и вся техническая сторона фильма сработана на отлично.
Интерпретация. Условно фильм можно разделить на 3 пласта.
1. «Буквальный» — это само действие, происходящее на экране. Оно содержит немного детективной интриги и черного юмора, держит в напряжении и довольно интересно смотрится.
2. «Контекстный» - пытается раскрыть мало отображенную в кино тему «снаффа», его мотивы и механизмы, а так же приоткрыть темную сторону человеческого сознания, побуждающую к сексуальной извращенности и жестокости.
3. «Подтекстный или политический» — обращает внимание на ситуацию в современной Сербии и ее проблемы. Сцены насилия метафоричны: братоубийственным конфликтам, «искалеченному» детству, торговли людьми и т.д. Все это подчеркивает, что в современной Сербии человеческая жизнь практически ничего не стоит. Указывается и причина этого — деньги, инвестиции неких «темных спонсоров». За которыми легко угадывается США.
Например: в образе «полусумашедшего» режиссера фильма Вукмира можно увидеть США, которое написало «убийственный сценарий» для Сербского народа.
Из истории признания, вместо эпилога. В картины Мане и других импрессионистов публика плевала, «Тропик рака» Г. Миллера выдержал более 60 судебных исков; Набоков, Золя, Берроуз, Пастернак все они подвергались в различной степени общественному порицанию: от «порнографичности» до натурализма своих произведений. В кино «остракизму» подвергались: Макавеев, М. Феррери, Пауэлл, Бунюэль.
И таких примеров можно привести великое множество, от самой древности до наших дней. Жаль, но даже в 21 веке чтобы оценить по достоинсву произведение искусства, должно пройти время.
Итог: в не всяких сомнений
10 из 10
P.S.Посвящается, Степану, почти что однофамильцу великого Бунюэля, который ничего не хотел понимать.
В какой бы форме ни проявлялась спекуляция, а мерзкий душок ей сопутствует всегда. Отождествлять собственные бесчинства с вражеской агрессией, итогом которой стало четвертование некогда единой Югославии – самый простой из возможных путей для некоторых эксплуататоров. Над Балканами и сейчас витает удушливое облако непрекращающихся конфликтов и кровавых столкновений, а благодаря косовской истории – будет витать и дальше. Но безумные завороты человеческой психики происходят по совсем другим причинам, нежели послевоенный синдром. Вряд ли найдется много выразителей мнения, что Срджана Спасоевича ждет слава его земляка Кустурицы или еще кого покруче. Но какое это имеет значение, если новоявленный теоретик оскорбленного общесербского сознания уже снял фильм на все иезуитские времена? Вся бутафорская кровь давно вылита, всех изувеченных манекенов успешно вывезли, и только память о «Сербском фильме» все никак не развеется над истерзанным полуостровом. Гениальный шизофреник или дешевый эксплуататор – кому что ближе, наверняка горячо поддерживает любые упоминания о «мощном политическом подтексте». Правильно делает, потому как без прилагательного «сербский» эта живодерская картина так и сгнила бы внутри какого-нибудь старого, всеми покинутого грайндхауса.
Мама, мы тяжело больны… Нет, мы сошли с ума… Все, все сошли с ума. Отнюдь. О безумии речи нет, и едва ли оно предполагалось режиссером изначально. Допускались совсем другие элементы «произведения», а именно: главный герой – гротескно-убогое изображение замученной войнами страны, и хозяин кровопускательного представления, изображающий из себя не то Мефистофеля, не то Воланда, а скорее самого Спасоевича. Следует отдать должное постановщику – настает знаменательный момент, он сбрасывает маску безобидного детского психолога и втирает оказавшемуся в его руках порноактеру истинную значимость экзотической ленты. Вещать за целую страну, руины которой стали ее главной достопримечательностью – шаг смелый, но не самый продуманный. При всей антипатии к господину Вукмиру, командующему съемками необычного порно, он до поры выглядит последовательным субъектом. Нагло вторгается мысль, а что если этот чернобородый дьявол отчасти прав, и война в Югославии – нечто совсем другое, чем схожие конфликты где-нибудь на Ближнем Востоке? По такой логике, вся первая половина фильма – планомерное исследование человеческого индивидуума, вышедшего в тираж и живущего лишь неумолимо тускнеющими воспоминаниями, как он был крут и в каких позах мог драть вечно голодных баб. Отлично, Срджан, сработал отменно! Да вот беда – не стоило включать видео с «новорожденным порно», даже в качестве крайнего метода воздействия.
Где-то по уходящей красной полосой линии горизонта прошла граница эпатажа и бессмысленного угара, за которую браво перемахнул Спасоевич. Злосчастный укол бычьей Виагры становится катализатором трэшевой мясорубки, не имеющей никакого отношения к искусству, тем более отчаянно-бунтарской направленности. Невезучий порноактер, что польстился на легкие деньги, похож не на балканский народ, а на простое уличное отребье, вроде тех, что попались ему однажды на дороге. С амнезией словно вонзается инъекция посттравматического умопомрачения, которое превращает человека в однофункциональное создание, с единственным действующим орудием, которое он сам, по иронии судьбы, берет в заложники. Не для того мать-природа одарила каждого мужчину детородным органом, чтобы превращать его в подобие раскаленного прута, отыскивающего любую подходящую по размеру дырку. Спасоевич быстро перестает видеть хоть какие-то рамки и лишь мучительно перебирает в памяти все известные ему виды сексуальных изуверств. Но тут славному балканскому парню не повезло – Тинто Брасс и Пьер Паоло Пазолини были до него, и их художества превзойти едва ли возможно, во всяком случае, при таком огрызке вместо сценария.
Там, где иссякает фантазия, и приходит столь любимый всякими авангардистами эпатаж. Автор сербской душегубки хотя бы потрудился найти колоритных исполнителей. Играть им особо нечего, зато одни дико глазами вращают, а другие налитые груди из декольте извлекают. Пожалуй, из Спасоевича мог бы выйти совсем не плохой последователь Пьера Вудмана, если бы не патологическая любовь к извращениям. Но это невозможно, как давно уже всем понятно. Квазипатриотические чувства, не проходящая в каждом члене боль и желание утвердить себя в качестве артхаусных дел умельца – превыше всего. Самое поразительное, что фильм по-своему состоялся, а его запоминающийся саундтрек заслуживает выведения в свободное плавание. Однако если соотнести события картины с ее контекстом, то наступает разочарование. Из сербского – тут только название и состав участников этого безобразия. По «замечательной» грайндхаусной традиции Спасоевич решил сходу стать и порнографом, и хоррормейкером, и саспенсонагнетателем. И пусть полным бездарем балканца называть нет оснований, но цели он достиг лишь одной – его имя запомнили навсегда.
По логике создателей этой залитой кровью, кишками и останками картины, каждый народ, ставший жертвой интернациональных разборок, имеет право на выдвижение своего Спасоевича. Логика конечно ущербная, но с какой-то позиции оправданная. Но есть один определяющий нюанс – тот самый политический контекст. В «Сербском фильме» он эпически преувеличен. И если сравнивать акты педофилии, некрофилии и махрового гомосексуализма с натовскими бомбардировками, то населению Афганистана, Вьетнама, Ирака, Ливии, и прочих обиженных стран следует срочно шерстить свои ряды на наличие кинематографически одаренных граждан. Политика – величайшая ложь на свете, об этом знали еще в девятнадцатом веке, следовательно, и использование ее – ничуть не более правдивое мероприятие, которое может прийти в голову человеку, отчаянно жаждущему славы. Закапываться в самые смердящие трясины трэша – вполне себе искусство, и Срджана Спасоевича с полным правом можно называть его адептом. Но это самая громкая характеристика, на которую наработал балканский нонконформист. О чем-то сверх лучше забыть, благо специфическую славу «Сербского фильма» перекрыть можно будет лишь после еще одной крупной войны, а на территории бывшей Югославии больше расчленять нечего.
Фильм не для всех, стоит заметить данное сразу, потому такой значительный разброс во мнениях складывается, слишком рискованная работа сценаристов и режиссера, а чем выше риски, тем сильнее вероятность, что картина не устроит очень многих.
Стоит заметить, что понятие реально снимаемых снафф-фильмов с присутствием уже далеко не художественной составляющей тесно связано с неразберихами и войнами, подобные эпизоды как похищение людей и дальнейшие пытки над ними были неплохим заработком в самом конце двадцатого века (бомбардировка Югославии), если же зритель копнет еще глубже, то сможет заметить, что сам по себе антураж фильма больше соответствует именно тому году, а не 2010.
Фанаты известных своей жестокостью фильмов как 'Хостел', 'Пила' или даже 'Человеческая Многоножка' должны сразу понимать, что фильм будет ближе к нашумевшему 'Снафф 102' или даже некоторым частям 'Подопытная Свинка', только к данному прибавятся еще и личностные отношения, а не просто описываемое насилие на экране, потому браться за просмотр данного фильма тем, кто привык к американским страшилкам с девочками из колодцев или просто отрубленным конечностям я бы советовать не стала изначально, но если хотите встряску - дерзайте.
Очень сложно играть эмоции, когда в картине изначально не предоставлена возможность проявить все грани, однако, Срджан Тодорович справляется, причем делает то с невероятным успехом ровно настолько, что к середине просмотра начинаешь уже верить, что вся история складывается в действительности, подобной атмосфере способствует и работа операторов, подобраны чуть странные ракурсы, которые могут показаться нелепыми в большинстве фильмов, но здесь эффект скрытой камеры сработал на максимум своих способностей.
Особенный плюсом в моих глазах глазах оказалось аудиальная часть фильма, где нет никаких неожиданных минорных звуков и девочек, которые спускаются в подвал с маньяком под похоронный марш, вполне себе реалистичные кряхтения, крики, отдаленная мелодия, но без вычурных акцентов, что в хоррорах редкость.
Впечатлительные особы могут пораниться до глубины души сценами эротического содержания, которых достаточное количество, потому будьте сразу готовы к зоофилии, педофилии и изнасилованиям, а так же количеству неожиданно незаслуженной боли на экране.
Я не знаю фильмов, которые хоть на десятую были подобны этому проекту, меня подкупила самобытность, слишком многие работы сейчас теряют свою уникальность в киноиндустрии.
Писать этот обзор для меня невероятно сложно, потому что все никак не могу прийти в себя окончательно после просмотра, прийти к каким-то выводам относительно данной картины, но поток мыслей все же обнажить стоит.
Во-первых, да простят меня гуманисты всех мастей, фильм удался, и еще как. Нет, я не поклонник ультражестоких сцен и не возбуждаюсь от них, но все же, если объективно посмотреть на ситуацию, отставив эмоции, признаем: не так страшен черт, как его малюют. В фильме есть всего парочка ОЧЕНЬ экстремальных сцен, которые заставят любого мало-мальски нормального человека крепко зажмуриться и прикрыть уши, но во всем остальном лента представляет из себя крепкий, но весьма шаблонный триллер-хоррор, чей сюжет строится по принципу многих и многих легионов своих предшественников. Попробую резюмировать свои впечатления:
Во-первых, надо отметить, что очередные негласные табу на то, что не следует показывать на экране, в очередной раз нарушили европейские хоррор-мэйкеры. Я думал, что отличатся французы, ан нет, вдруг, откуда ни возьмись, на небосклоне жанра появился никому не известный сербский режиссер, который, кажется, сломал последние заградительные барьеры из морали и этики. Вот это просто ужасает. И еслы вы думаете, что дело ограничивается простой мясорубкой а-ля американский слэшер, то сильно ошибаетесь. Создатели пошли намного дальше, они ПСИХОЛОГИЧЕСКИ выматывают и шокируют зрителя до такой степени, что, думаю, многие, как и я, после просмотра просто находились в состоянии прострации и были не в состоянии думать адекватно. Зато было чувство, такое гадкое, что прикоснулся к чему-то злому, гадкому, мерзкому и отвратительному до такой степени, что даже 'Мученицы' блекнут по сравнению с этим. Просто для меня квинтэссенцией жестокости во всех своих проявлениях была именно эта картина, но теперь, думаю, место её займет 'Сербский фильм'.
И в то же время фильм нельзя назвать какой-то халтурой, он захватывает внимание, в нем есть логично выстроенный и стройный сюжет, отличные актерские работы (кто забудет этого Люцифера от порнографии - режиссера Вукомира?), весьма неплохой саундтрек, удачно подчеркивающий действие, а также атмосфера тотального распада, морального, культурного, человека, да такого, что его, пожалуй, следует поставить уже где-то ступенек на 100 ниже любого животного.
Да, Сербия - страна с тяжелой судьбой, война, разделившая некогда единое государство, больно ударила по национальному самосознанию, думаю, что это сродне потере некоего ориентира. Именно на этом акцентировали внимание создатели, раздавая бесчисленные интервью, - дескать, посмотрите, во что превратилось наше государство. Только вот все эти объяснения кажутся мне высосанными из пальца, совсем как у Балабанова вышло с его 'Грузом 200'. Там тоже все любили находить аналогии, представляя главную героиню как матушку Россию в преддверии больших перемен. Что там, что здесь все подобные трактовки камуфлируют желание создателей обеих картин просто-напросто поиграть на нервах зрителей, поиздеваться над психикой и тихо похихикать в уголке, наблюдая за ужасом на наших лицах. А знаете почему? Да потому что в обоих случаях режиссеры явно упиваются сценами насилия, камера смакует их с такой любовью, что сомнений не остается - вот он, главный повод для съемок, а вовсе не желание поговорить о наболевшем или поразмышлять о судьбе-судьбинушке своей родной державы.
Думаю, что ленту можно посоветовать тем, кто слишком долго сидел на диете из голливудских страшилок с детским рейтингом и ищет чего-нибудь 'погорячее'. Только подумайте несколько раз, перед тем, как смотреть. Поверьте, даже такой закоренелый фанат жанра, как ваш покорный слуга всю последнюю треть фильма, где и показаны основные кошмарные сцены, провел её с отведенными в сторону глазами, а иногда и с закрытыми ушами...чтобы не слышать криков...особенно детских.
Итог: ужасное, кошмарное зрелище, не идущее со зрителем на компромисс, показывающее такое, о чем нормальный человек даже не в силах подумать. Смесь порно, пыток, крови и самой гнусной стороны человеческой сущности. После такого даже как-то стыдно причислять себя к 'хомо сапиенсам'...
'Сербский фильм'- это уникальное кино. Уникальное во всех отношениях и смыслах. Вы больше нигде не увидите такого слияния глубокой чувственности с полнейшим безумием, и максимальным уровнем сумасшествия. В этом, на мой взгляд, и есть уникальность работы молодого сербского режиссера.
Посмотрев этот фильм, я был сильно удивлен. И удивила меня не жестокость показанная на экране, а ловко построенная игра режиссера на чувствах зрителя. Внутреннее напряжение ощущается с первых минут, и не отпускает до самых финальных титров. Герою не просто сопереживаешь, ты как будто оказываешься на его месте. Зритель воспринимает происходящее на уровне эмоций и внутренних переживаний. За умение создать такой своеобразный диалог со зрителем режиссера можно только похвалить. Также следует отметить атмосферу картины. По своим компонентам: цветовой гамме, звуку, манере съемки 'Сербский фильм' очень напоминает фильм 'Мученицы'. И это тоже можно смело отметить с положительной стороны.
Что касается количества мяса и литров крови на экране, то тут ничего нового, все в лучших европейских традициях. Да, сцены жестокости действительно способны повергнуть в шок, особенно неискушенного зрителя. Показывая во всех красках педофилию, садизм, мазохизм, гомосексуализм, некрофилию - режиссер наглядно показывает уровень человеческой жестокости, без всякой мишуры из морально- этических норм.
Я искренне понимаю людей ругающих это творение. Да, действительно происходящее на экране очень тяжело воспринимается. И банальное отвращение свойственно любому человеку, но давайте не будем забывать что весь материал, используемый в фильме, это прямое отражение наших с вами современных реалий. Хотите вы этого или нет, но это так. Насилие над детьми, убийства, издевательства, все это мы видим ежедневно по новостным выпускам, и это намного страшнее, потому что это реальность.
Что касается разврата, то его хватает на телевизионных каналах, которые своими реалити-шоу промоют мозги подростков покруче любого сербского триллера. А тупые американские, а сейчас уже и российские комедии, на которых растет современное поколение, не несут в себе абсолютно ничего, только мат, секс, и грязь- увы, всё.
Так что ругая 'Сербский фильм' не следует забывать, что он относится к артхаусному искусству, т.е. к искусству 'не для всех'. Поверьте, намного страшнее когда пропаганда секса и насилия заложена в массовой культуре.
7 из 10
P.S. Этот фильм разрешено смотреть только совершеннолетним, психически устойчивым людям.