Сначала у меня возникли ассоциации с 'Мальчиком в полосатой пижаме'. В них действительно есть общее: дружба.
Дружба, которая жертвует. Дружба, которая прощает.
Бруно и Шмуль, Генрих и Давид - все эти мальчики, так или иначе пострадали от войны.
Как объяснить детям, что кто-то должен умирать? За то, что просто родился в семье другого народа?
Но если мать Бруно лишь пыталась сбежать из этого кошмара, не в силах видеть его, то мать Генриха сделала поистине великий шаг.
В одном взгляде можно передать все. Я никогда не забуду взгляд отца и матери Давида, которые поняли, что мама Генриха хочет спасти их ребенка. Крошечная надежда, обреченных на погибель людей, стала, наверное, их последним утешением в жизни.
На последнее, хочется сказать о музыке. Очень тонкая, лиричная, грустная с пронзительными нотами, ведущими в само сердце. Музыка вечна, она не стареет, не меркнет с годами, как и дружба. Дружба Генриха и Давида.
Буквально считанные минуты на экране. Минимум слов. Гнетущая музыка.
Зато сколько чувств.
Любовь, дружба, надежда, непонимание.
А так же злость и ненависть. Очень точно показано поведение нацистов, в одном кадре он кричит на героиню, в следующем, целует руки. Ведь она немка. И сын красавец - весь в нее. Тонко. Одно только это подчеркивает несостоятельность антисемизма. Еврейского мальчика фашист называет красивым.
Доброе кино. Оно вселяет надежду. На то, что может это и правда было. И может даже это был не единичный случай.
Казалось бы, сюжет довольно простой, не оригинальный. Многие родители врут детям дабы уберечь их от плохого, но правильно ли это? А может ли человек пойти против идеологии его страны и сделать ради ребёнка что-то, что никто бы не посмел? В этом фильме всё не так просто, как кажется.
С самого начала фильм показался мне интересным, но концовка превзошла все мои ожидания!
Мне очень понравилось то, что мать не запрещала сыну дружить с евреем. Она сама знала, что лучше для ребёнка. Очень поразили сцены, где главную героиню перепутали с еврейкой.
Актёры подобраны хорошо. Качество съёмки замечательное. Дополняет всю обстановку.
Этот фильм однозначно надо смотреть. Словами просто невозможно передать своё впечатление.
Показано всего 13 минут, а я увидела целую историю о судьбах. Это сродни пьесам великого Островского, что-то отдаленное, но похожее, мы не видим всю картину жизни героев, но мы ее понимаем, знаем, что ожидало семью Зильберштейнов и этих двух друзей, для которых не имеет значения кто ты: еврей, немец, ариец, славянин. Они дети и видят людей настоящих. Для одного война не существует, есть пианино, ноты и солнце, а для другого она есть, и это потрясающе показал актер, который играл Давида, в одном его взгляде было сказано все. А героизм женщины, он не громкий, но поистине великий, на такое способны немногие. А самоотверженность мальчика, который всей душой верит, что его друг едет в далекую и потрясающую Страну игрушек, но не собирается отпускать его.
Это потрясающий маленький, но великий фильм о преданности, мужестве и чуть-чуть о жестокой войне и людях, начавших холокост и приветствующих его.
13 минут. Так мало, но так глубоко. Так мало порой нужно времени, слов, чтобы показать дружбу, выразить любовь своих близких, милосердие. За эти несколько минут мы видим настоящую дружбу двух мальчиков, Генриха и Давида, которую они сохранили на протяжении всей жизни; любовь родителей, готовых отдать своего ребенка и никогда с ним больше не видеться, чтобы спасти ему жизнь; понимание и сострадание со стороны немки, спасающего еврейского мальчика.
Так мало, но о многом... На последних секундах у меня выступили слезы.
Я смотрела достаточно много фильмов и короткометражек о евреях в годы Второй Мировой войны, о еврейских детях, страдающих ни за что, о семьях, разлученных навсегда, так что к этому отнеслась с недоверием - неужели я увижу что-то новое.
Небольшая ложь навеяла на меня мысли о 'Жизнь прекрасна', мальчишеская дружба - 'Мальчик в полосатой пижаме', интеллигентная еврейская семья - 'Герника' Кустурицы. Но, наверное, этим картинам просто нельзя перестать сострадать и сопережевать. Я каждый раз открываю в них что-то новое. Вот и тут... обычно подобные фильмы акцентируют внимание на страданиях еврейского народа, но это не совсем тот случай. В фокусе обычная немка, сын которой близко сдружился с соседским еврейским мальчиком, поэтому когда пришло время евреям ехать в 'страну игрушек', она готова на многое, чтобы ее маленький мальчик не убежал с ними. А ему очень хочется. Ведь что для него соседский мальчик? Враг народа? Жиденок? Еврейское отродье? Дети не мыслят такими категориями. Он его брат 'по крови'. Они поклялись быть вместе, а значит, Генрих будет сопровождать Давида в эту страну игрушек. Только вот ее не существует. Что значили эти национальные категории для обычных немцев? Ничего. Пустые слова. Ведь даже немецкий офицер, поверив, что еврейский мальчик - немец, называет его 'красавцем'.
И для меня это история о простых немецких людях, не повинных в кровавых преступлениях режима. Простых людях, матерях и детях, готовых подвергнуться риску, чтобы спасти соседского мальчишку, который виноват только в том, что он еврей.
Музыка тонко подобрана. Она и печальная, и тревожная, и гнетущая, она берет за душу и не отпускает.
А смогли бы Вы поступить как Генрих? Этот маленький мальчик, любящий своего друга, готов бежать за ним не смотря на холод и запреты. Он невольно изменил жизнь Давида и свою собственную. Дружба жива. Вопреки войне, вопреки злу, вопреки... И эта дружба сильнее всего оружия на Земле.
А смогли бы Вы поступить как Марианна, мама Генриха. Она воспитывает ребенка в нелегкое время, пытается оградить его от жестокости и слез. Да, она врёт про несуществующую страну игрушек, чтобы уберечь сына. Она бросается как львица на его поиски и не замечает унижения фашистов. Она находит вагон и видит семью соседей, видит их глаза, полные отчаяния и безнадежности. Она совершает подвиг и дарит жизнь Давиду, а с тем и спокойствие и надежду семье Сильберштайн, что Давид будет жив. Этот момент настолько трогателен, печален, до боли в сердце. Нет слов... Это невозможно выразить.
Немногие способны на такое... А Марианна смогла, став в одночасье матерью двоих детей.
Давид, бедный мальчик, потерявший многое и нашедший многое. Сколько свалилось на его хрупкие детские плечи. А сколько таких, обездоленных и брошенных, искалеченных войной. Наверное, Давид с годами ощущал еще большую печаль..
Но и еще большая любовь была с ним. Любовь друга, любовь брата.
И как маленький лучик света в этот проклятом мире зла звучит мелодия, которую неуверенно играют мальчишечьи пальцы, и которая становится в исполнении всё тех же, но повзрослевших пальцев все громче и яснее, как память, как надежда, как вера.
Что, если твой друг не может быть рядом? Ты не захочешь это слышать и пойдешь за ним следом. Он твой друг, и плевать на все законы и запреты. Что может быть важнее вас двоих?
Короткие 13 минут, рассказывающие о неравенстве детских судеб и показывающие зрителю насколько велика разница отношения к людям, всего лишь от того, что ты родился не в такой семье 'как надо'. В чем они провинились? Не в чем. Это их судьба. Судьба каждого из них...
Это короткометражка, поэтому много не напишу. Этот фильм нужно видеть, чем читать рецензии. В 12 минут фильма режиссер показал обычную ложь родителей детям, верность дружбе среди детей (взрослые, а вам поступить подобным образом слабо?), принятие нестандартного решения. Насчет последнего. Я правда не знаю, знала ли героиня фильма о том, как все было на самом деле или нет. Но это никак не влияет на фильм. Если бы не знала - значит приняла решение за 15 секунд. Если знала - тогда это был огромный риск. О чем я говорю? Смотрите фильм. Он не займет много места на компьютере, он не займет много вашего времени. Это как бы концентрация 'Мальчика в полосатой пижаме' в 12 минут. С другим сюжетом.
В 13 минутах этой чудесной картины поместилось не меньше, чем в лучших кинофильмах длинною более часа.
Короткометражная драма Йохена Фрейданка учит нас в первую очередь любви к ближнему и способности на самопожертвование. Все мы братья, а значит, все мы чьи-то дети. И не важно, какие у нас имена, фамилии, происхождения, главное, что все мы братья по нотам, или книгам, или разуму. И если кто-то в мире и понимает это, так это дети, еще способные любить каждого всем сердцем, бежать, неизвестно куда за другом, не бояться ничего и, не желая давать кому-то в обиду близких, отважно бороться за них. Вопрос только в том, как быстро придет понимание жестокой реальности, когда дети перестанут верить в волшебные страны, увидев грязный вагон, ехать к котором придется долго и стоя.
'Страна игрушек' вселяет нам уверенность в то, что если захотеть, можно изменить мир к лучшему даже в одиночку, стоит только начать. И когда каждый признает всех детей мира своими, когда в своих соседях по дому или стране мы увидим братьев, тогда в Мире станет куда меньше зла, непонимания и гонения.