Когда Тэмпл Грандин выступала на конференции TED, она всячески подчеркивала, что все ее достижения базируются на удачном стечении обстоятельств. Однажды в жизни ученицы с аутизмом появился учитель, пробудивший в ней научную любознательность. Эта любознательность вместе с особенностями ее восприятия мира сделали все остальное.
Тэмпл Грандин и Клэр Дэйнс
'Тэмпл Грандин' 2010 г. - это биографическая лента о девушке, которая родилась в 1947 году. Имея аутистическое расстройство, она была нелегким ребенком для своих родителей - ведь даже обнять собственную дочь они не могли.
Трудности социальной адаптации привели Тэмпл Грандин к увлечению животными. А оттуда к желанию изучать животноводство.
Девушка стала единственной представительницей женского пола, среди парней выбравших своей профессией фермерское дело. Но именно ей, несмотря на стереотипы и множество проблем, удалось создать настоящую революцию в животноводстве.
Если вы посмотрите фото или видео современных фермерских хозяйств, выращивающих скот и впоследствии отправляющих их на убой, абсолютно везде вы увидите созданные Тэмпл Грандин революционные устройства. Они сделали обращение с животными намного более гуманным и одновременно удобным и выгодным для людей.
В отличие от большинства подобного рода телевизионных биографических лент, 'Тэмпл Грандин' довольно высокобюджетная картина с достойным кинематографическим качеством. К тому же главную роль тут исполнила Клэр Дэйнс ('Ромео + Джульетта', 'Родина'). А режиссурой занимался Мик Джексон, снявший в 90-х хиты 'Телохранитель' и 'Вулкан'.
'Тэмпл Грандин' - легкий вдохновляющий фильм про человека, который совсем не вписывался в окружающий мир. Но в итоге смог обернуть свою необычность в историю успешного профессионала.
«Тэмпл Грандин» - очередной фильм жанра «аутизм», повествующий о биографии одноимённой персоналии. Тот факт, что картина стремится быть как можно более достоверной, придаёт ей чрезвычайную заурядность. И действительно, складывается ощущение, что Мик Джексон, сняв довольно успешного «Телохранителя» аж 18 лет назад, просто перестал следить за кинематографом и проигнорировал такие картины как «Человек Дождя» (снятый, кстати, ещё раньше), «Форрест Гамп», «Я – Сэм» и многие другие.
«Тэмпл Грандин» словно пытается скопировать идеи, навязанные в предыдущих фильмах, посвященных проблеме аутима, однако делает это как-то пресно и скучно, начисто игнорируя все удачные художественные решения предшественников. Даже название картины обезличивает её, ставя в один ряд с множеством картин, названных по имени и фамилии человека, о котором идёт речь.
Сравнение «Тэмпл Грандин» с вышеперечисленными картинам неизбежно, так как все они формируют некий периферийный жанр, повествуя об аутистском дискурсе. Каждая из этих картин имеет свою изюминку, преимущество, которое выделяет картину из общего количества ей подобных. Великолепный «Форрест Гамп» в своё время оказался эпическим произведением, охватившим целую эпоху, огромный отрывок из истории США, с различными персоналиями, событиями и просто мелочами, вызывающими ностальгию. «Человек дождя» был наполнен психологизмом и напрямую апеллировал к проблеме аутистов. «Я – Сэм» рассматривал вопрос с социальной точки зрения.
В «Тэмпл Грандин» нет ничего подобного. Это просто сухой отчёт, статья из энциклопедии, в которой есть некий рациональный элемент, однако полностью отсутствует что-либо эмоциональное. Здесь нет сочувствия к главной героине: зрителю понятно, что Тэмпл – самодостаточная женщина, добившаяся востребованности в обществе. Ей постоянно помогают преодолевать трудности, многие их которых могут показаться просто нелепыми (например, героине проще поступить в колледж и стать профессором, чем пройти через дверь на фотоэлементах), в сюжете не представлена противоборствующая сила, т.е. героиня не борется за свои права, никто не подвергает её травле, никто не выставляет её странности на смех. Редкие эпизоды (например, забрасывание её автомобиля бычьими яйцами, или косые взгляды студентов в колледже и т.д.) настолько мимолетны и поверхностны, что не в состоянии вызвать какую-либо ответную реакцию у зрителя. В этом плане сюжет вообще плохо развит: очень много нагрузочных и поверхностных эпизодов.
Стоит отметить очень талантливую игру Клэр Дэйнс, однако само поведение, продемонстрированное в фильме, едва ли похоже на поведение человека, страдающего аутизмом. В этом плане Дастин Хоффман и Шон Пенн выглядят гораздо убедительнее.
Монтаж фильма выглядит несколько неуместным в данном контексте. Слишком уж перемешанными получаются драматические и комические сюрреалистические вставки, да и вообще комическая манера повествования здесь не очень уместна. Зачастую саспенс завершается ничем, а некоторые эпизоды кажутся нелепыми и комедийно гиперболизированными (например, сама идея машины для обнимания или сцена обмазывания грязью).
Даже сквозная метафора (и по совместительству, видимо, главная идея фильма) «каждая открытая дверь – новые возможности» является довольно избитой и не смотрится оригинально.
Возможно как биография, «Тэмпл Грандин» заслуживает пристального внимания, однако как художественный фильм – это очень посредственная и заурядная работа, не вызывающая ровным счётом никаких эмоций, не поднимающая никаких новых проблем. К тому же сильно переоценённая.