Литературная основа в современном кино определяет многое. Она — позвольте так выразиться — даже «решает».
В этом довелось убедиться во время просмотра экранизации повести нашего знакомого Павла Санаева — «Похороните меня за плинтусом». Он в интервью — здесь, на сайте — очень точно подметил, что в американском массовом кино действие происходит не в Америке, а в неком вымышленном пространстве под названием «Голливундия».
Зту мысль сейчас можно и продолжить. Как оказалось, наши кинематографисты тоже действуют в придуманном мире. Он отличается от реальности гораздо меньше и в другую сторону, но, всё-таки, там в обращении с поведением героев, с их жизнью, ради достижений определённых творческих целей позволяются многие вольности. Не совсем настоящие, знаете.
У Санаева же в «Похороните меня за плинтусом» этого нет. Например на 20-м открытом фестивале российского кино 'Кинотавр', где я его и смотрел впервые, он был первым с совершенно нормальной историей. Вот слова из аннотации: «Фильм о 8-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери. Бабуля — настоящий тиран — и мать рвут ребенка на части». Все так и есть — без притчевости, без портрета поколения, без ностальгических игр и картин безнадежности. Добавьте только еще деда, народного артиста Савельева в исполнении Алексея Петренко, и нового мужа матери, которого играет Константин Воробьев.
Слова этой камерной драмы, разворачивающейся в стенах большой квартиры, уже были написаны, режиссёру осталось только вложить их в уста актёров и постараться ничего не испортить. Что, к счастью, ему и удалось, более-менее.
А благодаря тому, что здесь уведены на второй план приметы времени и географии, фильм получился универсальным и межнациональным — это все могло случиться как в СССР, так и в Европе и в Америке. Как в семи-, так и в восьмидесятые, и в девяностые. И смотреть фильм смогут самые разные люди и через пять, и через десять лет. В отличие, например, от пасмурных поисков мужика владивостокской милиционерши ('Сказка про темноту').
А недостаток ленты отражает её же сюжет. Как весь рассказ закручивается вокруг главной героини — бабушки, так вся картина держится на актрисе Светлане Крючковой. Все остальные — и Петренко, и Мария Шукшина, и напоминающий голливудских вундеркиндов Саша Дробитько — ей только старательно подыгрывают. Это особенно заметно в сцене похорон, которая в отсутствие актерского стержня прямо-таки разваливается с каждой секундой. Светлане на Кинотавре можно было дать и приз «За главную женскую роль», вот только это все равно, что опять номинировать на «Оскар» Мэрил Стрип.
Другой жирный минус отметят те, кто знаком с самим произведением Санаева. Сергей Снежкин, всё-таки, довольно вольно обошелся с ним, перекрасив ему атмосферу на несколько более тёмную и изменив финал. Но нечитавшим это будет безразлично. Ну а я, например, признаю право кинорежиссёра преследовать некие собственные творческие цели, отличные от тех, к которым стремился писатель.
Мальчик Саша живет вместе с бабушкой и дедушкой. Старики не отдают Сашу матери. Бабушка считает, что он больной. Пичкает маленького ребенка таблетками, возит по каким-то гомеопатам и т.д. Саша хочет только одного – увидеть маму. А еще чтобы его похоронили за плинтусом…
Есть такое слово на букву П. Вот кино “Похороните меня за плинтусом” от некоего режиссера Снежкина – это полный П. Не могу иначе описать словами весь ад, который тут происходит. Начинаешь задумываться, что хуже – жить в приюте или с подобными родственничками.
Эмоции бьют ключом (заранее извиняюсь за сумбур), но здесь ведь реально можно тронуться рассудком. Хотя нам показали только день (ну, пару дней) из жизни Саши, не более. Санаев прошел через сущий ад. Кино прошибает до слез, выворачивает твою душу наизнанку. Кстати, я вообще не сильно люблю драмы, где в центре сюжета стоит ребенок.
Объяснял уже как-то, потому что это грязный ход, но “Похороните меня за плинтусом” покорил и восхитил. Жалко абсолютно всех героев. И бедного деда (народного артиста, черт возьми). И эту бабушку (она же несчастная женщина, о-х-х, ребята). Про Сашу даже говорить не буду.
Сцена с магнитофоном – шедевр. Сцена с монологом бабушки, когда она рассказывает по телефону про свою молодость – шедевр. Сцена в ванной – шедевр. Не перечислить, каждые пять минут происходит что-то запредельное. Крючковой, положа руку на сердце, нужно отдать Оскар.
Давненько я не видел таких героинь. Она не просто давит, она прям разрушает, размазывает тебя по плинтусу. Крючкова отыгрывает на максимальном уровне – веришь! Да и остальные актеры молодцы, чего уж там. Мальчишка классный. Короче, выл вместе с ними. “Похороните меня за плинтусом” – драма о том, какими же все-таки жестокими (и даже очень) бывают именно родные друг другу люди.
Книга лучше? Пускай. Фильм великолепный. Еще раз – Крючковой поклон до пола, вот что значит старая школа, учитесь…
Этот фильм трудно назвать плохим. После просмотра становится страшно за наше будущее. Я давно не видела чего-то более реалистичного, более отталкивающего и заставляющего задуматься.
Все актеры меня поразили! Действительно, ощущение такое, будто это не фильм, а просто съемка на камеру.
Хочу отметить Светлану Крючкову (бабушка). Роль точно ее. Никогда не знаешь, чего ожидать от душевнобольного человека в следующий минуту. В определенные моменты мне было жалко эту женщину, которая очевидно много испытала в жизни. Но, конечно, это несравнимо с тем презрением и осуждением, которое возникает из-за ее отношения к внуку, к дочери, к мужу.
Как не странно, ни одного положительного героя в данной истории я не увидела. Мать, очевидно, не так сильно любила своего ребенка. Дед всю жизнь не имел право голоса в семье, и его это устраивало. Сожитель - человек, который за рюмку готов горы свернуть. И даже мальчик в свои 8 лет уже становится подобием людей, его окружавших. И из-за этого по-настоящему жутко.
Любите своих близких! И не позволяйте жизни вас уничтожить.
Очень тяжело. Поэтому я никогда не возвращаюсь в прошлое и предпочитаю будущее. Потому что я был таким же мальчиком. Может не так жестоко, как показано в картине, но достаточно, чтобы эта картина вернула меня на много лет назад. Я это расцениваю только как урок. Мои дети никогда не испытают подобного, ибо я знаю, что это и если я подпишу на это своего ребенка - пусть меня расчленят заживо какие-нибудь уроды-извращенцы.
Минусы: нет
Плюсы: ИГРА АКТЕРОВ, СЦЕНАРИЙ, ОПЕРАТОР, МОНТАЖ, РЕЖИССЕР. Спасибо, что картинка не была подвержена гранжевой обработке или сепии в стиле Балабанова, иначе я бы этого просто не вывез.
Вывод: Это кино НУЖНО смотреть. Нужно смотреть молодым. Пожалуйста, не делайте таких ошибок в своей жизни и не в коем случае не позволяйте своим детям расплачиваться за них. Это ваши дети. Они не виноваты в ваших грехах.
Начиная смотреть фильм я думала, что скорее всего не получу того же (положительного) впечатления, которое было у меня после прочтения книги. Уж очень мне понравилась эта история, написанная от лица восьмилетнего мальчишки, замученного любовью не совсем здоровой бабушки, но не перестающего радоваться мелочам жизни, и мечтающего хоть на мгновение увидеть свою маму.
Мой опыт показывает, что лучше не смотреть фильм по понравившейся тебе книге, так как обычно мои представления о ключевых моментах истории, а также о внешности, характере героев разнятся с представлениями режиссера (яркий пример – Дозоры Лукьяненко, фильмы по которым в отличие от книги меня не впечатлили).
Но на сей раз, могу сказать, что для меня история, рассказанная в фильме, получилась не лучше и не хуже изначально написанной в книге, а просто другой, другой по эмоциям, оставшимся после ее просмотра, но от этого не менее интересной.
Восхитила, по-другому просто не скажешь, игра Светланы Крючковой, сыгравшей бабушку. Она настолько вжилась в роль, что порой мне казалось, что это не фильм, а просто сцены из жизни, заснятые на пленку, что это ее внук и дочь пытается отнять его у нее. Хотелось кричать браво!
Как всегда точен в представлении своего героя Алексей Петренко, сыгравший дедушку Саши.
Не впечатлила игра Марии Шукшиной; как-то не очень верилось в любовь ее героини к мальчику, да и к мужу, ради которого она оставила ребенка на попечении родителей. Собственно такое же впечатление осталось и от «карлика-кровопийцы», которого сыграл Константин Воробьев. Ну, не поверила я в любовь между этими двумя героями!
Отдельно хотелось бы отметить игру маленького Саши. По моему мнению, ему удалось передать те эмоции, которые должен испытывать маленький мальчик, живущий в такой атмосфере - осторожное отношение к любящей его до безумия бабушке, безграничное счастье при встрече с долгожданной и обожаемой им мамой, ненависть к деду, не дающему им встретиться... В общем, хорошая игра начинающего актера.
Не секрет, что пик популярности самого известного произведения Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» совпал с его экранизацией, которой давались различные оценки. Написанная и опубликованная в последнем десятилетии прошлого века автобиографическая повесть о жизни младшеклассника Саши Савельева умещает в себе целый ряд важных проблемных вопросов, включая классическую тургеневскую формулу конфликта поколений. Лёгкий для восприятия, но, вместе с тем, крайне психологичный авторский язык рисует настолько самостийные детали и портреты недалёкого прошлого, что поначалу трудно было заставить себя поверить в их жизнь на экране.
Главной жертвой профессионального подхода Сергея Снежкина, как и ожидалось, стала хронология. Сведение многостраничного детского анализа окружающей действительности длиной в несколько лет к одному-единственному по-летнему тёплому дню рождения в жизни мальчика, это заведомо неблагодарное решение. Режиссёру в определённой степени удаётся поймать удушливую атмосферу коллективного семейного конфликта, но вырваться оттуда нелегко, и это заметно: слишком тесное переплетение деталей, эмоций и здравого смысла. Даже в более-менее спокойных моментах камера будто бы сама собой ищет и фиксирует исключительно холодные кадры. Примечательно, что в фильме напрочь отсутствуют флешбэки, призванные уменьшать нагрузку в подобного рода историях и гармонизировать восприятие, зато имеется не всегда объяснимый сарказм.
Есть и другие, более мелкие шероховатости в картине, которые отпадают сами собой на фоне идеального воплощения образа Бабушки Нины Антоновны, в адрес которой хочется разразиться громкими аплодисментами. Блистательной Светлане Крючковой досталась неимоверно сложная работа, ведь за кажущейся прямотой и брутальностью её героини скрывается чрезвычайно многогранный и тонкий характер. Как барометр, Бабушка Саши, «кровью прикипевшая к нему», фиксирует малейшие изменения в своём доме, и горе тому, кто осмелится испытать на прочность её нервную систему. Данный образ далёк от идеала всеми любимых и уважаемых советских бабушек, но фильм, пусть частично и несколько сумбурно, всё же позволяет взглянуть на странную женщину другими глазами и даже простить ей некоторые поступки.
Наряду с Бабушкой, ключевая роль в фильме отведена тексту. Почти все фразы героев, включая угрозы и проклятия, являются оригинальными и призваны ещё больше разжигать костёр взаимной вражды между родственниками. Мальчик же так и остаётся разменной монетой, его в буквальном смысле слова тянут в разные стороны, грозя порвать на части. Но «книжный» Саша и «киношный» – не совсем одно и то же. Если Санаев делает основной акцент на советских чертах школьника, страдающего душой и телом, но смиренно несущего свой крест в лице нерадивых близких, Снежкин даёт возможность своему герою более чётко балансировать между плохим и хорошим, что есть в жизни. Для него возможны кража денег, драка с бабушкой и дедушкой, это как бы уже человек будущего с зачатками пока ещё здорового цинизма.
Фильм снят по мотивам одноименной повести Павла Санаева. Книга вызвала интерес и признание множества читателей разных поколений. Посвященная Ролану Быкову (отчиму Павла Санаева) и рассказывающая о непростых отношениях в семье народного артиста Всеволода Санаева. Книга автобиографична и очень искренна. Но фильм, как впрочем, и книга, не из категории скандальных подробностей из жизни звезд, а отдельное, не привязанное к конкретным личностям, целостное художественное произведение. Упоительно тонкое и лиричное.
К сожалению, фильм не смог передать исповедь человека, дошедшего до крайней степени откровенности. Что-то добавили, что-то убрали (довольно-таки многое), что-то растянули, что-то сократили. Но в принципе, цельность сюжета не нарушается.
'Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу'. (с)
Образ, созданный Светланой Крючковой, – 'сумасшедшая бабушка', до безумия любящая своего внука. Бабушка - это удивительный отдельный мир, страшная жизнь – война, потеря первого ребенка, близких, не сложившаяся карьера актрисы и личная жизнь, легкомысленная (на ее взгляд) дочь с мужем-карликом-евреем (война наложила свой отпечаток) и больной внук – все это огрубило ее, но то чувство, чувство любви, неизбывной и умопомрачительной не уничтожено в ней. Что осталось у нее кроме этого мальчика? Кому она еще также жизненно необходима?
Страдания матери, лишенной возможности видеть сына, с экрана, увы не передались столь четко, более того беспомощность и вялость героини Марии Шукшиной с какого-то момента начинают раздражать. А долгожданное воссоединение матери с сыном воспринимается не как светлый счастливый конец (который так ждали мать и сын, который так эмоционально-напряжен в книге), а как безвыходная ситуация (кто же еще после смерти бабушки будет присматривать за ребенком, наврали).
Я не могу сказать, что я разочарована. Нет, фильм хорошо поставлен. Его можно было бы поставить в ряд глубоких социальных драм. Но не на столько пронзительной получилась история, коей я видела в строках книги.
Финал – отдельное большое разочарование. История, обреченная в идеальном соотношении на зрительские смех и слезы, обрывается здесь какой-то непонятной меркантильной, нелогичной и неприятной концовкой.
Но тем не менее, фильм посмотреть стоит. Мне кажется, его нужно смотреть не в кинотеатре, а дома с детьми. И по ходу сюжета комментировать, потому что наше юное поколение не поймет тех страданий каждого героя (хотя бы возьмем к примеру слезы мамы над порванными последними колготками). Фильм заставит поностальгировать, посмеяться, погрустить.
Картина рассказывает историю мальчика Саши Савельева. В свои восемь лет он одолеваем кучей всевозможных хворей, начиная от хронического тонзиллита и заканчивая муковисцидозом. Саша живет вместе со своей неуравновешенной бабушкой Ниной Антоновной (Светлана Крючкова) и чересчур уравновешенным (а скорее даже безразличным ко всему происходящему) дедушкой, народным артистом СССР Савельевым (Алексей Петренко).
Бабушка не позволяет внуку видеться с его матерью Ольгой (Мария Шукшина), считая ту «беспутной потаскухой» и виноватой во всех страданиях мальчика. А вот Сашу Нина Антоновна любит. Правда, это не мешает ей постоянно закатывать истерики по поводу и без, называть внука уродом, подонком, свиньей, дерьмом и угрожать изрезать того на куски бритвой…
Еще великие мудрецы древности размышляли над тем, что есть любовь и где находится та незримая грань, отделяющая ее о ненависти. Кто-то ставил между этими понятиями знак равенства, а кто-то, напротив, относил их на разные полюса. Пожалуй, как раз таки на этой теме и выстроена картина «Похороните меня за плинтусом». Режиссеру Сергею Снежкину удалось удержаться от напрашивавшейся назидательности ленты, чтобы в очередной раз не растолковывать всем нам, что такое хорошо, и что такое плохо. В итоге у Снежкина получилось очень органичное, целостное и полноценное кино. Да, мрачное, да, с ироничной повестью Павла Санаева имеющее весьма отдаленное сходство, но тем не менее!
Фильму не нужны «костыли» в виде литературной основы, опираясь на которые он смог бы «дойти» до зрителя. Картина на удивление самодостаточна и самобытна и может существовать без оглядки на одноименную повесть. И в этом – главная заслуга режиссера.
С самого начала в фильме смещаются акценты: здесь главный герой – вовсе не Саша Савельев, несчастный мальчонка, которого буквально терзают любовью две женщины: мать и бабушка. В центре ленты находится как раз Нина Антоновна. Неподражаемой Светлане Крючковой удалось выжать из этого грозного, но в тоже время, глубоко несчастного персонажа все, что только можно. И уже к финалу мы видим бабушку совсем с другой стороны. В своем длинном монологе, которым она разразилась в телефонную трубку, героиня Крючковой изливает душу и, по сути, объясняет, отчего же она, Нина Антоновна, в молодости будучи талантливейшей актрисой, к старости превратилась в столь суровую, грубую и истеричную бабу…
По-своему, несчастна и Ольга. Выйдя замуж за безвестного алкоголика, она раз и навсегда вычеркнула себя из сердца матери и отца. И если герой Алексея Петренко где-то сочувствует дочери и тайком от жены шлет Ольге деньги, то Нина Антоновна в своей ненависти тверда и непоколебима.
Фильм подкупает тем, что в нем нет отрицательных персонажей, как нет и положительных. Подобно даосскому символу «Инь и Янь», в котором уравновешено темное и светлое начало, картина не пытается склонить зрителя на чью-либо сторону, не отвечает на сложные моральные вопросы. Она просто показывает героев вместе с их достоинствами и недостатками. Дабы каждый смог для себя решить, так чья же все-таки любовь сильнее: безумной ли бабки, беспутной ли матери или, быть может, безразличного деда? Ведь все-таки, если верить китайским философам, в каждом светлом есть капелька темного. А в каждом темном – светлое. И одно не может существовать без другого. А значит и любовь – также двухцветна.
Фильм 'Похороните меня за плинтусом' впервые я посмотрела, когда еще была ребенком. Впечатления после просмотра у меня остались не на несколько дней, недель или месяцев, а на много лет вперед. Для меня, еще тогда, эта картина стала самой сильной, которую я только видела. И вот совсем недавно мне удалось пересмотреть фильм, а эмоции остались прежними.
Этот фильм, вообще, снят по горькому, автобиаграфическому произведению Павла Санаева. А сам фильм - по книге.
Мальчик - Саша, которому всего 8 лет живет с бабушкой, которая его постоянно унижает. Но делает этот под предлогом, что очень сильно любит мальчика, не то что его мать. Поэтому бабушка запрещает общаться матери с сыном. Считает ее распутной девицей, которая живет с алкоголиком. А ведь и правда, бабушка любит внука так, как умеет. Она старается делать для него все, но вот только какими способами... И дочку, которая была тоже 'вечно больная' в детстве, она воспитывала также. Конечно, проявление такой 'любви' имеет свои отголоски. Не мало вероятно, что родители бабушки вели себя также. Но этого нам фильм не показывают, поэтому остается только додумывать самим.
Также я восхищаюсь такой потрясающей и правдоподобной игрой главных актеров. Например, Светлана Николаевна Крючкова - актриса, исполнившая роль бабушки в фильме. На самом деле, очень здорово, что она не побоялась сыграть такую нелегкую роль: некрасивой, лицемерной, с отвратительным характером женщину.
А вообще, фразу: 'Похороните меня за плинтусом' я часто слышала еще с детства. Это означает, что за плинтусом никто тебя не тронет, как таракана, которого убили. И этот таракан, о котором все забыли, лежит себе там спокойно. Очень здорово, когда фильм заставляет задуматься после просмотра, а даже над самим названием.
В общем, на мой взгляд, это потрясающе снятая драма, которая заставляет зрителей задуматься. А актеры играют великолепно. Планирую в будущем прочитать книгу.
Смотрела и сердце сжималось. Ни на минуту не возникло ощущение, что все это не по-настоящему. Казалось, что это снято скрытой камерой. Я давно не помню такой пронзительной игры, причем, всего актерского состава. Образы всех персонажей настолько четки и реальны, словно прожиты на экране, а не сыграны. А как сыграл этот мальчик, Саша Дробитько, как этот ребенок прожил свою роль..?
Я не хочу сравнивать фильм с его литературным прототипом. Режиссер тоже пропустил это через себя, и получился совершенно самостоятельный творческий продукт высокого, на мой взгляд, качества.
Эта история может и выглядит большой крайностью, но сколько в ней параллелей и частичек из жизни большинства, а может и каждого. Мы живем в этом... Нас так воспитывали родители, и мы, неизбежно, так же воспитываем своих детей и делаем это будучи совершенно искренне убеждены в своих благих намерениях. По-другому мы не умеем... Откуда..? Разве что в себе иной раз заставит что-то покопаться, или со стороны что-либо углядим и задумаемся... Нет, одномоментно изменить ничего нельзя. Но однажды осознанное собственное варварство то и дело всплывает в голове, и тогда, хотя бы в этот момент, стараешься сделать по-другому. И этот фильм побуждает лишний раз задуматься, что же мы делаем с нашими детьми, с родителями и с собою.