Я считаю, что никакого политического треугольника нету. Россия, США, Ближний Восток - здесь совсем не главное. Каркас ленты состоит в том, чтобы предоставить зрителю возможность взглянуть на проблему вероломного и наглого вмешательства в чужую жизнь. Неслучайно фильм назван 'Чужие'. То есть здесь поднимается вопрос чего-то личного и интимного, которое может перестать являться таким, из-за людей, которым важно любыми средствами навязать свой образ жизни. Юрий - большая умница, что затрагивает этот аспект жизни.
Другое дело, что фильм совсем не здорово поднимает этот вопрос. Хотите увидеть эту проблему через более острую призму и с более тонким 'дефиле'? Пожалуйста, 'На 10 минут старше: Труба', эпизод #3 Вернера Херцога или '1492: Завоевание рая' Ридли Скотта.
Вдобавок, расстроила картинка, смаковать каждый кадр в этом фильме не получится.
Хорошо показаны американцы. Еще раз подчеркивается лицемерие их политики...типа делают добро: помогают детям бедной арабской страны, но на самом деле жестко навязывают свой образ жизни чуждый этому арабскому народу. Запомнился мальчик который привязался к черному американскому волонтеру, а в конце заплакал видя чем он занимается в постели со своим 'любовником'. Еще запомнился русский хирург, который спас американского гомосексуалиста, но которому не разрешили спасти русского солдата. Т.е. опасность для тех народов, куда приходят американцы, очевидна.
Где-то на Востоке, где русские воюют с арабами, появляются несколько врачей-педиатров из США, готовых пожертвовать собой ради благого дела и проехавших прямо по минному полю. Их цель - провести вакцинацию у детей. Какую вакцинацию, зачем и от чего - неизвестно. Но уколы делали всем детишкам поголовно. И заодно пытались приучить местное население жить 'нормально'. Только вот не учли, что то, что нормально для них, может быть совсем не нормально для других.
Фильм о том, как русские, арабы и американцы, подобно лебеди, раку и щуке, тянут 'телегу'-мораль каждый в свою сторону, а она от этого всё равно лишь на месте стоит. Арабы минируют поле, русские его разминировывают... И так бесконечно, замкнутый круг. Да еще один из врачей - типичный американец, повернутый на американской демократии, которой никогда и в помине-то не было, яро пропогандирует свою мораль о том, что все страны и народы должны стремиться жить по законам и порядкам, принятым в США. Сам при этом бесплоден, поэтому любит чужих детей, а его жена вынуждена искать другого отца для своего ребенка. Только вот почему она выбрала для этого именно охранника - непонятно, других же кандидатов много.
Хотя в фильме многое непонятно. Зачем учительница-старая дева делает себе на ночь клизму с марганцовкой? Как так смогли ранить негра железкой дети, что его потом пришлось еще и оперировать? Что, собственно, за вакцина? И зачем сцена встречи охранника с арабской группировкой? Хотя последнее как раз понятно: в ней появляется сам Юрий Грымов на несколько секунд, которому, видимо, понравилась идея Эльдара Рязанова - появляться в своих фильмах самому, но в каких-то незначительных ролях.
Через всё повествование проходит мальчик, который за всем молча следит, но никак не участвует. И в конце заглядывает в каждое окошко, удивляясь тому, что там происходит, особенно увидев сцену гей-любви, которая показана уж слишком противно и откровенно. Роль арабского малыша так и остается неясной. Быть может, Грымов олицетворяет в образе мальчика офигевающую всё больше от людей жизнь или самого бога?
Хеппи энд есть. Только слишком жестокий. И, наверное, олицетворяющий всю нашу лицемерную современную жизнь. Что называется, хорошая мина при плохой игре и ложь во спасение... Самого себя.
В общем, задумка очень неплохая. Но какая-то недоделанная... Как будто многие моменты доделывали уже впопыхах по принципу 'и так сойдет'. Даже некоторые особо грустные моменты заставляли слезам подступить к глазам... Но ни разу я так и не заплакала. Чего-то не хватало, была какая-то недосказанность, неопределенность, недоделанность. Поэтому фильм, как мне кажется, на четверку с минусом. А ведь могло быть и лучше. Съемки отличные, спецэффекты реалистичны, звук и музыка замечательные, идея шикарная. Но, но, но...
Слабоватая актерская игра на таком же слабеньком сюжете, но тем не менее картина заслужила мое внимание. Увлекло.
Да, надо помогать людям и, конечно, в первую очередь детям. Но то, что делали эти люди (американцы в фильме), бескорыстной помощью назвать нельзя. Да и не врачи они вовсе. Если не умеют оказывать первую помощь пострадавшему с открытым ранением. А научиться делать уколы можно даже дома. Вот так и приходишь к мысли, что американцы - просто всемирное зло, благодаря такой вот команде горе-врачей в виде бездетной отчаявшейся пары, семьи педиков и одинокой учительницы, которую и к детям-то подпускать страшно.
И что самое скверное - это горькая правда! Мы видим, что в США и Европе к гомосексуалистам относятся совершенно иначе, чем в Азии и у нас. Там легализовали брачные отношения и даже возможность взятия на воспитание ребенка такой вот гомосемьей. Это НОРМАЛЬНО? Это патология, а больным разве можно доверять воспитание детей?
А как ведет себя руководитель группы? С самого начала подвергая всю миссию риску, ради собственных амбиций, он едет по минному полю, потом - его монологи относительно того, что именно Америка несет демократию цивилизацию и прогресс, а значит добро сеет. Самоуверенность его изчезает на какое-то мгновение в тот момент, когда уехали русские военные, и он вместо того, чтобы оказать помощь тяжелораненому, стал упрекать русских, что они и есть то самое зло, что только они сеют войну в мире и т.д.
Русских в фильме ни в чем не упрекнешь, ну кроме, наверное, интернационального долга. Местных боевиков, катающихся на дорогих спортивных иномарках, наверное, тоже не осудишь за их грубость, антисанитарию, дикость и страх, потому что они на своей земле защищают свои села и семьи. Ну а как они это делают - то, конечно, не по европейским меркам, да и никто не обучал их морали то.
Добрались-таки ручки до этого фильма. Всё-таки Юра Грымов - молодец. Ещё одно доказательство (помимо Бекмамбетова), что отечественная реклама - превосходная кузница для 'больших' режиссёров.
Визуальный ряд необычен, интересен и привлекателен, но это, конечно не главное. Самое главное и интересное - разговор Грымова со зрителем. А начинается он всё тем же языком рекламных штампов. Группа американцев-врачей, семейная пара геев, шокирующий Восток, русские сапёры. С самого начала фильма - совершенно стереотипные образы с упрощённым в духе американского movie поведением.
И внезапно, как-то совершенно на пустом месте, всё переворачивается с ног на голову. И на смену голливудскому миру штампов приходит жизнь - жестокая, суровая, непредсказуемая. И, самое страшное - настоящая. А потом, в самой жуткой и патовой ситуации, режиссёр опять меняет точку обзора. Титр 'Happy end' и после него - слюнявые и по-американски пафосные кадры. И опять страшно.
Помните раннюю работу Грымова - чёрно-белая детсадовская кабинка и брошенные ярко-алые туфельки? Тогда, в девяносто четвёртом, цепляло. И сейчас цепляет.
Пока Балабанов натужно пытается устрашить зрителя погружением в мир сплошной тьмы (noir), Грымов делает легче и проще. Достаточно только одного приёма, которым он мастерски овладел - контраста. Свет - тьма - свет... и глазам уже больно. Больно от несоответствия конфетного мира представлений о жизни и самой этой жизни. Рекламы и правды... Воистину, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Вот за что люблю фильмы Грымова - это за картинку, завораживает! Глядишь не оторваться - какие пейзажи, какие планы, снято на мой взгляд отлично.
И вот в чем заключается основной прелесть фильмов этого режиссера, здесь и единственный недостаток - все преувеличено, как наезд (фокусировка) камеры, исчезают все мелкие детальки, а на главный план выходят только те, что режиссер хочет показать! Как все краски, почти без полутонов, так и характеры героев. Но, как ни странно, это-то и привлекает.
Кому нравится творчество Грымова, не разочаруется, у режиссера есть свой стиль, ни на кого не похожий, и это здорово!
Скажу сразу что никакой пропаганды в фильме нет по определению.Фильм не только про американскую политику, которая всех уже достала. И русские здесь не представлены самыми лучшими людьми. И это очень честно, без фальши.
Смысл не в изначально анонсированном противостоянии Америка - мусульманский мир - Россия.
Грымов снял фильм который можно посмотреть как минимум с трех точек зрения - вы можете увидеть идиотов-американцев, пихающих везде свою Мак-культуру, вы можете увидеть тупых русских солдат, которые заброшены к черту на рога, вы можете увидеть толпы прямоходящих арабов с АК-47. А можете увидеть и прямо противоположное. Все зависит от внутреннего настроя. И это очень здорово, что есть о чем подумать после просмотра.
Рецензию на фильм приходится строить по принципу Pro et Contra. По-другому не получается.
Pro. Идея снять фильм на актуальные темы - пребывание американских невротиков на просторах Афганистана, столкновение культур, имеет ли народ право на менторство в мире - очень ответственна и своевременна, при условии надлежащего исполнения.
Что касается внешней стороны - замечательно! Качественная режиссура, прекрасные визуальные находки, музыка, игра актеров, при этом отсутствует привычный для большинства 'официальных' и раскрученных отечественных фильмов пластмассовый глянец. Для неискушенного зрителя фильм может и вовсе сойти за артхаус (как же, фильм на двух языках, иностранные актеры и сексуальные сцены – все признаки!). Сцена разговора на блокпосте в начале очень меня порадовала, и от фильма в дальнейшем ожидал совсем не то, что в нем оказалось. Полуян может играть не только то амплуа, в котором его настойчиво снимает Балабанов. Отличный актер!
Contra. Это агитка, друзья. Даже не потому, что в титрах упомянуты Юрий Михайлович и Геннадий Сергеевич. Американцы американистые до тошноты, все эти «Мы команда», «У вас все о-кей, вы просто устали» и т.д. – у меня как у зрителя возникает протест. Не верю режиссеру, перебор! Все должно иметь пределы, даже американская зомбированность и лицемерие. Сразу после блокпоста краски начинают сгущаться, и вместо размышления на тему мы получаем плакат примерно такого содержания: Немолодая медсестра со злобной ухмылкой тянет шприц к руке маленького иракца, а на заднем плане двое мужчин в белых халатах совокупляются на куче банкнот, и надпись внизу крупно 'Руки прочь от иракских детей!'
Весь фильм можно ужать до сцены, когда маленький мальчик заглядывает по очереди в три двери в конце фильма. Он застает там: рыдающую несчастную жену; отвратительно 'медитирующую', изголодавшуюся по сексу одинокую учительницу; и в качестве апогея - Целующихся Миссионеров. В результате его рука крепче сжимает нож, чего, видимо, и нам желают. Сложно сказать, как воспримет фильм целевая аудитория, но нынешнее 18-25-летние не встречались с советским агитпропом во всей его сверкающей мощи, поэтому, все же, думаю, что многие воспримут это кино за чистую монету. Искренне жаль.
Оговорюсь, я резко негативно отношусь к тому, что США делают в мире, но еще резче я отношусь к тому, что нам с вами снова активно формируют образ врага. Причем очень профессионально (и оттого ненавязчиво). Как-то против воли даже начинаешь сопереживать нашим солдатам (хотя по сути – нам не сказано что они там забыли. Значит, так надо!) и в конце концов плюнуть хочется в предводителя миссионеров.
Итого: Задумка хорошая. Даже с тем же составом и сценарием (при определенной доработке) мог получиться вдумчивый фильм на вечные темы. В итоге имеем пятиминутку ненависти, написанную шершавым языком плаката. Если Грымов сделал это за деньги – ну что ж, он профессионал, а бизнес есть бизнес. Если же это от души, то даже не знаю, что хуже – так или за деньги. Забавно то, что многие публичные персоны, которые так активно говорили о 'совке', о том, что его разрушали, пока он был, через 20 лет колоннами по трое идут строить новую стабильность старыми проверенными методами.
Не могу оценить фильм – аргументы contra не позволяют ставить больше 2, аргументы pro не позволяют ставить 2. Ничего не буду ставить.
P.S. Написал рецензию, почитал другие отзывы. Плакат удался. Всем крутить фонарики полчаса.
Наши сняли фильм про американцев, вернее про то, как они работают в красном кресте в зоне вооруженного конфликта. Ю.Грымов взвалил на себя тяжелую ношу: продюсера, сценариста и режиссера, хотя я не исключаю, что это так же мог бы и быть гос.заказ. Он попытался сделать фильм очень серьезным, с глубоким подтекстом, но в итоге он просто показал все слабые стороны американского мышления и поведения. Их трусость, подлость, вранье, упадки личности. Получилось очень красочно и правдоподобно, те кто хоть немного следят за мировой обстановкой, найдут много похожего с ситуациями, где американское правительство пыталось создать демократию. Хороший русский актерский состав и неплохая игра иностранных гостей в данном фильме делает его атмосферным и смотрибельным. Военным действиям отдается мало картинного времени, что очень хорошо. Фильм базируется только на одной идее, показать гнилье американской души, не влезая в дебри и ужасы войны. Фильм получился неоднозначным, но по моим взглядам он очень правдоподобно показал, то как американцы думают, и то, кем они себя считают в данном мире, при данном порядке. Посмотрите, оцените, может почерпнете что-то для себя..
Почитал отзывы. Во всех отзывах написано - при просмотре фильма нужно думать! Вот объясните мне, о чем я должен думать, смотря на то, как двое геев-американцев откровенно трахаются в кадре? О том как глубоко проказа неестественных половых отношений поразила американское общество? Я не могу думать об этом - мне хочется просто блевать! А когда другая врач-американка (тоже ходячее собрание проблем) собирает мочу для теста на беременность, а попросту говоря, ссыт чуть ли не в камеру - я о чем должен думать? О том как глубоко порочно построено американское общество, забросившее ее в этот сортир?
Ну можно конечно все это назвать голой правдой жизни, тонкими штрихами реальности, при помощи которых режиссер раскрывает думающему зрителю главную идею фильма. Вопрос: а без геев, мочи и порно-сцен больше нет что ли никаких художественных приемов, чтобы эту идею раскрыть? Неужели нельзя было раскрыть эту идею так, чтобы не тянуло блевать, чтобы не хотелось отвернуться от экрана в определенные моменты? Неужели нельзя? Не верю!
Идея фильма глубоко пропагандисткая: мол не могут американцы нести людям свет просвещения и демократии, потому что сами они глубоко порочны и общество их в глубоком кризисе (духовном, не финансовом), из которого вряд ли и выберется. Может оно и так. Может оно и правильная идея. Но что-то очень часто нам в последнее время со всех каналов и из всех фильмов доказывают, что американцы - козлы, а мы охотно в это верим. Вот если бы это были не американские, а уругвайские врачи, то мы бы не поверили. Мы бы сказали: 'Это все вранье! Уругвайские врачи - это самые высокоморальные врачи в мире. Они не могли так поступить!' А вот про американских врачей-геев и про их глубокий духовный и финансовый кризис мы охотно верим. С чего бы это? А потому что хочется нам так думать - что американцы плохие. И еще вопрос: если не американцы, то кто должен нести свет просвещения и демократии по всему миру? Пока у них кризис, может России взяться? В республику Чад, например, своих миротворцев послать. Ведь недавно очень неплохо получалось нести свет социализма если не по всему миру, то по доброй его половине. Короче фильм - чистая антиамериканская пропаганда!
Но все равное главное чувство от фильма - тошнота!
Восхитили американские актеры. Ведь они по идее патриоты своей страны, да? А сыграли так, что все поняли в какой глубокой клоаке находится их Америка!