Один из любимейших! Знаковый фильм конца 60-х. Подобные сюжеты сегодня, как нельзя более актуальны, но та эпоха близка мне своей искренностью... отдать жизнь за свободу!
Что такое хиппи? Это наркотики, отсутствие гигиены и половая распущенность. Это свобода и независимость, которая достигается тяжелой ценой. Они читают «Книгу перемен» и купаются голышом. Города для них - клетки. Они бегут от работы, властей и всеобщей несправедливости. Все, чего они хотят - чтобы их не трогали.
Наши герои исповедуют ту же философию. Мчась по бескрайним просторам самой свободной страны в мире, они не хотят неприятностей. Попав в цивилизацию, они чувствуют себя не в своей тарелке. Достопочтимые граждане и органы правопорядка ненавидят таких людей, Они не такие как все. Они представляют собой угрозу системе сложившихся ценностей самим фактом своего существования и потому... подлежат уничтожению.
За настроение. За дух свободы. И за Николсона, который в этом фильме чудо как хорош, я ставлю этому фильму
В фильме изображен небольшой отрезок времени из жизни 'разбитого, потерянного поколения'. Они просто разъезжают на своих конях по всей Америке, просто 'приторговывают' кокаином, желая купить себе свободу. По дороге они знакомятся с разными людьми и продолжают двигаться дальше в светлое будущее...
Деннис Хоппер со всей силой выразил мечты того поколения, их неопределенность в жизни, которая подталкивала двигаться вперед, искать. Когда я смотрела этот фильм, ощущение погружения в ту эпоху было 100-процентным. Он заставляет задуматься: почему же люди жаждущие счастья, легкости, свободы, мира подвергались нападкам со стороны старшего уже закостеневшего поколения, со стороны властей. Инакомыслие было наказуемо во все времена, а если человек смог исполнить свои мечты, освободиться, найти себя, то тут же появлялись завистники и гонители. В общем сей шедевр заставляет задуматься о самых различных философских исканиях...
Теперь поговорим о технической части.
Данная картина отличается особым буйством красок: это и чудесные пейзажи, архитектура, одежда главных героев. Особняком в этом фильме стоит сцена с ЛСД. Это просто необходимо видеть!
Актеры вжились в свои роли, очень обаятельный, задумчивый получился герой Джеймса Фонды и этакий гуляка Дениса Хоппера. Джек Николсон как всегда отлично справляется с ролью обворожительного чудака, его персонаж безумно интересен.
Очень понравилась музыка! Все произведения хорошо подобраны и передают атмосферу всей истории.
Фильм, по моему мнению на века, минусов в нем нет и быть не может и посему такая оценка.
Странная, конечно, свобода в понимании нового поколения американцев, если не учитывать её лейтмотив и общий посыл. Шли 1960-е, на дворе 'Лето любви', хиппи в десятках городов США собираются для создания духовного феномена и вечного празднования. Кварталы пропахли марихуаной, из десятков ветхих и тесных Фольксвагенов, разукрашенных 'в цветочек', раздаётся музыкальное месиво из Дженис Джоплин, Джими Хендрикса и сольных партий Джерри Гарсии. Молодёжь прелюдно лобызается, наркотический угар не способен остановить ни один коп поблизости; всё дозволено - ещё один девиз эпохи наравне с закоренелыми 'Make Love, Not War' и 'Give Peace A Chance'. Вот и история в 'Беспечном ездоке' не отстаёт от идеалов мятежных дней. Заработав несколько барышей с продажи кокаина, двое байкеров Уайатт 'Капитан Америка' и Билли разогревают свои длинноносые 'Харлеи' и направляются в поиски истинного вольного бытия. Мчатся они под раскаты рок-музыки, которая, кстати, пусть и не впервые звучала в кино (достаточно вспомнить 'Выпускника' с Дастином Хоффманом), именно с этого момента прочно вошла в обиход киноискусства. Но даже среди аутентичной дикой природы рождённые быть дикарями не могут сполна насладиться неожиданно упавшей с небес свободой.
Культура хиппи ранее уже затрагивала кино, в том числе и сами авторы данной картины приложили к этому руку, так что новое путешествие - не первое. Но именно 'Беспечному ездоку' посчастливилось стать гимном контркультуры - эта лента вся пронизана нонконформизмом по отношению к традиционному быту страны, начиная уже со съёмочных павильонов, где властвовали хаос, отсутствие плана и вседозволенность. Почему новые дети Америки так хотят столь замутнённой и откровенно грязной действительности? Деннис Хоппер в напарниках с Питером Фондой погрузились в гущу кислотного социума, дабы попытаться ответить на этот вопрос. Надев ковбойскую шляпу и кожаную куртку, они направляются в сердце предстоящего религиозного празднества и по пути исследуют столь броское явление. Они смотрят на раскинутую среди гигантских пустошей дорогу и пытаются найти в ней истину. И дорога сначала подкидывает им автостопщика, который приводит друганов в коммуну с другими хиппи, и одухотворённые нимфы, живущие - как в хлеву - среди коз, учат гостей свободной любви. Отверженным дикарям ничего другого не остаётся, ведь и в мотели их пускать боятся. Позже повстречавшийся в тюрьме адвокат, сыгранный молодым Джеком Николсоном, объяснит: 'Люди боятся того, что вы приносите', - имея, по всей видимости, такую желанную свободу. Никогда ведь такого не было. Законник словно стал для путников мессией, Иисусом нынешнего времени - и поплатился за это, оправдывая суждение Луиса Бунюэля из 'Назарина' о том, что люди уничтожили бы Бога вновь. Но его мудрость успела перейти в другие умы. А вопрос, зачем же уподобляться ничтожным согражданам из цивилизованных деревень, отпал самостоятельно. Ответ очевиден.
Да, старым и застрявшим в прошлом реднекам ни к чему перемены. Джордж Хэнсон, этот философствующий адвокат, оказался прав - воодушевлённые пресным патриотизмом и традиционными нормами жизни, они видят в неформалах угрозу и, видимо, действительно боятся. Если даже Джон Фогерти и Роберт Олтмен не переубедят их во всём ужасе войн, то к патлатым байкерам точно никто не прислушается. Раз не научили распоряжаться судьбой фривольно, то и остальным не дадим - да здравствует справедливая демократия! Им не по силам увидеть в речах о национальном достоинстве и гордости фальшь, понять, что дружелюбная субкультура пришла сохранить их семьи. Гораздо проще сидеть в кафетериях и оскорблять последних за внешность (других причин ведь не могут заметить, хотя тех хватает), а затем втихую подкрадываться и убивать их, 'неверных', таким образом доказывая собственную свободу. Не ответят ведь им - не в почёте молодому человеку 1960-х брать в руки оружие. Наверное, поэтому 'Капитан Америка' в какой-то момент устаёт бороться и отчаивается. Его последний заезд навстречу судьбе не могло прервать и увиденное в психоделическом трипе будущее, каким его в разорванном стиле отобразил Деннис Хоппер. Он, беспечный ездок, не бросает заветов Ганди - он продолжает именно мирную борьбу и гонит мотоцикл по дороге с тем же стоическим выражением лица. Уайатт ещё заранее понял - его феномен не сломит дохлые нравы. Тем не менее, байкер сознательно бросился сначала в наркотическую вакханалию на старом кладбище, а потом - в поток предугаданного сознания вместе с чуваком Билли. Наверно, ему ничего и не оставалось, кроме как ехать дальше. Такова воля нового поколения, воспитанного Керуаком, и её не хотят принимать. Безобидное существование заросших молодых людей, подобное диким и благородным животным, никому не нужно. Вот что гласит Хоппер, вот его вердикт и осуждение, заложившие основы Нового Голливуда. И они всё-таки нашли отклик, ведь после ошеломительного успеха 'Беспечного ездока' в народе стало модно саркастически говорить: 'Пусть Америка, повисшая в ядерной петле, и дальше ждёт финансовых коллапсов, расового неравенства. А её население, ублажённое победами во Вьетнаме, пусть дальше боится изменений'. И в стране через искусство начались изменения.
Фильм впечатляет. Теплый и добрый. Предыдущие строки, конечно, могут звучать абсурдно, но атмосфера 'лета любви' делает свое дело. Мне она близка.
Это романтика.
Романтика Свободы. Романтика Путешествия. Но вместе с тем, это больше, чем красивые пейзажи южных штатов. Это философия. Философия романтики.
Классика.
Сейчас этот статус подтвержден временем. Новаторский для своего времени саундтрек делает чуть ли не половину атмосферы фильма. Хендрикс, The Byrds, Steppenwolf и т.д. Столпы психоделического и блюз-рока. Все треки уже издавались ранее. Хоппер составил отличный плейлист, который я советую всем к обязательному прослушиванию.
Джек Николсон.
Тут все ясно. Серьезная причина, чтобы ознакомиться с фильмом.
Социальный поддекст.
Безусловно он есть, и если вы хоть немного знакомы с американской историей, то вы его, безусловно, заметите. А какое место он займет в вашем восприятии фильма, решать вам самим. 'Ездок' хорош тем, что он привлекателен, в том числе, чисто эстетически, оторванным от своей же проблематики.
60-е нравятся не всем. И 'Беспечный ездок' вряд ли привьет вам любовь к хиппи и байкерам. Но если тема вам не чужда, то я удивляюсь, почему некоторые из вас еще не посмотрели этот фильм?!
Данную картину Денниса Хоппера я впервые посмотрел ещё лет 5 назад, лишь для того, чтобы в полной мере ознакомиться с фильмографией Джека Николсона. После мне не раз доводилось её пересматривать. Думаю, не стоит в 100-й раз пересказывать сюжет фильма и писать, что-то вроде: 'этот фильм о свободе' - что по правде, говоря, уже успели сделать некоторые 'рецензисты'. По моему, тут дело обстоит немного иначе.
О чём фильм? Мне кажется, что здесь показано не 'торжество свободы', а скорее её гибель. В тех временах, когда США развязали войну во Вьетнаме, общество разделилось на контркультуру 'Хипи', которое изначально зародилось как протест пуританской морали и на консерваторов, порицавших данное движение. 'Дети цветов' мечтали сделать мир 'свободным', избавить его от войны и погрузить всех в духовную общину. Но как война закончилась, так и протестная община канула в лету. О том и фильм - о конце так и не начавшийся свободы.
Чтобы это продемонстрировать, разберём ключевые моменты фильма:
1) В самом начале, после успешной сделки, Капитан Америка и Билли летят по дорогам с мыслями, что всё для свободной жизни готово, осталось до неё 'доехать'.
2) Они встречают лагерь 'Хипи', где нам показывают сцену с диалогом, в котором простым языком говорят о конце движения 'детей цветов':
'Понимаешь, так получилось, эти люди приехали сюда слишком поздно. Поздно было сажать, сеять, но погода была чудесной, здесь было хорошо. Потом пришла зима. Здесь было 40-50 человек в одной комнате, есть было нечего, с голоду помирали. Мёртвые лошади валялись у дороги. Теперь от них осталось человек 18.'
3) Арест за 'участие в параде без разрешения', что дает главным героям мысль о том, что уже даже нельзя свободно передвигаться по улицам и на всё нужно разрешение с выше.
4) Беседа у костра с персонажем Джека Николсона о 'инопланетянах', в котором говориться про то, что людей шокирует свобода и они к ней не готовы:
Билли: Если они такие умные, почему они нам не покажутся?
Джордж: Показались бы, это вызвало бы всеобщую панику. У нас то, до сих пор лидеры есть и на них мы полагаемся в смысле опубликования информации. И эти лидеры решили эту информацию поприжать, из-за того шока, который бы это вызвало.
Здесь инопланетяне ассоциируются со свободой.
5) Сцена в кафе, где персонажи уже воспринимаются как преступники, которых местные полицейские хотят посадить: 'Посмотри-ка на эту бабу с длинными волосами. Я думаю, в клетку его неплохо бы посадить.' Что ещё может показаться интересным в этой сцене: только 'молодые особы' смотрят на главных героев не как на преступников. Тем самым говоря, что только молодёжь заинтересована в подобной жизни. Полицейские побеждают и героям приходиться уехать.
6) Сцена, где Джордж говорит о потерянных временах и о той угрозе, которую видят люди в главных героях. Что можно трактовать как: 'Люди боятся свободы, они видят в этом угрозу'. Ну и последующая символическая сцена, произошедшая ночью, говорящая, как мне кажется о 'конце свободы слова' - к сожалению, данный момент я не могу конкретно разобрать, ибо ограничение 'НЕ СПОЙЛЕРИТЬ!' мне это запрещает.
7) Ну и в заключение, Капитан Америка, говорит об их проигрыше. С последней сценой, которая это визуально показывает.
Понравилось: Сменяющие друг друга пейзажи дикой природы Америки под мелодично движущуюся музыку тех лет, наполненную мотивами свободы и дороги. Интересен подход режиссера с чередованием кадров, показывающих следующее действие с настоящим. Отлично поработали сценаристы, создав ярких и запоминающихся персонажей: Хоппер с длинными волосами и повязкой на голове чем-то напоминает хипаря-рокера и Питер Фонда с баками и яркими очками. Первый похож на 'своего парня', второй - на модника. Они постоянно подкуриваются, что придают некоторую изюминку их диалогам. Интересная мысля хиппи-попутчика о том, что все города похожи, и поэтому не имеет смысла называть имя города, в котором родился. Достаточно просто сказать, что ты родился в городе. Также нельзя не отметить легкую и привлекательную игру Николсона, после которой он стал более заметной фигурой в Голливуде.
Не понравилось: Закрыв глаза на статичность данного фильма в силу того, что я люблю смотреть тревэл картины из-за яркости сменяющихся ландшафтов, не понравилась только концовка. Она была непредсказуема, но не как, скажем, в 'Пиле', а как нечто не до конца продуманное. Под конец режиссер большое внимание уделяет тому, что свободные люди стране не нужны, поэтому я прекрасно понимаю, что означает подобная развязка. Однако, на мой взгляд, она слишком резкая и неправдоподобная. Складывается ощущение, что людям, работавшим над фильмом чего-то не хватило. Вряд ли фантазии. Думаю, что малобюджетность фильма проявилась именно здесь.
Фильм оставил положительные впечатления. После таких картин все больше хочется пустится во все тяжкие. Отбросить городскую суету в пользу романтики мотоциклетных приключений. Жаль, правда, что мы не можем, подобно героям, сделать это по США конца 60х годов. Тогда это был нонконформизм, сейчас же - скорее уход от насущных проблем.
Не знаю, что хотел сказать этим фильмом Хоппер-Чоппер. Знаю лишь то, что увидел в нем лично я.
Глядя на этих мерзких реднеков, шокированный их реакцией на глав. героев, изначально дистанцируешься, отвергаешь, презираешь их. Но затем, спустя некоторое время, на ум приходит мысль - а ведь мы сами так часто демонстрируем неприязнь, порой довольно нарочито, к подобным персонажам в нашей жизни (под подобными персонажами подразумеваются личности, намеренно или нет, плывущие против течения, в котором, по какой-то причине, находимся мы сами). Видимо, в нас на клеточном уровне заложено (а, возможно, внушено на сознательном уровне) неприятие всего, что от нас отлично. И это зачастую приводит ко всяким нехорошим -измам. Ведь что по сути фашизм? Или расизм? И я, часто задававший себе этот вопрос, после просмотра этой картины ответ знаю наверняка.
Я терпеть не могу 'культуру' хиппи, мне она кажется кичем в чистом виде, однако я понимаю изначальные мотивы и причины зарождения их движения. Так вот, эти два парня на байках не были хиппарями, но они воплощали в себе истинный дух свободы, к которому, якобы, стремились 'дети цветов'. Они были свободны. Но большинство людей живет по правилам (хиппи в том числе) и свобода их строго ограничена и, будучи добровольными рабами по своей природе, слабыми, мелкими, трусливыми и при этом все это в глубине сознания понимающими, они выплескивают свой стыд и вечно сдерживаемые эмоции в виде ненависти к людям сильным, храбрым и свободным, к людям-личностям. И этот фильм демонстрирует не столько преимущества свободной бунтарской жизни, сколько невообразимую дикость жизни ограниченной, зажатой в рамки узкого мышления. И реднеки тут, только как собирательный образ гипертрофированных качеств, которыми в какой-то мере обладает каждый человек, но факт сей он тщательно скрывает от окружающих и самого себя.
Не слишком удачное русское название – «Беспечный ездок». Правильнее было бы сказать – «Беспечные наездники».
Казалось бы, перед нами рекламный фильм о великолепных американских мотоциклах фирмы «Харлей-Девидсон», о замечательных американских дорогах, которые проложены через величественные пустынные просторы… Каньоны, реки, мосты, леса, прерии. Камера оператора Ласло Ковача создает кадры, достойные рекламы туристических агентств, приглашающих в увлекательное путешествие вместе с двумя славными парнями по прекрасной стране Америке, под аккомпанемент современной музыки, которую исполняют лучшие рок-группы США.
Так красиво разворачивается под солнцем лента дороги! Такие интересные встречи с приятными людьми: благочестивыми тружениками-фермерами; пестро одетыми длинноволосыми хиппи, живущими коммуной; с веселыми девицами во время карнавала в Новом Орлеане; ночевки у костра под звездным небом; купанье нагишом в горной реке! Праздник жизни – да и только! Только, если бы у фильма не было пролога…
В первых же кадрах фильма мы наблюдаем во всех подробностях операцию по доставке из Мексики в США партии наркотиков. Встреча на аэродроме с наркодилерами, проверка качества, передача денег из рук в руки, укрытие свернутых в трубочку купюр в недрах бензобака новенького мотоцикла, раскрашенного в цвета национального флага. Дело сделано – пора на заслуженный отдых. Наркокурьеры превращаются в беспечных мототуристов.
Стройный, высокий, погруженный в себя парень по прозвищу Капитан Америка и его приятель Билли, говорун и простак, бок о бок, колесо в колесо, едут себе, никого не трогая, по просторам южных штатов с запада на восток на сверкающих никелем и лаком новеньких мотоциклах, надеясь посмотреть в Новом Орлеане ежегодный карнавал – Марди Гра.
Культовый фильм начала семидесятых годов. Странный, неправильный фильм с бесхитростным сценарием. И актеры не играют даже, а как бы проживают в образах своих современников и ровесников этот долгий путь с начала и до конца. Сам режиссер Денис Хоппер играет Билли. В роли Капитана Америки – продюсер фильма, Питер Фонда. Таковы два главных героя. Хотя… разве можно назвать героями двух парней, которые промышляют перевозкой наркотиков? Мерзкие подонки! Отщепенцы! Они не только перевозят и перепродают зелье, но и сами ни дня не обходятся без травки! Но почему же мы должны им симпатизировать? Почему мы обязаны им сопереживать? Почему нам надо беспокоиться за судьбу этих беспечных наездников? А ведь симпатизируем, и сопереживаем, и беспокоимся.
Абсолютно неправдоподобный сюжет. Путешественникам - тихим, вежливым, которые вполне платежеспособны, отказывают в ночлеге в придорожном мотеле, их не желают обслуживать в кафе. В одном из городков их даже сажают в тюрьму. Неизвестно, чем они питаются в пути. Только смакуют косячок перед сном у костра. Помнится, в начале пути они пообедали в семье гостеприимных фермеров. В коммуне хиппи их накормили пищей из продуктов, которые своими руками вырастили на скудной почве современные беглецы от цивилизации больших городов. Почему же так? Потому, что чужие!
Здесь, в глубинке южных штатов вокруг заезжих чужаков сгущается атмосфера неприязни и недоверия. Звезды и полосы на бензобаке мотоцикла, на шлеме у капитана Америки. «Гляди, у них флаг северян! Янки!» - с ненавистью отзываются о них обитатели глухого захолустья.
Местный житель, пьянчуга-адвокат, с которым ребята переночевали в тюремной камере, человек образованный, пытается им объяснить особенности южного менталитета. Ему самому до тошноты надоела жизнь в городке под опекой богатых родителей, с туповатыми и ограниченными обывателями, и он, очертя голову, пускается с ними в дорогу. Почти сорок лет назад в этом фильме я увидел впервые на экране Джека Николсона и, помню, что он мне тогда показался не актером вовсе, а выхваченным из жизни типом. Настолько живо и естественно он говорил и держался. Жаль, что его «беспечное» путешествие окажется таким коротким!
Увы, фильм неотвратимо катится к неожиданному и, все-таки, предсказуемому финалу. Финалу, никак и ничем не связанному с памятным нам прологом. И потому столь ошеломляюще непредсказуемой и нелепой кажется роковая встреча на пустынной дороге с грузовичком, в котором сидит парочка деревенских балбесов.
Оглушительный успех в США и по всему миру этой картине принесли не только яркая картинка и динамичный сюжет. Значительной части успеха фильм обязан своему саундтреку, в которым звучат песни ведущих рок-групп того времени: The Stepenwolf, The Byrds, The Jimi Xendrix Experiens, Roger McGuinn и др. Диск с музыкой был издан огромным тиражом. Фильм безоговорочно был принят поколением, которое увидело в кино самих себя. Странно, что немного ранее оно довольно прохладно отнеслось к фильму о молодежи современной Америки, который был снят «иностранцем» Микеланджело Антониони - «Забриски Пойнт».
Один из ранних шедевров американского кино назывался «Нетерпимость». Это название целиком могло бы подойти к шедевру семидесятых годов о беспутных и беспечных наездниках по просторам Америки.
Не важно сколько тебе лет, важно лишь то, сколько дорог ты прошел. (Джимми Хендрикс).
Наверное в каждом из нас живет маленький хиппи. Только он был подавлен в процессе социализации. И подавлен на столько сильно, что все его проявления представляются обществу устрашающими! Тем не менее, я бы хотел постоянно побеждать свои страхи, не быть высоконравственным трусом, не позволяющим себе то или это, только из-за угрозы наказания. Уверен, что трусы не могут быть аморальными, т. к. это очень опасно и слишком рискованно. Я отовсюду слышу, -должен... должен... должен... и со временем мне начинает казаться, что это я уже сам сделал свой выбор. На самом деле, человек устаёт сопротивляться давлению из вне - когда большинство говорит надо так то и так то, действительно создаётся впечатление, что так и надо. Истина всегда говорит о твоей Абсолютной Свободе. Иллюзия - говорит о твоих долгах. О бесконечном долге перед родиной, семьёй и т.п., о долге перед теми, за кого ты в ответе. В этом мире относительных понятий и ценностей уже работает универсальный закон, предохраняющий этот мир от самоуничтожения, закон который помогает мастеру быть свободным и пробуждённым в одно и то же время, закон кармы: что посеешь то и пожнёшь.
НО ТЫ ДАЖЕ СЕЯТЬ НЕ ДОЛЖЕН, ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ, ПРОСТО БУДЬ СВОБОДЕН.
И не играет роли к какой трагедии тебя это приведёт, гораздо хуже, если вообще ничего не произойдёт...
'...Если солнце перестанет светить
мне всё равно, мне всё равно.
Если горы падут в моря
пусть падают, это не про меня.
У меня свой мир в котором живу
и я не намерен копировать тебя!...'