Они хотели путешествовать, жить, быть свободными и избежать полемики с другими людьми. Два друга радовались жизни, выехав из Лос-Анджелеса. Путешественники находили новых друзей, и надеялись, что все будет хорошо, но чем дальше они ехали, тем больше понимали, какими мизантропами стали люди. Друзьям приходится испытывать дискриминацию со стороны других жителей. Смотря фильм, начинаешь осознавать всю индифферентность и эгоистичность нашего общества по отношению к свободным людям, которые хоть и употребляли наркотики, но никого не трогали. Фильм пролетел незаметно, словно главные герои, едущие с улыбкой по бескрайним дорогам Америки.
Мне надолго запомнятся счастливые лица двух байкеров, наслаждающихся полной независимостью, мчащихся на встречу своей судьбе. Не зря этот фильм выбрали множество известных кинокритиков.
'Одно дело - говорить о свободе, и совсем другое - быть свободным... '
Свобода - запретный плод. Даже те, кто думают, что свободны, не в силах разорвать оковы повседневности. Капитан Америка и Билли попытались, и видит Бог - у них получилось, пусть и совсем ненадолго. Ради этого стоит жить... и не жалеть жизни.
А вот бедняга Джордж в исполнении Джека Николсона, по сути, так и не успел прочувствовать этот дух свободы. Трагический персонаж, возможно, незаслуженно обойденный вниманием. Точнее, так: внимания-то было предостаточно, но глубину трагизма судьбы 'папенькиного сыночка' постиг не каждый.
Вообще, смерть в 'Ездоке' - явление почти обыденное. Как насморк - можно подхватить, но если думать об этом постоянно, никаких сил не хватит. Рубленый финал фильма - прием, сегодня вряд ли возможный. Вообще, режиссура Хоппера имеет мало общего с нынешними представлениями о профессии. И даже в этом - гимн Свободе!
Мне не хватает таких героев в наше время. А как хочется хотя бы постоять с ними рядом! Мне не хватает их качеств в самом себе - этой романтической задумчивости Капитана Америки, этого укуренного раздолбайства Билли. Точнее, в душе-то я такой же... осталось набраться смелости и вырваться из клетки.
Главные образы фильма, четко рисующие его суть и ту внутреннюю мощь, от которой когда-то, да и сейчас многие в восхищении – дорога и музыка. Основные идеи свободы, которые по-прежнему остаются основными двигателями и для современных людей, ищущих приключений и независимости от окружающего мира. Собственно таким людям фильм посвящен и о них снят, как о прообразе того духа, когда «свобода», как понятие вырвалось наружу и поглотило многих, о золотом времени хиппи.
Был бы фильм снят сейчас, это выглядело бы как некая лесть тому времени. А так вышла история, заполненная музыкой о двух путешествующих на самодельных, по-видимому, чопперах (если не ошибаюсь), друзьях, двух разных людях, которых объединила одна идея. Один – молодой, совсем неузнаваемый Дэннис Хоппер, с длинными волосами, другой беспечный ездок – Питер Фонда. В пути они сталкиваются с реалиями американской жизни, как свойственной тому времени (хиппи), так и современному (ненависть свободомыслящих людей). Одно то, что сами главные герои сняли фильм, заставит с большей эмоциональностью привязаться к ним с первых минут.
Появление Николсона, его 25-ти минутная сцена с трагической концовкой, фактически раскроет весь фильм (но это понимаешь, лишь зная концовку).
Конечно, самое важное и хорошее в этом фильме – музыка (один из лучших саундтреков за всю историю кино) и покатушки через Америку на мотоциклах. От этого фильм превращается в наркотический полет через пустыни, неразвитые долины рек, где пытаются выживать остатки хиппи, через маленькие бары, в которых подстерегает опасность, через мосты... Все это и есть свобода, когда ты не знаешь где ты и есть ли ты вообще. Таковы герои фильма, которым, в общем-то, как резонно подмечает финал картины, наверное, не место в столь ужасном мире.
Не важно сколько тебе лет, важно лишь то, сколько дорог ты прошел. (Джимми Хендрикс).
Наверное в каждом из нас живет маленький хиппи. Только он был подавлен в процессе социализации. И подавлен на столько сильно, что все его проявления представляются обществу устрашающими! Тем не менее, я бы хотел постоянно побеждать свои страхи, не быть высоконравственным трусом, не позволяющим себе то или это, только из-за угрозы наказания. Уверен, что трусы не могут быть аморальными, т. к. это очень опасно и слишком рискованно. Я отовсюду слышу, -должен... должен... должен... и со временем мне начинает казаться, что это я уже сам сделал свой выбор. На самом деле, человек устаёт сопротивляться давлению из вне - когда большинство говорит надо так то и так то, действительно создаётся впечатление, что так и надо. Истина всегда говорит о твоей Абсолютной Свободе. Иллюзия - говорит о твоих долгах. О бесконечном долге перед родиной, семьёй и т.п., о долге перед теми, за кого ты в ответе. В этом мире относительных понятий и ценностей уже работает универсальный закон, предохраняющий этот мир от самоуничтожения, закон который помогает мастеру быть свободным и пробуждённым в одно и то же время, закон кармы: что посеешь то и пожнёшь.
НО ТЫ ДАЖЕ СЕЯТЬ НЕ ДОЛЖЕН, ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ, ПРОСТО БУДЬ СВОБОДЕН.
И не играет роли к какой трагедии тебя это приведёт, гораздо хуже, если вообще ничего не произойдёт...
'...Если солнце перестанет светить
мне всё равно, мне всё равно.
Если горы падут в моря
пусть падают, это не про меня.
У меня свой мир в котором живу
и я не намерен копировать тебя!...'
Протестное настроение молодёжной контркультуры, словно стремительный поток реки, впадающий в морскую безмятежность, одержимо лишь одним желанием - почувствовать абсолютизированный дух беспечной свободы. Каждый мечтает загореться ярким пламенем, отвергнуть мнимые ценности и обрести вольность. Однако казалось так просто повернуть ключ зажигания «Харлея-Дэвидсона», нажать на педаль газа и исколесить весь мир в поисках истинных богатств, но не все в жизни дается с такой легкостью. Не всякому суждено оторваться от родного гнезда, свыкнуться с независимым образом бытия и укротить собственную судьбу. Порой, нельзя изменить ход привычных вещей и совершить шаг в противоположную сторону. Ведь жизнь это не течение реки, которое подчиняется скоротечному порыву ветра, а дорога только с односторонним движением.
В рассвет эпохи рок-н-ролла и джаза, вдохновляемой философией и субкультурой хиппи, мир преображался самым непредвиденным образом. Постепенно года сменяли друг друга, общество становилось постиндустриальным, а современный кинематограф навсегда изменил своё лицо. Это произошло благодаря грандиозному режиссерскому дебюту безумно талантливого актера Денниса Хопера. И вовсе не основополагающая цель вернуться к сохранению природной и человеческой красоты через пацифизм, которая особо славилась в эти годы, помогла мастеру внести инновации в американский фонд независимого кино. Этим он был обязан своему скандальному и вечно бунтующему нраву, который, как никто другой точно, отражал настрой свободолюбивого поколения 60-х. Молодёжь того времени выражала свою враждебность власти, путем агрессивного поведения, и мечтала о счастье в потаенном убежище, отдалённом от консервативной Америки. Это был уголок света, который можно достигнуть только с помощью бегства от привычных нравов и идеалов. Картина «Беспечный ездок» не только дала возможность взглянуть на это невиданное раннее место, но и открыла дорогу Новому Голливуду, оказала глубочайшее влияние на формирование юных умов. А главное лента показала, что означает настоящая свобода.
У истоков жанра road-movie лежит именно эта история о странствии двух байкеров по просторам первозданной Америки, в поисках лучшей жизни. Символизируя желание шагнуть в вечность, главные герои в начале пути навсегда расстаются с часами, и на протяжении всего своего путешествия пересекают живописные штаты, наслаждаясь недолговечным летом любви. Романтизированная баллада со свойственным ей экзистенциализмом воспевает казалось, на первый взгляд, мимолетное удовольствие и счастье, получаемое при употребление одурманивающих средств и поклонение рок-идолам. Но в основе ленты «Беспечный ездок», несмотря на всю визуальную непринужденность, лежит серьезный политический подтекст. Ведь действительно, весомая часть американской молодёжи, подобно неформальным байкерам, выражала своё несогласие доминированию привилегированных слоев общества. Но на ограничение прав и свобод личности, общество могло ответить лишь бегством в колонии хиппи или просто в наркотики.
Углубленные размышления, затронутые в работе Хоппера, о главной составляющей человеческой жизни свободе нашли отклик в миллионах сердцах и вызвали бурю восторга. Но неоднозначная сюжетная конструкция не дает единственного ответа на этот вопрос, а лишь подталкивает зрителя на собственное раздумье. Невозможно быть по-настоящему свободным, когда тебя уже сто раз успели купить и продать. Многие люди могут вечно болтать о свободе, но, когда они видят по-настоящему вольную личность, их охватывает страх, сопровождаемой ненавистью и злобой. С другой стороны свобода, продемонстрированная байкерами, тоже не является правильной. Ведь вольнодумство и злоупотребление кокаином никогда не приводило к благожелательным результатам. Именно такое противоборство двух различных взглядов на жизнь совместилось в фильме «Беспечный ездок», чтобы дать понять зрителю одну важную истину. Говорить о свободе и быть свободным — совсем разные вещи.
Начинающему режиссеру помимо провокационной идеи посчастливилось воплотить в своей работе черты нарративного искусства. Благодаря этим достижениям лента удостоилась личного места в национальном реестре фильмов. Что содействовало причиной такого громкого успеха? В чем заключается эстетическое и культурное значение фильма «Беспечный ездок»? Ведь создавая картину, участвующие лица вовсе не думали о результате, а лишь наслаждались процессом, выкуривая в день множество сигарет с марихуаной. Деннис Хоппер сам того не ожидая, своей лентой смог раскрыть глаза всему миру на скованные рамки жизни и показал чем может, закончится неповиновение общественным устоям. Но не стоит ценить в ленте только эту стезю. Фактически, фильм поражает еще и своим оригинальным сценарием, модными в то беззаботное время импровизированными диалогами и совершенством в каждом кадре.
Под вечные музыкальные ритмы 60-х путешествовать по солнечным прериям вместе с главными персонажами ленты, сущее удовольствие. Только прислушайтесь и долгоиграющие мотивы Джима Хендрикса и Боба Дилана мгновенно вскружат вам голову. Саундтрек фильма это настоящая ода для меломанов прошлого века, также сопровождаемая незабвенной композицией Роджера Макгуинна, которая вдохновлялась самой картиной. И смотря вновь на великолепно снятые бесконечные дороги штата Калифорния, ты понимаешь, что лучше этой музыки на свете не найти. Но глаз радуют не только пустынные пейзажи, но и великолепное буйство красок карнавала Марди-Гра, снятое всего лишь на 16-миллиметровую плёнку. Потрясающий фильм пестрит еще передовыми эффектами такими, как радуга, проецируемая съемкой против солнца, и галлюциногенные сцены, сопровождаемые чтением молитв. Для 1969 года такие откровенные фрагменты были крайне вызывающими. Но именно из-за них шумиха вокруг ленты не утихала еще долгое время.
Не многим известно, что поворотный миг в карьере Джека Николсона произошел, вследствие беспрецедентного успеха ленты «Беспечный ездок». Первая номинация на Оскар, всеобщий почет и слава окружали актера. А его оптимистичный персонаж полюбился многим зрителям и даже в тяжелые минуты жизни дарил искреннюю улыбку. И если бы адвоката Джорджа Хэнсона поставили в сравнение с оскароносной ролью МакМёрфи, вряд ли отдать кому-то однозначное предпочтение было бы легкой задачей. Стоит ли упоминать о персонажах, исполненных Питером Фонда и Деннисом Хоппером, которые обрели статус настоящей иконы и до сих пор переживают множество волн подражаний? Верю, что в их представление вы не нуждаетесь.
Блеск солнца, рев мотора и не иссекаемая свобода. Живи на волнах эмоций, следуй своей дорогой, и пусть другие люди говорят что угодно. Вот истинная красота жизни, которую охарактеризовал идеологический манифест Хоппера. «Беспечный ездок» - это тождественное противопоставление индивидуальной личности, пытающейся преодолеть некоторые правила, чтобы построить свою неповторимую жизнь, невзирая на американское общество. Но, несмотря на весь абсурдный смысл картины и аутентичную атмосферу, нас ждет вполне закономерный исход борьбы с установленной системой. Нисколько, правда, сколько желание показать какими ценностями нужно восхищаться в нашем мире, подвигло актера на создание такого знакового кино. Актуальная по сей день легендарная лента Денниса Хоппера, позволила ему на веки вписать своё имя в историю современного кинематографа. И мир его никогда не забудет...
Фильм рассказывает о двух молодых людях, решив заработать денег, они переправляют партию наркотиков, а потом отправляются в путешествие на своих железных конях. Под отличную музыку они рвутся вперёд сквозь южные штаты Америки, пропитанные консервативным духом.
Этот фильм больше, чем просто кислотный роуд муви. Он олицетворяет борьбу двух поколений, двух культур. Консервативное старшее поколение и молодёжная субкультура, для которой характерен протест и новаторство, сталкиваются в этом фильме лицом к лицу. И к сожалению, как обычно и бывает, наши герои терпят поражения по всем фронтам. Они искали свободу, но не нашли её. Они проиграли.
Фильм точно передаёт атмосферу кинематографа 60-х, а также самих 60-х. Рок музыка, наркотики, пейзажи Америки, раскол общества на фоне новых течений культуры, а также войны во Вьетнаме. Кино можно посмотреть даже тем, кто далёк от данной тематики и жанра. Его стоит смотреть для погружения в атмосферу того времени.
'Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету'
Рев мотоциклов. Развевающиеся на ветру волосы. Вздымающаяся пыль американских дорог. Воздух буквально пропитан рок-н-ролом. Не думай ни о чем. Просто жми на газ.
А за бортом шестидесятые: города, села, какие-то фермеры, коммуны хиппи. Мир не слишком-то дружелюбен: ты только зашел в бар, а на тебя уже уставилась дюжина злобных глаз - люди не любят не таких как они, им не нравятся твои длинные волосы и американский флаг на шлеме твоего приятеля.
Ты загремел в полицию, но тебе пофиг - главное, чтобы перед глазами менялась картинка, чтобы была какая-то движуха. Ты выберешься и отсюда, ведь твоя цель карнавал.
'Люди боятся вас, потому что вы представляете для них свободу',- рассуждает у костра пьянчужка-адвокат, с которым они только недавно познакомились, а теперь он член их компании. Там, где начинаются раговоры про свободу, там её нет. Свобода- как воздух прозрачна и неощутима.
И в самом деле, 60-е годы, Америка - при этих словах просто обязан материализоваться образ свободы. Но где она? Ты проехал чрез всю страну, но не нашел. 'Одно дело говорить о свободе, а другое дело быть свободным'.
Ты не хочешь становиться таким как все? Тогда ты проиграл.
Уходила эпоха. Коммуны хиппи давно уже прогнили изнутри, а образ жизни 'детей цветов' остался не более чем декларацией независимого духа. А единицы беспечных ездоков так и остались разбросанными по обочинам жизни.
Сюжет у этого фильм прост: двое друзей - Билли и 'Капитан Америка' - на деньги от продажи наркотиков садятся на мотоциклы и покидают шумный Лос-Анджелес навстречу к так называемой свободе. Гоняясь по пустынным дорогам, встречая подобных себе хиппи, покуривая травку и рассуждая о жизни, герои всё больше и больше погружаются в пучину хаоса и непонимание со стороны тех, кто считает себя жителями Америки.
Дебютная картина Денниса Хоппера в первую очередь запоминается тем, что не представляет собой лихо закрученную мелодраму или серьёзный криминальный фильм. По сути, для этого фильма нет чёткого жанра: здесь и чутка криминала, и немного комедии, и драмы. Это не больше не меньше простая история о тех, кто решил шагнуть навстречу свободе.
Здесь нет лихо закрученного сюжета и динамичных экшен сцен - весь фильм герои едут по пустынным шоссе, то и дело волею судьбы сворачивая на ту или иную сторону дороги. Один поворот - и герои встречают отчуждённую от городской суеты многодетную семью; ещё поворот - и группа хиппи встречают героев, наслаждаясь свободы и ожидая большого по их мнению карнавала; ещё поворот - и герои попадают в так называемый идеальный американский городок, но идеальным он выглядит лишь на первый взгляд. Ещё удивительно то, что эти так называемые повороты являют собой отдельные от сюжета истории, словно мы смотрим сборник нескольких мини-сериалов.
Не зря я сказал, что у этого фильма простой цельный сюжет. Самое главное здесь - 'начинка'. Это не просто путешествие героев по бескрайним дорогами Америки, это 'путь к свободе', это по сути и есть свобода. Весь фильм - это олицетворение отчуждения от общества. Покуривая марихуану, герои настолько оторвались от окружающего их мира, что стали врагами со стороны тех, для кого свобода лишь слово. Они по-настоящему радовались окружающему их миру, что неожиданно для себя стали 'белыми воронами'. А всё почему? Потому что свободы нет. Финал сей истории довольно трагичен, словно ты только-только окунулся с головой в свою мечту, а тебя безжалостно вырывают оттуда и возвращают в жестокую и безрадостную реальность.
Дуэт Фонды и Хоппера вышел по истине запоминающимся. Оба героя, оба байкера, оба олицетворения свободного человека, и обе жертвы жестокой реали. А они ведь просто хотели жить так, как им заблагорассудится, разве нет?
Фильм сопровождают довольно занимательные кантри-композиции, довольно запоминающиеся сцены. Особенно запоминается эпизод, когда герои, оказавшись на кладбище с проститутками, употребляют вещества и 'улетают', а на фоне всего этого кто то зачитывает псалом. Невероятная сцена, которая и воспринимается сложно, и смотрится с замиранием сердца.
Итог истории - трагичен, как и сам фильм в целом. Уже зная что к чему во время пересмотра, симпатия к героям станет ещё больше, потому что мы понимаем их, понимаем их желание, и сочувствуем тому, что реальность бытия взяла над собой вверх. И вот они титры, а мы сидим, чувствуя себя опустошёнными. А ведь не каждый фильм может заставить чувствовать себя так. 'Беспечный ездок' заставил.
Значимость данной картины сложно переоценить, ведь она стала отправной точкой «Нового Голливуда», малобюджетная роуд-муви драма о двух приятелях которые решили проделать путь от Лос-Анджелеса до Нового Орлеана имела и коммерческий успех и критикам пришлась по душе, ещё бы, «Кодекс Хейса» долго не давал кинематографистам высказываться на особенно щепетильные темы, а тут пожалуйста, во времена многобюджетных пеплумов вряд ли кто мог представить что такие вот дерзкие, абсолютно авторские работы, не просто заинтересуют общественность, но и изменят Голливуд, непростая эпоха 60-70х оказала неизбежное влияние на американский кинематограф, но всё же сказать что это первая подобная работа значит соврать, Жан-Люк Годар к примеру опередил Денниса Хоппера на 4 года сняв несколько схожего своим посылом «Безумного Пьеро», обе картины являются ярким олицетворением эпохи 60х, но стиль и подача конечно у них абсолютно разные, если у Хоппера вышла немного ламповая и приземлённая работа то у Годара кислотный гротеск, и это при том что в «Ездоке» есть сцены употребления веществ а в «Пьеро» нет, да и посыл у них несколько отличается, Годар размышляет о свободе в свойственном ему ключе, а Хоппер показывает реакцию общественности на «свободного» человека, в общем два субъективных взгляда на одну эпоху. Диалоги в «Ездоке» в основном простые, скорее всего даже импровизационные, но плохими их точно не назвать, особенно порадовали монологи персонажа которого блестяще сыграл Джек Николсон, именно его размышления являются можно сказать ключевыми. Саундтрек порадовал, отлично передаёт настроение фильма, ну и отличные виды природы этому сопутствуют, а беспрецедентный финал (который кстати отдаёт всё тем же «Безумным Пьеро») ставит жирную точку, свободные люди Америке (и не только) и вправду не нужны…
Чертовски актуальное кино для своего времени, не терят своей актуальности и сегодня, хоть и смотрится слегка потертым. В нем затронута тема внутренней свободы личности, которая была так важна для поколения хиппи. Радует, что подача этой идеи довольна легка. Кино не напрягает зрителя, несмотря на отсутсвие в нем серьезного экшена.
Львиную долю фильма занимают сцены, где двое главных героев мчатся на своих чопперах по шоссе под забористый рок-н-ролл. Потом они подбирают какого-то хиппи и снова мчатся на чопперах под classic-rock. Проходят несколько сцен, и что же мы видим? Как прежде, герои летят по шоссе, на этот раз вместе с Джеком Николсоном. Что самое удивительное, даже на пятый раз это выглядит круто. А все потому, что это и есть тот самый символ непокоренной свободы, символ целого поколения.
Особо хочется отметить Николсона. Во-первых, этот человек играет просто потрясающе. Во-вторых, он в любом возрасте похож на ненормального, и здесь образ внешне обыкновенного, но внутри совершенно непохожего на других человека, удался ему на все десять.
Впрочем, есть к этому фильму и пару претензий, но они больше связаны с той идеологией, которую он выражает. Например, к слову о безграничной внутренней свободе: главные герои толкают наркоту, употребляют ее же, снимают шлюх в борделе, позже и употребляют наркоту вместе со шлюхами. Довольно односторонние методы на пути к свободе, не так ли? Хотя, может, я просто упертый борец за нравственность?
Еще что не понравилось - в фильме маловато действия. Приключения героев на 'Марди Грасс' уж очень просты. Пришли в кафе, посидели и ушли. Заехали в бордели, потусили и уехали. Хотя сюжет и преподнесет парочку неожиданных поворотов...(не буду спойлерить)
Конечно же, только ленивый не отметит замечательных саундрек, ведь это настоящий гимн поколения.
Это фильм-дух. Если хотите узнать про хиппи, битников и прочих социально неблагоустроенных и свободных от общества людей, то не спешите лезть в 'Википедию', ведь этот фильм поможет вам прочувствовать все их проблемы, все животрепещущие вопросы и противоречия, всю романтику этих людей. Людей, отказавшихся от благополучия, в поисках свободы.