Странная, конечно, свобода в понимании нового поколения американцев, если не учитывать её лейтмотив и общий посыл. Шли 1960-е, на дворе 'Лето любви', хиппи в десятках городов США собираются для создания духовного феномена и вечного празднования. Кварталы пропахли марихуаной, из десятков ветхих и тесных Фольксвагенов, разукрашенных 'в цветочек', раздаётся музыкальное месиво из Дженис Джоплин, Джими Хендрикса и сольных партий Джерри Гарсии. Молодёжь прелюдно лобызается, наркотический угар не способен остановить ни один коп поблизости; всё дозволено - ещё один девиз эпохи наравне с закоренелыми 'Make Love, Not War' и 'Give Peace A Chance'. Вот и история в 'Беспечном ездоке' не отстаёт от идеалов мятежных дней. Заработав несколько барышей с продажи кокаина, двое байкеров Уайатт 'Капитан Америка' и Билли разогревают свои длинноносые 'Харлеи' и направляются в поиски истинного вольного бытия. Мчатся они под раскаты рок-музыки, которая, кстати, пусть и не впервые звучала в кино (достаточно вспомнить 'Выпускника' с Дастином Хоффманом), именно с этого момента прочно вошла в обиход киноискусства. Но даже среди аутентичной дикой природы рождённые быть дикарями не могут сполна насладиться неожиданно упавшей с небес свободой.
Культура хиппи ранее уже затрагивала кино, в том числе и сами авторы данной картины приложили к этому руку, так что новое путешествие - не первое. Но именно 'Беспечному ездоку' посчастливилось стать гимном контркультуры - эта лента вся пронизана нонконформизмом по отношению к традиционному быту страны, начиная уже со съёмочных павильонов, где властвовали хаос, отсутствие плана и вседозволенность. Почему новые дети Америки так хотят столь замутнённой и откровенно грязной действительности? Деннис Хоппер в напарниках с Питером Фондой погрузились в гущу кислотного социума, дабы попытаться ответить на этот вопрос. Надев ковбойскую шляпу и кожаную куртку, они направляются в сердце предстоящего религиозного празднества и по пути исследуют столь броское явление. Они смотрят на раскинутую среди гигантских пустошей дорогу и пытаются найти в ней истину. И дорога сначала подкидывает им автостопщика, который приводит друганов в коммуну с другими хиппи, и одухотворённые нимфы, живущие - как в хлеву - среди коз, учат гостей свободной любви. Отверженным дикарям ничего другого не остаётся, ведь и в мотели их пускать боятся. Позже повстречавшийся в тюрьме адвокат, сыгранный молодым Джеком Николсоном, объяснит: 'Люди боятся того, что вы приносите', - имея, по всей видимости, такую желанную свободу. Никогда ведь такого не было. Законник словно стал для путников мессией, Иисусом нынешнего времени - и поплатился за это, оправдывая суждение Луиса Бунюэля из 'Назарина' о том, что люди уничтожили бы Бога вновь. Но его мудрость успела перейти в другие умы. А вопрос, зачем же уподобляться ничтожным согражданам из цивилизованных деревень, отпал самостоятельно. Ответ очевиден.
Да, старым и застрявшим в прошлом реднекам ни к чему перемены. Джордж Хэнсон, этот философствующий адвокат, оказался прав - воодушевлённые пресным патриотизмом и традиционными нормами жизни, они видят в неформалах угрозу и, видимо, действительно боятся. Если даже Джон Фогерти и Роберт Олтмен не переубедят их во всём ужасе войн, то к патлатым байкерам точно никто не прислушается. Раз не научили распоряжаться судьбой фривольно, то и остальным не дадим - да здравствует справедливая демократия! Им не по силам увидеть в речах о национальном достоинстве и гордости фальшь, понять, что дружелюбная субкультура пришла сохранить их семьи. Гораздо проще сидеть в кафетериях и оскорблять последних за внешность (других причин ведь не могут заметить, хотя тех хватает), а затем втихую подкрадываться и убивать их, 'неверных', таким образом доказывая собственную свободу. Не ответят ведь им - не в почёте молодому человеку 1960-х брать в руки оружие. Наверное, поэтому 'Капитан Америка' в какой-то момент устаёт бороться и отчаивается. Его последний заезд навстречу судьбе не могло прервать и увиденное в психоделическом трипе будущее, каким его в разорванном стиле отобразил Деннис Хоппер. Он, беспечный ездок, не бросает заветов Ганди - он продолжает именно мирную борьбу и гонит мотоцикл по дороге с тем же стоическим выражением лица. Уайатт ещё заранее понял - его феномен не сломит дохлые нравы. Тем не менее, байкер сознательно бросился сначала в наркотическую вакханалию на старом кладбище, а потом - в поток предугаданного сознания вместе с чуваком Билли. Наверно, ему ничего и не оставалось, кроме как ехать дальше. Такова воля нового поколения, воспитанного Керуаком, и её не хотят принимать. Безобидное существование заросших молодых людей, подобное диким и благородным животным, никому не нужно. Вот что гласит Хоппер, вот его вердикт и осуждение, заложившие основы Нового Голливуда. И они всё-таки нашли отклик, ведь после ошеломительного успеха 'Беспечного ездока' в народе стало модно саркастически говорить: 'Пусть Америка, повисшая в ядерной петле, и дальше ждёт финансовых коллапсов, расового неравенства. А её население, ублажённое победами во Вьетнаме, пусть дальше боится изменений'. И в стране через искусство начались изменения.
В этом фильме немного действия: герои едут, разговаривают во время привала и 'веселятся' ближе к концу, но смотреть его ни сколько не скучно. Почему?
Он невероятно красив. Каждая сцена — пустыня, горы, плато, придорожный магазин или всё вместе — несёт в себе огромную порцию эстетического удовольствия. Герои просто колесят по дороге, и тебе нравится смотреть за их путешествием.
В нём полно отличной музыки. Когда играет The Pusher, хочется качать головой под звуки глушённой струны, когда играет The Weight, лёгкий мотив напевается сам по себе, и об этом можно говорить ещё долго. Скажу лишь, что здесь каждая песня к своему месту, и если вы любите музыку 60-х, то вам определённо стоит посмотреть этот фильм.
Ощущение свободы. Персонажи фильма могут ехать куда захотят: для них открыта вся страна и это непередаваемое чувство свободы подчёркивается пейзажами, о которых говорилось выше, — широта пространства вокруг героев создаёт впечатление, будто весь мир лежит перед ними. И перед зрителем.
Вопрос свободы... В фильме показаны люди, живущие на отшибе независимо от городской среды. Они курят, пьют, устраивают представления в своём театре. Но так ли свободны те, кто прикован к своему лагерю? Эти 'робинзоны' вынуждены просить странствующих о помощи и сеять семена на песчаной почве в надежде, что что-то вырастет. Можно ли назвать свободными постояльцев кафе, отпускающих злобные комментарии в адрес путешественников? Диалог между главными героями подводит черту в этом вопросе, но что же касается их самих? Фильм даёт пищу для размышлений, и, скорее всего, после просмотра вы сможете дать свой ответ на каждый вопрос.
Этот фильм получился столь приятным и лёгким, что его не хочется критиковать.
Данную картину Денниса Хоппера я впервые посмотрел ещё лет 5 назад, лишь для того, чтобы в полной мере ознакомиться с фильмографией Джека Николсона. После мне не раз доводилось её пересматривать. Думаю, не стоит в 100-й раз пересказывать сюжет фильма и писать, что-то вроде: 'этот фильм о свободе' - что по правде, говоря, уже успели сделать некоторые 'рецензисты'. По моему, тут дело обстоит немного иначе.
О чём фильм? Мне кажется, что здесь показано не 'торжество свободы', а скорее её гибель. В тех временах, когда США развязали войну во Вьетнаме, общество разделилось на контркультуру 'Хипи', которое изначально зародилось как протест пуританской морали и на консерваторов, порицавших данное движение. 'Дети цветов' мечтали сделать мир 'свободным', избавить его от войны и погрузить всех в духовную общину. Но как война закончилась, так и протестная община канула в лету. О том и фильм - о конце так и не начавшийся свободы.
Чтобы это продемонстрировать, разберём ключевые моменты фильма:
1) В самом начале, после успешной сделки, Капитан Америка и Билли летят по дорогам с мыслями, что всё для свободной жизни готово, осталось до неё 'доехать'.
2) Они встречают лагерь 'Хипи', где нам показывают сцену с диалогом, в котором простым языком говорят о конце движения 'детей цветов':
'Понимаешь, так получилось, эти люди приехали сюда слишком поздно. Поздно было сажать, сеять, но погода была чудесной, здесь было хорошо. Потом пришла зима. Здесь было 40-50 человек в одной комнате, есть было нечего, с голоду помирали. Мёртвые лошади валялись у дороги. Теперь от них осталось человек 18.'
3) Арест за 'участие в параде без разрешения', что дает главным героям мысль о том, что уже даже нельзя свободно передвигаться по улицам и на всё нужно разрешение с выше.
4) Беседа у костра с персонажем Джека Николсона о 'инопланетянах', в котором говориться про то, что людей шокирует свобода и они к ней не готовы:
Билли: Если они такие умные, почему они нам не покажутся?
Джордж: Показались бы, это вызвало бы всеобщую панику. У нас то, до сих пор лидеры есть и на них мы полагаемся в смысле опубликования информации. И эти лидеры решили эту информацию поприжать, из-за того шока, который бы это вызвало.
Здесь инопланетяне ассоциируются со свободой.
5) Сцена в кафе, где персонажи уже воспринимаются как преступники, которых местные полицейские хотят посадить: 'Посмотри-ка на эту бабу с длинными волосами. Я думаю, в клетку его неплохо бы посадить.' Что ещё может показаться интересным в этой сцене: только 'молодые особы' смотрят на главных героев не как на преступников. Тем самым говоря, что только молодёжь заинтересована в подобной жизни. Полицейские побеждают и героям приходиться уехать.
6) Сцена, где Джордж говорит о потерянных временах и о той угрозе, которую видят люди в главных героях. Что можно трактовать как: 'Люди боятся свободы, они видят в этом угрозу'. Ну и последующая символическая сцена, произошедшая ночью, говорящая, как мне кажется о 'конце свободы слова' - к сожалению, данный момент я не могу конкретно разобрать, ибо ограничение 'НЕ СПОЙЛЕРИТЬ!' мне это запрещает.
7) Ну и в заключение, Капитан Америка, говорит об их проигрыше. С последней сценой, которая это визуально показывает.
Значимость данной картины сложно переоценить, ведь она стала отправной точкой «Нового Голливуда», малобюджетная роуд-муви драма о двух приятелях которые решили проделать путь от Лос-Анджелеса до Нового Орлеана имела и коммерческий успех и критикам пришлась по душе, ещё бы, «Кодекс Хейса» долго не давал кинематографистам высказываться на особенно щепетильные темы, а тут пожалуйста, во времена многобюджетных пеплумов вряд ли кто мог представить что такие вот дерзкие, абсолютно авторские работы, не просто заинтересуют общественность, но и изменят Голливуд, непростая эпоха 60-70х оказала неизбежное влияние на американский кинематограф, но всё же сказать что это первая подобная работа значит соврать, Жан-Люк Годар к примеру опередил Денниса Хоппера на 4 года сняв несколько схожего своим посылом «Безумного Пьеро», обе картины являются ярким олицетворением эпохи 60х, но стиль и подача конечно у них абсолютно разные, если у Хоппера вышла немного ламповая и приземлённая работа то у Годара кислотный гротеск, и это при том что в «Ездоке» есть сцены употребления веществ а в «Пьеро» нет, да и посыл у них несколько отличается, Годар размышляет о свободе в свойственном ему ключе, а Хоппер показывает реакцию общественности на «свободного» человека, в общем два субъективных взгляда на одну эпоху. Диалоги в «Ездоке» в основном простые, скорее всего даже импровизационные, но плохими их точно не назвать, особенно порадовали монологи персонажа которого блестяще сыграл Джек Николсон, именно его размышления являются можно сказать ключевыми. Саундтрек порадовал, отлично передаёт настроение фильма, ну и отличные виды природы этому сопутствуют, а беспрецедентный финал (который кстати отдаёт всё тем же «Безумным Пьеро») ставит жирную точку, свободные люди Америке (и не только) и вправду не нужны…
Фильм рассказывает о двух молодых людях, решив заработать денег, они переправляют партию наркотиков, а потом отправляются в путешествие на своих железных конях. Под отличную музыку они рвутся вперёд сквозь южные штаты Америки, пропитанные консервативным духом.
Этот фильм больше, чем просто кислотный роуд муви. Он олицетворяет борьбу двух поколений, двух культур. Консервативное старшее поколение и молодёжная субкультура, для которой характерен протест и новаторство, сталкиваются в этом фильме лицом к лицу. И к сожалению, как обычно и бывает, наши герои терпят поражения по всем фронтам. Они искали свободу, но не нашли её. Они проиграли.
Фильм точно передаёт атмосферу кинематографа 60-х, а также самих 60-х. Рок музыка, наркотики, пейзажи Америки, раскол общества на фоне новых течений культуры, а также войны во Вьетнаме. Кино можно посмотреть даже тем, кто далёк от данной тематики и жанра. Его стоит смотреть для погружения в атмосферу того времени.
Двое приятелей на вырученные от продажи наркотиков деньги покупают себе мотоциклы и отправляются в путешествие по бескрайним просторам Америки.
Если вкратце, то это предложение описывает весь сюжет легендарной ленты Денниса Хоппера. Персонажи «Ездока» встречают на своём пути рабочих, фермеров, хиппи, философствующего адвоката (первая крупная роль Джека Николсона), проституток. Их одиссея не имеет ни определенных целей, ни определенного смысла, она лишь движется в хаотическом порядке от одного пункта к другому, всё ближе и ближе приближаясь к трагическому финалу.
Свобода – вот то, что несёт с собой этот фильм. Это его сущность и его содержание. Свобода всюду и везде, свобода беспрецедентная, безграничная, колеблющаяся от абсолютного наслаждения до полного разрушения.
Свобода – вещь относительная. Каждый сам ставит её границы. От этого и возникают вечные проблемы и не состыковки во взглядах и мнениях, попросту говоря, невозможность понять другого человека. Именно поэтому на главных героев и нападают в провинциальном городке местные жители. Они не понимают этих длинноволосых молодых людей, не имеющих работы и каких-либо определённых планов на будущее. Отсюда и возникает их ответная реакция – насилие.
А сколько дал «Беспечный ездок» будущим поколениям кинематографистов! Здесь не хватит пальцев ни на руках, ни на ногах. Трудно переоценить влияние этой ленты на школу Нового Голливуда 70-ых. «Беспечный ездок» – один из первых независимых фильмов, добившихся бешеной популярности в прокате. В нём и типичные примеры авторского кино, и ставший невероятно популярным позже жанр роуд-муви, и импровизационные сцены в стиле французской «новой волны». У «Ездока» не было точного сценария, много придумывалось на ходу, а марихуана, которую курят главные герои в кадре – настоящая. В этой картине также впервые был применен приём флешфорварда – мелькающие то тут, то там кадры, которые опережают ход событий и которые видятся Капитану Америке как пророческие предзнаменования будущего. В фильме есть, возможно, лучшая сцена в мировой кино, показывающая галлюцинации после приёма кислоты. К тому же в «Беспечном ездоке» имеется один из первых саундтреков, составленный не из написанной специально для фильма оригинальной музыки, а из подборки популярных хитов того времени – по большей части психоделического рок-н-ролла конца 60-ых. Эти песни появляются в фильме неожиданно, грубо, даже вульгарно. Впрочем, и монтаж фильма достоин подобных эпитетов. Но это не критика, это – комплимент!
'Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету'
Рев мотоциклов. Развевающиеся на ветру волосы. Вздымающаяся пыль американских дорог. Воздух буквально пропитан рок-н-ролом. Не думай ни о чем. Просто жми на газ.
А за бортом шестидесятые: города, села, какие-то фермеры, коммуны хиппи. Мир не слишком-то дружелюбен: ты только зашел в бар, а на тебя уже уставилась дюжина злобных глаз - люди не любят не таких как они, им не нравятся твои длинные волосы и американский флаг на шлеме твоего приятеля.
Ты загремел в полицию, но тебе пофиг - главное, чтобы перед глазами менялась картинка, чтобы была какая-то движуха. Ты выберешься и отсюда, ведь твоя цель карнавал.
'Люди боятся вас, потому что вы представляете для них свободу',- рассуждает у костра пьянчужка-адвокат, с которым они только недавно познакомились, а теперь он член их компании. Там, где начинаются раговоры про свободу, там её нет. Свобода- как воздух прозрачна и неощутима.
И в самом деле, 60-е годы, Америка - при этих словах просто обязан материализоваться образ свободы. Но где она? Ты проехал чрез всю страну, но не нашел. 'Одно дело говорить о свободе, а другое дело быть свободным'.
Ты не хочешь становиться таким как все? Тогда ты проиграл.
Уходила эпоха. Коммуны хиппи давно уже прогнили изнутри, а образ жизни 'детей цветов' остался не более чем декларацией независимого духа. А единицы беспечных ездоков так и остались разбросанными по обочинам жизни.
Сюжет у этого фильм прост: двое друзей - Билли и 'Капитан Америка' - на деньги от продажи наркотиков садятся на мотоциклы и покидают шумный Лос-Анджелес навстречу к так называемой свободе. Гоняясь по пустынным дорогам, встречая подобных себе хиппи, покуривая травку и рассуждая о жизни, герои всё больше и больше погружаются в пучину хаоса и непонимание со стороны тех, кто считает себя жителями Америки.
Дебютная картина Денниса Хоппера в первую очередь запоминается тем, что не представляет собой лихо закрученную мелодраму или серьёзный криминальный фильм. По сути, для этого фильма нет чёткого жанра: здесь и чутка криминала, и немного комедии, и драмы. Это не больше не меньше простая история о тех, кто решил шагнуть навстречу свободе.
Здесь нет лихо закрученного сюжета и динамичных экшен сцен - весь фильм герои едут по пустынным шоссе, то и дело волею судьбы сворачивая на ту или иную сторону дороги. Один поворот - и герои встречают отчуждённую от городской суеты многодетную семью; ещё поворот - и группа хиппи встречают героев, наслаждаясь свободы и ожидая большого по их мнению карнавала; ещё поворот - и герои попадают в так называемый идеальный американский городок, но идеальным он выглядит лишь на первый взгляд. Ещё удивительно то, что эти так называемые повороты являют собой отдельные от сюжета истории, словно мы смотрим сборник нескольких мини-сериалов.
Не зря я сказал, что у этого фильма простой цельный сюжет. Самое главное здесь - 'начинка'. Это не просто путешествие героев по бескрайним дорогами Америки, это 'путь к свободе', это по сути и есть свобода. Весь фильм - это олицетворение отчуждения от общества. Покуривая марихуану, герои настолько оторвались от окружающего их мира, что стали врагами со стороны тех, для кого свобода лишь слово. Они по-настоящему радовались окружающему их миру, что неожиданно для себя стали 'белыми воронами'. А всё почему? Потому что свободы нет. Финал сей истории довольно трагичен, словно ты только-только окунулся с головой в свою мечту, а тебя безжалостно вырывают оттуда и возвращают в жестокую и безрадостную реальность.
Дуэт Фонды и Хоппера вышел по истине запоминающимся. Оба героя, оба байкера, оба олицетворения свободного человека, и обе жертвы жестокой реали. А они ведь просто хотели жить так, как им заблагорассудится, разве нет?
Фильм сопровождают довольно занимательные кантри-композиции, довольно запоминающиеся сцены. Особенно запоминается эпизод, когда герои, оказавшись на кладбище с проститутками, употребляют вещества и 'улетают', а на фоне всего этого кто то зачитывает псалом. Невероятная сцена, которая и воспринимается сложно, и смотрится с замиранием сердца.
Итог истории - трагичен, как и сам фильм в целом. Уже зная что к чему во время пересмотра, симпатия к героям станет ещё больше, потому что мы понимаем их, понимаем их желание, и сочувствуем тому, что реальность бытия взяла над собой вверх. И вот они титры, а мы сидим, чувствуя себя опустошёнными. А ведь не каждый фильм может заставить чувствовать себя так. 'Беспечный ездок' заставил.
Они хотели путешествовать, жить, быть свободными и избежать полемики с другими людьми. Два друга радовались жизни, выехав из Лос-Анджелеса. Путешественники находили новых друзей, и надеялись, что все будет хорошо, но чем дальше они ехали, тем больше понимали, какими мизантропами стали люди. Друзьям приходится испытывать дискриминацию со стороны других жителей. Смотря фильм, начинаешь осознавать всю индифферентность и эгоистичность нашего общества по отношению к свободным людям, которые хоть и употребляли наркотики, но никого не трогали. Фильм пролетел незаметно, словно главные герои, едущие с улыбкой по бескрайним дорогам Америки.
Мне надолго запомнятся счастливые лица двух байкеров, наслаждающихся полной независимостью, мчащихся на встречу своей судьбе. Не зря этот фильм выбрали множество известных кинокритиков.
Фильм о свободе. Это все что нужно знать чтобы целиком и полностью влюбиться в 'Easy Rider'. Возможно тут нет ничего масштабного. Да, я не исключаю того что этот фильм откровенный и местами странноватый, но мне он показался Добрым и понятным.
Сюжет заключается в том, что главные герои, становятся обладателями крупной суммы денег. Теперь они могут быть свободы на все сто процентов. Взяв свои байки они отправляются в путешествие по Америке. В полное новыми знакомствами путешествие по трассе мечты. Прекрасные каньоны на фоне кровавого заката. Разрезающие небосвод прекрасные горы. Фильм насыщен событиями и персонажами, так что усаживайтесь по удобней, скучать будет не когда.