Изомура живет в доме погибшего мужа и постоянно терпит прохладное отношение к себе. Со временем она решает выйти за другого, но этот брак не особенно счастлив. Изомуре помнится одна сцена, когда она, стоя у горной сакуры, повстречалась с господином по имени Тэдзука. Тэдзука признался ей, что часто заглядывался на нее, когда она проходила мимо клуба боевых искусств, где он занимался. Но им не суждено быть вместе. Тем временем холостой Тэдзука возмущен тем, что местный князь намерен провернуть схему, обязывающую и без того нищих крестьян продать ему свои земельные наделы. В замке Тэдзука решается на немыслимое – он обнажает меч и нападает на князя. Он добился справедливости, но за это был посажен в тюрьму. Так заканчивается его история.
Фильм, в котором нет ни одного поцелуя, казалось бы, трудно назвать романтическим. Изомура не одаривает любовью даже второго мужа, а с Тэдзукой ее связывает лишь мимолетная встреча. Так что буйства любовных чувств на фоне природных пейзажей зритель здесь не встретит. Но сюжет фильма выстроен так, что можно не сомневаться - именно к Тэдзуке Изомура испытывает по-настоящему сильные чувства. Хотя она не говорит ни слова, ее восхищает поступок Тэдзуки, решившего вступиться за крестьян. Сама же история о хитром князе, решившем под предлогом освоения новых земель снять с крестьян последнюю одежду, весьма нетипична для японского кино, где носителями зла обычно выступают откровенные бандиты, а не князья и их самураи. Таким образом, «Горная сакура» - это одновременно фильм о герое, пошедшем против традиции, ведь, как известно, в средневековой Японии воля князя исполнялась беспрекословно.
Так ожидаемая зрителем любовь между Изомурой и Тэдзукой не получает воплощения в реальности, поэтому образ Изомуры, насчастной в браке, приобретает некий отсвет трагического и вместе с тем стоического одиночества. Изомура ни на что не жалуются и молча сносит колкости родственников мужа. Похоже, что истинная любовь живет в ее душе, и там, в глубине ее естества, в глубине этой самой чистой души, ничто не способно ее омрачить. Имея такую любовь внутри себя, она готова и дальше быть несчастной.
«Горная сакура» - очень чувственный фильм, хотя никаких чувств в нем не показано. Неспешное повествование, перемежаемое изображениями цветущей сакуры, умиротворяет зрителя, несмотря на весь драматизм сюжета. Впрочем, и сама сакура выступает здесь символом не только весны, но и ее скорого конца. Ведь Изомура остается с мужем, который ее не понимает, а Тэдзука томится в тюрьме. И не похоже, что этому что-то сможет положить конец. Пожалуй, вернее будет сказать, что облетающая сакура выступает символом самой мимолетности жизни, вмещающей в себя и оптимизм от того, что жизнь начинается, и пессимизм от того, что ее лучшие моменты уже позади. Поэтому «Горная сакура» - это очень самобытный японский фильм, в котором без единой любовной сцены удалось показать всю силу романтического чувства – приходящего и уходящего.
8 из 10