- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Являясь историком по образованию и по призванию, жаждал яркого зрелища, объяснения многих мотивов поступков Ивана, по праву заслужившего прозвище Грозный. Но увы...
Сразу. в эфире, сериал посмотреть не удалось - но и увиденные отрывки показались несколько затянутыми. Наконец нашёл время и посмотрел весь сериал целиком. Впечатление двойственное, или даже тройственное.
Во-первых, масштабность. Она страдает. Окружение царя - десяток-другой бояр или служилых людей. Сцены заседания Боярской Думы сняты в каких-то невразумительных подвалах. Взятие Казани выглядит как мелкая стычка у детской крепости. Видно, что денег дали мало - всё как-то скудненько и убого. Единственное не убогое - костюмы героев. Вот здесь неплохо постарались.
Во-вторых, игра актёров. Неубедительно. Иван, раздираемый страстями, не может выглядеть так безвольно. Инфантильный какой-то получился Иван Грозный. Неубедительный. Бояре же вообще ходульны, а ведь тоже боролись за власть и знали, что в случае неуспеха останутся без головы. При таких сильных эмоциях и так их не выразить - очень жаль.
В-третьих, скорость повествования. Сериал, на мой взгляд, запросто можно было сократить раза в два, и он бы не то что не пострадал, но даже бы и выиграл. Затянутые диалоги, сыгранные с безликим и унылым выражением на лице, заставляли откровенно скучать.
Единственный плюс картине - попытка объяснить мотивы поступков одного из самых известных правителей Руси, после чего начинаешь ещё отчётливей понимать, что власть - это полное одиночество, без настоящего человеческого общения. Все жестокости Ивана от нехватки обычной для простого смертного любви и счастья.
В любом случае спасибо авторам пусть и не за самую удачную попытку заглянуть в прошлое нашей страны. Если картина сподвигла кого-то, как и меня, ещё раз перечесть статьи о Грозном, то это уже хорошо.
|
прямая ссылка
30 января 2013 | 12:22
А я посмотрел. Всё, от начала до конца. Хотя, факт, первые 3-4 серии дались с большим трудом, и был большой соблазн оставить это занятие. Но… Удержался. Дальше было попроще. И теперь можно попробовать оценить увиденное. Сначала о достоинствах.
Во-первых, понравилась идея. Показаны не только решения и поступки главного героя, но и присутствует попытка объяснить их мотивы. Пусть даже и предположительно. В принципе, достаточно убедительно получилось: трудное детство, утрата близких людей, общее влияние эпохи (нравы, обычаи), ну и, собственно, банальное опьянение властью. Всё логично и последовательно.
Далее. Главный герой, роль. 3 возраста – 3 актера, и более чем приемлемый результат. Никогда не делил актеров на известных и неизвестных, ибо не считаю это мерилом таланта, может быть, поэтому отношусь к фильмам, подобным этому, толерантно. Фактор внешнего сходства тоже считаю вторичным критерием. Что в результате? Ранее неизвестный мне А. Демидов, считаю, со своей задачей справился. Показать без малого 30 лет жизни своего персонажа – это, знаете ли, серьезное дело. Учитывая «амплитуду колебаний» его психического и психологического состояния, могу лишь порадоваться удачному режиссерскому выбору.
Общее просветительское значение картины. Тут, я полагаю, всё ясно без слов. Убежден, что достаточное количество зрителей захотят освежить свои знания или же узнать больше о показанных событиях, людях, эпохе в целом. Или, что даже более вероятно, уже сделали это по ходу просмотра. Немаловажный результат – пробуждение интереса к поднятой теме.
Отсутствие предвзятости или, во всяком случае, претензия на объективность. В данном случае речь идет не только об объяснении причин поведения, скажем, царя, но и об отображении и его ошибок, и успехов, достижений, завоеваний. В результате зритель вправе сам решить для себя, как следует оценивать этого персонажа, а то и более того – реального исторического деятеля. Ибо…
Достоверность. Еще одно немаловажное достоинство. Я не говорю о деталях, но имею в виду общую целостность сюжета и соответствие предложенной информации сведениям большинства общепринятых источников. Минимум художественного вымысла и оправданность последнего в случаях его применения.
Как видим, картина вырисовывается вполне благоприятная. И, возможно, она таковой бы и была, если бы не такие же очевидные, как и достоинства, недостатки. Их можно даже сопоставлять.
Если персоне царя уделено максимум внимания, и это, безусловно, оправданно, то, к сожалению, вынужден констатировать, что «за кадром» остались многие второстепенные персонажи. Вернее сказать, их мысли, желания и стремления, причины преданности или ненависти, мотивы вражды и пр. Я допускаю, что повествование ведется, по сути, от имени Ивана, и ситуация отображается так, как она видится ему, но… Согласитесь, всегда хочется не только видеть фокус, но и знать его секрет. В данном случае – заглянуть в душу тому же М, Скуратову и др. Картина такой возможности не предоставляет.
Актеры. Так же, как понравился царь, еще некоторые, не понравились очень многие другие. Особенно женщины. Кроме царицы Анастасии и выделить-то некого. Неубедительно, фальшиво, неискренне. Возможно, сказывается нехватка мастерства, таланта – обратная сторона медали приглашения молодых и/или начинающих актеров. Удивила при этом идея приглашения в картину на заведомо ничтожные роли таких «звезд», как, скажем, Ч. Хаматова, Е. Цыганов. Не понял смысла – прямо скажу.
Неполнота сюжета. Обидно, что «за бортом» сценария остались многие важные события тех лет. Даже, к примеру, книгопечатание изображено будто бы вскользь, мимоходом. Такие же вопросы, как освоение Сибири, сожжение Москвы и мн. другие остались незатронутыми. Жаль, ибо это, безусловно, влияет и на итоговую оценку деятельности Ивана IV, и на отношение к фильму, как своеобразному его жизнеописанию.
Особенно отчетливо проявляется это в последних двух сериях, когда за 1/8 общего хронометража словно в ускоренном режиме показали невероятно большое количество событий, нарушив, во-первых, на мой взгляд, заданные ритм и темп картины, во-вторых, не уделив многим из них (поход на Новгород, репрессии внутри опричного войска и др.) должного внимания. Проще говоря, опять безобразно скомкали финал. Можно подумать, что неожиданно закончились деньги, и съемку пришлось завершать в режиме строгой экономии. Жаль. Я ожидал более размеренного повествования.
Съемка. Понятно, что снимать в современной Москве Москву (а в Казани – Казань) 16 века весьма проблематично, но… Слишком уж получилось упрощенно. Минимум натурных съемок, масштабных сцен и т.п. Понятно, что всё это, скорее, атрибуты полноценной прокатной картины, но достоверность происходящего, атмосфера событий и времени – всё это, конечно, страдает от, повторюсь, возможно, неизбежных условностей и ограничений.
Ну и, пожалуй, мораль. Порадовало, что фильм не закончился какой-либо сценой, а завершился небольшим послесловием. Хорошо, что оно, отчасти, противоречило увиденному – я уже отметил это в числе достоинств картины. Но, всё же, позвольте высказать и собственную точку зрения по данному вопросу. В том плане, что так ли уж велика заслуга Ивана Грозного в приписываемых ему успехах. Я, признаться, не очень жалую разговоры на тему роли личности истории, когда речь заходит о войне. Когда говорят, что Иван IV «Казань брал!», И. Сталин (или Г. Жуков – кому как больше нравится) войну выиграл и т.д. Потому что в голову всегда приходят мысли, подобные поговорке про то, как «чужими руками жар загребать». Ведром воды костер всякий потушить сможет – дело не хитрое. А вот парой пригоршней обойтись – искусство – это мочь надо. А у нас, как мне кажется, зачастую этому обстоятельству значения особого не придается. В результате мы имеем примеры необоснованного возвеличивания заслуг отдельных персон. В частности, я увидел нечто подобное вчера вечером – когда смотрел последние кадры обсуждаемого фильма. Поэтому со словами «история безжалостней народа», во всяком случае, произнесенными в данном контексте, я согласиться не могу. Ибо справедливость – она д.б. Иначе никак.
Благодарю за внимание.
7 из 10
|
прямая ссылка
22 мая 2009 | 11:57
Впечатления от просмотра серий скажем так неоднозначные.
Плюс конечно же есть - сериал сподвиг меня на изучение личности самого Грозного, появилось желание почитать сведения про исторические события, о которых идет речь в сюжете.
Судить образ царя Ивана IV, коим нас одарил Эшпай, тоже сложновато; Грозный - великий царь, великий тиран, человек, с которым сравнивают, несмотря на все его деяния. В сериале как мне кажется, показаны главные причины этой деспотии - детские комплексы, детские обиды. Как говориться в одной арабской пословице 'Посеявший ветер, пожнет бурю'...
Да и забывать пожалуй не стоит, что даже такого мрачного правителя можно представить совершенно в ином свете, достаточно вспомнить Гайдая и его шедевр.
Мой же интерес к сериалу основан на интересе историческом, если быть честной, то особого внимания на грим и прочие атрибуты для нормального зрительского отзыва не обращаю.
|
прямая ссылка
21 мая 2009 | 00:37
В данной теме я - лицо заинтересованное. Мой самый любимый фильм - 'Иван Грозный' Эйзенштейна. Ожидала гадости, но не такой! Всех бы убила! И режиссера, и актеров, и сценаристов, и художника, и гримеров и пр.
Все плохо!
Слова 'он спровоцировал' приводят в бешенство. Красные плюшевые штаны то же. Парики и костюмы сидят на актерах сидят как на корове седло. Диалоги и речь как из пошлейших современных сериалов.
Да, о чем говорить! Люди! Вы просто поставьте рядом на мониторе фото Грозного-Черкасова и фото Грозного-ЭтогоНеЗнаюКакЕго. Уже все ясно.
Во время рекламы обычно выключаю звук. Только выключила, смотрю, опять фильм начался. Оказывается, это - реклама пельменей. Ни чем на отличается.
ГДЕ НАШ ВЕЛИКИЙ КИНЕМАТОГРАФ?!
Совсем умер???
|
прямая ссылка
14 мая 2009 | 23:06
Спешу оставить отзыв , пока свежи ощущения после просмотра первой серии. Так совпало, что буквально накануне я прочитала книгу про Ивана Грозного и т.к. люблю все, что связано с историей, показ сериала ждала очень. Жизнь самого свирепого русского царя, была неоднозначной и в сериале нам пытаются показать эпоху в которой формировался его суровый нрав.
Мои ощущения:
Впечатление очень странное....
Все вроде бы есть, для создания шикарной исторической ленты : и интересная тема , и актеры 'непримелькавшиеся', что дает возможность не сравнивать, их героев с предыдущими ролями, и костюмеры не подкачали, (колоритные одеяния той эпохи представлены вполне удачно), но почему же после финальных титров у меня было чувство что я посмотрела спектакль сыгранный в драмкружке.
По моему субъективному мнению, что подкачало хорошую задумку:
1)Мало крупных планов, от этого ощущение, что смотришь телеспектакль.
2)Диалоги актеров будто выучены перед самым съемочным процессом, все как-то подается с наигранными и неестественными эмоциями. Для меня, самое большое достижение актерского мастерства, когда я смотрю на артиста и забываю, что он артист, а вижу только созданный им образ. Когда я сегодня смотрела на экран, то видела современных людей зачем-то переодевшихся в исторические костюмы. Пока даже не могу выделить персонажа , который бы запомнился отличной игрой.
3) Музыкальное оформление не запомнилось. Его кстати очень не хватает. Хорошего музыкального сопровождения никогда не бывает много, и это не обязательно песни в духе «Гардемарины вперед», пусть это будет серьезная классическая музыка, но ее хочется побольше, и на всех более или менее эмоциональных моментах. Поверьте, это будет только плюс картине.
Итог : Я в расстеренности, от того что ожидала увидеть нечто большее, хотя бы что-то в духе старых исторических лент 'России молодой' или 'Руси изначальной' (эпохи показанные в данных фильмах разные, но сам стиль в котором они сняты, не дает расслабится от первых до последних титров).
Оценку, справедливости ради, ставить пока не буду, определюсь после просмотра последней серии. И очень надеюсь, что мнение мое поменяется, а если поменяется, то и отзыв будет другой. А пока по ощущениям от просмотра - слабовато, а жаль.
|
прямая ссылка
13 мая 2009 | 00:33
|
|