К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Адам без Евы никуда и Ева без Адама не может. В этом фильме перекликаются разные истории любви разных поколений женщин. Но истории их настолько в точку, что каждый зритель узнает свою знакомую, подругу, а может и себя. Кто-то мог быть в роли любовницы, кто-то имел одну любовь на всю жизнь, а есть женщины, которые рано стали мамой. Все это про жизнь. Режиссер с любовью и характером показал каждую героиню.

Браво, актрисам - смотреть было одно удовольствие. Именно женщины были на первом плане. И, казалось бы, Женщина - ребро Адама. Но здесь, она главная. Мужчины затмеваются на их фоне. Однако, самый скромный из мужчин показал себя с весьма неожиданной стороны. Добрый, ироничный со своей историей фильм, заслуживший внимание зрителей и бескомпромиссное. Смотреть всем.

19 мая 2024 | 02:07
  • тип рецензии:

Вчера от нас ушла блистательная Инна Чурикова. Уход артистов такого таланта, такого уровня, такой важности для отечественной культуры – это не только увеличение нашего сиротства, но и очередное подтверждение того, какими родными подчас для всех нас бывают любимые артисты. Инна Михайловна была притягательна и волнующа и в комедийных образах, и в драматических ролях. В новостных сводках и сюжетах-некрологах упоминалось множество достойных киноработ актрисы (а иных у неё, по всей видимости, и не было, ведь она достаточно избирательно подходила к выбору материала – исключение, разве что, составляет «Самый лучший день», ну да Бог с ним), но как-то обойдена вниманием (кроме КиноПоиска) была одна очень интересная роль Инны Михайловны – музейного экскурсовода Нины Елизаровны в «Ребре Адама».

Фильм вышел на закате советской поры, и закат этот тускл, неярок, скучен. Жизнь четырёх дам из трёх поколений одной семьи, обитающих в одной квартире, подчинена механическому алгоритму. Утром – встаём, выносим судно из-под парализованной бабушки, принаряжаемся (и младшая сестра (Мария Голубкина) обязательно что-нибудь ухватит у старшей), машина под окном – и старшая сестра (Светлана Рябова) упархивает вместе с женатым шефом, чтобы потом он высадил её за квартал от работы – увидят ведь! – мама уходит в музей, где скучающим посетителям рассказывает скучающим голосом о создателях диорам, посвящённых революции, ну а младшая дочка, наконец, мчится в магазин, на практику, где и становится «и добытчицей, и волчицей».

Но что-то случается. Что-то случается в жизни каждой из них, что нарушает сей привычный обиход. А ведь он не может не быть нарушен, поскольку порочен изначально. Каждая в погоне за своим женским счастьем сталкивается с ворохом трудностей. Связь с женатым мужчиной не может быть долговечной. Познание сексуальной жизни оборачивается закономерными биологическими последствиями. А боль, обиды, тягость, сопровождающие уход за немощным человеком, который и в своей немоте остаётся властным и диктует климат в квартире, в конце концов выливаются в отчаяние, на пике которого Нина восклицает: «Господи, когда же это кончится!» (сильнейший монолог Чуриковой).

Жизнь меняет их, поэтому они вынуждены меняться сами. Через боль, через принятие, через смелость пойти навстречу новой судьбе. «Нельзя начинать новую жизнь, не подобрав пуповины от старой», – писал Валентин Распутин. И финал показывает, что женщинам предстоит ещё подобрать остатки прежнего бытия и принять серьезные решения. И жить по-новому.

«Ребро Адама» – это то, что, наверное, киноведы называют перестроечным кино. И хотя он и впрямь совершенно актуален и в 1990-е годы, но пуповина-то вся там, в доперестроечном времени, там, где посеяны ростки. Там, где бабушка, смеясь, читала письма мужа-моряка, обнимая любовника. Там, где мама разводилась с мужьями, которые её любили. Там, где, в конце концов, девочки жадно стали искать любви. И вся постановка, и работа актеров, и атмосфера – всё это из той ушедшей поры, по которой не скучаешь, но которую вспоминаешь с лёгкой грустинкой.

10 из 10

15 января 2023 | 17:41
  • тип рецензии:

Фильм наваливается всей тяжестью и не отпускает. Тем тяжелее, если смотреть его сейчас, а не в те времена, когда он вышел. Вся эта советская обыденность в каких-то фильмах вызывает ностальгическое умиление, но только не в 'Ребре Адама'. Снятый по повести Курчаткина 'Бабий дом', фильм напоминает не только квартиру, в которой сидит несколько поколений женщин, он еще и похож на страну, в которой мы живем и теперь.

Инна Чурикова, Светлана Рябова, Мирия Голубкина вместе с бабушкой в исполнении Елены Богдановой. У каждой куча проблем, которые женские, семейные, материальные и психологические. Вся эта тяжесть начала 90-х, виды из окон, потрескавшаяся действительность. Вся страна, как кажется, сейчас рухнет от изношенности. Помимо ужасающей атмосферы здесь и ужасающая повседневность. Телевизор, который поворачивают, чтобы было видно бабушке, олицетворяет добрую волю наших близких. Могут повернуть, а могут и не захотеть.

'Ребро Адама', как мне видится, это не просто женщина, а какая-то первооснова, в которой плещутся менталитетные образы страны. Так мы и движемся - хаотично, без особой логики, хватаемся за голову, если беременны, но пускаем все на самотек - как вывезет, так и будет. Ужасающий фильм.

10 из 10

17 марта 2019 | 22:39
  • тип рецензии:

Да, здесь речь о восьмидесятых, а всё же при чём тут восьмидесятые? Что важно - разве маленькие тогда зарплаты, тесные квартиры? Во всём мире у среднего и ниже класса они такие же тесные - были и, наверное, будут. Априори.

Не-а, здесь всё просто и сложно, такой вот оксюморон. Женщины. Для которых во всём мире такие квартиры - арена жизни и - их личный подиум. Подмостки, где можно порой сыграть, если не Жанну д'Арк, то 'ваши трусья в цветочек очень вам к лицу'. Отсилы это, хоть так, зато иронично, к закату, но - это на старости лет, а то, что раньше кипело в этом котле... это целая сумасшедшая, глупая, смелая, тоскливая жииизнь, которую всю не передать в данном формате, но... отчасти её символизируют бывшие мужья - отставные отцы, отчасти - безумный разговор-монолог с парализованной ба.

Но в большей мере - девочки, дочки.

Дурацкие любови - с кем их только не было, здесь - с начальниками; случайные юные беременности от идиотов... Приметы времени? Ха. Или, скажете - загнивающего социализма? Хе.

Это жизнь. Ни капли не тяжёлая, просто серая, с угрюмым бунтом юности и с миазмами старости рядом, рука об руку. Обычная женская юдоль. Как во всём мире. Порой на разрыв сердца, порой - на зарождение новой ляльки.

- Кто добытчица, кто волчица?
- Ты добыла, дааа.


Да, и она хочет девочку.

Но не мешало бы в их бабий монастырь родить мальчишку. Хотелось бы надеяться на мальчика. Мне. Вопреки задумке режиссёра - уж не знаю, кто его воспитывал, но без мужчин в семье перекос. Сложновато, скажем так, рёбрам без мяса. Героини справляются, тем не менее не перестают цеплять мужиков, даже на старости лет - и прально делают. Мужики в семье пригодятся.

И вставшая вдруг чуть не из гроба бабуля - просто о том, что и она - звено в этой цепи, в точности такое же голое ребро, только смятое и уже добитое временем, а когда-то бунтовавшее, рыдавшее, рожавшее, потом вредничавшее, и вот... Ну встала, ну, запела, но впереди же всё равно могила, и больше уже ничего. И родные уже только этого от неё ждут, чтобы дала место новой жизни - а чего от неё теперь ещё ждать? Чечётки?..

Вот здесь, в этой тесной комнате, собрались все представительницы рода: во внучке новое начало и вот он рядом - чуть взбодрившийся, но - конец. Круг замыкается. Красиво сделано.

И как на неё девчёнки смотрят... Как на загадочную чужую - существо уже из иного мира, непостижимым образом переплывшее обратно реку Стикс - с абсолютно непонятной и никому не нужной целью. Это высший балл.

01 июня 2018 | 14:15
  • тип рецензии:

Это - один из самых страшных советских фильмов, концентрат кромешного бытового ужаса, если рассматривать его изнутри интеллигентского понятийного круга, ледяное озеро Коцит, вмораживающее нежное, женское в безнадёгу безмужья и бесквартирья, стигийское болото, где гневающиеся дерутся в грязи и скверне, стоя на телах унывших. 'Ребро Адама' выпустили на экраны в девяностом, когда советское актерское, сценарное, операторское мастерство находилось на пике бодрой зрелости, но уже сняты были табу не только на физиологическую, но и - что менее очевидно - эмоциональную порнографию. А потому от него остаётся ощущение высокого искусства, в лёгком подпитии развалившегося на табуретке коммунальной кухни - ещё причёсанного, пиджачного, галстучного, ещё со шлейфом какого-нибудь 'Джил Сэндерса' из подмышки, но уже с прорехой в носке, с алкогольной припухлостью на физиономии, уже сроднившегося с примусами, кастрюлями на замках, очередями в санузел и беспокойной, бестолковой вознёй за гипсокартонными перегородками коммунальных пеналов. Упершегося в коммунальный тупик цепкого убожества коммунального уюта искусства, кипящего ненужной страстью, растерявшего иные смыслы. 'Объективности ради мы запишем в тетради: люди — гады, и смерть неизбежна, зря нас манит безбрежность, или девы промежность - безнадёжность вокруг, безнадежность.'

Собственно, девы ( и уже не девы) промежность играет в фабуле куда более существенную роль, чем пресловутое адамово ребро. В фильме завязаны в узел, спаяны промискуитетом малометражки все совершенно катастрофические сценарии женской физиологической судьбы периода развитого социализма - беременность дочки-малолетки от дебиловатого, невозможного в качестве зятя пэтэушника, прочное, но бесполезное влипание другой дочки, тихой красавицы на выданье, в роман с похотливым и безнадёжно для тихони женатым начальником, климакс, клинекс, дюрекс, люрекс, похороненные, но не разложившиеся до конца браки матери, лежачая, больная, но живая, всё ещё живая бабушка. Метражная скудость и женская телесная жизнь здесь - как Танатос и Эрос, теснота - буквально равна если не смерти, то стремлению к ней, превращая любое радостное, жизнеутверждающее событие - беременность, выздоровление парализованной - в докуку, в препятствие, в сужение и так недостаточного жизненного пространства, в духоту, в вонь, в кислородное и половое голодание. Это - страшно и невыносимо, до зубовного скрежета, неправильно.

Одна моя знакомая, говоря о своём детстве, вспоминала: 'Мы читали Гёте и Шекспира, а жили всемером на тридцати квадратных метрах. Мы любили с сестрой садиться в темноте на пол и упираться ногами в стены - надеялись так раздвинуть их подальше, чтобы места было побольше.' 'Ребро Адама' как будто заявляет нам: вся советская образовательная культура, все эти собрания сочинений, музыкальные школы, балетные студии и кружки фигурного катания - были всего лишь попыткой, наивной и детской, раздвинуть ногами намертво стоящие квартирные стены. Культура, тонкая, столичная, по-хорошему интеллигентская, уступает в фильме под натиском физиологической, мучительной жажды телесной жизни.

13 мая 2018 | 23:33
  • тип рецензии:

Знаете, чем меня этот фильм подкупил? Тем, что в нем все - ну, кроме кобелины-начальника и бабушки (мы про нее почти ничего не знаем, монолог Нины в ее адрес был все равно субъективным, а что там случилось на самом деле... хз, что там у нее в душе) - хорошие, добрые, умные, честные и сердечные люди.

Казалось бы, книга и сценарий 'о бабьем царстве' должны как-то подразумевать, что мужики козлы. Но нет. Козел только один, и даже юный недоумок Миша не такой уж негодяй - да, оступился, но искренне раскаивается, он именно что недоумок.

И кино о времени непосредственно перед развалом СССР, с такой вроде бы беспросветностью, - кино о таких прекрасных личностях. И бог с ним, что языков не достать. Главное, что в душе у главных героев и даже второстепенных - не чернуха, а любовь. И это прекрасное ощущение, и фильм оставляет абсолютно прекрасное послевкусие.

Чурикова снова показала, за что я ее невероятно люблю.

9 из 10

22 октября 2017 | 12:25
  • тип рецензии:

Фильм жизненный. Это не трагикомедия, и не депрессивно-чернушная драма. Это фильм о женщине. Причем собирательной образ о женщине: женщина юная, женщина молодая, женщина зрелая, и женщина старая. А главная роль здесь принадлежит последней в этом списке - бабушке в этом фильме досталась главная роль. Фильм начался с нее. И закончился тоже ею. Режиссер отчетливо дал понять: как это страшно... Быть старым, больным, мешающим окружающим. Весь фильм я думала о ней, и переживала только о ней. Что она думает, о чем ее мысли, и вообще, как быть обузой для этих женщин, которые хотят быть счастливыми. Очень интересно отношение к бабушке. В первую очередь, это касается дочери. Дочь, уставшая от вечных забот и нехватки средств, нисколько не теряет своей доброты и любви к матери. И сколько бы она не обвиняла мать в своих неудачах, ясно одно - мама, все таки, не виновата. Люди сами строят свою судьбу. Зато какие слова она говорит, когда приходит с работы: 'Что будет кушать моя мамочка, сейчас я за ней уберу, давай я тебя напою'. Она дает хороший пример своим дочерям, и наверно, не просто так (каждый из нас может оказаться на месте этой бабушки). Наверно, главная мысль режиссера этого фильма состоит в том, что жизнь женщины нелегка в любом возрасте.

08 июля 2016 | 20:41
  • тип рецензии:

«Ребро Адама» - советская трагикомедия 1990 года режиссера Вячеслава Криштофовича. В данной душевной истории все грустно, начиная от погоды и заканчивая жизнью и проблемами каждой героини. Этот фильм я люблю. Его история сильная и берет за душу. Все снято правдоподобно и так, как и бывает в жизни. Мы видим историю семейства, женского семейства. Бабушка больна и прикована к постели, она нуждается в постоянном внимании. Ее дочь крутится как может, даже успевая как-то налаживать личную жизнь. У нее тоже есть две абсолютно разные дочери, и у каждой свой грустная судьба и свои проблемы…

Этот фильм намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Он раскрывает тяжелую и беспросветную жизнь обычных женщин, которые пытаются строить свое счастье в беспросветное время. С актерским составом режиссер попал в точку, ведь все актрисы шикарно подошли на свои роли и создали в этом фильме нечто атмосферное, душевное и что-то родное. Инна Чурикова очень талантливая актриса. Ей прекрасно идут роли и драматические и комедийные, и она играет всегда с душой, всегда с небольшой иронией. Люблю эту актрису. Дочерей ее героини сыграли Светлана Рябова и Мария Голубкина. Они играли двух сестер от «очень разных мужей». Обеих было жаль, ведь судьба у каждой грустная. Хотя история у этого фильма вся пропитана человеческой драмой и все грустно, тяжело и беспросветно, что-то есть прекрасное в этой истории. Может быть та сила и живая атмосфера, которую составили героини, когда они вместе. Когда они вместе, то все проблемы эти хрупкие женщины смогут решить. У такого грустного, но ироничного фильма не могло не быть неожиданной концовки, и финал этой истории действительно удивил. Героинь очень жаль, но думаю, они справятся со всем, если будут вместе.

P.S. «Ну, ты что ручонками то закрываешься? Тебя хоть раз кто-нибудь когда-нибудь бил?»

9 из 10

18 декабря 2014 | 13:53
  • тип рецензии:

Есть у меня некая серия, подборка фильмов, именуемых (вместе и по отдельности) не иначе как «Кино в 21.00 на СТС». Был такой период в жизни – я неоднократно о нем уже упоминал в своих отзывах. Естественно, фильмы это преимущественно голливудские. Старые и не очень, но все до одного любимые. До сих пор, и вряд ли что-то уже изменится.

Но есть и другие «серии». Например, фильмы отечественные. Возможно, не самые известные или, как принято говорить, «раскрученные». Но чрезвычайно душевные, преисполненные глубокого смысла и заражающие зрителя самыми «правильными» эмоциями, какие только могут быть. Что их объединяет? В моем случае – другой телеканал – Культура.

В чем тут отличительная особенность, так это в эффекте неожиданности. Что уж греха таить, редко когда этот канал «по умолчанию» включен. Тем приятнее, однако, каждый раз удивляться и радоваться чему-то новому (де-факто, разумеется, – основательно забытому или вовсе доселе неизвестному старому). Один из таких фильмов, таких случаев – «Ребро Адама».

Вот так включил когда-то ТВ на вышеупомянутой «кнопке», а там такое кино показывают. И сидел, смотрел – оторваться не мог (рекламой, слава богу, не всё телевидение повязано тогда было – не знаю, как сейчас). Потому что хорошая картина – не то слово. Настолько реалистичная! И по содержанию, и по тому, как роли сыграны. Причем все без исключения, я подозреваю. В И. Чуриковой сомневаться вообще не принято, но С. Рябову-то, чего уж скрывать, я на тот момент разве что по «Ты у меня одна» только и знал. А какая шикарная роль оказалась? Сюрприз? Еще бы. Или Маша (тогда еще, согласно титрам) Голубкина со своим неповторимым «Малыш!»? Это же чистой воды «Браво!» и ничего другого. А в дуэте – так и вовсе «Бис!»

Впрочем, мужская половина тоже в грязь лицом не ударила. Как забудешь скромнейшего Евгения Анатольевича А. Толубеева, не пожалевшего суточных на букетик цветов? Или Александра Наумовича И. Кваши, у которого две дочери: «одна его, а другая – не его, но, в сущности, тоже его». Да тот же ломящийся в дверь Мишка А. Касьянова – уже находка! А эпизод какой получился! Да что перечислять, говорю же, все молодцы.

Сплошное удовольствие, а не кино. Избранное! Максимальная оценка.

10 из 10

10 июля 2014 | 13:22
  • тип рецензии:

Очень сильный фильм! Его выход пришелся как раз на эпоху великого разлома страны, настроение подчеркивает даже погода за окном - поздняя осень, сыро и пасмурно. Есть жанр 'комедия', правда, события, происходящие в фильме, веселыми не назовешь. Это настоящая трагикомедия, и в ней нет ощущения безнадеги. За это создателям фильма отдельное спасибо.

Люди меняются, а стили отношений - нет, все новые молодые будут страдать от тех же проблем, от тех же наездов и вмешательства в свою жизнь. Монолог Инны Чуриковой, обращенный к матери: 'Что тебе от меня было нужно??'- это удар по нервам! Смотрела уже не в первый раз, и опять мурашки по коже и слезы аж брызнули, такая сила отчаяния! До чего же это точно, ведь многие именно так и живут...

Показаны очень личные подробности жизни четырех женщин, у каждой из которых свои проблемы, но их объединяет тот факт, что они друг другу родные. Надо отметить, что сцены кормления лежачей больной не могут нравиться, но такова жизнь. Рука, требовательно тянущая за веревку - фон для жизни всей семьи.

Тут можно много написать, восхищаясь, пытаясь точнее подобрать слова для описания впечатлений, ощущений, переживаний, вызванных фильмом, но лучше просто сказать: посмотрите! Фильм женский, но настолько жизненный, настолько мудрый, что и мужчин не оставляет равнодушными.

Внешность у Инны Чуриковой своеобразная, актриса она харАктерная, но тут есть кадр, где она просто красавица! Даже те, кто не является поклонником ее творчества, этот фильм оценивают высоко. Тут все типажи узнаваемы и прописаны очень хорошо: мать, дочки, бабушка... Пожалуй, надо бы и книгу прочитать.

Советую всем, особенно женщинам - посмотрите обязательно! Я уже смотрела не раз, буду смотреть ещё. С таким же названием есть ещё фильм 1949 года, его тоже планирую посмотреть.

10 из 10

02 июня 2014 | 19:28
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: