Дебютная роль в полнометражном кино у актёра Дэвида Спэйда случилась в 1987-ом году с премьерой четвёртой части столь любимой у нас франшизы 'Полицейская академия', где Спэйд сыграл небольшую роль скэйтбордиста, который чем-то сильно мешал патрульным. Малоприметная роль, но всё же она стала импульсом к развитию дальнейшей карьеры Спэйда и как раз в этом период он начал постепенно подбираться к альянсу, созданного под эгидой комика Адама Сэндлера (после 'нулевых' Спэйд не раз снимется вместе с ним во вспомогательных ролях). И всё-таки Дэвиду очень хотелось показать себя во всей красе публике, а это можно было сделать единственным путём: сыграть заметную главную роль. Для этого Спэйд в содружестве с Фредом Волфом пишет сценарий под себя любимого для съёмок полупародийной комедии 'Приключения Джо Грязнули'. Она вышла в 2001-ом году и продюсировалась кинокомпаниями 'Columbia Pictures' вместе с 'Happy Madison Productions' (глава её как раз тот самый Адам Сэндлер), вложивших в производство 34 миллиона долларов.
Но предприимчивость 'Columbia...' и 'Happy Madison...' на этом и закончилась, потому что кассовые сборы с трудом добрались до отметки в 30 миллионов долларов в мировом прокате, что можно считать провалом. Претензий к комедии было немало. Во-первых, это был возрастной ценз на уровне '12+' ('разрешено зрителям, достигшим 12 лет'). И он возник не на пустом месте: 'Приключения Джо Грязнули' изобиловали шутками ниже пояса, откровенно 'сортирным' юмором, а центральный персонаж хоть и брал за живое своей добротой и искренностью, но вместе с тем был глуповатым, чудаковатым, да и недалёким его тоже вполне можно было назвать. Конечно, понятно, что сюжетная концепция строилась именно на таком персонаже, но порою было очевидно, что авторы картины явно перегибают палку, смешав естественное с фантастическим. И даже многочисленные отсылки к другим фильмам (например, в случае с появлением героя от Брайана Томпсона сразу же можно узреть пародийный оммаж 'Молчанию ягнят') и 'пасхальные яйца' должного и стоящего эффекта не произвели на публику.
Во-вторых, надо чуть более глубоко копнуть по поводу сцен, априори предлагаемые зрителю в качестве увеселительных и смешных, ведь это же комедии. Не спорю, что некоторые эпизоды действительно могли позабавить, а некоторых зрителей, не особо обращающих внимание на стилистику шуток и курьёзных моментов, вообще довести до спазмов от смеха. Но при более внимательном рассмотрении становится ясно, что картина сплошь напичкана низкосортным юмором, который особо-то и не вызывает смеха, да и какой-то уникальности в этом юморе нет - Спэйд и Волф очевидно пользовались шаблонами (правда, которые при правильном использовании могли бы сыграть на руку создателям, но в случае с 'Приключениями Джо Грязнули' этого не произошло). К тому же шутки, бывало, задевали тему экскрементов или чего-то близкого к ним. Честно говоря, не могу понять кого же такие шутки могут позабавить. И при всём этом единственным светлым пятном является сам Дэвид Спэйд, его способность не бояться быть осмеянным, лёгкость и непринуждённость повествования, да подбор нескольких весьма авторитетных и узнаваемых лиц (среди них можно отметить Кристофера Уокена, Фреда Уорда, Розанну Аркетт, Адама Бича, Джейми Прессли и даже Кида Рока).
Теперь стоит сказать и по поводу игры некоторых центральных персоналий 'Приключений Джо Грязнули'. И начать, естественно, надо с Дэвида Спэйда, сыгравшего, как это уже не раз говорилось, главную роль. Спэйд, на мой скромный взгляд, всё же справился с поставленной им самим задачей. Неплохой парень, пусть какой-то дремучий и странный, одинокий, но не унывающий и действительно заботливый и добрый. Он совершает множество глупейших ошибок, которые обычному человеку и в голову бы не пришли, но между тем всё равно добивается успеха (если учитывать его IQ, то это феноменальный результат). А, в общем-то, как же без глобального хэппи-энда, если уж это комедия? Злодеи получают по заслугам, а главные герои по всем канонам сказок будут жить долго и счастливо. И куда же без романтики, ведь такой персонаж как Джо должен получить объект любовного интереса. И играет её модель Бриттани Дэниел. Конечно, когда герои Спэйда и Дэниел рядом, то это совершенный контраст, но на этом тоже строилась комедийная подоплёка 'Приключений Джо Грязнули'.
Что же, несколько своеобразная комедия с Дэвидом Спэйдом в главной роли, не обошлась без целого вороха недочётов, чем и можно объяснить её прокатную неудачу. Но, если уж рассматривать 'Приключения Джо Грязнули' в сравнении с современными комедиями, то последние явно уступают сразу по нескольким параметрам, но выигрывают в другом: 'Приключения...' уже явно смотрятся устаревшими и неактуальными, это уже не более, чем ностальгическая комедия по сумасшедшим и свободным началам 'нулевых', где порой романтика кино уступала место коммерческим позывам выпускающих студий. Любителям 'Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале' или 'Мужчины по вызову' можно даже рекомендовать, хотя всё равно более чем на один просмотр 'Приключения Джо Грязнули' вряд ли претендуют.
6 из 10