Очень атмосферное кино, чтобы в большей степени представить ту жесткость времени, что характерна перестроечному периоду и тех самых 'девяностых'. Хотя, в то же время, фильм вышел в прокат в 90-м, а создавался значит в 89-м - это лишний раз говорит о том, что 'время перемен' настигло бывшие страны Союза не как раз после подписания Беловежского соглашения, а еще задолго до него. Но в данном фильме речь идет конкретно не о сильных мира сего, а именно о простых людях, в данном случае - жителях Красногорска...
...Кто-то живет и хочет жить просто и как все. Кто-то совсем не так. Посему и пытается установить свои правила в этом хаосе беззакония и уже относительной разрухи. Логично, возникает конфликт между преступным и народным миром, в лице Фомы (Сайфулин) и Ерохина (Ерёменко) соответственно. Извечный конфликт между добром и злом. Между тьмой и светом. Между справедливым и честным, но безоружным народом, и организованной, а также поддержанной со всевозможных сторон, преступностью. Народ - в лице бывшего офицера, офицера для которого честь и справедливость превыше всего, вступает в схватку с матерым преступником Фомой, на стороне которого в такое-то время и власть, и закон, и сила.
Разумеется, фильм не претендует на уникальность. Более того, в нем предостаточно клише подобных геройских фильмов, пускай здесь, масштаб конечно, и удручает. Да и в целом, по большому счету, это стандартный даже для советского кино полубоевик. Стандартный, ничем не изобретательный, но очень атмосферный фильм. Но лично я что-то вынес и для себя. В первую очередь проникся той жестокостью времени и действительно беззаконием, когда каждый сам за себя, когда каждый друг другу враг, когда с содроганием сердца идешь по вечерней улице города, когда выживает сильнейший... Я не жил в то время и даже не еще не родился. Но благодаря данному 'Я объявляю вам войну', я могу выстроить для себя хотя бы общий портрет того времени и, как доказывают иные фильмы того времени и просто фильмы о том времени, по большому счету все так и было. И этом действительно ужасно...
Супергеройские позывы от самого первого советского киногероя - Николая Ерёменко - видны почти что сразу. Как я и говорил, фильм стандартный и типичный, а значит сначала нас введут в курс дела кто есть герой, затем, зная, что мы знаем, что герой - герой, его помнут, ну а затем (кульминация) - он мстит и всё у всех складно. Как и в лучших традициях классического боевика, зарубежного или же нашего. Посему - оригинальности здесь не видно. Фильм берет уникальным поведением персонажа Ерёменко, довольно свойственного, предположу, и самому Николаю Николаевичу, а также духом той самой жесткости. Всё-таки сказкой и сказочной концовкой сейчас никого не удивить, зато интригующее кино про один из самых неоднозначных периодов нашей истории, на мой взгляд, заслуживает хотя бы однократного, но внимания.
«Я Фома – человек в городе известный, ты еще обо мне услышишь»
Это с одной стороны. С другой – 'Это наш город, мы тут родились, и мы не позволим каким-то ублюдкам устанавливать здесь свои ублюдочные законы'. Расклад, соответственно, один: 'Я вынужден тебя придушить. – Или я тебя. – Не исключаю такой вариант'.
Всё просто. Спустя 15 лет герой возвращается на свою малую Родину, неприятно удивляется, и... «Кто не спрятался – я не виноват!»
Давеча в очередной раз посмотрел один из своих любимых фильмов. Сказка? Согласен. Но почему нельзя иной раз позволить себе что-нибудь на тему торжествующей справедливости? Дабы совсем не разочароваться в жизни.
Слишком просто и наивно? Не спорю. Ограниченное количество бойцов, явно местечковый «предводитель», примитивный (хоть и самый что ни на есть действенный) способ борьбы – «физическое устранение конкурента» (не об убийстве речь – Вы не подумайте – просто человек «выходит из игры», оказываясь в местах, не столь отдаленных – этого вполне достаточно), отсутствие связей с «внешним миром» – много чего можно сказать, но дело ведь не в этом! На шедевр никто и не претендует. Фабула берется за доказанное, как говорили у нас на юрфаке, так что... В предложенных обстоятельствах герои вполне убедительны.
А каков главный герой! Вот что значит сыграть! Да одно только: 'Так, всё! А то я тебе сейчас такого наговорю!.. Ты мне нравишься. Я начну к тебе приставать, и ты подумаешь, что я чудовище. А я нормальный мужик!' – чего стоит! А то еще «Пишу заявление прокурору города» (простая фраза, но шикарный эпизод – какое самообладание!), «Я Петьке обещал руки переломать и сдержал слово, а тебя я пристрелю!» или «В барабане пять патронов – четверо из Вас останутся здесь навеки, а того, кто убежал, я еще успею пристрелить у телефонной будки». В лучших традициях Данилы Багрова. Больше того: все негодяи остались живы, а результат – тот же: наши победили. Впрочем, оно понятно: «лихие 90-е» еще только-только начинались.
Так или иначе, а замечательный был актер. Одна из лучших ролей – в одном ряду с «Пиратами ХХ века» и «В поисках капитана Гранта». Может быть, именно благодаря Н. Еременко, этот фильм на голову выше массы современных 'поделок' на похожую тему. Мелковаты нынче герои, видимо.
Один из последних 'приветов' уходившей эпохи - фильм 'Я объявляю вам войну'. До распада страны оставался еще год, все еще были 'товарищами', еще 'блюли' моральный облик... Наверно, тогда это смотрелось не так смешно (хотя смех это грустный), это было уже наскучившим советским штампом, но сейчас от просмотра становится слегка не по себе. С одной стороны, Союз вроде бы еще Советский, но с экрана уже прямо говорят о мафии, о том, что хочешь жить - умей вертеться, пусть государство нам не мешает, если помочь не может, и тому подобные вещи, за которые в 60е режиссера бы упекли в сумасшедший дом.
С другой стороны, этот излишний оптимизм на излете фильм не портит. Прекрасно играет Ерема своего Ероху, получился офицер не совсем советский, а скорее, царской армии. Серьезно, очень интеллигентный получился подполковник Ерохин. Не спецназовец, не 'ремба', не шварц, но крепкий профессионал, у которого 'в руках все работает', как говорится в фильме 'Покровские ворота'. Хотя для 'подпола' как-то он наивен уж больно, что ли. Верит в суд и справедливость, хотя фильм уже ТОГДА (!) справедливость судов и вообще эффективность правоохранительной системы ставит под сомнение (а кого этим удивишь сейчас?). Человек с идеалами, без особых внутренних противоречий. Герой, очевидно, положительный и все еще до мозга костей советский, но без советской лубочности.
В общем, на мой взгляд, фильм слегка опередил то время, когда он появился, и возможно, именно поэтому его до сих пор периодически крутят по ТВ. Смотреть рекомендую.
Этот фильм 90-го года, сегодняшнему избалованному зрителю может показаться устаревшим. Как визуально так и в плане сюжета. Но устаревшего в нем лишь, разве что, качество пленки. 90-ые прошли и все большему поколению сложнее понять то время. Но если посмотреть между строк, то фильм охватывает куда более широкие темы, нежели просто война с бандитами в начале 90-ых.
Это история о человеке с железными принципами. Он никогда не пойдет на компромисс. Для него кто попало не будет авторитетом, пока он его сам не зауважает. Т. е. главный герой, экс-военный, возвращается в родной город и видит просто рассадник зла. Эти края теперь уже не его дом. Время изменилось, а он нет. Ерохин не ломается под давлением местной шпаны и алчных людишек, и ставит себе задачу изменить время (!)
Так же кино повествует о дружбе, проверенной десятилетиями. О любви, неподвластной обстоятельствам времени (хотя этой теме отведено достаточно малая часть фильм, но от этого ему не хуже). Так же показана обреченная безвольность большинства людей перед глазами самоуверенных преступников. Но этой самоуверенности приходит конец, когда Ерохин объявляет им войну. Кстати шикарная фраза, после просмотра отмотал назад, и еще раз посмотрел этот момент. Вроде ничего примечательного в нем нет, но все равно смотрится солидно.
Про постановку особо говорить не буду. Ну тут все понятно. Что особого могли себе позволить кинематографисты в условиях начала 90-х? Пара взорванных машин и выстрел из пистолета. И то, как говорится хлеб. Несмотря на это, фильм смотрится довольно внушительно, и мой интерес не пропал ни на секунду во время просмотра. Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение. Хотя сверхгениальности там нет.
7 из 10
Криминальная история из 90-х, заслуживающая внимания по сей день.
События фильма происходят в 1988-1989 гг. в то время, когда большинство населения с тревогой наблюдали за происходящим в стране. Провальные эксперименты в социально-экономической сфере не могли нивелироваться либерализмом в культурно-просветительской: доступность для прочтения богатой сокровищницы русской и зарубежной литературы не могли отодвинуть на задний план очереди за основными товарами сектора легкой промышленности. Слабость власти улавливали чаще всего представители криминального мира. Для них это стало звездным часом: без особого пиетета крепкие молодые люди чаще всего имеющие прямое отношение к спорту начали заявлять о своих правах. И чем сильнее приближалась агония советской власти, тем все более поступательным становилось движение этих ребят вперед. Таким предстает город Красногорск, куда в означенный выше период времени приезжает после пятнадцатилетнего отсутствия офицер Ерохин. Быстро сообразив, что родной город буквально опутан мафиозными структурами, которые доблестная милиция хочет, да не может никак арестовать с поличным, смелый и волевой человек принимает решение бороться с преступниками…
Со времени культового советского фильма «Пираты XX века» Николай Еременко-мл сыграл во многих картинах, однако превзойти свою же роль в фильме, сделавшем его культовой фигурой среди советских подростков, убегавших из школы, чтобы успеть на ближайший показ в кинотеатре, так и не удалось. Здесь, он снова играет эдакого Героя - человека готового к решительным действиям, невзирая на возможные последствия. Но в рассказанную Ярполком Лапшиным историю верится с трудом. И дело, отнюдь, не сказочности или невероятной степени наивности представленного на экране. В очередной раз великолепная игра актерского состава чудовищным образом контрастирует со всем остальным: завязка, притянутая за уши; интрига, которая пропадает, едва зритель видит главного антагониста – абсолютно беспомощную фигуру, особенно на фоне уверенного в себе героя Еременко; медленное развитие сюжета, ну и наконец, главный бич отечественной продукции того периода: слабое техническое оснащение. Вполне возможно, что не будь у картины вышеупомянутых минусов, она могла бы стать классикой перестроечного кино наряду с «Фанатом», «Каталой», «Ворами в законе», «Криминальным квартетом» и др. А так на выходе получилась слабая попытка быть оригинальным и приблизить сюжет к отечественным реалиям. Попытка потерпела неудачу, но ознакомиться с картиной все же стоит, хотя бы из уважения к таланту и памяти Николая Еременко-мл и Ярполка Лапшина.
Где-то в начале 10-х я посмотрел советскую криминальную драму 1990-го года - 'Я объявляю вам войну'. Теперь, в 2017 году, я полагал, что, зайдя на страницу данного фильма, я увижу низкую оценку и одну-две негативные рецензии. Так вот, настолько разительно я давно не ошибался.
(На момент 13.06.2017) Оценка - 6,928. То есть среднестатистический зритель третирует данный фильм как 'едва ли средний, скорее хороший'. Рецензий семь, причём все - положительные. Это невероятно - честное слово, я удивлён. Впрочем, ладно, приступим к анализу.
Криминальная драма - жанр императивный (как и комедия, как и боевик). Касательно личностной драмы / социальной драмы / триллера / хоррора / фантастики можно выдать некоторые оправдательные фразы. 'Это кино не для всех', 'сюжет необычный', 'дружок, ты не уловил мэссэдж'. Криминальная же драма не может быть средней, криминальная драма либо хорошая, либо плохая - третьего не дано.
Фильм 'Я объявляю вам войну' скорее плох.
Проблема заключается в его излишней... реалистичности. За что мы любим, например, 'Криминальное чтиво', 'Брат', 'Карты-деньги-два-ствола', 'Жмурки' или 'Джек Ричер'? Причины могут быть разные, однако у перечисленных криминальных драм есть как минимум один общий признак - здоровый сюрреализм. Эти красочные ситуации, эти харизматичные/забавные персонажи, эти радикально прагматичные диалоги, эти оригинальные понты, этот лайтовый цинизм - вот, за что зритель любит данный жанр: за всё то острое, чего никогда (наверное) с ним не произойдёт.
'Я объявляю вам войну' же, напротив, представляет собой мечту закомплексованных зануд с дефектным восприятием искусства. Ибо фильм является слишком реалистичным. Слишком, слышите? При просмотре я верил происходящему на экране, да разве должно так быть, господа? Верим мы с вами продавцу воздушных шариков или виду из окна, а в кино мы погружаемся для того, чтобы, напротив, НЕ верить, а наслаждаться здоровым сюрреализмом. В этом смысл художественного кино - отвлечь от не слишком яркой реальности и погрузить в захватывающую виртуальность.
При просмотре создаётся впечатление, будто фильм основан на реальных событиях, а сценарист стремился к тому, чтобы детали не противоречили источнику. Вот, вернулся в родной городок мужик Ерохин - телом не Шварцнеггер, техникой не Брюс Ли, словом - обычный служивец ВС СССР. Как такому протагонисту сопереживать? Вот, городок вроде бы и не особливо от бандитов страдает - страдают одни лишь дельцы, ну как - страдают? - они уже и привыкли. Резиденты банды прохожих не избивают, женщин не насилуют, банки не грабят - как таких антагонистов ненавидеть? Вот, есть у банды главарь Фома, блеклый, как статист бодайбинского городского театра - как такого злодея бояться? Вот, есть у Ерохина друзья - не такие же вояки, не алкоголики, не резиденты банды Фомы (а почему бы и нет?), а обычные серые работяги, ещё более серые, чем городок, в котором они живут - как таких пособников главного персонажа уважать? Вот, есть путана-провокатор, которой нужно было соблазнить Ерохина и упечь его за решётку - не пышногрудая красотка, не хитрая краля, не байроническая одиночка, а обычная шалава, каких от Пиренеев до Камчатки не пересчитаешь. Вот как?.. И подобных вопросов можно задавать очень и очень долго.
Даже деяния Ерохина за километр отдают запахом повседневности. Он реалистично стреляет, реалистично бегает, реалистично бьёт... Сдержать слово Ерохин не в состоянии: обещал он Никите руки сломать - в итоге просто болезненно ударил стальным прутом. Я уже молчу о его репризах - они эпичны, как драка физрука с трудовиком. И вот это - главный персонаж криминальной драмы? Мда-мда-мда...
Рекомендую тебе, читатель, этот фильм не смотреть. Глянь лучше те фильмы, которые я кинул в раздел 'Не пропустите' - 'Город ангела', 'Человек в зелёном кимоно', 'Некуда бежать', 'Гринго' - там та же самая канва, но реализация на принципиально другом уровне. Особливо обрати внимание на фильм 'Америкэн бой' - снят приблизительно в ту же эпоху, но, в отличие от 'Я объявляю', добротно и даже немного легендарно. Кстати, очень странно, что у перечисленных фильмов оценки ниже, чем у 'Я объявляю'. Очень, очень странно.
Женщины симпатичные и... женственные, не в пример загламуренной современности... В глазах - эмоции, чувства, выражение...
Просто хорошие виды природы...
Помимо динамики и напряжения присутствует некая эстетика...
Да, после теперешних 'боевиков', он может показаться детским фильмом... Но для зрителя куда полезнее хороший детский фильм, чем убивающее психику современное псевдо-кино, где на первом месте - сцены насилия, потом может быть хоть какой-то сценарий, и лишь где-то сбоку слабый намек на актерскую игру.
Слава Богу, в этом фильме все с точностью до наоборот: на первом месте сценарий и превосходная актерская игра, и только потом уже все остальное.
Спасибо всем, кто работал над этим фильмом. За положительных героев и достойных людей, за веру в добро и уважение к зрителю!
Не припомню я ещё ни одно не то, чтобы плохого, а средненького фильма от маэстро Ярополка Лапшина. Какой ни возьми, практически шедевр. Разве плох фильм 'Угрюм-река' ? Или те же 'Демидовы. Про 'Продлись, продлись, очарованье', вообще молчу. Одна из любимых картин. Через пять лет после выхода в свет картины 'Я объявляю вам войну', Евгений Матвеев, снимет нечто подобное 'Любить по русски', но кино Ярополка Лапшина мне понравилось больше. Ничего не поделаешь: от харизмы и брутальности Николая Ерёменко младшего не денешься. Да и играет он просто здорово.
О чём это кино ? О том, что каждый мужчина воин, защитник своей малой Родины, отчего края и дома. О том, что не след пасовать перед трудностями и препятствиями, кажущимися на первый взгляд непреодолимыми. О характере человека, о его тяге и любви к жизни. О правильном воспитании и заложении родителями нужного фундамента, коим предстал герой Николая Ерёменко. И всё вышеозначенное выглядит не просто убедительным, но и классно сделанным, как будто художник великий нарисовал.
Возвращается Владимир Ерохин в родной город из нелёгкой солдатской службы. Потрепала его жизнь. Закалила. Сделала настоящим мужчиной. Солдатская ноша тяжела, но она не выбила из под ног почву у героя Ерёменко, не озлобила его на весь белый свет. Просто сделала его чуть жестким, чуть резким и угрюмым. Так вот. Возвратился Владимир Ерохин домой и что он видит ? Его город, как будто подменили: уходил служить в армию, был один город, а сейчас его просто не узнать. И эти перемены не в лучшую сторону. Люди напуганы бесчинством местной мафии, во главе с Фомой (Геннадий Сайфулин). Процветает коррупция и беспредел. Естественно, что всё это дюже не по душе Владимиру Ерохину, военному прошедшему и Крым и Рим. Когда он узнает, кто здесь всем заправляет, а он это узнает и состоится его встреча с Фомой, то будет совсем не детское противостояние. Это борьба сил зла и праведных сил. Кто же в ней победит, как вы думаете ? Суперская игра Ерёменко. Вообще все персонажи классно прописаны. Фильм актуальный и по сию пору. Высший балл.
Ценность фильма, на мой взгляд, в дате его производства — последний год перед гибелью СССР, ну и, наверное, стоит посмотреть ради Николая Ерёменко, он здесь хорош. Выглядит фильм реалистично. В плане отражения реалий своего времени, пожалуй, не врёт. В 1990-м году, когда СССР был жив, боевик вполне можно было построить на интриге с одним-единственным револьвером. Ещё есть страна, есть охраняющая правопорядок милиция, есть проблема дефицита и делающие на ней деньги кооператоры. Кооперативы — не просто новое для СССР явление, оно противоречит сути социалистической системы собственности. «Перестраивающаяся» система ещё не знает, что с ними делать. И пустую нишу властного пригляда тут же занимают бандиты-вымогатели. Вообще бандитские разборки 90-х на мой взгляд — это всего лишь реакция на властное бездействие, последовавшее за уничтожением государства.
Бандиты в фильме — это не отморозки времён разрушенной страны. Государство ещё на месте, ребята как могут замещают его там, где оно самоустранилось — в вопросе с кооператорами. И вот появляется харизматичный и честный герой Ерёменко. Подполковник, 25 лет в горячих точках, советский спецназовец: Афганистан, Куба, Африка. Теперь вернулся на родину. Это логично, что главный герой справится со шпаной. Логична и практичная награда герою — руководящее место. Другое дело, что это ничего не изменит.
Это место уже не может быть пустым, место побеждённых займут победители. Теперь крышевать кооператоров должен будет симпатичный спецназовец, если не дурак. А он не дурак, и связи у него хорошие. Ради благоденствия кооператоров через год государство будет уничтожено А новым зрителям вся эта благородная история покажется наивной глупостью. Потому что появился тот самый регулятор, который отсутствовал в СССР, но теперь будет разруливать все спорные вопросы — деньги. Мы это знаем задним числом. Режиссёр ещё как будто не знает, что и создаёт впечатление наивности и сказочности фильма сегодня. А он не сказочный, он просто ещё советский, или ещё на это надеется.
'Ворошиловский стрелок' впереди, а пока шпалер, пара сожженных машин, и синяки. Потом будут массовые заказные, и ОПГ. А пока герой просто хочет жить и любить. Роль сыграна так, как будто Ерёменко написал сценарий, срежиссировал и исполнил. И главное: это время первых кооперативов, и последних надежд, что не случиться дальше большой беды, и эти молодые ребята в 'варёнках', не устроят настоящие криминальные войны.
Фильмом действительно наслаждаешься, а как иначе - ведь не только справедливость восторжествовала в маленьком городке, но и любовь! И все это без дорогих иномарок, ковбойских перестрелок, бешеных денег, и красивой 'заграницы', и бриллианты еще не лучшие друзья девушек.
Этот фильм органическое звено в развитие страны, до пьяненького дирежера немецким оркестром.