К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

События фильма происходят в 1988-1989 гг. в то время, когда большинство населения с тревогой наблюдали за происходящим в стране. Провальные эксперименты в социально-экономической сфере не могли нивелироваться либерализмом в культурно-просветительской: доступность для прочтения богатой сокровищницы русской и зарубежной литературы не могли отодвинуть на задний план очереди за основными товарами сектора легкой промышленности. Слабость власти улавливали чаще всего представители криминального мира. Для них это стало звездным часом: без особого пиетета крепкие молодые люди чаще всего имеющие прямое отношение к спорту начали заявлять о своих правах. И чем сильнее приближалась агония советской власти, тем все более поступательным становилось движение этих ребят вперед. Таким предстает город Красногорск, куда в означенный выше период времени приезжает после пятнадцатилетнего отсутствия офицер Ерохин. Быстро сообразив, что родной город буквально опутан мафиозными структурами, которые доблестная милиция хочет, да не может никак арестовать с поличным, смелый и волевой человек принимает решение бороться с преступниками…

Со времени культового советского фильма «Пираты XX века» Николай Еременко-мл сыграл во многих картинах, однако превзойти свою же роль в фильме, сделавшем его культовой фигурой среди советских подростков, убегавших из школы, чтобы успеть на ближайший показ в кинотеатре, так и не удалось. Здесь, он снова играет эдакого Героя - человека готового к решительным действиям, невзирая на возможные последствия. Но в рассказанную Ярполком Лапшиным историю верится с трудом. И дело, отнюдь, не сказочности или невероятной степени наивности представленного на экране. В очередной раз великолепная игра актерского состава чудовищным образом контрастирует со всем остальным: завязка, притянутая за уши; интрига, которая пропадает, едва зритель видит главного антагониста – абсолютно беспомощную фигуру, особенно на фоне уверенного в себе героя Еременко; медленное развитие сюжета, ну и наконец, главный бич отечественной продукции того периода: слабое техническое оснащение. Вполне возможно, что не будь у картины вышеупомянутых минусов, она могла бы стать классикой перестроечного кино наряду с «Фанатом», «Каталой», «Ворами в законе», «Криминальным квартетом» и др. А так на выходе получилась слабая попытка быть оригинальным и приблизить сюжет к отечественным реалиям. Попытка потерпела неудачу, но ознакомиться с картиной все же стоит, хотя бы из уважения к таланту и памяти Николая Еременко-мл и Ярполка Лапшина.

24 декабря 2020 | 21:36
  • тип рецензии:

Где-то в начале 10-х я посмотрел советскую криминальную драму 1990-го года - 'Я объявляю вам войну'. Теперь, в 2017 году, я полагал, что, зайдя на страницу данного фильма, я увижу низкую оценку и одну-две негативные рецензии. Так вот, настолько разительно я давно не ошибался.

(На момент 13.06.2017) Оценка - 6,928. То есть среднестатистический зритель третирует данный фильм как 'едва ли средний, скорее хороший'. Рецензий семь, причём все - положительные. Это невероятно - честное слово, я удивлён. Впрочем, ладно, приступим к анализу.

Криминальная драма - жанр императивный (как и комедия, как и боевик). Касательно личностной драмы / социальной драмы / триллера / хоррора / фантастики можно выдать некоторые оправдательные фразы. 'Это кино не для всех', 'сюжет необычный', 'дружок, ты не уловил мэссэдж'. Криминальная же драма не может быть средней, криминальная драма либо хорошая, либо плохая - третьего не дано.

Фильм 'Я объявляю вам войну' скорее плох.

Проблема заключается в его излишней... реалистичности. За что мы любим, например, 'Криминальное чтиво', 'Брат', 'Карты-деньги-два-ствола', 'Жмурки' или 'Джек Ричер'? Причины могут быть разные, однако у перечисленных криминальных драм есть как минимум один общий признак - здоровый сюрреализм. Эти красочные ситуации, эти харизматичные/забавные персонажи, эти радикально прагматичные диалоги, эти оригинальные понты, этот лайтовый цинизм - вот, за что зритель любит данный жанр: за всё то острое, чего никогда (наверное) с ним не произойдёт.

'Я объявляю вам войну' же, напротив, представляет собой мечту закомплексованных зануд с дефектным восприятием искусства. Ибо фильм является слишком реалистичным. Слишком, слышите? При просмотре я верил происходящему на экране, да разве должно так быть, господа? Верим мы с вами продавцу воздушных шариков или виду из окна, а в кино мы погружаемся для того, чтобы, напротив, НЕ верить, а наслаждаться здоровым сюрреализмом. В этом смысл художественного кино - отвлечь от не слишком яркой реальности и погрузить в захватывающую виртуальность.

При просмотре создаётся впечатление, будто фильм основан на реальных событиях, а сценарист стремился к тому, чтобы детали не противоречили источнику. Вот, вернулся в родной городок мужик Ерохин - телом не Шварцнеггер, техникой не Брюс Ли, словом - обычный служивец ВС СССР. Как такому протагонисту сопереживать? Вот, городок вроде бы и не особливо от бандитов страдает - страдают одни лишь дельцы, ну как - страдают? - они уже и привыкли. Резиденты банды прохожих не избивают, женщин не насилуют, банки не грабят - как таких антагонистов ненавидеть? Вот, есть у банды главарь Фома, блеклый, как статист бодайбинского городского театра - как такого злодея бояться? Вот, есть у Ерохина друзья - не такие же вояки, не алкоголики, не резиденты банды Фомы (а почему бы и нет?), а обычные серые работяги, ещё более серые, чем городок, в котором они живут - как таких пособников главного персонажа уважать? Вот, есть путана-провокатор, которой нужно было соблазнить Ерохина и упечь его за решётку - не пышногрудая красотка, не хитрая краля, не байроническая одиночка, а обычная шалава, каких от Пиренеев до Камчатки не пересчитаешь. Вот как?.. И подобных вопросов можно задавать очень и очень долго.

Даже деяния Ерохина за километр отдают запахом повседневности. Он реалистично стреляет, реалистично бегает, реалистично бьёт... Сдержать слово Ерохин не в состоянии: обещал он Никите руки сломать - в итоге просто болезненно ударил стальным прутом. Я уже молчу о его репризах - они эпичны, как драка физрука с трудовиком. И вот это - главный персонаж криминальной драмы? Мда-мда-мда...

Рекомендую тебе, читатель, этот фильм не смотреть. Глянь лучше те фильмы, которые я кинул в раздел 'Не пропустите' - 'Город ангела', 'Человек в зелёном кимоно', 'Некуда бежать', 'Гринго' - там та же самая канва, но реализация на принципиально другом уровне. Особливо обрати внимание на фильм 'Америкэн бой' - снят приблизительно в ту же эпоху, но, в отличие от 'Я объявляю', добротно и даже немного легендарно. Кстати, очень странно, что у перечисленных фильмов оценки ниже, чем у 'Я объявляю'. Очень, очень странно.

5 из 10

13 июня 2017 | 13:16
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: