Попытки говорить о духовном в современном кино, как правило, вязнут в фанатизме, социально-этнических битвах, пропаганде или морализаторстве. Сохранить баланс между личными духовными переживаниями и универсальными религиозными кодами удается единицам. Брюно Дюмон один из таких режиссеров, который даже поместив своих героев в жесткие рамки определенной конфессии, способен говорить о внутреннем и тонком.
Героиня “Хадевейх” - Селин фанатичная христианка глазами мирянина, однако для церковного мира ее форма преданности слишком радикальна. И в самом деле, самоистязание даже во имя Бога конфронтирует с христианским понятием смирения. Эта форма проявления веры типична другим религиям, по-этому неожиданное появления в жизни Селин духовного брата - ортодоксального мусульманина Нассира не удивляет ни саму Селин ни зрителя. В этом фильме Брюно Дюмон в удивительно сжатой форме показывает разницу подхода Христианства и Ислама к самой форме вероисповедания и, в то же самое время, единство Всевышнего для всех верующих. Так, в коротком диалоге между Селин и Нассиром в лесу по дороге в монастырь раскрывается суть вероисповеданий в трех ключевых словах «насилие», «невинность» и «любовь». А в общей молитве христианки Селин и двух мусульман Нассира и Ясина ярко показана вера, как единая субстанция, соединяющая душу с Всевышним. Вообще тема противоборства религий не является идей фильма. И все же, невозможно не отметить как точно режиссеру удалось показать, как процесс духовного самовыражения иногда отделяет нас от самого Духа.
Селин же в фильме стремиться не только к духу, но и к плоти Его. Это и есть второй конфликт фильма, который как раз и является, на мой взгляд, основным. Это конфликт души и разума. Уму непостижимы желания Селин, более того, желания эти идут против устоев ею же выбранной религии. Где есть страсть, смирение невозможно. Тем не менее, слова о своей любви к Христу из ее уст звучат хоть и эмоционально, но так крепко и непоколебимо, что пропадает какое либо сомнение. Твердо и осмысленно она решается на логический, с точки зрения ее духовного брата, шаг. Принести себя в жертву Христу, в доказательство своей любви и преданности и, как вознаграждение, получить милость быть с Ним. Этого хочет ее душа, а ум помалкивает, не упоминая об ответственности за самоубийство. Сама цель поступка должна снять с нее эту ответственность, он (поступок) ведь во благо, правда не понятно во благо ли человечества. Но это и не важно, она выбирает более короткий путь к любви Иисуса, путь, который заканчивается взрывом в метро.
За ним следует самая сбивающая зрителя сцена фильма. В третий раз мы видим с того же ракурса снятую панораму монастыря, с проясняющимся небом над ним. Впервые за весь фильм мы слышим музыку не как сюжетную составляющую. И первая мысль, одолевающая искушенного зрителя, что это flash back. Но не в стиле Брюно Дюмона развлекать зрителя такого рода приемами. Зритель его не интересует, а интересует Селин – Хадевейх со своей визионерской душой. Чтобы говорить о духовном причинно-следственные связи не уместны, так же, как не уместен и широкоэкранный формат и стерео звук, от которых автор отказался сознательно. Он говорит о сокровенном посредством линейного повествования, простоты изображения и строгости построения пространства в кадре. Чтоб ничего не отвлекало от сути.
Тем не менее, режиссер проявляет таки минимальную заботу о зрителе, вводя в сюжет полицейских, пришедших опросить Селин, и тем самым, возвращая нас в реальность. Жизнь героини продолжается на экране для зрителя, но не для самой Селин. Совершив поступок ради Христа, она не получила ожидаемого результата. Хороший урок земной логике! Внешне кажется, что и вера ее колеблется, придя в третий раз к статуе Иисуса, она рыдает о том что Он покинул ее и о невозможности за Ним угнаться. В отчаянии она решается на еще один радикальный шаг, который, в соответствии с христианской логикой, не должен ее привести к Иисусу. И тогда Иисус сам приходит к ней.
Здесь хотелось бы остановиться на персонаже, присутствие которого на экране оправданно только финальной сценой. Это тюремный рабочий, который и является, на мой взгляд, земным воплощением любимого Селин. Слишком много деталей указывают на его функцию, как то: им удерживаемый груз (как символ присутствия) на уровне окна кельи Селин, пока она не закончит молится; его заключение в тюрьму в день, когда Селин выгоняют из монастыря; его отсутствие все то время, пока Селин мечется в поисках Его. Каждое дальнейшее его появление в фильме легко интерпретируется с этой позиции. И вопрос матери: «Ты ведь никого не убил?». И его отрицательный ответ, за которым следует сцена планирования взрыва, сам взрыв и живая Селин во дворе монастыря. Финальная сцена фильма, с этой точки зрения, видится мне как вознаграждение в виде божественной благодати. Вознаграждение, потому что все поступки Селин были сделаны из духовных, а не умственных побуждений.
Брюно Дюмон строит такое взаимодействие пластических образов со смыслами, прочтение которого возможно только посредством чувств и сердца. По-этому объяснение кино образов и символов с начала фильма, как правило, убивают то чувственно-духовное восприятие происходящего на экране. Тем не менее, не лишает наслаждения, как ребус разгадывать значение этих образов и символов при последующих просмотрах. Для развлечения ума, который, к слову, может быть хорошей парой душе, но чаще становится соперником.
Мастерство передачи экзистенциальных состояний и духовных превращений Брюно Дюмон отточил до идеальной остроты скальпеля, которым он сделает тончайшую операцию души в своем следующем фильме. Уже сделал!
'Хадевейх' - один из последних фильмов Бруно Дюмона, который, кстати, пребывая в превычной для данного режиссёра, энергетике, оказывается совершенно отличным от остальных его фильмов. И главное отличие здесь состоит в том, что впервые Дюмон начинает вербально общаться со зрителем. Да, он опять применяет технику гиперреализма, уделяет большое внимание незначительным деталям, пускает в ход метафоры и аллегории, но в отличие от предыдущих его фильмов, здесь главный герой напрямую говорит, что у него за проблема, примерно описывает происходящее в своей голове и, в конце концов(!), бытовых разговоров, на этот раз, практически нет - всё по делу.
В фильме рассказывается о девушке по имени Селин (Джюли Соколовски), она изучает теологию и служит в монастыре. Её вера в Бога имеет патологию и это, навряд ли, можно назвать фанатичностью, т. к. Селин ни столько помешана на самой религии, сколько на самом Христе, она любит его никак спасителя, она любит его как мужчину. И если он и может являться для неё мессией, то только в том случае, если он спустится на землю и уталит её жажду.
Селин отчисляют из монастыря за несоблюдения свода правил и религиозных устоев: она не носила монашеских платьев, крест всегда держала в руке, изводила себя диетами и т.д. Селин отправляется домой, в Париж, в дом своих богатых родителей, которые не знают что происходит с их дочерью и интересуются лишь её внешней жизнью. Сама Селин довльно открыта для общения, общества не избегает и довольно легко идёт на контакты. И в одном из кафе она знакомится с Яссином, который придерживается Ислама, но в целом равнодушен к религии. В последствии, Яссин и Селин оказались на концерте, где он попытался пристать к ней, но она его отвергла. Встретившись снова, через какое-то время, Селин объясняет Яссину, что он ей нравится, но она не хочет быть с земными людьми, она хочет быть с Богом. И, что она хранит свою невинность для Него. В скором времени, Яссин знакомит Селин со своим братом Нассиром - ортодоксальным мусульманином, который понимает её.
'... тело моё жжёт', - Селин рассказывает Нассиру о своей боли и он вселяет в неё надежду того, что она ещё сможет стать счастливой. Нассир говорит ей о том, что Бог уже здесь, что Бог в каждом из нас и что бы вызволить его из заточенья наших тел нужно совершить поступок, на который Он и откликнется. Такой совет очень сильно заинтересовывает Селин и она продолжает видеться с Нассиром в надежде, что он поможет ей излечиться от этой жуткой боли. Но что это за поступок, что позволит обратить Христа на неё своё внимание?
Не смотря на то, что это единственный фильм Дюмона, где идёт прямой (типичный для кино) контакт со зрителем, здесь всё равно очень много тонких вещей, которые с первого просмотра очень сложно уловить. В этом фильме Дюмон показывает до чего доводит слепая вера, расскрывает и суть маджахедских тираний, которые действительно имеют какой-то святой оттенок.
Помимо всего описанного, интересно, что в фильме переодически показывают один персонаж, который с главными героями никак не контактирует. Это тюремный рабочий (Давид Девале), который занимается строительствои здания, располагавшегося рядом с монастырём Селин. И этот рабочий, в каком-то смыле и исполняет главную роль, роль того кого не видно, кого не слышно, но все о нём знают.
Хадевейх - это религиозное имя Селин, так её зовут в монастыре. Интересно, что фильм называется именно её монастырским именем, а не настоящим. Здесь идёт, своего, рода раздвоение личности: есть Хадевейх - одержимая Богом, держащая во власти своего желания эту бедную девочку, и есть - Селин, обыкновенная французская студентка, которой никак не удаётся просочиться в своё же сознание и овладеть собой. И по сути, сразу же становится понятным, что когда идёт речь о раздвоении личности, то кто-то из этих двух должен умереть.
Безумно интересный и сложный фильм. Это действительно лучшее творение Бруно Дюмона, теперь-то он доказал, что способен на многое. Предыдущие его фильмы были весьма не многословны и примерно все они на одном уровне. Если подбирать по схожести тематик, то пожалуй 'Хадевейх', можно сравнить только с первым фильмом режиссёра - 'Жизнь Иисуса'. Но там, рассказывается про людей, которые не верили в Иисуса, и не любили Его, а здесь наоборот: слепая вера во всевышнего, которая уносит людей в дремучий лес своих вымышленных верований. Наверное, Дюмон пытается сказать, что всё должно быть в меру, что Бог реален настолько, насколько это возможно в разумных рамках, но и пренебрегать его любовью тоже нельзя.
Постановка, операторская работа, картинка - великолепны. Идея, тоже очень хорошая, но тут стоит оценить её по особенному, потому что в случае с Бруно Дюмоном, готовый сценарий от чернового варианта отличается тем, что он мастесрки замаскирован, подобно сканворду, где есть лишь некоторые слова, а ты должен разгадать все остальные. На этот раз, Дюмон открыл нам максимальное количество ключевых слов. Стоит отметить ещё и то, что концовка так же максимально завершена: как и всегда жизнь героев не заканчивается на данной истории, но в то же время понятно, что же с ними в итоге произошло, что будет в ближайшем их будущем.
Хочется отдельно отметить Джюли Соколовски, сыгравшую Селин. Человек который не является актёром, настолько изумительно исполнил свою роль, что просто сложно подобрать слова. Все справились хорошо со своими героями, ну подбор актёров - это одно из лучших качеств Дюмона.
На мой взгляд один из самых неординарных фильмов про религию, который поднимает любовь к Богу на какой-то иной уровень. Ко всему прочему - идеальная подача материала: фильм фантастически красив.
Фильм особо не имеет впечатляющих сторон, за которые можно было бы его полюбить до безумия. В нем присутствуют и красота, с которой изображается французская простая реальность, и глубокая мысль, над которой можно думать до бесконечности и которая может перевернуть у человека все внутри. Но излишняя растянутость фильма в тех моментах, где ее можно было бы и исключить, вызывает некоторые неясности. Актерская игра также местами подводит.
К концу фильма остается несколько вопросов, которые не были достаточно хорошо раскрыты в картине. К тому же, на протяжении всех полутора часов, возникает предчувствие, будто в следующий миг произойдет что-то, чего ты больше всего ожидаешь, но сюжетная линия вдруг уходит в другую сторону и заставляет тебя остаться ни с чем.
Тем не менее, сколько бы промахов не было допущено в 'Hadewijch', вернувшись домой спустя несколько часов я вдруг осознал, что непонятная, привлекательная, в какой-то манере нежная атмосфера фильма затянула меня, заставила его полюбить и я хочу посмотреть его еще.
P.S. Возможно люди действительно так сильно интересуются отношениями невинной, до глубины души верующей девушки с Богом, либо так на них действует постер фильма с лицом главной героини и ее слезящимися глазами, но на фестивальный показ пришло достаточно много зрителей, при то что в конце у всех и у каждого было одинаковое ощущение неясности.