«Во власти тигра» я сел смотреть с определенным предвкушением – читал несколько положительных отзывов о нем. Однако в данном случае, на мой взгляд, фильм оказался перехвален.
Вкратце напомню сюжет: злобный отчим задумал свести со свету надоедливых детишек (падчерицу-студентку и пасынка-аутиста). Для этого он подгадал, когда начнется страшный ураган, заколотил в доме двери и окна и запустил в дом бенгальского тигра. Па-бам!
Всё положительное, что пишут о фильме, правда. Тигр хорош и злобен, девушка не просто «кричащая жертва», но вполне себе логичная и здравомыслящая особа, мальчик-аутист добавляет безумия в этот и без того сюрреалистический сюжет (13-летний актер Чарли Тахэн заслуженно успел засветиться в таких известных постановках, как «Ночи в Роданте», «Я – легенда» и «Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда»). Вот только все эти «вкусности» в фильме существуют сами по себе, практически не пересекаясь, как почти весь фильм не встречаются в одном кадре (за вычетом пары комбинированных кадров) девушка и тигр. Большую часть времени в кадре бегает героиня, одетая в коротенькие трусики и мокрую футболку – это явно не вносит вклад в заявленную тему «интеллектуальной героини». Сюжетная линия мальчика-аутиста практически не влияет на историю (по логике, он должен был бы тигру чуть ли не голову в рот совать, ан нет), и даже интересная особенность героя – боязнь красного цвета – вообще в фильме никак не используется. Первые причудливые кадры фильма с воронкой циклона намекали на живописные сцены с ураганом, но бушевание стихии изображала, очевидно, пара брандспойтов с водой. Пролог с цирковым фургоном и инфернальным продавцом никак не привязан к основному действию, а загадочная фраза о тигре, что охотился «на самую красивую лошадь», как и многие другие завязки в фильме, никак не реализована.
Самым «живым» и интригующим моментом фильма для меня стал фрагмент, который с тигром-то вовсе не связан. Девушка и мальчик заперты в очередной комнатке с шаткой дверью, девушку колотит от адреналина, мальчик сидит и расслабленно глазеет на вентилятор. И тут он поворачивает голову к девушке и внезапно произносит какую-то жуткую, но вполне осмысленную фразу, типа: «Не бойся, когда тигр начнет меня есть, я ничего не почувствую от шока». При этом я так и не понял, то ли мальчик и вправду выдал такую тираду, то ли это у девушки глюки были. На этом «переключении» мальчика в «нормальный режим» можно было бы здорово сыграть, но, увы, как и многие находки, этот кадр остался единственным, подвешенным в общем сюжетном пространстве.
Местами фильм вызывал у меня прямые параллели со знаменитым «Полосатым рейсом» (который авторы фильма вряд ли смотрели), что, разумеется, немало снижало градус напряжения при просмотре. Тигр стоит на газовой плите, девушка нажимает кнопочку, тигр обиженно дергает ножкой. Ха-ха, укротителя просим выйти на палубу! :-)
И, наконец, финал. Бывают финалы предсказуемые. Бывают банальные. Бывают очевидные. Этот – всё сразу. Словно сценаристы нарочно ставили перед собой задачу придумать самый-пресамый ожидаемый финал. Ну зачем же так со зрителями?
P.S. Тем, кто недоумевает, при чем тут оригинальное название фильма: «Burning bright» («обжигающе-яркий»), приведу цитату из стихотворения Уильяма Блейка «Тигр» (1794-й год, между прочим!)
Tyger! Tyger! burning bright
In the forests of the night,
What immortal hand or eye
Could frame thy fearful symmetry?
Тигр! Тигр! Яркий блеск
Всколыхнул полночный лес.
Смертным не под силу та
Линий страшных красота.
В истории энимал-хорроров было показано достаточно большое количество вариаций на тему животных-людоедов от рептилий, терроризирующих деревни и города, до самых различных зверей, с удовольствием лакомившихся человеческой плотью. Лично тигров в качестве главной действующей силы, наводящей ужас и страх в кадре, можно пересчитать по пальцам одной руки. Вспоминается разве что посредственный фильм “Одной крови” с Гэри Бьюзи, да и тот не блистал хотя бы мало-мальски внятным сюжетом и тем более действом.
Поэтому сама идея фильма с точки зрения хищника и места происходящих событий сразу бросается в глаза и кажется чем-то свежим и невиданным ранее событием. Так оно и получается, потому что кино, в котором жертва спасается в замкнутом пространстве от маньяка, уже не ново. Однако заменить психопата и засунуть в подобного рода сюжет хищную и голодную “кошку”, реализовав все в виде домашнего сафари, держащего в напряжении на протяжении всего действа, такое как раз и видится свежей и новой идеей в жанре.
Для удержания этого самого интереса режиссер Карлос Брукс, ввиду отсутствия достойного бюджета у картины, использует различные приемы и хитрости, что ни в коей мере не умоляет его достоинств и ещё раз подчеркивает умелость режиссера, так как действие картины развивается совсем в небольших локациях одного дома. Для мужской половины тут полуобнаженная красавица героиня, действующая достаточно адекватно и пытающаяся спастись простыми и вполне реальными способами, что не вызывает особых вопросов по крепкой и плотной сценарной работе.
Вкрапляя в тигриную историю семейную драму об отношениях брата и сестры, реализуя интересные задумки в противостоянии с тигром и находя баланс в повествовании, который не позволяет скатиться и свести все к банальной глупости, режиссер создает в первую очередь достаточно напряженный триллер. Сопереживательная часть здесь превалирует, да и страшным фильм назвать нельзя. И в целом из-за свежести идеи, ровной и крепкой реализаций “Во власти тигра” выделяется в жанре, возможно, из-за отсутствия пока что конкуренции как таковой.
Драматический триллер – иногда заставляет замереть в наводящем страх напряжении, порой – просто восхищаться зловещей красотой животного, и, несомненно, в очередной раз поражает глубиной алчности человеческой натуры.
По сюжету – отчим придумал ловкое решение своих финансовых проблем, а заодно и избавление от бремени воспитания детей (подростка – падчерицы и пасынка - аутиста) – купил тигра и под предлогом урагана запустил его в дом, наглухо заперев все входы-выходы. Снова в центре внимания две противоположности – добро и зло. Героиня проявила себя не только как сильный и смелый человек, она готова была пожертвовать жизнью ради маленького брата, который из-за своей болезни вел себя неадекватно и постоянно подвергал их еще большей опасности (подчеркнута важность семейных, да и общечеловеческих ценностей); отчим же – потерянная душа, тонущая в болоте низости, черствости, бессердечности в стремлении к материальному достатку.
Голодное животное выходит на охоту – благодаря хорошей операторской работе фильм насыщен множеством захватывающих дух сцен, в которых переплетается красота и жестокость дикой природы – никаких чувств, выживает сильнейший. Тигр действительно «обжигающе красив» - для тех, кто любит дикий животных – это фильм-находка, потому что «кошарик» показан во всех возможных ракурсах и достаточно эффектно.
Сценарий же не продуман до конца – завязка слишком затянута и занудна, некоторые сюжетные линии так и не получили развития, непонятно, зачем они вообще были введены (например, пролог с цирковым фургоном и загадочной фразой о тигре, который охотился «не на какую-нибудь, а на самую красивую лошадь»; первые кадры с воронкой надвигающегося мощного урагана обещали живописные сцены). Режиссура тоже подкачала, потому что некоторые сцены настолько неправдивы, что заставляют улыбаться, а не ужасаться (героиня разбивает окна и тут же бегает босиком, даже не царапаясь; в прыжке со второго этажа на нее, тигр «слегка промахивается», притом, что «добыча» стоит неподвижно; в одной из сцен тигр ее ранит в ногу – героиня ее просто тряпочкой перевязывает, и он после этого не может учуять запах крови и пр.).
Финал достаточно банален и предвидим, но в то же время – так и должно быть – каждый получает по заслугам, незачем снова выдумывать велосипед.
В общем и целом, напряженная атмосфера фильма удалась. Нравоучительная история, заложенная в сюжет – тоже. Фильм для тех, кто любит животный мир и вообще по жизни идет под девизом «чем больше я узнаю людей – тем больше люблю животных».
Что делать, если ты оказался один на один с дикой природой в лице опасного и голодного хищника, запертого с тобой в одном доме? Попытаться остаться в живых. С такой непростой задачей пришлось столкнуться главной героини и ее младшему брату-аутисту. В течение всей ленты зритель наблюдает за противостоянием человека и животного. Интеллект против силы. Кто победит в в неравной дуэли?
В принципе, ожидала гораздо большего от картины после просмотра трейлера, но с другой стороны хорошо, что создатели не стали особо жестить и обошлись малой кровью. Но чего-то явно не хватило этому фильму. Я не имею в виду резню и кровопролитие, чего-то в плане сюжета. К тому же, долгая завязка, во время которой все равно не успеваешь привязаться к персонажам и в полной мере переживать за них в течении картины, не пошла фильму на пользу.
Хочется похвалить операторскую работу. Первые минуты попадания в дом тигра показаны очень эффектно. Когда он изучает дом и мы видим обстановку как бы глазами тигра, осматривание местности и выискивание жертвы, от которых становится очень тревожно. Респект оператору за такую интересную подачу.
Актерская игра. Звезда «Шага вперед 2»Бриана Эвиган вполне убедительно справилась с исполнением роли. Что касается ее героини, порадовали ее осмысленные действия. Немногие бы догадались предпринять то, что предпринимала она в стрессовой ситуации. В таких экстремальных обстоятельствах у многих просто отключился бы мозг. Во время просмотра даже можно накатать себе подробную инструкцию как спастись от хищника в замкнутом пространстве. Хотя у меня создалось впечатление, что зверь охотился только за девушкой и совершенно не желал лакомиться братом, который несколько раз за фильм был у него прямо под носом.
Конечно, картина абсолютно неправдоподобна. Будь то реальная жизнь чутье тигра не дало бы им спастись. Хотя в кинематографе встречаются фильмы и с более нереалистичным поведение животных. Примером тому может служить многобюджетный фильм «Жизнь Пи», где главный герой по истечении определенного времяпровождения «в одной лодке» с тигром даже в какой-то мере подружился с ним. В «Во власти тигра» такого не ждите.
Вердикт. Фильм довольно неплохой. Хотя из такой идеи можно было вылепить триллер и посильнее, но все равно чувство опасности и реальной угрозы благодаря саспенсу во время просмотра не покидало ни на минуту и держало в напряжении.