Сегодня представляется практически невозможным получить престижную работу в крупной компании, минуя этап прохождения различных испытаний, который гордо именуется 'этапом оценки профессиональных и личностных качеств'. И да, он включает в себя различного рода деловые игры и извращенные до невозможности тесты.
Режиссер Стюарт Хэзелдайн развил эту идею до своеобразного гротеска: а что будет, если запереть самых успешных (читай: амбициозных, тщеславных, беспринципных) кандидатов, прошедших все предыдущие этапы отбора, в одном тесном пространстве, ограничить во времени и дать очень приблизительные правила игры? Правильно-ничего хорошего. То есть, ничего хорошего для персонажей, ну а нам, зрителям, есть на что посмотреть.
Это война характеров. Но они (я так полагаю, намеренно) не очень глубоко раскрываются в ходе действия - и это совершенно логично, ведь при приеме на работу у нас есть ограниченное время и набор методик, чтобы только обрисовать личность потенциального сотрудника. Способен ли он на обман? агрессию? состарадание? убийство? Как далеко может зайти этот человек, можно ли ему доверять? Лучше всего ответы на эти вопросы можно получить за короткий срок, лишь поставив людей в экстремальные условия.
У героев нет имен, только клички - Белый, Черный, Блондинка, Брюнетка.. Это мог быть любой из нас. Практически в любом коллективе испытуемых при приеме на работу найдется самоуверенный выскочка (Белый), не менее самоуверенный, но молчаливый пофигист (Смуглый), умная и властная женщина (Брюнетка), а также несколько более-менее статистов-они не так выделяются, хотя вроде бы и что-то говорят и делают, и обычно подводят итоги и призывают к миру. И как ни странно, но нередко именно такие и выигрывают.
В фильме я уловила злую иронию на процесс отбора кандидатов: вас сталкивают лбами и заставляют сотрудничать, хотя все являются конкурентами и априори ненавидят друг друга. Дают неясные задания, неизвестно что хотят услышать в ответ, и самый главный вопрос - что же им все-таки нужно увидеть, чтобы понять, годится этот человек для компании или нет? А они, может, и сами до конца не понимают..
Из недостатков отмечу некоторые неясные моменты и слегка смазанный конец-наверно, я придираюсь, но хотелось, чтобы он больше шокировал. Однако просмотр доставил массу положительных эмоций, давно не смотрела добротного психологического триллера с оригинальной идеей, музыка и интерьер настроили на нужную волну, а ситуация держала в напряжении до самой развязки. А уж если вы устали ходить по собеседованиям/тестированиям/деловым играм, то однозначно рекомендую к просмотру!
4 мужчины и 4 женщины, все разных типажей и происхождений. Все напряжены до предела, осталось последнее испытание в этом своеобразном беге с препятствиями, отбор кандидатов на престижную, прямо таки фантастическую должность практически подошел к логическому завершению, осталась финишная прямая. Каждый из них настроен на победу, каждый из них верит, что он особенный, раз дошел до самого конца, но никто не знает сути испытания, которое им предстоит.
В молчаливой, напряженной атмосфере в лаконично обставленной комнате они ждут начала. Входит экзаменатор, дает четкие короткие инструкции, им дан один вопрос, на который по истечении 80 минут, нужно дать один ответ. Время пошло, игра началась…
«Экзамен», безусловно, стоящий клаустрофобно-психологический триллер, очень грамотно снятый, вполне грамотно сыгранный. Закрытое помещение, 8 совершенно разных неглупых людей, у всех одна цель и ограниченный запас времени – что они будут делать, чтобы добиться своего? Сотрудничать? Давить конкурентов? Действовать исподтишка? Ничего не делать? – как раз этот момент и интересен, это испытание мигом превращается в игру, где может быть только один победитель, у некоторых личностей азарт аж зашкаливает, и они уже забывают о простой истине, что средства достижения должны быть оправданы целью. И, как всегда, человеку свойственно все усложнять, в стрессовой ситуации он подпрыгивает и начинает делать много лишних движений, вместо того, чтобы просто подумать, попытаться окинуть ситуацию незамутненным взглядом.
Так и здесь, кандидатам было дано простейшее задание, найти один вопрос и дать на него один ответ, было дано целых 80 минут, из-за чего у подопытных сложилось впечатление, будто поиски вопроса должны занять достаточно времени и много усилий, а скорее всего весь этот тест был скорее нацелен на выявление психологических особенностей кандидатов и интереса, к чему все это приведет. На самом деле, как и в большинстве случаев, решение оказалось намного проще и совершенно не было надобности разносить всю комнату к чертям, да рвать друг другу глотки, хотя без этого было бы не так интересно и наглядно. Мне трудно назвать «Экзамен» действительно умным фильмом, для этого он показался мне слегка наивным и не сдержанным, но в нем все-таки присутствует некая сатира на порой даже абсурдные методы отбора персонала, явно показывающая насколько, бывает, люди просто напросто заигрываются и упражняются в изощренности, что порой выглядит как издевательство.
Все мы не идеальны, и мало кто знает, на что он способен в подобной ситуации, как далеко его сможет занести при одолевающем желании добиться своего. «Экзамен» предлагает несколько альтернативных вариантов поведения в подобной ситуации, а также может похвастаться неплохой интригой (Кто же выиграет? Что ж за вопрос то? Что ж за ответ то? Из-за чего вообще весь сыр бор?), и отлично нагнетаемой атмосферой, если вначале внимание на фильме еще как-то не очень концентрируется, то ближе к середине оторваться довольно трудно. И мне очень понравилась концовка, за нее спасибо. Хороший фильм.
Кто хотя бы раз в жизни пытался устроиться на работу в крупную корпорацию, помнит, что это такое: несколько стадий собеседования, тестирования, постоянные оценивающие взгляды и прикидки, сколько ты сможешь продержаться, пока из тебя не выдавят все соки… И вот, когда изнурительные предварительные этапы завершены, остался последний, самый сложный: комната; восемь железных столов и стульев; практически армейский интерьер; восемь конкурентов лицом к лицу, восемьдесят минут, чтобы доказать, почему именно ты заслуживаешь эту должность; и вооруженный охранник…
Последнее – это пока что фантазия Стюарта Хэзелдайна, решившего среди прочего порассуждать, как будет выглядеть рекрутинг в ближайшем будущем. Однако в наши неспокойные, кризисные времена такая фантазия уже не выглядит столь отдаленной и невозможной. На что ты готов пойти, чтобы получить работу своей мечты? Простой вопрос с далеко непростыми вариантами ответа.
Усадив героев за столы, обнародовав правила игры, режиссер оставит восемь персонажей наедине с собою, чтобы они для начала смогли определить вопрос, на который им нужно ответить, а уж затем постараться найти не менее сложный ответ. Амбиции в подобных фильмах довольно высоки, идея и завязка сюжета крайне интригующие, но вся сложность – удержать зрителя у экрана все девяноста минут, не позволив ему увидеть ничего кроме единственной комнаты. С подобным подходом легко облажаться (за примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить недавний «Сорокачетырехдюймовый ящик»), но режиссер нашел идеальный баланс между интригами, актерской игрой и сюжетными твистами. «Экзамен» хорошо охарактеризован одним из героев – ultimate mind-fuck, т.е. кино, в котором сами авторы, похоже, не знают, в каком направлении развивается действие. Неизвестные актеры лишь усиливают непредсказуемость, т. к. невозможно предугадать, кто из них получит заветную работу. Режиссер к тому же подливает масла в огонь, перенося действие в будущее после глобальной катастрофы, что позволяет вытащить на свет темные стороны каждого из героев. А сам зритель уже к середине осознает, что не только интересно узнать, в чем заключается вопрос и каков ответ, но и также понять, что это за работа такая, для которой требуются такие испытания.
Бывают фильмы, о которых до определенного момента ты вообще ничего не слышал. То есть, во время премьеры этого фильма о нем вообще никто не говорил, и посмотрели его лишь те счастливчики, которые совершенно случайным образом наткнулись на него, допустим, в магазине или в Интернете. И вот, эти счастливчики, посмотрев фильм, начинают при любом удобном случае рассказывать про него друзьям и знакомым. Именно так я и обнаружил данную картину и посмотрел её – вот она, мощь сарафанного радио.
Если честно, я в недоумении – как такой качественный фильм могли так тупо и безвестно прокатить в российском прокате. Или у нас теперь рекламируют только лишь блокбастеры? Сама же лента, несмотря на свою крайнюю малобюджетность и тотальный минимализм во всем, действительно с каждой последующей минутой все сильнее погружает в свою атмосферу а, начиная с середины, оторваться от происходящего на экране – решительно невозможно. Авторы очень плавно разгоняют сюжет и правильно расставляют акценты, дабы интрига постоянно сохранялась и зритель, ничего не понимая в происходящем, старался уловить суть каждой фразы или действия персонажей, дабы понять, о чем вообще эти люди говорят.
Режиссеру удалось добиться того самого ощущения, когда зритель, видя перед собой лишь одну комнату и кучу разрозненных деталей, постепенно представляет у себя в голове тот самый мир и вселенную фильма, о которой говорят персонажи и который находится за пределами этой комнаты. Конечно, хотелось бы, перед тем как начнется основное действие ленты, немного разбавить её парочкой кадров окружающего мира, но все же без них получилось даже атмосфернее.
Неизвестные актеры, минимум мест действия и давящая на психику замкнутость придают ленте особый шарм. Из-за отсутствия известных лиц ты не знаешь, кто окажется фаворитом, а кто здесь просто для галочки и уйдет первым. Именно поэтому в конце, у сценариста получается не только очень ловко обвести зрителя вокруг пальца, но еще и удивить тем самым «победителем», который в итоге доберется до финала картины. Обожаю когда концовки напряженных триллеров оказываются действительно непредсказуемыми и что самое главное – понятными и логичными.
Экзамен – ловкий, проработанный британский триллер с минимумом актеров и декораций, но зато с максимальной проработанностью сюжета, интриги и атмосферы. В ленте нет крови и распущенных кишков, зато есть действительно элегантный саспенс и воистину приятное ощущение, когда тебя талантливо обводят вокруг пальца. Очень жаль, что фильм так незаметно прошел в прокате, он достоин лучших сборов.
ЗЫ. Благодарю Harvestman'a за то, что посоветовал мне посмотреть данную ленту. Она меня действительно удивила, дружище.
На первый взгляд фильм 'Экзамен' не представляет из себя ничего сверхъестественного, но на самом деле он многогранен. Одна единственная комната, 80 минут, 8 кандидатов на должность... на какую-то очень важную должность, иначе они бы все так не старались ее получить (позже, поймем, что это связано с массовой эпидемией, которая коснулась и наших кандидатов в частности). Каждому выдан один лист с надписью 'Кандидат №', который нельзя портить, и задан один вопрос, на который есть один ответ. Нельзя разговаривать ни с экзаменатором, ни с охраной. В случае нарушения правил - немедленная дисквалификация. Вот и все. Нужно просто дать ответ.
Но как станет ясно, дело не в ответе. Дело в вопросе. И тут начнется поиск этого самого вопроса, всеми возможными способами. Мне редко, когда нравятся фильмы про группу людей в закрытом пространстве и в стрессовой ситуации. Например, 'Пила' для меня это мясорубка, где весь фильм говорят, как тот или иной персонаж заслужил быть перерубленным. В 'Кубе' события происходят поинтереснее, но тоже, высчитывание простых чисел в течении 90 минут, для меня не очень увлекательно. Здесь же все диалоги со смыслом, решения логичны, события закономерны. 'Экзамен' это второй фильм подобной направленности, который мне понравился (первый 'Ловушка Ферма'). Еще есть 'Десять негритят', но это неного не из этой оперы.
Персонажи нетипичные, разные расы, разные взгляды, разная вера, разные принципы и профессиональная специализация и все это в одной комнате, постоянно взаимодейсвует, еще чуть-чуть и взорвется.
Фильм был номинирован на BAFTA, как лучший дебют Стюарта Хэзелдайна. И хотя 'Луна 2112' достойнейший фильм и получил награду, но почему-то 'Экзамен' мне показался более сильным, интересным и насыщенным.
Это наша территория и здесь мы устанавливаем правила! (с)
Они в полной тишине, разбавляемой лишь цоканьем каблуков, вошли в комнату, сели за парты, посмотрели на листы со своим номером. К ним зашел высокий человек в костюме и объявил правила четким поставленным голосом. Экзамен начался. Один вопрос - один ответ. Но чтобы ответить, нужно понять, что у тебя спрашивают. А наши герои этого даже не знают.
Отрицательных отзывов о фильме предостаточно, что на мой взгляд совсем не оправдано - это прекрасный напряженный триллер с интересным и оригинальным сюжетом, хорошими актерами и замечательной постановкой. Да, в чем-то 'Экзамен' напоминает 'Куб' и 'Пилу', которые всегда на слуху, так как их принято считать иконами и нечто схожее сразу принимать за бессовестный плагиат. Но это абсолютно глупо, поскольку не все фильмы с похожим описанием являются идентичными. В 'Экзамене' сохранены свои идеи и задумки, выдержан особый стиль и изящно преподнесена главная идея, а она хороша. Да, назвать сюжет гениальным сложно, потому что о некоторых деталях внимательные и опытные зрители догадаются ещё на первых минутах, но основная аудитория уж точно будет напряжена до предела, поскольку картина использует множество отвлекающих маневров, чтобы путать игроков и не давать им четко сконцентрироваться на поставленной задаче. Более того, здесь прекрасно раскрыта тема психологии обычных людей, помещенных в экстремальные условия командой. Наглядный пример того, что отрицательные качества не просто есть в каждом из нас, порою они оказываются главенствующими в нашем характере. Ну и отдельный плюс в том, что здесь стерты все стереотипы, вроде 'плохих' и 'хороших' персонажей.
Ни о какой невероятной жестокости или невыносимых пытках и речи не идет - забудьте, здесь не разольются реки крови, а перед камерой не будет смачно сваливаться мясо. Фильм скорее интеллектуальный, может поэтому наскучил многим любителям кино 'пожестче', которое стандартно начинается с вопиющих криков жертвы. Очень огорчает то, что большинство людей невнимательно следит за сюжетом, а потом выдвигает смелые претензии в сторону фильма - так например многие оказались удивлены тем фактом, что претенденты не могли просто развернуться и уйти, не подвергая свою жизнь опасности. Дело в том, что в фильме неплохо обыграна и, если можно так выразиться, драматическая сторона нашей жизни - у всех игроков были родственники, подцепившие новый опасный вирус, либо они сами считались носителями. А значит их заинтересованность в том, чтобы получить работу и добиться долгожданного исцеления, была высока. Что же до свода правил, объявленных в начале теста, они были исчерпывающими. Довольно-таки сложно найти какую-то лазейку и выиграть нечестно.
Картина достаточно поучительна, тем более основные идеи весьма актуальны в наше время, будь то некий вирус, излечить который почти невозможно (что есть прямо намек на ВИЧ), или же элементарное человеческое сострадание, уметь не перебить друг друга в самую страшную минуту. Очень красиво смонтированы некоторые моменты - крупные планы и акцент на детали, умение подчеркнуть что-то неприметно, но важное, оказалось своеобразной 'фишкой' произведения. Картина просто идеальна подойдет тем, кто хочет испытать себя на стойкость и догадливость или убедиться в точности всем известной истины 'все гениальное просто' (хотя на мой взгляд все гениальное сложно).
Это, безусловно, хороший фильм, который ничем не заслужил такой резкой критики и втаптывания в грязь - он станет прекрасным времяпрепровождением для вас, если вы, конечно, не настроены на мясорубку
Этот фильм мне посоветовала коллега, с которой мы вместе работали в одной международной рекрутинговой компании. По долгу службы мне приходилось сталкиваться со всевозможными методами отбора кандидатов, к которым прибегают российские и зарубежные работодатели, – стрессовые интервью, различного рода тестирования, деловые игры, проверяющие выдержку кандидата, его мотивацию и личные качества. Иногда мне казалось, что работодатель перегибает палку. Оказывается, бывает и хуже. Как хорошо, что это только кино.
Итак, восьми кандидатам необходимо преодолеть последний тест на пути к очень престижной работе. Они отличаются друг от друга не только по гендерным, но и по национальным признакам. Здесь есть афроамериканец, китаянка, представители европеоидной расы и т.д. Потенциальный работодатель, как видно, весьма толерантен. Всем надо ответить всего лишь на один вопрос. Но они не знают, что это за вопрос. Крайне озадаченные, они решают, что несколько голов лучше, чем одна и, несмотря на свои индивидуалистские замашки, вместе начинают искать интересующий всех вопрос.
«Экзамен» действительно отдалённо напоминает «Куб»: герои оказываются в замкнутом пространстве, они должны отгадать загадку, их время ограничено, они действует сообща, а потом разделяются, и в таких условиях проявляется их истинная натура. Но тут сюжет более приближен к реальности: герои знают, зачем они там и как туда попали.
Что мне понравилось:
В фильме задействовано всего 10 актёров, из них 8 кандидатов. Мы не знаем их имён, не знаем их предыстории. Мы только знаем, что все они достойны этой работы, и видим, как они ведут себя в данной конкретной ситуации.
Хотя актёры за редким исключением мне не известны, они сумели разыграть очень неплохое действо, и им удалось сохранить интригу до самого конца.
Инструкции, которые они получили, тоже примечательны. Не делай того, что запрещено. Всё, что не запрещено, – разрешено. Всё просто.
Что мне НЕ понравилось:
В какой-то момент показалось немного нудновато. Что бы они ни делали – никак не могут приблизиться к разгадке.
Ну и, конечно, балаган, который устраивают кандидаты к концу фильма, находится за рамками разумного желания устроиться на работу. Что же это за работа такая?
Всё же надеюсь, что мне не придётся сдавать подобного экзамена. А актёры и создатели фильма сдали свой «Экзамен» на
Что вы можете ответить на вопрос.. который вы прослушали?
Фильм вполне достоин того, чтобы считаться неким прорывом в мысли кино.. После весьма запугивающих и вызывающих отвращение к человеческой жестокости в сходном жанре этот фильм вносит большую ясность в то, что же есть на самом деле вопрос управления людьми и их страхами/привычками/сомнениями...
В результате Стюарту Хезелдайну удалось нечто вполне съедобное для просмотра и для внесения прояснение в то, что человечество это не только животные инстинкты, но прежде всего обладает тем, что дает превосходство и быть высшем звеном эволюции - разум. Этот фильм - это смесь вполне разнородных жанров, но прежде всего этот фильм дает пищу к размышлению стремлению к самосовершенствованию.
Что сказать про образы - то они вполне реальные и представляют собой всех тех, кто вышел в высший свет не ради пафосных представлений, ужинов и постов на обложке глянцевых журналов - а именно те самые люди, которые призваны делать окружающее нас хоть чуточку но лучше. Остальные персонажи - то самое звериное/подлое-наглое/воинственное/хитрое и прочее...
В результате мы имеем кино, которое достойно быть во главе многих жанров и коллекций. Удивляет то, что это кино не было отмечено никакими крупными наградами (за исключением режиссерской). И вызывает еще куда большее удивление тот факт, что это кино не было удостоено внимания прокатчиков. Неужели фильмы аля-натурель, пропагандирующие жестокость, достойны большего внимания?
Фильм дал все ответы на сюжет но оставил много вопросов на жизнь... таким и должно быть истинное кино... хотя ответ только один...
Я представлял заранее, как закончится фильм, крутил в голове различные концовки, в общем ожидал всякого, но только не того, что мне показали в итоге…
То, что произошло с героями фильма – характерный пример того, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни. Как часто мы пытаемся увидеть какой-либо скрытый смысл там, где ответ лежит на поверхности, хотя бывают ситуации и с точностью до наоборот.
Это кино не о взаимоотношениях людей в стрессовой ситуации, это рассказ о том, какие мы бываем невнимательные, и к чему это может привести.
Никаких спецэффектов, умопомрачительных драк, перестрелок, однако смотреть интересно. Это еще раз напоминает мне выражение – “Все гениальное - просто”
Если говорить в кратце, то это фильм из серии 'Ищи скрытый смысл во всем сказанном', но давайте глянем, что же для нас приготовили.
В фильме попытались изобразить множество различных моментов таких как: размышление и интерес, непонимание, жалость, призрение и другие, и это довольно неплохо получилось, одно плавно вытекает из другого, переходят в третье и так далее, образуя смесь, которая неизвестно чем закончится.
О фильме
Я уже посылал запрос на частичное исправление (НЕПРАВИЛЬНОГО) описания фильма, но его с радостью проигнорировали. В частности о том что героям якобы нельзя разговаривать друг с другом, хотя на самом деле можно, с одной стороны мелочи, с другой если бы им нельзя было говорить то это и не фильм был бы, а тишина сплошная.
Перевернув листки, герои обнаруживают что они пусты, как быть? Нужно дать ответ, а вопроса то и нет. Вот тут наши герои и начинают в ход пускать свои мысли о том, а 'а где же вопрос?', их уже не волнует ответят ли они или нет, как придется отвечать и смогут ли они одолеть свои принципы и нравы на ответ, их волнует только вопрос, поисками которого они и начинают заниматься, объединившись в единую команду. А время все идет, и идет, кто-то просто психологически не выдерживает и срывается, и тут начинается самое интересное...
В итоге получился неплохой фильм, без затянутых моментов, с интересным сюжетом.