К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Стэнли Кубрик один из немногих авторов кинематографа, кое-кого действительно не стыдно мне назвать подлинным, настоящим гением искусства кино. Свое мастерство он постепенно, оттачивал в различных жанрах, к примеру: военной лентой “Тропы славы”, пеплумом “Спартак”, антивоенной комедией “Доктор Стрэйнджлав или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу”, экранизацией скандального романа Набокова “Лолита”, культовой утопией “Заводной апельсин”, ужасом “Сияние” по бестселлеру Стивена Кинга и мною обсуждаемого, фильмом “Цельнометаллическая оболочка”. Вот именно о нём я долгое время не решался напечатать своё мнение.

“Морским пехотинцам запрещено умирать без разрешения!” – именно этими словами я и начну своё краткое мнение о фильме “Цельнометаллическая оболочка”.

Первая часть фильма это обучение пушечного мяса в стенах училища морской пехоты, это намеренная жестокая и тяжелая подготовка для зрителя, подводящая его сознание к более серьёзному умозаключению. Сама же, история своим мотивом немного схожа на «Апокалипсис наших дней». Но вот какой интересный случай, “Full Metal Jacket” намного вышла холоднее, сужу только по своим ощущениям. Ведь Кубрик знал, как соорудить холодную конструкцию, как прижать зрителя к стенке, пробудить внутреннее сомнение в умах людей, но самое важное заставить их думать правильно, к примеру, вот так:

“Нет не какого спасения в войне”

Ведь все мы пока остаёмся винтиками системы (как и те новобранцы). К тому большая часть всех нас, это как раз те самые пассивные и ленивые салаги, на которых нужно накричать, заставить, что бы вразумить и научить. Что и делает для своего отделения, по сюжету картины сержант Хартман. В некотором плане действия сержанта шли не гуманно, не человечно, а иногда просто жестоко по отношению к своим подчиненным, но для тех, кто служил в армии, или ещё там продолжает службу, это не покажется необычным явлением. Только своими дисциплинарными взысканиями, он промахнётся по отношению к одному солдатику, а что в итоге из этого вышло, увидьте сами.

Интересно, что весь Вьетнам снимали в Великобритании, но, к слову сказать, передать у Кубрика Вьетнам, вышло не хуже чем, к примеру, у фильма “Взвод” Оливера Стоуна. Кстати на момент выхода этих картин (оба они вышли в один год) было неизбежно их сравнение в среде кинокритиков, для меня же это сравнение неприемлемо, у них же различные подходы, можете убедиться в этом сами. Тем паче, что кинолента от Стоуна прямо и более направлена на умы американцев (сам Стоун проходил службу во Вьетнаме), а у Кубрика, не служившего в армии, получился гимн пацифизма, с более глобальными вопросами о человеке и о войне.

“Когда гремит оружие, законы молчат”. – Цицерон о войне. Вот что показал своёй работой Стэнли Кубрик, возможно, не только это…

Напоследок:

“Трупы знают только одно — лучше быть живым”.

10 из 10

29 апреля 2015 | 19:59
  • тип рецензии:

Кто бы мог подумать и представить, что всю трагичность войны во Вьетнаме, всю ее жесткость и бессмысленность, жестокость и бессердечие, можно показать в фильме без каких-либо масштабных военных действий и красивых, оттого и дорогостоящих, взрывов и бомбежек? Показать так, чтобы не просто понравился фильм, но так, чтобы зритель смог почувствовать тупую, постоянно пульсирующую боль, причиняемую этим хорошо продуманным идиотизмом, название которому – война. С поражающей реалистичностью рассказать, что жесткой является не только сама война, но и подготовка к ней, которая проходит в учебках, где еще совсем «зеленым» парням приходится с треском проламываться сквозь свои прошлые представления о жизни и свои идеалы, перешагивать и идти через себя, осиливая груз новой аксиомы – «Или ты их, или они тебя».

У каждого свое видение перечисленного выше, и не стоит их сравнивать, сколь хорошим каждое из них не получилось. У Стэнли Кубрика свое – «Цельнометаллическая оболочка». В которой четко прошло разделение на две части: 1. Учебная часть, где войну с рядовыми ведет матерый сержант Хартман и 2. Война, так называемый бизнес, цена которому десятки тысяч человеческих жизней. И первая, и вторая ни на минуту не дает покоя. Вот и получается, что выражение «тяжело в учениях, зато потом легко в бою» - не больше чем ирония, которую режиссер прекрасно не выделил, но превратил в глубокомысленный фильм, осознание которого проходит легко и не напрасно.

Не желание привлекать в фильм знаменитых актеров, в итоге превратилось в то, чего Кубрик и добивался – все просто, но гениально. Простые ребята выложились на все сто, будто на самом деле проходили «курс молодого бойца». Ни грамма сомнений в реалистичности обстановки и атмосферы учебки, чему способствовал Р. Ли Эрми. Юмор, который получаешь от него во время просмотра не менее жесткий, чем вся идея, поэтому не способствует смеху, а скорее хмурой вымеченной улыбке. Поэтому первая часть фильма проходит мимолетно, но не бесследно – такое не забывается и держится в памяти долго.

Неопытность актеров больше сказывается во второй части, однако видно это только мельком и не заостряет внимания. Чувствуется, что Р. Ли Эрми, который выступал еще и в качестве консультанта, постарался не только в фильме, но и на съемочной площадке.

Музыкальное сопровождение представляет собой всю ту же «цельнометаллическую оболочку» и превосходно подходит фильму. Звуки, отдающие металлическим оттенком, явственно подчеркивали особо напряженные и опасные моменты, создавая действительно эффект «оболочки», внутри которой находится зритель. В противовес этой звуковой напряженности присутствует заводная и веселая музыка, дающая отмашку, что можно расслабиться.

Фильм получился как раз таким, чтобы популярным языком ответить на поставленный вопрос «Разве война – это не ад?» (с).
К просмотру обязателен.


8 из 10

04 июля 2009 | 18:37
  • тип рецензии:

Будущие морские пехотинцы проходят выучку-муштру в учебной части «Пэррис Айленд» в Южной Каролине. Под руководством сержанта-инструктора они должны за короткий срок превратиться в «прирожденных убийц». Затем, чтобы в самом скором времени быть брошенными в эпицентр вьетнамской бойни. Там новобранцам предстоит стать единым и чётко отлаженным механизмом адской машины уничтожения.

Однако апокалипсис начинается уже в первой, «мирной части», выдержанной Кубриком в давно «облюбованной» форме трагифарса. Ад для неоперившихся юнцов персонифицирован в лице сержанта Хартмена, вся убогая философия которого сконцентрирована в зычном и пробирающем до «кончиков костей» окрике: «Твердый кулак да божье благословение – и коммунистам крышка!».

Ведущий специалист в области палочной дисциплины даже не скрывает, что готовит мертвецов для войны: «Солдаты морской пехоты для того и существуют, чтобы погибать!». В итоге один из морпехов, доведенный сержантским прессингом до умопомрачения, не выдерживает ежедневных издевательств и… кончает со всем этим ещё до отправки на фронт.

Благодаря исполнению Р. Ли Эрми (одержимо и неистово сыгравшего здесь самого себя) «бешеный пёс из казармы» получился настолько убедительным, что стал едва ли не главной удачей фильма, в котором помимо него были задействованы хоть и совсем молодые, но все же профессиональные актёры.

Из них, правда, только Мэтью Модин (Шутник) уже имел к тому времени за плечами достойную роль, сыграв годом раньше в «Птахе» у Алана Паркера. Именно глазами Шутника, попавшего во Вьетнам в качестве военного корреспондента, показана вся эта история, которая лишь формально делится на две половины.

Во второй части Кубрик переносит действие непосредственно в эпицентр вьетнамской оккупации, где «рожденные убивать», как и было им обещано, становятся «пушечным мясом». Вся военная философия о «праве личности на насилие» сводится к одному-единственному сражению. Всё тот же взвод пехотинцев ценой больших потерь пытается отвоевать у вьетконговского снайпера микроскопический участок земли между разрушенными строениями, не имеющими абсолютно никакого стратегического значения…

Эта жестокая и в чем-то даже прямолинейная концептуальная схема была извлечена режиссёром из романа «Недолго живущие» Густава Хэсфорда. Горечь пессимизма и антивоенный пафос, уже «отработанные» Кубриком и в «Тропах славы», и в определенном смысле в «Докторе Стрейнджлаве», вновь становятся центральной идеей его единственного фильма 1980-х.

После «Апокалипсиса сегодня», «Охотника на оленей», «Возвращения домой» и «Взвода» (ставшего всего лишь годом раньше фаворитом «Оскара», что, наверняка, косвенно отразилось на игнорировании академиками Full Metal Jacket), великий Кубрик, по большому счету, ничего принципиально нового не добавляет к данной теме. Он просто в который уже раз в своей карьере… закрывает целое направление.

Неистовый ритм сражения и как всегда впечатляющее визуальное решение предвосхитили появление спилберговского «Спасти рядового Райана». Но в отличие от героического пафоса Спилберга Кубрик показывает войну как своеобразную рекламную кампанию США, во время которой отрабатывались методы манипуляции массовым сознанием нации.

А, казалось бы, абсурдное сочетание значка с надписью «рожденный убивать», красующегося на касках у пехотинцев, и символа пацифистского движения, нарисованного у них же на куртках, лишний раз подчеркивает дуализм и смятение героев, втянутых в бессмысленную кровопролитную бойню.

23 августа 2012 | 20:53
  • тип рецензии:

Стенли Кубрик всегда пытается делать работы неповторимые, он охватывает много жанров. Были у него до этого сатирический военный фильм про доктора Стрейнджлава, была и фантастическая эпопея `Космическая одиссея`, был и артхаус - `Заводной апельсин`, и фильм ужасов `Сияние`, теперь пришло время фильма про Вьетнамскую войну.

Фильм как бы разделён на 2 части. До и во время войны. Вот как раз `до` - это гениальные 40 минут данного фильма. Вот как обычно начинаются фильмы про Вьетнам. Человек 6 усталых мужиков бредут по джунглям, голос за кадром говорит что идёт какой-то там день войны и так далее, или распитием пива в баре, как в фильме `Охотник на оленей`, или без военной ломкой офицера в `Апокалипсисе сегодня`, в общем, сразу или жизнь или смерть. Но нигде не показана подготовка к этой самой войне. Вот тут Кубрик сделал всё на славу. Целые сорок минут нам показывают суровую действительность, как какой-то ублюдочный командир поласкает матом всех своих подчинённых почём зря. Что-то не то сказал, получи по почкам. Распевание унизительных песен под дождём (эта сцена кстати потом была спародирована в фильме `Майор Пейн`). Идеально показано, как жестокая система порабощает и убивает одного отдельно взятого человека. Развязка первой части получилась просто шикарной. Отлично исполнил свою роль актёр, исполняющий роль сержанта как раз вот этого подразделения. Прям так всё чёток отыграл.

Вторая часть, это как бы стандартная часть про войну, каких мы видели миллионы. Будь то вьетнамская, вторая мировая, или ещё какая-нибудь, везде показывается практически одно и то же. Но мне очень понравилось в данном фильме то, что Кубрик выступает как бы в роли стороннего наблюдателя, в том смысле, что он не занимает какое-то место в этой войне, не делает себе фаворитов. Вот последняя сцена со снайпером это отчётливо показывает, особенно последние пару минут фильма.

Но так же мне не понравилось в фильме то, что он получился слишком простым. О чём я. Первая половина фильма прошла как подготовка к Вьетнаму в фильме `Форрест Гамп`, а вторая половина прошла как взятие пулемёта в фильме `Спасти рядового Райана`. Я не в том смысле, что здесь всё так круто, что пролетает за одну секунду, совсем нет, просто как то всё не мощно сделано. Вот, например, в фильме `Апокалипсис сегодня` сразу столько тем и сюжетных ходов, что голова начинает пухнуть, хоть половина из них там и не завершено, а в `оболочке` напротив все концы округлены, но, складывается такое ощущение, будто Кубрик как начал идти по какому-то заданному путь, так он и идёт весь фильм. Не чувствуется сложность взаимодействия человека с фильмов. Вот это, на мой взгляд, минус. Если после `Апокалипсиса` я был, образно говоря шокирован, то после `Оболочки` такого чувства у меня не возникло.

В общем, получился один из лучших фильмов о войне во Вьетнаме. Хоть немного плоский и однородный, зато чёткий и смотрится с удовольствием.

18 ноября 2009 | 12:13
  • тип рецензии:

Что значит для нас 'Цельнометаллическая оболочка': '-Это ты Джон Уэйн? - Это я', Рядовой 'Куча', значок с символом мира, композиция группы The Trashmen 'Surfin’ Bird'? Сейчас это предстоит выяснить.

Фильм поделен на два этапа:

1) Новобранцы попадают в учебный штаб морской пехоты США, где им предстоит вкусить все прелести подготовки к войне с вьетконговцами. А помогать 'салагам' будет характерный сержант Хартман- человек, который сделает из тебя либо солдата-убийцу, либо же доведет до такого отчаяния, что в конечном итоге оно приведет к сумасшествию.

2)Это, непосредственно, Вьетнамская война во всей своей красе: обстрел с вертолета местного контингента, наступления, потери близких друзей и тд.

В начале кинокартины, нас знакомят, помимо сержанта Хартмана, с тремя новобранцами, которым сержант сразу же успевает дать прозвища: рядовой 'Шутник'Джеймс Дэвис (хиленький по своим пропорциям, но обладающий 'острым' языком, молодой парень), прямиком из Техаса рядовой 'Ковбой' Роберт Эванс, слабохарактерный и неуклюжий рядовой 'Куча' Леонард Лоуренс. Хартман сразу же старается привить в молодых неокрепших умах, что нет ничего ценней, чем воевать, ведь они рождены для одного: убивать в любой ситуации за свою страну. И тут сразу моментально встает вопрос: 'А не абсурд ли это?'. И тут начинается самое интересное.

Фильм пестрит, излюбленным Кубриком, абсурдом и гротескным юмором. Режиссер старается перевернуть все представление о войне с ног на голову. Само наличие главного героя, рядового 'Шутника'- прямое тому подтверждение: на его каске имеется надпись 'Born to kill' и в то же время красуется значок с символом мира. Так же во время демонстрации эпизода с наступлением, на фоне играет композиция группы The Trashmen 'Surfin’ Bird', от чего эмоционально становится не понятно: возмущаться или наблюдать за происходящим, как за шуткой. Кто то найдет в этом непристойное развлечение, кто-то садистское удовольствие. Кубрик специально ставит под сомнение наше восприятие действительности. И это уже, безусловно, достойно уважения.

Следующий элемент это операторская работа. Как и во многих картинах Стэнли Кубрика тут присутствует широкоугольная съемка, длинные планы и симметрия. И что бросается в глаза, так это крупные и средние планы. Ведь главный элемент этого фильма- лица, по ним мы понимаем всю трагедию происходящего. Сами солдаты говорят. что 'Мы здесь что бы убивать во имя демократии и свободы', но на самом деле их лица говорят обратное: само происходящее для них кажется полнейшим абсурдом и бессмыслицей.

Переходя к актерам, скажу, что это было безупречно. В фильмах маэстро Кубрика не возможно плохо играть. А чего стоит перформанс сержанта Хартмана в исполнении Ли Эрми, человека который вел себя естественно, т. к. он проработал инструктором корпуса морской пехоты.

Подводя итог, скажу, что обсуждать темы, ставящие Стэнли Кубриком в этом фильме (да как и во всех его произведениях) неиссякаемы. Можно вечно размышлять о посылах этого автора и так и остаться с носом. За это я и люблю Кубрика. И от себя ставлю

10 из 10

06 мая 2020 | 00:40
  • тип рецензии:

Я очень люблю картины Стэнли Кубрика. Из всей многочисленной четы режиссеров этот автор выделяется особенным образом. В его работах есть всегда узнаваемый, совершенно неповторимый почерк, отличительный знак, создаваемый рукой мастера. Многие его фильмы прочно заняли нишу классики в своем жанре, и 'Цельнометаллическая оболочка' не исключение.

Фильм повествует о повседневной работе американских солдат в суровое время Вьетнамской войны. Мы узнаем, как постепенно из обыкновенных юношей, изнеженных домашней рутиной и беззаботностью, такая страшная вещь, как война, делает настоящих убийц, хладнокровных и безжалостных, без малейшего колебания готовых нажать на курок, наведя дуло оружия на неприятеля. Это настоящее испытание на стойкость и мужество, и не каждый способен его пройти. Главная мысль, которую хотел донести до нас Кубрик, заключается в том, что каждый человек, независимо от пола, возраста или цвета кожи должен обладать самым ценным, что у него есть: совестью, сочувствием к близким и главное - душой. И никакие испытания не должны лишить его этого, ибо иначе он потеряет человечность и превратится в машину, не способную чувствовать и выбирать то, что велит сердце, но готовую лишь слепо следовать приказам. Кубрик осуждает войну как инструмент, высекающий из человека все прекрасное и превращающий его в животное с присущими зверю примитивными повадками и потребностями. Мастерски он воплощает на экране все стадии, переживаемые обычным солдатом, начиная с тренировочного лагеря и заканчивая реальными боевыми действиями. Главный герой на протяжении всей картины всеми силами пытается сохранить человечность, но война безжалостна, и в конце фильма мы видим совершенно другого человека, адаптировавшегося под те условия, что поставила перед ним судьба, а значит, избавившегося от 'лишних' мыслей, заменившего их на слепое бесстрашие, ведь на войне оно куда полезнее.

Я всем рекомендую посмотреть эту картину, которая, на мой взгляд, является одним из лучших произведений о войне, показывающая ее такой, какая она есть на самом деле, без романтических прикрас и ненужной лжи. 'Цельнометаллическая оболочка' является, безусловно, одним из лучших творений Стэнли Кубрика, в котором он в очередной раз доказал свое режиссерской призвание.

9 из 10

15 марта 2013 | 19:23
  • тип рецензии:

«Бог! Мы с тобой заодно, понял?»
«От крови трава растёт лучше…»
The Short-Timers Gustav Hasford

Кубрик снова возвращается к антивоенной теме, затрагивая уже в этот раз напрямую тему войны, проникая в самую её сердцевину. Тема страха теперь разбирается у него не как паранойя, а как индивидуальная защита: «Хорошо, что не меня», «Лучше он, чем я»…

На этот раз одну из тем книги Густава Хэсфорда, которую рассматривает Кубрик, является тема двойственности человеческой натуры по теории Карла Юнга, о которой говорит Джокер. Он один носит каску с надписью рождённый убивать и значок пацифиста.… Но все остальные носят это внутри себя…

Война – это генерализованное противоречие и участвующие в ней попадают в эту мясорубку дуализма…

Этакая мешанина эмоций ломает людей, говорит Мастер… Они вроде бы и знают, что делать – Корпус в Пэррис-Айленде создал в них желание убивать, но сталкиваясь с чем-то неопределённым - не имеющим чётко выраженного белого цвета – друг, или чётко чёрного цвета – враг, они начинают тыкаться как слепые котята по уголкам своей души.

Это кульминационно раскрывает сцена со снайпером: столкнувшись с умирающим снайпером-девушкой, которая только, что убила троих морпехов, они не испытывают ни жалости, ни ненависти… Пустота в их душе, выжженная напалмом страха, хоронящего навсегда, что-то светлое и ясное внутри них… Единственное, что они могут произнести, защищающее их от эмоциональности и чувствительности: «Этой крошке-сан уже не бум-бум…». Да и нежелание убивать её, думаю связано не с целью продлить её агональные мучения, как говорит Зверюга, а попытка закрыться от этого, остаться непричастным к Бойне.

Момент Интервью морпехов и панихида над погибшими особо интересна. В ней открываются мировоззрения солдат, их простота, противоречивость: тот же Зверюга, понимает, что это не война, а кровавая бойня и что за слово «свобода» он не собирается умирать, но тут же утверждает: «Раз мы уже начали, нужно довести дело до конца».

Двойственность впечатления создаётся и после знакомства с книгой и фильмом. С одной стороны понимаешь «Мысль фильма» у Кубрика и понимаешь, что, возможно, выраженный цинизм книги, скажем так: не сведён к минимуму, но значительно уменьшен, специально, чтоб акцентировать внимание на теме, выбранной Мастером. А с другой стороны, не с целью ли компромисса с цензурой была убрана сцена игры в футбол человеческой головой?

И второй момент – это подчёркивание книгой бесполезности и безысходности Бойни, когда в конце произведения убивают Ковбоя и ещё 3 морпехов, взвод отступает под смех снайпера, унося с собой злобу и нереализованную месть. Но это книга и это моё впечатление. Это не коем образом не говорит о каком либо промахе Мастера. Это его взгляд, его видение и его маленькая тема, которую он масштабирует и «послойно» в ней разбирается.

В одном схожи все герои фильма: «Я в мире дерьма. Но я живой». И это правда. И страха уже меньше. Да, здравствует М-И-К-К-И М-А-У-С!

23 мая 2009 | 21:06
  • тип рецензии:

'Цельнометаллическая оболочка' - кино далеко не о Вьетнаме. И даже не о самой войне. Правильнее сказать, что 'ЦО' - жёсткая история о месте человека в этой самой войне, и о месте войны в жизни человека.

Фильм рассказывает о рядовом Шутнике (Мэтью Модайн), прошедшем длинный и извилистый путь от 'куска маминого дерьма' до ветерана войны во Вьетнаме. Путь этот пролегал через окровавленные тела его товарищей, через горящие дома и взрывающиеся мины. Война явилась маленькой репетицией Ада на Земле.

Так же, как и в более раннем 'Апокалипсисе сегодня' Копполы, Вьетнам - всего лишь декорации; главное в таких фильмах - люди.

Сержант Хартман (Р. Ли Эрми) - закалённый в боях вояка, человек, не знающий уважения и прощения. Он мужественен, груб, беспредельно резок и жесток, и в этом его сила. Ему плевать, кто ты: черномазый, жид, макаронник или мексикашка, в любом случае для него ты - блевотина. Один из самых запоминающихся образов военных в кино, к которому, несмотря на его безжалостность, почему-то испытываешь огромную долю уважения и даже симпатию. Именно сержант Хартман задаёт нужный стиль повествования; во многом благодаря этому персонажу блестяще выдерживается динамичность фильма, происходящее захватывает от начала и до самого конца.

Рядовой Шутник (Мэтью Модайн) - подопечный сержанта Хартмана. Острый на язык, но хорошо исполняющий свою службу солдат.

Рядовой Куча (Винсент Д'Онофрио) - абсолютно безнадёжный солдат, 'козёл отпущения' и объект издёвок всего взвода Хартмана. В результате многочисленных физических и моральных унижений со стороны командования и сослуживцев Куча сходит с ума, становясь машиной смерти раньше времени. За ним действительно страшно наблюдать! При других обстоятельствах Куча мог вполне сойти за идеального персонажа фильма ужасов: безжизненные и ничего не выражающие глаза, бессмысленная и оттого ещё более пугающая ухмылочка, щедро заряженный ствол - вот таким предстаёт рядовой Куча перед зрителем после тщательной многомесячной обработки. Жуть!

Зверюга (Адам Болдуин) - прирождённый боец, высоко качественная машина для убийства. Зверюге совершенно наплевать, кого мочить. Лишь бы мочить. И побольше. Он действительно напоминает взбесившегося зверя, познавшего вкус крови и неспособного остановиться.

Пожалуй, чего точно не достаёт некоторым фильмам о войне - это реализм. 'ЦО' - картина не из таких. Наблюдая за тем, как носятся герои под градом вражеских пуль, ты будто чувствуешь всё то, что чувствует Шутник, или Зверюга, или Ковбой. Атмосфера поглощённого огнём Вьетнама пробирается прямо в сердце.

Идея фильма соответствует противоречивому сержанту Хартману, верящего в Бога и в морскую пехоту. Бог создаёт жизнь, а Хартман учит её отнимать.

Стать убийцей, оправдав ожидания фанатичного учителя, или попытаться спасти чью-то жизнь, сказав твёрдое 'НЕТ!' войне. Выходит, не менее противоречивым получился и образ Шутника, на чьей каске красуется надпись 'Born To Kill', а на форме - символ мира, так популярный среди хиппи. И нужно снять что-то одно.

Каска или значок? Каков Твой выбор, солдат?

02 апреля 2010 | 17:39
  • тип рецензии:

Эпическое кино Стенли Кубрика снова унесло меня в далёкую страну раздумий и скитаний. Как один человек может раз за разом штамповать шедевры?.. Руководствуясь правилом 'всё гениальное просто' Кубрик не перестаёт удивлять с каждым разом всё больше. Проходят дни, сменяются десятилетие, одно остаётся неизменным - кино Стенли Кубрика! Задал он жару в 'Цельнометаллической оболочке', казалось бы произошло невероятное, я увидел одновременно правдивый фильм о Вьетнаме, который был смешным и трагичным, вот что значит рука Мастера набита. Пожалуй, Стенли Кубрик за прошедшие лет пять, стал одним из любимых моих кинорежиссёров, и согласитесь - вполне заслуженно.

Ни рай, ни ад.

Фильм о войне, про войну, и вообще что такое война. О войне во Вьетнаме знал, до просмотра фильма кажется очень мало, довольно скучно опираться на матераил из умных учебников и журналах. Нужна правда!.. И кажется именно то, что я искал на страницах 'умных книжек', я нашёл в фильме Кубрика. Всё аккуратно, по полочкам с самого начала ведётся непринуждённая беседа (типа как дела и всё такое) со зрителем. Эта беседа увлекательна, познавательна и от неё ни чуточки не гнетёт скучными книжными терминами. Если Стенли Кубрик и берётся за что то, он делает это с увлечением и любовью. Картина 'Цельнометаллическая оболочка' так и пропитана тем чувством, которое и хотел донести режиссёр до зрителя.

'Есть Сэр, так точно Сэр!'

В картине выносится как бы на суд самого зрителя, как относиться к военным действиям во Вьетнаме. Вы сами решаете на чьей вы стороне. Вы можете быть патриотом, можете быть 'укуренным' хиппи, можете сойти с ума (рядовой Кучо), можете быть вьетнамцем (гражданство получить не сложно и довольно быстро без лишних хлопот-забот), в общем, решать вам, дорогой зритель.

'Гражданская пресса мочится в штаны'

Буквально начало фильма и половина друзей разбежались, сетуя на то, что мол фильм совсем неинтересный... Что ж, они вам скажу тогда много потеряли, картина на самом деле захватывает вас всецело. Это просто напросто такой стиль Стенли, начать размашисто, красиво, эффектно, не объясняя попутно 'что да как', позже всё сами узнаете, а сейчас сидите и помалкивайте. Через мгновение, уверяю вас, он реабилитируется в ваших глазах. И вернёт вам 'должок' сполна, ещё и с процентами.



'Любой, кто бежит - это вьетконговец; любой, кто стоит - это дисциплинированный вьетконговец'


Фильм наполнен под завязку темами, которые не угаснут после титров, и которые вы будете прокручивать у себя в голове ещё очень долго. Мораль, как это обычно бывает у Кубрика, находится где то там, 'на другом' берегу. Она размыта, её плохо видно из за 'тумана', но вы чётко ощущаете её присутствие. Наверняка все уже привыкли (те кто ранее смотрели фильмы Стенли Кубрика) что он поднимает в своих фильмах глубокие философские идеи, этические, межрасовые, культурные столкновения масс, и этот фильм не стал исключением...

Железная башка.

Очень многое, как уже говорил, вынесено на суд самого зрителя. Причём автор ещё тонко намекает на это, указав значок 'мира и свободы' на груди молодого военного корреспондента, а на голове каску с надписью 'Рождённый убивать'. Кубрик как бы говорит, - почему мы должны придерживаться радикальных точек зрения на какую-либо проблему, можно искать альтернативные варианты, можно совмещать две кардинально противоположные взгляды, морали, устои, в одном... кто говорил, что так нельзя?... Комбинируйте господа, экспериментируйте!

Таким образом революционер Кубрик, вновь подтвердил свой непоколебимый статус, доказывая зрителю как оно на самом деле. И зритель верит...

'Я убил двенадцать буйволов, все они сертифицированы'

Говоря о войне, как о философии, о понятии мне нечего добавить ко всему изложенному в картине, могу только покачать головой...

'Разве война не ад?... '

'Трупы знают только одно - лучше быть живым'

Довольно трудно вообразить себе, что на самом деле творилось во Вьетнаме во время войны, но посмотрев фильм, я уверен, вы на половину приблизитесь к истине, прочувствуете на себе весь ужас.

Не пугайся дорогой зритель, фильм 'Цельнометаллическая оболочка' не только взрывы гранат, или реки крови кругом, как я уже говорил фильм очень реалистичен (не Рембо), а в жизни солдата нет черных полос... Очень забавное начало картины, буквально минут через пятнадцать, я уверяю вас, вы будете 'кататься по полу' от смеха. Очень впечатлила военная подготовка бойцов, их психическое и физическое становление, из сопляков в мужчины!

'Рождённый убивать'

Не будет нормальных людей после такого, ну просто не может быть этого. Какая психика сможет выдержать такое испытание - только психика морпеха! Переживаешь и прогибаешься под обстоятельства вместе с главными героями, выдерживаешь все испытания и лишения лёжа на диване и закинув руки за голову...

14 декабря 2009 | 19:11
  • тип рецензии:

Вьетнам, любовно выстроенный в Англии... Суровый и горластый матерщинник Р. Эрми, всамделишний военный (Кубрик утвердил его на роль из-за того, что сержант мог ругаться в течение часа ни разу ни повторившись. Что и внесло определенный шарм и правдивость в его роль)... Мощные актерские работы Мэттью Модайна, Винсета Д`Онофрио и остальных (а как же без этого - Кубрик умел выжимать из всех максимум. По крайней мере, пока полученный результат не удовлетворял самого режиссера)... Финальная песня Роллинг Стоунз - 'Paint It Black'...

На выходе получилась одна из лучших картин о Вьетнаме. Картина о том, что на войне выживает только тот, кто хочет выжить. Моральные принципы, порой столь необходимые в мирной жизни, здесь не нужны. Могучий сержант, которого так ненавидят новобранцы на самом деле делает свое дело, пестуя машины для убийств, не склонных к сантиментам. И именно это становится для многих залогом выживания. Игры для настоящих мужчин. Учат жестоко, но действенно. Персонаж Эрми напоминает мне Волка Ларсена из 'Морского волка' Джека Лондона - определенные черты характера и отношения к окражающим определенно схожи.

Больше всего в фильме меня впечатлила игра Д`Онофрио - из толстого и неповоротливого увальня, он превратился в бездушную военную машину, не разбирающую по кому палить - 'Полный рожок - цельнометаллическая оболочка'. Полное перерождение, до которого персонажам 'Девятой роты', как до луны пешком. Не перерождение, а погружение в персональный ад, который оказывается еще страшней того, что творится вокруг. И здесь надо выжить, это первостепенная задача, прокричать - я живой, а остальное мелочи, не достойные рассмотрения и упоминания.

Пусть в коммерческом плане 'Взвод' Оливера Стоуна оказался выгодней, оба эти фильма необходимо смотреть и воспринимать в паре. Это как два взгляда на одну и ту же войну. Ветерана и человека со стороны. Тем более оба фильма вышли впечатляющими и навсегда остающимися в памяти двумя цельными и яркими образами.

17 ноября 2008 | 03:18
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: