К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Всегда были, есть и будут шедевры кинематографа, которые не только сделаны абсолютно качественно, а и настолько сильные по своему идейному содержанию и смыслу, что они действительно 'срывают башню' зрителям, могут поменять мировоззрение, отношение к чему-то и т.д. Думаю, что каждый любитель кино когда-либо смотрел для себя такой подобный, особенный и откровенный фильм, от которого он получал незабываемые впечатления. Я конечно же подобное тоже испытывал от просмотра некоторых фильмов. И вот буквально совсем недавно я оценил кинотворение, ощущения от просмотра которого у меня настолько мощные, что 'отходняк' от них у меня будет еще пол-недели так точно. Это 'Цельнометаллическая оболочка' Стэнли Кубрика.

Сюжет этой драмы о войне во Вьетнаме строго делится на две части, каждая из которых подлежит подробному описанию.

Часть первая - подготовка новобранцев морской пехоты США(в фильме это происходит на острове Пэррис в штате Южная Каролина). Мы знакомимся с главным героем по прозвищу Шутник, однако тут он не играет никакой роли в продвижении сюжета. Происходящее скорее похоже на документальную хронику о подготовке новых морпехов перед отправлением во Вьетнам. Однако это всего лишь оболочка. На самом же деле, перед нами предстаёт процесс переработки людей в обычное пушечное мясо, или же просто свиней на убой. Называйте это как хотите. Строгий инструктор сержант Хартман - главный управляющий этим процессом в наблюдаемом нами взводе. Путём сложнейших тренировок, муштры и крайне жестокого психологического давления новобранцев уничтожают изнутри и строят их на новый лад, делая из них просто убийц, 'этих храбрых и смелых сыновей великой Америки', действующих безжалостно и лишенных моральных качеств. А рядовой Лоуренс по прозвищу 'Гомер Куча', которому досталось больше всего от сержанта Хартмана - пример плохого испорченного продукта, переработка которого закончилась неудачно.

Часть вторая - новобранцев, включая нашего основного лицедея Шутника, ставшего военным корреспондентом, отправляют во Вьетнам. Другими словами, хрюшек отправили на бойню. Во второй половине фильма Кубрик нам демонстрирует всю суть этой бессмысленной войны. Здешние морпехи не имеют понятия, зачем вообще они сюда прибыли. Они просто истребляют вьетнамцев. Доказательством этого может послужить лишь один единственный диалог Шутника с пулеметчиком во время полета на вертолете к передовой.

– Я прострелил 157 узгоглазых и еще 50 буйволов. Все они сертифицированы.
– А женщин? Детей?
– Иногда.
– Как же ты убиваешь женщин и детей?
– Легко. И свинца на них меньше уходит.


Однако подождите! Родная страна и весь мир должны же знать, какие жертвы приносят бравые американские солдаты ради выполнения демократической миссии в коммунистическом Вьетнаме! Вот тут то и уместными являются сцены собраний работников армейской газеты 'Звезды и полосы', корреспондентом которой работает Шутник. На таких вот совещаниях главный редактор газеты обсуждает с подчинёнными, как 'правильно' надо писать статьи о событиях на здешней войне - с искажением истинных фактов.

Обязательно стоит мне упомянуть о такой немаловажной особенности 'Цельнометаллической оболочки', которая отличает это кино от многих других американских военных фильмов, как полное отсутствие какого-либо пафоса. На моей памяти, это пока что первый и единственный фильм, где я не увидел красиво маячащего на фоне флага или играющего гимна США. Никаких пафосных фразочек о единстве и героизме вы также не услышите.

И еще я не могу не прокомментировать хорошо подобранный саундтрек. В фильме вы услышите и Paint it, Black... от Rolling Stones, и Surfin Bird от Trashman, и другие хиты тех времен.

Под конец я хочу выразить следующее. Не всем зрителям (а особенно современным) нравится творчество Стэнли Кубрика, чьи фильмы порой некоторые считают странными и специфическими(чего только стоит 'Заводной апельсин'). Однако я только за один этот военный фильм проникся к режиссёру глубочайшим уважением. Стэнли Кубрик - гений, а 'Цельнометаллическая оболочка' - шедевр мирового кинематографа, кино, которое будет актуально всегда. Лучший фильм о войне во Вьетнаме и один из лучших на тему войны в общем. Настоятельно рекомендую к просмотру каждому и только в переводе Дмитрия Пучкова.

10 из 10

14 декабря 2013 | 17:11
  • тип рецензии:

Сегодня после просмотра этого фильма Кубрика мне на ум пришла цитата полковника Слейда, которого сыграл Аль Пачино в 'Запахе женщины' - 'Нет ничего хуже ампутированной души. Душу протезом не заменишь'. Цитата очень подходит под этот фильм.

Действие идёт на одном дыхании, без сантиментов и лишних диалогов. Атмосфера нагнетается и ситуацией, которая разворачивается на экране, и внутренними переживаниями героев. Случай с рядовым Куча показывает, как легко война со всеми присущими ей качествами высасывает из мягкого человека всю доброту и ласку и наделяет его своими эмоциями - жестокостью и безумием. Сержант задал вопрос - 'С тобой что, плохо в детстве мама с папой обращались?'. Всё как раз наоборот - обращались они с ним хорошо, даже чересчур хорошо. Как сказал, опять же, сержант - 'Убивает не оружие, а сердце'. Сердце человека не может выдержать такой нагрузки, которую испытал на себе рядовой Гомер Куча. Он в картине - как воплощение искренности и девственной неаккуратности. И что с этим делает война, армия, конкретнее - сержант? Он выжимает это, как сочный апельсин, и остаётся только высохший плод, который сгнивает.

История главного героя - Шутника - так же очень поучительна, особенно сочетание надписи 'Born to kill' на каске и значка мира на груди.

Кубрик снял кино, воздействующее, в первую очередь, не картинкой, а внутренним ужасом главных героев, что и делает её запоминающейся. Он играет на нервах, но техника игры у него своя.

Долго я ещё не смогу забыть взгляд Кучи из ночной сцены в туалете.

9 из 10

08 февраля 2011 | 21:26
  • тип рецензии:

Рожденные убивать.

Один из шедевров бессмертного Стенли Кубрика, на сей раз про войну во Вьетнаме, но фильм не столько о войне, сколько о человеческом характере, ведь в начале фильма молодые парни - это обычные 'пацаны ' строящие из себя крутых, а к середине фильма они превращаются в машины для убийства, они не разделяются на личности, они как пули - абсолютно одинаковые, всегда готовые убивать.

Фильм поделен как бы на две части. 1 часть - это обучение на острове в учебке, где из обычных парней Старший Инструктор По Боевой Подготовке Хартман, делает из них идеальных убийц, потому что морская пехота это вам не шутки! Кстати этот Хартман стал у фильма одним из главных 'талисманов ' что ли...

Часть 2 - собственно сама война во Вьетнаме, тут обычные парни уже точно знают свою задачу, но не понимают какого черта они здесь делают. Во Вьетнаме постоянно кто - то стреляет, солдаты обмениваются военными шуточками, не скорбят по убитым, потому что какая нафиг скорбь, они ведь Машины Для Убийств!

'Не стоит отдавать жизнь за глупого царя ' (с) Ахиллес (фильм Троя)

Этот фильм как я уже сказал не совсем о Войне. Он скорее о человеческих чувствах, не одного какого-то конкретного парня, от которого ведется повествование, он о всех парнях которые попадают на войну, просто то, о чем думает Главный Герой фильма (это Рядовой Шутник) не какая-нибудь тема о которой не думает никто, об этом думают все, но никто не говорит об этом вслух.

Кстати почему-то некоторые странные личности называют этот фильм комедией! Они говорят о фильме примерно так: 'Ну, знаешь, этот фильм о том как в начале, в учебке, Сержант обучает солдат, как надо воевать, это так прикольно смотрится! Матершина там так и сыпется! Ну а вот потом когда солдаты попадают на Войну, там уже неинтересно, там уже можно не смотреть, там нету Сержанта. ' Вот так примерно эти странные личности и говорят об этом фильме. Нет, друзья странные личности! Это не комедия! Это скорее драма, но не о конкретном человеке, а о целом поколении, которые сами не знают почему и за что они сражаются...

10 из 10

24 марта 2008 | 08:57
  • тип рецензии:

Нестареющая классика на злобу дня от великого мастера киноискусства Стэнли Кубрика.

История призывников войны во Вьетнаме. Новобранцы от момента стрижки волос, через учебку на войну и до своего последнего дня на войне. Кем они были в начале, что за личности и во что превратились в конце. Дает полное представление о том, что за люди потом возвращаются и наполняют мирные города.

Фильм о новобранцах, обычных парнях, не имеющих жизненного опыта (уровень развития каждого видно из поведения персонажей их ребячества или попыток казаться взрослым за счет шуток), пустой сосуд в который как в компьютер вписывается лишь одна программа “вступай в строй и маршируй к великой победе”. Но сначала, в учебке, штампуются солдатики, создается цельнометаллическая оболочка человека, залог того, что внутрь уже больше ничего не попадет. И вот перед нами готовые солдаты, члены братства морпехов (только послушайте все эти пафосные речи и потом посмотрите, что за ними реально стоит). Фильм показывает, как и к чему эти солдаты готовы. Уровень их мастерства, то, как ведут боевые действия. И то, о чем они думают, их нравственное состояние, их моральный и интеллектуальный уровень. Показывает, что там осталось в головах, за этой цельнометаллической оболочкой (это вам не Тони Старк).

Центральный персонаж, вместе с которым автор ведет зрителя по истории, рядовой “шутник”, отражает суть, психологию среднестатистического молодого человека, воспринимающего мир с юмором. А как мы знаем из психологии - юмор трактуется как средство познания мира и усвоения представлений о нем. Так же позитивный юмор, умение посмеяться над собой и жизненными неурядицами укрепляет психическое здоровье. Новобранцам так же, как и нам зрителям, все происходящее в армии кажется нелепым и смешным. И нам, зрителям, наблюдать за происходящим весьма забавно, до тех пор, пока мы не видим, как из обычного парня, человек превращается в “оружие”, пока он не переступает черту и получает “медаль конгресса за злобу”.

Второй персонаж, на котором делается акцент в повествовании, рядовой “куча”. Этот персонаж отличается от остальных запоздалым развитием. Сцена, когда рядовой “шутник” застегивает ему китель как мама ребенку перед школой, наглядно демонстрирует этот факт. Мы видим его детскую невинность, желание и способность подражать старшему и неспособность контролировать свои эмоции и желания. В то же время этот персонаж является символом ребенка в каждом из нас. Неслучайно рядовой “шутник” заходит в дверь с надписью “голова”, метафора того, как превращаясь в “оружие”, солдат убивает внутри себя этого ребенка.

Все картины Стэнли Кубрика идеально сбалансированы и эта - не исключение. Нельзя выделить какой-то отдельный элемент, какой-то инструмент режиссера среди остальных. Все является эталонным примером, на что способен язык кинематографа и как его можно и нужно использовать. Операторская работа помогает игре актеров, игра актеров помогает созданию атмосферы. Звуки, музыка и цветовые решения создают контрасты перетекания реальности - из веселой беззаботной в довлеющую злобную. Прибавляем к вышеперечисленному символы и метафоры - все это вместе работает на раскрытие основной линии сценария - дуализм психики человека. История о том, как формируется дуализм психики персонажа фильма, противоречащие друг другу мысли: навязанная мысль “рожден чтобы убивать” и естественное, прирожденное желание мира. Люди в подобных условиях способны верить, что они герои, потому что вдесятером смогли убить одну женщину, а вместо Иисуса способны верить в Мики Мауса.

Кубрик не навязывает нам какую-то позицию, какую-то мораль, не учит тому, как нужно жить и что хорошо, а что плохо. Как истинный художник он создает картину о жизни. Позволяет каждому зрителю подсмотреть за той частью жизни, реальную изнанку которой ему увидеть не дано. Мы видим лишь верхушку айсберга, лица героев на билбордах. А про подводную часть айсберга, (часть реальности так или иначе влияющей на все аспекты нашей жизни) Кубрик рассказывает, не по канонам Голливуда, а по заветам песни Rolling Stones “Paint it, Black”.

06 апреля 2023 | 16:08
  • тип рецензии:

Морской пехоте не нужны роботы. Морской пехоте нужный убийцы.

Наверно каждый, кто смотрел это фильм, воспринимает его по-разному. Большинство, отзывающееся положительно, вероятно считает его все-таки драмой, фильмом, показывающим все ужасы и зверства войны. У меня сложилась иная точка зрения после просмотра, не то чтобы я увидел там комедию, но смешно порой было до слез.

Сначала учебка. Отдельного внимания заслуживает Рональд Ли Эрми, который действительно прошел войну во Вьетнаме.

Грубый армейский юмор из учебки резко переходит в безжалостный юмор воюющих бойцов.

Картина конечно серьезная, но лично меня она не убедила в том, что 'война - это ад'. Морской пехоте не нужны роботы, морской пехоте нужны убийцы. Равно как морской пехоте не нужны философы. Солдаты не думают о том, что они защищают интересы своей страны, не думают что они кому-то помогают. Они просто убивают. И делают это достаточно спокойно. Что совершенно нормально, сильно думающий свихнулся бы.

Любой кто бежит - солдат Вьетконга, любой кто стоит - дисциплинированный солдат Вьетконга.

Очень к месту оказался перевод Пучкова, никто бы не справился здесь лучше чем он.

Крайне рекомендую для прочтения книгу Густава Хэсфорда 'Старики', там хладнокровие и жестокость показаны куда подробнее чем в фильме. И куда лучше показано безразличие морпехов к происходящему. Морпехи рождены убивать, чем они и занимаются.

Давайте лучше спасать Вьетнам от местного народа. Нет сомнений, что они нас любят. Знают, что если не будут любить, мы их убьем. Возьмешь их за яйца – умы и сердца подтянутся.

Когда человек убивает ради удовольствия - это садист. Когда человек убивает ради денег – это контрактник. А вот когда человек убивает ради и того и другого – это морпех.

Фильм не рекомендуется к просмотру людям, страдающим фобией перед Западом.

P.S: Финальная сцена бесподобна.

01 октября 2012 | 15:39
  • тип рецензии:

Глубина творчества Стэнли Кубрика столь недосягаема, что даже после его смерти не смолкают бурные споры о 'Заводном апельсине' и рассуждения о 'Цельнометаллической оболочке'. Последняя - самая выдающаяся после безумного цитруса. Кубрик снимает о вьетнамской войне, не обращая внимания на Вьетнам вовсе. Страшная вещь - война. Тот же Вьетнам: 58 тысяч погибших американцев. Цифра растет каждый день, так как ветераны умирают вследствие естественных причин: болезни, чрезвычайные происшествия, самоубийства. Обратите внимание на последнее, люди уже не в состоянии жить дальше после пережитого кошмара. В те времена царила анархия: беспощадные бои, солдаты сражались во всю мощь, используя все подручные средства против врагов, а над мертвыми телами легко издевались. Всюду была кровь и килограммы гниющей плоти. Психика не выносит и дает сбой, оставляя дефект в мозгу до конца жизни.

Люди рождаются, растут и отправляются на 'конвейер жизни'. Там решается их дальнейшая судьба. Большая часть подастся в престижные учебные заведения, а другая - прямиком в армию, служить во благо любимой Родины. Любая страна ежегодно выпускает бесчисленное количество отслуживших так же, как завод выпускает патроны с цельнометаллической оболочкой. Солдат штампуют из года в год, создавая тем самым единую и нерушимую систему. В любой момент свору можно отправить в самое пекло сражений. А к чему готовит и – главное - чему учит армия? Чести, отваге, силе? Как бы не так. Наверняка все смотрят картину в переводе Дмитрия Пучкова (известного как 'Гоблин'). Его отточенный до совершенства перевод хоть и изобилует матом, но с безошибочностью передает всю армейскую суть. Генералы вольны словцом и жестоки деяниями. Все, что они могут, - орать во все горло и заставлять не брезговать физической подготовкой. Объекты заражены. Солдаты превращаются в безжалостных зверей, жаждущих крови и в прямом смысле мяса. Взвод становится родным, а генерал - вторым отцом.

Кубрик не останавливается на достигнутом. Более того, он не собирается стоять лишь на безрассудстве отношения к человеческой жизни. Поднимается острая для всех проблема, усеянная сатирой. Жестокость будет существовать всегда, вне зависимости от того, какое будет время. Насилие в 'Оболочке' досконально изучено: от бесчеловечного обращения с человеческим сознанием до ярых и приносящих наслаждение убийств. Даже старое доброе ультра-насилие нашло себе уютное местечко. Для него война - поле для высмеивания ее самой. Совершенно спокойно Стэнли прогуливается по территории военного кинематографа, выставляя напоказ все его недостатки и слащавость, увековечивая все правдивостью и откровенностью, требуя от кинематографа честности.

Действие монотонное, атмосфера передана на ура. Редкий случай, когда не к чему придраться. Декорации идеальны, натурные съемки совершенны, несмотря даже на то, что вокруг лишь пыль, патроны и суматоха. Серые тона, преобладание гаммы тусклых цветов и поминутно сгущающаяся пустота. Лента тяжелеет, начиная с потешной подготовки и кончая суровыми побоищами. Музыка напоминает треклист в плеере обычного Американца 80-х. Нестареющие Rolling Stones и мелодичная Nancy Sinatra. Многое отыграло в этом фильме. Поднимающее дух, угнетающее отчаяние, - композиции подобраны по нутру фильму. Рядовых слишком много, запомнить их потому сложно. Белой вороной слывет Винсент Д’Онофрио. Вот это образ! Толстый и неуклюжий аутсайдер, ненавидимый всеми, немедля превращается в сумасшедшего. Выходят два совершенно разных персонажа, одновременно вселяющих страх и сострадание.

Работы Стэнли Кубрика не могут остаться незамеченными. Его фильмы – вершина кинематографа, а сам он - гений. Никакой фальши, четкое следование сценарию и увиливание от стандартных загогулин в рамках жанра. Что такое 'Цельнометаллическая оболочка'? Комедийная драма, а может, военная трагикомедия? Сложно определить, но понять кино в целом элементарно. Стоит лишь задуматься над единственной мыслью: разве война - это не ад?

18 мая 2012 | 21:50
  • тип рецензии:

Фильмы о Вьетнамской войне можно посчитать по пальцам, и неудивительно, ведь этот конфликт в американском обществе является больным местом. Из этого следует, что к каждому фильму, освещающему эту военную кампанию стоит отнестись с вниманием, если вы конечно, не ярый пацифист.

'Это ты Джон Уэйн? - Это я!' - из этой шутки героя актера Мэтью Модайна, адресованной его инструктору в самом начале фильма, сразу всё становиться ясно. В картине не будет тонны американского патриотизма, бравых вояк и кучи трупов мертвых 'гуков'. Кубрик снова сыграл на харизматичных персонажах, врезающихся в память на лету. И ему это в который раз чертовски удалось.

Но не одной харизмой и прекрасной актерской работой хороша эта лента. Кубрик показал феерию ужаса войны, приправленных 'армейским и не очень' юмором, обычными буднями 'борцов за демократию',их настроением и вообще философию человека, убивающего для того, чтобы самому не 'сыграть в ящик'.

То, что смог мастерски воплотить Кубрик в своей картине, должно уничтожить в нас потенциальных 'машин для убийств', ибо тяготы войны, которые мы видим из глаз 'Шутника',не должны повторяться вновь.

11 апреля 2011 | 08:05
  • тип рецензии:

Кажется, что в «Цельнометаллической оболочке» иные художественные задачи, чем в «Заводном апельсине» - все-таки иной материал для исследования. Однако, это впечатление обманчиво: здесь также, как и в экранизации романа Берджесса, задача Кубрика – показать воспроизводство насилия, порочный круг зла, и которого нет выхода. Пацифистские взгляды режиссера стали очевидны зрителю еще при просмотре «Троп славы» и «Доктора Стрейнджлава», однако, впервые в своем творчестве именно в «Цельнометаллической оболочке» Кубрик без цензуры и не щадя зрителя высказался полностью все, что он думает об американской армии и армии вообще. Эта картина в большей степени об армии, чем о войне, она о том, как вчерашних детей превращают в сумасшедших убийц, по капле вытравляя из них все человеческое.

Правы те зрители, кто считает, что условная первая часть картины страшнее и убедительнее второй: действительно, унижение человеческого достоинства, тотальное надругательство над всем человеческим, которое применяет военный инструктор в своем воздействии на солдат, так чудовищно, что может завершиться лишь насилием. Вторая часть показывает жизнь, быт и войну уже не людей, а машин для убийств. Джеймс Нэрмор в своем исследовании творчества Кубрика посвящает наиболее убедительную главу именно «Цельнометаллической оболочке»: именно в ней его психоаналитический метод срабатывает на ура. Согласно Нэрмору, в данной картине мы видим извращенное понимание мужественности как грубости, неотесанности, вульгарных шуток и вечной зацикленности на фаллосе.

По этой причине нет ничего удивительного, что кульминация второй части – схватка американских морпехов с одинокой вьетнамской снайпершей, которая почти символически кастрирует их. Ненависть ко всему святому, сексизм и расизм, мизантропия ко всему роду человеческому, жажда лишь убивать и чем больше, тем лучше, все это безумие – результат бесчеловечной военной подготовки, которую мы видим в начале. Так картина Кубрика становится еще одним беспощадным к зрителю логическим и математическим доказательством авторских тезисов и концепций. Мало кто в режиссуре так неумолим и доказателен, как Кубрик, даже Коппола в своем великом «Апокалипсисе сегодня» не так чудовищно логичен, как режиссер «Цельнометаллической оболочки». Кубрик намеренно делает свой фильм «грязным»: здесь гадко все, от слов и дел до поведения каждого из персонажей. Даже наиболее человечный из всех рядовой «Шутник», и тот в финале решается на чудовищный поступок.

Фильм не состоялся бы без запредельных на грани сумасшествия работ исполнителей, в особенности, конечно, Винсента Д`Онофрио в роли рядового «Кучи» и Р. Ли Эрми в запоминающемся на всю синефильскую жизнь образе военного инструктора. Что же касается Мэтью Модайна в заглавной роли «Шутника», то он за несколько лет до фильма Кубрика снялся у Олтмена в «Нераскрывшихся парашютах», тоже военной драме, тоже играл главную роль и столь же заурядно. Режиссер «Цельнометаллической оболочки» не случайно выбрал для места действия своей картины Вьетнам, поскольку хотел показать наиболее наглядно всякую захватническую войну, какими бы благими целями она не оправдывалась. Концентрируясь на грязи и мерзости войны, Кубрик добивается эффекта тотальной дегероизации и демистификации вьетнамской военной кампании, на мой взгляд, даже более убедительной, чем в лентах Копполы и Стоуна.

«Цельнометаллическая оболочка» - о превращении человека в снаряд войны, покрытый как броней слоем мизантропии, грубости, хамства (вспомним сцены с проститутками) и не в последнюю очередь фаллоцентризма. Армия показана режиссером как область безграничного господства мужского пола и оттого, сумасшедшая в своей сути, она не признает ничего человеческого. Для того чтобы создать эффективные на войне кадры (а как мы видим, прошедшие «инструктаж» и подготовку у сумасшедшего инструктора солдаты невероятно результативны на поле боя), армия вытравляет из человека все лучшее, уничтожает даже следы гуманистического воспитания в семье и школе. Целенаправленно и систематически унижая человеческое достоинство, армия, по мысли Кубрика, добивается результата на войне только тогда, когда расчеловечивает человека. Война же лишь завершает дело разрушения личности. В итоге, как и в «Заводном апельсине», насилие порождает насилие и ведет к безумию, грязи, бойне и мерзости каждодневного пребывания на войне. Тему уже личностного, а не группового безумия Кубрик раскроет также в ставшей культовой экранизации романа Стивена Кинга «Сияние», анализом которого мы и закончим наш обзор творчества этого кинематографического гения.

23 января 2023 | 17:38
  • тип рецензии:

Фильм разделен на две части. На, так сказать, веселую для зрителя, но тяжелую для новобранцев. И на жестокую, почти будничную, жизнь убийц, которые морально закалились (а кто-то уже и морально разложился), которые просто воюют, которые стали 'рожденными убивать'.

Первая половина мне понравилась больше. Возможно, это из-за того, что я сам служил в учебке, а может я больше поклонник 'трололо'-юмора, не знаю. Но многие сцены и персонажи напоминали про те веселые дни, когда мы до изнеможения занимались физо, зубрили уставы и в очередной раз качались из-за какого-нибудь придурка, спрятавшего булочку в прикроватной тумбочке.

А вот вторая часть кино про прирожденных убийц резко меняет настроение. Да, еще остаются просто стебные моменты про проституток и острых на язык самоуверенных солдат, но все переходит в моральное русло. Стрельба по гражданским, выполнение-невыполнение приказа, рассказы очевидцев про зверства своих и чужих. Все это открывает ту скрытую под старыми архивными пафосными записями и фотографиями нечеловечность происходившего.

После просмотра трудно понять, по какой из двух троп пошел Стэнли Кубрик. По тропе стеба или по тропе голой правды.

9 из 10

Обязателен к просмотру.

10 августа 2010 | 12:44
  • тип рецензии:

Думаю, не сыскать зрителя, заочно не знакомого с сержантом Хартманом – инструктором морпехов-новобранцев. Видеонарезки с тем, как он муштрует новичков облетели весь интернет, став мемами во языцех! Этому мы обязаны картине Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка». Впоследствии другие кинематографисты ещё не раз, не два обращались к этому приёму (весьма рабочему в общем) – «сверхстрогий строевой с уничижительным обращением к своим подопечным» (да взять хотя бы «Майора Пэйна»!)…

Итак, картина рассказывает об ускоренной подготовке КМБ ребятишек, не нюхавших пороху для военной кампании США во Вьетнаме. 1968 год. Парней стригут – и вот уже учебка со всеми тяготами и лишениями. Выделились среди неоперённых рядовой «Шутник/Джокер» и рядовой «Пайл/Куча». Собственно довольно увесистый отрезок ленты будет представлен части «тяжело в учении». Закончится подготовка сценой, очень даже закономерно вытекающей из логики событий. Я даже ждал этого. Но это не разговор про предсказуемость…

Другая составляющая фильма смело может считаться частью с рабочим «легко в бою». Легко ли? Ну а как же! Как спела «Ария»: «Война им кажется игрою…». Однако это ни в коей мере не говорит о том, что новую партию бойцов забросят сразу в котёл. Нет. Мы видим как американские солдаты, один из которых знакомый нам Шутник (это его каска изображена на постере), в летнем кафе проводят досуг. Подошедшие местные – парень и девушка – предлагают услуги интимного характера (причём, если я правильно допонял, то брат предложил сестру), что только иллюстрирует не самую завидную участь, как минимум, вьетнамских девушек. Вот и остаётся что либо занятия проституцией, либо оружие в зубы – и вперёд! Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама ждёт тебя с распростёртыми объятиями!

Вот два фундамента, на которых зиждется «Цельнометаллическая оболочка». Снятая в жанре драмком, она однако скорее показывает изнанку бессмысленной войны, затеянной Штатами. Почему бессмысленной? Потому что проигранной. Замечательные американские бомбы по традиции сеяли демократию, но Вьетконг устоял!.. А впрочем… это я уже вышел за грани кинематографа.

Какой-то жести в сражении я не увидел, невзирая на то, что фильм про войну. Этот фильм, как и многие другие фильмы того времени не грех будет и пересмотреть. Хорошо снимали тогда. Никакой тебе политкорректности… Кстати, попытавшись вспомнить когда я до этого смотрел фильмы про Вьетнамскую войну, – я отнёсся аж во времена VHS…

Пора заканчивать… Хороший, крепкий, добротный антивоенный фильм. Какой-то большой глубокой мысли я не повстречал при просмотре. Но набор для того, чтоб быть на своём месте и по праву занимать свою нишу в кинематографе картина Кубрика имеет.

9 из 10

21 марта 2022 | 12:45
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: