К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

У каждого без преувеличения великого режиссера, осмелившегося показать на экране военный Вьетнам, он свой собственный и неповторимый. Война во Вьетнаме всегда была не только гноящимся прыщом на лице американской истории и оборотной стороной пресловутой звездно-полосатой демократии, но и поводом для самовыражения мастеров от цеха кино. Вслед за философией войны копполовского 'Апокалипсиса сегодня' и звериной агонией 'Взвода' Оливера Стоуна Стэнли Кубрик обозначил свое видение этого кровопролитного конфликта. Условно разбив 'Цельнометаллическую оболочку' на две части, он тем самым создал универсальную структуру рассказа о войне, которую впоследствии позаимствует даже Бондарчук для своей '9 роты'.

Реальность фильма есть ад, от первой его минуты до последней. Ад, у которого существует лишь две степени - учебная и боевая. Беспечность мирной жизни слетает вниз вместе с обритыми под ноль шевелюрами новобранцев, недвусмысленно намекая на то, что пути назад нет и дальше будет только хуже. Самые удачливые имеют шанс выжить, а кому-то с головой хватит и макета кромешного преисподненного ужаса, именуемого курсом молодого бойца. Личину дьявола здесь примеряет на себя сержант Хартман, словарный запас которого на 80% состоит из отборного многоэтажного мата, а такие понятия как 'доброта' и 'сострадание' там попросту отсутствуют. Отлаженное производство машин для убийства, сопровождаемое ежеминутными унижениями, похабными строевыми песенками и сакральным единением с оружием. Мою винтовку зовут Шарлин, сэр! И это значит лишь то, что неказистая на вид машина, из которой вместе с дерьмом выбили все человеческое, готова убивать, и лучшим помощником для нее может быть только оболочечная пуля калибра 7,62 мм - full metal jacket.

Страшнее ада - лишь ад, возведенный в квадрат. И весь он умещается в одном емком слове - Вьетнам. Здесь живописные пейзажи с пальмами и лазурными заливами разбавлены свистом пуль, фонтанами крови и огненными бурями. Здесь любая местная проститутка, готовая работать на износ за пять баксов, может оказаться агентом Вьетконга. Здесь преимущество женщин и детей лишь в том, что на них уходит меньше свинца. Здесь нет места сосункам и пацифистам, а если даже и пришпилен к груди солдата символ мира, то он легко компенсируется надписью 'Born to kill' на шлеме, что объясняется всего-то дуализмом человеческой натуры.

Вьетнам Кубрика - это пылающие руины и группа бравых защитников заокеанской родины с идеологической кашей в голове, неспособных даже понять, ради чего они сражаются и гибнут, но четко знающих, что убивать - их прямая обязанность и призвание. И страх. Страх, который возводится режиссером в ранг главного героя. В отличие от многих канонических лент о Вьетнамской войне, в 'Цельнометаллической оболочке' есть не только экшн, психологизм и драма, но и самый настоящий, пробирающий до костей саспенс. Уйдя от грандиозных по своему размаху ковровых бомбардировок и наглядности кровавого винегрета, Кубрик вывел на первый план историю отряда, попавшего в засаду. Всемогущее зло войны сужается до масштабов одинокого снайпера, засевшего в оконном проеме полуразрушенного здания. Ничто не может быть страшнее концентрированного зла - вязкой, как сгущенное молоко, смертельной опасности, когда интуитивно чувствуешь затылком ровное дыхание костлявой с косой, жадно смотрящей сквозь оптический прицел.

Ужас, доведенный до предела, превращается в агонию и сумасшествие, особенно когда фоном для него служит популярная, но откровенно идиотская песенка про птицу группы 'The Trashman'. И под занавес - трагикомичное торжество абсурда - марш Микки Мауса, похоронной насмешкой американского самолюбия разносящийся над царящей вокруг разрухой и смертью.

Незатейливые слова морпехов, дающих интервью военному корреспонденту, оказываются едва ли не более говорящими, чем любые взрывы, перестрелки, кадры геноцида мирного вьетнамского населения и прочие душераздирающие подробности. Война живет не на полях сражений, а в мыслях людей. Ад начинается в тот момент, когда перестают задаваться вопросы: зачем, почему и ради какой цели, а истинные ценности заменяются теми, которые выгодны солидным дядям в галстуках, просиживающим кресла в Конгрессе и Белом Доме. Когда сознание замыкается на одной лишь тяге к разрушению, заковывая личность в непробиваемую цельнометаллическую оболочку.

Без привлечения именитых актеров, и даже не выезжая за пределы дорогой сердцу Англии, на примере истории нескольких американских парней Кубрику удалось наглядно показать, как правительство США, ввязавшись в эту заведомо проигрышную войну, сотворило с тысячами своих граждан то же, что и с рядовым Кучей его ненаглядная Шарлин.

10 из 10

25 июля 2012 | 00:21
  • тип рецензии:

Великий фильм...что еще добавить? Он берет тебя от самого начала и почти до самого конца. Никаких титров в начале - только название фильма да кто снял это. Веселёнкая, полупропагандисткая песенка как кто-то едет во Вьетнам с непременным обещанием победить и вернуться назад домой, пока парней на экране бездушно бреют налысо.

Сцена знакомства рекрутов с сержантом Хартманом - отдельная история. Эти восхитительные 7 минут можно разбить на фразы и изучать их, причем очень долго. Сержант точно дает знать кто-есть-кто на следующие 8 недель...

Никаких имен для рядовых, только клички - Шутник, Ковбой, Куча и т.д.

Очень много орут, понятно на кого, орут, для того чтобы добиться идеального результата. Ведь они морпехи...даже Бог любит их больше других родов войск, потому что только они регулярно доставляют 'свежие пачки душ' на небеса.

Много достаточно циничных шуток, типа 'Как остановить пятерых негров, насилующих девушку? Кинуть им баскетбольный мяч!' или 'Как ты можешь убивать женщин и детей?! - Легко, на них просто тратишь меньше свинца...' (По-английски это звучит просто дико).

Сюжет не самое главное в этом фильме, главное - как герои выглядят, что они говорят, как поступают. Никаких подвигов, никаких наград, даже сказал бы, наоборот. Жизнь такая, какая она есть.

В общем, отлично показана армейская атмосфера тех дней. Рекомендую посмотреть. Если не понравиться - ну что ж, хотя бы свой английский чуть-чуть улучшите. Этот фильм из той категории которые не оставляют равнодушных - либо ты его любишь, либо нет...

10 из 10

31 августа 2007 | 19:30
  • тип рецензии:

Очень забавно бывает читать отзывы критиков на этот фильм (как и на другие фильмы Кубрика). Пытаясь, очевидно, во что бы то ни стало оправдать высокий статус, эти ребята пишут длинные абзацы какой-то полнейший белиберды, никакого отношения к фильму не имеющей. Типичная рецензия выглядит так:

'Фильм Стэнли Кубрика является экзистенциально-психологической притчей с философским подтекстом, отражающей мотивы культурологических трактатов социологов второй половины двадцатого века, когда метафизическая природа человека психически ионизирует, входя в контакт с тончайшими проявлениями жизненных обстоятельств, рождая при этом новый мотив человеческого существования...'

И так далее, в том же духе. Колонки бреда о каких-то невероятно тонких материях, экзистенциализме, философии и прочего. Смех сквозь слезы.

'Цельнометаллическая оболочка', на самом-то деле, фильм довольно простой, хотя очень эффектный. Все подается практически прямым текстом, за что Кубрику большое спасибо - многие 'высокие' режиссеры любили завертеть свои мысли так, что б потом нужно было разгадывать их по три часа.

Молодые парни едут на войну. Парней учат убивать дабы выжить и победить на этой войне: 'я должен стрелять точнее, чем враг, который хочет меня убить'. Постепенно им в голову вколачивают простую военную истину: не ты - значит, тебя. Не все выдерживают муштру, но те, кто справляются, становятся солдатами.

Парни попадают во Вьетнам и утверждаются в правоте сержанта на практике. Парни приехали туда не отстаивать интересы Америки - им не важно, какого черта они там находятся. Ребята живут в свое удовольствие - болтают, трахают шлюх, играют в футбол. А когда приходит пора воевать, они лишний раз понимают, что сержант был прав - не ты, значит тебя.

Все это подается глазами военного корреспондента, который изо всех сил пытается сохранить свой моральный облик на войне, не принимая черно-белое мышление остальных. С переменным успехом ему это удается, потому что только он тут, похоже, осознает, что война - трагедия для всех участников, неважно, 'свои' они или 'чужие'.

Да, именно так там все и выглядит. Хороший, очень жизненный фильм. Совершенно непонятно, где здесь можно откопать тонны псевдофилософского бреда, которым разливаются кинокритики, но, в конце-концов, какое мне дело? Подобной чуши можно и про 'Крокодила Гену' написать, я уподобляться критикам не буду.

В принципе, после 'Взвода' где речь шла практически о том же самом, ничего нового этот фильм не открыл. Просто добротный, сильный фильм, если бы не...

Да, сцена учебки. Кубрик взял на роль настоящего сержанта, служившего во Вьетнаме, и не прогадал. Потому что сцена учебки сделана потрясающе. Собственно, именно с этой сцены и пошли бесконечные подражания, пародии, вечно орущие сержанты в дурацких шляпах, муштра, муштра, муштра. Эту сцену цитировали и стебали столько раз, что она уже давно стала классической. Совершенно заслуженно - ее не переплюнул еще никто.

Да, пора заканчивать. Хороший, пусть и не слишком оригинальный военный фильм, ставший классикой. Во многом благодаря эпизоду в учебке - без него кино потеряло бы половину своего шарма. Самое главное - он чем-то все-таки цепляет.

Глупо ставить оценки классике. Я и не буду. В рецензии все сказал.

09 ноября 2011 | 01:24
  • тип рецензии:

«Убить человека не составляет большого труда. Всего лишь подносишь оружие к голове и пуф»

Эдди из Silent hill 2 the game.


Стэнли Кубрик, за что бы за свою длительную карьеру режиссера не брался, всегда выливал на свет чистейшую, интегрированную по собственной схеме струю вылепленного всеми чувственными стежками части киноискусства. Притом никогда эта дань не виделась поверхностно. Очень часто оставляя финалы своих творений открытыми в превалирующей инвективе, великий директор смело дубасил весь фильм зрителя дубиной из аллегоричных повествований, чтобы в итоге так же легко его отпустить, не вылечив, а лишь мастерски указав резоны через сюрреальность, психопатию и одиозный, скрытый в натуре человека саспенс.

«Цельнометаллическая оболочка» как предпоследние творение величавого британца – это филигранный огромный импульс, накопившийся за все его творчество. Не пик или вершина творчества, а именно концентрированный импульс из всех возможных аналогов режиссера. Но пока это просто первый день в военной части по подготовке морских пехотинцев. Распределение ролей следует моментально, в то время как обильно матерящийся сержант, а по-другому нельзя, дает такие меткие прозвища своим свежевыбритым, неуверенным подчиненным. При этом, чтобы подчеркнуть лобовой метод психологического воздействия военно-воспитательский виртуоз издевается чисто армейским способом, глагольствуя о безразличности к вероисповеданию и расе, что не мешает ему с равным успехом обзывать одного чернокожего «Снежком» и насильно попрекать рядового Шутника за атеистские убеждения, все-таки проникаясь к нему долей уважения за стойкость, что так любят прожженные старослужащие. Кардинально благодаря такому уверенному, систематическому выходу на передовую сцену вышеназванных, опущенных сержантом рядовых первую половину фильма за тюлем боевой подготовки и критического молчания будущих дарителей смерти непонятно, кто же будет тем самым главным героем. Фактически это территория сержанта, он здесь и папа, мама, строгий учитель и всецело главнее: говорит, командует, бедно философствует только он, изредка давая возможность высказаться своим «ничтожествам». Он единственный носитель необходимых для будущих якобы высококачественных солдат знаний, а так же эгоцентрик в меру навязывания стерильно-ограниченных мыслей.

Ко второй половине, классически томной для этого фильма и обратной для восприятия монолита первой части, станет ясно, что войну, а точнее ее малую часть, мы пройдем именно вместе с Шутником. Он, наверно, и единственный персонаж, чьи первые слова полностью описывают личность за малым исключением – он целеустремлен в выборе профессии, щепотку апатичен и в то же время донельзя добр. Именно это простое слово «добр». Он помогает ближнему даже, если его об этом еще не просили, тратит на него свое время, а ближе к боевым действиям во Вьетнаме все время эгоистично щеголяет заумными подколками и речами. И почти единолично говорит, что не верит в Бога. Даже неловкая отговорка насчет его значка с символом мира пытается тайно убедить, что Шутник здесь, то есть на войне, приобрел куда больше, чем в учебке. Он обрел свободу воли заниматься тем, что более или менее нравится и, в конце концов, шанс хоть на какое-то самовыражение, что так ненавидит перемалывающий механизм армии ровно как и слабость в ее понимании. Именно с дроблением армейскими шестеренками одной личности Кубрик даст краткий, но воистину идеализированный урок животного саспенса и хладнокровного безумия как серединный апогей всего произведения, что на оконечных титрах невольно понимаешь, что выше этого момента «Цельнометаллическая оболочка» уже не прыгнет. Но это и не нужно – там другой урок, другие правила.

Но вот мы на передовой, а вернее где-то в репортерских, теплых закоулках подальше от нее - Шутник раскрывается перед нами далее, но, по сути, его личность так и осталась замороженной, как и его повторяющиеся шутки. И вообще, не смотря на прозаичный и вроде бы окончательный конец, та представленная, выжатая до смехотворных рамок война должна обрисовать беспрекословных «дарителей смерти» в классическом, изначально неочевидном, сатирическом виде. На задворках вьетнамских трущоб это уже намного четче, нежели это было в учебной части, где хотелось смеяться сквозь живые, горькие слезы. И если там, на родине в тренировочном лагере этот урок был для всех, потому что нерадивый рядовой Куча наравне с сержантом главный персонаж, пусть и с первого взгляда это не отчетливо видно, то окончательно воспаривший на первый план Шутник во Вьетнаме получает свой собственный урок с вконец разламывающимся, как карточный домик, устоем морских пехотинцев под мощным, иронично издевающимся прессом режиссера. Лишь детали конформизма, рассыпавшиеся по кусочкам в Куче той ночью, собрались заново, но неправильно. Оттуда нет возвращения.

Кубрик, как и положено магистру, в конце ставит жирную антитезу своей же аксиоме, уповающей на замкнутый круг. Шутник изменился в лице, его взгляд стал именно таким, о каком так долго рассуждали бывалые солдаты словами режиссера и, в конце концов, сам сделал большой шаг за границу зоны не возвращения, но деловито воспроизведенная им, самоуспокаивающая речь на умиротворяющем, предзакатно-кровавом пешем ходе солдат всеми силами пытается убедить, что он все тот же Шутник. И ему это почти удается. Только скрывшийся за горизонтом с веселым запевом бойцов день так просто его уже не отпустит.

Сакраментально-мужское кино.

`Это ты Джон Уэйн?`

01 декабря 2009 | 20:52
  • тип рецензии:

Рядовой Гомер Куча:

- Калибр семь целых шестьдесят две сотых миллиметра, цельнометаллическая оболочка.


Идея фильма не нова. На тот момент уже вышли: 'Охотник на оленей' с Робертом Де Ниро, 'Апокалипсис сегодня' Френсиса Форда Копполы и 'Взвод' Оливера Стоуна. Но в тех фильмах про Вьетнам создатели хотели показать горькую правду ужасов войны, жуткие условия и насилие. А фильм Стэнли Кубрика словно пытается высмеять эту войну.

- Знаешь, половина узкоглазых шлюх — офицеры вьетконга. Другая половина болеет туберкулезом. Так что трахать можно только тех, которые кашляют.

- Любой кто бежит - это вьетконговец. Любой кто стоит - это дисциплинированный вьетконговец.

Или как американские военные с сигаретой в зубах рассуждают о войне, её значении, о маленьких вьетнамцах и о своей морской пехоте.

Действующих лиц, как главных, так и второстепенных в фильме много, но на мой взгляд выделяются: рядовой Шутник, рядовой Куча и сержант Хартман.

Шутник (Joker) - персонаж вокруг которого строится сюжет, во всяком случае вторая его половина. Шутник умудряется даже в таком аду не теряет чувство юмора.

- Слышь пилигрим, у тебя язык острый, а у меня жопа не бритая.

Но рядовой Шутник не просто клоун, например чтобы показать 'дуалистичность человека' он цепляет на грудь значок пацифизма - символ мира, а на шлеме пишет 'Born to kill - Рождённый убивать', что собственно и стало слоганом фильма.

Рядовой Гомер Куча (Pyle) это неуклюжий толстяк, которому не место в армии, а тем более на войне. Актёр играющий его потрясающе изобразил кардинальное изменение характера в течении курса молодого бойца.

Сержант Хартман - командир новобранцев в учебке, куда и приходят Леонард Лоуренс (Гомером Кучей его прозвал Хартман) и Шутник. В яростных тирадах Хартмана можно найти не только сквернословие и презрение к рядовым, но и обилие чёрного юмора.

- У твоих родителей есть живые дети?

Кубрик весьма разноплановый режиссёр. 'Заводной апельсин', 'Сияние', 'Цельнометаллическая оболочка' - эти фильмы стали культовыми в своём жанре.

Саундтрек в фильме очень запоминающийся. Кстати композитором фильма стала дочь Кубрика от третьего брака - Вивиан Кубрик.

В общем 'Цельнометаллическая оболочка' - это сатира на войну во Вьетнаме с элементами драмы и с глубоким смыслом.

22 марта 2012 | 20:57
  • тип рецензии:

Цельнометаллическая оболочка - это неповторимый феномен, отражение которому мы уже не увидим в современной культуре. Почему? Как минимум по той причине, что один из немногих фильмов, где американцы честно показывают всю бессмысленность войны во Вьетнаме и ее истинное лицо.

Несмотря на то, что этот фильм давно разобран на цитаты, есть люди не знакомые с ним. Для того, чтобы вы понимали масштаб происходящего: для съемок учебки был приглашен настоящий сержант морской пехоты, который вовсе не сдерживался в процессе съемок.

Подход к реализму здесь прослеживается практически во всем. Режиссер не стесняясь демонстрирует зрителю изменения, которые происходят с солдатами в процессе службы и моральное разложение некоторых из них.

Как я уже говорил, главным мотивом фильм является демонстрация бессмысленности войны во Вьетнами. Это открыто прослеживается в процессе перехода от первой части фильма ко второй: когда ожидание зрителя и главный героев разбиваются о реалии фронтовой жизни.

Должен сказать, что понимаю, почему некоторым людям не понравилось данное кино. Местами (хоть и задумано) за происходящим неприятно наблюдать, тем не менее вы прикованы к экрану на протяжении всего повествования.

Из минусов могу отметить только смазанный финал. Хотя, учитывая лейтмотив фильма, иначе закончить его можно было бы сложно.

22 января 2022 | 13:03
  • тип рецензии:

Этот фильм - о войне. Банальное утверждение, не так ли? Банальное до бессмысленности. Но и этот фильм можно охарактеризовать точно так же - он бессмысленный, точнее - абсурдный, и всё, показанное в нём - абсурд, показанный Кубриком в предельно откровенной форме. 'Цельнометаллическая оболочка' - это зеркало, которое до циничности, безо всяких искажений показывает нашу жизнь во всей её сумасшедшей абсурдности. Многие относят фильм к жанру сатиры... Господа, это самоуспокоение и лицемерие, это - из разряда высказываний чеховского героя: 'Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда'. Где сатира, господь с вами, это наша с вами жизнь без малейшей гиперболизации!

Что мы имеем в фильме - учебку и собственно войну, мирной жизни нет, но она присутствует по умолчанию как нечто 'то же самое' словами главного героя. Верно! И при всей маниакальной бредовости учебки война еще более бредова, она абсурдна. Так неужто 'мир', породивший эту войну, менее абсурден? Не в этом ли смысл значка пацифиста, который носил военный журналист во Вьетнаме? Ведь война по своей экзистенциальной сущности - тот же мир, только в другой 'кодировке'. Более того, война - это мир, полностью освобожденный от лицемерных символов и условностей мирной жизни, в ней нет полутонов, многозначности, пресловутого плюрализма, в ней есть мы, которые хотим выжить, и они - враги, которых надо убивать. Вспомните интервью пехотинцев - они не могут ничего сказать более вразумительного, чем то, 'что их надо убивать и я буду это делать'. А что у нас в 'мирной жизни'? 'Зачистка' вместо 'уничтожение'... Чтобы плаксивых тётенек не смущать...

Обратившись к этологии - науке о поведении животных - мы лишний раз убеждаемся, что человек - самое агрессивное животное на Земле, которое, собственно, и стало-то homo sapiens именно из-за избытка тестостерона. Война для человека - необходимое условие мирной жизни и эволюции, другими словами - человек есть прирожденный убийца, убийство для него - естественный инстинкт. Об этом сержант Хартман прямо и говорит новобранцам. Сержант здесь в тысячу раз более прав, чем все миролюбивые философы вместе взятые. И знаете почему? А очень просто - его 'философия' действительно позволяет выжить на войне, она - гарант жизни. А всё остальное - никому не нужный бред.

Многие рецензенты считают, что хлопчиков-де сломали, превратили их в машины для убийств и т.п. Да как же их сломали, когда из них вытянули, сформировали и кристаллизовали их естественную сущность - потребность в убийстве. При этом быть убитым остается, по сути, их единственным мотивом для убийства - убивай или убьют тебя. Война ради войны. И война - это мир, просто в своем предельном воплощении. И точно так же, как все мы живем просто потому, что живем, мы точно так же воюем, просто потому, что воюем... Да о чем говорить, вы спросите любого настоящего (не парадного) ветерана - что там, на войне? Убивают, скажет... А зачем? Потому что иначе мы их убьем. Кстати, у многих ветеранов огромные психические проблемы в мирной жизни. Просто потому, что довольно легко вспомнить свою звериную сущность и стать убийцей, и рассуждать четко - это черное, а это белое, это враг, а это друг. Обратный процесс невероятно сложен, почти никто не справляется.

Таким образом, Кубрик в этом фильме, на мой взгляд, безупречно и развернуто доказал Оруэлловский постулат: 'Война - это мир'. Жестоко и страшно. А давайте не бояться, давайте, как в одной из заключительных фраз фильма главный герой говорит, что, хоть он и в мире дерьма, но он живой и он боится.

За дуализм, диалектику и утверждение жизни через полное принятие войны,

10 из 10

02 октября 2010 | 00:45
  • тип рецензии:

Стэнли Кубрик - гениальнейший режиссер. Он снимал свои фильмы так, что невозможно оторвать глаз. Его мир, его видение не понятны массовому зрителю. Кубрик определенно был сумасшедшим, но не лишенным вкуса человеком.

'Цельнометаллическая оболочка' - поздний фильм Стэнли, в котором рассказывается о жестоком превращении простых парней в натренированных убийц, которым не чужды страх и сострадание. Они должны идти к своей цели и не останавливаться ни на секунду. А дальше - война. Ребят отправляли на верную смерть во Вьетнаме.

Разве война - это не ад? (с) пулеметчик

Большинство фильмов о войне во Вьетнаме предлагает нам стандартную схему, от которой мне уже, если честно, блевать хочется. 'Американцы - герои и жертвы войны, вьетнамцы - варвары и жестокие маньяки'. Но Кубрик пошел иным путем и показал нам всю бесчеловечность американцев, которые уничтожали мирных жителей пачками, включая женщин и детей, глумились над трупами убитых вьетнамцев.

- Как можно убивать женщин и детей?
- Легко, на них тратится меньше свинца! (с) рядовой Шутник и пулеметчик


'Цельнометаллическая оболочка' делится на две части: первая - это подготовка к войне, а вторая - это сама война.

Подготовка

Это ситуации, происходящие с группой рядовых, страдающих от сержанта-инструктора Хартмана, который предельно жесток, из его глотки только и слышится сплошной мат. Он - образец самого злого армейского ублюдка: бьет и оскорбляет своих солдат, заставляет делать множество заданий сверх нормы. Ли Эрми справился со своей ролью просто блестяще, заслужил овации! Позже он вернется к роли жестокого мучителя в ремейке 'Техасской резни бензопилой'. По иронии там он сыграет ветерана войны (по словам самого персонажа). Превосходно справился со своей ролью Винсент Д`Онофрио, сыгравший рядового Кучу, который не мог справиться ни с одним заданием, данным Хартманом, за что регулярно подвергался наказаниям. Смешна способность Хартмана придумывать всем клички во время разговора.

- Черт возьми, откуда ты, рядовой?
- Из Техаса, сэр!
- Надо же! Только бычки и педики из Техаса, рядовой ковбой! (с) Хартман и рядовой Ковбой


Война

Вторая часть настолько динамична, насколько это возможно. Если некоторые фильмы смотрелись хорошо 'по тем временам', то 'Цельнометаллическая оболочка' смотрится так, будто снята в этом году, хотя фильму уже больше двадцати лет. Здесь нас знакомят с настоящими извергами - американскими солдатами. Больше всех запомнился парень по кличке Зверюга в великолепном исполнении Адама Болдуина. Зверюга сходит с ума от войны, он охоч до крови и убийств. Настоящий монстр.

Напряжение последней сцены чувствется более, чем сильно. Сидя в кресле я думал, как же ребята выберутся из ситуации. Но ведь то, что они выберутся - не факт. Война берет людей, но обратно она их не отдает.

Это больший сэндвич с дерьмом и всем достанется по кусочку. (с) Редактор газеты 'Звезды и полосы'

Кубрик снял едкую военную сатиру, поданную под вкусным маслом драмы. Шедевральный и, главное, правдивый фильм о войне во Вьетнаме.

10 из 10

06 июля 2009 | 11:03
  • тип рецензии:

Признак молодости - неуемное желание выделиться. Если внешне не получается - уходим в себя, в спокойную замутку. Типа - выделился 'внутрь'. А кто-то - лезет из себя.

Фильм Кубрика - старый, но о молодости; смелый, но о страшном. Фильм конкретный и режиссер конкретный. Хоть, и улетный художник. Вот такой он, Кубрик - гениальный кинотворец.

Мужик. Не мудрит, чтобы скруглить углы. Бьет прямо в лоб, со всей мужицкой силой.

Фильм много раз пересматривала и не находила в нем ни одного изъяна. Даже как-то неловко писать на Стэнли рецензию и оценивать по '10-бальной'. Он разговаривает с тобой, как с другом: да ты проснись, брат! на, глотни! ты черное от белого еще отличишь?!

Фильм как бой. Искусство против грубой силы. Молодость против смерти. Доброта против жести. Прописные истины из детских сказок. Но, если в детстве ты читал только Матроскина и Вредные советы, то Глубину фильма Кубрика, тебе не одолеть. Интеллект загружается, а работает и дает тепло - душа.

Каждый кадр кричит 'НЕТ - НАСИЛИЮ!' Зрителя поливают очередями протеста.

В фильме две части. Можно посмотреть первую и остановиться. Передохнуть. 'Процедура' не из легких.

Страна затеяла войну. Нужны солдаты. Страна 'крутая', и солдаты нужны 'крутые'. Как из домашнего мальчишки сделать крутого? Назвать МорПехом, звучит! Научить 'языку'. Задрать ввысь чувство превосходства. Над слабыми. Закрепить 'братские чувства' к таким же 'крутым'.

Раз ты, парень, не удержался в университете и в 'той' среде, попал сюда, то станешь орудием убийства. Так надо!

Главный Герой первой части рядовой Лоуренс-Куча. Нетипичный, но все же, Герой. Его война закончится в учебке. Он победит.

Лоуренс - это оголенная молодая Душа, счастливая улыбка в мир. Он большой и мягкий, как его же сердце. Добрый и чистый. А для насильника - это сладчайшая добыча. На Кучу обрушился шквал угроз и издевательств от 'педагога', а потом и от молодых 'приспешников'. Откуда-то из потаенных глубин все-таки выманили 'зверя'. И разъяренный зверь сжирает жестокого охотника. А несчастный Куча с разорванной в клочья душой погибает, уничтожая себя, как заразный источник.

Но к большому несчастью, смерть Лоуренса и 'показательная' казнь инструктора не помогла. Ребята уже заражены. Они летят во Вьетнам. Начинается Вторая часть фильма.

Вот и 'моя деревня'. Обстановка домашняя. Местных не различаем. Одних бьем, других 'защищаем', или наоборот?, какая разница! Главное не лезть вглубь вопроса (замутка - для студентов). А Душа молчит, заваренная в жестяной банке.

Похожие внешне (отличные актеры, отличный подбор!) друзья Шутник и Ковбой служат в разных 'ведомствах'. Лжепацифист-военкорр и джунглевый морпех. Со своим пофигистским задором они настолько комичны, что это смущает и озадачивае многих, но не их. Что же им вскроет 'банку', вправит мозги, отогреет сердце? Картина Смерти. Но не маленьких врагов, а больших братьев по оружию.

И вот гибнут свои, один за другим. Первым просыпается интеллект и подсказывает: теперь истребление местных оправдано - мы мстим! Плечом к плечу, десяток на одного, победили! Но теперь, сама собой, у стального морпеха начинает просыпаться душа. Вот он, последний враг - хрупкая девушка, которую они поимели по-дешевке как женщину, но, которая не сдается как человек, как патриот.

Последний шанс стать Человеком, именно здесь, именно сейчас, парни реализуют. В каждом что-то шевельнулось. Так поняла Победу 'по Кубрику' я.

Не согласна с теми, кто пишет, что война была непонятная, ненужная, и виноватых не было. Да ну?! Информация по данному вопросу, конечно, не прыгнет с любого сайта. Но ничто не исчезает бесследно. Потери США - 58 тыс. убитыми плюс 150 тыс раненых плюс 'вьетнамский синдром'. Развязали конфликт сами. Эсминец США 'Меддокс' шпионил в водах Вьетнама и бесцеремонно потопил

два пограничных катера. Ну и началось! Южным Вьетнамом рулил ставленник США, ну а СССР взял под крыло Северян. С нашей стороны в войне участвовало 13,5 тыс., советники и специалисты (можете ухмыляться). Мы поставляли новейшие МиГи и ракетные установки, Китай посылал добровольцев. США потратили на эту войну 6.8 млрд. Советы инвестировали идеологию. Кто-то хорошо нажился. Кто-то потерял сына. Кто-то вернулся психом. Америка тряслась от демонстраций протеста. А война продолжалась долгие годы. Но, если на пути Золота встает Дух Свободы, его золотая магическая сила пропадает. ..

100 из 10

08 января 2011 | 20:32
  • тип рецензии:

Стенли Кубрик - как только не называли зануды-критики его. И звали эротоманом за фильм 'Лолита', который, по его же собственному признанию, не получился. И красным, за сатиру на американское правительство в 'Докторе Стрейнджлаве', а за шедевр 'Заводной апельсин' ему не только грозили судом, когда свидетели говорили, что молодые насильники напевают песенку 'I'M SINGING IN THE RAIN', но и ему приходили письма с угрозами. Фильм 'Цельнометаллическая оболочка' все-таки проскользнул мимо критики, хотя весь фильм - стеб режиссера над американской армией.

Сюжет. В фильме, в отличии от других фильмом про войну, нет четкой позиции насчет сюжета. В 'Апокалипсисе сегодня' цель - чокнутый полковник, в 'Спасти рядового Райана' - молодой солдат, потерявших всех братьев. В 'Оболочке' нельзя сказать, что это фильм о Вьетнаме. Нет.

Первая часть фильма - это учебная база Морской Пехоты США. Тут, без преувеличения сказать, один персонаж скрашивает кадр - жестокий сержант Хартман, прошедших Иводзиму и теперь жестоко муштрует ребят, которые теперь поймут, что такое 'Американская армия'. В фильме много нецензурной речи, поэтому начальный монолог Хартмана настолько шикарен, что хочется применять его каждый день.

''У меня тут нет расовой дискриминации. Мне нас..ть на черножопых, жидов, макаронников и латинос. Вы здесь все одинаково никчемны'

Затем, после учебки, солдат, уверенных в том, 'Что если сюда пошлют настоящих ребят и разбомбят к черту Север, может они и сдадутся'. Далее идет скорее не война, а борьба добра со злом, только не в привычной форме, где два американца с помощью пистолетов держатся против тучи 'узкоглазых'. Тут идет борьба добра со злом внутри человека, в данном случае-Шутника. Даже по плакату фильма видно, что это - глубоко психолизированный фильм, где рядом со значком пацифиста красится надпись 'рожденный убивать'. Шутник остался в ничье, убив безоружную вьетнамку и оставшийся довольным результатом...

Актеры. Каждый, повторю, каждый персонаж, несмотря на их обилие, запоминается с первого просмотра фильма. Шутник, его друг Ковбой, 'беда' всей роты Гомер Куча, который даже внешне похож на главу Симпсонов. И Животное, который весь обвешен пулеметными лентам, и готовый убить каждого 'гука'. Даже эпизод с пилотом на борту вертолета, стреляющего в простых крестьян, запомнится зрителю навсегда не только своим безумием, но и фразой, от которой бросает в дрожь

-'Как ты убивал женщин, детей
-'Легко. На них меньше свинца уходит


Вот она, жуткая реалия войны...

Сценарий и режиссуры. Ну, я буду настоящим дураком, если напишу тут хотя бы одну фразу из этого фильма. Их сотни, перечислять устанешь. Так может сценарий написать только гений, который все на своем веку повидал. А режиссура Кубрика очень хорошая, в каждом моменте есть своя изюминка, которая открывается в следующем или предыдущем кадре.

Звук. Звук просто бесподобен, от тонких мелодий до известных песен. За душу берет момент смерти Хартмана и Кучи-музыка в данном моменте нагнетает. А песня в исполнении 'The Trashman - Surfin' Bird' настолько проста, и в тоже время безумна, что многие поклонники этого фильма скачали эту мелодию себе на рингтон.

Работа оператора. Оператор - одна из изюминок фильма. Каждый кадр держит в напряжении - это и кадр с песенкой 'This is my rifle, this is my gun', и сцена атаки на Хье, и финальная сцена, когда банда головорезов, для которых убить человека - секундное дело, напевают песенку Микки-Мауса...

P.S.. Для каждого человека есть свой Рай и Ад. 'Злой' гений Кубрик уместил это все в одном фильме, дав ему простое название 'Цельнометаллическая Оболочка'...

04 апреля 2009 | 00:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: