К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Стэнли Кубрик наверно по праву считается одним из самых заслуженных кинорежиссёров прошлого, проекты которого, до сих пор продолжают любить очень многие зрители, вспоминать их, пересматривать, а другие кинодеятели, явно не брезгают где-то даже цитировать его. С творчеством Кубрика я решил знакомиться как-то спонтанно. Изначально было «Сияние», которое при первом просмотре оставило после себя самые смешанные эмоции, затем это самое «Сияние» было пересмотрено, и воспринято с гораздо более положительной стороны. Всё же проект словно бы раскрывает себя при повторных пересмотрах, когда ты обращаешь больше внимания не столько на сам сюжет, сколько на различного рода мелкие детали. Теперь вот очередь дошла до «Цельнометаллической оболочки», откуда цитаты и эпизоды с сержантом Хартманом просто разорвали на лоскуты, и растащили по всему интернету.

Сложно быть морским пехотинцем армии США, но ещё сложнее вступать на путь морского пехотинца. Взвод новичков готовится к своей первой в жизни, и единственной, но такой настоящей воине. Всех их обязательно отправят воевать во Вьетнам, основательно вдалбливая в их головы мысль о том, что оттуда вернуться далеко не все. Будущие пехотинцы учатся хладнокровно переносить все тяготы и лишения своей службы для того чтобы в дальнейшем как следует послужить своей стране. Вот только никто не объясняет, ради чего нужна эта война, ведь отовсюду звучат только лишь пафосные фразы о предназначении и долге, который обязан отдать каждый из них.

Сам по себе фильм в общем-то интересно скроен, в том смысле, что где-то первые минут 30 или 40, он напоминает какую-то комедию, в которой сержант Хартман задорно гоняет новобранцев, матерится на чём свет стоит, и всегда является катализатором совсем уж юмористических ситуаций. Это тебя словно бы расслабляет, и настраивает на какое-то более лёгкое восприятие всего происходящего. Но постепенно ты осознаёшь, что чем дальше, тем больше в картине появляется какого-то тотального мрачняка, и ближе к середине фильма, один из эпизодов просто выбивает тебя из удобного кресла, и всё словно бы переворачивается с ног на голову. Крайне быстро меняется место действия, и это уже не какая-то комедия про новобранцев, а настоящая драма про морских пехотинцев, что попали в самое пекло вьетнамской войны. И все ужасы этого военного конфликта, постарались показать без особых приукрашиваний, ведь командование порой ведёт себя как самые настоящие болваны, а солдаты по сути являются всего лишь пушечным мясом, которое, как и любой расходный материал, потерять никто не боится. Да, в фильме всё ещё находится место для юмора, но в атмосфере уже витает нечто зловещее и неотвратимое.

И наверное мне понятно желание Кубрика, показать в фильме на тот момент неизвестный актёрский состав, то есть показать простых ребят, которых отправляют на бойню, возможно даже умирать. Здесь нет особенных или верующих в своё собственное бессмертие, а есть обычные люди, со своими страхами и проблемами. Есть в «Цельнометаллической оболочке» какой-то диссонанс, который местами хоть и вводит в ступор, но тем не менее подкидывает к восприятию зрителя несколько любопытных моментов. Ну и да, в целом мне теперь очевидно, по какой причине фильм считается культовым не только в США, но и у нас, ведь он способен надавить на некоторые мыслительные моменты, которые характерны не только для менталитета рядового американца, но и для нашего. И наверно, как и «Сияние», «Цельнометаллическая оболочка» фильм не для разового просмотра, а посему, может быть через пару лет я ещё вернусь к нему.

7 из 10

16 августа 2020 | 16:01
  • тип рецензии:

Много уже снято фильмов про войну, но большинство из них рассказывают нам о самих участников конфликта, об их судьбах и переживаниях. Но не в этом фильме. Да, хоть и в центре внимания весь фильм был Joker,но он лишь служил инструментом для того, чтобы рассказать нам об истории вьетнамской войны, о том через что проходят новоиспеченные морпехи и о том, что не каждый выдерживает подобные испытания. В этом плане фильм гениальный.

Поначалу сложно вообще понять про что фильм и к какому жанру он принадлежит. Много смешных оскорблений, комичных ситуаций, от которых не понимаешь как этот фильм воспринимать (смеяться или ужасаться). Но ближе к середине фильма понимаешь, что режиссер лишь отображает реальность, которая, как известно, комично-драматургическая.

В части, которая повествует о войне, также очень много отличных персонажей и моментов, которые вызывают только восторг (часть с вьетнамским снайпером чего только стоит). Отлично показана война, отношение солдатов к войне (промытые бошки о том, что они рыцари, которые пришли во Вьетнам, чтобы сеять демократию и свободу, а грязные дикари ничего не понимают), так же великолепно продемонстрирована работа военных СМИ.

Это далеко не все, что хотелось бы отметить в этом фильме. Уж больно отличный фильм.

30 июля 2020 | 13:28
  • тип рецензии:

Что значит для нас 'Цельнометаллическая оболочка': '-Это ты Джон Уэйн? - Это я', Рядовой 'Куча', значок с символом мира, композиция группы The Trashmen 'Surfin’ Bird'? Сейчас это предстоит выяснить.

Фильм поделен на два этапа:

1) Новобранцы попадают в учебный штаб морской пехоты США, где им предстоит вкусить все прелести подготовки к войне с вьетконговцами. А помогать 'салагам' будет характерный сержант Хартман- человек, который сделает из тебя либо солдата-убийцу, либо же доведет до такого отчаяния, что в конечном итоге оно приведет к сумасшествию.

2)Это, непосредственно, Вьетнамская война во всей своей красе: обстрел с вертолета местного контингента, наступления, потери близких друзей и тд.

В начале кинокартины, нас знакомят, помимо сержанта Хартмана, с тремя новобранцами, которым сержант сразу же успевает дать прозвища: рядовой 'Шутник'Джеймс Дэвис (хиленький по своим пропорциям, но обладающий 'острым' языком, молодой парень), прямиком из Техаса рядовой 'Ковбой' Роберт Эванс, слабохарактерный и неуклюжий рядовой 'Куча' Леонард Лоуренс. Хартман сразу же старается привить в молодых неокрепших умах, что нет ничего ценней, чем воевать, ведь они рождены для одного: убивать в любой ситуации за свою страну. И тут сразу моментально встает вопрос: 'А не абсурд ли это?'. И тут начинается самое интересное.

Фильм пестрит, излюбленным Кубриком, абсурдом и гротескным юмором. Режиссер старается перевернуть все представление о войне с ног на голову. Само наличие главного героя, рядового 'Шутника'- прямое тому подтверждение: на его каске имеется надпись 'Born to kill' и в то же время красуется значок с символом мира. Так же во время демонстрации эпизода с наступлением, на фоне играет композиция группы The Trashmen 'Surfin’ Bird', от чего эмоционально становится не понятно: возмущаться или наблюдать за происходящим, как за шуткой. Кто то найдет в этом непристойное развлечение, кто-то садистское удовольствие. Кубрик специально ставит под сомнение наше восприятие действительности. И это уже, безусловно, достойно уважения.

Следующий элемент это операторская работа. Как и во многих картинах Стэнли Кубрика тут присутствует широкоугольная съемка, длинные планы и симметрия. И что бросается в глаза, так это крупные и средние планы. Ведь главный элемент этого фильма- лица, по ним мы понимаем всю трагедию происходящего. Сами солдаты говорят. что 'Мы здесь что бы убивать во имя демократии и свободы', но на самом деле их лица говорят обратное: само происходящее для них кажется полнейшим абсурдом и бессмыслицей.

Переходя к актерам, скажу, что это было безупречно. В фильмах маэстро Кубрика не возможно плохо играть. А чего стоит перформанс сержанта Хартмана в исполнении Ли Эрми, человека который вел себя естественно, т. к. он проработал инструктором корпуса морской пехоты.

Подводя итог, скажу, что обсуждать темы, ставящие Стэнли Кубриком в этом фильме (да как и во всех его произведениях) неиссякаемы. Можно вечно размышлять о посылах этого автора и так и остаться с носом. За это я и люблю Кубрика. И от себя ставлю

10 из 10

06 мая 2020 | 00:40
  • тип рецензии:

За достаточно большой бюджет (если сравнивать с «Космической одиссеей» и «Сиянием»), 30 миллионов долларов, Стэнли Кубрик хотел затронуть тему тогда актуальной войны во Вьетнаме. Мне кажется, большая часть этих денег было истрачено на испорченные дубли, запечатленных на пленку, пропитанной слезами гримеров и пиротехников. Зная бзик Кубрика при работе с камерой, мне кажется, что если в кадре солдаты шли не синхронно, или здание взрывалось неравномерно, режиссер не ругался бы, аки сержант Хартман, но настроение бы всем попортил.

В рецензии на «Апокалипсис сегодня» я упоминал, что голливудские киноделы в подобных фильмах больше акцентируют внимание на вопросах «Зачем все это?», «Для чего эта война?». «Цельнометаллическая оболочка» не стала исключением, и при этом является кинолентой, которая оставляет странное послевкусие — вроде и юмор есть, и персонажи произносят забавные реплики, но зная, в какой ситуации находится герой, улыбаться что-то не тянет. При этом зона «комфорта» персонажей на протяжении фильма расширяется, и если вчера вас поносит сержант на чем свет стоит, то завтра вы уже с пацанами играете в футбол отрубленной головой (сцену вырезали). Так что сами трактуйте понятие «удар головой».

Первая половина фильма разворачивается в лагере, где еще молодые парни проходят курс тренировки. Тут три ключевых персонажа — рядовой Шутник, рядовой Куча и сержант Хартман. Кстати, образ Хартмана, так укрепившийся в кинематографе, появился случайно. Актер Эр Ли Эрми изначально присутствовал на площадке в качестве военного консультанта, но Кубрика так позабавило, как он ругался, что предложил тому роль. За сценами тренировок, сопровождающимися филигранным матом Хартмана четко прослеживается одна мысль — армия — это яркий пример системы, которая перетирает всех и равняет под одну гребенку. И если кто-то не готов пройти это испытание, то возможен такой исход — свинец в голову и мозги на кафеле.

Вторая половина переносит Шутника во Вьетнам, куда тот попадает военным корреспондентом. Ничего удивительного, ибо Майкл Герр, друг Кубрика, помогавший ему прописывать сценарий, сам занимал такую роль в театре военных действий. Поднимается тема человеческой жестокости, необходимости войны, дезинформации в СМИ. И регулярно демонстрируется, что все эти парни, воспитанные в лагерях наподобие хартманского, спят и видят, как они убивают людей. И возникает вопрос — а правильно ли поступать так? За такие мысли Шутника можно назвать чуть ли не единственным положительным персонажем. Да даже его гардероб, включающий значок «Мир во всем мире» и каску с надписью «Born to Kill», подчеркивает весь абсурд ситуации.

Ну и техническая составляющая фильма замечательна. Ловите симметрию в кадре, крупный план персонажа с наклоненной головой, создающий напряженную атмосферу. Да и атака на вьетнамскую крепость, снятая от бедра, заслуживает внимания. А вот с точки зрения музыки есть новшества. Нет аккордов классических инструментов, половина саундтрека состоит из медиа-хитов 80-х. «Surfin Bird» на поле боя, песня «клуба Микки-Мауса», «Paint It Black» на финальных титрах — что-то в этом все цепляет.

«Цельнометаллическая оболочка» не претендует на что-то новаторское, но подкупает своей доступностью, стилем, даже подобием юмора. Тут нет чего-то переворачивающего сознание зрителя, но размышления на вечную тему подкупают при просмотре. Режиссер играет на чувствах зрителя, и у него это, черт возьми, получается.

08 февраля 2020 | 17:05
  • тип рецензии:

За достаточно большой бюджет (если сравнивать с 'Космической одиссеей' и 'Сиянием'), 30 миллионов долларов, Стэнли Кубрик хотел затронуть тему тогда актуальной войны во Вьетнаме. Мне кажется, большая часть этих денег было истрачено на испорченные дубли, запечатленных на пленку, пропитанной слезами гримеров и пиротехников. Зная бзик Кубрика при работе с камерой, мне кажется, что если в кадре солдаты шли не синхронно, или здание взрывалось неравномерно, режиссер не ругался бы, аки сержант Хартман, но настроение бы всем попортил.

В рецензии на 'Апокалипсис сегодня' я упоминал, что голливудские киноделы в подобных фильмах больше акцентируют внимание на вопросах 'Зачем все это?', 'Для чего эта война?'. 'Цельнометаллическая оболочка' не стала исключением, и при этом является кинолентой, которая оставляет странное послевкусие - вроде и юмор есть, и персонажи произносят забавные реплики, но зная, в какой ситуации находится герой, улыбаться что-то не тянет. При этом зона 'комфорта' персонажей на протяжении фильма расширяется, и если вчера вас поносит сержант на чем свет стоит, то завтра вы уже с пацанами играете в футбол отрубленной головой (сцену вырезали). Так что сами трактуйте понятие 'удар головой'.

Первая половина фильма разворачивается в лагере, где еще молодые парни проходят курс тренировки. Тут три ключевых персонажа – рядовой Шутник, рядовой Куча и сержант Хартман. Кстати, образ Хартмана, так укрепившийся в кинематографе, появился случайно. Актер Эр Ли Эрми изначально присутствовал на площадке в качестве военного консультанта, но Кубрика так позабавило, как он ругался, что предложил тому роль. За сценами тренировок, сопровождающимися филигранным матом Хартмана четко прослеживается одна мысль – армия – это яркий пример системы, которая перетирает всех и равняет под одну гребенку. И если кто-то не готов пройти это испытание, то возможен такой исход – свинец в голову и мозги на кафеле.

Вторая половина переносит Шутника во Вьетнам, куда тот попадает военным корреспондентом. Ничего удивительного, ибо Майкл Герр, друг Кубрика, помогавший ему прописывать сценарий, сам занимал такую роль в театре военных действий. Поднимается тема человеческой жестокости, необходимости войны, дезинформации в СМИ. И регулярно демонстрируется, что все эти парни, воспитанные в лагерях наподобие хартманского, спят и видят, как они убивают людей. И возникает вопрос – а правильно ли поступать так? За такие мысли Шутника можно назвать чуть ли не единственным положительным персонажем. Да даже его гардероб, включающий значок «Мир во всем мире» и каску с надписью «Born to Kill», подчеркивает весь абсурд ситуации.

Ну и техническая составляющая фильма замечательна. Ловите симметрию в кадре, крупный план персонажа с наклоненной головой, создающий напряженную атмосферу. Да и атака на вьетнамскую крепость, снятая от бедра, заслуживает внимания. А вот с точки зрения музыки есть новшества. Нет аккордов классических инструментов, половина саундтрека состоит из медиа-хитов 80-х. «Surfin Bird» на поле боя, песня «клуба Микки-Мауса», «Paint It Black» на финальных титрах – что-то в этом все цепляет.

«Цельнометаллическая оболочка» не претендует на что-то новаторское, но подкупает своей доступностью, стилем, даже подобием юмора. Тут нет чего-то переворачивающего сознание зрителя, но размышления на вечную тему подкупают при просмотре. Режиссер играет на чувствах зрителя, и у него это, черт возьми, получается.

24 января 2020 | 16:41
  • тип рецензии:

Взгляд Кубрика на известные всем вещи всегда оказывается свежим и совершенно уникальным. Самой истории это, конечно, не касается, но то, как она рассказана, определенно стоит внимания. И если с сумасшествием глубоко-личным режиссёр уже работал, в «Цельнометаллической оболочке» идёт работа с сумасшествием массовым, что технически намного сложнее. Ну не ад ли?

И вопрос этот, что подсознательно сообщает постановщик зрителю, является сугубо риторическим. Всё это потому что война, какой бы она ни была, - многолика и сама по себе противоречит человеческой природе. Всегда есть Кучи, которые навряд ли протянут даже начальный этап, есть Шутники (само имя которых излучает жесточайшую иронию) и есть Зверюги, для которых боевые окопы, что мать родная. В этом многообразии и кроется тот хаос, что пытался донести режиссёр. И речь сейчас идёт не о политическом содержании, а об устройстве мысли и смысле, как таковом.

Конкретного «периметра» не проводится, но картина про будни американских морпехов бессловно разделена на две части: вводную и содержательную. Вводная рассказывает нам про суровую «учебку», где блистательный и совершенно натуральный Ли Эрми, ветеран вьетнамской компании, учит «молодняк» жизни, заставляя последних потеть, унижаться и есть пончики. Подкрепляется это шикарнейшей словесной импровизацией и, в какой-то мере, схожестью с армией отечественной (а потому - совсем уж не чуждо). Но игра слов и жестокий армейский юмор приводят новоиспеченных бойцов в самое пекло - границу Северного и Южного Вьетнама, где и тумаки командиров становятся ценой чьих-то жизней, и хохмы рядового Шутника приобретают совершенно иной смысл.

Вообще, философствовать на эту тему можно долго и бесполезно. Тот «перескок», что совершает Кубрик, весьма виртуозный и неожиданный. Те «зеленые» воины демократии вместе со зрителем не понимают, когда кончается прикол и начинается смерть. И это чувство глубокой трагедии, незаметно переросшей из безобидной и обыденной комедии (пусть и грубой), даёт понять, «рождённые убивать» - просто дети, поддёргиваемые ниточками таких же обиженных детей. Вот и противоречия на голове и груди рядового Джеймса дают понять, что на деле всё гораздо сложнее. Ну а хвататься за винтовки - способ самый простой и тупой, о чем явственно говорит песенка Клуба Микки Мауса, печально подводя итог всего этого шапито. А за что умирали то?

9 из 10

28 июня 2019 | 13:05
  • тип рецензии:

Первая часть фильма нам рассказывает о тренировочной базе морской пехоты ВС США и о том, чего стоит простой неподготовленный человек для армии. Харизматичный военный инструктор сержант Хартман, испытывающий явную потребность в крике на своих подчиненных, изо всех сил старается -- наставляет их на путь истинный. Он с самого начала дает понять - без должной подготовки вы даже не человек. Вы низшее из живых существ на планете. А ведь так оно и есть, разумеется, для тех, кто руководит всем этим «военным парадом». И Хартман отлично справляется со своей обязанностью - доходчиво внушает неокрепшим умам эту суровую правду. Простой человек - всего лишь кусок мяса. Солдат - смертоносное оружие и расходный материал. Так новобранцы пробуют на вкус, какого это быть настоящим солдатом. Не все оказываются морально готовы к предстоящим испытаниям.

Вторая часть - о войне во Вьетнаме. Ставший полноценным морским пехотинцем, в отличие от некоторых достаточно легко переживший курс молодого бойца, рядовой по прозвищу Шутник, подавшийся в военную журналистику, проживает самые никчемные дни в своей жизни на самой бессмысленной войне в истории человечества. Зачем все они здесь? Никто не задает лишних вопросов. Ты солдат. У тебя есть винтовка. Отдали приказ - иди, исполняй. Думать здесь вредно. Несмотря на это Шутник хоть как-то пытается осмыслить тот ад, который твориться вокруг, но из этого толком ничего не выходит. Вторая часть фильма - это преимущественно непонятные скитания по развалинам послереволюционных Вьетнамских городов. С целью ведомой лишь тем, кто руководит всем этим ужасным театром. Мы, как и главный герой, из-за недостатка информации наблюдаем лишь череду сменяющихся картинок, не несущих в себе ничего кроме боли, крови, трупов, а также простых солдат, не имеющих ясного представления о происходящем.

Данный фильм имеет пацифистскую направленность, с четко выраженной идеей бессмысленности любой войны. Первая часть фильма мне показалась гениальной. Вторая - слабее. Возможно, из-за отсутствия по-настоящему интересного персонажа, например, такого как сержант Хартман в тренировочном лагере. Однако и здесь есть огромный плюс. Нам показана трансформация личности самого Шутника. Из веселого никогда не унывающего паренька, решившего поиграть в войнушку, он превращается в думающего солдата, по большей части неугодного армии и оттого лишнего на этой войне. Постепенно он это осознает. Так же в решающий момент он понимает, что с трудом может нажать на курок. Учебный лагерь и война - это не одно и тоже. Убивать людей вовсе не весело.

На мой взгляд, фильм, обладая столь сильным сюжетом, в целом мог быть сделан еще лучше. Чего-то не хватило. Вторая половина немного подпортила общее впечатление. Впрочем, и так хорошо.

8 из 10

13 сентября 2018 | 21:45
  • тип рецензии:

Первые пол часа фильма - анекдот про безумного прапорщика, который заставляет новобранцев ходить по казарме с винтовкой в 1 руке и своим членом в другой. Всё остальное - это жёсткая не знаю что про Вьетнам (драма наверное) И в фильме вроде есть сюжет и главный герой, но он ощущается не как законченная история, как набор каких-то диких сцен, ничем не связанных друг с другом. Я не буду утверждать, правдивы ли события фильма или нет, но он сделан с явным презрением к этому военному конфликту. Американская армия показана как недисциплинированное сборище кровожадных зверей, которые плюют на приказы командования и получают удовольствие от убийства людей. В фильме есть сцена, в которой у главного героя берут интервью, в котором он с улыбкой говорит, что давно хотел побывать в этой в этой стране, увидеть культуру вьетнамцев и убить их. И все персонажи фильма такие. И вся драма и сюжет фильма меркнут на фоне всего этого трэша. Он оставляет довольно смешанные ощущения после просмотра. Иии я бы не захотел смотреть его второй раз. Очень уж он тяжёлый и чувствуется довольно странно, как какой-нибудь артхаусный короткометражный мультфильм.

03 сентября 2018 | 00:53
  • тип рецензии:

'Цельнометаллическая оболочка' - это классика, о которой почти каждый слышал, но немногие дошли до того момента, чтобы воочию ознакомиться с картиной.

Суть её лежит на поверхности. Продемонстрировать зрителю, что делает с обычными ребятами месяца военной подготовки перед участием в боевых действиях. Уже на примере это картине становится ясно, что не каждый человек доходит до конца. Можно ли сказать, что рядовой Куча являлся изгоем, либо его дух сломила ежедневное издевательство со стороны прочих новобранцев и военного куратора... Сложно сказать.

Фильм поделен на две части. В первой, нас знакомят с условиями в которых будущие морпехи проходят сборы, а вторая это собственно война во Вьетнаме.

Причём, она показана во всей своей красе, что может не понравится тем зрителям, которые не любят откровенное кино. Персонажам на протяжения нужно ответить на вопрос о том, можно ли считать войну адом, либо ад - это то, что преследует человечество ежедневно.

Показательным был момент с проституткой и её сутинёром, который хотел наживиться на войне, что довольно актуально и в наше время.

К просмотру рекомендую, но данная картина не каждому придётся по душе.

7 из 10

31 июля 2018 | 19:49
  • тип рецензии:

Так получилось, что это мой первый просмотренный фильм легендарного и заочно мной почитаемого Стенли Кубрика - автора многочисленных киношедевров, долгий пусть знакомства с которыми я уже давно хотел начать.

'Sir, yes, sir!'

С самого начала мне стал непонятен жанр фильма. Собственно, непонятен он мне и до сих пор, при том что изначально была уверенность в том, что это как будто бы серьезная военная драма. Забегаю вперед скажу, что всей моей любви к мультижанровому кино, сочетание формы холодной и в хорошем смысле 'грязной' военной драмы с элементами комедии (или, как минимум с элементами сатиристическо-саркастичных её составляющих) - недопустимо. А если и допустимо, то 'убивает' многие по-хорошему тяжелые сцены фильма. Плывя по могучему течению повествования истории уровень неоднозначности по части соотнесения фильма с определенным жанром (или группой жанров) рос с каждой сценой все больше. Разумеется, я сам являюсь ярым приверженцем идеи разноплановости и многослойности в кино. И эта самая многогранность создается путем сочетания и смешения разных стилей повествования и допущения использования различных жанров для передачи необходимой эмоции и настроения зрителю в той или иной сцене. Проблема лишь в том, что при неграмотном сочетании тех самых жанров уходит понимание того настроения, в которое зритель должен погрузиться при просмотре фильма.

- Как ты убивал женщин и детей?
- Легко! На них свинца меньше уходит!.


При уверенном (для фильма восьмидесятых годов - высочайшем) техническом уровне, фильм демонстрирует довольно низкий уровень военных событий в сравнении с фильмом 'Спасти рядового Райана'. Заранее прошу прощения за возможно неуместное сравнение. Знаю, что творческое детище Кубрика старше своего Спилберговского собрата на десять лет, но так получилось, что первым мной увиденным и при этом понравившимся фильмом на военную тематику стал именно 'Райан', с ним невольно и хочется сравнивать. И по технической части они сильно разнятся, при этом не в победную для 'Оболочки' сторону.

Что понравилось?

Великолепные военные декорации. Потрясающие съемочные локации, тем более с учетом того, что съемки проводились в родной режиссеру Англии. В это поверить сложно, но тем больше это говорит о колоссальной проделанной работе. Отдельные сцены фильма заслуживают уровня явно если не легендарных, то как минимум талантливейших.

'Половина проституток обслуживает офицеров вьетнамской армии, вторая половина больна туберкулезом. Так что можно спать только с теми, которые кашляют.'

Наверняка буду повторяться с другими авторами рецензий, но не могу сказать, что многие сцены с персонажами Хартманом и Кучей - по-настоящему культовые и тот момент, когда зрительский глаз понимает это прямо во время просмотра фильма - это замечательное и редкое ощущение и оно дорогого стоит. Последняя сцена с закадровым монологом - изумительная, и может (могла бы) поставить важную и нужную точку в сюжете фильма, если бы не все предыдущие сцены, которые беспорядочным залпом из M-16 проносились мимо зрителя.

Что не понравилось?

В фильме для меня непонятным осталось многое, от стратегической значимости самих военных походов (в сравнение с целью героев из того же 'Райана', где у героев была очень точно прописана некая 'высшая' цель, стоящая морально выше всех других возможных), до неумения солдат военной армии стрелять и беспрекословно выполнять команды и приказы старшего по званию (пусть даже и неожиданно им ставшего), на котором лежит ответственность за жизнь и здоровье солдат. Уверен, что в перечне первых по значимости и важности качеств, которые прививают новобранцам в учебных частях - это ответственность, дисциплина и субординация. Во время просмотра же фильма было неприятное впечатление от неуверенных действий неподготовленных новобранцев, попавших скорее в ситуацию вынужденной борьбы за существование, а не тактически выверенное выступление.

- Это боевые?
- Калибр 7,62мм. Цельнометаллическая оболочка.


Мне показались сцены прохода по военным локациям не как средство для достижения какой-то цели, а будто бы сама сценарная немотивированная и ничем не аргументированная цель. Было впечатление, что все это делается лишь для того, чтобы герои попали в определенную ситуацию - без обоснования необходимости их неразборчивой деятельности. Сцена с девушкой-снайпером показалось моему неопытному зрительскому взгляду неинтересной и пустой (если только в неё вложен какой-то глубокий смысл помимо того, что зрителю предлагается проникнуться сочувствием к гибели профессионального военного стрелка вражеской армии, равнодушно и хладнокровно выполняющего свое предназначение, убившего к тому же боевого товарища главного героя).

Военные действия

Подразумевается, что демонстрация военных действий - не самоцель фильма, но тогда все было бы слишком просто. Чем больше охват у сюжета, чем больше у создателей фильма притязаний, тем больше ответственность и обязанность. Нельзя показать войну без военных действий. Нельзя показать драму человеческой жизни без драматических сцен хрупкости той самой жизни. Таких сцен во второй части фильма я не увидел, даже после ранений второстепенных персонажей.

'Эти вьетконговцы - лучшие из тех, кого я знаю. Ведь когда мы вернемся обратно, нам будет очень не хватать тех, по кому можно пострелять.'

И да, отсутствие главного, центрового героя - отдельный недостаток. Конечно в фильме не должно быть обязательно наличие хотя бы одной положительной, сильной и правильной фигуры, но в этом фильме происходит полная расфокусировка всех персонажей, в том числе и второстепенных.

Обобщение

Идея разбивки фильма на 2 части - более чем странная, при этом определенной связи между двумя частями не наблюдается. И если первая часть - чуть ли не законченный фильм, то после просмотра второй - возникает множество вопросов. Мне сложно назвать удачным тот адаптированный Кубриком сценарий (вернее вторую его часть), за который он был номинирован на Оскаровскую статуэтку по той простой причине, что я в нем не увидел законченной полноценной истории. Два разных сюжета? Две разные истории? Какова связь между двумя историями, за исключением двух солдат, которые проходили подготовку в одном учебном корпусе? Почему отсутствует переход между двумя частями фильма? Вопросов остается много.

Подытог

При том, что во второй половине проходят непосредственно боевые действия с огнестрельным оружием, обилием выстрелов и взрывов, первая часть фильма показалось несравненно более драматичной и серьезной. Очередной пример того, что талантом создателей фильма, в первую очередь актерского состава и режиссера, можно добиться эффекта сильнейшего воздействия на психику зрителя, не используя никаких специальных эффектов - ни пиротехнических, ни компьютерных. Только живые человеческие эмоции - сильнее них в плане стороннего восприятия ничего нет и быть не может.

Итог

Металлическая оболочка, облачить в которую своих новобранцев так хотел Хартман - существует и она необходима солдату, идущего на войну. Идущего не на смерть, но на победу. Металлическая оболочка боевого патрона причиняет телу боль. Она же приносит смерть. Металлическая оболочка защищает от пули. Она же сохраняет жизнь.

21 июня 2018 | 18:53
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: