У каждого без преувеличения великого режиссера, осмелившегося показать на экране военный Вьетнам, он свой собственный и неповторимый. Война во Вьетнаме всегда была не только гноящимся прыщом на лице американской истории и оборотной стороной пресловутой звездно-полосатой демократии, но и поводом для самовыражения мастеров от цеха кино. Вслед за философией войны копполовского 'Апокалипсиса сегодня' и звериной агонией 'Взвода' Оливера Стоуна Стэнли Кубрик обозначил свое видение этого кровопролитного конфликта. Условно разбив 'Цельнометаллическую оболочку' на две части, он тем самым создал универсальную структуру рассказа о войне, которую впоследствии позаимствует даже Бондарчук для своей '9 роты'.
Реальность фильма есть ад, от первой его минуты до последней. Ад, у которого существует лишь две степени - учебная и боевая. Беспечность мирной жизни слетает вниз вместе с обритыми под ноль шевелюрами новобранцев, недвусмысленно намекая на то, что пути назад нет и дальше будет только хуже. Самые удачливые имеют шанс выжить, а кому-то с головой хватит и макета кромешного преисподненного ужаса, именуемого курсом молодого бойца. Личину дьявола здесь примеряет на себя сержант Хартман, словарный запас которого на 80% состоит из отборного многоэтажного мата, а такие понятия как 'доброта' и 'сострадание' там попросту отсутствуют. Отлаженное производство машин для убийства, сопровождаемое ежеминутными унижениями, похабными строевыми песенками и сакральным единением с оружием. Мою винтовку зовут Шарлин, сэр! И это значит лишь то, что неказистая на вид машина, из которой вместе с дерьмом выбили все человеческое, готова убивать, и лучшим помощником для нее может быть только оболочечная пуля калибра 7,62 мм - full metal jacket.
Страшнее ада - лишь ад, возведенный в квадрат. И весь он умещается в одном емком слове - Вьетнам. Здесь живописные пейзажи с пальмами и лазурными заливами разбавлены свистом пуль, фонтанами крови и огненными бурями. Здесь любая местная проститутка, готовая работать на износ за пять баксов, может оказаться агентом Вьетконга. Здесь преимущество женщин и детей лишь в том, что на них уходит меньше свинца. Здесь нет места сосункам и пацифистам, а если даже и пришпилен к груди солдата символ мира, то он легко компенсируется надписью 'Born to kill' на шлеме, что объясняется всего-то дуализмом человеческой натуры.
Вьетнам Кубрика - это пылающие руины и группа бравых защитников заокеанской родины с идеологической кашей в голове, неспособных даже понять, ради чего они сражаются и гибнут, но четко знающих, что убивать - их прямая обязанность и призвание. И страх. Страх, который возводится режиссером в ранг главного героя. В отличие от многих канонических лент о Вьетнамской войне, в 'Цельнометаллической оболочке' есть не только экшн, психологизм и драма, но и самый настоящий, пробирающий до костей саспенс. Уйдя от грандиозных по своему размаху ковровых бомбардировок и наглядности кровавого винегрета, Кубрик вывел на первый план историю отряда, попавшего в засаду. Всемогущее зло войны сужается до масштабов одинокого снайпера, засевшего в оконном проеме полуразрушенного здания. Ничто не может быть страшнее концентрированного зла - вязкой, как сгущенное молоко, смертельной опасности, когда интуитивно чувствуешь затылком ровное дыхание костлявой с косой, жадно смотрящей сквозь оптический прицел.
Ужас, доведенный до предела, превращается в агонию и сумасшествие, особенно когда фоном для него служит популярная, но откровенно идиотская песенка про птицу группы 'The Trashman'. И под занавес - трагикомичное торжество абсурда - марш Микки Мауса, похоронной насмешкой американского самолюбия разносящийся над царящей вокруг разрухой и смертью.
Незатейливые слова морпехов, дающих интервью военному корреспонденту, оказываются едва ли не более говорящими, чем любые взрывы, перестрелки, кадры геноцида мирного вьетнамского населения и прочие душераздирающие подробности. Война живет не на полях сражений, а в мыслях людей. Ад начинается в тот момент, когда перестают задаваться вопросы: зачем, почему и ради какой цели, а истинные ценности заменяются теми, которые выгодны солидным дядям в галстуках, просиживающим кресла в Конгрессе и Белом Доме. Когда сознание замыкается на одной лишь тяге к разрушению, заковывая личность в непробиваемую цельнометаллическую оболочку.
Без привлечения именитых актеров, и даже не выезжая за пределы дорогой сердцу Англии, на примере истории нескольких американских парней Кубрику удалось наглядно показать, как правительство США, ввязавшись в эту заведомо проигрышную войну, сотворило с тысячами своих граждан то же, что и с рядовым Кучей его ненаглядная Шарлин.
Раз, два, три, четыре - морская пехота лучшая в мире!
На американской военной базе из боли и унижений, заправленных нездоровым патриотизмом, создают новый сорт людей - людей, рожденных убивать. Для чего? Для того чтобы славно погибнуть в чужой стране, за сотни километров от дома, будучи максимально использованными. Как патрон из обоймы автомата. Не думая, не оглядываясь, пытаясь лишь прожить немного дольше.
Удивительно честный, искренний фильм, в котором нельзя не сочувствовать солдату, ставшим мясом для дикой бойни. Безумие и бессмысленность войны, для отдельно взятого американского бойца. Войны, ставшей одним большим позором для всей американской нации.
Грубый. плоский солдатский юмор, как одна из сторон всеобщего сумасшествия. Отлично подобранная музыка, колоритные персонажи. В итоге - шедевр на все времена.
Фильм не сколько о войне, сколько о том, как человек меняется в процессе, начиная с начальной военной подготовки, и далее до первого кровавого посвящения.
Как и любой другой великий фильм, этот играет с вашими эмоциями как хочет. С самого начала начинаешь думать, что ты смотришь одну из гениальнейших комедий на земле. Всё спасибо актерской работе сержанта, который то и не актер на самом деле, а настоящий сержант, который все перлы на месте выдумывал. Удачнейшая находка для Кубрика. Обязательно поищите на YouTube отрывок Boot Camp и посмотрите.
Если вы не смотрели этого раньше, то вы наверно уже видите, откуда растут ноги у таких пародий как Майор Пэин.
Но будет ошибкой считать, что это всего лишь комедия. Сама военподготовка заканчивается трагедией и в фильме сразу же начинается драма. Однако момент посвящения оттягивается фокусировкой на рядовом Шутнике, который изначально отправляется в редакцию военной газеты и где, естественно, ему не удается никого убить. Но всё изменится.
Не смотря на всю изначальную комичность действия, фильм невероятно жесток к мужской психологии убийцы, раскрывает тему двойных стандартов (рядовой Шутник носит значок хиппи и шлем с надписью Born To Kill; Рожден, чтобы убивать). Также можно пронаблюдать само отношение Кубрика к войне во Вьетнаме и к войне вообще, то, насколько он находил её бессмысленной и беспощадной.
И всё бы это было хорошо, если бы только у Кубрика всё это получилось. И первая половина фильма, до последней сцены в лагере - однозначно шедевр в целом. Но дальше фильм начинает шатать из стороны в сторону. Ощущение, что Стэнли снял много разных интересных сцен, но почему-то не склеил их так, чтобы было какое-то ощущение течения. Всё вдруг неожиданно обрывается, как например сцена с проституткой, у которой есть начало, но почему-то нет ни конца, ни даже середины и какой-либо связи с происходящим. Плюс ко второй половине фильма пропадают единственные два персонажа, которые вызывали сочувствие и эстетский восторг: Сержант и рядовой Паил (Куча у Гоблина).
К концу, когда рядовой Шутник наконец получает свое первое удовольствие от убийства, осознаешь, что тебе уже как-то наплевать, потому что даже финальная сцена со снайпером взялась из ниоткуда. В итоге ситуация такая, что фильм в начале как бы во всю возбудил, а потом оставил без кульминационной эйфории, так как неумолимо теряешь интерес к происходящему.
Тут же есть и любимые приемы Кубрика, один из которых, когда камера показывает рядового Паила сверху вниз, как это было в Сиянии и в Заводном Апельсине, просто губит весь саспенс, и уже заранее догадываешься, чем всё закончится. Эпизод во Вьетнаме с обсуждением работы пропаганды сильно отдает Доктором Стренджлавом. Однако это не портит впечатление от всей истории в целом. Начальная сцена, рассказы Сержанта об истории морской пехоты и история рядового Паила - всё это гениальнейшая работа, которая войдет в историю Кино. Но не весь фильм в целом, к сожалению.
7 из 10
Смотреть? Первая половина фильма однозначно заслуживает внимания. Вторая... Не очень, если честно.
В первый раз я смотрела этот фильм лет 30 назад, тогда он мне не слишком понравился - казалось, что нарушена целостность композиции, потому что первая и вторая части воспринимались абсолютно раздельно, и создавалось впечатление, будто тебя обманули: сначала смотришь один фильм, а потом тебе подсовывают совершенно другой. И я бы к этой картине никогда не вернулась, если бы недавно не посмотрела 'Одержимость' Дэмьена Шазелла, которую множество рецензентов сравнивает с 'Цельнометаллической оболочкой', хотя фильмы-то совсем о разном: один - о вьетнамской войне, другой - о музыке. Но есть в них общее - жесточайшая муштра, которой подвергаются герои, в одном случае - чтобы уцелеть при боевых действиях, в другом - чтобы перерасти себя и стать великим музыкантом. Сейчас у меня опыта побольше, так что нарушение целостности композиции воспринимается уже не как промах режиссёра, а собственно как приём композиции.
Итак, первая часть. Казармы в лагере на острове Пэррис. Здесь проходят тренировку новобранцы морской пехоты США. Ежедневно они подвергаются муштре, больше напоминающей истязания, а главный их мучитель - сержант Хартман (Ли Эрмей), словно задался целью сломать их дух и волю. На деле же вояка пытается сделать из мальчишек идеальные машины для убийства и выживания в боевых условиях. Конечно же, среди новобранцев оказывается и 'козёл отпущения' - толстяк Леонардо (Винсент Д'Онофрио), которому достаётся больше всех. То, что с ним произойдёт в конечном итоге, можно считать в равной степени - победой и поражением - смотря с какой точки зрения посмотреть.
Вторая часть - собственно, вьетнамская война. Новобранцев раскидало по разным частям. Главным действующим лицом становится Джокер (Мэттью Модайн), ставший военным журналистом. Его глазами зритель увидит и тыл, и передовую. Кубрик показывает войну и насаждение американской демократии без прикрас, во всей их чудовищности.
'У тебя на шлеме надпись 'Рожденный убивать' и знак мира во всем мире, это издевка, солдат?'
Стэнли Кубрик - это один из самых культовых режиссеров, каждый его фильм заставляет задумываться о многих вещих после просмотра. Но вот он взялся за драму о войне во Вьетнаме. В таких фильмах всегда бросались в крайности максимально пытаясь восславить американскую армию и Западный патриотизм. А что сделал Кубрик? А Кубрик смог снять достойную картину, но которая не лишена минусов.
Фильм в первую очередь хорош тем, что не сразу кидает в гущу войны, как например 'Спасти рядового Райана', он показывает ту самую ужасную жизнь в подготовке, когда личность человека вдавливается в грязь, где никто не смотрит на разницу в физиологических данных, где молодые солдаты впервые проникаются жестокостью. Это очень важная часть, которую всегда пропускали в военных драмах, ведь именно на этом этапе из будущего солдата пытаются выбить все человеческое, а то, как показал это Кубрик вызывает восхищение. Отчетливо показано, как недопонимание и злость могут погубить человека.
Военные действия в фильме выглядят очень реалистично, особенно надо уделить внимание тому факту, что практически ни один солдат не верит в то, что они делают что-то благое. Они сами не понимают, что делают на этой войне, но убивая получают удовольствие. Хотя лично мне не хватило показа войны со стороны вьетнамцев, как они видят все это, хотя в темп фильма такие сцены никак не вписались бы. Но зритель, как правило, через определенные сцены и предложения дает зрителю понять, что на самом то деле эта война бессмысленна, и тем более, что они не должны быть здесь.
Однако с одним не дожали, мне лично не хватило показа отношений персонажей к войне, да, было много диалогов на эту тему, особенно хороша фраза о дуализме человека, но вот на деле не видно, как все с трудом убивают в себе человека. Бессмысленность войны отчетлива видна, но при просмотре больше сопереживания за персонажей было в казарме, чем на войне.
В общем 'Цельнометаллическая оболочка' - это не очередной патриотичный фильм о войне, он поднимает многие нетипичные вопросы для фильмов такого жанра. Но вот что обидно, так это то, что не раскрыта полноценно тема моральных терзаний, не видно, как солдаты намеренно погашают в себе человечность. Однако фильм смотрится очень хорошо, особенно первая его половина. Пожалуй стоит порекомендовать.
Фильм разделен на две части. На, так сказать, веселую для зрителя, но тяжелую для новобранцев. И на жестокую, почти будничную, жизнь убийц, которые морально закалились (а кто-то уже и морально разложился), которые просто воюют, которые стали 'рожденными убивать'.
Первая половина мне понравилась больше. Возможно, это из-за того, что я сам служил в учебке, а может я больше поклонник 'трололо'-юмора, не знаю. Но многие сцены и персонажи напоминали про те веселые дни, когда мы до изнеможения занимались физо, зубрили уставы и в очередной раз качались из-за какого-нибудь придурка, спрятавшего булочку в прикроватной тумбочке.
А вот вторая часть кино про прирожденных убийц резко меняет настроение. Да, еще остаются просто стебные моменты про проституток и острых на язык самоуверенных солдат, но все переходит в моральное русло. Стрельба по гражданским, выполнение-невыполнение приказа, рассказы очевидцев про зверства своих и чужих. Все это открывает ту скрытую под старыми архивными пафосными записями и фотографиями нечеловечность происходившего.
После просмотра трудно понять, по какой из двух троп пошел Стэнли Кубрик. По тропе стеба или по тропе голой правды.
Очередной шедевр от маэстро Кубрика. На этот раз - на тему приснопамятной войны во Вьетнаме. Но, несмотря на чуть более чем полностью военную тематику фильма, он является по сути антивоенным.
Фильм состоит из двух частей - первая часть протекает в 'учебке', где грозный и харизматичный сержант Хартман делает из новоприбывших «зеленых» пареньков безжалостных убийц. Тут присутствуют все прелести подготовки - беспощадная муштра, строевые песни, молитвы с винтовками (да-да, на протяжении просмотра кажется, будто они создали какую то свою религию) и прочие радости. На примере изгоя рядового Кучи(Винсент Д’ Онофрио), который является, скажем, не самым способным бойцом показана жестокость всей этой системы: нетерпимость к слабым морально и физически, а также круговая армейская порука (это когда за проступок одного карают всех). Сержанта Хартмана гениально сыграл сам бывший инструктором морской пехоты в свое время Рональд Ли Ермей. Я посмотрел фильм в оригинале и разных переводах, сам скажу, что лучше всего его виртуозные реплики и отборные ругательства донесены до русского языка в переводе Гоблина. Его игра настолько пришлась по вкусу командованию корпуса морской пехоты США, что его даже повысили в звании, несмотря на то что он сам уже давно в отставке.
Ваши души могут принадлежать Иисусу, но ваши задницы всегда будут принадлежать морской пехоте.
В промежутке между учебкой и войной присутствует совершенно безжалостная сцена ночью в уборной, наглядно показывающая, что может сделать война из человека. Нет, даже не война - а просто учебка, подготовка. Не буду спойлерить, но она страшнее всех хорорров, которые я видел. Вместе взятых.
А вторая часть - уже про события во Вьетнаме. Кубрик таким образом хотел подчеркнуть разницу, контраст между железной дисциплиной казармы морской пехоты и почти что полной анархией во время войны.
«пулемётчик: Вы должны написать обо мне статью!
«Шутник»: А зачем нам писать про тебя?
— Потому, что я настоящий убийца, мать твою. Без дерьма! Я убил 157 косоглазых и ещё 50 водяных буйволов. Любой может подтвердить.
— А женщин и детей?
— Иногда бывает.
— Как ты можешь стрелять в женщин и детей?!
— Легко. На них уходит меньше свинца. Ха-ха! Разве война — это не ад?!»
Сопровождающие весь фильм закадровые комментарии рядового Шутника просто комментируют события, никак не придавая им оценки. На этом и строится весь режиссерский замысел фильма: Кубрик не стремится напугать зрителя или приукрасить войну, он показывает ее такой, какой она есть - кровавой, подлой и зачастую бесчеловечной. Чего только стоит последняя сцена с Шутником и девушкой – снайпером и последующий марш с напеванием песни о Микки Маусе – видать, ничего необычного для солдат не произошло.
И что же мы имеем? Лично в моем топе военных фильмов «оболочка» занимает третье место после «Апокалипсиса Сегодня» Копполы и «Охотника на оленей» Чимино.
Тут даже название фильма многогранное и не имеющее единого смысла. С одной стороны Full Metal Jacket – Цельнометаллическая оболочка - переведено дословно. Имеется в виду унитарный патрон, где сердечник в пуле заключен в оболочку из более твердого метала. Однако скрытый создателем смысл это не отражает. Он же не написал в названии 'bullet' - что это про пулю. Тут уже толкуй как хочешь- имел ли ввиду создатель солдат в бронежилетах, или ассоциация с цинковыми гробами(«цинковый гроб-лучший бронежилет»(с). Мое мнение- речь идет про изготовление системой из мягких юношей бездушных убийц, которые как пули - бездушные и одинаковые приспособления для убийства. В общем, без Создателя разобраться крайне трудно.
Но тем менее, скажу что это мастерски снятый шедевр на все времена, с какой стороны ни глянь. Кубрик стрелял редко, но метко.
Я очень люблю картины Стэнли Кубрика. Из всей многочисленной четы режиссеров этот автор выделяется особенным образом. В его работах есть всегда узнаваемый, совершенно неповторимый почерк, отличительный знак, создаваемый рукой мастера. Многие его фильмы прочно заняли нишу классики в своем жанре, и 'Цельнометаллическая оболочка' не исключение.
Фильм повествует о повседневной работе американских солдат в суровое время Вьетнамской войны. Мы узнаем, как постепенно из обыкновенных юношей, изнеженных домашней рутиной и беззаботностью, такая страшная вещь, как война, делает настоящих убийц, хладнокровных и безжалостных, без малейшего колебания готовых нажать на курок, наведя дуло оружия на неприятеля. Это настоящее испытание на стойкость и мужество, и не каждый способен его пройти. Главная мысль, которую хотел донести до нас Кубрик, заключается в том, что каждый человек, независимо от пола, возраста или цвета кожи должен обладать самым ценным, что у него есть: совестью, сочувствием к близким и главное - душой. И никакие испытания не должны лишить его этого, ибо иначе он потеряет человечность и превратится в машину, не способную чувствовать и выбирать то, что велит сердце, но готовую лишь слепо следовать приказам. Кубрик осуждает войну как инструмент, высекающий из человека все прекрасное и превращающий его в животное с присущими зверю примитивными повадками и потребностями. Мастерски он воплощает на экране все стадии, переживаемые обычным солдатом, начиная с тренировочного лагеря и заканчивая реальными боевыми действиями. Главный герой на протяжении всей картины всеми силами пытается сохранить человечность, но война безжалостна, и в конце фильма мы видим совершенно другого человека, адаптировавшегося под те условия, что поставила перед ним судьба, а значит, избавившегося от 'лишних' мыслей, заменившего их на слепое бесстрашие, ведь на войне оно куда полезнее.
Я всем рекомендую посмотреть эту картину, которая, на мой взгляд, является одним из лучших произведений о войне, показывающая ее такой, какая она есть на самом деле, без романтических прикрас и ненужной лжи. 'Цельнометаллическая оболочка' является, безусловно, одним из лучших творений Стэнли Кубрика, в котором он в очередной раз доказал свое режиссерской призвание.
«Цельнометаллическая оболочка» очень необычный фильм о войне, который трудно сопоставить в какой-либо формат жанра, и режиссер Стэнли Кубрик поднял актуальную проблему, но в тот же момент избежал повтора и выделил свою ленту оригинальностью.
Фильм идеологически делится на две части – момент призыва молодых бойцов, и самые боевые действия на территории Вьетнама. И в тот же момент, режиссер помимо приглашения на участие в свой фильм малоизвестных актеров, собственно не дал никому выделить свое участие. Даже слыша закадровый голос одного из главных героев картины, события наблюдаются некой третьей стороной, боюсь предположить, ею есть сам Стэнли Кубрик.
Очень мягкий к восприятию, без смысловых загрузок на зрителя, и в тот же момент ожесточенное противостояние, как на внутреннем психологическом фронте человека, так и на поле боевых действий. Из актерского состава, выделить можно игру актера Р. Ли Эрми, выдавшего шикарную игру за короткое экранное время.
В целом хорошая режиссерская работа Стэнли Кубрика, которая задает свой ритм, на первый взгляд лишена идейных замыслов, но в тот же момент удивляющая происходящим.
'В душе каждого косоглазого есть американец, который рвется наружу'
Эта история рассказывает нам о войне во Вьетнаме и морских пехотинцах. Начинается все с того, что новобранцы поступают на курсы, где их научат убивать. Офицер выделил из толпы нескольких, в частности Ковбоя, Джокера, Кучу. Куча был большим, недалеким и неповоротливым. Офицер часто издевался над ним и высмеивал его перед всем отрядом. Джокер должен был помогать Куче. И он помогал. Он называл его по имени, застегивал ему рубашку, объяснял, как шнуровать ботинки и заправлять кровать. Учил его собирать винтовку и преодолевать препятствия. Но когда отряд избивал Кучу, Джокер бил его вместе со всеми. Потом мы немного посмотрели, как живут в тылу и что происходит на передовой.
Композиционно фильм построен из историй, которые рассказывает нам Джокер. Он выступает и главным героем, и рассказчиком, и мерилом морали. Он выделяется среди всей толпы не только острым языком, но и значком мира, который носит на груди. Как он сам говорит, это дуализм человеческой природы. На каске написано 'рожденный убивать', а рядом с сердцем - мир. Очень иронично. Через его истории, мы видим, как происходит процесс обесценивая человеческой жизни и деперсонификации, кажется это так называется. Сначала, когда они все живут в казарме, им каждый день говорят, что они грязь. Они не люди. У них нет своей воли и нет своего я. Их цель - стать убийцами. Это цель стаи, не человека, интересы личности уступают место интересам группы. Собственно на этом этапе Джокер и выпал, так как он ушел не в пехоту, а в журналистику. В конце обучения, солдатам говорят, что теперь они стали людьми, а грязь - это то, с чем они воют. 'Косоглазые', как они их называют, это не люди. Это безличная масса. Их можно убивать пачками и гордится этим. В фильме есть один характерный эпизод: Джокер, фотограф и солдат летят на вертолете. Солдат стреляет и радуется. ПО контексту становится ясно, что он убивает вьетнамцев. Камера поворачивается и мы видим, что они летят над полем и солдат палит по мирным жителям. И хохочет. Так же к вьетнамцам относились и все остальные.
Еще одна история: яма, в ней двадцать трупов вьетнамцев. Трупы засыпаны известью. Это убитые мирные жители. Их собрали на собрание и расстреляли. Вокруг них куча любопытствующих. Они ходят, смотрят, дают интервью. И, плащ, на нем два убитых американских солдата. Вокруг них кругом стоят их соратники и каждый говорит им прощальное слово. Трагическая музыка и невыносимая мука в глазах смотрящих.
Все это очевидно иллюстрирует разницу между 'мы' и 'они'.
В одной из историй, один из персонажей говорит 'когда нас вернут в мир ' Вьетнам это не часть мир, это не страна. Это дерьмо, в котором солдатам приходилось жить. Их целью было выжить. Не нужны были ни ценности, ни приоритеты. Далеко не всегда было важно, для чего все это и какая цель у этой войны. Солдаты постоянно задавались этим вопросом, но ответ всегда был только один - 'лучше ты, чем я'.
Интересно то, что проститутки, которых привозили, для того, чтобы обслужить пару десятков американских солдат, после 'работы' становились снайперами. И достаточно успешно выполняли свою миссию.
Вишенкой на торте я бы поставила разницу, между стрелять из автомата по вражеским войскам и убить из пистолета глядя прямо в глаза. Джокер успешно с этим справился, не смотря на внутренние переживания, он убил человека, глядя ему в глаза. Ну, как человека, вьетнамскую девушку-снайпера. Он не оставил ее мучительно ждать смерти. Но все же, смотря на нее он думал над тем, что он лишит кого-то жизни.