К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Пронзительный, страшный и - да - гениальный фильм о том, как разрушительно влияет на человеческую жизнь и личность война. И про Афганистан я, по крайней мере, ничего сильнее 'Ноги' не смотрел.

Блестящий дебют Охлобыстина, не менее блестящий - Мамонова. Играют просто невероятно. Сюжет давит, но нарочито жестоких сцен нам не демонстрируют. Картина, как и многие выдающиеся картины тех лет, наполнена воздухом - но воздух этот отравлен, как 'отравлен' вернувшийся с войны юноша. И да, война в фильме идет плечо к плечу с абсурдом, с невозможным - потому что именно эти спутники могут максимально полно оттенить ее, войны, силуэт. При этом происходящему веришь и артхаусом, который воспринимаешь через фильтр условностей и шифров, фильм назвать нельзя. Нет, правда веришь, что война настолько ужасна и инфернальна, что может... Впрочем, не буду пересказывать сюжет.

А снято, к слову, по мотивам одноименного рассказа Фолкнера.

Программный фильм, не меньше. Смотреть и пересматривать. Тут и срез, и летопись, и фиксация, и размышления на вневременные темы. Что очень важно - фильм оценили и 'приняли' сами участники событий в Афганистане. Запомнились слова одного из них, сказанные женщине-сценаристу (в военных действиях, понятно, не участвовавшей): 'Какое ты имеешь право чувствовать то, что чувствую я?' В принципе, одной этой фразы было бы более чем достаточно для отзыва - чтобы понимать, что за кино перед нами.

02 августа 2023 | 11:26
  • тип рецензии:

Режиссер Никита Тягунов пришел в этот мир только для того, чтобы создать свой шедевр и уйти!

От первоисточника (одноименного рассказа Уильяма Фолкнера) в сценарии фильма не осталось и следа от той «Ноги»... (простите за неуместный каламбур)

В это же самое время на экраны России высыпалась, как гнилой горох, россыпь отечественных боевиков, о крутых 'афганцах' - борцах с мафией, борцах за идеи и прочий «штампованный» шлак...

А у режиссера Тягунова 'афганец' ищет ногу! - бред какой-то...

Бред, конечно! В бреду жили, в бреду воевали - всё в бреду.

Охлобыстин ГЕНИАЛЕН в этом фильме! - он рвет душу своей многозначительной идиотской улыбкой! И сразу понимаешь, что он знает то, чего мы не знаем!

Не сам Охлобыстин, а его герой.

Да и не герой он вовсе, а Жертва.

Это из жертвы сделали 'героя на час' - вручили орден и забыли о парне.

А ему не нужен орден. Он ищет ногу! Зачем ее закопали где-то там - в далеком Афганистане?

Первая жертва войны - ПРАВДА!

Нам лгут о той войне. Там всё было не так. И когда осознаешь это – сознание разрушает тебя.

Может быть поэтому Иван Охлобыстин для фильма 'Нога' взял себе псевдоним «Иван Чужой»?!

И еще...

Фильм «Нога» много раз останавливался, проект был под угрозой закрытия. Но можно ли остановить войну?

Наверное, можно... если ты погиб на той войне...

Рекомендуется к просмотру ВСЕМ, кто любит кино, над которым надо думать!

08 декабря 2015 | 17:16
  • тип рецензии:

Очень сложный для восприятия фильм. Столько тут всего понамешано, что сложно понять в конечно счете, что мы наблюдали. То ли это была реальность, то ли воспоминания, то ли сновидения, то ли путешествие в глубины подсознания (а если быть точным, то тут всего по чуть-чуть, но ближе к концу начинаешь сомневаться - реальность это или воображение). Снято это все очень здорово, очень профессионально и довольно необычно. И несмотря на то, что фильм довольно сложный и порой непонятно, что к чему, по мере просмотра им не перестаешь восхищаться. Актерские работы тоже на очень высоком уровне, хотя, по сути, весь фильм тянет на себе Иван Охлобыстин и играет он шикарно, но и другие актеры не отстают, например Петр Мамонов у которого роль хоть и небольшая, но очень яркая.

В общем, очень сложно что-либо толковое написать про этот фильм. Нет слов - одни эмоции! Отличный фильм и мне очень жаль, что Никита Тягунов, режиссер этой картины, покончил с собой через год после выхода фильма. Как знать, может у него были на то личные причины, но если бы он и дальше продолжил снимать подобное кино, то вполне мог стать как Балабанов и Хотиненко. Искренне жаль...

8 из 10

15 ноября 2014 | 11:38
  • тип рецензии:

Двое друзей-студентов проходят военную службу во время «интернациональной миссии» в Афганистане. Однажды один из них находит другого в ящике из-под патронов. Вернее, находит то, что от него осталось. В состоянии аффекта оставшийся в живых, Мартын расправляется с жителями афганского аула, получает ранение в ногу и попадает в госпиталь. Там у него эту ногу ампутируют.

Вскоре его начинают донимать фантомные боли: Мартыну кажется, что болит именно отсутствующая конечность. Потом начинается нелёгкий процесс адаптации солдата к мирной жизни. Он пытается прижиться в случайном захолустье. Но на этом метания и страдания воина-интернационалиста не заканчиваются. Мучимый всё теми же фантомными болями, он вдобавок ко всему начинает съезжать с катушек, всё плотнее соприкасаясь с инфернальным миром…

Мистицизм истории, толчком для создания которой послужила новелла американского классика Уильяма Фолкнера, приправляется скрытыми подтекстами и смыслами, придавая картине новый объём и непривычное для данной темы звучание. «Нога» осталась единственной кинокартиной телевизионного режиссёра Никиты Тягунова, ушедшего из жизни почти сразу после её завершения, тридцати девяти лет отроду. Ненамного пережила постановщика и сценаристка Надежда Кожушаная.

08 апреля 2014 | 13:51
  • тип рецензии:

В 1925 году известный американский писатель Уильям Фолкнер написал рассказ 'Нога'. В этом произведении речь шла о молодом студенте Оксфорда Дэви, которому суждено было принять участие в Первой Мировой и потерять в бою ногу. Сюрреалистический сюжет описывает борьбу Дэви со всем злом, которое возникло в нём во время войны и обрело призрачную форму.

В 1991 году молодой режиссёр Никита Тягунов решает в качестве своего дебюта снять экранизацию этого рассказа. Написать сценарий он попросил знакомого драматурга Надежду Кожушанову, которая решила, что сюжет рассказа легко перенести в современные реалии. Так Дэви стал Валерием Мартыновым, а Первая Мировая превратилась в войну в Афганистане.

На главную роль Тягунов выбрал случайно попавшего на просмотр молодого никому не известного студента ВГИКА Ивана Охлобыстина. Таким образом, 'Нога' - это фильм снятый практически одними дебютантами (режиссёр, оператор, исполнитель главной роли, директор картины). Тем примечательней его успех не только в рамках российского кинопространства, но и на многочисленных зарубежных фестивалях.

Посмотреть 'Ногу' я решил исключительно из-за Ивана Охлобыстина, которого я всегда любил за его самобытность и какую-то особенную магию, которую источают все его киноперсонажи, от Парфёна Рогожина до врача Быкова, от безымянного особиста-разведчика до рекламщика Малюты.

Фильм 'Нога', посмотренный через 20 лет после его выхода, производит очень странное впечатление. Сначала он мне не очень понравился. Снят он в излюбленной манере российских режиссёров того времени: со странной музыкой, запутанными диалогами, сюрреалистическими сценами. Понятно только, что ничего не понятно. Потом я прочитал рассказ Фолкнера и статью о фильме на Википедии, которая очень много разъясняет. Через 4 дня после просмотра, я понял, что никак не могу выкинуть из головы некоторые сцены из фильма, а в особенности 10-минутный диалог Охлобыстина и Петра Мамонова. Есть в этой сцене что-то такое, что проникает глубоко в душу и не даёт покоя.

Если вкратце, то это фильм о бессмысленности и беспощадности войны, о том, как меняется человек, прошедший сквозь этот ад, о том, что уже никогда он не сможет жить по-старому, и что нога - это отнюдь не самое весомое, что он может потерять. Охлобыстин просто прекрасен. Всё-таки это удивительный актёр - тонкий, живой, обаятельный.

Советовать посмотреть 'Ногу' я не берусь. Российские фильмы начала 90-х - это материал очень на любителя. Но если вам нравится эстетика и манера съёмки таких картин, как 'Асса', 'Чёрная роза - эмблема печали', 'Арбитр', то обязательно посмотрите и 'Ногу'. Ведь не зря же её безоговорочно приняли и полюбили настоящие ветераны афганской войны.

8 из 10

(добавил балл за дуэт Охлобыстина и Мамонова)

P.S. На эту же тему можно посмотреть 'Мой сводный брат Франкенштейн', 'Живой' или 'Войну' Балабанова.

P.P.S. Режиссёр фильма Никита Тягунов покончил с собой через год после выхода фильма

27 февраля 2012 | 12:12
  • тип рецензии:

Признаюсь, что фильм решила посмотреть только из-за того, что в титрах значился Иван Охлобыстин. Всегда считала этого человека гениальным, а данным фильм – очередное подтверждение этому. Настолько ярко показать характер, переживания Мартына, главного героя фильма, пожалуй, не удалось бы никому.

фильм Нога – экранизация одноименного рассказа Уильяма Фолкнера. Это история о молодом человеке, который прошел войну, о его переживаниях, о том, какой неизгладимый след оставила в его душе война. Фильм очень тяжелый для восприятия: на протяжении всего фильма сопровождает нас гнетущая атмосфера, блеклые цвета, предчувствие какой-то беды.

Вообще, лично я не люблю фильмы подобной тематики, слишком уж тяжело потом на душе. Но этот… Смотреть обязательно! Отличный рассказ и написанный к нему сценарий, гармоничный дуэт Охлобыстин – Мамонов. А главное, что он заставляет о многом задуматься.

Мой вердикт: смотреть и точка! Почему? Во-первых, фильм хорош в своем исполнении. Во-вторых, для общего развития. В-третьих, на такие темы нужно задумываться, такие фильмы нуно смотреть! В-четвертых, хотя бы ради гениальной игры Охлобыстина! (Он в этом фильме неподражаем)

Моя оценка:

10 из 10

05 февраля 2011 | 23:00
  • тип рецензии:

Экзистенциальная психоделическая драма

А что же такое Ад? Неизвестное место под землей, куда по версии русского народного фольклора отправляются грешники, или это что то более загадочное, не поддающееся восприятию и этому не может быть дано конкретное определение? Я все же склоняюсь ко второму варианту, но с поправкой на то что мне кажется, что для каждого свой Ад. ТО что мы заслужили здесь, вернется нам и там..

Действие фильма происходит не здесь и не там. Нет, есть конкретное место действия - Афганистан. Но всё равно, все видится за некой призмой ирреальности, которая повергает в шок, от испытания того груза, который на себе несет солдат Валера. Смею замтетиь, что несет он его довольно холодно, цинично и с некой долей отчуждения, потому что играет Валеру гениальный актер Иван Охлобыстин (снявшийся здесь под псевдонимом Иван Чужой). Он передает всю боль и страдания своего героя сваливая на зрителя изрядную долю того, что с ним происходит.

Быстрая смена кадров, 'переключение' с прошлого на настоящее, и с настоящего на возможное создают ту самую атмосферу сюрреалистического психоделика, которая может быть применена к какой-либо теме, но только не к теме Афганской войны. Но режиссер Никита Тягунов смело экспериментирует и вносит новые детали в картину, создавая сверхоригинальную и безумную ленту на тему человеческого сознания и его психологической сущности обличая всё это в образ 'афганского синдрома'. И возвращаясь к размышлениям о существовании Ада, режиссер показывает нам именно тот 'индивидуальный' Ад, который у Валеры, героя этого фильма, принимает вот такую форму. Пару раз во время просмотра, у меня проскальзывал смех, такой нервно-истерический смешок, потому что воспринять и понять всё, что происходит на экране, в полном объёме практически невозможно.

24 сентября 2010 | 22:31
  • тип рецензии:

Иван Чужой. Именно так значится в титрах тогда ещё никому неизвестный молодой талантливый Иван Охлобыстин. Мартын сыгран Иваном так эмоционально и темпераментно, что все завихрения сюжета служат лишь фоном для самовыражения актёра. Подобного уровня игры я не видел ни у кого, и ничего нет удивительного в том, что его талант стал сразу же востребован. Правда уже не в столь драматических формах. Появление в фильме минут на пятнадцать брата Мартына в исполнении Петра Мамонова просто выше всех похвал. Их непринуждённые диалоги тянет сразу же пересмотреть, настолько актёрский дуэт гармоничен и неповторим. В «Царе», к сожалению, оба были не на своих местах (ошибся Лунгин с выбором актёров, но ему простительно, слишком много у него хороших фильмов). В то время (1991 год) Пётр ещё в «Звуках МУ», не проповедствующий отшельник и не герой посредственных моно-спектаклей («Есть ли жизнь на Марсе» не в счёт) и он мне роднее и ближе. Фильм не лишён престижных наград, хотя не получил массового признания. В эпоху видеобума подобное творчество обходилось массами стороной. В нём два существенных минуса. Однообразное фортепиано действует очень удручающе, возможно режиссёр этого и хотел, но явно перебрал и очень невнятная и затянутая концовка. Эти два фактора не позволяют мне назвать фильм шедевром.

9 из 10

23 сентября 2010 | 05:46
  • тип рецензии:

Мои ноги на месте, голова функционирует, руки заряжают этот диск. Я начинаю погружение...

Я вижу жизнь, ту её грань с которой не каждому суждено столкнуться и проверить её остроту на себе. Хотите попробовать? Ведь мы все умрем, но умереть так, с такой концентрацией своего сознания на определенном событии, достойном событии... Я уверен, что многим предстоит пройти этот путь... Когда речь заходит о том, как реагирует человек на определенную неординарную информацию, проходящую сквозь него, не может быть двух попаданий в одну воронку. Цепь ассоциаций будет затягивать человека, звено за звеном к истине, его истине. Как прекрасно, что у каждого свой декодер.

Форма и содержание. Молодое тело, война, ампутация, тупик, кровная месть, самоубийство. Для меня является формой этого фильма. Неординарное мышление героев, ломка своего я или если хотите открытие новых состояний в условиях войны, потеря контроля над собой, отчаяние, концентрация сознания на себе и своих переживаниях, выход. Содержание.

Искать черную кошку в темной комнате, когда её там нет довольно интересное занятие. В этом фильме столько же боли и отчаяния, сколько я обычно вижу в тех людях, которым жизнь обрезает пути к получению удовольствия. Будь то бабушка с пакетиком сухарей, ждущая своих любимых птичек, парализованный, или человек, потерявший свою целостность (физическую, или целостность психическую). Посмотрите вокруг себя. Мы бежим от отчаяния, но ведь в двух метрах от нас жизнь расставляет точки, и иногда эта точка обращается в дыру в голове...

Если вы думаете, что этот фильм просто сказка, выдумка, антиреальность. Я не завидую вашей слабости. Отличное пособие о фантомных болях, для изучающих психологию.

Тот, кто ищет ответы и прочтет мои слова, могу сказать на собственном опыте, Чувак ты на верном пути, не слушай никого, ты не один.

27 марта 2010 | 12:23
  • тип рецензии:

Фильм я смотрел только из-за Ивана Охлобыстина. То, что там ещё и Пётр окажется было для меня приятным сюрпризом. По сути мы имеем образец раннего творчества Ивана, где на мой взгляд он ещё ищет себя. Иногда даже там где его собственно и нету. Фильм качается как корабль в шторм то в сторону триллера, то в сторону драмы, то в комедию. Наверное, если бы авторы всё же определились с тем, что же они всё-таки снимают, то получилось бы более выигрышно в плане зрелищности и кассовости, но тогда бы он потерял свою самобытность и непохоЖЕСТЬ. Именно в таком написании как непохоЖЕСТЬ. Ставлю фильму 7,5. Расписывать не буду. Возможно, где-то я чего не доглядел не досмотрел, попробую глянуть ещё раз. В любом случае фильм многослоен и остр. Этакий кактус из анекдотов, но этот кактус, как никакой другой - полезен и рекомендован к употреблению. Только не смотрите его по телевизору вперемешку с рекламой, у него достаточно чёткий ритм и она (реклама) будет вас постоянно из него (ритма выбрасывать).

8 из 10

05 января 2010 | 11:05
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: