Напрашивающееся сравнение Поколения убийц с предыдущими военными сериалами — шедеврами НВО — Братья по оружию и Тихий океан, провести можно, но достаточно поверхностное.
Если там сюжет включал события, разворачивающиеся на протяжении нескольких лет, действовали десятки тщательно прописанных персонажей, то в «Поколении» сама продолжительность и ограниченность Иракской войны диктует условия.
Напомню, что непосредственно иракская кампания, описываемая в фильме, продолжалась не более двадцати дней, и велась во многом дистанционно, с помощью ракет, артиллерии или авиации. Так что здесь не развернешься с атакой массовки на немецкие укрепления, как в Братьях, или в красочной резне с японцами в джунглях тропического острова, как в Океане.
Сюжет начинается непосредственно перед вводом войск США в Ирак, и заканчивается после взятия Багдада. Насколько понимаю, это связано с тем, что сериал делался на основе книги-хроники американского репортера, который проехал кампанию вместе с разведбатальоном морской пехоты.
Теперь о фильме — ярко, четко, реалистично, местами натуралистично, без ура-патриотизма, джингоизма и прочих псевдопатриотических завихрений, которыми славятся и наши, и американские авторы.
Несколько десятков морпехов мотаются по Ираку, периодически отстреливаясь от повстанцев, а в основном пытаясь понять смысл и задачи их движения, порой абсурдного. Пейзаж в кадре меняется — пустыня, болота, поля, поселки. Вражеский снайпер может оказаться мешком мусора, а дружелюбный мужичок в костюме — агентом Саддама. Модная и «реалистичная» ручная камера применяется, порой, даже чаще необходимого.
Иракская армия уже практически разбежалась, оставив только редкие очаги сопротивления, но появляются все больше непонятные штатские — федаины и джихадисты, которые, как мы теперь знаем, и доставят войскам союзников больше всего неприятностей. Запутанность и противоречивость приказов командования, суть синоним непонятной войны, смысл которой на привалах пытаются разгадать солдаты. То ли дело в нефти, то ли в ядерном оружии у иракцев, то ли в убийстве Дженнифер Лопес иракской разведкой (активно фигурирует и такая версия).
Ажиотаж и азарт первых дней постепенно рассеивается, при виде бессмысленных разрушений, жертв и странного развития войны.
Что делать с саддамовскими войсками — понятно, а вот если ребенок берет в руки оружие, или автомобиль с гражданскими не останавливается по сигналу, или безоружная толпа нападает на машину в поисках еды… Такому морпехов не учили и, неплохие в целом солдаты, часто теряются, каждый вроде правильный поступок, тянет за собой дурную бесконечность последствий.
Небольшими, а то и явными намеками в первые же дни войны показываются дальнейшие ее последствия, которые приведут к гражданской войне в стране. В последних сериях уже сами иракцы начинают весело резать друг друга, освободившись от власти Саддама.
В целом мысль сериала ясна и во многом справедлива — войну выиграли солдаты, а проиграли политики и генералы. Действительно, крах миллионной иракской армии в несколько дней, при потерях атакующих в пару сотен человек — это несомненный успех. Начавшаяся гражданская война — в которой только американцев с союзниками уже погибло под пять тысяч — несомненное поражение.
Что еще сказать — с технической стороны фильм безупречен. Сюжет, как и писал выше, ограничен узкими временными и документальными рамками, но в целом хорошо проработан. Актерская игра — на уровне, с учетом того, что основных, стержневых персонажей практически нет, кроме героя Александра Скарсгарда, сержанта морпехов. Ему, кстати, респект за неплохую игру и создание яркого персонажа.
Остальные герои, не хорошие и не плохие (хотя есть исключения) обычные американцы, волею случая занесенные на край мира в непонятную и диковатую страну, пытающиеся выполнять приказы, но оставаться людьми.
Смотреть фильм стоит, как любителям военного, так и просто хорошего кино.
Уже многое сказано про данный мини-сериал: о качественной постановке, хорошей, а главное реалистичной актерской игре, о том что интересно смотреть на то, как американцы сами же себя и осуждают.
Но за всеми ужасами, которые нам показали, не видно той доли осуждения, которая должна идти со стороны создателей. Если уж говорить о 'войне без прикрас', то это далеко не самая откровенная лента об ужасах военных действий. Но здесь ужас внушают не оторванные части тел, куча крови или еще что-то подобное, тут ужасает человеческое поведение. Местами кажется - все что показывают зрителю - это чья-то злая шутка. Разве такое могло быть в действительности, разве так ведутся военные действия?
Не стоит ждать здесь бурю военных действий, взрывов, перестрелок и так далее. Сериал ставит лишь одну цель - поместить вас в эпицентр боевых действий, поселить среди солдат и предоставить возможность пройти с ними весь путь до самого Багдада.
Посмотрите, как к этой войне относилась одна часть солдат и другая, как вы сами к ней относитесь. Не ищите здесь и главных персонажей. Репортер - это наше альтер-эго в сериале, мы должны себя ассоциировать с ним. Каждый солдат - это отдельная личность, каждый своеобразен и по-своему интересен. Именно поэтому сериал интересно смотреть, так как ты начинаешь верить во все происходящее хоть оно и кажется абсурдным.
И не ждите прямого высмеивания американцев американцами. Все внимание к деталям, к поступкам и словам героев. Иногда все смотрится как оправдание, иногда как шутка, а иногда как насмешка.
Стоит ли смотреть? Если вы напрочь не любите военную тематику, то конечно же не стоит. Если у вас нет этой 'аллергии' - то можете приступить.
Пишу отзыв примерно через месяц после просмотра. Тогда, читая отзывы других зрителей и сравнивая со своими впечатлениями, не соглашался насчет пропаганды в этом фильме. Сейчас пожалуй и соглашусь.
Чей образ запоминается надолго после просмотра? Капитана Америки - редкостного дебила-офицера? Бэбикиллера - парня, которого не долго мучала совесть из-за случайного убийства им ребенка? Скорее всего Брэда Колберта - самого адекватного персонажа. Человек-лед, в исполнении младшего Скарсгаарда, он осознает, что война на которую он приехал, дело мерзкое. Он заражает этой мыслью и своих 'однополчан' - с каждой сожженой деревушкой, с каждым убитым мирным жителем - у новых и новых солдат появляется сомнение в правильности их поступков на иракской земле. Финал сериала и вовсе показывает, что морпехам, мечтавшим по ходу операции о воинской славе, их подвиги оказались совсем не по душе.
Но дело-то в том, что никто из этих 'правильных' солдат, осознав захватнический характер войны, не пустил себе пулю в лоб и не дезертировал. Им нужно отрабатывать контракт, а значит совесть, если она есть, должна молчать. Они также, почистив стволы, шли крушить города и убивать людей, как и те их соратники, которым убивать просто нравится. Вот и получается, что слова героя Скарсгаарда 'мы сюда освобождать приехали', не более чем попытка успокоить совесть. А хороший человек убьет тебя или плохой - для жителя 'освобождаемой' страны ведь неважно.
Вот и получается, что несмотря на увлекательное действие и отображение административных проблем американской армии, это все такая же агитка. Хоть и избежавшая пафоса и откровенной американщины. Лучше всего конечно тема раскрыта в Южном Парке - эпизод 'Мы любим и кантри и рок'. В Америке всегда существуют два типа людей - одобряющие военные действия и их противники. И как ни странно, оба лагеря делают одно дело. Пока первые грабят какую-нибудь недостаточно демократическую страну, вторые возмущаются и снижают градус ненависти к США. 'Ведь там и хорошие люди есть, которые против'. А на деле имеем разграбленные Ирак и Ливию, чтобы каждый американец, пацифист ли или квасной патриот, имел возможность подарить ребенку на совершеннолетие новую тачку.
Может даже задумки такой и не было - устроить очередную пропаганду. На фоне многих других военных киносюжетов 'Поколение убийц' явно смотрится меньшим злом. Но иногда мне кажется, что у тамошних кинопроизводителей это уже сидит внутри - снимать во благо родины, а не объективности.
Тема геев, кисок, членов и задниц, в этом фильме заюзана до тошноты - это заставляло часто пользоваться перемоткой. Тема испражняющихся солдат, в большей степени придаёт этому фильму оттенок реалистичности - но по-моему с этим перебор: в каждой серии кто-то занимается онанизмом и гадит, спс что хоть не показывали 'сникерсы', которые из них вылезают, а то было просто 'супер-реалистично'.
Окопный юмор в нашей армии (а с чем ещё сравнивать?), слава Богу, пока не деградировал до такой степени, хотя все к этому и идёт, - медленно, с отрывом в 20-30 лет, мы догоняем США, как в техническом оснащении, так и в безнравственности и похабности.
Что такое армия, и солдатский юмор - знаю не по наслышке. Оказывается бардак не только у нас, хотя техническое оснащение армии США, - несмотря на то что фильму уже почти 10 лет, - впечатляет. Удивительно, как с таким вооружением у них вообще были раненные - для хорошо подготовленных солдат (а речь о морпехах), такое безусловное превосходство делает из противника простую ростовую мишень, как в тире.
Весь фильм солдаты сетуют что нет батареек, - что лучше, ПНВ без батареек, или батарейки без ПНВ? Думаю первое - для противника, такие приборы были бы просто бесценны. Достать батарейки все же проще, чем дорогую электронику. Например, тепловизор в то время... поинтересуйтесь, сколько стоит этот прибор даже сейчас, спустя много лет. Тем кому в лом гуглить, скажу что самый простой тепловизионный прицел стоит 500.000 р., возможно найдёте и за 300 - но это уже будет больше 'прибор для контроля теплопотерь в помещениях'. Несмотря на все трудности со снабжением, - показавшиеся в нашей армии середины 00х просто смешными, - превосходство подавляющее, и на мой взгляд, жаловаться на отсутствие батареек, просто глупо. (батарейки и масло можно легко было выменять на те же сухпаи у местных)
Хотя... знаете, все солдаты, во всех армиях мира, ноют как им плохо и тяжело, какое тупое начальство, и какой коварный враг. Сетовать на это - их полное право... для одних проблема это надоевшее арахисовое масло, для других - полное отсутствие продснабжения.
Хоть сегодня многие и жаждут войны с США, - недооценивать эту страну, если воспринимать её как противника, просто глупо, а победа над ней будет стоить слишком дорого. Не говоря уже о возможном применении ядерного оружия, которое поставит жирную точку в летописи человечества - но, вернёмся к фильму.
Судя по названию, ГГ фильма, показан второстепенным персонажем - это неистово желающий убивать самый молодой из них парень, который сидел рядом с журналистом. У которого не было даже малейшего раскаяния, после того как он подстрелил мальчика. Сослуживцы называют его психом и 'малышом бургером', а причиной его агрессии считают видеоигры и жестокие фильмы, обесценивающие человеческую жизнь - но на самом деле, такие люди были всегда. Они есть в любой стране, и они будут убивать в любом случае, если не людей, так 'собак'. Есть люди, которые созданы для войны - без войны, они сами создадут её вокруг себя. 'Малыш бургер' был как раз таким. С точки зрения войны, это почти идеальный солдат - но проблема любой воны в том, что она рано или поздно заканчивается, и солдаты вновь должны стать людьми... а это трудно. На эту тему снят неплохой, правдивый фильм 'Война Джо - 2017'.
'Капитан-америка' - неординарный офицер, со своей личной правдой, которую он пытается навязать коллективу. В нашей армии тоже таких хватает - штабисты, родственники, ставленники, - протекция была есть и будет во всех странах, хорошо что в фильме присутствует такой персонаж - в назидание другим.
На мой взгляд, 'Generation kill' - далеко не лучший фильм про войну. Скорее, это фильм про Американскую армию, её быт. А лучшие, (наиболее правдивые) фильмы о войне, должны быть такими, от которых непривычного зрителя будет воротить (но не как от упомянутых в начале поста, 'сентенций', эффект от которых можно получить сняв кино о деревенском клозете).
На мой взгляд, лучшие аутентичные фильмы про войну, это 'Безродные звери - 2015', 'Сталинград - 1992', - из наших 'Чистилище - 1997', 'Иди и смотри - 1985, СССР', - есть ещё, просто так сразу всё не вспомнить. В этих фильмах никто не гадит и не онанирует, - удивительно, но и без этого фильмы по-настоящему реалистичны. Так же, в своё время потрясла правдивостью книга В. Астафьева 'Прокляты и убиты' - снимите по ней фильм, это будет просто шедевр, основанный на реальных событиях (при достойном бюджете и с толковым режиссёром).