К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Несмотря на очевидный эконом-вариант съёмок, незатейливый сюжет и несколько утрированные действа, фильм у Лидии Бобровой получился. Выстраданный фильм. Вообще тема стариков в нашей стране - больная тема. И вполне можно было бы упрекнуть режиссёра в манипулировании чувствами зрителя, если бы... Если бы события на экране не были так болезненно реальны.

Бабуся, вырастившая сначала детей, а затем внуков, продавшая дом и разделившая деньги между внуками, становится никому не нужной. Но на самом деле (как мне показалось) проблематика, поднятая в фильме, гораздо глубже, чем взаимоотношения родственников. Приблизительно сформулировать её можно как 'плач о России, о человечности, о ценностях, которые мы потеряли'. Не даром Бабусю несколько раз провозят мимо шикарных домов 'новых русских'. Не даром богатая и именитая племянница, которая возит Бабусю из дома в дом, упрекает внуков полученными когда-то деньгами. У взрослых внуков своя жизнь, в которой для Бабуси просто нет места. Внуки считают её обузой, с которой уже нечего взять...

И богатая племянница в итоге, со слезами на глазах, задаётся риторическим вопросом: 'как такое могло произойти, ведь мы так все любили Бабусю? Мы же в детстве за ней гуськом ходили?' И человек, который племянницу всё ещё любит, уговаривает бросить работу в Москве, жить с ним и забрать Бабусю к себе. Но раздаётся телефонный звонок, и племянница торопится обратно в Москву. Только маленькая, пострадавшая в Чечне, девочка-правнучка способна воспринять то, что уже недоступно взрослым: тепло, доброту, любовь и 'настоящесть' Бабуси.

Предчувствие меня не обмануло, поплакать таки пришлось. Слёзы навернулись на глаза во время эпизода, когда Бабуся уходит в холодную зимнюю ночь, чтобы не обременять собою родню. Уходя, пожилая женщина достаёт из кармана мандарин (который она сама есть не стала, а припасла, как 'гостинец') и относит его в комнату правнучки, а затем прощается с ней с улыбкой. И девочка, которая не разговаривала много лет после трагедии в Чечне, начинает говорить.

Характерна последняя сцена, когда внук бежит за Бабусей и падает, как в детстве, с криком 'Бабуся'... Наверное понимая, что вместе с ней уходит из его жизни что-то настоящее.

Я не хочу копаться в этом фильме и выискивать в нём недостатки, которые, наверное, есть.

10 из 10

16 августа 2012 | 18:17
  • тип рецензии:

Не помню, чтобы отечественный фильм производил на меня такое впечатление. Мне уже начало казаться, что наш кинематограф ни на что серьезное не способен, и тут - на тебе...

Банальная история, каждый из нас сталкивался в жизни с чем-то подобным или был свидетелем. Старая женщина, посвятившая себя детям и внукам, в конце жизни оказывается никому не нужна. На этом фоне еще мельком показана безнадежная деревенская жизнь с бытовым пьянством и незащищенностью от этого, ни на что не способные мужики. Эх, Рассея...

Создалось ощущение, что актеры - не профессионалы, некоторые играют совсем из рук вон плохо, но это совсем не портит впечатление, даже наоборот усиливает реалистичность. Как будто я подглядываю за чужой жизнью.

С середины фильма еле сдерживала рыдания, а в конце уже не смогла - расплакалась. Спасибо Лидии Бобровой, наверное, каждый, кто посмотрит этот фильм станет добрее и будет с уважением относится к старости и почитать поколение, прошедшее войну.

Спасибо!

14 августа 2008 | 01:36
  • тип рецензии:

На вопрос 'Хороший ли Вы человек?' большинство людей ответит утвердительно. Почти каждый считает себя честным, добрым, справедливым. А еще у каждого есть проблемы, дела, обязательства. Мы все любим своих родственников (ну, или почти все), ведь это люди, которые находятся рядом, которые спасают наш разум от холодного и немого одиночества с самого нашего рождения. Пусть это всего лишь иллюзия, но с родственниками мы чувствуем себя защищёнными. Да, мы не одни на свете, пока жива хоть одна родная душа.

Но мы вырастаем, у нас появляется семья, уже упомянутые проблемы, дела, обязательства. Дети вылетают из гнезда и устраивают свою жизнь, заводят семьи, а те, кто были с ними всё это время зачастую остаются в том самом немом одиночестве.

Они питают себя воспоминаниями о временах, когда в них нуждались, когда они были окружены детьми, внуками. Старики... они как дети. Они чувствуют, когда становятся ненужными, и уходят. Уходят туда, где когда-то были счастливы. Тяжело остаться одному на всём свете, знать, что не увидишь больше ни одного родного лица. Но еще тяжелее знать, что твои дети отвернулись от тебя. Они есть где-то, но у них уже совсем другая жизнь. Это 'хорошие, честные, добрые, справедливые' люди не могут дать приют и чуточку внимания тем, кто отдавал им всё.

'Она ушла. Ей холодно...'. Да, ей очень холодно, но не оттого, что зимней ночью она оказалась на улице, не оттого, что перед ней длинная дорога. Холод веет от новой жизни, от тех людей, что казались такими близкими и родными. Они - новые люди с новыми проблемами. Они ведут свои войны и борются со своими проблемами. Но она их любит ничуть не меньше.

Она из того прошлого, где люди благодарны за всё. Она помнит времена окопов и патриотизма, а их патриотизм распространяется до определённых границ. Но нет укора в её взгляде. Есть только беспредельная грусть и всё та же любовь. Любовь - слово, которое встречается на каждом шагу, чувство, которого так мало осталось.

09 декабря 2009 | 02:35
  • тип рецензии:

Невероятной тоской пронизан каждый эпизод этой кинокартины, являя зрителю печальную улыбку пожилой женщины, растратившей свои небольшие, нажитые честной жизнью сокровища на благо высокомерных потомков. Тех, кто покинул её с первыми порывами ветра перемен, сдувшего с советских людей последние остатки совести и величие Советского Союза. Бабуся — маленький человечек, приносивший себя в колоссальную (для своих скромных возможностей) жертву ради счастья других. Не задавая никаких вопросов, не исповедуя мнимо-высшую цель, не думая ни на кого дурного и никого не осуждая, она руководствовалась лишь негасимой путеводной звездой, луч добродетели которой вёл бабусю всю её поразительно отчужденную жизнь: через ясное детство, туман войны, и временами непосильный, но необходимый каждому уважающему себя человеку труд. Забытые герои, не успев попрощаться с этим миром, уже при жизни отправляются в забвение. И с каждым шагом бабуси по хрустящему снегу таких людей остается всё меньше и меньше. Каким станет общество, когда последнее поколение самоотверженных родителей со старческим вздохом окончательно и бесповоротно растворится в истории? Будем ли мы столь отзывчивы к своим детям и внукам, как те люди, которые еще могут ласково назвать нас своими бабушками и дедушками? Наверное, нет.

8 из 10

10 сентября 2014 | 20:09
  • тип рецензии:

Нужны ли детям старики? Я думаю, что таким же вопросом задался автор картины «Бабуся», когда снимал этот фильм. Детям нужны старики, когда не кому присмотреть за их чадом или нужно прополоть грядку на любимой даче и старики, конечно же, соглашаются!

А вот когда старикам нужна помочь детей, сразу возникает вопрос, нужно ли мне это? Это лишняя забота, переживания, хлопоты. И не каждый соглашается на это. Но таких людей, которые отказывают в помощи, я надеюсь очень мало.

Фильм снят просто великолепно, какие неописуемые пейзажи все-таки у нас в России, а как главная героиня сыграла свою роль, это надо видеть!

10 из 10

28 сентября 2008 | 11:57
  • тип рецензии:

Первый раз увидел фильм в 2004-м. Тогда на украинском канале его крутили. Я начал смотреть только со второй половины (Потом по всей Одессе искал его на DVD и нашёл. Теперь храню, как зеницу ока). Мне многие фильмы задевали душу, но так, чтобы до слёз, ещё не было. За время просмотра фильма я, как настоящий мужчина, продержался без слёз, но финал фильма уготовил мне сюрприз и я, недолго сдерживаясь, заплакал. Это наверно единственный случай в моей жизни был, когда я заплакал против собственной воли. Кроме того не припомню, когда бы я так ДОЛГО плакал. Фильм изменил моё представление о кинематографе в целом.

Фильм безусловно снят о нас (молодых) и указывает на наши тёмные стороны. До просмотра фильма я всегда считал, что страшнее смерти ничего не бывает. На примере бабуси видно, что страшнее смерти для старых людей - это равнодушие со стороны близких. В жизни всё так. Если рядом с тобой новенький мерседес, ты боишься его поцарапать или запачкать, а если рядом запорожец доисторических времён, можно и долбануть (сдачи не даст). Нам всегда кажется, что у нас проблем больше, чем у соседа за забором, поэтому и отношение к людям бывает 'брюзгливое'. Всему бедой - пессимизм, отсюда и равнодушие. Да, на Руси не всем хорошо живётся, так это не повод звереть вместе со страной.

Судя по игре Нины Шубиной (бабуся), режиссёр не ставил задачу поразить зрителя актёрской суперской игрой. Просто нужен был непосредственный образ. У актёров в целом получилась путаница в диалектах. Бабуся и её киношная сестра говорят как будто на разных языках. Шубина (бабуся) окает на северном диалекте, а Овсянникова (сестра бабуси) акает на московский манер (нам привычный). Это я бы назвал, хоть не большой, но ляп. В основном Шубиной много говорить в фильме не приходилось. Среди эпизодов, где она говорит, мне особенно понравился эпизод разговора бабуси, Веры и Ивана в начале фильма. Также преклоняюсь перед игрой Владимира Кулакова (Витя). Есть претензии к игре Сергея Ануфриева (Коля), особенно в моменте, когда он объясняет Лизе причину своего синяка под глазом.

Безусловная 'визитная карточка' фильма (да и развязка в целом) - это наверно события в доме Толика после прихода бабуси. Отсюда-то и начинаются крокодильи слёзы.

Достоинства фильма: сценарий, постановка, операторская работа, музыка.
Недостатки фильма: разность диалектов и фальш непрофессиональных актёров.

30 марта 2009 | 04:03
  • тип рецензии:

В этом фильме жалко всех, по-разному, конечно, но это чувство у меня проявилось к каждому.

По моему мнению, лишь два героя живут в полной гармонии с собой и смотрят на жизнь праведнее остальных. Это сама Бабуся и её внук. Печаль и несчастья окружают их, но они не отчаиваются, не опускаются до подлостей. Они принимают жизнь, какой она является, делают добрые дела и не требуют ничего взамен. В их поведении прослеживается параллель с мучениками, возведёнными по прошествии времени в ранг святых.

Я плакала, смотря этот фильм. Плакала от жалости, несправедливости, ничтожности человеческой сущности. А ещё от счастья, оттого, что есть фильмы, которые вызывают такие сильные эмоции, после просмотра которых пересматриваешь собственную жизнь, ощущаешь сильнейшую потребность многое изменить, улучшить. Хочется любить бескорыстно!

21 ноября 2008 | 00:49
  • тип рецензии:

Этим летом мне посчастливилось побывать на театральном фестивале любительских театров 'Сибирская рампа', который проводится раз в два года на острове Ольхон. В нём, помимо коллективов из различных городов России принимали участия театры из деревень, население которых зачастую не превышает тысячи человек. Должен честно признаться: я не ушёл ни с одного спектакля, поставленного непрофессиональными режиссёрами и сыгранного непрофессиональными актёрами... Для меня это стало большим открытием и серьёзным поводом задуматься.

Не буду кривить душой, когда я начал смотреть этот фильм, непрофессионализм актёров сначала меня удивил, затем заставил раздражаться, но потом я поймал себя на мысли, что мне интересней наблюдать за актёрами, которые не играют на съёмочной площадке, потому что они проживают происходящее настолько искренне и настолько честно, что... я невольно начал им верить, более того, я начал им сопереживать, а Лизу и Бабусю даже любить.

Меня немного смутило, что в такой, казалось бы, ненавязчивой картине имеется претензия на такие темы как 'новые русские' или 'война в Чечне', но скорее всего, эти явления указаны для того, чтобы подсказать зрителю о времени, в рамках которого происходит действие.

'Ноженьки оттанцевали', но сила духа осталась. Печально, что режиссер пропустил (?) огромное количество оценок персонажей, которые могли бы усилить впечатление, но, с другой стороны, возможно, что тогда бы фильм получился слишком тяжёлым.

Честно скажу: я не плакал... И не хотелось, потому что уж слишком много злости накопилось к внукам бабуси. А чудо, которое произошло, на мой взгляд, было лишним, как бы цинично это не звучало. Столько горя, столько грусти, такая обречённость и в конце маленькое и наивное чудо? К чему оно?...

Тем не менее хочется сказать большое спасибо актёрам, режиссёру и всей съемочной команде, которые напомнили нам о том, что в дни, когда люди черствеют, когда слова 'благодарность' и 'милосердие' редко можно встретить хоть в каком-то воплощении, ещё живут такие люди как Бабуся, которые любят нас искренне и самозабвенно, которые трудились для нас, которые: 'рыли окопы там, где воевали наши деды', которые могут уйти на улицу без тени упрёка, оставив нам последнюю мандаринку в гостинец и всё, что им нужно - это капелька внимания, телефонный звонок, улыбка тех, кому они посвятили свои жизни.

24 ноября 2010 | 11:20
  • тип рецензии:

Прежде чем сказать пару слов о фильме, позволю себе написать небольшую зарисовку.

Она стояла у входа в гастроном. Женщина лет семидесяти. Полтора метра ростом, может, меньше. В старом потертом пальто и платке на голове. Ее серые добрые, смертельно усталые глаза на морщинистом лице словно извинялись за то, что она стояла здесь вот так, с иссохшей тонкой вытянутой рукой - беззвучно просила милостыни, копеек...

Она совершенно не была похожа на пьющую, нет... Весь ее облик выражал грусть и усталость. Но я верил - она еще хочет жить, хотя смерть уже стояла за ее плечом.

А у меня в карманах не было ни копейки! Когда хотелось отдать миллионы. Наверное, надо было сбегать домой, принести ей денег, еды, или пригласить ее в свой дом, накормить, дать поспать.

Я не сделал этого. А с собой ничего не было.

Такая старенькая женщина, такая несчастная. У нее никого не было. Под закат жизни она вынуждена была идти и попрошайничать, чтобы прожить еще хоть день.

Политики гласят: 'будущее за молодежью!'. Они призывают нас к действиям, политической и социальной активности.'Молодежь! молодежь!' И молодые энтузиасты вторят им 'да! мы - молодежь! за нами будущее!'

И никто не вспоминает о прошлом. А без прошлого нет ни настоящего ни будущего. Прошлое - реально. Это то, что мы имеем фактически, это то, что никто у нас не отнимет.

Как можно верить государству, в котором человеку не гарантировано достойной старости? Как? Если ты не можешь быть уверен, что обретешь покой и отдых на закате дней?

Как вообще возможно такое?

Вот что грустно. Вот в чем боль.


История 'Бабуси' не многим отличается от написанного мной выше. Только здесь упор больше делается на семейные отношения и ценности, нежели социальный и политический аспекты. Одинокая, никому ненужная старость. Все стремятся вперед, вперед и вперед - в светлое будущее! Но это обман. Нет будущего, если нет памяти прошлого, если нет уважения к прошлому. Нет будущего, если заботы об этом будущем для вас приоритетнее забот о родном вам человеке.

Героиня фильма не пошла просить. Она деревенский человек, простой и добрый. Она не хочет никому докучать, никого стеснять. Она, как старая кошка, просто ушла. Она жила, пока была нужной, пока у нее был дом, который она любила, пока ей было о ком заботиться, пока она могла заботиться о себе. Она - олицетворение света, покорности и чистоты. Чистоты.

'Бабуся' - волшебный фильм, настоящий фильм. Только смотреть его немножечко больно. Потому что слишком много мыслей он оставляет, не самых приятных. Ведь рассказанная история - более чем реальна, а сколько еще таких историй? И как так получается, что мы допускаем это? Смотреть его немножечко больно, но смотреть его - счастье.

Низкий поклон Вам, Лидия Боброва. Низкий поклон Вам, Нина Шубина.

23 августа 2010 | 19:14
  • тип рецензии:

Есть такое понятие - крик души. Этот фильм - это и есть этот самый крик. Это исповедь, искренность которой граничит только с реальной жизнью. С трудом можно подобрать слова, описывая эту картину жизни. Дело в том, что смотря этот фильм, я по крупицам начинал вспоминать свою бабусю. Так звали мою прабабушку. Все ее звали бабусей. Меня поразило то, с какой точностью показана жизнь деревни. Эта одежда, галоши, платочки с цветками, пельмени, вязанки дров, собаки, клуб. Даже дверь из сеней в деревне моей бабуси была такой же голубой и на крючке. Я действительно попал к себе в деревню, в детство. При этом, режиссер не использует ни единого приема для реализации своего плана. Боброва показала лишь то, как есть. И несмотря на не очень правдивую игру некоторых актеров и неискренность некоторых сцен, я верю в то что происходит в кадре на все 100, мало того живу этим, и сопереживаю. Для фильма - это вершина, если зритель отождествляет себя с происходящим, верит в то что происходит.

Я привык к штампам, когда речь идет о деревне. Здесь они есть, но не в качестве штампов и разговора на тему, а корень этого. Это и алкоголизм, это и жизнь стариков, безденежье, это и безысходность. Вообще последнее определение так и пронизывает эту картину. К середине фильма, когда Тетя Тося, вынуждена начать скитаться по родне, начинает становится не по себе. В продолжение, полоска света становится все менее яркой. Отказывается зять, Леонид, Тая... С каждым следующим родственником становится все глубже и глубже безысходность. При чем это чувствует только Бабуся. окружающие все прекрасно понимают, но ничего сделать не могут. Можно их ненавидеть, но они такие же как мы. И ничего здесь лживого нет. В конце концов, это светлое пятно превращается в еле видную точку. Совсем она исчезает, когда Бабуся выбирает себе палку..

Да, Боброва идеализирует Бабусю. И это совершенно правильно. В фильме звучит диалог молодого родственника и тети Тоси: - А зачем ты за эту родину трудилась? Много она тебе дала? - Ну пенсию получаю - А много ли? - Ну полторы тысячи рублей. И дело даже не в том что она мало получает, это не важно. Дело в психологии. Он возмущается тем, что родина не помогает Бабусе, что она обманула ее, что вот какие гады правительство и.т.д. А ведь гады не правительство, и родина - это не правительство. Это дети, это внуки, это тот самый паренек, с которым она говорила. Она ради них в первую очередь трудилась и жила. И не заботятся о ней как раз они.

Страшно становится господа. Раскаяться хочется после просмотра. К богу глаза вознести. Поплакать над бабусей, над страной, над деревней, над собой.

Последняя сцена фильма - это шок. Но это не шок от например Триеровской 'Танцующей', это шок человека русского, осознавшего где он живет. 'Она ушла' - это прыжок чувств в пропасть, из которой назад дороги нет. И лицо Бабуси в солнечных лучах. Хотя нет, не лицо - лик. Именно такой он - лик современной богоматери. Только называется она по-другому, и название это как бы эхом отзывается еще долго после просмотра этого фильма:

Бабуся...

02 апреля 2009 | 06:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: