К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Несмотря на очевидный эконом-вариант съёмок, незатейливый сюжет и несколько утрированные действа, фильм у Лидии Бобровой получился. Выстраданный фильм. Вообще тема стариков в нашей стране - больная тема. И вполне можно было бы упрекнуть режиссёра в манипулировании чувствами зрителя, если бы... Если бы события на экране не были так болезненно реальны.

Бабуся, вырастившая сначала детей, а затем внуков, продавшая дом и разделившая деньги между внуками, становится никому не нужной. Но на самом деле (как мне показалось) проблематика, поднятая в фильме, гораздо глубже, чем взаимоотношения родственников. Приблизительно сформулировать её можно как 'плач о России, о человечности, о ценностях, которые мы потеряли'. Не даром Бабусю несколько раз провозят мимо шикарных домов 'новых русских'. Не даром богатая и именитая племянница, которая возит Бабусю из дома в дом, упрекает внуков полученными когда-то деньгами. У взрослых внуков своя жизнь, в которой для Бабуси просто нет места. Внуки считают её обузой, с которой уже нечего взять...

И богатая племянница в итоге, со слезами на глазах, задаётся риторическим вопросом: 'как такое могло произойти, ведь мы так все любили Бабусю? Мы же в детстве за ней гуськом ходили?' И человек, который племянницу всё ещё любит, уговаривает бросить работу в Москве, жить с ним и забрать Бабусю к себе. Но раздаётся телефонный звонок, и племянница торопится обратно в Москву. Только маленькая, пострадавшая в Чечне, девочка-правнучка способна воспринять то, что уже недоступно взрослым: тепло, доброту, любовь и 'настоящесть' Бабуси.

Предчувствие меня не обмануло, поплакать таки пришлось. Слёзы навернулись на глаза во время эпизода, когда Бабуся уходит в холодную зимнюю ночь, чтобы не обременять собою родню. Уходя, пожилая женщина достаёт из кармана мандарин (который она сама есть не стала, а припасла, как 'гостинец') и относит его в комнату правнучки, а затем прощается с ней с улыбкой. И девочка, которая не разговаривала много лет после трагедии в Чечне, начинает говорить.

Характерна последняя сцена, когда внук бежит за Бабусей и падает, как в детстве, с криком 'Бабуся'... Наверное понимая, что вместе с ней уходит из его жизни что-то настоящее.

Я не хочу копаться в этом фильме и выискивать в нём недостатки, которые, наверное, есть.

10 из 10

16 августа 2012 | 18:17
  • тип рецензии:

Не помню, чтобы отечественный фильм производил на меня такое впечатление. Мне уже начало казаться, что наш кинематограф ни на что серьезное не способен, и тут - на тебе...

Банальная история, каждый из нас сталкивался в жизни с чем-то подобным или был свидетелем. Старая женщина, посвятившая себя детям и внукам, в конце жизни оказывается никому не нужна. На этом фоне еще мельком показана безнадежная деревенская жизнь с бытовым пьянством и незащищенностью от этого, ни на что не способные мужики. Эх, Рассея...

Создалось ощущение, что актеры - не профессионалы, некоторые играют совсем из рук вон плохо, но это совсем не портит впечатление, даже наоборот усиливает реалистичность. Как будто я подглядываю за чужой жизнью.

С середины фильма еле сдерживала рыдания, а в конце уже не смогла - расплакалась. Спасибо Лидии Бобровой, наверное, каждый, кто посмотрит этот фильм станет добрее и будет с уважением относится к старости и почитать поколение, прошедшее войну.

Спасибо!

14 августа 2008 | 01:36
  • тип рецензии:

На вопрос 'Хороший ли Вы человек?' большинство людей ответит утвердительно. Почти каждый считает себя честным, добрым, справедливым. А еще у каждого есть проблемы, дела, обязательства. Мы все любим своих родственников (ну, или почти все), ведь это люди, которые находятся рядом, которые спасают наш разум от холодного и немого одиночества с самого нашего рождения. Пусть это всего лишь иллюзия, но с родственниками мы чувствуем себя защищёнными. Да, мы не одни на свете, пока жива хоть одна родная душа.

Но мы вырастаем, у нас появляется семья, уже упомянутые проблемы, дела, обязательства. Дети вылетают из гнезда и устраивают свою жизнь, заводят семьи, а те, кто были с ними всё это время зачастую остаются в том самом немом одиночестве.

Они питают себя воспоминаниями о временах, когда в них нуждались, когда они были окружены детьми, внуками. Старики... они как дети. Они чувствуют, когда становятся ненужными, и уходят. Уходят туда, где когда-то были счастливы. Тяжело остаться одному на всём свете, знать, что не увидишь больше ни одного родного лица. Но еще тяжелее знать, что твои дети отвернулись от тебя. Они есть где-то, но у них уже совсем другая жизнь. Это 'хорошие, честные, добрые, справедливые' люди не могут дать приют и чуточку внимания тем, кто отдавал им всё.

'Она ушла. Ей холодно...'. Да, ей очень холодно, но не оттого, что зимней ночью она оказалась на улице, не оттого, что перед ней длинная дорога. Холод веет от новой жизни, от тех людей, что казались такими близкими и родными. Они - новые люди с новыми проблемами. Они ведут свои войны и борются со своими проблемами. Но она их любит ничуть не меньше.

Она из того прошлого, где люди благодарны за всё. Она помнит времена окопов и патриотизма, а их патриотизм распространяется до определённых границ. Но нет укора в её взгляде. Есть только беспредельная грусть и всё та же любовь. Любовь - слово, которое встречается на каждом шагу, чувство, которого так мало осталось.

09 декабря 2009 | 02:35
  • тип рецензии:

Невероятной тоской пронизан каждый эпизод этой кинокартины, являя зрителю печальную улыбку пожилой женщины, растратившей свои небольшие, нажитые честной жизнью сокровища на благо высокомерных потомков. Тех, кто покинул её с первыми порывами ветра перемен, сдувшего с советских людей последние остатки совести и величие Советского Союза. Бабуся — маленький человечек, приносивший себя в колоссальную (для своих скромных возможностей) жертву ради счастья других. Не задавая никаких вопросов, не исповедуя мнимо-высшую цель, не думая ни на кого дурного и никого не осуждая, она руководствовалась лишь негасимой путеводной звездой, луч добродетели которой вёл бабусю всю её поразительно отчужденную жизнь: через ясное детство, туман войны, и временами непосильный, но необходимый каждому уважающему себя человеку труд. Забытые герои, не успев попрощаться с этим миром, уже при жизни отправляются в забвение. И с каждым шагом бабуси по хрустящему снегу таких людей остается всё меньше и меньше. Каким станет общество, когда последнее поколение самоотверженных родителей со старческим вздохом окончательно и бесповоротно растворится в истории? Будем ли мы столь отзывчивы к своим детям и внукам, как те люди, которые еще могут ласково назвать нас своими бабушками и дедушками? Наверное, нет.

8 из 10

10 сентября 2014 | 20:09
  • тип рецензии:

Нужны ли детям старики? Я думаю, что таким же вопросом задался автор картины «Бабуся», когда снимал этот фильм. Детям нужны старики, когда не кому присмотреть за их чадом или нужно прополоть грядку на любимой даче и старики, конечно же, соглашаются!

А вот когда старикам нужна помочь детей, сразу возникает вопрос, нужно ли мне это? Это лишняя забота, переживания, хлопоты. И не каждый соглашается на это. Но таких людей, которые отказывают в помощи, я надеюсь очень мало.

Фильм снят просто великолепно, какие неописуемые пейзажи все-таки у нас в России, а как главная героиня сыграла свою роль, это надо видеть!

10 из 10

28 сентября 2008 | 11:57
  • тип рецензии:

Первый раз увидел фильм в 2004-м. Тогда на украинском канале его крутили. Я начал смотреть только со второй половины (Потом по всей Одессе искал его на DVD и нашёл. Теперь храню, как зеницу ока). Мне многие фильмы задевали душу, но так, чтобы до слёз, ещё не было. За время просмотра фильма я, как настоящий мужчина, продержался без слёз, но финал фильма уготовил мне сюрприз и я, недолго сдерживаясь, заплакал. Это наверно единственный случай в моей жизни был, когда я заплакал против собственной воли. Кроме того не припомню, когда бы я так ДОЛГО плакал. Фильм изменил моё представление о кинематографе в целом.

Фильм безусловно снят о нас (молодых) и указывает на наши тёмные стороны. До просмотра фильма я всегда считал, что страшнее смерти ничего не бывает. На примере бабуси видно, что страшнее смерти для старых людей - это равнодушие со стороны близких. В жизни всё так. Если рядом с тобой новенький мерседес, ты боишься его поцарапать или запачкать, а если рядом запорожец доисторических времён, можно и долбануть (сдачи не даст). Нам всегда кажется, что у нас проблем больше, чем у соседа за забором, поэтому и отношение к людям бывает 'брюзгливое'. Всему бедой - пессимизм, отсюда и равнодушие. Да, на Руси не всем хорошо живётся, так это не повод звереть вместе со страной.

Судя по игре Нины Шубиной (бабуся), режиссёр не ставил задачу поразить зрителя актёрской суперской игрой. Просто нужен был непосредственный образ. У актёров в целом получилась путаница в диалектах. Бабуся и её киношная сестра говорят как будто на разных языках. Шубина (бабуся) окает на северном диалекте, а Овсянникова (сестра бабуси) акает на московский манер (нам привычный). Это я бы назвал, хоть не большой, но ляп. В основном Шубиной много говорить в фильме не приходилось. Среди эпизодов, где она говорит, мне особенно понравился эпизод разговора бабуси, Веры и Ивана в начале фильма. Также преклоняюсь перед игрой Владимира Кулакова (Витя). Есть претензии к игре Сергея Ануфриева (Коля), особенно в моменте, когда он объясняет Лизе причину своего синяка под глазом.

Безусловная 'визитная карточка' фильма (да и развязка в целом) - это наверно события в доме Толика после прихода бабуси. Отсюда-то и начинаются крокодильи слёзы.

Достоинства фильма: сценарий, постановка, операторская работа, музыка.
Недостатки фильма: разность диалектов и фальш непрофессиональных актёров.

30 марта 2009 | 04:03
  • тип рецензии:

В этом фильме жалко всех, по-разному, конечно, но это чувство у меня проявилось к каждому.

По моему мнению, лишь два героя живут в полной гармонии с собой и смотрят на жизнь праведнее остальных. Это сама Бабуся и её внук. Печаль и несчастья окружают их, но они не отчаиваются, не опускаются до подлостей. Они принимают жизнь, какой она является, делают добрые дела и не требуют ничего взамен. В их поведении прослеживается параллель с мучениками, возведёнными по прошествии времени в ранг святых.

Я плакала, смотря этот фильм. Плакала от жалости, несправедливости, ничтожности человеческой сущности. А ещё от счастья, оттого, что есть фильмы, которые вызывают такие сильные эмоции, после просмотра которых пересматриваешь собственную жизнь, ощущаешь сильнейшую потребность многое изменить, улучшить. Хочется любить бескорыстно!

21 ноября 2008 | 00:49
  • тип рецензии:

В нашей стране есть два жанра фильмов, которые, пожалуй, всегда останутся популярными. Это криминал, и «бытовуха». Ну, с криминалом все понятно, все любят, когда добро побеждает зло. Бытовые же фильмы, призваны для того, чтобы показать нам проблемные места нашей жизни, и общества в частности. Так сказать, взгляд изнутри. Вот только проблемы как были, так и есть, а демотивирующие фильмы наподобие этого, все снимаются и снимаются.

Сюжет. Живет бабуся, которую все очень любят и ценят. Ведь на нее всегда можно положиться в вопросах воспитания и присмотра за внуками. Идет время, внуки вырастают, а бабуся все еще остается важным человеком в семье, так как у нее есть большой дом, который можно выгодно продать. В итоге дом продается, все счастливы, устраивают свою личную жизнь, но когда приходит время позаботиться о бабусе, все забывают что жизнь эту, дала им именно она.

Первую половину фильма бабуся живет у своей сестры в деревне. Вторую же, мы видим как ее (бабуси), племянница пытается пристроить ее к многочисленным родственникам. И как те, по разным причинам, веским, и не очень, отказывают. Племянница кстати тоже не такая уж белая и пушистая. Упрекая всех в равнодушии и холодности, сама она не может взять бабусю к себе, по причине занятости работой.

Вот такой нехитрый сюжет, который обречен на успех в этой стране, что видно по большинству положительных рецензий. Ведь мы часто встречаем таких вот одиноких, и брошенных бабушек и дедушек в обычной жизни. Это было есть, и, к сожалению будет. Ведь жизненные ценности сейчас меняются от духовного, и семейного равновесия, к материальному благополучию.

Я понимаю, что фильм призван показать нам эту проблему. Заставляет вспомнить о наших родственниках. Но подан при этом в очень уж мрачных, и «чернушных» тонах. При просмотре этого фильма настроение у меня все ухудшалось, и ухудшалось. По ходу фильма нам показывают спивающиеся, и вымирающие деревни. Пропасть между социальными классами. Черствость и наплевательство, по отношению к своим родным и близким.

Немного об актерах. Роль бабуси играет непрофессиональная актриса, что должно было добавить в фильм живости и реализма. Но вышло все наоборот. Все реплики произносятся неуверенно, и строго по сценарию. Заметно и откровенное стеснение бабуси. На это конечно можно закрыть глаза, но слишком уж это заметно на фоне остальной игры.

Не знаю нужно ли снимать такие фильмы. Ведь негатива хватает и в обычной жизни, видеть его в почти каждом российском фильме уже надоедает. Ведь люди любящие своих родственников, всегда их поддержат, и позаботятся. Тем же, кто думает только о себе, подобные фильмы не помогут. Они их и смотреть не станут.

5 из 10

10 сентября 2011 | 15:04
  • тип рецензии:

Этим летом мне посчастливилось побывать на театральном фестивале любительских театров 'Сибирская рампа', который проводится раз в два года на острове Ольхон. В нём, помимо коллективов из различных городов России принимали участия театры из деревень, население которых зачастую не превышает тысячи человек. Должен честно признаться: я не ушёл ни с одного спектакля, поставленного непрофессиональными режиссёрами и сыгранного непрофессиональными актёрами... Для меня это стало большим открытием и серьёзным поводом задуматься.

Не буду кривить душой, когда я начал смотреть этот фильм, непрофессионализм актёров сначала меня удивил, затем заставил раздражаться, но потом я поймал себя на мысли, что мне интересней наблюдать за актёрами, которые не играют на съёмочной площадке, потому что они проживают происходящее настолько искренне и настолько честно, что... я невольно начал им верить, более того, я начал им сопереживать, а Лизу и Бабусю даже любить.

Меня немного смутило, что в такой, казалось бы, ненавязчивой картине имеется претензия на такие темы как 'новые русские' или 'война в Чечне', но скорее всего, эти явления указаны для того, чтобы подсказать зрителю о времени, в рамках которого происходит действие.

'Ноженьки оттанцевали', но сила духа осталась. Печально, что режиссер пропустил (?) огромное количество оценок персонажей, которые могли бы усилить впечатление, но, с другой стороны, возможно, что тогда бы фильм получился слишком тяжёлым.

Честно скажу: я не плакал... И не хотелось, потому что уж слишком много злости накопилось к внукам бабуси. А чудо, которое произошло, на мой взгляд, было лишним, как бы цинично это не звучало. Столько горя, столько грусти, такая обречённость и в конце маленькое и наивное чудо? К чему оно?...

Тем не менее хочется сказать большое спасибо актёрам, режиссёру и всей съемочной команде, которые напомнили нам о том, что в дни, когда люди черствеют, когда слова 'благодарность' и 'милосердие' редко можно встретить хоть в каком-то воплощении, ещё живут такие люди как Бабуся, которые любят нас искренне и самозабвенно, которые трудились для нас, которые: 'рыли окопы там, где воевали наши деды', которые могут уйти на улицу без тени упрёка, оставив нам последнюю мандаринку в гостинец и всё, что им нужно - это капелька внимания, телефонный звонок, улыбка тех, кому они посвятили свои жизни.

24 ноября 2010 | 11:20
  • тип рецензии:

Это трогательная история о скитаниях бесприютной старушки. Она продала свой дом, раздав деньги своим детям, но теперь никто ни из них, ни из других родственников не хочет пускать ее к себе в квартиру по разным причинам. Весьма грамотная демонстрация человеческого свинства в драматическом ключе.

Фильм русский, был снят в 2003 году; в 2004 он собрал 30 различных наград, и его показ хорошо шел во Франции, Германии, Норвегии и США. Исполнительница главной роли, Нина Шубина, - не профессиональная актриса, а простая жительница Архангельской области. Первыми картину увидели жители ее села; сама же актриса весь фильм проплакала.

Меня сразу заинтересовало описание этого фильма, на которое я случайно наткнулся в газете. Просмотрел его не полностью, а только вторую половину, но важных деталей не пропустил. Драма производит крайне тягостное впечатление, едва ли удерживаешься от слез. Для меня он был непривычен своей простотой, прямолинейностью и незамысловатостью. Никакой глубокомысленной философии - все, как на ладони. Весьма специфическая картина, есть, о чем задуматься. Дешево, но сердито, как говорится. Такие фильмы надо смотреть... и снимать.

06 сентября 2007 | 12:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: