Если кратко, то «очень интересно, но ничего не понятно».
Конкретно здесь – Дэвид Линч курильщика, классический Линч, в отличие от его замечательной картины «Простая история», где можно насладиться результатом работы Линча здорового человека. Тут – те же красные шторы, тот же давящий фоновый шум, то же кисельное повествование, и – сплошные непонятки. Как ни лепи все детали вместе, ничего не сходится в стройную картину: ключевые персонажи совершают непонятные действия, происходят непонятные события, и всё это – на фоне обычной жизни других людей, у которых всё как обычно.
Если в «Малхолланд Драйв» «тумблер» откровенной мистики включается ближе к концу, то здесь это уже где-то на середине. Остаётся при просмотре лишь надеяться на какие-нибудь объяснения, но – увы, как обычно.
Снято всё мастерски, кино очень атмосферное, захватывает и погружает в себя постоянной интригой, однако местами нудные долгие сцены изрядно утомляют. Ещё к очевидным минусам добавил бы неадекватную психологическую реакцию некоторых героев на некоторые события, и этот минус целиком на режиссёре.
Раскрыта тема сисек Патриши Аркетт, красотки из фильма «Настоящая любовь». Изрядно удивил Линч своим решением повалять голых людей в пыли, когда для этого не было причины, – чисто для эпатажа.
Характерно, что один из ключевых героев так и не понял, кого и как ему нужно играть, и действовал на площадке чисто интуитивно. Это к слову о понятности происходящего на экране. Вероятно, Линч даже своим актёрам ничего толком не объяснял, и просто добивался нужных ему кадров; т.е. актёры не могли вжиться в свои роли. Интересное режиссёрское решение – не использовать актёров в полной мере, а лишь как марионеток. Зато потом получаются вот такие «головоломки».
Девид Линч: режиссёр-загадка, режиссёр-мистерия. Приступая к комментированию его фильмов неизбежно встаешь перед вопросом - что комментировать? Здесь нет привычных сюжетных арок, а истории скорее похожи на сон больного человека, чем на привычный нам ход повествования. Но всё-таки что-то притягивает, не даёт оторваться.
'Шоссе в никуда' (более правильный перевод - Утерянное шоссе) начинается с того, что саксофонист Фред и его жена Рене получают видеокассеты на которой запечатлен их дом и они сами - спящие. Это пугает героев и заставляет обратиться в полицию. Оказавшись на вечеринке друзей жены Фред встречает таинственного незнакомца, который будет появляться на протяжении всего фильма. В дальнейшем Фред снова получает видеокассету, на которой изображено её расчлененное тело. Фред попадает в тюрьму и приговариваеся к смертной казни за убийство жены. Охранник делает обход и находит в камере Фреда другого человека.
Пытаться разбирать происходящее бесмысленно. Непонятно, куда пропадает Фред, что за галлюцинации преследуют новенького, какая связь между Рене и Элис, одинаковыми внешне женщинами. Подобное было в 'Лестнице Иакова', где до последнего момента не было ясно, что происходит с главным героем, но в конце этому давалось логическое объяснение, и в 'Эффекте бабочки', где герой влиял на своё настоящее изменяя маленькие детали в прошлом. Увы, в 'Шоссе в никуда' подобного не происходит. Фильм порождает больше вопросов, чем даёт ответов.
Не случайно Линч заполучил свою славу - он сам признавался, что фильм является логически не постижимым, сродни психическому отклонению запечатленному на экране. Но с самого начала обращаешь внимание на достоинства фильма: это и мощная актёрская игра дуэта Пуллман-Аркетт, и внимательная режиссура Девида Линча, и смелые световые решения и качественная работа операторов. Фильм может понравиться, если, как говорится, отключить мозг и просто следить за происходящим. А там может быть и на 'Малхолланд-Драйв' настроитесь.
Дэвид Линч как режиссер мне симпатичен, и его проекты занимают особое место на моей 'кинополке'. Я отдаю ему должное за сериал 'Твин Пикс'. Считаю этот проект для своего времени выдающимся. Но сериал до сих пор остается многими недооценённым. Также как и многие полнометражные работы режиссера.
Причины непонятости в основном связаны с тем, что как выражается режиссер, он не хочет разжевывать свои концепции зрителю, и преподносить им closure/развязку, будь то фильма или сериала, на блюдечке.
Первый раз я смотрел 'Шоссе в никуда' еще лет 10 назад. И тогда я особо не углублялся в концепции режиссера, его киноязык, символизм.
Сейчас же, отсмотрев заново 'Твин Пикс', поняв гораздо больше, то и просмотр фильмов становится более легким. Тем более, что режиссер в фильме 'Шоссе в никуда' использует те же самые приемы, что и в своем главном по сути успешном проекте 'Твин Пикс'.
Перед нами снова детективная история. Но Линч не требует от нас быть детективами. И не намерен давать множество символов, будь то визуальных, вербальных и других, чтобы мы разгадали сюжет и приблизили развязку. Потому как режиссер сам еще в начале фильма убивает какую-либо интригу. То есть насколько я понимаю, создатели фильма, когда брались за этот проект, ставили перед собой совсем другие творческие задачи.
Еще в начале фильма режиссер дает подсказку, что мы снова погрузимся в мир грез/мечт/подсознания. Все эти сравнения абсолютно уместны. Мы видим до боли знакомые детали в доме главного героя. Красные кулисы/шторы Линч уже использовал в 'Твин Пиксе' в качестве портала между миром реальным и вымышленным.
Также мы видим в одной из сцен в начале фильма мощный огонь как предвестник мрачных/губительных событий в жизни главного героя.
Художественное время режиссер также виртуозно использует как один из своих любимых приемов. Если в начале фильма события разворачиваются довольно спокойно/плавно, где-то даже слишком тягуче, то после главного по сути разворота, темп фильма сильно меняется, на экране больше действия, диалоги происходят быстрее, отрывистее, музыка также подобрана под стать действию более темповая.
Линч исследует поток подсознания главного героя, его иллюзии и вымышленный мир. Лишившись по сути всего, ожидая своей смерти, ему (Фреду) ничего не остается как только воображать себе другую жизнь. В конце концов, режиссер подталкивает нас к мысли, что невозможно полностью блокировать все те ключевые точки/события и людей, которые проходят с нами в реальности. Они так или иначе нас настигнут даже там. Для этого Линч приводит в 'новый мир' Фреда двойник его жены Рене - Элис, а также его знакомого Энди, которого он подозревал в сексуальной связи со своей женой. В итоге все тайные желания Фреда в его подсознании довольно быстро реализуются. Но его пороки, внутренние демоны съедают его даже в вымышленном мире. И он остается ни с чем.
Интересно отметить и некоторых второстепенных персонажей фильма. Детективы в 'Шоссе в никуда' гораздо более реалистичные, серьезные нежели чем в том же 'Твин Пикс'. Это проявляется и в их внешнем виде (один довольно толстый, другой просто возрастной мужчина), в их разговоре (редкие отрывистые фразы, все исключительно только об их работе, никакого фирменного юмора и интересных диалогов между собой).
Также режиссер неслучайно ввел в фильм персонаж Мистического человека своего рода интерпретация Боба из 'Твин Пикс'. Но и здесь есть существенная разница. Если Боба в реальном мире никто из персонажей не видит, то Мистический человек проявляется вполне реально, и сразу наводит ужас на Фреда. Или я так его интерпретирую. Возможно это лишь внутренний демон Фреда, или же олицетворение Зла в фильме, несущее боль и страдание.
В целом фильм годится для знакомства с творчеством Линча, так как не перегружен сюжетными линиями, не изобилует загадочными символами. Для тех, кто видел 'Твин Пикс'и уже немного вник в киноязык Линча, фильм не покажется экспериментальным.
«Шоссе в никуда» — определенно самый слабый из классических линчевских фильмов. Его название, к слову, полностью определяет всю суть содержания: Линч словно сажает зрителя в уютный салон кадиллака, захлопывает дверь и отправляет в двухчасовое путешествие по шоссе, которое ведет в никуда. Ни стилистических изысков, ни выдержанной атмосферы, ни интересных персонажей, за которыми хотелось бы наблюдать, лишь монотонные разговоры ни о чем и постоянные поездки в никуда. Напрочь пропала как обыденность, простота, так и фирменный режиссерский почерк, так любимый огромным количеством фанатов по всему миру. Вернее, сами элементы «гротескной мистики», конечно, присутствуют, но употребляются они совсем не к месту, не для достижения какого-либо эффекта, а постоянно и без видимой на то нужны.
Классические черты произведений Дэвида Линча — сюрреализм, цинизм, мрачно-депрессивная атмосфера, таинственность, оккультизм, эзотеризм — переплетаются в «Шоссе в никуда» с андеграундной поп-культурой девяностых: «неоновые» ночные клубы, наркотики, диско-музыка и прочее. Возможно, фильм и имеет множество скрытых от глаз «фишек», обнаружить которые при первом просмотре невозможно, но проблема заключается в следующем: «Шоссе» не хочется пересматривать (в отличии от того же «Малхолланд Драйва»), не хочется заново вникать в скучную историю, не представляющую из себя ничего уникального, возвращаться к невыразительным персонажам, сыгранными актерами с каменными лицами. Из Билла Пуллмана и Патриции Аркетт вышел самый скучный дуэт из всех, что были представлены в фильмах Дэвида Линча. Таинственная музыка от Анджело Бадаламенти, автора цепляющего саундтрека к «Твин Пиксу», также не спасает. Композитор он пусть и хороший, но явно не уровень Бернарда Херрманна, который своими нагнетающими композициями мог создать нужную тревогу в любом, даже самом безынтересном фильме.
Музыкант Фред Мэдисон (Билли Пуллман) страдает от полового бессилия, вызванного переживаниями по поводу того, что его жена (Патриция Аркетт) ему постоянно изменяет. На фоне сильного стресса у героя развивается одна из форм шизофрении. Во время очередного эмоционального срыва Фред, сам того не понимая, убивает свою жену, после чего оказывается приговорен к смерти. А весь фильм — лишь потуги сознания музыканта, сидящего в одиночной камере в ожидании страшного суда, сознание которого агонизирует, выдавая самые разные проекции, вызванные страхом и чувством вины. Самую простую историю о сумасшествии Линч завернул в мистический детектив на манер «Твин Пикса», не имея для этого ни малейшего повода. Если вспомнить, то можно привести в пример еще множество подобных фильмов. Взять, к примеру, фильм Дэни Вильнева «Враг», вышедший десятилетием позже, который почти в точности повторил сюжет «Шоссе в никуда». Поменялись лишь факторы, повлиявшие на развитие шизофрении у главного героя.
Таким образом, под личиной глубокомысленного произведения Дэвид Линч подсунул зрителям пустышку, которую даже оформить должным образом не смог. Но не стоит ругать режиссера, ведь промахи бывают у каждого, а «Шоссе в никуда» — один из немногих проектов в карьере режиссера, который не удался. Хотя, если взглянуть на рейтинги фильма на различных кинопорталах, то можно с уверенностью сказать: людям понравилось и это произведение, настолько любителям кино природнился фирменный стиль Дэвида Линча.
'Шоссе в никуда' - это третий по счету фильм Дэвида Линча, который я решилась посмотреть. Первым был фильм 'Голова-ластик'. Этот кошмар я хочу забыть раз и навсегда. Не даром его включили в Топ-25 самых опасных фильмов. Вторым был 'Малхолланд Драйв', оставивший после себя уйму вопросов, эмоций и впечатлений. Что интересно, эмоций скорее положительных. Также осталось желание пересмотреть фильм еще раз в будущем, чтобы еще раз попытаться в нем разобраться.
И вот меня снова потянуло посмотреть какой-нибудь странный запутанный фильм.
Я знала, что если обращусь к Линчу, то не ошибусь. Что ж, в этом Линч меня не подвел. Фильм 'Шоссе в никуда' действительно странный и очень запутанный.
Но вот сюжет... Если бы я не смотрела упомянутый выше 'Малхолланд Драйв', то, возможно, что сюжет фильма 'Шоссе в никуда' показался бы мне весьма неординарным.
Но после... Да эти два фильма похожи как две капли воды!
Я знаю, что 'Шоссе в никуда' был снят раньше 'Малхолланд Драйва'. Но это нисколько не оправдывает повторы в сюжетах этих фильмов.
Оба фильма делятся на две части, одна из которых более-менее реалистичная и последовательная, а вторая полностью сюрреалистичная и безумная.
В обоих фильмах идет замена главного героя на совершенно другого человека, при этом имеющего очень смутное сходство с предыдущим.
В обоих фильмах героев преследуют навязчивые видения.
Также в обоих фильмах происходят непонятные убийства, причем убитый человек то мертв, то воскресает и появляется в фильме вновь в другом амплуа.
Да и многие приемы съемки очень схожие.
Я могла бы написать целую исследовательскую работу по сравнению двух фильмов Линча. Но к чему это? И без того понятно, что они похожи до невозможности.
Да, действующие лица и наполнение сюжета разные, но сюжетная канва одна и та же.
Разумеется, ни в том, ни в другом фильме в итоге не дается никаких пояснений происходящему. Зрителю предоставляется право самому ломать голову и строить одно предположение за другим.
И все же я попыталась разобраться в сюжете фильма 'Шоссе в никуда'.
Его можно трактовать двумя способами.
Первый вариант трактовки более примитивен. Он состоит в том, что вторая половина фильма, начиная с подмены героя в тюрьме - ни что иное, как бредовый сон Фреда Мэдисона. Режиссер отчасти дает нам намек на эту версию.
Когда Фред Мэдисон попадает в тюрьму, его мучают страшные головные боли и бессонница. Во время прогулки он теряет сознание, и тюремный врач, осматривая его, спрашивает, как у него обстоят дела со сном. Фред признается, что уже не помнит, когда он нормально спал. Тогда врач дает Фреду какое-то лекарство и говорит, что теперь-то уж Фред будет спать очень крепко. После чего долго и многозначительно смотрит на Фреда.
Второй вариант трактовки фильма более неординарный. На него меня натолкнули воспоминания о фильме 'Донни Дарко'. Временная петля, вот на что похож весь фильм 'Шоссе в никуда'! Ведь фильм начинается и заканчивается одной и той же фразой в домофон. Все признаки закольцованного сюжета тут на лицо. Так почему же не предположить, что Фред Мэдисон, подобно парнишке Донни Дарко, попал в тангенциальное пространство? Не стоит забывать, что в пространстве Донни Дарко все окружающие люди выглядели вполне обычно и, не считая странных редких видений, ничто не намекало на то, что с миром вокруг него что-то не в порядке.
Вот и 'Шоссе в никуда'. Может быть, дело вовсе не в Фреде Мэдисоне? Может быть, это весь мир вокруг него - не в порядке? Может, люди вокруг него - лишь декорации? А вся его жизнь - это лимб, куда он возвращается снова и снова? И его странное перевоплощение лишь показывает, что с миром что-то не так?
Не стоит забывать, что в любой временной петле всегда есть какой-то крючок.
Донни Дарко видел парня в костюме кролика. А Фред Мэдисон то и дело видит Таинственного человека.
Кроме того, в каком бы облике ни был Фред Мэдисон, все люди, которых он так или иначе встречает - одни и те же - Дик Лоран, он же мистер Эдди, хозяин роскошного дома Энди (который везде Энди), Рене Мэдисон, она же Элис Уэйкфилд.
Анализируя этот фильм, я старалась вспомнить другие фильмы, затрагивающие тему временной петли. И мне пришел на ум фильм 'Треугольник'.
У любой временной петли есть строгий временной промежуток и строгая точка отсчета.
В фильме 'Треугольник' этой точкой отсчета был гигантский лайнер. А в фильме 'Шоссе в никуда' мне почему-то кажется, что этой точкой отсчета мог стать отель 'Lost Highway', где пытался скрыться главный герой. Предположим, что герой совершает серию убийств, после чего пытается скрыться от полиции по шоссе, где заезжает в отель 'Lost Highway'. Он заходит в отель, засыпает, и просыпается вновь у себя дома за несколько дней до убийства!!!
Это объясняет и голос в домофоне. Фред Мэдисон, подобно другим героям похожих фильмов, пытается сам себе напомнить, что всё это с ним уже было!!! Он успевает предупредить сам себя, потом пытается скрыться от полиции, но куда бы он не ехал, шоссе привозит его всё в тот же отель. Это также объясняет и его видения будущего и странные сны. Он просто вспоминает то, что происходит с ним в петле вновь и вновь! Видеокассеты тоже вписываются в эту канву. Как становится понятно, никто посторонний в дом Мэдисонов не проникает. Вероятнее всего, кассеты оставляет Фред сам себе, пытаясь напомнить о том, что его ожидает в будущем. Правда, в фильме говорится, что кассеты оставлял на крыльце Таинственный человек. Но хоть он и был реальной персоной (поскольку гости на вечеринке видели его), он мог быть всего лишь функцией к решению задачи Фреда.
Может быть, мои версии не выдерживают никакой критики. Но мне они нравятся.
Напоследок хочется отметить музыку из фильма, - Дэвид Боуи, Раммштайн, Мэрлин Мэнсон... одни только саундтреки поднимают этот фильм на более высокий уровень по сравнению со всеми предыдущими работами Линча.
Но моя рецензия все же не может быть положительной, поскольку, как я уже сказала, Линч повторяется. Линч не сумел меня удивить.
'Если ты говоришь, что понял фильм Линча после первого просмотра и без обращения к объяснениям, то не пизди мне, мразь, кого ты обманываешь?'
Всеобщая великая шизофрения не от мира сего, – сказала бы я года четыре назад, посмотрев данный фильм спустя рукава. Но добралась до него только сейчас и не зря. Как человек знающий о таланте Линча совсем немного и весьма абсурдно, я решила оставить этот весомый кусок на потом. Это вам не 'Синий Бархат' с его 'папа хочет сношаться' и прорезающаяся сквозь время фабула фильма 'Дюна'. Единственное, что ты услышишь из динамика своего домофона – это 'Дик Лоран мертв', а что делать с этой информацией и как поступать дальше, абсолютно не важно.
Разложившаяся фантазия и дуализм главного героя – тот самый источник проказы картины. Если бы в ней не было столько символизма, я бы плюнула от досады и громко хлопнула крышкой ноутбука после просмотра, но все оказалось интереснее, чем может показаться на первый взгляд. Начало действия было весьма отягощенным, держащим в напряжении первые 15 минут. Сидишь и ерзаешь за столом, как Мэрион за рулем своего авто в хичкоковском Психо... а потом просто не понимаешь, что происходит.
Единственное, что понимаешь за 2 часа дальнейшей фантасмагории: все темные стороны твоей сущности собраны здесь воедино, сиди и любуйся. Загадочный человек с его фантомными появлениями и звонками – это голос твоего подсознания, а видео кассеты с записью с камер наблюдения, его дополнительные проекции. И как не старайся убежать от проблемы, ее решения не найти, даже в альтернативной реальности (спасибо Фрейду).
Все, что остается в итоге – это путь, бесконечный побег от себя по шоссе в никуда.
Сначала подумал про раздвоение личности, потом про мистику (последний вариант более реальный). Я не большой поклонник фэнтази, но этот фильм немного другое. Ясно, что это своеобразный кинематографический сюрреализм, который каждый в праве интерпретировать и толковать в соответствии со своими ощущениями. Примечательно то, что этот фильм держит в своеобразном напряжении на протяжении всех двух с четвертью часов (именно столько длится лента.)
Подкупает в этом фильме хороший атмосферный саундтрек, дельная игра актеров и наличие откровенный сцен, как бы странно это ни звучало. Здесь Патрисия Аркетт играет роль роковой женщины, она пленяет, она искушает своей дьявольской красотой, своим телом, женственностью, коварством. Она же убивает, но убивает горячо, страстно, предавшись сладострастному упоению любви.
Можно много и долго критиковать Линча за то, что он просто снял тот бред, который был накоплен у него в голове (явно после приема каких-либо веществ), приправил все это сексом и хорошей музыкой. Но это утопия притягивает, как притягивает своих рабов Эллис и Рэне.
Долго не мог понять, понравился мне этот фильм, или нет. Я люблю картины Дэвида Линча. После просмотра каждой я испытывал восторг. Здесь же все по-другому. Впечатления от фильма неоднозначные. Такое ощущение, что это не его работа.
Актеры сыграли неплохо, но как-то суховато. Лучше всех, на мой взгляд, сыграл Билл Пуллман. Остальные сыграли на одинаковом, среднем уровне.
Сюжет занятный. Странный и запутанный. Это история о Фреде Мэдисоне, парне, приговоренном к смертной казни за убийство собственной жены. Какая-то таинственная сила вызволяет его из тюремной камеры. А на его месте там оказывается невинный паренек Пит Дейтон. Этих двух людей кое что сближает. А именно- то, что они... Не буду спойлерить. На протяжении всего фильма происходит неразбериха, свойственная фильмам Линча. Однако исполнение сильно хромает и отбивает охоту во всем этом разбираться. Единственное, что впечатляет, это концовка.
Песни группы Rammstein не вписываются в происходящее, никак не сочетаются с атмосферой фильма. Порадовало появление Мэрлина Мэнсона в роли порно актера. Но он там засветился буквально на пять секунд.
В общем, не зацепило. В принципе, фильм неплох, но до уровня Линча не дотягивает.
6 из 10
P.S. Роберт Блейк, сыгравший загадочного... черт знает кого, в 2001 году подозревался в заказном убийстве своей жены. Вот так совпадение!
Единственно правильное - это примириться с существующим порядком вещей
Франц Кафка
5°
Саксофонист Ф. терпит ежедневные фиаско в постели и подозревает знойную женушку в супружеской неверности. Та, в свою очередь, буквально излучает пленительное ню с сосками, ягодицами и зелеными глазищами. А тут еще загадочные видеописьма неизвестного вуайериста и неприятный тип, выкидывающий странные фокусы. Так вязкий сюр диковинных событий толкает Ф. в омут темной безнадеги, так бедолага тихо съезжает с катушек в направлении закономерного неба в клеточку, озвученного закадровым смертным приговором. И зловещие паучки поползут по стенам, и повсеместное раздвоение действующих лиц обернется страшной разгадкой, упакованной в красную капсулу, и чудесное спасение окажется пустым миражем, маскировкой персонального ада несчастного Ф.
180°
Упиваясь приятной сладостью дыма нормальности, Линч переплетает сон и явь, будничность и сумасшествие – саундтрек Бадаламенти нагоняет жути, телефонные звонки провоцируют нервные конвульсии, а приглушенная тьма интерьеров сгущает постановочный туман. Отдельных комплиментов заслуживает сценарий - дедушка Дэвид экранизирует холодный ужас ночных кошмаров, вышивая нарратив петлей Мебиуса, а тягучая бесконечность завязки уступает место лихорадочной чечетке действия. Получается интересно - нечасто случается видеть столь захватывающие анамнезы. Флэшбеки оказываются флэшфорвардами, уроки вождения проявляются довольно радикальной педагогической манерой, а занимательная этнография страны чудес и патологий пестрит прелюбопытными метафорами - падение в кроличью нору бреда приводит к безумному чаепитию с собственным подсознанием, заглавное шоссе расплывается в едком дыме реальности.
355°
Ведь не существует ни этого шоссе, ни этого автомобиля, ни даже дохлого Дика Лорана, есть лишь тщетная надежда заблудиться в ворохе ужасных воспоминаний. Но, увы, все может человек забыть, но не себя самого, вот и просвечивает мизанабимом вторая часть «Шоссе», оказываясь на проверку не явью, но яркой галлюцинацией, аккуратно спрятанной в недрах сюжетной матрешки. Так персонаж культового фильма Роберта Вине скрывался от мучительной правды в дебрях фантазий о заговоре сомнабул, так двадцать пятый час Спайка Ли журчал реквиемом, торжественной одой горькой безнадежности несбыточной мечты. Не ждите мельтешения смыслов, не ждите противоречивых толкований, все довольно просто – перед нами еще одна вариация на тему danse macabre, история о том, как смерть начинает и выигрывает, сухая хроника бала повешенных. Мораль сей басни проста – нет никакого доктора Калигари, а Монтгомери Брогану только снится чудесное спасение из цепких лап правосудия. Словом, ребус разгадан, получите уровень и два сокровища в придачу. Правильно?
Ризома
Нет. Вам кажется, что это триста шестьдесят - это ноль, стрелка пошла по второму кругу, змея укусила себя за хвост. Вам кажется, что это рецензия – это издевательский памфлет, более-менее полностью ломающий безумный мир обывательского уюта. Пришло время выбросить утешительные кривые зеркала и посмотреть правде в глаза, пришло грозное время ясности. Оглянитесь вокруг и вы увидите, как привычная обыденность полыхает синим пламенем делирия, а отрадные заблуждения освещают мрак ярким звездопадом химер. Не только полоумные убийцы линчуют здравый смысл в рамках психологической самозащиты, этим занимаются все люди, в сущности, вся наша жизнь стоит на фундаменте большой и малой лжи. Возьмите хотя бы религию, не спешите только слепо ринуться в абсурд, давайте попробуем поговорить серьезно. Что будет, если мы отбросим концепцию загробного существования? Жизнь окажется лишь агонией угасания, юдолью скорби, тоскливой историей тоскливой болезни. Именно поэтому очень понятна идея придать окружающей нас несуразице хоть какой-то смысл. Идея, что ни говорите, святая, вот только миру ничего не нужно, мир принимает вас, когда вы приходите, и отпускает, когда вы уходите, вот и все. Вы полагали свою биографию дорогой к безмятежному благолепию, прелюдией к вечной жизни бессмертной души? Выдыхайте этот успокоительный самообман, друзья мои, выдыхайте его поскорее – мы уходим не в молочный свет нирваны, а в дрожащую муть ночного шоссе, затерянного посреди слепого ничто. А Бог... Что Бог? Бог мертв; тело его, с переломанной шеей, мерно покачивается на петле, на самом верху лестницы в небо, что приснилась однажды старику Иакову.
«Need to contaminate to alleviate this loneliness. I now know the depths I reach are limitless».
От реальности не спрячешься.
Фрэд Мэдисон, музыкант, 30 с чем-то лет, женат. Свой дом, отсутствие необходимости работать с 9 до 5, а жена такая, что слюнки текут. Это - мечта большинства мужчин. Однако, мало кто подозревает, что содержится внутри этой сладкой, на первый взгляд, конфеты.
Наблюдая эту сторону жизни, я приходил в недоумение, видя, сколько напряжения на лице главного героя, сколько натянутости в диалогах этих двух людей, которых с трудом можно назвать семьёй. Это сразу бросилось в глаза. Очевидно, у главного героя есть причины на такое поведение, есть причины видеть ночью кошмары, и это даже не, как выясняется позже, импотенция, это - скорее как одно из последствий.
Время в фильме движется подобно клубящемуся дыму, постепенно набирая обороты, происходят события, которые не имеют логического объяснения, события, выходящие за рамки нормального восприятия человека. В них чувствуется напряжённость и подозрительность, абсолютная, поглощающая, не дающая ни минуты покоя. Это не может продолжаться вечно - это всегда приводит в один конец. Однако, обычный выбор человека в такой ситуации - оттянуть страшный суд, оттянуть встречу с правдой тет-а-тет, благо средств в наше время - на любой вкус. Но чем дольше оттягивать встречу - тем она страшнее.
Фильм совершает крутой поворот, и зритель как будто снова в начале какой-то дороги, такой яркой и беззаботной, в отличие от первой, но стоит проехать первую сотню километров, и в глаза бросается сходство с первой - достаточно наступить ночи, достаточно остаться один на один с собой. Одному не нужно никому врать, а частица правды внутри всегда с нами, как и червь лжи, медленно поглощающий наши положительные намерения.
Какое же красивое начало у этой второй истории! И как красиво показывает режиссёр истину, сущность этой истории-мечты, скрытую от торопливых, невнимательных глаз.
Зритель вынужден обращать внимание на каждую деталь фильма, пытаясь объяснить то, что происходит, пытаясь понять главного героя, пытаясь найти какое-то объяснение.
На мой взгляд, посыл Девида Линча в этом фильме следующий:
1) Мечты и кошмары совместимы. Большинство, мы, воображая себе наши мечты, эти прекрасные истории, жизни, в которых нет проблем, нет плохих эмоций, нет преград, напрочь забываем про необходимость заботливо относиться к своему окружению, чтобы не случалось, забываем то, что на всё есть причина - как и на искреннюю радость. Мы как раз ограничиваем себя - эта гадкая черточка, желание избавиться от проблем одним щелчком пальцев. Мечты больше свойственны лентяям и бездельникам.
2) Невозможно сбежать от реальности, но, как пел один из композиторов данного фильма, Трент Резнор, 'глубины, которых я достигаю, безграничны'. Главный герой настолько погряз в искажении реальности, в этом желании изменять под себя, забыться, что перестал контролировать этот процесс.
3) Погоня за удовольствиями - прямиком по шоссе в никуда.
А в общем, всё это об одном. История Пита Дейтона - это вымышленный мир Фрэда Мэддисона, его мирок, в который он скрылся. Его реальность настолько угнетающа, его напряжение достигло предела - решение бросить оставшиеся силы на выдумывание себе альтернативной жизни скорее неосознанно, как спасательный круг, который система, вышедшая из под контроля, в панике надевает. В этой мечте явно прослеживаются попытки Фрэда опять подстроить реальность под себя. В этот раз всё будет по-другому, да-да, он исправиться, непременно, вот увидите, он - хороший персонаж, надо только дать ещё один шанс, пожалуйста, забудьте про то, что было, пожалуйста.
И вот, перед нами - результат. На многое же способен наш разум, даже будучи доведённый до такого состояния.
Я не могу объяснить каждую сцену фильма, но из этой мечты, этой попытки закрасить бесцетные оттенки прошлой жизни, я вижу ключи, которые дают мне общую картину.
Я вижу, что Фред Мэддисон был очень одинокий человек, копящий эмоции в себе. Он лишён возможности излить душу, поговорить с кем-то по душам. Друзей нет. Он лишён возможности расслабиться физически - секс также недоступен.
Я вижу, что он очень чуткий, но настолько же корыстный. Его чуткость доведена до крайности, он видит то, чего нет в реальности, а иногда и выдумывает реальность под себя.
Я вижу воплощение безжалостной правды, этой суровой и сильной части Фрэда Мэдисона, этого таинственного человека. Но как выглядит этот человек? Бледная кожа, отсутствие бровей, этот ужасный вид, но и этот пронзающий насквозь взгляд - он знает правду. Вот так угнетающе выглядит оставшаяся часть адекватности и разума Фрэда Мэддисона.
А самое главное, я вижу, что он всё понимает. Не подобрать верных слов, чтобы описать то гадкое ощущение, что правит им, заставляет страдать, выдумывать, ревновать, врать самому себе. Насколько ужасно выглядит эта ложь в этой мечте, настолько красива метафора, с помощью которой режиссёр донёс до зрителя внутренний мир героя.
Прекрасен и безжалостен, многогранен и таинственен окружающий нас мир, не стоит прятаться от его кошмаров и страхов - в них загадка, в её решении - радость.